Сущность экологической экспертизы. Виды экологического контроля
Оглавление
Введение
. Понятие и цели экологической экспертизы
. Виды экологической экспертизы
. Экологический контроль
. Виды экологического контроля
. Проблема совершенствования законодательства в области проведения экологического контроля
. Задача
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Основу российской системы экологической оценки составляют экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), а также согласование применяемых подходов с международной практикой при учёте специфики нашей страны.
Системы экологической оценки намечаемой деятельности сегодня используется практически всеми странами мира и многими международными организациями. Экологическая оценка основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии осуществления этой деятельности.
В России основными составляющими экологической оценки является экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами, и оценка воздействия на окружающую среду, проводимая заказчиками документации, подлежащей экспертизе.
Системы экологической оценки очень молоды. Активно развиваться системы экологической оценки стали в середине 19 в. в связи с проблемой предупреждения техногенных катастроф и вопросами организации экологического мониторинга, которые к настоящему времени не являются главным содержанием проблемы обеспечения экологической безопасности.
Роль современной процедуры проведения ОВОС в обосновании инвестиции очень велика. Экологические ограничения хозяйственной деятельности при реализации предлагаемых инвестиционных проектов позволяют выполнять ранжирование территории по уровню экологической безопасности на региональном и локальном уровнях и определить допустимость будущих техногенных воздействий на объекты природы. Уже на стадии планирования готовятся рекомендации и регламенты обеспечения безопасности населения. Экономическая интерпретация экологических ограничений - это оценка ущерба природной среде и здоровью населения в результате воздействия различного рода, в том числе и чрезвычайного характера. Непосредственными предшественниками российской системы экологической оценки явились правила проектирования, территориальные комплексные схемы охраны природы и разрешения на отдельные виды природопользования, а также ведомственные и межведомственные экспертизы, не обеспечивающие подлинную комплексность анализа экологических воздействий.
1. Понятие и цели экологической экспертизы
Существовавшая в прошлом практика осуществлять хозяйственную деятельность без учёта существующего и прогнозируемого состояния природной среды, без оценки последствий от хозяйственной деятельности привела к ухудшению экологической обстановки и образованию очагов социальной напряженности в местах расположения экологически неблагоприятных предприятий. В целях предотвращения принятия экологически не продуманных решений на стадии разработки предпроектной и проектной документации в законе «Об охране окружающей природной среды» впервые были сформулированы основы проведения экологической экспертизы в РФ. В исполнении этих принципов был разработан и 23 ноября 1995 г. принят ФЗ «Об экологической экспертизе» с последующими изменениями и дополнениями.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Цели экологической экспертизы заключаются в предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы, а также в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
1.презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
2.обязанности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
.комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
.обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
.достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
.независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
.научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
.гласности, участия общественных организаций, учёта общественного мнения;
.ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экспертизы.
2. Виды экологической экспертизы
По российскому законодательству существует два вида экологической экспертизы - государственная и общественная.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
1.проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;
2.проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учётом режима охраны природных объектов;
.проекты соглашений о разделе продукции;
.материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
.проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
.объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ», Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ», Федеральном законе от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ».
Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:
1.проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;
2.проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учётом режима охраны природных объектов;
.материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции исполнительной власти субъектов РФ;
.объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию:
¾доработки такого объекта, по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
¾истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
¾внесение изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды. В том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.
3. Экологический контроль
Государственный экологический контроль - важное звено правового механизма охраны окружающей среды, осуществляется для обеспечения деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.
Экологический контроль представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений с целью их устранения.
4. Виды экологического контроля
Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает государственный, производственный, муниципальный и общественный.
Государственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 65 Закона). Под государственным контролем понимают один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий.
Государственный экологический контроль проводится в предупредительной и текущей формах. Предупредительный контроль осуществляется на стадиях планирования или проектирования хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, реализации проекта, ввода объекта в эксплуатацию; текущий - реализуется на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.
Названный контроль осуществляется в отношении соответствующих объектов:
-в области использования и охраны земель (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. №1362 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель);
-в области использования и охраны недр (постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. №132 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»);
в области обеспечения карантина растений на территории - в форме государственного фитосанитарного контроля (Федеральный закон РФ от 15 июля 2000 г. «О карантине растений»);
в области использования и охраны водных ресурсов;
в лесном хозяйстве;
в сфере охраны атмосферного воздуха (постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. №1292 «О специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха»);
в сфере охраны животного мира.
Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют широкие полномочия. В частности, согласно Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды (ст. 70), они имеют право:
-принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности экологически вредных объектов;
-налагать административный штраф в установленном размере за нарушение природоохранительного законодательства;
предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного природной среде, и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности;
выдавать разрешения на природопользование, устанавливать государственную экологическую экспертизу.
экологический экспертиза контроль правовой
Основные задачи развития правового регулирования экологического контроля состоят в том, чтобы совершенствовать экологическое законодательство, создавать реально работающие механизмы реализации экологической политики.
Важным решением в выстраивании системы экологического контроля стало принятие закона об обязательной государственной экологической экспертизе при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Данный закон приводит в соответствие Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации в части расширения перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней. Вводится принцип "одного окна" и устанавливаются все необходимые процедуры для прохождения экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза является эффективной и актуальной формой экологического контроля. Для обеспечения последовательного и системного контроля нужны технологические нормативы, задающие параметры этого контроля и позволяющие определить ответственность.
