Запреты/ угрозы/ действия
мужа в адрес жены
|
Женщины N=1076
|
Мужчины N=1058
|
Муж говорил, что работа
жены никому не нужна, от нее на работе никакого толка, она ходит на работу
только пить чай и пр.
|
14,1
|
4,6
|
Не давал денег или угрожал,
что не даст из-за «плохого» поведения
|
11,1
|
13,3
|
Запрет на продолжение
учебы, работы, карьеры
|
10,1
|
6,7
|
Выгонял жену из дома
|
9,9
|
5,8
|
Угрожал, что выгонит из
дома, оставит «без копейки», не будет платить алименты
|
9,7
|
5,0
|
Имело место хотя бы одно из
перечисленного
|
25,6
|
22,9
|
Повышенный уровень насилия тесно связан с неравномерным распределением
домашней работы (женщина несет на себе весь или основной груз домашней работы)
и семейным бюджетом, при котором муж регламентирует расходы («отдает жене часть
денег»).
13% женщин находятся в условиях жесткого экономического насилия, при
которых их уязвимое и зависимое материальное положение сочетается с
интенсивными угрозами и унижением со стороны мужей.
Таковы, на наш взгляд, наиболее типичные причины насилия в отношениях
между супругами.
1.3 Личностные особенности женщин, подвергшихся семейному насилию
Существует концепция так называемой способствующей жертвы (victim precipitation), которая была развита в русле
виктимологических исследований. На модели изнасилований в основном был
разработан подход к понятию «способствующая» жертва. Впервые же к жертвам
домашнего насилия термин «способствование» применил М. Амир. Под
«способствующим» им понималось поведение женщины, «которое могло быть
интерпретировано партнером, совершающим насилие как знак того, что жертва не
предпримет никаких шагов, чтобы предотвратить насилие, или же считает это
нормой.[30]
«Способствующее поведение», с точки зрения М. Амира, может выступать в
двух видах: либо как «необоснованное доверие» (commission), когда женщина заранее дает
«карт-бланш» мужчине на реализацию его собственной концепции семейной жизни,
включающей именно такое обращение с супругой и детьми, либо в виде «оплошности»
(omission) - глупой и неосторожной
поспешности, недостаточно сильного сопротивления обстоятельствам, приведшим, к
примеру, к ситуации психологического или экономического насилия.[30]
На основании полученных таким образом данных М. Амир выделяет некий
усредненный тип «способствующей» жертвы. Мужчина, действующий в условиях
«способствования» жертвы, по мнению М. Амира, должен наказываться менее строго,
чем тот, который совершает насилие «неспособствующей» жертвы.[30]
Отечественные авторы предлагают подобное или более дробное деление
«способствующего» (в отечественных исследованиях оно называется виктимным)
поведения жертвы. Виктимное поведение делится ими на провоцирующее (толчковое)
- порождающее у мужчины на первых этапах взаимодействия уверенность в
безнаказанности, благоприятствующее - постепенно, благодаря аморальному
поведению потерпевшей, формирующее у преступника предположение о возможности совершения
полового акта с согласия партнерши; морально небезупречное, облегчающее
изнасилование.
В роли жертвы насилия обычно оказывается женщина, внутренне готовая ее
принять. Исследователями было опрошено около 100 женщин, систематически
избиваемых своими мужьями. 90 % из них не видят реальных путей изменения
ситуации. Ни одна из них никогда не пыталась обратиться за помощью в
правоохранительные органы. Только 30 % женщин в случаи нанесения им тяжелых
травм обращались в медицинские учреждения, остальные просто сидели дома и
ждали, когда синяки и ссадины пройдут сами. 20 % опрошенных вообще не
воспринимают избиение как унижение. Избиваемая женщина, как правило, внутренне
смиряется с наносимым ей унижением и старается найти своему супругу или
сожителю оправдание. Недаром возникла поговорка: «Бьет - значит любит». Женщина
сама снимает со своего обидчика ответственность за его поступки. Клиентки
кризисного центра обычно говорят: «Ну, что с ним сделаешь, он такой, какой
есть». Ситуации безнаказанности позволяет мужчине вжиться в образ
неуправляемого агрессора. В большинстве случаев он считает, что причиной его
поведения были какие-то внешние факторы: проблемы на работе, провокационное
поведение жены или алкоголь. Признаться, что всему виной подорванное состояние
психики, у мужчины не хватает сил. Среди потерпевших встречаются очень часто
женщины с холерическим и меланхолическим темпераментом, т.е. те, у которых
изначально наблюдается эмоциональная неустойчивость, как в настроении, так и в
поведении. Это проявляется в излишней доверчивости либо самоуверенности и
неадекватной оценке ситуации.[32]
Исследования также показывают, что среди женщин-жертв физического
домашнего насилия много женщин с истеричными и астеническими акцентуациями
характера. Человек с преобладанием истерических черт характера стремится
привлечь и завоевать внимание окружающих, избежать «незамеченности». Таким
образом, эгоцентризм приводит к формированию иных черт, которые могли бы
способствовать удовлетворению потребности быть в центре внимания. Кроме
перечисленных особенностей поведение у таких людей изменчиво и непостоянно, они
склонны к резкой перемене и к лабильности своего поведения. Вследствие этого
часто отмечается непоследовательность поступков, их зависимость от ситуативных
факторов и, в частности, от окружающих.
Сущностью женщины с астеническими чертами характера является уклонение от
любой ответственности, растворение и подчинении ее собственных потребностей в
потребностях других, а также повышенная эмотивность. Такая женщина, как
правило, боится иметь собственное мнение, страшится самостоятельности и ощущает
беспомощность в одиночестве. Она склонна ориентироваться на мнения окружающих,
подчиняться их воле и жить их жизнью. Женщина-астеник пассивна, безынициативна,
довольствуется тем, что оказывается доступным, не прилагает никаких усилий,
чтобы что-то изменить в своей жизни. Наряду с этим, в структуру астенического
характера входит повышенная эмотивность, сентиментальная жалостливость,
неспособность постоять за себя или оказать сопротивление.[3]
Изложенные выше личностные особенности женщин-жертв домашнего насилия во
многом объясняют виктимность женщин и могут являться основой для более
глубокого психологического исследования черт характера, уровня самооценки,
темперамента и личностного потенциала.
1.4 Групповые методы реабилитации женщин, пострадавших от
внутрисемейного насилия
Групповые психотерапевтические технологии для женщин,
подвергающихся насилию, направлены на оказание психологической помощи через
групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов. В процессе
реабилитации им рекомендуется предлагать следующие установки:
. Насилие ни в какой форме, и ни при каких
обстоятельствах не может быть приемлемым в интимных отношениях.
. Насилие - это социальная проблема. Женщина, подвергающаяся
насилию, потенциально способна заботиться о себе и своих детях, опираясь на
общественную поддержку. Ответственность за насилие лежит на агрессоре, но не на
человеке, испытавшем насилие.
. Люди, испытавшие семейное насилие, нуждаются в
поддержке и информации для самостоятельного принятия решений. Специалист,
пытающийся «спасти» такого человека, решить за него проблемы лишь усугубляет
его чувство вины и беспомощности.
При проведении групповых форм работы обязанность
психотерапевта, в первую очередь, обеспечить взаимоуважение, уверенность,
доверие и уравновешенность членов группы, а также предоставить возможность для
того, чтобы рассмотреть проблему насилия более подробно. Необходимо не просто
обсуждать значимые события, факты, но и говорить о чувствах, переживаниях в
прошлом и настоящем, обсуждать конкретные планы действия. В процессе работы
необходимо:
обеспечивать связанность высказываний. Важно
спрашивать мнение участниц об услышанном, объединять одно высказывание с
другим, резюмировать. В этом случае появляется ощущение целостности группового
процесса;
использовать прием «зеркало», то есть отражать
сказанное той или иной участницей, перефразируя и уточняя;
- направлять ход мыслей членов группы в соответствии с базовой
установкой, целью, переориентируя ход дискуссии. У ведущей два «заказчика» -
это каждый член группы в отдельности и группа в целом;
- стимулировать группу, предлагая вопросы «как?», а не
«почему?». Вопрос о решении проблемы ведущая переадресует группе.
