Электронные библиотеки, особенности работы с ними
Реферат
Электронные библиотеки, особенности работы с ними
План
Введение
. Электронные библиотеки и их роль для профессиональной деятельности
. Особенности работы с электронными библиотеками
Заключение
Список литературы
Введение
информационный библиотека электронный
Одним из самых востребованных ресурсов Интернета стали библиотеки. Их называют как виртуальными, так и электронными, цифровыми библиотеками. Особенность такого рода библиотек состоит в том, что определенная часть информационного фонда (или полностью весь фонд) после цифровой обработки становятся доступными через сети, CD или DVD. Они могут быть виртуальными, то есть существовать, так сказать, «без стен», либо опираться на ресурсы уже имеющихся традиционных библиотек. В последних оцифровываются сначала, как правило, каталоги, а необходимые для пользователей данные пересылаются по электронной либо обычной почте или по факсу. Для удовлетворения запросов читателей работает специально подготовленный персонал, используя современные средства информационных и коммуникационных технологий. Название «электронные библиотеки» является наиболее часто употребляемым в России.
Чем полезны такие библиотеки для профессиональной деятельности? Тем, что имеется возможность работы с каталогами, доступа к электронным материалам: оцифрованным печатным работам (книгам, журналам, иллюстрациям, картам, диаграммам, графикам и т.п.), фотографиям, кино и видеофильмам, картинам, трехмерным моделям, анимации, аудиофайлам и так далее. Причем каталоги и многие электронные материалы предлагаются в режиме свободного (бесплатного) доступа.
Рассмотрим в данном реферате сущность электронных библиотек, их роль для профессиональной деятельности (на примере деятельности учителя) и особенности работы с электронными библиотеками.
1. Электронные библиотеки и их роль для профессиональной деятельности
Доступность материалов в различных электронных форматах, изначально созданных в электронной форме или оцифрованных, вызвала необходимость обсуждения концепции электронной библиотеки, которая была определена следующим образом:
"Электронная библиотека - информационная служба, в которой все информационные ресурсы содержатся в машиночитаемой форме, а все функции комплектования, хранения, обеспечения сохранности, выдачи и доступа обеспечиваются за счет использования цифровых технологий".
Профессор Королевского колледжа библиотечного дела из Копенгагена (Дания) Оле Гарбо отмечает ряд существенных изменений, которые появились вследствие применения современных информационных и коммуникационных технологий в библиотеках.
Проанализируем эти тенденции на примере профессиональной деятельности учителя.
üВо-первых, очевидны перспективы снижения стоимости распространения нормативной, учебной, методической информации посредством использования технологий сети Интернет. Уже сейчас массу материалов не нужно печатать, складировать, транспортировать и распространять. Электронные издания способствуют расширению возможностей авторов. Даже малотиражные, а потому малорентабельные издания могут найти своего читателя и принести положительный практический эффект.
üВо-вторых, значительно сократится время поступления необходимой информации до ее потребителей в лице школ, учителей, учащихся и их родителей.
üВ-четвертых, расширится доступ к редким источникам, благодаря их оцифровке. Сохранятся от исчезновения и полного забвения источники, хранящиеся на таких недолговечных носителях, как бумага, кино- аудио- и видеопленки, диски, пластинки, тем более что некоторые воспроизводящие устройства постепенно исчезают из употребления (например, проигрыватели для пластинок).
üВ-пятых, интенсивнее распространяются инновационная информация, передовой педагогический опыт. Есть возможность бесплатно работать с каталогами крупнейших государственных, региональных и университетских библиотек и отслеживать необходимые данные о современных публикациях. Развитию инноваций способствуют также электронные издания книг, энциклопедий, журналов, газет или электронных версий печатных изданий.
üВ-шестых, постоянно расширяется возможность получения быстрого доступа ко всей имеющейся в мире информации (часть информации предоставляется только на платной основе, но это зачастую является обычной практикой и вне Сети, например в случае копирования необходимых материалов). Пользователи могут работать в электронных библиотеках, независимо от физического месторасположения источников информации, в любое удобное время суток и в любом удобном для читателя месте.
Все это, несомненно, повышает интерес педагога к преподавательской и научно-исследовательской деятельности.
В то же время существует ряд проблем, связанных с функционированием электронных библиотек, которые до сих пор не удается преодолеть, и, скорее всего, не удастся это сделать в ближайшем будущем. Часть из них очень серьезны (такие, как проблема информационной безопасности), какие-то дублируют аналогичные проблемы любой традиционной библиотеки (когда она закрыта, то ее фондами точно так же нельзя воспользоваться, как и в случае технических неполадок в Сети). Одни проблемы можно периодически решать (например, обновлять устаревшее компьютерное оборудование и программное обеспечение), а другие - нет (до сих пор не удалось разработать достаточные основания для защиты прав интеллектуальной собственности).
Многие страны мира заботятся о создании электронных библиотек. В США они стали формироваться в 80-х годах XX века, в Великобритании - в начале 90-х годов двадцатого века. В Японии реализуется проект «Электронные библиотеки 21 века», а в Германии создается электронная библиотека «Global-Info».
В настоящее время более полутора тысяч крупных и средних библиотек в разных странах мира предоставляют доступ в свои электронные каталоги, только в США около 96% публичных и 85% университетских библиотек подключены к Интернету. Каталоги национальных библиотек 47 стран мира представлены по адресу: #"justify">Интернет не ограничивает возможности исследования национальными границами, временными или иными барьерами, поэтому крупнейшие мировые библиотеки доступны для всех. Но эти иностранные библиотеки не могут в полной мере стать альтернативой российским библиотекам или полностью заменить их. Проблема состоит не только в том, что россияне плохо знают иностранные языки. Для любой страны мира очень важно сохранить и развивать национальное культурное наследие и всемерно содействовать созданию информационной среды.
