|
2008
|
2009
|
2010
|
Доходы
бюджета
|
162620885,3
|
126562369,8
|
105851220,0
|
Расходы
бюджета
|
168706056,3
|
130037389,3
|
110851220,0
|
дефицит
|
6085171,0
|
3475019,5
|
5000000,0
|
На основании данных можно сказать, что доходы
бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования снижаются,
расходы бюджета имеют такую же тенденцию. Однако, дефицит бюджета в 2010 году
не снизился по сравнению с 2009 годом, но и не достиг уровня дефицита года. В
2009 году доходы бюджета сократились на 22%, что составило 36058515,5 тыс.руб.,
а в 2010 году они сократились еще на 20711149,8 тыс.руб.
Что касается расходов, то в 2009 году они
сократились на 23% по сравнению с 2008 годом, что составило 38802392 тыс.руб.,
а в 2010 они уменьшились еще на 19186169,3 тыс.руб..
Основными источниками поступлений средств на
обязательное медицинское страхование являются страховые взносы и средства на
обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемые
страхователями для работающего и неработающего населения.
На 1 января 2010 года в территориальных фондах
ОМС состояло на учете более 9 млн. страхователей, что на 0,3 млн. больше, чем
на 1 января 2010 года, из них 83 - органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации. В общей структуре регистрации страхователей юридические
лица - организации составляют 4,8 млн. (52,9 %), физические лица - 4,2 млн.
(47,1 %). По состоянию на 1 января 2010 года в соответствии с договорами
обязательного медицинского страхования застраховано 142,2 млн. человек, в том
числе работающих граждан - 58,8 млн. человек, неработающих - 83,4 млн. человек.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность граждан,
застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, снизилась на 382,3
тысячи человек (0,3%). Уменьшение численности связано в основном с проведением
территориальными фондами ОМС актуализации регистра застрахованных в связи с
предоставлением информации органами записи актов гражданского состояния в
соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 17.12.2010г. №
317-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об
актах гражданского состояния".
В 2010 году в бюджеты Федерального и
территориальных фондов ОМС поступило 453 млрд. рублей, что составляет 1,16 % от
валового внутреннего продукта, это несколько выше, чем в 2009 году (431,3 млрд.
рублей и 1,04 % соответственно). Поступление страховых взносов в бюджет ФОМС
составило 89,8 млрд. рублей, что на 0,6% выше, чем в 2009 году.
По итогам 2010 года отмечен дефицит поступления
страховых взносов в размере 3,7 млрд. рублей или 4% от сумм плановых
поступлений.
В связи с недопоступлением доходов, бюджету ФОМС
из федерального бюджета были перечислены средства в размере 17,1 млрд. рублей.
Кроме этого, на предоставление трансфертов бюджетам территориальных фондов
обязательного медицинского страхования на реализацию программ государственных
гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
бюджету ФОМС были выделены средства в размере 12,4 млрд. рублей.
Эти меры позволили ФОМС исполнить в полном
объеме расходные обязательства в части межбюджетных трансфертов и направить:
в бюджеты территориальных фондов ОМС на
выравнивание финансовых условий деятельности по финансированию территориальных
программ обязательного медицинского страхования - 91, 6 млрд. рублей, из них,
из средств нормированного страхового запаса - 5,96 млрд. рублей;
в бюджет Фонда социального страхования
Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период
беременности, родов и в послеродовом периоде, а также на диспансерное
наблюдение ребенка в течение первого года жизни - 17 млрд. рублей.
Поступления доходов на счета территориальных
фондов ОМС в 2010 году составили 162,3 млрд. рублей, что на 140 млн. рублей
меньше, чем в 2009 году. В 34-х субъектах Российской Федерации поступления
снизились, из них в 22-х при одновременном исполнении годовых бюджетных
назначений менее чем на 100%. Наибольшее снижение произошло: в Липецкой области
(на 4,8%, годовые бюджетные назначения исполнены на 72,1%), Пермском крае
(4,5%, 85,5%), Костромской области (0,8%, 84,4%), Республике Марий Эл (0,3%,
86,8%).
В среднем по Российской Федерации на 1
работающего жителя, застрахованного по обязательному медицинскому страхованию,
поступило 2 682,6 рубля, что на 1,7% (47,2 рубля) меньше, чем в 2009 году.