При групповой работе обсуждаются следующие основные
семь тем:
. насилие в семье (циклы насилия и влияние насилия на
женщину и детей);
. самозащита и план действий;
. самооценка;
. отношения между людьми, созависимость;
. сексуальная зависимость;
. родительская семья, проблемы родительской семьи.
Женщина не всегда готова к обсуждению и работе в
когнитивном стиле, так как часто впадает в отчаяние, например, вспоминая
родительскую семью. Отчаяние следует заменить надеждой, напоминая группе о том,
что только сам человек отвечает за свою судьбу и за свою жизнь.[45]
В некоторых случаях работа с женщинами, пострадавшими
от различных форм внутрисемейного насилия, более эффективными методами
реабилитационной работы является включение в арт-терапевтические группы.
Как известно, травматический опыт не всегда поддается
словесному описанию. Изобразительное творчество облегчает доступ к подавленным
в результате травмы чувствам, восстанавливает самоуважение и дарит
положительные эмоции. В изобразительной деятельности часто выплескиваются
агрессивные тенденции, что прерывает новый цикл насилия. Для женщин, которые
собрались вместе с целью перейти от старого образа жизни к новому, более
здоровому, процесс творческого самовыражения является отличным инструментом,
позволяющим справиться с переменами.
Основными задачами арт-терапевтической группы являются
усиление позиции женщин, работа с чувством страха, гнева, повышение самооценки,
поиск ресурсов для восстановления физического и психического здоровья, работа с
будущим.
Каждая женщина знает, что все присутствующие в группе
имеют схожий травматический опыт. Задачей ведущей является создание как можно
более безопасного пространства. Это несложно, если все женщины проходили
предварительные консультации и испытывают доверие к кризисному центру и его
сотрудницам. Кризисный центр часто является для них тем местом, где они
чувствуют себя более безопасно, чем в реальной обыденной жизни. Поэтому при
создании подобных групп целесообразна предварительная работа: очное
консультирование, психотерапия, встречи с юристами.
При обсуждении групповых правил обязательно
обсуждаются нормы, связанные с безоценочными суждениями в отношении друг друга
и изобразительных работ каждого. Предлагаются также следующие нормы: можно не
комментировать свои работы, если нет желания, или вообще не работать над
каким-то упражнением. Группа может использовать в качестве инструментов
пастельные мелки с возможностью широкого выбора различных цветовых оттенков,
акварель, гуашь, фломастеры, цветную бумагу, журнальные картинки для коллажей и
др. Любое из предлагаемых упражнений можно выполнять на бумаге различного
цвета. Если работа не нравиться автору, можно взять другой лист и начать
сначала. Желательно, чтобы каждая из участниц имела свои папки, где хранились
бы работы в течение всего срока занятий группы.
Некоторые упражнения могут проделываться дважды -
вначале и конце работы группы. Например: одно из упражнений, где необходимо
изобразить себя в виде растения на том или ином этапе развития. Участницы могли
видеть динамику мгновенного состояния. В начале работы группы, женщины чаще
всего изображают себя в виде сломанного растения или комнатного растения в
цветочном горшке. В конце работы группы, нередко можно видеть ярко выраженную
положительную динамику из самочувствия и самоощущения. Женщины изображают себя
в виде деревьев с плодами, с живыми зелеными ветками. Особый терапевтический и
эмоциональный эффект достигается после того, как женщины сами находят свои
прежние рисунки в папках и сравнивают их.
Каждый цикл занятий имеет свою логику, связанную с особенностями
индивидуальной травмы и в зависимости от групповой динамики.
Занятия целесообразно вести в течение пяти-семи недель
по три часа в неделю, о чем сообщается группе в начале занятий. По желанию
можно продолжить работу в следующем цикле арт-терапевтических занятий.
Особенностью занятий является обсуждение собственных
рисунков, во время которого женщины, с одной стороны, имеют возможность увидеть
схожие чувства у других участниц, с другой стороны, у консультанта есть
возможность дать информацию о чувстве вины, беспомощности, ощущению
безвыходности и других состояниях. Женщины имеют возможность обсудить эту тему.
Для облегчения контактов женщин между собой, необходимо в начале каждого
занятия дать возможность через изо-деятельность найти в себе потенциал для
выражения тех сложных чувств, с которыми они пришли на занятия: это упражнения,
не касающиеся травматического опыта, а наоборот, связанные с теми периодами
жизни, ситуациями, когда женщины были в безопасности. Эти упражнения могут
выполняться под музыкальное сопровождение с закрытыми глазами, левой рукой и
обычно очень нравятся женщинам и помогают им почувствовать себя сильнее.
Уместны упражнения в начале тренинговых занятии на
групповую сплоченность, где участницы группы на одном большом листе бумаги, все
вместе рисуют свои представления, например о безопасности.
Ожидания от занятий в группе тоже выражаются
изо-средствами и обсуждаются.
При работе со страхами, женщины графически рисуют
пирамиду страхов, которые расположены по степени возрастания, и каждому страху
присваивается свой цвет. У многих женщин в группе появились одинаковые страхи,
это страхи, связанные с собственной безопасностью и безопасностью детей, страх
нищеты, страх одиночества. Многие указывали на страх общения с другими
мужчинами.
У женщин, подвергшихся внутрисемейному насилию,
нарушаются отношения с родственниками, детьми, сослуживцами, часто они
оказываются в эмоциональной изоляции. Чувства к партнеру варьируются от страха
и гнева до привязанности, и даже любви. Некоторые женщины хотели бы наказать
партнера, некоторые считают, что он сам себя наказывает своим поведением. На
занятиях необходимо помочь женщинам выразить свои чувства и принять их, так как
многие считают неприемлемым выражать свой гнев. Таким образом, при работе с чувствами
при помощи арт-технологий необходимо помочь женщине выразить свои чувства и
принять их.
Большую роль в этом блоке играет обсуждение в группе
своих работ.
Следующим этапом является поиск внешних ресурсов,
связанных с людьми, которые могут оказать поддержку женщине, подвергшейся
домашнему насилию. Часто эта работа заключается и в выявлении антиресурсов, то
есть позиции родственников, близких знакомых по отношению к пострадавшей. В
этом блоке возможна работа с представлением женщин об идеальной женщине,
матери, идеальном мужчине, об идеальных отношениях, семье, любви и других
мифологемах.
Цикл занятий завершают упражнения на видение будущего,
построение «линии жизни», обсуждение перспектив, построение планов.
Предлагаемое упражнение может носить как материальный, так и моральный,
психологический характер.
Применение бихевиоральных методик становится более
эффективным, если клиентка вовлекается в определение целей совместной работы и
постепенно берет на себя контроль за использование этих техник.
Психологические условия консультирования включают объективную и
субъективную готовность клиентки к решению проблем в сотрудничестве с
консультантом и готовность консультанта оказать помощь, а также создать особые
отношения с клиенткой. Готовность клиентки к консультированию включает
соответствующую мотивацию, доверие к специалисту и достаточно развитое
самосознание, необходимое для планируемых форм сопровождения. Готовность консультанта
к работе проявляется в безусловном принятии клиентки, готовности к личному
изменению и умению входить в специальное состояние, роль, а также выходить из
нее по окончании сессии. Если клиентка вызывает антипатию либо другие
неподходящие или сильные чувства, следует либо изменить свое отношение с
помощью глубокой проработки, либо найти другого специалиста.
Выводы по главе:
)Технология насилия состоит в том, что люди принуждаются к определенным
поступкам или чаще всего удерживаются от определенных поступков с помощью
прямого воздействия
)В роли жертвы насилия обычно оказывается женщина, внутренне готовая ее
принять.
)Важнейшими социальными последствиями насилия над женщинами в семье, как
выяснилось, являются: унижение человеческого достоинства женщин,
препятствование их свободному и активному развитию в обществе; психические и
физические травмы, приводящие к различным заболеваниям женщин; воспитательные
проблемы, связанные с явлением так зазываемой “социальной эстафеты”, когда
дети, наблюдающие насилие в семье, переносят затем полученный негативный опыт
на свою собственную жизнь.
ГЛАВА 2. Описание эмпирического исследования
.1 Организация исследования
Как уже отмечалось нами ранее, на проявление насилия в семье оказывает
влияние множество внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся
совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе.
