Организация и управление пенсионного фонда РФ
Национальный
Исследовательский Ядерный Университет
«Московский
Инженерно-Физический Институт»
Научная
работа
По
дисциплине: Финансы и кредит
На
тему: «Организация и управление пенсионного обслуживания населения»
Работу подготовил:
Студент 2 курса группы У03-711:
Гусев Дмитрий Александрович
Москва
2011
Содержание
Введение
Пенсионный фонд России. его правление, задачи и
структура
Пенсионный
фонд Российской Федерации
правление
ПФР
Основные
задачи и структура ПФР
Формирование и использование средств пенсионного
фонда россии
Установление
и выплата пенсий. Валоризация
Управление
средствами пенсионных накоплений
территориальные органы и стратегия развития ПФ РФ
территориальные
органы пенсионного фонда российской федерации
Стратегия
и перспективы развития ПФР
Заключение
Список литературы
Введение
ПФР имеет огромное влияние на экономику нашей
страны, так как его главной целью является - обеспечить заработанный человеком
уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени
и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми
социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в
будущем.
Пенсионный фонд Российской Федерации своими
средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в
силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том
числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий,
пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте
от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется
его важное социальное значение.
Актуальностью темы рассмотренной в научной
работе является, то, что для рядового гражданина страны процедура
макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета
кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся
текущая жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем
более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ,
непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно
были определены соответствующие бюджетный параметры.
Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор
страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных
пенсий. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему
социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям,
не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение
социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и
что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не
справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его
плечи оказалось бы непосильной ношей для него.
Целью работы является определение направлений
совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в
соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, в работе
рассмотрены следующие задачи:
·
проследить
развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
·
рассмотреть
работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
·
провести
анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
·
определить
задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
·
показать
возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
·
оценить
значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования
граждан.
В качестве теоретической базы научной работы
были использованы учебные пособия, а также широкий ряд нормативных актов
Российского пенсионного законодательства.
При написании данной научной работы были изучены
и переработаны публикации периодической печати, в том числе специализированных
изданий, посвящённые данной теме.
I.
Пенсионный фонд России. Его правление, задачи и структура
1.1 Пенсионный фонд Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации (далее -
ПФР) - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых
государственных услуг гражданам. Пенсионный фонд РФ основан 22 декабря 1990
года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного
фонда РСФСР». Подразделения Пенсионного фонда России (свыше 2,5 тыс.
территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре
России. Трудовой коллектив ПФР - это свыше 133 тысяч социальных работников.
Как государственный внебюджетный фонд Российской
Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы
и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР
утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом
вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России
составляет 10,8 % - по доходам, и 10,2 % - по расходам. ПФР выплачивает пенсии
свыше 40 млн. пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн. льготников, ведет
персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц - для свыше 128
млн. граждан России.
Пенсионный фонд и его денежные средства
находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные
средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не
подлежат.
Создание Пенсионного фонда Российской Федерации
стало точкой отсчета в решении одной из важнейших задач по реформированию
социальной сферы России - перехода от государственного пенсионного обеспечения
к обязательному пенсионному страхованию. С 1990 года ПФР является
государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской
Федерации.
1.2 Правление Пенсионного фонда Российской
Федерации
В соответствии с Положением о Пенсионном фонде
Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1, руководство Пенсионным фондом
Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР и его постоянно действующим
исполнительным органом - Исполнительной дирекцией ПФР.
В состав Правления Пенсионного фонда Российской
Федерации входят Председатель Правления ПФР, Первый заместитель Председателя
Правления ПФР, пять заместителей Председателя Правления ПФР, управляющие семью
региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, а также
Председатель Совета Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны,
труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
В работе Правления Пенсионного фонда Российской
Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие
отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители
министерств и ведомств Российской Федерации и Банка России.
Правление Пенсионного фонда Российской
Федерации:
• несет ответственность за выполнение функций,
относящихся к компетенции ПФР;
• определяет перспективные и текущие задачи ПФР;
• формирует бюджет и сметы расходов ПФР и его
органов, утверждает отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
• утверждает положения об Исполнительной
дирекции ПФР, Ревизионной комиссии ПФР и территориальных органах ПФР, назначает
и освобождает от должности их руководителей;
• издает в пределах своей компетенции
нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР, и др.
