Игорь Старый
Игорь Старый
Перевезенцев С. В.
Согласно
"Повести временных лет" Игорь (ум. 945 г.) был сыном легендарного
варяжского князя Рюрика. Летописи сообщают, что в 879 г., когда умер Рюрик,
Игорь был ребенком, позаботиться о котором отец попросил своего родственника
Олега. Вместе с Олегом Игорь перебрался в Киев, и, вплоть до кончины Олега
(около 912 г.), выполнял роль помощника при своем старшем родственнике. В 903
г. Олег женил Игоря на Ольге, а в 907 г. во время похода на Царьград
(Константинополь) оставил его своим наместником в Киеве. В 912 г. Игорь стал
киевским князем.
На
самом деле, историки уже давно обратили внимание на то, что в летописи
присутствует разрыв почти в два поколения между Рюриком и Игорем. А, следовательно,
Игорь, скорее всего, не был сыном Рюрика. Просто позднейшие летописцы, которые
в начале XII в. внесли в "Повесть временных лет" легенду о призвании
в Новгород Рюрика с братьями, искусственно соединили имена Рюрика и Игоря, как
отца и сына. В этом отношении характерно, что в Киеве до конца XI в. о Рюрике
ничего не было известно, а родоначальником киевской княжеской династии считался
именно Игорь Старый (так в середине XI в. именовал Игоря митрополит Киевский
Иларион в своем "Слове о Законе и Благодати").
В
последние годы вполне обоснованную гипотезу о происхождении Игоря предложил
А.Г. Кузьмин. Он считает, что Игорь, как и Олег, были выходцами с "Острова
русов", который упоминается восточными авторами. Это государственное
образование было создано русами-аланами на острове Сааремаа в Балтийском море и
в западноэстонских провинциях Роталия и Вик в IX веке, после их переселения с
Дона из пределов разгромленного хазарами и венграми Русского каганата. Скорее
всего, это была так называемая Аланская Русь в Прибалтике.
Видимо,
уже в IX веке русы-аланы в Прибалтике были славянизированы. Именно из этой
Аланской Руси вышли Олег Вещий и его племянник Игорь Старый, а княжеская
династия из этих русов-аланов утвердилась у славянских племен уже после смерти
варяжского князя Рюрика и его братьев.
Само
имя Игорь - это славянизированное произношение имени Ингер, известного из
византийских и западных источников. Это имя связано с территориями Ингрии -
области в Прибалтике ("Ижора" русских летописей). Исходный корень
здесь уральский ("инг" - муж, человек). Отразился он и в этнониме
"ингевоны", и во многих кельтских именах.
Киевским
князем Игорь стал в 912 или 913 г. после смерти своего дяди Олега Вещего. Но
здесь в летописях начинается путаница. Эту путаницу можно объяснить только тем,
что позднее летописные тексты были отредактированы, причем летописцы-редакторы
старались представить именно Игоря основателем киевской династии.
Следовательно, им пришлось убирать повествование о каких-то событиях, которые
могли бы опровергнуть права Игоря на киевское княжение. Именно поэтому
новгородские летописцы называют Олега Вещего всего лишь воеводой Игоря и лишают
Олега княжеского достоинства.
А.Г.
Кузьмин предлагает искать разрешение путаных сообщений летописей в других
источниках, а именно - в богемских хрониках, опубликованных в конце XVIII в.
Христианом Фризе. По мнению А.Г. Кузьмина, здесь нужно вести речь об усобице,
разразившейся в Киеве в 20-30-е гг. IX в. между Игорем и... Олегом. Но другим
Олегом - сыном Олега Вещего.
Согласно
рассказу Х. Фризе Олег Вещий был князем и имел сына - Олега Олеговича. Игорь же
был племянником Олега Вещего. После смерти Олега Вещего между двоюродными
братьями разразилась борьба за княжеский стол, в результате которой Игорь
изгнал Олега Олеговича из Руси. Олег бежал в Моравию, которая в это время вела
борьбу с вторгшимися в области Среднего Подунавья венграми. В Моравии Олег
принял христианство (христианское имя его - Александр). Олег отличился в войнах
с венграми и был избран королем Моравии. Случилось это, скорее всего, в 935
году.
Олег
помирился с Игорем, попытался объединить силы Моравии, Руси и Польши ради
отражения натиска венгров. Однако из Руси пришло сообщение о гибели Игоря, и
союз так и не состоялся. После ряда лет борьбы с переменным успехом Олег
потерпел поражение и вернулся на Русь, где был воеводой у вдовы Игоря княгини
Ольги. Умер Олег Олегович в Киеве, видимо, в 962 году.
А.Г.
Кузьмин подчеркивает, что сведения богемских хроник подтверждаются
археологически - именно во второй четверти IX века отмечается волна миграции
славянизированного населения, в том числе и русов, из Моравии в Приднепровье. И
характерно, что эти вновь пришедшие к Днепру народы, или хотя бы часть их, уже
были христианами (у них наблюдается христианский обряд погребения). Видимо,
именно с этой волной вернулся в Киев и Олег Олегович. Кстати, дополнительным
подтверждением верности сведений богемских хроник может служить тот факт, что в
Киеве будет известна не одна, а две могилы Олегов, расположенные в разных
частях города. Возможно, это были могилы Олега-отца и Олега-сына.
