Оценка и возмещение ущерба при ЧС природного характера
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Восточно-Сибирский
Государственный Технологический Университет
Институт
экономики и права
Кафедра
«Промышленная экология и защита в чрезвычайных ситуациях»
Допущен к защите
Зав. кафедрой ПЭЗЧС
________ Ю. М. Ханхунов
КУРСОВАЯ
РАБОТА
На тему
«Оценка и
возмещение ущерба при ЧС природного характера»
По дисциплине
«Безопасность
в кризисных ситуациях природного характера»
Исполнитель
ст-т. гр.
5177-1 Бронников И. И
Руководитель
работы
преподаватель
Альфер В.Н
г. Улан-Удэ,
2009
Прямой ущерб
К прямому экономическому ущербу от какого-либо воздействия относятся
выраженные в стоимостной форме затраты, потери и убытки, обусловленные именно
этим воздействием в данное время и в данном конкретном месте. Это
единовременные затраты, направленные на проведение спасательных работ; затраты
по эвакуации, временному размещению, переселению людей из зоны бедствия,
оказанию им срочной медицинской помощи; единовременные выплаты пострадавшим и
их семьям; стоимость разрушенных или нарушенных природных ресурсов; остаточная
стоимость всего движимого и недвижимого имущества (жилищного фонда,
коммунально-бытовой инфраструктуры, коммуникаций, товаров и нереализованной
продукции, основных и оборотных фондов предприятий всех форм собственности).
Под прямым ущербом зачастую предлагается понимать потери, возникающие в
экономике в текущем воспроизводственном цикле и выраженные в виде ухудшения
соответствующих показателей социально-экономического развития по годовым
итогам. Все остальные виды потерь относят к косвенным потерям, т.е.
непосредственно не влияющим на результаты работы экономики в текущем году. Под
фактическим экономическим ущербом понимаются потери, имевшие место в результате
ЧС и подлежащие оценке в стоимостном выражении.
Прямой экономический ущерб, характеризующий непосредственное уничтожение,
разрушение, повреждение любых видов имущества и материальных ценностей, иные
формы исключения их из экономического оборота (производственной деятельности,
использования для социальных целей и т.д.).
Составляющие прямого экономического ущерба, как правило, поддаются
документальному подтверждению на уровне «первичного звена» (организации,
предприятия, муниципального образования), основанному на данных бухгалтерского
учета, актов списания имущества, иных документов, имеющих достаточно высокую
степень достоверности и поддающихся проверке.
Поэтому можно констатировать, что прямой экономический ущерб - это в
основном документально подтверждаемый экономический ущерб.
Для уже имевших место ЧС - это ущерб, составляющие которого в основном
могут быть документально подтверждены на уровне «первичного звена».
Для прогнозируемых ЧС - это ущерб, который в принципе может быть
подтвержден на уровне «первичного звена» после того, как свершится ЧС.
Прямой экономический ущерб от ЧС на нижнем уровне - на уровне организации
(предприятия) или муниципального образования - это, прежде всего, ущерб ее
(его) имущественному комплексу - основным фондам (оборудованию, зданиям,
сооружениям), материальным запасам, готовой продукции и т.д. На верхнем,
федеральном уровне макроэкономический смысл прямого экономического ущерба - это
ущерб, наносимый национальному богатству страны, составляющему экономический, в
том числе производственный потенциал страны, обеспечивающий ее социально-экономическое
развитие.
Главное отличие физического лица от юридического при определении прямого
экономического ущерба - отсутствие данных бухгалтерского учета и других
официальных документов, позволяющих осуществить инвентаризацию потерь и
достаточно однозначно рассчитать этот ущерб. Поэтому для физических лиц основу
должны составлять экспертные оценки физического и экономического ущерба в
результате ЧС.
Результаты определения (оценки) прямого экономического ущерба в ЧС
юридического или физического лица являются необходимым условием и основанием
для обращения в государственные органы или органы страхования для получения
возмещения ущерба.
Основные сведения о размерах причиненного прямого ущерба объектам
экономики и населению могут быть получены в результате экспертизы объема
разрушений по отдельным объектам немедленно после окончания действия ЧС по
данным инвентаризации. Инвентаризация - это подсчет в натуре имущества
предприятия и выверка его обязательств. Проведение инвентаризации имущества и
финансовых обязательств является обязательным в случае ЧС.
Особенность отечественной экономики такова, что прямой ущерб предприятиям
от ЧС или террористического акта приводит к значительному косвенному ущербу в
социально-бытовой сфере этих предприятий, поскольку в большинстве случаев
крупные и средние предприятия базовых отраслей: ТЭК, металлургии, оборонного
комплекса, лесного комплекса и т.д.- выполняют градообразующие функции по
отношению к районам крупных городов, малым городам, поселкам.