В 2010 году было проведено три расширенных
заседания Правления Пенсионного фонда Российской Федерации (16 марта, 5 августа
и 21 декабря). В течение 2010 года Правление ПФР приняло 471 постановление по
ключевым направлениям деятельности ПФР.
1.3 Основные задачи ПФР
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов,
а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
- организация работы по взысканию с
работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и
других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие
трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализация средств ПФ РФ, а также
привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей)
физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за
своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за
правильным и рациональным расходованием его средств;
- межгосударственное и международное
сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в
разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и
международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
На рисунке 1 предложена организационная
структура Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 27 сентября 2000г. №
1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным
обеспечением в Российской Федерации" предусмотрено:
1) закрепить за Пенсионным фондом РФ и его
территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий;
2) рекомендовать органам исполнительной власти
субъектов РФ заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче
территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочия по назначению и выплате
государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию
указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения
и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы ПФ РФ.
Рисунок №1. Организационная структура ПФ
Российской Федерации
Основными задачами
управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:
♦ координация и контроль
за деятельность отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;
♦ взаимодействие с
полномочным представителем Президента Российской Федерации;
♦ взаимодействие с
органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами
государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения
средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд является важным
звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:
·
фонд
запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
- денежные средства фонда используются для
финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
- формируется в основном за счет обязательных
отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы в фонды и взаимоотношения,
возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов
устанавливаются государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением, уплатой
и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений
Налогового Кодекса РФ;
- денежные ресурсы фонда находятся в
государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других
фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные
законом;
·
расходование
средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально
уполномоченного органа (Правление фонда).
Структура управления Пенсионным фондом
Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации реализует
единую стратегию управления пенсионной системой России. ПФР представлен во всех
республиканских, краевых и областных центрах, городах и большинстве районов.
Структура ПФР включает в себя Правление ПФР, которому подчиняются
Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР и Информационный центр
персонифицированного учета. На региональном уровне ПФР представлен 82
отделениями ПФР в субъектах Российской Федерации и г. Байконуре (Казахстан), а
также 2 400 территориальными управлениями и 11 центрами назначения пенсий.
Координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
пенсионный фонд управление
II
Формирование и использование средств Пенсионного фонда России
.1 Установление и выплата пенсий
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным
финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои
особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой
самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных
предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует
мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели,
регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых
платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных
социальных выплат.
Пенсионный фонд Российской Федерации
устанавливает и выплачивает пенсии по государственному пенсионному обеспечению
(в т.ч. социальные пенсии гражданам, не имеющим трудового стажа, а также
некоторые виды пенсий отдельным категориям военнослужащих и членам их семей,
пенсии федеральным государственным служащим) и пенсии по обязательному
пенсионному страхованию (трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по
инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца).
Трудовая пенсия - ежемесячная
денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного
дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением трудовой
пенсии.
В России установлены следующие
виды трудовых пенсий:
) трудовая пенсия по старости (по
возрасту);
) трудовая пенсия по
инвалидности;
) трудовая пенсия по случаю
потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и
инвалидности состоят из следующих частей: базовой части; страховой части;
накопительной части.
Право на трудовую пенсию по
старости имеют:
♦ мужчины, достигшие
возраста 60 лет;
♦ женщины, достигшие
возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости
назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В течение 2010 года ПФР обеспечил выплату пенсий
в полном объеме.(Рисунок№2) Сбоев в выплате пенсий не было ни в одном субъекте
Российской Федерации.
Способ доставки пенсии каждый получатель пенсии
выбирает самостоятельно. По заявлению пенсионера Пенсионный фонд Российской
Федерации осуществляет перевод сумм пенсии доставочной организации. В 2010 году
доставка пенсии 50% пенсионеров Российской Федерации осуществлялась через
организации федеральной почтовой связи, 41% - через кредитные организации, 9% -
через альтернативные доставочные организации.
Рисунок №2.Численность пенсионеров, получающих
пенсии через ПФ РФ.