Необходимо отметить, что суммы страховых взносов
на ОМС неработающего населения (с учетом недоимки), утвержденные в бюджетах
территориальных фондов ОМС на 2010 год, в среднем по Российской Федерации
увеличены в 1,1 раза по сравнению с 2009 годом. Выше, чем в среднем по
Российской Федерации запланировано их увеличение в бюджетах Чеченской
Республики - в 2,5 раза, Калининградской области - в 2 раза, Ставропольском
крае, Ульяновской области, Камчатском крае - в 1,4 раза, Республике Коми,
Чувашской Республике и г. Байконур - в 1,5 раза.
Поступление средств на обязательное медицинское
страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с
2009 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей. При этом, в 16-и
субъектах Российской Федерации допущено снижение, из них в 4-х при
одновременном исполнении годовых бюджетных назначений менее чем на 100%.
Наибольшее снижение произошло в Республике Северная Осетия-Алания (на 9,5%,
годовые бюджетные назначения исполнены на 84,1%), Удмуртской Республике (6,2%,
86,7%), Саратовской области (20,6%, 95,6%), Ненецком автономном округе (годовые
бюджетные назначения исполнены на 72,5%), Калужской области (91,7%).
В среднем по Российской Федерации на 1
застрахованного неработающего жителя поступило 2 445,7 рубля, что на 13,1%
(282,8 рубля) больше, чем в предыдущем году.
Недостаток финансирования территориальных
программ ОМС за счет собственных источников компенсировался за счет средств
ФОМС. В 8 субъектах Российской Федерации территориальная программа ОМС больше,
чем на 50% выполнялась за счет дотаций и субсидий Федерального фонда
обязательного медицинского страхования (Республики: Дагестан - 64,7%, Ингушетия
- 69,3, Хакасия - 50,8, Чеченская Республика - 59,9%, Чувашская Республика -
50,2%; Забайкальский край - 65,6%, Ульяновская область - 54,4%, Сахалинская
область - 55,9 %).
Кроме того, в некоторых субъектах Российской
Федерации выполнение территориальных программ ОМС финансировалось из средств
бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных, городских бюджетов и
бюджетов государственных учреждений, а также прочих доходов территориальных
фондов ОМС.
Всего из бюджетов субъектов, муниципальных,
городских бюджетов и бюджетов государственных учреждений поступило 44,8 млрд.
рублей, из них в бюджет Московского городского фонда ОМС - 31,2 млрд. рублей,
Республики Татарстан - 7,1 млрд. рублей, Красноярского края - 1,8 млрд. рублей,
Пензенской области - 1,3 млрд. рублей, Тюменской области - 1,3 млрд. рублей.
Сумма задолженности плательщиков страховых
взносов на ОМС неработающего населения прошлых лет перед территориальными
фондами ОМС в целом по Российской Федерации ежегодно снижается. С начала года
задолженность уменьшилась на 18,2% (1,4 млрд. рублей) и по состоянию на
01.01.2010 составила 6,3 млрд. рублей.
На 01.01.2010 задолженность прошлых лет по
страховым взносам на ОМС неработающего населения отсутствует в 41 субъекте
Российской Федерации и г. Байконур (на 01.01.2010 г. - в 38 субъектах и г.
Байконур). Однако, в 4 субъектах Российской Федерации задолженность по
страховым взносам на ОМС неработающего населения прошлых лет перед ТФОМС
остается высокой и составляет 49,8% к уровню задолженности в целом по
Российской Федерации (Чеченская Республика - 976,3 млн. рублей, Кемеровская
область - 879,8 млн. рублей, Кабардино-Балкарская Республика - 692,7 млн.
рублей, Калужская область - 586,0 млн. рублей).
В целях взыскания задолженности с плательщиков
страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2010 год территориальными
фондами ОМС подано 80 исковых заявления (за 2009 год - 83) в арбитражные суды.
В результате проведенной работы в доходы территориальных фондов ОМС поступило
недоимки и пеней на сумму 519,0 млн. рублей, в том числе 121,4 млн. рублей,
взысканных в судебном порядке (за 2009 год - 389,7 млн. рублей), что на 68,9%
меньше, чем за 2009 год.
Следует отметить деятельность территориальных
фондов обязательного медицинского страхования, где задолженность прошлых лет по
страховым взносам на ОМС неработающего населения в течение 2010 года погашена
полностью: Ярославский ТФОМС, Мурманский ТФОМС, РФОМС Дагестан,
Карачаево-Черкесский РТФОМС.