Они, несомненно, значимы для отношений в семье. Но, все-таки, по-нашему мнению,
определяющими являются факторы внутренние. Их действие и проявление наблюдаются
на уровне межличностных отношений через реализацию (или наоборот) взаимных
ожиданий, внутренней удовлетворенности/неудовлетворенности супругов процессом
взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим проявлению насилия в
семье, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров:
это интеллектуальные, характерологические и социально-психологические
особенности супругов. Их изучению посвящен первый раздел практической части
дипломной работы.
В экспериментальной работе исследуются социально-психологические
особенности женщин, подвергшихся семейному насилию.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что опыт семейного насилия
связан с личностными особенностями женщин.
Объектом исследования явились женщины, подвергшиеся насилию, состоящие в
браке, имеющие детей.
Выборка составила 15 человек, с семейным стажем от 2 до 18 лет, в
возрасте от 22 до 40 лет. Они составили экспериментальную группу женщин.
На базе центра «Женщина в опасности» (г. Санкт-Петербург) были
обследованы женщины экспериментальной группы.
Предметом исследования являются причины, динамика и последствия семейного
насилия.
В соответствии с выдвинутой гипотезой в ходе исследовательской работы на
данном этапе решались следующие задачи:
. Охарактеризовать современное состояние насилия в семье на основе
изучения литературы по данной проблеме.
. Провести теоретический анализ проблемы насилия в семье, его причинности
и динамики.
. Изучить состояние семейных отношений, проявления насилия в семье.
. Проанализировать зависимость насилия в семье от специфики семейных
отношений, интернальности человека, удовлетворенности семейной жизнью, способов
поведения в конфликтных ситуациях и влияние конфликтности на состояния членов
семьи.
В ходе исследовательской работы использовалась комплексная методика,
включающая следующие основные методы:
·
анализ
литературных источников по проблеме исследования;
·
опрос;
·
методы
математической статистики.
2.2 Методы эмпирического исследования
В процессе исследовательской работы для изучения уровня конфликтности,
детерминант и последствий насилия в семье использовались следующие методики:
. Методика PARI. [43]
Методика предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам
семейной жизни. Авторы - американские психологи Е.Шеффер и Р.Белл. В нашей
стране методика адаптирована Т.В.Нещерет.
В методике выделены 23 аспекта - признака, касающиеся разных сторон
отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают
отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Вся
методика состоит из 115 суждений. Методика позволяет оценить специфику
внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни. Из различных
аспектов отношений в семье, вычлененных в методике, нас интересовали:
а) межсупружеские отношения, связанные с моральной, эмоциональной
поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности,
собственной и партнера (в методике шкала 17);
б) семейные конфликты (шкала 7).
Высокие показатели по данным шкалам свидетельствуют о плохой
интегрированности семьи, неудовлетворении межсупружескими отношениями, наличии
конфликтности.
. Методика исследования уровня субъективного контроля. [43]
В нашей стране наибольшее распространение получила методика УСК,
предложенная Е.Ф.Бажиным, С.А.Голынкиной и А.М.Эткиндом, представляющая собой
существенно переработанный русскоязычный вариант шкалы I - E
(«Шкала интернальности-экстернальности», разработанная Роттером, 1966 г.).
Данная шкала имеет ряд очевидных достоинств и отличается от шкалы Роттера по
ряду параметров. Данная методика позволяет сравнительно быстро и эффективно
оценить сформированный у обследуемого уровень субъективного контроля над
разнообразными жизненными ситуациями.
В методике выделены следующие шкалы:
1. Шкала общей интернальности (Ио).
2. Шкала интернальности в области достижений (Ид).
. Шкала интернальности в области неудач (Ин).
. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).
. Шкала интернальности в области профессиональной деятельности (Ип).
. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).
. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).
В контексте данного исследования автора в большей степени интересовали
показатели по 1 и 4 шкалам.
. Тест описания поведения К. Томаса. [43]
В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной. Методика позволяет изучить
личностную предрасположенность к конфликтному поведению, определить, какие
способы регулирования конфликтов и проблемных ситуаций характерны для личности.
В основе методики лежит двухмерная модель регулирования конфликтов,
основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со
вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и
напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Выделяют следующие способы регулирования конфликтов:
) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих
интересов в ущерб другому;
) приспособление, означающее в противоположность соперничеству,
принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого;
) компромисс;
) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к
кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе,
полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
По мнению исследователей, только в ситуации сотрудничества обе стороны
оказываются в выигрыше.
. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.
Рассела и М. Фергюсона.[43]
Методика позволяет оценить, насколько у человека сформировано ощущение
одиночества, субъективного представления о своей ненужности окружающим людям. О
высокой степени одиночества свидетельствуют показатели от 40 до 60 баллов, о
средней - от 20 до 40 баллов, о низкой - от 0 до 20 баллов.
. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И.
Вассермана, в модификации В.В. Бойко.[43]
Методика позволяет оценить степень неудовлетворенности социальными
достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Уровень социальной
фрустрированности оценивается следующим образом: 3,5-4 балла - очень высокий
уровень; 3.0-3,4 балла - повышенный уровень фрустрированности; 2,5-2,9 балла -
умеренный уровень фрустрированности; 2,0-2,4 - неопределенный уровень
фрустрированности; 1,5-1,9 - пониженный уровень фрустрированности; 0,5-1,4 -
очень низкий уровень; 0-0,4 - отсутствие фрустрированности.
Для выявления взаимозависимостей семейных конфликтов с выделенными
причинами и последствиями использовался расчет коэффициента ранговой корреляции
Ч. Спирмена, определяемый по формуле:
(формула
1),
где
di - разность рангов пары данных,
n - количество
пар данных
При этом проводилось ранжирование респондентов, в соответствии с их
результатами по методикам, определялась разность рангов пар данных, ее квадрат.
ГЛАВА 3. Анализ результатов эмпирического исследования
.1 Общие результаты исследовательской работы
Проведенная исследовательская работа позволила изучить, проанализировать
и оценить уровень конфликтности в семьях респондентов, причины насилия в семье
и последствия в состояниях людей, которые они могут вызвать. Общие результаты
исследовательской работы представлены в приложении 1.
Результаты, полученные по описанным во второй главе методикам и
систематизированные, сведены в таблицу 1.
Таблица 1.Систематизированные результаты исследовательской работы
№ п/п
|
Методики и показатели
|
Результаты (%)
|
1
|
Методика РАRI:
Межсупружеские отношения: - высокие показатели - средние показатели - низкие
показатели Семейные конфликты: - высокие показатели - средние показатели -
низкие показатели
|
7 35 59 28 59 13
|
2
|
Уровень субъективного
контроля: Общая интернальность: - высокий уровень - средний уровень - низкий
уровень Интернальность в области семейных отношений: - высокий уровень
-средний уровень - низкий уровень
|
0 82 18 28 44 28
|
3
|
Методика К. Томаса: -
соревнование - приспособление - компромисс - избегание - сотрудничество
|
28 27 27 23 0
|
4
|
Методика Д. Рассела и М.
Фергюсона: - высокий уровень одиночества - средний уровень одиночества -
низкий уровень одиночества
|
64 18 18
|
5
|
Уровень социальной
фрустрированности: - очень высокий - повышенный - умеренный - неопределенный
- пониженный - очень низкий - отсутствие фрустрированности
|
0 36 28 18 18 0 0
|
Результаты, полученные по методике РАRI, свидетельствуют о том, что только 7% участников
исследовательской работы высоко оценивают интегрированность своей семьи,
удовлетворены эмоциональной поддержкой в ней, средой для развития личности.
Наибольшая часть - 59%, этот показатель определяют как низкий, а 35% - как
средний (рисунок 1). Это позволяет говорить о том, что обстановка в семьях
однозначно не благополучная.
Рис.1 Диаграмма уровней оценки межсупружеских отношений
Изучение уровня конфликтности в семьях (методика РАRI) по оценкам респондентов показывает,
что только 13% из них считают, что данный уровень низкий. Большинство
участников исследования (59%) конфликтность в своих семьях оценивают как
среднюю. 28%, а это практически треть выборки, считают, что она высокая
(рисунок 2).
Рис.
2. Диаграмма уровней конфликтности
Анализ
ответов респондентов, данных ими на вопросы методики «Уровень субъективного
контроля», свидетельствует о том, что абсолютное большинство из них (82%) имеют
средний уровень общей интернальности, т.е. в целом принимают на себя
ответственность за происходящее с ними. Ни у кого из участников
исследовательской работы не отмечен высокий уровень субъективного контроля,
только у 18% локус контроля соответствует низкому уровню (рисунок 3).