Косвенный ущерб
К косвенному экономическому убытку от какого-то действия относятся
вынужденные затраты, потери, убытки, обусловленные вторичными эффектами
(действиями или бездействиями, порожденными первичным действием) природного,
техногенного или террористического характера. Косвенный ущерб, в отличие от
прямого, может проявляться через длительный, от момента первичного действия,
отрезок времени; он не имеет четко выраженной территориальной принадлежности и
носит, по большей части, так называемый «каскадный эффект», т.е. вторичные действия
(бездействия) порождают следующую серию действий (бездействий) и,
соответственно, косвенных ущербов. Проблема состоит в том, что в результате ЧС
может быть разрушен производственный объект, потери продукции которого являются
основой для развития каскада косвенных потерь. Этот каскад образуется в связи
со сложным характером межотраслевых потоков промежуточной продукции в
экономике, направленных на выпуск конечной продукции. Существует процесс
последовательного наслоения косвенных потерь, имеющий вид «ветвящегося дерева».
Например, потери электроэнергии при разрушении крупной электростанции
сказываются на недовыпуске продукции в других отраслях экономики (руды, чугуна,
стали и т.д.). В свою очередь, это обстоятельство отрицательно влияет на
последующие межотраслевые потоки.
Главными составляющими косвенного экономического ущерба являются:
косвенный ущерб для самого юридического и физического лица;
упущенная им выгода в связи с прекращением или приостановкой
деятельности, утрата нематериальных активов, не отраженных в бухгалтерской
документации, утрата технической, экономической, научной документации,
программно-математического обеспечения ЭВМ и т.д.;
категория лица, претендующего на возмещение ущерба;
участие этого лица в формировании фонда возмещения;
реальная экономическая ситуация (наличие средств в фонде возмещения);
потеря товарного вида;
моральный ущерб;
ущерб у смежников,
народнохозяйственный ущерб.
Косвенный экономический ущерб может быть оценен на основе данных
физического и прямого экономического ущерба.
Однако он, как правило, не поддается (в отличие от прямого экономического
ущерба) прямому расчету на основе документальных данных.
Главной составляющей косвенного ущерба для самого юридического и
физического лица является упущенная непосредственно им выгода в связи с
прекращением или приостановкой деятельности вследствие ЧС техногенного,
природного характера или террористической деятельности.
При этом:
юридическое лицо - предприятие лишается прибыли и возможности покрытия
ранее сделанных затрат, кроме того, несет потери, связанные с необходимостью
ликвидации последствий ЧС на самом предприятии;
физическое лицо лишается источников доходов в результате полной или
частичной потери трудоспособности, или вынужденного прекращения трудовой
(оплачиваемой) деятельности в связи с необходимостью ликвидации последствий ЧС.
Определение таких составляющих косвенного ущерба, как утрата
нематериальных активов, утрата технической, экономической, научной
документации, программно-математического обеспечения ЭВМ, потеря товарного вида
продукции, моральный ущерб и т.д., возможно лишь на основе весьма грубых и
произвольных оценок.
Косвенный экономический ущерб имеет следующие составляющие:
экономический ущерб, связанный с остановкой производства или иной
функциональной деятельности;
экономический ущерб, наносимый «третьим лицам»;
затраты, связанные с предупреждением и ликвидацией ЧС.
Экономический ущерб, связанный с остановкой производства, на уровне
организации (предприятия), - это экономический ущерб, вызванный остановкой,
приостановкой, снижением интенсивности производства и любой другой экономически
значимой функциональной деятельности организации (предприятия), в части
производства продукции, проведения работ, оказания услуг как производственного,
так и непроизводственного характера.
С макроэкономических позиций именно остановка производства на
предприятиях (организациях) оказывает основное влияние на важнейшие показатели
социально-экономического развития Российской Федерации, включая объем
промышленного производства в отрасли, объем промышленного производства по
стране в целом, объемы конечного производства, объем ВВП и т.д.
В отличие от документально подтверждаемых показателей прямого
экономического ущерба, получаемых преимущественно на базе данных бухгалтерской
отчетности, ущерб, связанный с остановкой производства, является расчетным,
получаемым на основе планово-экономических и финансовых расчетов и оценок.
Некоторые составляющие ущерба (например, показатель упущенной выгоды в связи с
остановкой производства) могут быть получены лишь на уровне оценок.
Экономический ущерб «третьим лицам» на уровне организации (предприятия) -
это экономический ущерб, который понесли другие юридические и физические лица
(так называемые «третьи лица»), объекты экономики, природные и иные объекты,
экономически связанные с отчитывающимся предприятием, однако непосредственно не
затронутые ЧС.