В 2010 году территориальные органы ПФР вынесли 2
983 343 решения о назначении пенсий, в том числе 386 047 решений о назначении
пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Кроме того, вынесено 13 748
077 распоряжений о перерасчете размеров пенсий, не считая распоряжений об
индексации размеров пенсий в соответствии с законодательством. Из них 12 509
382 распоряжения вынесено в августе 2010 года в ходе корректировки страховой
части пенсии работающих пенсионеров в беззаявительном порядке. Одновременно с
этим в течение 2010 года территориальные органы ПФР вынесли 832 930
распоряжений о перерасчете размера трудовой пенсии работающих пенсионеров,
самостоятельно обратившихся с заявлением об этом в ПФР.
В целом в 2010 году Пенсионный фонд Российской
Федерации направил на выплату пенсий свыше 3,7 трлн. рублей, что на 1 трлн.
рублей больше, чем в 2009 году. При этом расходы ПФР на выплату трудовых пенсий
составили 3,4 трлн. рублей, что на 1 трлн. рублей больше, чем в 2009 году.
Ключевыми факторами увеличения расходов ПФР на пенсионное обеспечение стали
индексация размера пенсий граждан и валоризация пенсионных прав старшего
поколения.
Валоризация и повышение размера пенсий
С 1 января 2010 года произведена валоризация -
переоценка денежной стоимости пенсионных прав граждан. Расчетный пенсионный
капитал гражданина, сформированный до пенсионной реформы 2002 года, был
проиндексирован на 10% и сверх того - на 1% за каждый полный год общего
трудового стажа (без ограничения), приобретенного до 1 января 1991 года.
Валоризация проводилась в целях улучшения
материального обеспечения граждан старшего поколения. В результате мероприятий,
проведенных Пенсионным фондом Российской Федерации, переоценка пенсионных прав
проведена в отношении 36 млн. пенсионеров. У 11,6 млн. пенсионеров при этом
дополнены сведения о трудовом стаже.
В целом по Российской Федерации средний размер
трудовой пенсии по старости за счет валоризации увеличился на 1 090 рублей. Для
отдельных категорий граждан, имеющих продолжительный трудовой стаж, сумма
увеличения составила: для инвалидов вследствие военной травмы, включая
инвалидов Великой Отечественной войны, - 1 715 рублей, для участников Великой
Отечественной войны - 1 855 рублей.
В 2010 году в соответствии с законодательными
решениями Пенсионный фонд Российской Федерации осуществил три индексации
размеров пенсий:
• с 1 апреля - дополнительное увеличение
трудовых пенсий на 6,3%;
• с 1 апреля - индексация социальных пенсий и
пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 8,8%;
• с 1 июля - индексация социальных пенсий по
росту прожиточного минимума пенсионера на 3,41%.
В целом в течение 2010 года пенсии в России
увеличились на 23%. При этом среднегодовой рост размера трудовых пенсий в2010
году на 44,5% выше, чем в 2009 году.
В результате всех произведенных повышений
средний размер трудовой пенсии в течение 2010 года увеличился на 1 496 рублей и
на конец 2010 года составил 7 811 рублей. При этом средний размер трудовой
пенсии по старости увеличился на 1 536 рублей и составил 8 166 рублей.
Суммарная индексация социальных пенсий в 2010
году составила 12,5%. В результате средний размер социальной пенсии на конец
2010 года составил 4 731 рубль(Рисунок №3), что превышает размер прожиточного
минимума пенсионера в Российской Федерации.
Общий уровень материального обеспечения
отдельных категорий ветеранов Великой Отечественной войны (371 тысяча человек)
на конец 2010 года превысил 23 тысячи рублей. При этом среднее увеличение
размера пенсии данной категории пенсионеров в течение 2010 года составило 3,5 -
3,7 тысяч рублей. Уровень дохода вдов военнослужащих, погибших в период
прохождения военной службы, получающих две пенсии (21,8 тысяч человек),
превысил 17 тысяч рублей (увеличение в течение года - в среднем на 2,2 тысячи
рублей).
Рисунок №3.Средний размер пенсии в РФ.
Выплата пенсий за границу
Общая численность граждан, проживающих за
границей Российской Федерации и являющихся получателями российской пенсии, в
2010 году достигла 173 369 человек. По сравнению с 2009 годом их численность
выросла на 6,5 процента.(Рисунок №4).
Выплата трудовых пенсий, назначенных в
соответствии с законодательством Российской Федерации, производится независимо
от страны проживания и гражданства получателя. При этом с отдельными
государствами сотрудничество в сфере пенсионного обеспечения осуществляется в
соответствии со специальными договорами (соглашениями). В 2010 году ПФР
осуществлял реализацию 14 международных договоров Российской Федерации в
области пенсионного обеспечения с 18 государствами.