Рис.3.
Диаграмма уровней общей интернальности
Несколько
выше уровень субъективного контроля в сфере семейных отношений. Так 28% из них
имеют высокий уровень, 44% - средний уровень. Но, в тоже время, более четверти
опрошенных (28%) не считают, что они ответственны за события, происходящие в
семье. Субъективный контроль в области семейных отношений у этих людей
находится на низком уровне (рисунок 4).
Рис
4. Диаграмма интернальности в области семейных отношений
Как
видно из представленного анализа, большинство женщин не думают, что в
возникающих в семье конфликтных ситуациях бывают виноваты и они. Такой подход
никак не будет способствовать, по-нашему мнению, конструктивному преодолению
неизбежно возникающих в семьях разногласий.
Результаты
изучения доминирующих способов регулирования конфликтов, показывают, что
однозначного предпочтения здесь нет. В большей степени респонденты стремятся к
соревнованию, компромиссу и приспособлению - по 28% от выборки, далее следуют
те, кто стремится избегать конфронтации - 16% респондентов (рисунок 5). Таким
образом, наиболее целесообразный способ поведения в конфликтных ситуациях -
сотрудничество, не является предпочитаемым у участников исследовательской
работы. Более того, самого неприемлемого, особенно с точки зрения семейных
отношений, способа регулирования конфликтов - соревнование, придерживается
практически третья часть женщин из числа принявших участие в исследовательской
работе.
Рис.
5. Диаграмма предпочитаемых способов регулирования конфликтов
Опрос
участников исследовательской работы по методике Д.Рассела и М. Фергюсона дал
следующие результаты: 64% респондентов имеют высокий уровень субъективного
ощущения одиночества, 18% - средний уровень и 18% - низкий уровень (рисунок 6).
Учитывая, что почти две трети респондентов относятся к высокому уровню
субъективного ощущения одиночества, то полученные результаты должны вызывать
тревогу, т.к. значительная часть участников исследовательской работы находятся
в состоянии, когда они чувствуют свою ненужность окружающим людям и, прежде всего,
близким. Это состояние является следствием напряженных отношений в семье и, в
свою очередь, может быть причиной депрессий и суицидального поведения.
Рис
6. Диаграмма уровней субъективного ощущения одиночества
Значимым
следствием конфликтности и насилия в семье, по нашему мнению, может быть
возникновение и закрепление у членов семьи состояния социальной фрустрации.
Результаты опроса женщин, подвергшихся насилию, по методике Л.И. Вассермана (в
модификации В.В. Бойко) показывают, что 36% из них имеют повышенный уровень
социальной фрустрированности, 28% присущ средний уровень, 18% имеет
неопределенный уровень и 18% из состава выборки имеют пониженный уровень
(рисунок 7). Таким образом, значительная часть участников исследовательской
работы испытывают достаточно высокую степень неудовлетворенности социальными
достижениями и, в том числе отношениями с супругом (десятый вопрос методики).
Рис
7. Диаграмма уровней социальной фрустрированности
Сравнительный
анализ данных опроса участников исследовательской работы показывает, что
наиболее настораживающие результаты по всем использованным методикам имеет
практически одинаковое количество респондентов (таблица 1, рисунки 1 - 7).
Таким
образом, женщины, подвергшиеся насилию в семье, характеризуются низкой оценкой
интегрированности и высокой конфликтностью семьи, отсутствием чувства
ответственности, неспособностью к сотрудничеству, низкой склонностью избегать
конфликт, однако легко идут на компромисс, соревнование, приспосабливаются.
Результаты
показали, что большинство женщин низко оценивают интегрированность своей семьи,
не удовлетворены эмоциональной поддержкой в ней, средой для развития личности,
28% считают конфликтность в семье высокой, у 18% женщин локус контроля
соответствует низкому уровню, 28% из них не считают, что они ответственны за
события, происходящие в семье. В большей степени респонденты стремятся к соревнованию,
компромиссу и приспособлению в конфликте - по 28% от выборки, почти две трети
респондентов относятся к высокому уровню субъективного ощущения одиночества.
Это
позволяет предположить, что названные показатели взаимозависимы.
3.2 Анализ взаимозависимости уровня
конфликтности, причин и последствий конфликта
Для получения ясного представления о детерминантах и последствиях
семейного насилия важным является решение проблемы выявления взаимозависимости
уровня конфликтности, причин и последствий конфликтов. Для решения данной
проблемы нами был использован расчет коэффициента ранговой корреляции Ч.
Спирмена, производимый по формуле и в соответствии с алгоритмом, изложенными во
второй главе данной работы.
Состояние конфликтности в семье оценивалось на основании результатов,
показанных участниками исследовательской работы по шкале «семейные конфликты»
методики РАRI.
Выявление взаимосвязи уровня конфликтности и степенью удовлетворенности
семейными отношениями и ее меры осуществлялось следующим образом. Респонденты
были проранжированы в соответствии с результатами, полученными по методикам РАRI (по шкале «семейные конфликты») и
«Удовлетворенность семейными отношениями», производились промежуточные
вычисления, которые подставлялись в формулу 2. Результаты ранжирования и
промежуточных вычислений представлены в таблице 8.
Таблица 2.Табулирование результатов для расчета коэффициента корреляции.
N
|
Ранг Х
|
Ранг Y
|
D
|
d2
|
1.
|
10.5
|
15.5
|
-5
|
25
|
2.
|
6
|
218.5
|
-21.5
|
462.25
|
3.
|
23
|
23.5
|
-0.5
|
0.25
|
4.
|
5
|
15.5
|
-10.5
|
110.25
|
5.
|
2
|
3.5
|
-1.5
|
2.25
|
6.
|
18.5
|
23.5
|
-5
|
25
|
7.
|
25.5
|
3.5
|
22
|
484
|
8.
|
2
|
28.5
|
-26.5
|
702.25
|
9.
|
15.5
|
3.5
|
12
|
144
|
10.
|
28.5
|
15.5
|
13
|
169
|
11.
|
18.5
|
15.5
|
3
|
9
|
12.
|
25.5
|
23.5
|
2
|
4
|
13.
|
8.5
|
8.5
|
0
|
0
|
14.
|
22
|
23.5
|
-1.5
|
2.25
|
15.
|
25.5
|
23.5
|
2
|
4
|
р=1- 0, 000222 х 2143,5 = 0, 524 2143,5
Определение значения коэффициента корреляции между показателями
конфликтности и уровнем общей интернальности показывает наличие
взаимозависимости. Коэффициент корреляции между этими переменными составил р =
0, 524 (р < 0,01) (рисунок 8).
Рис.8. Взаимосвязь конфликтности и общим уровнем интернальности
Гораздо более высокое значение коэффициент имеет между уровнем
конфликтности в семьях участников исследовательской работы и уровнем их
субъективного контроля в области семейных отношений: р = 0, 82 на 1% уровне
значимости. Это позволяет предположить, что интернальность (склонность
приписывать себе ответственность за складывающиеся отношения в семье) женщин в
сфере семейных отношений значимо взаимосвязана с уровнем конфликтности женщин и
проявлением насилия в семье (рисунок 9).
Рис.9. Взаимосвязь конфликтности с интернальностью в сфере семейных
отношений
Определение уровня взаимной зависимости между уровнем конфликтности в
семье и доминирующими у женщин способами регулирования конфликтов (компромисс,
соревнование, приспособление) показывает, что и в этом случае мы наблюдаем
высокий уровень взаимообусловленности. Значение коэффициента корреляции составило
р = 0, 762 (р < 0,01) (рисунок 10).
Рис.10 Взаимосвязь конфликтности и доминирующими способами регулирования
конфликтов
Полученный коэффициент корреляции позволяет предположить, что способы
поведения в конфликтных ситуациях, которые предпочитают женщины, скорее всего,
предопределяют проявления насилия в семье. Так, соревнование является самым
неприемлемым, особенно с точки зрения семейных отношений, способом
регулирования конфликтов. Соревнование (конкуренция) рассматривается как
стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Женщина,
которая придерживается этого способа, пытается заставить принять свою точку
зрения во что бы то ни стало, ее не интересуют мнения и интересы других. При
этом она либо игнорирует ту «цену» в своих отношениях с партнером, которая
будет заплачена в результате его действий, либо просто не задумывается над
этим. Принято считать, что, чем более долговременные в перспективе отношения
связывают участников взаимодействия (как, например, в семье), тем более
целесообразно заботиться не только о сиюминутном выигрыше, но и о сохранении
взаимоотношений. Самым существенным недостатком данного способа является
возможность повторных конфликтов из-за ухудшения взаимоотношений.
