Сравнение старого и нового консульского устава
Реферат по «основам дипломатической и консульской службы на тему:
Сравнение старого и нового Консульского Устава
Москва, 2011
До принятия Консульского устава в 1926 г. у Советской России не было систематических актов, нормирующих и определяющих права и обязанности консулов заграницей. В советский период постепенно возрастает роль консульской службы, становится обычной взаимная ротация дипломатических и консульских сотрудников в центре и в загранучреждениях. При раз работке Консульского устава СССР, утверждённого 25 июня 1976 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР, были учтены изменения в советском законодательстве, положения Консульских конвенций, заключённых СССР с иностранными государствами, в частности Консульской конвенции между Правительствами СССР и США (под писана 01.06.1964 г., вступила в силу 13.06.1968 г.), а так же Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (СССР присоединился к конвенции в 1989 г.) Таким образом, происходила постепенная интеграция консульского права СССР с международными нормами и практикой деятельности консульских учреждений. Консульский Устав 1976 г., включал 9 разделов, 21 главу и 99 статей. Согласно ст. 1 консульские учреждения защищают заграницей права и интересы государства, его юридических лиц и граждан. Содействуют развитию дружественных отношений с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных связей и туризма. Порядок назначения консула, определённый Уставом, во многом совпадает с соответствующими положениями Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Кодекс 1976 года давал весьма детальное описание целей и задач консульской службы, устанавливал порядок назначения и увольнения консулов и консульских агентов, порядок выполнения консульских функций.
Он содержал практически исчерпывающий перечень прав и обязанностей консула, в целом соответствующий европейской консульской практике. В Уставе в отличие от Венской конвенции зафиксированы более чёткие функции консула. Так, ст. 21 обязывает консула не реже одного раза в год производить объезд своего консульского округа. А в ст. 23 прямо сказано: консул обязан принимать как письменные, так и устные заявления от юридических лиц и граждан СССР. Он ведёт учёт постоянно проживающих и времен но находящихся в его консульском округе граждан СССР (ст. 25). Распоряжения консула по вопросам, касающимся правил пребывания граждан за границей, имеют для них обязательную силу (ст. 27). Целью консульских учреждений Устав провозглашал охрану и защиту экономических и правовых интересов СССР и союзных республик, а также юридических лиц и граждан СССР (ст. 1). Кроме Устава они обязаны были руководствоваться в своей деятельности, законодательством и распоряжениями правительства, а также договорами и соглашениями, заключенными СССР с иностранными государствами, и международными обычаями (ст. 2). Устав знал 4 вида консульских учреждений: генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства. Право определения консульских округов, изготовление печатей, утверждение штатов консульских учреждений было предоставлено НКИД, которому теперь был подчинен весь консульский аппарат. За полномочными представителями СССР сохранялось лишь «непосредственное руководство» его работой Особый интерес представляют главы о функциях консульских представителей. Общее положение и задачи консульских представителей по-разному трактовались в то время теоретиками права и вызывали сложности и разногласия в действиях практиков. Некоторые склонны были видеть в консулах особый вид дипломатического агента, которому поручена защита торговых интересов определенного народа, другие подчеркивали значение экономических и торговых интересов вообще и считали, что консулам не может быть присущ дипломатический характер
5 июля 2010 года был принят новый Консульский устав Российской Федерации N 154-ФЗ г, предварительно опубликованный 7 июля 2010 г и вступивший в силу 4 января 2011 г. Закон регламентировал правовые основы осуществления консульской деятельности <#"justify">Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных лиц по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации. Основные изменения по моему мнению, связаны с тем, что многие положения устава, действовавшего с 1 сентября 1976 г., больше не соответствуют современным общественным отношениям и требованиям развивающегося законодательства.
Новый устав содержит 6 глав. Определены задачи консульской деятельности. Установлены статус, функции почетного консула и др.
В рамках консульской деятельности рассматриваются вопросы гражданства, оформляются и выдаются паспортно-визовые документы, регистрируются акты гражданского состояния. Речь также идет об учете граждан, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа.
Определены действия консульских должностных лиц в отношении российских граждан, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу, задержанных либо пропавших без вести. Закреплены полномочия по вопросам усыновления (удочерения) российских граждан, установления опеки и попечительства над находящимися на территории консульского округа недееспособными и ограниченно дееспособными совершеннолетними лицами.
Консульской деятельностью занимаются специализированные учреждения. Определен их статус.
Установлен порядок взаимодействия консульских должностных лиц с экипажами морских и воздушных судов, военных кораблей и военно-вспомогательных судов.
За совершение консульских действий взимаются соответствующие сборы.
консульский устав право международный
Литература
Зорин. В.А Основы дипломатической службы, М., 1977.
Торкунов А.В. Дипломатическая служба. Учебное пособие. Москва: Российская политическая энциклопедия. М. 2002,