Соглашения с государствами-участниками
Содружества Независимых Государств, Литвой, Грузией и Эстонией, а также
Словакией, Румынией, Венгрией и Монголией основаны на территориальном принципе,
в соответствии с которым пенсионное обеспечение граждан, проживающих на их
территории, осуществляется по законодательству и за счет средств страны их
проживания. При этом взаимные расчеты между государствами не производятся.
Международные договоры Российской Федерации с
Болгарией, Испанией, Белоруссией и Украиной основаны на пропорциональном
принципе, в соответствии с которым каждая сторона назначает и выплачивает
пенсию за те пенсионные права (страховой или трудовой стаж), которые были
приобретены на ее территории.
Для повышения эффективности организации работы с
гражданами, проживающими за границей Российской Федерации, в 2010 году создана
online-приемная на интернет-сайте ПФР. Граждане могут отправить свой запрос в
электронном виде и получить ответ также в виде электронного документа (если
такой ответ не содержит персональных данных обратившегося лица).
Также специалисты ПФР во взаимодействии с МИД
России регулярно организовывают встречи с общественными организациями
соотечественников за рубежом и консультации граждан - получателей российских
пенсий. В 2010 году такие консультации были организованы для граждан,
проживающих в Латвийской Республике и Израиле.
Рисунок №4.Численность получателей Российских
пенсий, проживающих заграницей.
Компенсационные выплаты по уходу за
нетрудоспособными гражданами
Пенсионный фонд Российской Федерации также
назначает и выплачивает ежемесячные компенсационные выплаты неработающим
трудоспособным гражданам в связи с осуществлением ими ухода за
нетрудоспособными гражданами(инвалидами I группы, детьми-инвалидами в возрасте
до 18 лет, гражданами, достигшими возраста 80 лет, и др.).
В 2010 году размер ежемесячной компенсационной
выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за
нетрудоспособными гражданами, составлял 1200 рублей. Расходы ПФР на
осуществление компенсационных выплат составили около 32,5 млрд.рублей, что на 7
млрд.рублей выше уровня 2009 года.
.2 Управление средствами пенсионных накоплений
Пенсионные накопления - это средства
накопительной части трудовой пенсии, которая в обязательном порядке формируется
у граждан 1967 г.р. и моложе. В 2002-2004 годах накопительная часть трудовой
пенсии формировалась у мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р. Также
формируется за счет добровольных страховых взносов граждан - участников системы
ОПС.
Участники системы обязательного пенсионного
страхования вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии через:
• Пенсионный фонд Российской Федерации, выбрав
одну из частных управляющих компаний (ЧУК), отобранных по результатам конкурса,
с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных
накоплений, либо один из двух инвестиционных портфелей государственной
управляющей компании (ГУК): расширенный инвестиционный портфель или
инвестиционный портфель государственных ценных бумаг;
• негосударственный пенсионный фонд, выбрав один
из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), осуществляющих деятельность по
обязательному пенсионному страхованию.
С 2009 года, помимо передачи средств пенсионных
накоплений, сформированных в рамках обязательного пенсионного страхования, ПФР
передает в УК и НПФ дополнительные страховые взносы граждан и взносы
работодателей в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, а
также средства материнского (семейного) капитала, направленные владельцами МСК
на формирование накопительной части пенсии.
Для реализации прав при формировании
накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу необходимо не позднее
31 декабря текущего года подать в территориальный орган Пенсионного фонда
Российской Федерации или в организацию, с которой у Пенсионного фонда
Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей,
соответствующее заявление, а в случае перехода из ПФР в НПФ или из одного НПФ в
другой НПФ - заключить с выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном
страховании.
Отделениями Пенсионного фонда Российской
Федерации в целом по Российской Федерации в 2010 году было заключено 578
соглашений о взаимном удостоверении подписей.(Рисунок№5) Из них:
• с негосударственными пенсионными фондами - 341
соглашение (на 49 больше, чем в 2009 году);
• с организациями - работодателями - 25
соглашений (на 15 соглашений меньше, чем в 2009 году);
• с кредитными организациями - 212 соглашений
(на 122 соглашения меньше, чем в 2009 году).
Рисунок №5.Распределение соглашений о взаимном
удостоверении подписей.