Другой доминирующий у женщин экспериментальной группы способ -
приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в
жертву собственных интересов ради интересов другого. Этот способ может быть
признан рациональным, когда предмет разногласий имеет для женщины меньшую
ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данный
способ станет для женщины доминирующим, то она, скорее всего, не сможет
эффективно самореализовываться и жить в семье.
Третий способ - компромисс. Поиск приемлемого решения осуществляется за
счет взаимных уступок. Способность к компромиссу в семейных ситуациях ценится
высоко, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро
разрешить конфликт. Но через какое-то время могут проявиться и
дисфункциональные последствия компромиссного решения, например,
неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Кроме того, конфликт в несколько
измененной форме обязательно возникает вновь, так как породившая его проблема
была решена не до конца.
Таким образом, подтвердилось наше предположение о том, что такие
личностные характеристики как уровень субъективного контроля, прежде всего в
сфере семейных отношений, доминирующие способы разрешения конфликтов,
предположительно, в значимой степени влияют на конфликтность в отношениях между
супругами и предопределяют проявления насилия в семье.
Обусловливает ли уровень конфликтности в семье такие социально-важные
характеристики человека как ощущение одиночества и социальную
фрустрированность, мы также изучали посредством определения значения
коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Значение коэффициента корреляции между уровнем конфликтности в семьях
участников исследовательской работы и имеющимся у них уровнем субъективного
ощущения одиночества составило р = 0,85 на 1% уровне значимости (рисунок 11).
Рис.11. Взаимосвязь конфликтности и уровня субъективного ощущения
одиночества
Полученный коэффициент корреляции свидетельствует, что наличие и глубина
межсупружеских конфликтов в значительной степени предопределяет возникновение у
женщин ощущения одиночества, ненужности, прежде всего близким людям. Такое
состояние наносит серьезный вред и психическому здоровью женщин, и развитию их
отношений с мужьями.
Расчет коэффициента корреляции между уровнем конфликтности в семьях и
уровнем социальной фрустрированности у женщин показал, что его значение
составило р = 0,854 (р < 0,01) (рисунок 12). Данное значение также, скорее
всего, свидетельствует о высокой взаимосвязи насилия и возникновения у женщин
состояния неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах
жизнедеятельности.
Рис.12 Взаимосвязь конфликтности и социальной фрустрированности
Таким образом, нами установлено, что высокая конфликтность и проявления
насилия в семьях могут влиять на возникновение у женщин таких важных
социально-психологических характеристик, как субъективное ощущение одиночества
и социальная фрустрированность. Уровень социальной фрустрированности включает в
себя материальные трудности. Чем более неблагополучно положение женщины, тем
выше конфликтность в семье. Насилие в семье тесно связано с
социально-экономическим положением в семье.
Общий анализ взаимозависимостей уровня конфликтности в семьях, причин
проявления насилия и их последствий представлен на рисунке 13.
Рис.13. Взаимосвязь конфликтности с детерминантами и последствиями
насилия
Как видно из рисунка 13, все изучаемые переменные имеют между собой
значимые корреляции. Это позволяет предположить наличие обусловленности
семейных конфликтов уровнем интернальности и доминирующими у женщин способами
разрешения конфликтов. В свою очередь, скорее всего, конфликтность в семье
предопределяет возникновение у женщин субъективного чувства одиночества и социальной
фрустрации.
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
1. Гипотеза исследования о связи семейного насилия с
личностными свойствами женщин-жертв насилия подтвердилась.
2. Женщины-жертвы насилия характеризуются низкой интернальностью,
высоким уровнем ощущения одиночества, неумением сотрудничать в конфликтных
ситуациях.
. уровень насилия в семье тесно связан с социальной
фрустрированностью.
Заключение
Результаты, полученные в ходе исследовательской работы, позволили
подтвердить гипотезу исследования о том, что уровень насилия в семье в
значительной степени обусловливается имеющимся у женщин уровнем субъективного
контроля, доминирующими способами регулирования конфликтов и влияет на
формирование у женщин ощущения одиночества и социальной фрустрированности.
Полученные результаты позволяют сформулировать основные выводы:
. Результаты эмпирического изучения социально-психологических
особенностей женщин, подвергшихся насилию, показывают:
а) Обстановку в семьях женщин, подвергшихся насилию, оценить как
благополучную нельзя. Об этом свидетельствует значительное количество
участников исследовательской работы, неудовлетворенных состоянием
межсупружеских отношений, атмосферой в семьях, рассматривающих уровень
конфликтности в них как высокий. Женщины, подвергающиеся семейному насилию,
резко недовольны супружескими отношениями.
б) Женщины часто характеризуются низкой интернальностью, т.е. не склонны
брать ответственность за свою жизнь на себя. Они считают, что большинство
важных событий в жизни не были результатом их собственных действий, что они не
могут управлять ими.
В) Значительно реже женщины прибегают к такому способу поведения как
избегание конфликтов.
Г) Женщины имеют высокий уровень субъективного ощущения одиночества,
находятся в состоянии, когда они чувствуют свою ненужность окружающим людям и,
прежде всего, близким. Это состояние есть следствие напряженных отношений в
семье и, в свою очередь, может провоцировать депрессивное и суицидальное
поведение.
Д) Большое количество участников исследовательской работы испытывают
достаточно высокую степень неудовлетворенности социальными достижениями и, в
том числе отношениями с супругом. Среди женщин, подвергшихся насилию, много
респондентов с повышенным уровнем социальной фрустрированности.
Е) Установлено, что семейная конфликтность тесно связана с такими
способами урегулирования конфликтов как соревнование, компромисс и
приспособление, а также неудовлетворенностью семейной жизнью.
Условиями эффективности программы мероприятий для женщин-жертв семейного
насилия могут стать следующие:
Выявлена значимая связь уровня конфликтности в семьях с ощущением
одиночества и социальной фрустрированностью.
Полученные в ходе исследования результаты определяет практическую
значимость дипломной работы, которая заключается в том, что в работе выявлены
значимые причины и последствия семейного насилия в результате конфликтов,
которым ранее в литературе не уделялось достаточно внимания.
На основе принципов коррекции поведения, теории коммуникации, а также
анализа сексологических поведенческих проблем и способов их решения в
исследовании разрабатывалась программа психологического сопровождения
женщин-жертв семейного насилия. Центральная идея системы мероприятий должна
состоять в реализации системного психокоррекционного воздействия, направленного
на укрепление психического здоровья и благополучия женщин-жертв семейного
насилия, развитие и стабилизацию межличностного общения.
·
Наличие
адаптированных к конкретной аудитории программ.
·
Конкретных
направлений психологической работы по коррекции результатов проявлений, которые
должны включать:
- исследование
личностных ресурсов;
- развитие навыков
общения в условиях проблемных жизненных ситуаций;
- развитие навыков
саморегуляции;
- рефлексия особых
состояний сознания;
снижение деструктивной конфликтности.
Литература
1. Аврамцев
В.В., Кравчук О.Н. Руководство для сотрудников ОВД по работе с телефоном
доверия. - М.,2001.
2. Ажгихина
Н. Приют для обиженных жен (шведская семья против насилия)// Независимая
газета. 2000.
. Акоста
В. Г., Бисли М., Джайма Ш. Насилие в семье: Как бороться с ним государству:
Нынешний статус и необходимые улучшения / Пер. с англ. Н.Кошманенко, С.Яринича.
- М.: Глас, 1999.
. Алексеева
Л.С.; Кошелева А.Д.; Соколова Е.Т.; Шапиро Б.Ю. Насилие в семье: с чего начинается
семейное неблагополучие. М., 2000.
. Алешина
Ю. Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально- психологические методы
исследования супружеских отношений. - М.: МГУ, 1987.
. Алешина
Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: ТЕИС,
1994.
. Аналитическая
записка по проблемам роста насилия в семье, в различных его формах // Вестник
Комитета Совета Федерации по вопросам социальной политики, 1999, 2-3, с.11 .
