"Рыцарь книги" - Петр Алексеевич Овчинников
"Рыцарь книги" - Петр Алексеевич Овчинников
Аксенова Г. В.
Среди
купцов-собирателей книг особо выделяется фигура П.А. Овчинникова. Он не только
создал замечательную коллекцию, но и способствовал развитию книгописания и
книгопечатания, помогал ученым при публикации и исследовании письменных
памятников, внеся неоценимый вклад в сохранение наследия древнерусской и
старообрядческой культуры.
Петр
Алексеевич Овчинников (1843-1912 гг.) жил в селе Городце на Волге, промышляя
торговлей хлебом и пароходным делом, а также активно участвуя в деятельности
старообрядцев беглопоповского согласия.
Постоянные
богословские дискуссии, доклады на Совете Всероссийского братства
беглопоповцев, членом которого он неизменно состоял требовали кропотливой
работы с богословско-учительными трактатами и каноническими текстами,
написанными еще до никоновской реформы. Это обстоятельство, как и огромная
любовь к рукописной книге, обусловили направленность собирательской
деятельности купца.
Раскрывая
причины и цель овчинниковского коллекционирования исследователь И. Кириллов
писал в работе "Впечатления": "Исходной точкой в деятельности
Петра Алексеевича было искание религиозной правды, и с этой цепью он не только
собирал книги, но их читал и старался найти наиболее полное разрешение вопроса
его религиозной совести". И далее отмечал: "П.А. Овчинников был
истинный рыцарь книги! Когда бы он ни узнал, что там-то, за десятки или сотни
верст, имеется интересная для него книга, - он ехал за сотни верст и если
ожидания его оправдывались, он старался приобрести книгу, не стоя ни за какой
ценой". В воспоминаниях С.Я. Елпатьевского есть небольшой отрывок,
проливающий дополнительный свет на деятельность П.А. Овчинникова по сбору книг:
"Он собирал их всюду: в Москве, по Архангельской и Вологодской губернии, и
специально ездил разыскивать в Поволжье, на Урал. Более всего интересовался
болгарскими рукописям, которые он добывал через проживавших в Болгарии и
Румынии старообрядцев и в Нижнем на ярмарке".
Антиквары-букинисты,
с которыми имел дело П.А Овчинников, охотно помогали ему и частенько предлагали
действительно уникальные и редкие книги, ценность которых был в состоянии
осознать только этот нижегородский купец. Известный книжник П.П. Шибанов
замечал по этому поводу: "Существует целый ряд ценнейших древних
рукописей, сбыть которые бывает, однако нелегко вследствие ограниченного круга
лиц, могущих ими заинтересоваться. Это главным образом не датированные
монументальные рукописи XVII и даже XVI столетий, как Благовестное Евангелие,
Толковый Апостол, Пандекты Никона Черногорца, Синтагма Властаря и т.п.
Памятники редкие, значительные, крупные: манкировать ими нельзя было. Музеи,
библиотеки и собиратели древних памятников приобретали такие рукописи неохотно
и на них покупателями являлись лишь лица типа Овчиниикова".
Уже
в начале XX в. информация о собрании П.А. Овчинникова содержалась в различных
библиографических справочниках. А в 1912 г. (правда, после смерти владельца)
было издано краткое описание рукописей его собрания. В журнале
"Церковь" в 1911 г. сообщалось, что П.А. Овчинников имеет
"богатейшее сокровище ценных древних рукописей и редкостных экземпляров
старопечатных книг".
К
1912 г. собрание рукописных книг насчитывало более 800 единиц. Это были
интереснейшие книги XIV-XX столетий: две датировались XIV в., 23 - XV в., 148
книг - XVI в., 280 - XVIII столетием. Среди древнейших были орнаментированное
Евангелие-апракос XIV в., Сборник святоотеческих сочинений (Слова Григория
Синаита, Симеона Нового Богослова) XIV в. Повесть Аммония Мниха об убиенных в
Синае и Раифе XIV-XV вв. Среди наиболее ценных рукописей - окладное
напрестольное Евангелие-тетр XVI в., Летописец краткий XVII в., Толковая
Псалтырь XIX в. и ряд других. Познакомившись с книгами, ученый Г. Родзевич
отмечал, что у П.А. Овчинникова "имеется прекрасный список Лечебника,
известного под именем "Прохладного Вертограда"".