В течение 2010 года территориальные органы ПФР
приняли 4 769 269 заявлений застрахованных лиц о реализации их прав при
формировании накопительной части трудовой пенсии. Это на 78,3% больше числа
заявлений, принятых в 2009 году. Из них 4 135 241 заявление - о переводе
средств пенсионных накоплений граждан из ПФР в НПФ, 533 838 заявлений - о
переводе из одного НПФ в другой, 70 076 заявлений - о переводе из НПФ в ПФР, 30
114 заявлений - о выборе управляющей компании. Часть заявлений была отклонена
ПФР по причине неправильного заполнения, при этом положительные решения были
приняты почти по 3,9 млн. заявлений.
Число заявлений о переводе средств пенсионных
накоплений, поданных гражданами в территориальные органы ПФР, почти в два раза
превышает уровень 2009 года(Рисунок №6), что свидетельствует о растущем
интересе россиян к вопросу формирования своей будущей пенсии.
Рисунок №6.Количество поданных заявлений на
распоряжение средствами накопительной части трудовой пенсии.
При этом из 3 897 133 человек 3 397 386 человек
подали заявления о переводе средств своих пенсионных накоплений из ПФР в
негосударственные пенсионные фонды (на 1 494 734 человека больше, чем в 2009
году), 425 685 человек - о переводе средств из одного НПФ в другой НПФ (на 230
356 человек больше, чем в 2009 году), 20 258 человек - о смене инвестиционного
портфеля в управляющих компаниях (на 4 529 человек меньше, чем в 2009 году). И
только 53 804 гражданина подали заявления о переводе средств пенсионных
накоплений из НПФ в ПФР (в 2009 году - 40 726 человек).
В целом, с учетом результатов кампании 2010
года, пенсионные накопления сегодня формируются в государственной управляющей
компании Внешэкономбанке - у 60 млн. человек, в частных управляющих компаниях -
у 636 тыс. человек и в негосударственных пенсионных фондах - у 11 млн. человек.
При этом только за последний год количество клиентов НПФ по обязательному
пенсионному страхованию выросло почти на четверть и составило 15,3% от общего числа
россиян, имеющих накопительную часть пенсии.
Обеспечение временного размещения средств
пенсионных накоплений
Суммы страховых взносов, поступившие на
финансирование накопительной части трудовой пенсии в течение отчетного периода
в Пенсионный фонд Российской Федерации, аккумулируются и до передачи в
доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным
фондам подлежат временному размещению в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
Указанные средства могут быть размещены в:
• государственные ценные бумаги Российской
Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
• государственные ценные бумаги Российской
Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
• депозиты в рублях в российских кредитных
организациях.
Перед передачей средств страховых взносов на
финансирование накопительной части трудовой пенсии в доверительное управление
УК и в НПФ в соответствии с заявлениями застрахованных лиц ПФ РФ необходимо
реализовать ценные бумаги, в которые были размещены указанные средства, или
передать их в государственную управляющую компанию по оценочной стоимости на
день осуществления перевода.
После чего рассчитывается чистый финансовый
результат (величина, отражающая прирост сумм страховых взносов на накопительную
часть трудовой пенсии, поступивших в ПФР в течение расчетного периода, до
момента их передачи в выбранные застрахованными лицами УК и НПФ).
Результат от временного размещения ПФР страховых
взносов (т.е. чистый финансовый результат) отражается в специальной части
индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и передается в составе средств
страховых взносов в доверительное управление УК и в НПФ.
В 2010 году показатели доходности временного
размещения средств страховых взносов улучшились по сравнению с предыдущим
годом.
Чистый финансовый результат, рассчитанный в 2010
году по страховым взносам 2008 года, составил 24,3 млрд. рублей (9,63% от суммы
страховых взносов).
Чистый финансовый результат, рассчитанный в 2011
году по страховым взносам 2009 года, составил 33,0 млрд. рублей (12,22% от
суммы страховых взносов).
Показанный результат является максимальной
доходностью ПФР с 2002 года - начала инвестирования Фондом пенсионных
накоплений.
С 1 июля 2010 года вступили в силу
законодательные нормы о передаче страховых взносов на финансирование
накопительной части трудовой пенсии в доверительное управление УК и в НПФ в
течение шести месяцев со дня окончания отчетного периода, установленного для
представления страхователями индивидуальных сведений. Таким образом, если до
2010 года отчетным периодом являлся календарный год, то в 2010 году -
полугодие, а с 1 января 2011 года отчетным периодом установлен квартал.