. Антонян
Ю.М, Горшков И.В., Зулкарнеев Р.М.. Проблемы внутрисемейной агрессии. - М.: НИИ
МВД,1999.
. Бойченко
Л. Женская преступность, вопросы преодоления домашнего насилия, преступления
против женщин в Республике Карелия// Права женщин в России. Законодательство и
практика. - 1998. - № 4-5.
. Бэрон
Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб., 1999.
. Васильева
А. Корни насилия//Женщина Плюс. 2000. №1.
. Вахмянина
Т.А. Социальная защита семьи, женщин и детей в Нижегородской области. Из опыта
работы комитета по делам семьи, женщин и детей. - Нижний Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр, 1999.
. Вахрушева
С. Медовый месяц чередуется с насилием// Новости Санкт-Петербурга. 2000. №23.
. Волкова
А.Е. Эмоциональное отношение в семье при формировании насильственных установок.
Проблемы совершенствования работы ОВД. - М, 1995.
. Градскова
Ю.В. Женщина как объект домашнего насилия: гендерные аспекты. По материалам
круглого стола «Женский вопрос накануне 21 века» 27-28 апреля 1998 г., МГУ им.
Ломоносова.
. Григорьева
Т.Г. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999
. Дружинин
В.Н. Психология семьи.- М., 1996.
. Женщины
в переходный период // Доклад для Международного Детского фонда ООН. №6. 1999.
С. 93
. За
безопасность семьи. Методические материалы из опыта работы центра
социально-психологической помощи семье. - Арзамас, 1999.
. Забадыкина
Е. О программе «Национальная кампания привлечения внимания общественности к
проблемам домашнего насилия»// Женское движение в контексте российской истории.
Юбилейные чтения 9-10 декабря 1998.
21. Забелина Т. Ю.,
Исраелян Е.В. Кризисный центр для женщин: Опыт создания и работы.
<http://ngo.org.ru/ngoss/default.asp?WCI=GetDoc&WCU=id=12288;cid=42910;&lang=ru>-
М.: Преображение, 1998.
. Землянская М.
Решение семейных конфликтов. - М: ЭКСМО, 2003.
. Исраелян Е.В.
Насилие в отношении женщин: Поиски путей искоренения// США: Экономика,
политика, идеология. 1996. №3.
. Как создать
кризисный центр для женщин/Под ред. Е.В. Исраелян и Т.Ю. Забелиной. М.:
Пресс-Соло, 1995.
. Квашис В.Е.,
Вавилова Л.В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв
преступлений.- М., 1996.
. Кент М. Стратегия
развода. - СПб., Лениздат, 1993.
. Кернберг О.
Отношения любви: норма и паталогия. - М., 2000
. Козлова Н.Н.
Социально-историческая антропология, - М., 1999.
. Козлова Н.Н.,
Сандомирская И.И. Я так хочу назвать кино, М.,1996
. Козырев Г.И.
Введение в конфликтологию.- М., 1999.
. Кратохвил С.
Психотерапия семейно- сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991.
. Левин К. Разрешение
социальных конфликтов. Санкт-Петербург, 2000.
. Лейкман Л. От теории
к практике// Кризисный центр для женщин: опыт создания и работы. - М., 1998, С.
56-61 .
. Маерс Д. Социальная
психология.- СПб, 1999.
. Малышева М.
Идентификация женщин в послевоенной и посткоммунистической России/ Судьбы
людей: Россия ХХ век,- М., 1996, сс. 276-298 .
. Минухин С., Фишман
Ч. Техники семейной терапии.- М.: Класс, 1998.
. Навайтис Г. Тайны
семейного (не) счастья. Москва-Воронеж, 1998.
. Насилие в семье: как
бороться с ним государству. - М., 1999 .
. Насилие домашнее//
Энциклопедия социальной работы/ Под ред. Л. Э. Кунельского и М.С. Мацковского:
В 3 т. - Т. 2. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.
. Нормативно-правовые
основы социального обслуживания семьи, женщин и детей. - М.: Институт
социальной работы, 1997.
. О чем мы молчим?
(Сексуальное насилие) Проект «Юридическая помощь женщинам в кризисных
ситуациях». Издание подготовлено при содействии Международного института
женщин, права и развития и непосредственном участии кризисных центров из
Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Мурманска, Иркутска, Нижнего Тагила.
М.,2004.
. Сысенко В.А.
Супружеские конфликты. - М., 1993.
. Практическая
психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1998.
. Психологические
тесты./ Под ред. А. Карелина.- М., 1999.
. Психологическое
сопровождение лиц, переживших насилие в семье: научно-методическое пособие./
Составитель Платонова Н.М. - М. 2002.
. Харли У. Ф. Законы
семейной жизни. - М., 1992.
. Розин В.М.
Психология: теория и практика.- М., 1998.
. Романова Л.В.
Оказание медицинской помощи жертвам насилия. М.:2000.
. Российско-американский
проект «Предотвращение насилия в семье» в Нижегородской области. Департамент по
труду и социальной защите населения Нижегородской области.- Нижний Новгород,
1999.
. Рыжков В.
Практическая психология женских кризисов.- СПб., 1998.
. Саймон Р. Один к одному.
Беседы с создателями семейной терапии.- М., 1996
. Семья в
психологической консультации/ Под.ред. А.А.Бодалева и В.В. Столина.- М.:
Педагогика, 1989.
. Скиннер Р., Клииз
Дж. Семья и как в ней уцелеть.- М., 1995.
. Соонетс Р., Локо Я.,
Локо Т. и др. Недостойное обращение с женщинами: Тарту, 2000.
. Социальная работа с
женщинами, подвергшимися насилию// Теория и методика социальной работы/
Под.ред. В.И. Жукова и др.: В 2 т. Т.2.- М.: Союз, 1994.
. Социальная работа с
семьей/Под.ред. Е.И. Холостовой.- М.; Институт социальной работы,1999.
. Социальные работники
за безопасность в семье. Учебное пособие. / Под ред. Либоракиной М.И. Шапиро
Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И., Максудов Р.Р., Флямер М.Г. и др. - М.:
ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1999.
. Сулимова Т.С.
Насилие// Российская энциклопедия социальной работы/ Под ред. А.М. Панова и
Е.И. Холостовой: В 2 т. - Т. 2. - М.: Институт социальной работы, 1997.
. Тарасов Е.А. Мы
выбираем, нас выбирают. Добрачная консультация.- М., 1999
. Темкина А. Сценарии
сексуальности и сексуальное удовольствие в автобиографиях современных
российских женщин // Гендерные исследования. - 1999. - №3. - С. 125-151.
. Халим А. Признание
насилия против женщин нарушением прав человека// Заявляем наши права.- М.:
Глас, 1996.
. Хаманева Н.Ю. Защита
прав граждан в сфере исполнительной власти.- М.: ИГП РАН, 1997.
. Ходырева Н. История
кризисных центров для женщин и тенденция их развития// Женское движение в
контексте российской истории. Юбилейные чтения 9-10 декабря 1998.- М.,1998.
. Цимбал Е. Проблемы
домашнего насилия в России// Сексуальные домогательства на работе.- М., 1996.
. Черепанова Е.
Психологический стресс: помоги себе и ребенку. - М.,1996.
. Черников А.В.
Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики.- М.:
ЭКОС, 1997.
. Черномазова Е. Как
избавиться от насильника//Женщина Плюс. 1997. №2.
. Шапиро Б.Ю.
Системный подход в психосоциальной работе с семьей// Системный подход в
социальной работе/ Сост.-ред. В.В.Колков. М.: Институт социальной работы, 1997.
. Шерман Р., Фредман
Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство.- М.:
Класс, 1997.
. Эйдемиллер Э.,
Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 1999.
. Эльячефф К.
Затаенная боль (дневник психоаналитика).- М., 1999.
. Брошюры серии
«Радуга прав»: «Домашнее насилие», «Сексуальное насилие», «Сексуальное
домогательство», «Какие права есть у женщин в новой России». При поддержке
Международного института женщин, права и развития, центра «Сестры», региональной
общественной организации «АННА», электронного документационного центра
«Восток-Запад», женской информационной сети, американской ассоциации юристов.