Подводя итоги деятельности фонда обязательного
медицинского страхования в 2010 году, следует отметить позитивные результаты
проводимой работы в части поступления средств бюджетов субъектов Российской
Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения и снижение
задолженности по страховым взносам на ОМС неработающего населения прошлых лет.
2.2 Результаты работы фонда в 2010
году
Федеральный фонд ОМС последовательно
ведёт работу, направленную на развитие здравоохранения, на повышение качества и
доступности медицинских услуг. Недавно сделан ещё один важный шаг: принят новый
закон "Об обязательном медицинском страховании". Создан на сегодня
чёткий механизм обеспечения и реализации государственных гарантий на получение
гражданами бесплатной медицинской помощи.
С 1 января 2011 года Федеральный
фонд ОМС запускает региональные программы модернизации здравоохранения.
Появятся дополнительные возможности для увеличения заработных плат медицинских
работников.
То, как на местах идет подготовка
региональных программ, недавно обсуждалось и на совещании в Иванове. Однако,
учитывая важность, масштаб вопросов и проблем, которые обсуждаются, Федеральный
фонд ОМС будет ещё не раз возвращаться к этой теме. Средства, которые
выделяются на эти цели, очень значительные, и они должны быть потрачены
рационально. Сегодня можно проанализировать работу над региональными
программами вместе с главами субъектов Российской Федерации. Речь идёт сегодня
о Северо-Западном федеральном округе. Особое внимание следует уделить ситуации
в Калининградской области.
Такая региональная привязка
позволяет почувствовать реальные проблемы, с которыми сталкивается каждый
субъект Российской Федерации. Кроме того, все понимают, что Калининградская
область - это всё-таки особый регион, анклав. Здесь лечебные учреждения должны
по максимуму предоставлять все виды услуг, причём на самом высоком уровне,
потому что выезжать за пределы порой пока неудобно, да и дороговато. В прошлом
году в Калининградской области был открыт перинатальный центр, в следующем -
завершится строительство федерального центра сердечно-сосудистой хирургии.
Всего в рамках нацпроекта
"Здоровье" области выделено 455,8 млн рублей. На оснащение
перинатального центра из федерального бюджета выделено 635 млн рублей, на
строительство Центра сердечно-сосудистой хирургии - 2,3 млрд рублей.
На средства, выделенные области в
рамках нацпроекта "Здоровье", были повышены заработные платы
медицинским работникам первичного звена, поставлено более 100 машин скорой
помощи, в том числе для оказания экстренной помощи на дорогах.
По имеющейся информации, большинство
областных медицинских учреждений нуждается в капитальном ремонте или даже в
полной реконструкции. Не хватает современного оборудования, а часто и самих
врачей и медицинских сестер. Регион занимает предпоследнее место в стране по
обеспеченности медперсоналом, и региональная программа как раз призвана
эффективно решать все эти проблемы.
В этой связи необходимо сказать об
общих системных недоработках, которые проявились в ходе подготовки программы.
Во-первых, нужны реалистичные
расчёты, а во-вторых, у программы должно быть адекватное региональное
софинансирование.
У программы три ключевых
направления. Это улучшение материально-технической базы учреждений
здравоохранения, информатизация медицинского обслуживания населения и
финансовое обеспечение стандартов оказания медицинской помощи. Распределение
ресурсов по всем этим направлениям должно быть сбалансировано.
Почти 70% средств планируется
направить на текущий и капитальный ремонт медицинских учреждений, на закупку
оборудования, а на внедрение, скажем, современных стандартов медпомощи заложено
лишь около четверти от общего объёма. Некоторые регионы вообще оставили данное
направление без финансирования.
Вызывает вопросы и тот факт, что на
информатизацию медицины выделяются деньги по остаточному принципу, в целом по
Северо-Западному федеральному округу - лишь 4,2%.
Также необходимо определить. какие
больницы и поликлиники будут отремонтированы и какое оборудование необходимо
будет закупить.
Естественно, в первую очередь надо
проанализировать структуру заболеваемости, чтобы усилить возможности
здравоохранения на тех направлениях, которые особенно востребованны.
Вы знаете, что в своем послании
Федеральному Собранию Президент особое внимание уделил проблемам детства. 25%
от общего финансирования, которое Федеральный фонд ОМС предусмотрели на реформу
здравоохранения, должно пойти на решение проблемы обеспечения здравоохранения
детей.