Среди показателей этого вида косвенного экономического ущерба могут быть,
как исключение, и документально подтверждаемые показатели (например, показатели
экономического ущерба, связанного с невыполнением предприятием своих договорных
обязательств перед предприятиями-смежниками и потребителями продукции,
показатели гражданской ответственности за вред, нанесенный другим лицам и
объектам).
Однако в целом экономический ущерб «третьим лицам», как правило, может
быть определен лишь на уровне оценки наносимого ущерба.
Положение усугубляется необходимостью учета «каскадных эффектов», т.е.
учета нанесения экономического ущерба по цепочке предприятиям - смежникам.
На макроэкономическом уровне проблема учета экономического ущерба
«третьим лицам» в принципе разрешима на основе системного
экономико-математического моделирования функционирования экономики в условиях
ЧС.
Агрегирование показателей экономического ущерба «третьим лицам»,
осуществляемое путем простого сведения (сложения) первичных результатов без
учета системных эффектов может привести к завышению результатов за счет так
называемого «двойного счета».
Важной составляющей косвенного ущерба от ЧС техногенного, природного
характера или террористической деятельности является ущерб, наносимый
предприятиям - смежникам по технологической цепочке, в первую очередь,
поставщикам и потребителями продукции предприятия, получившего непосредственный
ущерб от ЧС или террористического акта. Этот ущерб так же может быть определен
лишь оценочно.
Особенностью косвенного экономического ущерба является то, что его
составляющие, как правило, не поддаются документальному подтверждению. Они
определяются по соответствующим методикам или оцениваются, в том числе
экспертно.
Более того, в силу системного характера экономического ущерба от ЧС и
факторов каскадного характера неминуемо возникают спорные положения
относительно включения или не включения отдельных составляющих в состав
косвенного экономического ущерба.
В силу этого расчеты и/или оценки косвенного экономического ущерба,
особенно претендующие на полноту учета всех составляющих фактора ЧС, объективно
обладают достаточно высокой степенью неопределенности и недостаточной
достоверностью.
В результате ЧС может быть разрушен производственный объект, потери
продукции которого являются основой для оценки косвенного ущерба на начальном
цикле каскада производственных потерь. Этот каскад образуется в связи со
сложным характером межотраслевых потоков промежуточной продукции в экономике,
направленных на выпуск конечной продукции.
Существует процесс последовательного наслоения косвенных потерь, имеющий
вид «ветвящегося дерева». Например, потери электроэнергии при разрушении
крупной электростанции сказываются на недовыпуске продукции в других отраслях
экономики. В свою очередь, этот факт отрицательно влияет на следующие
межотраслевые потоки.
Одним из возможных направлений использования циклических расчетов
является определение критических узлов и дефицитных потоков продукции в
межотраслевых связях. Это целесообразно для минимизации последствий
землетрясения в динамике и ранжирования очередности мероприятий с целью такой
минимизации.
С каскадом косвенных потерь продукции напрямую связаны потери занятости в
условиях потенциально нарастающей безработицы. Если предположить прямую
зависимость потерь рабочих мест от сокращения производства, то можно определить
косвенный ущерб от потенциальной безработицы в связи с ЧС в конкретном пункте.
В структуре косвенного ущерба от ЧС, вероятно, ведущую роль будут играть
циклические потери продукции. Поэтому указанное выше предположение о прямой
зависимости потерь рабочих мест от сокращения производства вполне допустимо. В
действительности же может быть сокращение занятости (неполный рабочий день) с
уменьшением заработной платы или комбинация потерь рабочих мест с сокращением
занятости. Однако усложнение расчетов по таким вариантам является еще
дискуссионным и не имеет пока узаконенного признания в мировом сообществе.
Возникновение долговременных потерь от ЧС в значительной степени зависит
от состояния мобильности национальной экономики. Для состояния экономического
кризиса вероятность увеличения долговременности последствий возрастает, поэтому
для России расчет дисконтированного ущерба весьма актуален. Дисконтированные
оценки должны отражать стоимость будущих потерь сегодня.
Полный ущерб
с учётом дисконтирования можно рассчитать по следующей формуле:
(1)
Где t ставка дисконтирования;жизненный цикл ликвидации последствий;год ЧС
Полный ущерб является суммой прямого и косвенного ущербов. Полный ущерб
определяется на конкретный момент времени и является промежуточным, по
сравнению с общим ущербом, который определится количественно в отдаленной
перспективе. Необходимость рассмотрения распределенных во времени или
отдаленных проявлений ущерба особенно важна для ЧС, связанных с воздействием на
компоненты окружающей среды или воздействием радиоактивных материалов. Так,
срок проявления ущерба от аварии на АЭС может достигать 100 лет.
Полный экономический ущерб, которым сопровождается ЧС, исходя из
вышеизложенного, может быть определен как сумма прямого экономического ущерба и
косвенного экономического ущерба. Расчетные зависимости представлены формулой:
U = U p + AU k, (2)
Где А коэффициент приведения разновременных затрат);экономический ущерб
от ЧСp прямой экономический ущерб;
U к косвенный экономический ущерб.