Изменение длительности отчетного периода привело к сокращению сроков временного
размещения Пенсионным фондом Российской Федерации (инвестиционного горизонта)
средств страховых взносов.
Адресная помощь пенсионерам и укрепление
материально-технической базы учреждений социального обслуживания
Одной из функций ПФР является софинансирование
социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением
материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и
оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.(Рисунок№7)
Одной из функций ПФР является софинансирование
социальных программ субъектов Российской Федерации (также см.Рисунок№7),
связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального
обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим
пенсионерам.
В 2010 году ПФР предоставил субсидии бюджетам 78
субъектов Российской Федерации на их социальные программы, в том числе:
• на укрепление материально-технической базы
объектов в 154 учреждениях социального обслуживания населения - 392,9 млн.
рублей;
• на оказание адресной социальной помощи более
86 тыс. неработающих пенсионеров - 170,0 млн. рублей, включая расходы на
доставку.
Рисунок №7.Использование средств на оказание
адресной социальной помощи и на софинансирование социальных программ.
В рамках проведения мероприятий, связанных с
укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания
населения, с участием средств ПФР в прошедшем году в 55 субъектах Российской
Федерации проводился капитальный ремонт различных объектов в 142 учреждениях
социального обслуживания населения, осуществлено строительство объектов в 12
учреждениях социального обслуживания населения в 10 субъектах Российской
Федерации. Для оснащения ремонтируемых и строящихся объектов приобретено
технологическое оборудование и предметы длительного пользования для 15
учреждений в 7 субъектах Российской Федерации.
С участием средств ПФР осуществлялось
строительство и капитальный ремонт жилых корпусов, пищеблоков, котельных и
других объектов, при этом большое внимание уделялось финансированию работ по
обеспечению выполнения требований пожарной безопасности в учреждениях
социального обслуживания населения.
Для оснащения построенных или отремонтированных
в 2010 году объектов учреждений социального обслуживания населения
приобреталась мебель, кухонное и банно-прачечное оборудование,
электрооборудование, бытовая электротехника и электроника, что способствовало
повышению качества социального обслуживания граждан пожилого возраста и
инвалидов, комфортности жилых комнат и мест общего пользования.
При участии ПФР в софинансировании мероприятий
по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания
в 2010 году улучшены условия проживания более 22 тысяч престарелых граждан и
инвалидов, увеличена вместимость учреждений социального обслуживания на 334
места.
Адресная социальная помощь осуществлялась органами
социальной защиты населения субъектов Российской Федерации за счет
предоставленных ПФР средств по следующим направлениям: предоставление
единовременной материальной помощи, в том числе на частичное возмещение
расходов по газификации жилья, оказание материальной помощи в связи с
празднованием Дня Победы, проведением Дня пожилого человека и Дня инвалида.
Также в 2010 году в рамках осуществления
социальных программ по предоставлению единовременной материальной помощи ПФР
выделил средства в объеме более 40,42 млн. рублей неработающим пенсионерам,
пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе:
38,46 млн. рублей - 1 592 неработающим
пенсионерам, пострадавшим в результате природных пожаров;
0,92 млн. рублей - 46 неработающим пенсионерам -
родственникам погибших в результате аварии на шахте «Распадская» Кемеровской
области;
1,04 млн. рублей - 2 пострадавшим и 53
родственникам граждан, погибших в результате трагедии в ночном клубе г. Перми.
III.
Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и стратегия
развития ПФР
.1 Территориальные органы Пенсионного фонда
Российской Федерации
В субъектах Российской Федерации действуют
отделения ПФР, созданные постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской
Федерации для осуществления государственного управления средствами
обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения
населения в субъектах Российской Федерации. В своей деятельности отделения
подчиняются Правлению Пенсионного фонда Российской Федерации.