Вместе с тем в каждом отдельном
субъекте Федерации эти проблемы решались до сих пор по-разному. И в каждом
субъекте Федерации необходимы разные деньги на решение этих проблем. И тем не
менее эта проблема является одной из наиболее приоритетных.
Особое внимание необходимо уделить
кадрам - подготовке и переобучению врачей и медицинского персонала, создать для
медиков достойные условия работы, в том числе и по оплате труда.
Например, в Калининградской области
зарплата врача зачастую в 3, а то и 5 раз ниже, чем у руководства медицинских
учреждений, порой даже меньше, чем у работников вспомогательных подразделений.
С таким подходом нельзя сформировать
крепкие и профессиональные врачебные коллективы, а значит, в конечном итоге
страдать будут пациенты.
Министр здравоохранения и
социального развития Российской Федерации Т. А. Голикова, обращаясь к
участникам совещания, обратила внимание на то, что за месяц, прошедший со
времени последнего подобного совещания в Иваново, программы модернизации
здравоохранения представили все регионы Российской Федерации: "Важно
отметить, что регионы на основе той информации, которую они получили, получили
для себя, в общем, неоценимую информацию о состоянии здравоохранения на всех
его уровнях. Анализируя объёмы средств, которые представили на реализацию
региональных программ модернизации здравоохранения регионы Российской
Федерации, хочу сказать, что на первом этапе регионы Российской Федерации
предусмотрели на реализацию программ на два года 1 трлн. 145,4 млрд. рублей.
При этом 788 млрд. рублей они запросили из средств Федерального фонда
обязательного медицинского страхования, то есть это примерно в 1,7 раза больше,
чем те средства, которые у нас сегодня запланированы на два года в бюджете
Федерального фонда обязательного медицинского страхования".
В настоящее время идёт доработка
программ и подготовка к подписанию соответствующих соглашений. Первые три
соглашения уже подписаны: с Республикой Чувашия, Брянской и Пензенской
областями.
Задачи региональных программ - это
прежде всего повышение уровня доступности и качества медицинской помощи. Именно
поэтому Федеральный фонд ОМС укрепляем материально-техническую базу и кадровой
ресурс региональных медицинских организаций, требуем от них представлять помощь
в соответствии с обновленными стандартами, внедряем в практическое
здравоохранение современные технологии. Для формирования единой информационной
системы необходима чёткая концепция.
И ещё один вопрос, который требует
внимания, - это низкий уровень разъяснительной работы. Судя по вопросам,
которые звучали на недавней конференции в Брянске, не только жители регионов,
но и даже специалисты подчас, главные врачи областных больниц, не знакомы хотя
бы с общими контурами этой программы: что будет делаться, какие объекты
предстоит отремонтировать, какое оборудование и где предстоит установить.
Подготовка программ и тем более их
реализация должны быть максимально открытыми. Надо обсуждать эти вопросы с
медицинскими работниками, общественностью. В конечном счёте от открытости
зависит качество реализации этих программ. Именно так можно избежать ошибок,
лучше почувствовать проблемные точки и верно расставить приоритеты.
3. Перспективы развития
Федерального фонда ОМС в России
3.1 Основные направления
деятельности фонда в 2011-2013 годах
Доходы бюджета Фонда на 2011 год
определены в сумме 336,0 млрд. рублей, на плановый период 2012 и 2013 годов
доходы составят соответственно: 369,2 и 403,5 млрд. рублей.
Расходы бюджета Фонда на 2011 год
определены в сумме 336,0 млрд. рублей, на плановый период 2012 и 2013 годов
расходы составят соответственно: 369,2 и 403,5 млрд. рублей.
Доходы бюджета рассчитаны исходя из
тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3,1
процентных пункта, при расчете доходов учитывались пониженные ставки для
отдельных категорий плательщиков и трансферты федерального бюджета.
Компенсация выпадающих доходов
бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов предусмотрена за счет
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2011 год в сумме 16,3
млрд.руб., на 2012 год в сумме 18,4 млрд.руб. и на 2013 года в сумме 18,8
млрд.рублей.