Вместе с тем, следует учитывать, что дифференциация ущерба на прямой и
косвенный в известной степени условна, поскольку одни и те же потери могут
опосредоваться в различных формах.
Полный экономический ущерб складывается из прямого экономического ущерба
и косвенного экономического ущерба.
В силу высокой степени неопределенности величины косвенного
экономического ущерба величина полного экономического ущерба так же обладает
высокой степенью неопределенности.
Прогноз ущерба
Анализ и прогнозирование экономического ущерба от ЧС осуществляется с
разными целями и для решения самых различных прикладных задач, в том числе, как
для научно-исследовательских целей, так и для обоснования практических решений,
принимаемых при обосновании и осуществлении мероприятий, направленных на
предупреждение и ликвидацию ЧС, при выделении на эти цели соответствующих
ассигнований.
К числу основных практических задач, использующих результаты анализа и
прогнозирования экономического ущерба от ЧС, относятся:
обоснование ассигнований бюджетов всех уровней, а также средств из
внебюджетных источников на осуществление мероприятий по предупреждению и
ликвидации ЧС;
обоснование инвестиционных проектов по предупреждению ЧС;
лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
страхование рисков гражданской ответственности;
возмещение ущерба вследствие ЧС;
обоснование любых инвестиционных проектов в части учета в них рисков ЧС и
т.д.
Решение всех указанных задач должно осуществляться на единой методической
основе, опираться преимущественно на данные государственной статистики и давать
сопоставимые результаты.
Тем не менее, следует иметь в виду, что результаты оценки ущерба
(фактического или прогнозируемого) при решении различных практических задач
могут заметно различаться в силу несовпадения целей оценки ущерба, методических
особенностей учета или не учета отдельных составляющих экономического ущерба -
прямого и косвенного.
Государственный статистический учет чрезвычайных ситуаций должен
осуществляться на основе первичной информации, т.е. информации, формируемой на
уровне «первичного звена», - организаций (предприятий) и муниципальных органов
власти.
При этом в части сбора сведений о ЧС должен быть обеспечен охват всех
организаций, по которым имеются систематические статистические наблюдения.
Так же должен быть обеспечен охват всех территориальных звеньев,
позволяющий получить исчерпывающую (полную) информацию об ущербе от ЧС на
уровне субъектов Российской Федерации, а затем на уровне Российской Федерации в
целом.
Сведения систематического государственного статистического учета ЧС
должны дополняться:
данными ведомственного статистического учета и анализа;
результатами научно-исследовательских прогнозно-аналитических разработок;
материалами частного и выборочного характера, полученными в процессе
осуществления лицензирования, страхования, разработки инвестиционных проектов,
бизнес-планов и т.д.
Деятельность по анализу и прогнозированию ущерба от ЧС должна
ориентироваться на периоды разной продолжительности.
В практике экономического анализа и прогнозирования с использованием
сведений статистического учета принято выделять периоды следующей
продолжительности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.
Краткосрочный период (календарный год, а также - квартал, месяц, неделя,
сутки) связан с продолжительностью осуществления текущей хозяйственной
деятельности и, что весьма существенно, с реализацией бюджетного процесса в
Российской Федерации.
Среднесрочный период (3-5 лет) в основном связан с реализацией
инвестиционных проектов, мероприятий целевых программ разного уровня,
осуществлением установок экономической политики государства.
Среднесрочный период так же в основном соответствует циклу деятельности
высших органов государственной власти в Российской Федерации.
Долгосрочный период (5-10 лет и более) соответствует продолжительности
реализации стратегических установок социально-экономического развития
Российской Федерации.
В настоящее время в основе государственного управления
социально-экономическими процессами в Российской Федерации лежит бюджетный
процесс, реализуемый с циклом в один календарный год (т.е. в краткосрочном
режиме).
При этом фактор ЧС подлежит учету на всех уровнях сбора информации, ее
агрегирования и обобщения, анализа и прогнозирования показателей
социально-экономического развития организаций (предприятий), территориальных
образований, Российской Федерации в целом. Целесообразно выделить три основных
уровня формирования информации об экономическом ущербе от ЧС: нижний, средний и
верхний (макроэкономический).
Нижний уровень - уровень «первичного звена» (организации (предприятия),
муниципального образования).
Это основной уровень сбора первичной информации о факторе ЧС - об
экономическом ущербе от ЧС, поскольку именно в организациях (на предприятиях)
ведется силами бухгалтерских и планово-экономических служб учет состояния
имущества организаций (предприятий), его выбытия по разным причинам, в том
числе вследствие ЧС. Стоит задача сделать доступной эту информацию органам
государственной статистики и на этой основе обеспечить возможность ее
дальнейшей обработки, использования при анализе и обобщении на среднем и
верхнем (макроэкономическом) уровнях.