В России создание электронных ресурсов и их программно-аппаратного обеспечения, в том числе через Интернет, началось в 1995 г. и поддерживается рядом государственных научно-технических программ.
На круглом столе «Будущее и проблемы российских библиотек», состоявшемся 26 января 2005 года в Московском центре Федерации Интернет Образования с участием представителей Министерства образования и науки РФ, руководителей Интернет-компаний и создателей электронных библиотек, сотрудников государственных образовательных, культурных и научных учреждений, юристов, журналистов, было отмечено, что создатели российских электронных библиотек сталкиваются с серьезными техническими, организационными, финансовыми сложностями, вопросами социального и правового характера.
Несмотря на все эти проблемы, только в русскоязычной части Интернета количество заметных электронных библиотек составляет уже несколько сотен, хотя не все из них регулярно пополняются новыми материалами.
Государственные электронные библиотеки строго соблюдают авторские права, стремятся использовать электронные копии в качестве дополнительного источника пополнения денежных средств, что впрочем, естественно, так как необходимо закупать оборудование, оплачивать работу специалистов, создавать фонды и так далее. Частные коллекции имеют порой значительное число оцифрованных материалов в свободном доступе, однако, создаются они, чаще всего, с нарушением прав интеллектуальной собственности, без гарантии соответствия источника оригиналу, защиты от плагиата.
Какие материалы может найти к примеру учитель для своей профессиональной деятельности в режиме свободного доступа в российских электронных библиотеках? Это во многом зависит от статуса и финансирования библиотеки, ее связей с научными центрами.
Наибольшее количество достоверных электронных материалов и широкий спектр предлагаемых услуг среди электронных российских библиотек имеется в библиотеках федерального значения.
Самой крупной российской библиотекой является Российская Государственная Библиотека. На сайте библиотеки (#"justify">Для биологов много интересных ресурсов представлено в электронной библиотеке Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Российской академии сельскохозяйственных наук (#"justify">Библиотека МГУ малодоступна для внешних пользователей, так как заключила лицензионное соглашение с Научной Электронной Библиотекой о подключении компьютеров своей университетской локальной сети к ресурсам, предоставляемым электронной библиотекой, поэтому для бесплатного использования в Сети доступны лишь библиотеки некоторых факультетов.
Преподавателям истории интересной покажется библиотека электронных ресурсов Исторического факультета (#"justify">2. Особенности работы с электронными библиотеками
Итак, электронные библиотеки (другое название - онлайновые библиотеки) - это сайты, на которых собраны электронные версии текстов - литературных произведений, критической, искусствоведческой, мемуарной и научной литературы.
Рассмотрим формы работы с данными библиотеками. Но сначала рассмотрим некоторые из библиотек.
Старейшая из существующих сегодня сетевых библиотек Рунета - библиотека Максима Мошкова <#"justify">·возможность поиска книг внутри конкретной библиотеки;
·возможность поиска книг по нескольким библиотекам;
·возможность подписки пользователей на обновления специфических книг в электронной библиотеке;
Приведем здесь полезные ссылки на различные библиотеки:
Федеральные библиотеки
<#"justify">Национальные и республиканские библиотеки РФ
<#"justify">Иностранные библиотеки
#"justify">Заключение
Делая заключение по выше представленному материалу об электронных библиотеках, можно сделать следующие выводы.
Представление материалов в электронной форме означает, что при наличии соответствующего оборудования и программных средств пользователи могут получать доступ к материалам независимо от местонахождения. Больше нет необходимости лично приходить в библиотеку, где хранятся материалы, как это было в случае с печатными публикациями. Таким образом, существует великолепная возможность расширения доступа к фондам, причем избегая скорого износа материалов. Создание сценария предоставления доступа к большим количествам ресурсов через сеть требует значительных финансовых и людских ресурсов.
Несомненно лишь то, что электронные библиотеки будут развиваться и совершенствоваться. Постепенно от копирования печатных изданий и создания фондов оцифрованных материалов библиотеки перейдут к выполнению более сложных работ, начнут выполнять не только консультационные, но и обучающие функции. Более того, в дальнейшем электронные библиотеки превратятся в «общественные центры информационного общества». Создание крупных и доступных национальных электронных библиотек способствует более эффективному использованию информации, что в дальнейшем положительно отразится на уровне развития науки и техники, культуры и позволит улучшать систему образования. Электронные библиотеки, предоставляющие возможность работы с современными электронными образовательными ресурсами в режиме свободного доступа, будут способствовать повышению эффективности и качества профессиональной деятельности.
Список литературы
1.Анохин С.Ю. Электронные библиотеки // Журнал «Народное образование» № 2 (1355), 2006. - С.35-39.
.Боченков В. Не надо жить обыденным сознанием, или Как укрепить позиции «России читающей»? // Учительская газета.- 2009.- № 30.
3.Будущее электронных библиотек в консолидации научно-образовательного и культурного сообщества - <#"justify">7.Тоннеев Ф. В ожидании творца. Любите электронную книгу - источник знаний // Учительская газета. - 2009. - №49.
8.Фред Гай. Развитие электронных библиотек: опыт некоторых национальных библиотек Северной Америки, Австралии, Азии и Европы // Российский научный электронный журнал. - Выпуск 6. - 2010.
9.Шрайберг Я. Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя <../../../Documents and Settings/Катя/Local Settings/Temp/jrnl.php%3fdoc=4>. Ежегодный Пленарный Доклад Международной конференции. - Крым, 2003 г. http://ellib.gpntb.ru/jrnl.php?doc=4.