Суммы учтенных в бюджете Фонда
межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, соответствует
объемам, предусмотренным в Федеральном законе "О федеральном бюджете на
2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" для передачи Фонду.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда,
включают средства на дополнительную диспансеризацию работающих граждан и
диспансеризацию детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В 2011 и 2012 годах на дополнительную диспансеризацию работающих граждан
предусматриваются бюджетные ассигнования в сумме по 4 000,0 млн.руб. ежегодно,
на диспансеризацию детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, на 2011 год в сумме 890,7 млн.руб., на 2012 год в сумме 900,0
млн.рублей.
Законом предусмотрены средства на
реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов
Российской Федерации в 2011 и 2012 годах в сумме 460,0 млрд.рублей.
Указанные средства предусматривается
направить на:
укрепление материально-технической
базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе
обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и
капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения,
приобретение медицинского оборудования;
внедрение современных информационных
систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского
страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным
приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем,
систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в
электронном виде;
внедрение стандартов медицинской
помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе
предоставляемой врачами-специалистами.
Финансовое обеспечение указанных
расходов будет осуществляться за счет средств, полученных в связи с увеличением
тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование на 2
процентных пункта и составит в 2011 году 215,9 млрд.руб., в 2012 году 244,1
млрд.рублей.
Закон предусматривает направление в
2011 - 2013 годах за счет средств Фонда (соответственно 18, 19 и 23 млрд. рублей)
в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату
государственным и муниципальным учреждениям, а также иным организациям, в
которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен
государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной
женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также
диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Кроме того,
указанные средства направляются на организацию услуг по изготовлению и доставке
в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации
бланков родовых сертификатов.
На обеспечение целевых мероприятий
Фонда, включая административные расходы на содержание Фонда, предусматривается
направить средства в 2011 году в сумме 975 млн. рублей, в 2012 году - 645,1
млн. рублей, 2013 году - 679,7 млн. рублей.
Особое внимание Т.А. Голикова
уделила вступающему в силу с 1 января 2011 года новому закону "Об
обязательном медицинском страховании в Российской Федерации": "Закон
комплексный, поэтому принято решение о поэтапном введении его норм с 2011-го по
2015 год. Разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципалитетов в области обязательного медицинского страхования.
2011 год - льготный год. Субъекты Российской Федерации вправе сами принять
решение - с 2011 года по-новому осуществлять это разграничение или с 1 января
2012 года. Переходный год, все принимают решение самостоятельно, и это была
просьба регионов Российской Федерации. Второе. В соответствии с новым
законодательством базовая программа обязательного медицинского страхования
будет финансироваться за счёт субвенций из Федерального фонда обязательного
медицинского страхования. 2011 год является переходным, все средства
сохраняются в регионах Российской Федерации и программа финансируется, как
финансировалась в 2010 году.
С 2012 года устанавливается пока
неполный размер субвенций, поскольку Федеральный фонд ОМС не переходим на
полный тариф и еще реализуем программу модернизации. С 2013 года и далее
Федеральный фонд ОМС выходим на полноценный расчет субвенций на реализацию
базовой програмФедеральный фонд ОМС. И, переход на оплату медицинской помощи по
полному тарифу пойдет с 2013 года. В течение 2011 и 2012 годов субъекты вправе
самостоятельно принимать решение: сохранять им финансирование через систему ОМС
по сегодняшним 5 статьям или постепенно включать учреждения в финансирование по
полному тарифу.
Страховые взносы на ОМС
неработающего населения по закону в 2011 году устанавливаются на уровне 2010
года. В первом полугодии 2011 года Федеральный фонд ОМС должны принять
федеральный закон, который поэтапно установит единый на территории Российской
Федерации тариф на неработающее население.
Выбор страховой медицинской организации
и выбор медицинской организации начинается уже с 2011 года. Понятно, что в 2011
году наши граждане воспользуются, скорее всего, теми страховыми и медицинскими
организациями, в которых они были и в 2010 году, но уже в 2011 году для целей
2012 года этот выбор будет осуществлен. И для этого нам предстоит в первом
квартале принять закон "Об основах здравоохранения в Российской
Федерации". Он сейчас проходит заключительное согласование, как положено
по плану законотворческой деятельности, и в Правительство будет внесен, я
надеюсь, в декабре.
Следующее - это участие всех
медицинских организаций, не только государственных, но и частных, в системе
обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение скорой
медицинской помощи в систему ОМС должно войти в 2013 году, и финансовое
обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи должно войти в систему ОМС с
2015 года. Сроки отложены, поскольку предстоит достаточно серьезная подготовка
по включению этих видов медицинской помощи в систему ОМС.