К основным функциям отделений ПФР относятся:
• своевременное установление и выплата пенсий и
социальных пособий, находящихся в компетенции ПФР (в том числе в рамках
дополнительных мер государственной поддержки - ЕДВ-ежемесячные денежные
выплаты, ДЕМО-дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, материнский
(семейный) капитал и др.);
• формирование информации о получателях пенсий и
пособий, проживающих на территории региона;
• своевременное формирование доставочных
документов на выплату пенсий и пособий, а также ежемесячное перечисление
начисленных к доставке сумм пенсий, пособий и иных выплат на счета организаций,
осуществляющих доставку пенсий, пособий и иных выплат;
• ведение индивидуального (персонифицированного)
учета в системе ОПС и своевременная актуализация индивидуальных лицевых счетов
застрахованных лиц;
• регистрация и учет плательщиков страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское
страхование;
• контроль над правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование,
в т.ч. проведение проверок плательщиков страховых взносов;
• взыскание задолженности по платежам в бюджеты
ПФР, ФФОМС и ТФОМС, пеней и штрафов, в том числе в судебном порядке;
• организация работы по реализации прав
застрахованных лиц, связанных с формированием средств пенсионных накоплений;
• прием и обработка заявлений правопреемников
умерших застрахованных лиц и выплата средств пенсионных накоплений
правопреемникам умерших застрахованных лиц;
• ведение учета дополнительных страховых взносов
на накопительную часть трудовой пенсии застрахованных лиц в рамках Программы
государственного софинансирования пенсий;
• своевременное и полное рассмотрение
обращений граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей по вопросам,
отнесенным к компетенции ПФР, и др.
В непосредственном подчинении отделений ПФР
находятся территориальные управления, осуществляющие свою деятельность в
районах региона. Во всех территориальных органах ПФР ведется прием населения по
вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
.2 Стратегия развития Пенсионного фонда
Российской Федерации
Стратегия развития ПФР определяется комплексом
задач по развитию пенсионной системы страны, поставленных Правительством
Российской Федерации.
Стратегия призвана обеспечить эффективную
реализацию ПФР своих функций с целью надлежащего пенсионного и социального
обеспечения граждан, правильного формирования пенсионных прав граждан,
своевременного начисления и выплаты пенсий и социальных пособий и
предусматривает:
. Развитие высокоэффективной и
высокотехнологичной клиентоориентированной системы, позволяющей качественно
предоставлять государственные услуги и выполнять государственные функции по
пенсионному и социальному обеспечению населения.
Это обеспечивается за счет:
• повышения качества работы с населением,
обеспечения доступности предоставляемых государственных услуг населению, в том
числе с использованием современных электронных и интернет-технологий;
• развития системы взаимодействия с
плательщиками страховых взносов, государственными структурами и
организациями-партнерами ПФР с использованием современных технологий по
защищенным каналам связи.
. Систематическое пополнение и поддержание в
актуальном состоянии данных о приобретенных каждым гражданином пенсионных
правах, которое обеспечивается за счет:
• охвата всего населения регистрацией в системе
индивидуального (персонифицированного) учета;
• развития информационного ресурса для
установления и выплаты пенсий;
• оказания населению максимального
количества государственных услуг, предоставляемых ПФР в электронном виде.
. Обеспечение полноты и своевременности
поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и
обязательное медицинское страхование, взыскание недоимки, пеней и штрафов за
счет:
• организации поступления страховых взносов в
полном объеме;
• совершенствования организации
взаимодействия с плательщиками страховых взносов;
• организации информационного
взаимодействия с другими органами государственного управления;
• совершенствования электронного
документооборота внутри системы ПФР.
Перспективы развития ПФР.
Главной целью пенсионной реформы был перевод
системы обязательного пенсионного страхования на новую модель отношений
участников пенсионной системы, основанную на механизмах реального страхования.
Однако несмотря на 5-летний стаж реформы
большинство страховых принципов так и не получили практической реализации и в
ПФР складывается серьезная ситуация по обеспеченности государственных пенсионных
обязательств за счет собственных средств.
Принимая во внимание неблагоприятные тенденции
демографического развития Российской Федерации, перспективы развития пенсионной
системы в условиях действующего налогового и пенсионного законодательства таковы:
дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации по страховой части распределительной составляющей пенсионной системы
составит в 2015 году более 750 млрд.руб.;
потребность в средствах федерального бюджета на
выплату базовой части трудовой пенсии к 2015 году составит 1181 млрд.руб., при
этом поступления ЕСН на финансирование указанной выплаты прогнозируется в
объеме 714 млрд.руб. или 60 % от потребности на выплату;
коэффициент замещения среднего размера трудовой
пенсии по старости в распределительной системе в 2015 г. составит 20,75 %
против 28,2% в 2006 г.;
в результате проводимой пенсионной политики в
отношении базовой части трудовой пенсии соотношение среднего размера трудовой
пенсии по старости с прожиточным минимумом пенсионера в 2015 г. составит 144 %;
реальный рост трудовой пенсии к 2015 году по
сравнению с 2005 г. составит 1,7 раза, в то время как среднемесячная заработная
плата за тот же период вырастет в 2,3 раза.