Приложение
Приложение 1
Общие результаты исследовательской работы по экспериментальной группе
№ п/п
|
РАRI
|
УСК
|
К.Томас
|
Ощущение одиночества
|
Социальная фрустрация
|
|
МО
|
СК
|
Ио
|
Ис
|
Сор.
|
Прис.
|
Ком.
|
Изб.
|
|
|
1
|
16
|
11
|
6
|
5
|
4
|
9
|
6
|
7
|
42
|
2.8
|
2
|
10
|
8
|
4
|
3
|
8
|
4
|
6
|
5
|
32
|
2.3
|
18
|
17
|
5
|
2
|
11
|
2
|
4
|
3
|
46
|
3.2
|
4
|
8
|
7
|
6
|
9
|
6
|
3
|
7
|
7
|
16
|
1.6
|
5
|
8
|
6
|
8
|
8
|
5
|
4
|
10
|
8
|
14
|
2.2
|
6
|
12
|
14
|
5
|
7
|
5
|
3
|
8
|
7
|
27
|
2.7
|
7
|
19
|
18
|
4
|
3
|
6
|
5
|
5
|
5
|
47
|
3.3
|
8
|
6
|
6
|
8
|
9
|
6
|
3
|
7
|
6
|
10
|
1.8
|
9
|
11
|
13
|
8
|
5
|
9
|
3
|
10
|
5
|
34
|
2.2
|
10
|
19
|
19
|
6
|
2
|
10
|
2
|
9
|
3
|
29
|
1.7
|
11
|
12
|
14
|
6
|
5
|
5
|
5
|
6
|
8
|
26
|
2.7
|
12
|
16
|
18
|
5
|
3
|
7
|
4
|
6
|
6
|
34
|
2.2
|
13
|
7
|
10
|
7
|
9
|
4
|
5
|
7
|
9
|
15
|
1.6
|
14
|
15
|
16
|
5
|
4
|
8
|
4
|
6
|
3
|
30
|
2.4
|
15
|
14
|
18
|
5
|
4
|
9
|
3
|
7
|
3
|
36
|
3.2
|
Приложение 2
Программы
психологического сопровождения женщин, подвергшихся насилию в семье
Насилие в семье является одной из наиболее типичных и распространённых
форм насилия в отношении женщин. Исследование имело целью продемонстрировать,
каким образом насилие над женщинами в семье влияет на весь спектр семейных
взаимоотношений и, прежде всего, на уровень насилия в семье в целом. Сравнение
"нормальных" семей и семей, где насилие в отношении женщин было
типичным явлением, показало зависимость конфликтности в семьях от специфики
семейных отношений, интернальности человека, удовлетворенности семейной жизнью,
способов поведения в конфликтных ситуациях, влияние конфликтности на состояния
членов семьи.
В связи с этим целью психологического сопровождения для работы с
женщинами-жертвами насилия должна стать программа снижения фрустрированности,
риска семейного насилия, которая должна включать в себя получение необходимых
знаний и формирование умений и навыков:
- управления собой
в состоянии напряжения;
- конструктивного
поведения в конфликтах;
- ответственного
принятия решения;
·
эффективного
общения;
·
уменьшение
чувства одиночества.
Центральная идея системы мероприятий должна состоять в реализации
системного психокоррекционного воздействия, направленного на укрепление
психического здоровья и благополучия женщин-жертв семейного насилия, развитие и
стабилизацию межличностного общения.
Условиями эффективности программы мероприятий для женщин-жертв семейного
насилия могут стать следующие:
- Наличие адаптированных к конкретной аудитории программ.
- Конкретных направлений психологической работы по коррекции результатов
проявлений, которые должны включать:
- исследование
личностных ресурсов;
- развитие навыков
общения в условиях проблемных жизненных ситуаций;
- развитие навыков
саморегуляции;
- рефлексия особых
состояний сознания;
- снижение деструктивной конфликтности.
Методики:
1)Сюжетно-ролевые игры на тему: «Моя семья». Разбор типичных конфликтных
ситуаций в семейной жизни.
2) Разбор ситуаций уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.
3)Тренинг уверенного поведения (6 занятий).
4)Развитие репертуара невербального поведения. Передача предметной
информации жестами, мимикой и т.п. Демонстрация эмоциональных переживаний и
отношений невербальными средствами общения.
5) Коммуникативные упражнения и коррегирующие техники для обучения пар
(женщина и мужчина) сексуальному поведению наедине и в кругу общения:
Каждое занятие включает:
·
целенаправленные
встречи, развивающие способность формировать вокруг себя в паре и в более
широком контексте благоприятную, открытую для обмена информацией в области
общения и сексуальности, среду;
·
игровые эпизоды,
развивающие успешные поведенческие и сексуальные навыки;
·
элементы
телодвижений, способствующие развитию взаимопонимания и успешного обмена
информацией;
·
приемы построения
драматургии интенсивных встреч;
- информационные сообщения, необходимые для глубокого постижения таинств
сексуального аттрактивного поведения.
Цель встреч состоит в том, чтобы тренировать новые, более совершенные
формы коммуникации и одновременно прорабатывать актуальные конфликты партнеров.
На первых трех занятиях (циклы 1-3) тренируются основные элементы
партнерской коммуникации (способность проявлять чувства, понимать чувства
других, говорить о своих желаниях). В продолжение этих циклов происходит
концентрация на навыках действия в лабораторной социальной среде. Происходит
формирование образа партнеров, способствующих эффективному поведению пары;
тренируется направленность на развитие эксперимента в области успешного
сексуально привлекательного поведения. Проводится обучение технологии выявления
негатива, поиска и выявления экспертов.
Во второй части встреч (циклы 4-7) речь идет об интегрированном
применении этих образцов поведения для преодоления конфликтов желаний и
интересов. Основное внимание направлено на генерализацию проблематики
участников, а также на развитие диагностики и преодоления деструктивных типов
поведения. Выявление помех. Последовательно проводится освоение сотрудничающих
типов поведения. Прорабатывается формула жизненного успеха (ФЖУ). Проводится
обучение эффективному лидерству в паре.
Содержание упражнений зависит от специфических проблем и интересов
конкретной пары и конкретных отдельных участников встреч.
Предложенные рекомендации позволят повысить уровень адаптации
женщин-жертв насилия и готовность к межличностному взаимодействию.
Приложение 3
Психотерапевтические техники для повторного проживания
клиентом травматического события и отреагирования эмоций
Техника «Письмо»
Это достаточно эффективный терапевтический инструмент
в работе с жертвами насилия, так как многие люди предпочитают такую форму
общения беседе лицом к лицу и могут писать о себе более откровенно, чем говорить.
Несмотря на то, что письменная терапия может быть успешной, клиент должен иметь
возможность попросить об индивидуальной беседе.
Так же как и при индивидуальных беседах, важное
значение имеет детальное структурирование процедуры написания письма. Письмо
пишется воображаемой ручкой на воображаемой бумаге и проговаривается вслух.
Письмо начинается обычным приветствием «Здравствуй...» и заканчивается подписью
автора. Важно, чтобы клиент понимал, что он может выразить абсолютно все свои
чувства, без ограничений. Задача клиента описать его проблему настолько
детально, насколько это возможно. В то же время, акцент на анализе поведения
должен быть преобладающим. Часто, после написания письма, клиент начинает
ощущать себя сильным, готовым противостоять жизненным трудностям.
Если техника применяется в групповой работе, несколько
членов группы по очереди пишут письма. Может быть введен помощник (второе Я),
который пишет постскриптум, который занимает около 10 минут. Этот разговор не
является повторением реальных разговоров в прошлом.
Цель этой техники - облегчить открытое выражение
чувств по отношению к обидчику, выйти из эмоционального замешательства и
определить свое отношение к реальным событиям, попытаться прийти к договору.
Техника «Пустой стул»
Эта техника является одной из самых распространенных в
гештальт-терапии и психодраме. Консультант ставит стул напротив клиента и
предлагает поместить на него отсутствующее лицо или отдельную черту характера,
эмоцию, значимую для него: «Попробуйте представить, что на этом стуле сидит...»
Возможность обратиться к воображаемому собеседнику, позволяет сказать ему все,
что хочется, все, что наболело на душе, высказать свои чувства, выплеснуть
негативные эмоции.
Техника «Возврат во времени»
Консультант предлагает вспомнить прошлую ситуацию,
когда насилие произошло впервые: «Давай переведем часы назад. Где происходит
инцидент? Какой сейчас час» - разговор ведется в настоящем времени. Клиент
поясняет свои действия: "Я делаю это потому, что..."