Это те основные изменения, которые
ждут систему здравоохранения. Не все конечно, но основные, которые нам
предстоит реализовывать с 2011 года".
Заключение
На основе всего вышеизложенного можно сказать,
что охрана здоровья является приоритетным направлением государственной политики
на современном этапе. Несмотря на проводимые реформы, государство поддерживает
развитие медицинских учреждений.
В современных рыночных условиях существует
проблема, связанная с несвоевременным поступлением доходов в бюджет фонда,
однако дефицит покрывается за счет субсидий из федерального бюджета.
Приоритетными направлениями
деятельности ФФОМС в перспективе являются:
укрепление материально-технической
базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе
обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и
капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения,
приобретение медицинского оборудования;
внедрение современных информационных
систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского
страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным
приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем,
систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в
электронном виде;
внедрение стандартов медицинской
помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе
предоставляемой врачами-специалистами.
В ходе работы были рассмотрены теоретические
основы медицинского страхования, функции и задачи ФФОМС, проанализирована
деятельность фонда за последние годы, а также выявлены перспективы его развития
в 2011-2013 годах.
Список используемой
литературы
1.Конституция РФ от
12.12.1993
.Бюджетный кодекс РФ (с
изменениями и дополнениями от 30.12.2010г)
.Федеральный закон
№333ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского
страхования на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов" от 8.12.2010
.
Федеральный закон №294ФЗ "О бюджете Федерального
фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов"от 28.11.2009
.
Федеральный закон №256ФЗ "Об исполнении бюджета
Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год" от
04.10.2010
.
Федеральный закон №372ФЗ "Об исполнении бюджета
Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год" от
27.12.2009
.Федеральный закон № 326
ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
от 29.11.2010
.Указ Президента РФ №729
" о вопросах ФФОМС" от 29.06.1998
. Устав
Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Утвержден
Правительством РФ от 29 июля 1998 г, № 857
.Архипов А. П., Гомелля
В. Б. Страхование. Страхование. Современный курс: учебник/ под ред. Е. В.
Коломина.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 416 с. обязательный медицинский страхование бюджет
11. Галаганов В. П.
Организация работы органов социального обеспечения.- М.: Медэксперт, 2008.- 240
с.
. Ковалёва Т.М., Барулин С.В., Бюджет и бюджетная политика в РФ.:
учебник/ 2- е издание, 2006. - 208 с.
.Ковалёвой А.М.,
Финансы.: учебник/ 5- е издание, 2007
. Литовченко В.Н.,
Финансы.: учебник/ 2- е издание, издательство торговая корпорация "Дашков
и К", 2007. - 588 с.
. Нешитой А.С.,
Бюджетная система РФ.: учебник/ 7- е издание, издательство торговая корпорация
"Дашков и К", 2007. - 308 с.
. Нешитой А.С.,
Финансы.: учебник/ 7- е издание, издание, издательство торговая корпорация
"Дашков и К", 2007 - 512тс.
17. Пылов К. И.
Страховое дело в России.-М.: Эдма, 2009.-143 с.
. Страхование: Учеб.
Пособие/ Яковлева Т. А., Шевченко О. Ю. - М.: Экономист, 2009.- 217 с.
. Экономика
здравоохранения: Учебн. Пособие. 2-е изд./ Под ред. А. В. Решетникова. - М. :
ГЭОТАР- Медиа, 2008.- 272 с.
. Акопян А.С.
Организационно-правовые формы медицинских организаций и платные медицинские
услуги в государственных учреждениях здравоохранения. // Экономика
здравоохранения.- № 5-6. 2010
. Архипов А. П.,
Резников А. А. Трансформация рынка ОМС // Финансы № 9, 2009 г.
. Волкова Н.С.
Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений. //
Журнал российского права. -№ 4. 2010
. Кравченко Н. А,
Старченко А. А., Гришина Н. И. Реформа ОМС глазами страховщика // Экономика
здравоохранения № 8, 2010 г.
. Рейхарт. Д. В. Система
обязательного медицинского страхования: актуальные вопросы и перспективы
развития // Экономика здравоохранения № 10, 2009 г.
25. www.ffoms.ru
.www.gov.ru
.www.gks.ru
.www.rg.ru