На уровне муниципальных образований должна быть получена первичная
информация об экономическом ущербе от ЧС в социальной сфере, в том числе
данные, не основанные на бухгалтерском учете.
Предложения по формам и показателям - основным сведениям об ущербе от ЧС
- представлены ниже.
Средний уровень - уровень субъектов федерации и отраслей (министерств и
ведомств).
Это основной уровень агрегирования и обобщения первичной информации о
факторе ЧС.
На уровне субъектов федерации должно быть обеспечено получение сводной
информации об экономическом ущербе от ЧС для каждого субъекта Российской
Федерации.
Сводная информация на уровне субъекта федерации формируется путем:
агрегирования данных первичного учета - их сложения по всем экономическим
и социальным объектам на территории субъекта федерации;
обобщения данных - их уточнение и восполнения недостающей информации
путем соответствующих оценок, в том числе экспертных, формирования
макроэкономических показателей регионального уровня с учетом фактора ЧС -
валового регионального продукта (ВРП), его снижения вследствие ЧС и т.д.
Совокупность данных по всем субъектам федерации (без пропусков и
исключений) должна обеспечить полный охват всех ЧС - возможность их
агрегирования и обобщения на федеральном уровне - на уровне Российской
Федерации.
На отраслевом уровне (в разрезе министерств и ведомств) должно быть
обеспечено получение сводной информации об экономическом ущербе от ЧС в
отраслевом (функциональном) разрезе (т.е. применительно к организациям
(предприятиям) отрасли или к функциональной сфере, за которую отвечает
соответствующее министерство (ведомство).
Сводная отраслевая информация предполагает:
агрегирование данных первичного учета в разрезе экономических и
социальных объектов, относящихся к соответствующей отрасли или функциональной
сфере деятельности;
обобщение данных - их уточнение и восполнение недостающей информации
путем соответствующих оценок, осуществления отраслевого экономико-математического
моделирования и т.д.;
дополнение данных путем учета отраслевой специфики ущерба от ЧС.
Совокупность отраслевых данных, т.е. информации, сформированной
министерствами и ведомствами (всеми или основными), в принципе не способна
обеспечить полный охват всех ЧС на федеральном уровне - уровне Российской
Федерации. В то же время отраслевые данные об ущербе от ЧС способны дать более
содержательную информацию о чрезвычайных ситуациях, чем сводная информация,
полученная от субъектов федерации.
Верхний уровень - уровень Российской Федерации (федеральный,
макроэкономический уровень).
Это уровень сводного макроэкономического агрегирования информации об
экономическом ущербе от чрезвычайных ситуаций - факторе ЧС, сформированной на
уровне субъектов федерации, дополненной и развитой информацией министерств и
ведомств (отраслевой информацией).
На макроэкономическом уровне кроме формирования сводных данных об ущербе
от ЧС в целом по Российской Федерации, должно осуществляться их обобщение, т.е.
отражение в макроэкономических показателях социально-экономического развития
Российской Федерации, таких как валовой внутренний продукт (ВВП), объемы
промышленного и сельскохозяйственного производства, показатели уровня жизни
населения, показатели федерального бюджета (доходы, расходы, распределение
расходов по статьям) и т.д.
В целом основная задача учета влияния фактора ЧС на
социально-экономическое развитие Российской Федерации состоит в установлении
воздействия ущерба от ЧС, регистрируемого на уровне «первичного звена», на
макроэкономические показатели, характеризующие социально- экономическое
развитие страны в целом и, как следствие, на показатели бюджета Российской
Федерации.
Для прогноза ущерба могут быть использованы показатели, характеризующие
риск ЧС. Риск обусловлен возможностью причинения ущерба в результате реализации
угрозы ЧС техногенного, природного или террористического характера.
При известных частоте событий и ущербе риск от ЧС оценивается
математическим ожиданием ущерба за интервал времени Dt:
M[W,Dt] =
Где
средний ущерб от ЧС;
средний ущерб от ЧС j-го
класса по степени тяжести;
аЧC(Dt) = lЧC Dt математическое ожидание числа ЧС за
интервал времени Dt;
lЧC
повторяемость ЧС j-го класса по
степени тяжести
Оценка риска на некоторой территории обычно включает расчет возможного
числа погибших (пострадавших) людей и экономических потерь, которые могут быть
вызваны ЧС техногенного, природного или террористического характера. Она
осуществляется на основе анализа опасности территории, угроз для людей и
объектов, их уязвимости и возможного ущерба. Вначале проводится сбор данных,
составляются каталоги опасных явлений, встречающихся на изучаемой территории.
