Сэмюэл Барбер (Barber)
Сэмюэл Барбер (Barber)
(1910–1981)
Американский
композитор, родился 9 марта 1910 в Уэст-Честере (шт. Пенсильвания). Начал
учиться музыке в возрасте шести лет и уже на первом году обучения обнаружил
признаки композиторского дарования. В тринадцать лет поступил в Музыкальный
институт Кёртиса в Филадельфии, где в течение девяти лет занимался игрой на
фортепиано, пением и композицией, а также брал уроки дирижирования у Ф.Райнера.
Во
время Второй мировой войны Барбер служил в военно-воздушных силах США. В апреле
1945 он был избран почетным членом Мемориального фонда Дж.Гуггенхейма. В
течение летних сезонов 1947 и 1948 являлся музыкальным консультантом
Американской академии в Риме.
Среди
сочинений, принесших Барберу мировую известность, можно упомянуть адажио для
струнного оркестра, оркестровые эссе № 1 и № 2, Кэприкорнский концерт для
флейты, гобоя, трубы и струнных (Capricorn Concerto), виолончельную и
фортепианную сонаты (соната для фортепиано впервые исполнена Владимиром
Горовицем). В опере Ванесса (Vanessa) раскрылся талант Барбера как музыкального
драматурга.
Первая
симфония была создана в Риме и исполнена там же под управлением Б.Молинари
(1936); в 1937 сочинение прозвучало на Зальцбургском фестивале. Премьеру Второй
симфонии провел в 1944 Сергей Кусевицкий с Бостонским симфоническим оркестром;
под его же управлением в 1948 состоялось первое исполнение Летней музыки
(Knoxville, Summer of 1915) для квинтета духовых, а в 1946 – виолончельного
концерта.
Балет
Медея (другое название Пещера сердца; Medea, Cave of the Heart), заказанный
Барберу Мартой Грэхем, до сих пор пользуется наибольшей известностью среди его
театральных композиций. Оркестровая сюита из этого балета впервые прозвучала в
1947 в исполнении Филадельфийского оркестра под управлением Ю.Орманди.
В
1964 Барбер получил заказ на оперу Антоний и Клеопатра (Antony and Cleopatra)
по Шекспиру; в создании ее либретто композитор сотрудничал с режиссером
Ф.Дзеффирелли. Премьерой этого произведения было ознаменовано открытие 16
сентября 1966 нового здания нью-йоркской «Метрополитен-опера».
В
течение своей жизни Барбер получил множество премий и наград, в том числе
дважды Пулитцеровскую премию (1958 и 1963): в первый раз премия была присуждена
ему за оперу Ванесса, которая одновременно получила и Премию критики; во второй
– за фортепианный концерт № 1.
Экспрессивная
природа музыкального дарования Барбера – в основном романтическая, лирическая.
Именно поэтому в период творческого становления его не привлекла ни одна из
«систем», возникших в музыке 20 в. – ни неоклассицизм Стравинского, ни
атонализм, ни додекафония Шёнберга. Барбер предпочел им выразительные средства
19 в., и на этой основе рано сумел выработать технически совершенный стиль,
главными признаками которого можно считать объективность и нейтральность.
Пожалуй,
только в одном сочинении Барбера – Кэприкорнском концерте (1944) – заметно
прямое влияние художественных течений современности, а именно неоклассицизма
Стравинского. Неоклассицизм оказал сдерживающее воздействие на романтически
насыщенный язык Барбера, и тенденция к экономному обращению с выразительными
средствами и кульминациями стала характерной для всего зрелого творчества
композитора.
Умер
Барбер в Нью-Йорке 23 января 1981.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/