Это психодраматическая техника, в которой используются
все соответствующие приемы (второе Я, обмен ролями) Длится вместе с разогревом
около четырех часов.
Техника «Шаг в будущее»
Консультант предлагает клиенту разыграть сложную
конфликтную ситуацию, грозящую насилием, с которой он может столкнуться в
будущем. Проигрываются различные сценарии с разными людьми и для выбора
оптимальной поведенческой стратегии. Цель техники - опробовать новые способы
взаимодействия, снижающие риск насилия, кроме того, отказаться от неподходящих
стереотипов.
Достаточно эффективны в работе с жертвами насилия техники «репетиция
поведения», методики «утилизации гнева», которые по конструированию сходны с
предыдущими техниками.
Приложение 4
Экспрессивно-творческие методики, используемые в
групповой арт-терапевтической работе с жертвами насилия.
Техника «Моя жизнь»
Данная методика позволяет выявить темы и проблемы,
оставшиеся нераскрытыми в вербальном общении. Для облегчения начала
художественного творчества рекомендуется использовать метод журнального
фотоколлажа, когда клиенту предлагается вырезать из журналов картинки и
наклеивать их на лист. По окончании каждому фрагменту композиции дается
название, и они связываются с яркими впечатлениями жизни.
Техника «автопортрет»
Использование данной техники служит самоутверждению и
укреплению психической идентичности клиента, постижению своего «Я». Телесный
образ «Я» является значимым показателем самопринятия. Автопортрет можно
нарисовать, вылепить или сделать их вырезок журнала. Образ «Я» может
воплощаться в качестве реального, идеального, прошлого или будущего.
Автопортрет может быть символическим, в виде абстрактного рисунка, растения,
животного, архитектурного сооружения и проч. По завершении рисунка клиент может
по пытаться поговори! со своим изображением.
Техника «мой герб»
Цель методики «мой герб» - развитие самоуважения и
самопонимания, рефлексия публичного «Я», разумная социальная открытость. Как
известно, в средние века герб отражал деяния человека, его девиз, его
происхождение и привилегии Консультант предлагает на листе бумаги с помощью
фломастеров или красок изобразить свой личный герб. Герб показывает окружающим
в символической форме устремления и позиции человека. Контур разделяется на
четыре области. В левой части - фиксируются главные достижения в жизни* средняя
- то, как клиент себя воспринимает; в правой части отмечаются главные цели в
жизни; нижняя часть герба отводится для обозначения главного девиза в жизни.
На рисование отводится около получаса. По окончании участники
представляют друг другу свои гербы и девизы. Задаются уточняющие вопросы.
Обсуждается сходство гербов и символов.
Приложение 5
Психотерапевтические техники, используемые в практике
семейной психотерапии
Техника указаний (директив)
Прямые и четкие указания психотерапевта о
необходимости определенных действий со стороны всей семьи или отдельных ее
членов. Директивы должны касаться конкретных действий. Выделяют три вида
директив: указание членам семьи делать что-то; указание делать нечто иначе, чем
до сих пор; указание не делать того, что они до сих пор делали. В работе с
домашним насилием в ряде случаев прямые и четкие указания со стороны
психотерапевта бывают необходимы и обязательны. Это касается, в первую очередь,
ситуаций жестокого обращения, угрожающего жизни одному или нескольким членам
семьи, когда терапевт должен указать клиентам на необходимость немедленного
обращения в милицию, посещения кризисного центра, ухода из дома и временного
переселения в социальную гостиницу, к родственникам и т.д. Но и в менее тяжелых
случаях директивы бывают абсолютно необходимым способом воздействия на
дисфункциональную семью.
Техника «Семейная дискуссия»
Обсуждение членами семьи широкого круга проблем,
касающихся их жизни и способов решения различных проблем и задач. Дискуссия
может преследовать различные цели. Среди них:
коррекция ложных и иррациональных представлений о
способах разрешения семейных конфликтов, наиболее эффективных методах
воспитания, распределении обязанности, планировании времени и т.д.;
обучение членов семьи приемлемым формам меж личностной
коммуникации. Психотерапевт регламентирует ход дискуссии, сам активно участвует
в ней и использует эту ситуацию для коррекции неэффективного поведения
отдельных членов семьи;
формирование адекватного представления о том или ином
аспекте семейной жизни.
Техника «Обусловленное общение»
Группа психотерапевтических методов, общим для которых
является то, что в привычные и устоявшиеся семейные взаимоотношения вводится
какой-то новый, необычный для семьи элемент. В качестве такого нового элемента
вводятся определенные правила взаимодействия. Например, техника, предложенная
С. Кратохвилом, «конструктивный спор» или «честная борьба», применяемая в
работе с конфликтными супружескими парами. Перед тем как ввести данный элемент
взаимодействия в повседневную жизнь семьи, психотерапевт обучает супругов
определенным навыкам эффективной коммуникации (техника «я - высказывания»,
техники активного слушания и пр.).
Правила «честной борьбы» включает в себя следующие
положения:
приступайте к обсуждению конфликтной ситуации сразу же,
не откладывая ее выяснение;
в случае конфликта, необходимо ясно представлять себе
цель, которую необходимо достигнуть;
обе стороны должны принимать активное участие в
выяснении ситуации;
спор должен касаться только того предмета, с которым
связан конфликт, недопустимы отсылки к прошлому опыту или обобщения;
- не допускайте применения аргументов, болезненных для участников
конфликта.
Техника, формирующая умения и навыки
Особенность данной техники состоит в том, что перед
членами семьи ставится задача формирования определенных умений и навыков,
необходимых для успешного взаимодействия друг с другом. Кроме того сообщается
критерий, с помощью которого можно судить о том, в какой мере это удается
членам семьи.
В данном случае можно говорить о проведении своеобразных
«семейных тренингов». В семьях, для которых характерно проявление насилия со
стороны некоторых членов, особую значимость приобретает тренировка самоконтроля
агрессивных проявлений и провоцирующего агрессию поведения. Отсутствие контроля
за агрессивными проявлениями и недостаточная терпимость часто бывают связаны с
низкой самооценкой, неуверенностью в себе, негативной «Я-концепцией». Кроме
того, агрессивность одновременно является проявлением бессилия, которое
является единственным проявлением силы, которое возможно продемонстрировать
окружающим.
Агрессия также часто бывает связана, со страхом. В
свою, очередь, поведение, провоцирующее насилие, является следствием
эмоциональной депривации в раннем детстве, когда ребенок мог обратить на себя
внимание старших исключительно с помощью непослушания, капризов, истерик,
грубости и т.д.
Техника саморегуляции
Применение данной психотерапевтической процедуры
позволяет члену семьи, осуществляющему акт насилия, сдерживать поведенческие
проявления гнева. Однако, в большинстве случаев коррекции внешних проявлений
бывает недостаточно и терапевт обращается к методам коррекции внутри-личностных
конфликтов отдельных членов семьи.
Техника проигрывания семейных ролей
Ролевая игра является одним из ведущих методой
семейной психотерапии. Она имеет разнообразные формы и применятся при решении
широкого спектра проблем и задач. Одним из наиболее эффективных методов
является техника обмена ролями, заимствованная из классической психодрамма Суть
метода заключается в том, что одни члены семьи проигрывают роли тех, с кем они
находятся в конфликте. Например, в процессе проигрывания роли ребенка родители,
могут осознать неадекватность некоторых предписаний и правил, которые они ему
навязывают, что может значительно снизить уровень их агрессивности по отношению
к нему.
Достаточно часто в практике терапевтической работы используется метод
проигрывания альтернативного сценария в конфликтной ситуации. Участникам
ролевой игры необходимо инсценировать обычный для семьи конфликт, но при этом
они должны с самого начала игры стараться вести себя по новым правилам. При
использовании данного метода, членам семьи, склонным к проявлению агрессии и
насильственным действиям, предписывается парадоксальное поведение в ситуациях,
провоцирующих гнев. Например, вместо того чтобы смотреть на члена семьи,
вызвавшего своим поведением гнев, отвернуться от него и продолжать разговор,
стоя к нему спиной. Механизм психокоррекционного воздействия основан на том,
что в большинстве случаев члены семьи, совершающие насильственные действия,
обучаются социально приемлемым формам поведения в семье, иногда даже не
осознавая этого.