А
Игорь, победив в усобице с двоюродным братом, утвердился на киевском столе. Но
сразу же начал терять те территории, которые объединил под своей рукой Олег
Вещий. Уже в первые годы правления (в 914 г.) ему пришлось воевать с
древлянами, которые решили отделиться от русов Киева. В 915 г. Игорь заключил
мир с печенегами, а в 920 г. воевал с ними. В 940 г., после долгого
сопротивления, Киеву покорились уличи.
Согласно
"Повести временных лет" в 941 и 944 годах Игорь совершил два похода
на Царьград. Но историки доказали, что поход был только один - в 941 году и
окончился он неудачно: ладьи русов, которых насчитывалось 10 тысяч, были в
значительной части сожжены греками при помощи "греческого огня". В
944 г. князь Игорь заключил новый договор с греками. И текст этого договора
свидетельствует, что в составе правящей элиты Киевской Руси произошли
значительные изменения по сравнению со временем правления Олега Вещего.
Перечисление
имен послов от Киевской Руси, заключавших договор с греками, показывает, что,
помимо кельтских, фракийских, иранских, эстонских имен, которых было немало еще
в договоре Олега с греками, при Игоре появляются и славянские имена - Воико,
Володислав, Предслава, Синко. Даже сын Игоря носит уже славянское имя -
Святослав. Этот факт может свидетельствовать о двух параллельных процессах. С
одной стороны, продолжалась славянизация дружинников из "рода
русского", в том числе из правящей династии. С другой стороны, сами
славяне появляются в составе правящей элиты Древнерусского государства.
Еще
одна характерная особенность: послы представляют отдельных князей, воевод, бояр
и всех знатных "людей Русской земли". Отдельная группа выступает от
русских купцов. Даже члены семьи князя Игоря представлены разными послами - от
самого Игоря, от его сына Святослава, от его жены Ольги, от его племянников
Акуна и Игоря. Из этого следует, что князь Игорь лично не мог представлять
интересов не только всей Киевской Руси, но и всего "рода русского", а
являлся главой своеобразного княжеского и боярского союза. Иначе говоря,
пределы личной власти Игоря были довольно ограниченны.
И
еще одно новое явление, которое зафиксировал этот договор, - среди русов
появились христиане. Причем летописец подчеркивает: "Было много христиан
среди варягов". Более того, у русов-христиан была и своя соборная церковь
в Киеве - церковь св. Ильи. При этом в составе русов оставалось и много
язычников. Впрочем, против греков и русы-христиане и русы-язычники выступали
совместно, и никаких противоречий на религиозной почве внутри "рода
русского" не было. Единственное различие - русы-христиане приносили клятву
именем христианского Бога, а русы-язычники клялись своим богом Перуном и своим
же оружием.
Откуда
могли появиться христиане в Киеве? Скорее всего, это были те самые русы,
которые в 40-х годах X века переселились в Приднепровье из Моравии. Только они
могли создать большую христианскую общину в столице Киевской Руси. Именно к
середине X в. относятся погребения по христианскому обряду, в массовом порядке
появившиеся в Киеве и находящие аналогии только в христианских погребениях
Моравии.
Под
945 годом "Повесть временных лет" помещает рассказ о разыгравшейся
войне между древлянами и киевскими русами. Началось все с того, что дружинники
Игоря потребовали от князя пойти за данью на древлян, утверждая: "И ты
добудешь, и мы". При этом дружинники указывали на воеводу Игоря Свенельда,
который смог обеспечить богатое содержание собственной дружины, а вот Игоревы
дружинники пребывают в бедности: "А мы наги". Послушавшись
дружинников, Игорь отправляется к древлянам и силой берет с них двойную дань.
Однако этого Игорю показалось мало и он с небольшим отрядом вернулся к
древлянам за новой данью. Возмущенные древляне убили Игоря и его "малую
дружину". Смерть Игоря была страшна: его привязали к верхушкам двух
деревьев, пригнутых к земле, и, отпустив деревья, разорвали надвое. Похоронен
князь был близ столицы древлян города Искоростеня.
Рассказ
о смерти Игоря, кстати, показывает специфику отношений внутри "рода
русского". Вполне ясно просматривается, что личная власть князя Игоря
ограничена, а сам он во многом зависит от мнения дружины. Более того, его
воевода Свенельд имеет собственную дружину и собственные источники дохода, -
видимо, он собирал дань отдельно от Игоря с отведенных в его владение
территорий. Причем Игорь не имел права претендовать на долю в этой Свенельдовой
дани.
Характеризует
этот сюжет и отношения между киевским князем и подчиненными ему славянскими
племенами, в данном случае с древлянами. Отношения эти ограничивались сбором
дани, которая называлось "полюдьем". Но славяне сохраняли за собой
право на вооруженное сопротивление, если размеры дани превышали разумные
пределы. У славянских земель-княжений сохраняются и собственные князья, и
собственное самоуправление - все главные вопросы решаются на общем вече,
которое избирает и князей, и других "лучших людей". И в целом,
относительное единство разных земель-княжений в пределах Киевской Руси
поддерживалась практически только личностью киевского правителя.
Игорь
был женат на Ольге, от которой имел сына Святослава, который к моменту гибели
отца был еще очень мал годами.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/