Определяются их наиболее опасные типы, частота проявления, физические
параметры. Затем составляют карты природных и техногенных опасностей,
отражающие частоту реализации опасных явлений фиксированной силы. В зависимости
от целей и задач карты имеют масштаб от глобального до локального. Далее
анализируется относительное положение источников опасности и объектов
воздействия их поражающих и вредных факторов, а затем уязвимость среды к
опасным явлениям разной разрушительной силы. На уязвимость среды влияют
защищенность и стойкость элементов техносферы (гражданских, промышленных
объектов, жилых зданий, транспортных магистралей и т.д.).
Различают методы оценки ущерба от гипотетического и реального стихийного
бедствия (аварии). Если рассматривается гипотетическое стихийное бедствие или
авария, то об этом виде ущерба говорят как о предполагаемом. Для различных
сценариев развития ЧС расчетным методом получаются различные значения ущерба. В
силу влияния на размер ущерба большого числа случайных факторов в задачах
прогноза следует рассматривать случайную величину ущерба W, описываемую функцией распределения F(w) = P(W<w). Методы определения F(w) аналогичны
рассмотренным применительно к F(u). Статистические данные об ущербе в
реально произошедших ЧС техногенного, природного или террористического
характера на некотором временном интервале образуют выборку из некоторой
генеральной совокупности и описываются статистической функцией распределения.
Вследствие пока недостаточного объема зафиксированных статистических данных по
ущербу в ЧС техногенного, природного или террористического характера вид
функций распределения F(w) пока не установлен.
Средний ущерб от ЧС можно установить по статистическим данным. Для редких
событий средний ущерб можно оценить по расчетным данным для различных сценариев
инициирования и развития ЧС техногенного, природного или террористического
характера и последующего усреднения с учетом сценариев.
Исходя из характера рассматриваемого ущерба, определяют вид риска
экономический, социальный, экологический и т.п.
В зависимости от решаемых задач риск представляется в виде:
математического ожидания ущерба определенного рода за год;
вероятности наступления неблагоприятного события за год.
В первом случае риск определяется по формуле:
Где p вероятность наступления чрезвычайной
ситуации (частота аварий, катастроф) за год;
G
потенциальный ущерб от чрезвычайной ситуации.
Размерность риска согласуется с характером ущерба и имеет вид: ущерб/год.
Во втором случае риск определяется из соотношения:
Где p вероятность наступления чрезвычайной
ситуации за год;
S вероятность
наступления неблагоприятного события при условии, что случилась чрезвычайная
ситуация.
Размерность риска во втором случае, учитывая безразмерность параметра s, имеет вид: 1/год.
Имея в виду основную задачу - защиту населения, в качестве неблагоприятного
события, как правило, рассматривается степень опасности для жизни людей.
Вероятность наступления чрезвычайной ситуации p (частота аварии, катастрофы) определяется по картам
районирования опасности или по статистическим данным.
Потенциальный ущерб от чрезвычайной ситуации определяют, учитывая
вероятностный характер процессов, как математическое ожидание ущерба M(U).
Вероятность наступления неблагоприятного события P при условии, что случилась чрезвычайная ситуация, может быть
определена с использованием математического ожидания ущерба элементам
населенного пункта или населению:
Где M(U) математическое ожидание ущерба элементам населенного
пункта;
V
количество элементов в населенном пункте (зданий, сооружений, инженерных
коммуникаций и т.п.)
M(N) математическое ожидание потерь
населения
N общая
численность населения
Методические основы оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций
При оценке ущерба от чрезвычайных ситуаций (ЧС) необходимо опираться на
существующий нормативный аппарат анализа экономических ущербов от негативного
влияния хозяйственной деятельности. Важным является целостное представление о
воздействии ЧС разного типа на территориальные реципиенты и здоровье населения.
Так любая ЧС в той или иной степени предполагает возможность загрязнения
водного и воздушного бассейнов, изъятие из пользования либо ухудшение качества
сельскохозяйственных угодий и лесохозяйственных участков, воздействие на
рекреационные объекты и объекты природоохранного фонда, потери стоимости
основных фондов, угрозу для жизни и потери здоровья населения.
Социально-экономическое исследование ЧС должен должно позволить комплексно
оценить экономический ущерб на основе фактических затрат. Соответствующая
методика также должна предполагать расчет экономической эффективности и
обоснование необходимого инвестирования бюджетных и внебюджетных средств на
мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возможность оперативной
оценки ущерба по упрощенной процедуре.
Расчет ущербов от чрезвычайных ситуаций (З) предлагается осуществлять по
общей формуле:
З = [Аф + Вф + Зф] + [Нр + Мр
+ Рс/г + Рл/г + Рр/г + Ррек + Рпзф] (1)
В зависимости от групп и видов чрезвычайных ситуаций были определены
характерные наборы локальных пореципиентных и пофакторных ущербов, а также
правила очередности их расчета в зависимости от опасности и территориального
масштаба вредного воздействия. Классификация чрезвычайных ситуаций взята на
основе “Типового классификатора чрезвычайных ситуаций” (Дополнение к поручению
Кабинета Министров Украины от 7 сентября 1996 г. №17803/97).