размер накопительной части трудовой пенсии по
новым назначениям с учетом инвестирования средств пенсионных накоплений и
актуарных допущениях об уровне инвестиционного дохода указанных средств не ниже
темпов инфляции составит в 2015 году около 40 рублей.
Заключение
Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в
мае 1998 года, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от
действующей распределительной к смешанной системе пенсионного обеспечения,
которая будет в себя включать:
·
государственное
пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости
от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет
государственного пенсионного страхования, финансируется государственное
пенсионное страхование как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ,
так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов на
накопления;
·
государственное
пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также лиц, которые не
приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхования, - за
счет средств федерального бюджета;
·
дополнительное
пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов
работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ -
обязательных страховых взносов.
Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного
фонда Правительство РФ рассматривает варианты изменения структуры отчислений
денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд. Так, в частности,
предполагается, что предприятия будут отчислять в Пенсионный фонд всего 21% от
фонда оплаты труда работников, а не 28%, как это происходит сейчас.
Одновременно с этим будет увеличен процент отчислений с заработка работающих -
эта цифра возрастет с уплачиваемого сейчас 1% до 6% от зарплаты. Кроме того,
будет расширена база сбора средств в Пенсионный фонд, так как отчисления туда
предполагается собирать со всех видов доходов, включая страховки и депозиты, с
помощью которых выплачиваются большие зарплаты в коммерческих структурах.
Сейчас необходимо пересмотреть систему
взаимоотношений между Пенсионным фондом, государством и работодателями. Сейчас
льготные пенсии составляют 20 процентов бюджета ПФ РФ. Их финансирование должно
лечь на плечи отдельных профессиональных систем. Надбавки же к пенсиям таких
категорий лиц, как участники войны, должно выплачивать государство из бюджета,
а не Пенсионный фонд.
Особое значение имеет законодательное
обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты
интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить
людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.
Необходимая составляющая политики экономического
роста - усиление социальной ориентации системы государственного регулирования
экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых
возможностей. В политике доходов предстоит путем усиления государственного
воздействия на распределительные процессы установить оптимальное соотношение в
распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить долю
оплаты труда в ВВП и издержках производства.
В ряду преобразований необходимо отметить
формирование современной структуры социальной поддержки населения, гармонизацию
интересов государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм
защиты доходов россиян. Преобразования необходимо разделить на три пункта:
а) требуется разработать научный инструментарий
для оценки социальных рисков и обоснования соответствующих уровней социальных
гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базе организационных,
финансовых и правовых форм социального страхования, личного страхования и
социальной помощи.
б) необходимо предусмотреть новый порядок
сбалансированного участия основных социальных субъектов в финансовом
обеспечении системы. Речь идет о том, чтобы в объеме затрат:
·
повысить
долю государства (за счет покрытия расходов по нестраховым периодам) с 8 до
15-20 процентов;
·
снизить
долю работодателей с 90 до 70-75 процентов
·
поднять
с 2 до 10-15 процентов долю работников
в) нужно усилить взаимозависимость между
страховыми взносами и пенсиями. Определение размера последних должно быть
связано с величиной страховых накоплений, определяемой на протяжении всего
трудового периода.
Необходима целенаправленная работа по созданию
актуарной службы в Пенсионном фонде России для определения государственных обязательств
перед застрахованными лицами. Поскольку производится переход на полное
пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту
политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и
другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы
выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного
профессионального пенсионного страхования.
Список литературы
1. Бюджетный
Кодекс Российской Федерации
2. Бюджетная
система Российской Федерации: Учебное пособие для вузов - 2009г.
3. Налоговый
кодекс Российской федерации
4. Финансы,
деньги, кредит: Учебное пособие / Проспект, 2010г.
. Пенсионное
обеспечением - 2009г
6. Пенсионный
фонд Российской Федерации. Годовой отчет за 2010 год
7. <http://www.pfrf.ru> Официальный
сайт Пенсионного фонда Российской Федерации
8. <http://www.gks.ru> -
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской
федерации