Диоген Синопский
Диоген Синопский
Перевезенцев С. В.
Диоген
Синопский (IV в до н.э.) считается наиболее ярким философом-киником. Название
этого философского направления – киники, согласно одной из версий возникло от
именования афинской гимнасии Киносарг ("зоркий пес", "резвые
собаки"), в которой преподавал ученик Сократа Антисфен (V–IV вв. до н.э.).
Именно Антисфен считается основателем кинизма. По другой версии, термин
"киник" является производным от древнегреческого слова "кюникос"
— собачий. И в этом смысле, философия киников — "собачья философия".
Эта версия согласуется с существом кинической философии, представители которой
утверждали, что потребности человека носят животный характер и сами называли
себя собаками.
Диоген
родился в городе Синопа, малоазийском полисе на берегу Понта Эвксинского
(Черного моря), но был изгнан из родного города за изготовление фальшивых
денег. С тех пор Диоген скитался по городам Древней Греции, а наиболее долгое
время прожил в Афинах.
Если
Антисфен разработал, так сказать, теорию кинизма, то Диоген не только развил
идеи, высказанные Антисфеном, но и создал своего рода идеал кинической жизни.
Этот идеал включал в себя основные элементы кинической философии: проповедь
безграничной духовной свободы отдельного индивида; демонстративное
пренебрежение ко всяким обычаям и общепринятым нормам жизни; отказ от
удовольствий, богатства, власти; презрение к славе, успеху, знатности.
Девизом
всех киников можно считать слова Диогена: "Ищу человека". По преданиям,
Диоген, бесконечно повторяя эту фразу, среди белого дня ходил с зажженным
фонарем среди толпы. Смысл этого поступка философа заключался в том, что он
демонстрировал людям их неверное понимание сущности человеческой личности.
Диоген
утверждал, что человек всегда имеет в своем распоряжении средства для того,
чтобы быть счастливым. Однако большинство людей живут иллюзиями, понимая под
счастьем богатство, славу, удовольствия. Свою задачу он видел как раз в том,
чтобы развенчать эти иллюзии. Характерно, что Диоген утверждал бесполезность
математики, физики, музыки, науки вообще, считая, что человек должен познать
только самого себя, свою собственную неповторимую личность.
В
этом смысле киники стали продолжателями учения Сократа, до предела развив его
идею об иллюзорности обыденного человеческого представления о счастье, о добре
и зле. Недаром Платон называл Диогена "безумствующим Сократом".
Истинное
счастье, по мнению Диогена, состоит в полной свободе индивида. Свободен же
только тот, кто свободен от большинства потребностей. Средство для достижения
свободы Диоген обозначал понятием "аскеза" — усилие, тяжкий труд.
Аскеза — это не просто философское понятие. Это образ жизни, основанный на
постоянных тренировках тела и духа для того, чтобы быть готовым ко всяческим
жизненным невзгодам; умение властвовать над собственными желаниями; воспитание
в себе презрения к наслаждению и удовольствиям.
Сам
Диоген стал в истории примером мудреца-аскета. У Диогена не было никакой
собственности. Одно время, подчеркивая свое презрение к людским привычкам, он
жил в пифосе — большом глиняном сосуде из-под вина. Увидев однажды, как мальчик
пил воду из горсти, он выбросил из своей сумы чашку, промолвив: "Мальчик
превзошел меня простотой жизни". Он выбросил и миску, когда увидел мальчика,
который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
Диоген просил подаяния у статуи, а на вопрос, зачем он это делает, сказал:
"Чтобы приучить себя к отказам".
Поведение
философа было вызывающим, даже экстремистским. Например, придя в один роскошный
дом, он плюнул в лицо хозяину в ответ на просьбу соблюдать порядок. Когда
Диоген брал деньги в долг, то говорил, что хочет лишь взять то, что ему должны.
А однажды он стал звать людей, и когда те сбежались, набросился на них с палкой,
говоря, что звал людей, а не мерзавцев. Подчеркивая свое отличие от окружающих,
и выражая им свое презрение, он неоднократно называл себя "собака
Диоген".
Идеалом,
целью жизни Диоген считал достижение состояния "автаркии"
(самодостаточности), когда человек постигает суетность внешнего мира и смыслом
его существования становится безразличие ко всему, кроме спокойствия
собственной души. В этом смысле характерен эпизод встречи Диогена и Александра
Македонского. Прослышав о Диогене, величайший государь пожелал встретиться с
ним. Но когда он подошел к философу и сказал: "Проси, чего хочешь",
Диоген ответил: "Не засти мне солнца". В этом ответе как раз и
заключена идея автаркии, ибо для Диогена совершенно безразлично все, включая и
Александра, кроме своей собственной души и своих собственных представлений о
счастье.
Уже
в древности учение киников стали называть наиболее короткой дорогой к
добродетели. А на могиле Диогена был воздвигнут мраморный памятник в виде
собаки с надписью: "Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя,
Диоген, во веки не прейдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама
по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/