Действующее законодательство свидетельствует о необходимости принятия специального комплексного нормативно-правового акта об экологическом контроле. Следует отметить, что экологический контроль обладает особенностями в процессе его организации и осуществления. Деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих экологический контроль, должна быть четко определена нормативным актом. Чтобы обеспечить четкое правовое регулирование предмета, пределов, объектов и видов экологического контроля целесообразно принять Федеральный закон "Об экологическом контроле".
Указанный федеральный закон позволит решить следующие задачи:
сохранение благоприятной окружающую среду за счет предотвращения и прекращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на нее;
создание правовых механизмов для реализации последовательной экологической контрольной деятельности федеральных органов исполнительной власти;
закрепление всех видов экологического контроля: государственного, производственного и общественного;
определение порядка организации и осуществления каждого из видов экологического контроля, установление принципов и форм их взаимодействия;
упорядочение отношений в области экологического контроля, в том числе ликвидация дублирования полномочий, как между федеральными органами исполнительной власти, так и между ними и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления;
разграничение функций экологического контроля и надзора.
Таким образом, будут устранены и иные правовые пробелы в этой области, что позволит повысить эффективность экологического контроля и одновременно упростить взаимодействие между субъектами экологического контроля.
. Задача
Не имея лицензии на охоту, гражданин Петров застрелил в лесу в пределах природного заказника регионального значения лося, за что был задержан охотоведом.
Вопросы: К какой ответственности может быть привлечен гражданин Петров? Подлежит ли изъятию мясо и шкура убитого лося? Подлежит ли изъятию ружье?
Решение
Зака́зник - охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.
В режиме заказников предусмотрен не только запрет охоты, но и существенное ограничение хозяйственной деятельности на его территории с учетом особенностей охраняемых видов животных, растений и природных комплексов.
Итак, разберемся в ситуации:
Согласно закона Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте» статья 61 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации».
В пункте "г" части первой статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848) слова "на территории заповедника, заказника" заменить словами "на особо охраняемой природной территории".
Согласно правилам охоты в Российской Федерации
Грубыми нарушениями правил охоты считаются:
·охота без лицензии на диких копытных животных и бурого медведя;
В случае причинения ущерба госохотфонду с нарушителя взимается иск в следующих размерах (в минимальных размерах заработной платы):
·лось, олень благородный (европейский, кавказский, марал, изюбрь), овцебык - 20;
В случае причинения ущерба государственному охотничьему фонду на территории государственных заповедников ущерб исчисляется в двойном размере.
За нарушение правил охоты Петров может быть привлечен к ответственности по статье 85 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях" или статье 258 Уголовного кодекса Российской Федерации, статье 85 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды"
Подлежит ли изъятию мясо и шкура убитого лося?
Федеральный закон "О животном мире" предусматривает, что "незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция... подлежат безвозмездному изъятию... в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции с виновных лиц взыскивается ее стоимость" <*>. При правомерной добыче животных добытые объекты и полученная от них продукция становятся собственностью пользователя (ст. 40), которым в данном случае может быть и охотник. При незаконной охоте не происходит перехода права собственности. Добытые животные и полученная из них продукция принадлежат государству. Нарушитель без законных на то оснований завладевает продукцией, что гражданским законодательством именуется неосновательным обогащением.
Подлежит ли изъятию ружье?
Согласно статье 27. 10 «Изъятие вещей и документов» Кодекса РФ об административных правонарушениях» охотничье ружье, явившееся орудием совершения административного правонарушения, у охотника может быть изъято.
С юридической точки зрения «изъятие ружья представляет собой принудительную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направленную на сбор вещественных доказательств по данным делам, а также на недопущение продолжения использования орудий совершения или предметов административного правонарушения в противоправных целях».
Заключение
В современных условиях перехода России к рыночным отношения экологическая экспертиза становится основным элементом принятия решения на любом уровне управления. В первую очередь, это связано с переходом от административных методов регулирования экономики к рыночным, что предусматривает развитие независимой экологической экспертизы как одного из важнейших инструментов в процессе принятия решений.
Будущие поколения должны иметь такие же возможности удовлетворения потребностей, как и нынешнее. Для этого совокупный природный и экономический потенциал, оставляемый для них, должен быть сохранён или приумножен в результате намечаемой деятельности.
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
.Кодекс РФ «Об административных правонарушениях».
3.Уголовный кодекс Российской Федерации.
4.Закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте».
5.Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 14 марта 2009 г. №32-ФЗ).
6.Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 07 мая 2009 г. №90-ФЗ).
.Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. №716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)".
.Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. №53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)" (в редакции Постановления Правительства РФ от 31 марта 2009 г. №285).
.Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. №285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю".
10.Научно-практический комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях, подготовленный коллективом практических и научных работников под общей редакцией директора Департамента Минюста России заслуженного юриста Е.Н. Сидоренко - Москва, Издательство «Проспект», 2006.
11.Боголюбов, С.А. Экологическое право: конспект лекций / С.А. Боголюбов - М.: Велби, 2007. - 224 с.
.Ганюхина, О.Ю. Общественный экологический контроль в области охраны окружающей среды.
.Ганюхина, О.Ю. Правовое регулирование экологического контроля в Российской Федерации / О.Ю. Ганюхина - Санкт Петербург: Изд-во "Лань", 2008. - 196 с.
.Ганюхина, О.Ю. Производственный экологический контроль в сфере природопользования.
.Петрова, Ю.А. Краткий курс по экологическому праву / Ю.А. Петрова - М.: Окей-книга, 2008. - 253 с.
.Стержень экологической безопасности страны - налаженная система государственного экологического контроля // Официальный сайт партии Единая Россия // Экологический контроль на парламентских слушаньях // Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы России.