Рассмотрим более подробно порядок расчета ущерба от чрезвычайных ситуаций
различных групп и видов.
Ущерб от ЧС природного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера связаны с геологическими,
метеорологическими и гидрологическими опасными явлениями, лесными и степными
пожарами, пожарами хлебных массивов, подземными пожарами горючих полезных ископаемых.
Для геофизических и геологических опасных явлений (землетрясения,
извержения вулканов, оползни, сдвиги, сели, лавины, абразия и др.) ущерб
рассчитывается по общей стандартной формуле (1). При различных видах ЧС данного
типа могут иметь место практически все виды локальных ущербов. Порядок расчета
ущерба зависит от специфики и масштабов опасного явления.
Метеорологические опасные явления (бури, ливни, сильный снегопад, сильный
гололед, сильный мороз, сильная жара, туман, засуха, заморозки и др.) предполагают
следующий расчет ущерба:
З = Мр + Рс/г + Рл/г + Нр
Кроме указанных в формуле, могут иметь место другие виды локальных
ущербов, если указанные опасные явления привели к возникновению ЧС других типов
(аварии, пожары, наводнения и др.).
Для гидрологических опасных явлений (половодье, паводки, заторы и зажоры,
ветровые паводки и др.) ущерб рассчитывается согласно формуле (6). Порядок и
особенности расчета - такие же, как для ЧС, связанных с гидродинамическими
авариями.
Для морских гидрологических опасных явлений (сильные волны, сильные
изменения уровня моря, тягун в портах и др.) ущерб рассчитывается согласно
формуле (4). Порядок расчета ущерба зависит от специфики и масштабов опасного
явления.
Рассматривая лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, подземные
пожары горючих полезных ископаемых целесообразно предложить следующий порядок
оценки ущерба:
З = Мр + Рс/г + Рл/г + Нр + Ррек
+ Рпзф + [Аф]
Первые три слагаемых присутствуют практически всегда. Остальные локальные
пореципиентные ущербы рассчитываются, если соответствующие реципиенты попали в
зону воздействия ЧС. Ущерб от загрязнения атмосферного воздуха рассчитывается
только для самых крупных пожаров, которые классифицируются, как региональные
или общенациональные ЧС.
Расчет каждого из локальных ущербов должен проводится по отдельным
методикам, в зависимости от специфики вредных воздействий и реакции
соответствующего реципиента. Рассмотрим применение подобной методики на примере
оценки ущерба от разрушения и повреждения основных фондов производственного
предназначения (одно из слагаемых локального пореципиентного ущерба Мр).
Общий ущерб от разрушения и повреждения основных фондов производственного
значения состоит из прямого (Фпв) и непрямого (Фнв)
ущербов.
Фв = Фпв
+ Фнв
Прямым является ущерб от полного или частичного разрушения и повреждения
строений, сооружений, корпусов, техники, оборудования и других видов основных
фондов производственного предназначения.
Прямой ущерб от полного или частичного разрушения основных
производственных фондов рассчитывается исходя из потери их остаточной
стоимости, т.е. балансовой стоимости с учетом амортизации.
Прямой ущерб от повреждения основных фондов рассчитывается:
. Исходя из минимально необходимых затрат на ремонт, восстановление и
возобновление функционирования в полном объеме соответствующих объектов.
N
Фпв
= S (DРi ґ Kia) + Рmin
,
i=1
где
DРi - уменьшение балансовой стоимости і-го вида основных
производственных фондов в результате полного или частичного разрушения с учетом
соответствующих коэффициентов индексации;ia - коэффициент
амортизации і-го вида производственных фондов;- количество видов основных
производственных фондов, которые были частично или полностью разрушены;
Рmin
- минимальные ремонтные и др. затраты, необходимые для возобновления
полного функционирования производственных объектов, которые получили
повреждения в результате ЧС (если возобновление функционирования не
предполагается, данное слагаемое отсутствует).
.
Исходя из расчета ущерба, причиненного объекту, как целостному имущественному
комплексу (в соответствии с методикой ФГИУ, 1997 г.).
Фпв =
DВцик = (1-a) Ч(Оо + Вкі + Уні + Вдв + (Зз + Фа - Кр)
Где Вцик - стоимость целостного имущественного комплекса;
a
- коэффициент (от 0 до 1) повреждения целостного имущественного комплекса;
Оо
- балансовая (остаточная) стоимость основных средств производства по состоянию
на 1 апреля 1996 г., увеличенная на сумму нормативно амортизированных основных
средств, пригодных к эксплуатации;
Вкі
- стоимость незавершенных капиталовложений;
Уні
- стоимость не установленного оборудования;
Вдв
- стоимость долгосрочных финансовых вложений;
Зз
- стоимость запасов и затрат, включенных в валютный баланс;
Фа
- стоимость финансовых активов;
Кр
- кредиторская задолженность.