Огромный
интерес для исследователей старообрядчества, а также историков, занимающихся
народной книжной культурой, представляют рукописные книги, выполненные по
заказу П.А Овчинникова в конце XIX - начале XX вв. в его мастерской или
отдельными книгописцами. Двадцать четыре из них были написаны изографом и
каллиграфом Иваном Гавриловичем Блиновым.
Приобретение
старинной книги не было для П.А. Овчинникова самоцелью. Он старался приобретать
редкие памятники, в которых содержались бы интересные произведения литературы,
церковно-учительные тексты, богослужебная литература независимо от того, каким
веком она датировалась - XV или началом XX. Для него книга прежде всего была
интересна с точки зрения содержания. Но как коллекционер, он обращал внимание и
на оформление книги, на полноту текстов. Поэтому в собрании П.А. Овчинникова
есть и отреставрированные книги - (с восполнением текста).
С
просьбами о реставрации и восполнении книжных текстов XVI в. Петр Алексеевич
обращался к И.Г. Блинову, который мастерски владел полууставным письмом и мог
воспроизвести полуустав книги XVI в, подобрав при этом необходимую бумагу. Но
прежде чем обратиться к мастеру, П.А Овчинников сам внимательно знакомился с
рукописью, сличал тексты, выявлял особенности того или иного списка
произведения смотрел, какие фрагменты утрачены и как лучше их восполнить.
Листочки бумаги с записями подобного содержания имеются в ряде рукописей его
собрания.
***
Богословские
труды П.А. Овчинникова, его палеографические заметки в рукописных книгах
позволяют говорить о нем, как о человеке широко образованном. Многие
современники также отмечали его высокую культуру, глубокие знания, умение
выискивать ценные книги с неизвестными или редко встречаемыми списками
древнерусских произведений. "По своей начитанности в древнеотеческой
письменности, знанию церковной истории он - необычайный человек. У него
богатейшее сокровище ценных рукописей и редкостных экземпляров старопечатных
книг", - свидетельствовал журнал "Церковь". По словам П.П.
Шибанова, "Петр Алексеевич Овчинников был несравненно культурнее, все
время пополнял свое образование, дружил с учеными. Нередко, будучи в Москве,
ходил в Румянцевский музей за справками и для сравнения купленного им списка с
тем, что находится в музее". Интересна и характеристика, данная И.
Кирилловым: "П.А. Овчинников - простой русский человек, горя лишь пламенем
старой русской веры, создал в далеком от всяких "университетских
центров" селе прекрасный памятник русской культуры".
Книгохранилище,
книжное собрание П.А Овчинникова было хорошо известно в ученых кругах Москвы. С
рукописями его собрания внимательно работал историк С.А. Белокуров. Для
написания книги о библиотеке московских государей в XVI столетии он использовал
три книги: Сборник XVII в., Слова Максима Грека конца XVII - начала XVIII в. и
Слова Максима Грека второй половины XVII в.
В
1902 г. С.А. Белокуров опубликовал одну из книг собрания П.А. Овчинникова -
"Послание инока Саввы на жидов и на еретики". В предисловии к книге,
начинающейся с описания рукописи, он отмечал, что "печатаемое ниже
послание инока Саввы находится в рукописи, принадлежащей ныне Петру Алексеевичу
Овчинникову (в с. Городце Нижегородской губернии)".
В
конце своей жизни П.А. Овчинников обратился к книгоиздательской деятельности. С
рукописей собственного собрания церковно-славянским шрифтом им были отпечатаны
книги Севаста Арменополя, Матфея Правильника, Номоканон, Три ответа
старообрядцев "приемлющих священство беспоповцам небрачным в 7387 году.
т.е. 1779 г.". Сообщения о продаже этих книг были помещены в журнале
"Церковь".
Будучи
уже тяжелобольным и понимая, какую научную ценность имеет собранная им коллекция,
П.А. Овчинников обратился за помощью и советом о ее продаже к П.П. Шибанову. А
до этого, 12 января 1912 г. через посредничество И.Г. Блинова предложил купить
собрание Российскому Историческому музею. Уже после смерти П.А. Овчинникова его
книги хотела приобрести Публичная Императорская библиотека в Петербурге.
Посмотреть их на предмет покупки приезжал петербургский антиквар-букинист Федор
Григорьевич Шилов. В конечном счете, уникальное собрание рукописных книг в 1918
г. было куплено Отделом рукописей Румянцевского музея.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/