Балансовая
(остаточная) стоимость основных средств, за исключением средств, которые не
подлежат амортизации, рассчитывается по формуле
Оо = Оn (1 - рі
а) мі
Где Оn - балансовая (остаточная стоимость единицы основных
средств по состоянию на 1.07.97 или стоимость по состоянию установления учета,
если это произошло после 1.07.97);
рі - коэффициент понижения стоимости до норм амортизационных
отчислений і-го периода;
і - номер периода, за который коэффициент был неизменным;
а - коэффициент квартальной нормы амортизации единицы основных средств;
Восстанавливаемая стоимость не установленного оборудования рассчитывается
по формуле
Уні
= Ун ґ Кі
Где Ун - стоимость не установленного оборудования по ценам приобретения;
Кі - коэффициент индексации, установленный Минстатом и ФГИУ,
относительно определения отдельных показателей в связи с введением национальной
денежной единицы, для отражения их в статистической отчетности по капитальному
строительству.
Стоимость оборотных средств уменьшается на стоимость кредиторской
задолженности в соответствии с передаточным балансом. Если стоимость
задолженности превышает количество оборотных средств, размер ущерба
определяется по формуле:
Фпв =
DВцик = (1-a) Ч(Оо + Вкі + Уні + Вдв)
Непрямым считается ущерб, обусловленный недопроизводством продукции
вследствие разрушения или повреждения основных производственных фондов. Он
рассчитывается исходя из средней величины добавленной стоимости на конечные
виды продукции производственных объектов.
N
Фнв = S DQi ґ (Цi
- Вiп)
i=1
Цi - средняя оптовая отпускная цена единицы і-го
вида недопроизведенной продукции;
Вiп - средняя суммарная цена на сырьё, материалы и
промежуточную продукцию, необходимую для производства единицы і-го вида
недопроизведенной продукции;- количество видов недопроизвеленной продукции;
DQi
- объем і-го вида продукции, недопроизведенный из-за разрушения или повреждения
основных производственных фондов:
DQi
= (Qi0 - Qi1) ґ t
i0 - средний
дневной (месячный, квартальный, годовой) объем выпуска і-го вида продукции до
ЧС;i1- средний дневной (месячный, квартальный, годовой)
объем выпуска і-го вида продукции после ЧС;
стихийный
бедствие оценка ущерб
Заключение
В статье рассматриваются методические подходы к оценке чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного происхождения на основании существующего
нормативно-правового аппарата. Предлагается система комплексного анализа
чрезвычайной ситуации на базе пофакторных и пореципиентных ущербов, ориентированная
на специалистов министерств и ведомств, связанных с предупреждением и
ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, предложенные принципы оценки ущерба от чрезвычайных
ситуаций способны стать действенным инструментом для оценки реального ущерба,
определения необходимых материальных затрат по ликвидации ЧС, обоснования
инвестиций в мероприятия по предупреждению возникновения и развития ЧС. Это
позволит заметно повысить качество прогнозирования и предупреждения
чрезвычайных ситуаций, уменьшить уровень экологического риска.
Использованная
литература
1. Временная
типовая методика определения экономической эффективности мероприятий по охране
окружающей среды // Эффективность капитальных вложений - М.: Экономика, 1983 -
с.73-90.
. Временная
типовая методика определения экономической эффективности осуществления
природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого
народному хозяйству загрязнением окружающей среды - М.:Экономика,1986 - 92с.
. Методика
розрахунку відшкодування збитків, які заподіяні державі в результаті
наднормативних викидів забруднюючих речовин в атмосферне повітря (Затверджена
наказом Мінекобезпеки від 18.05.1995 №38)
. Методика
розрахунку збитків, заподіяних порушенням законодавства про охорону навколишнього
природного середовища (Затверджена наказом Мінекобезпеки від 18.05.1995 №36)
. Методика
розрахунку розмірів відшкодування збитків, заподіяних державі внаслідок
порушення законодавства про охорону та раціональне використання водних ресурсів
(Затверджена наказом Мінекобезпеки від 18.05.1995 №37)
. Методика
эколого-экономической оценки проектов - К.:СОПС УССР АН УССР, 1980 - 28с.
.
Методические основы оценки антропогенного влияния на качество поверхностных вод
- Л.: Гидрометеоиздат, 1981 - 176с.
.Оценка последствий
чрезвычайных ситуаций - М.:ИПК РЭФИА,1997-364с.