.
Инновационная деятельность учителя - социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выходящий за пределы нормативной деятельности (Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика. Учебное пособие)
Педагог дополнительного образования - это ключевая фигура, от профессионализма которого зависит качество образовательного процесса. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала.
На рынке труда возрастает потребность в педагоге дополнительного образования, который может выполнить социальную задачу становления современного человека.
Сегодня в обществе происходит много перемен, и современному школьнику необходимо шагать в ногу с этими переменами. Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно - ориентированный подход к ним.
Кроме того, инновационная деятельность педагога позволяет перейти учреждению на более качественную ступень развития. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дополнительного образования.
Объект исследования: инновационная деятельность педагога дополнительного образования.
Предмет исследования: инновационная деятельность педагогов МОУ ДОД "Центр детского творчества п. Лиман" (далее Центр или Центр детского творчества)
Цель исследования: выяснить, как влияет инновационная деятельность на повышение мобильности, активности, профессионализма педагогов дополнительного образования Центра детского творчества.
Гипотеза исследования: в результате включение педагогов Центра детского творчества в инновационный процесс у них будет повышаться уровень теоретической и практической готовности к инновациям и, как следствие, уровень их профессионально-педагогической компетентности, что положительно скажется на качестве образовательного процесса.
Задачи исследования:
ØОпределить составляющую готовности педагога к инновационной деятельности;
ØПроанализировать уровень теоретической готовности педагогов к инновационной деятельности;
ØПроанализировать основные направления инновационной деятельности, определить уровень практической готовности педагогов к инновационной деятельности;
ØСистематизировать и обобщить результаты влияния инновационной деятельности на профессионализм педагога.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, мини-опрос (устный и письменный), изучение результатов деятельности, документации).
В настоящем исследовании отражены результаты 4-летней работы, проводимой поэтапно.
I этап (2007-2008 уч. год) - исследование готовности педагога к инновационной деятельности, оказание методической помощи в становлении их теоретической готовности к инновационной деятельности.
II этап (2008-2009 уч. год) - исследование основных направлений инновационной деятельности педагогов, формирование практической готовности к инновационной деятельности.
III этап (2009-2011 уч. годы) - исследование результатов влияния инновационной деятельности на повышение профессионально-педагогической компетентности, мобильности педагогов Центра детского творчества.
Инновационная деятельность занимает особое место в процессе профессионального развития педагога, поэтому исследование влияния инновационной деятельности на профессионализм педагогов Центр детского творчества начался с этапа изучения их готовности к инновационной деятельности.
Одной из составляющих готовности педагогов к инновационной деятельности является понимание ими определения "инновация".
В учебнике по педагогике В.А. Сластенина (Педагогика, М. Школа-Пресс, 2000г.) сказано, что "инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося"
Мини - опрос, проведённый среди педагогов Центра показал, что они правильно понимают слово "инновация". По мнению педагогов, инновация - это:
ü"нововведения в педагогический процесс…";
ü"введение различного рода новшеств (методик, технологий), приводящих к значительным изменениям в жизни…";
педагог инновационный дополнительное образование
ü"это деятельность по созданию новых программ, методик, методов в учебно-воспитательном процессе…"
ü"это умение педагога видеть и создавать различного рода новшеств, использование их в работе и распространение…"
ü"введение нового в воспитание, организация совместной деятельности учителя и учащихся." и т.д.
Второй составляющей рассматриваемой готовности является наличие мотива включения в инновационную деятельность, так как мотив придаёт смысл деятельности для человека.
Результаты анкетирования, проведённые среди педагогов Центра показали, что наиболее значимыми для них являются мотивы:
·Потребность в контактах с интересными, творческими людьми (60%)
·Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины (60%)
·Потребность в самовыражении, самосовершенствовании (50%)
·Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить (30%0
·Материальные причины: повышение зарплаты, возможность пройти аттестацию (30%)
Менее значимыми являются мотивы:
·Сильная потребность в достижении высоких результатов (10%)
·Потребность в лидерстве (10%)
·Потребность в поиске исследования (10%)
·Желание проверить на практике полученные результаты (10%)
·Стремление быть замеченным и по достоинству оценённым (10%)
Следующая составляющая готовности к инновационной деятельности - это отношение педагогов к нововведениям, готовность к освоению новшеств. Результаты опроса показали, что 17% (высокий уровень) педагогов готовы к освоению новшеств, 50% (средний уровень) - достаточно готовы, 33% (уровень ниже среднего) - частично готовы. В коллективе не оказалось педагогов, не готовых к внедрению в образовательный процесс инноваций
Чтобы выяснить, что мешает полностью включиться в инновационную деятельность всем педагогам, среди них был проведён мини-опрос "Что является для Вас препятствием в освоении новшеств?"
После проведённого мини-опроса педагоги отметили:
отсутствие времени - 83%;; - отсутствие необходимых теоретических знаний о новых технологиях и методах - 66%; - слабая информированность о нововведениях в образовании-50%; - наличие внутренних противоречий, тормозящих использование новшеств в работе (новые идеи трудно реализовать практически - 75%, страх неудач, ошибок - 8%, неуверенность в практической пользе новшества - 17%, наличие сомнений, смогу ли я это применить-33%)
Исследование вопроса готовности педагогов Центра детского творчества к инновационной деятельности выявило:
·с одной стороны наличие у них желания включиться в данную деятельность.
·с другой стороны - противоречие между желанием заниматься инновационной деятельностью и наличием препятствий в освоении новшеств
Решая данное противоречие, педагогический коллектив начал работать над единой методической темой "Повышение профессионально-педагогической компетентности, мобильности педагога дополнительного образования в условиях инновационной деятельности учреждения" и определил для себя основные направления инновационной деятельности:
расширение информационной среды Центра детского творчества;
обучения учащихся с помощью компетентностно-ориентированных технологий (проектная, исследовательская, методы интерактивного обучения);
Процесс разрешения данного противоречия методическая служба Центра начала с формирования теоретической готовности педагогов к внедрению в образовательный процесс проектной, исследовательской деятельности. С этой целью:
üбыл подготовлен библиографический перечень литературы по проектной, исследовательской деятельности;
üподготовлена учебно-методическая литература;
üорганизована подписка на периодические педагогические издания;
üсоздан банк методических материалов по проектной, исследовательской деятельности на бумажных и электронных носителях;
üвсе педагоги прошли курсы обучения на компьютере по программе Intel;
üпроводились:
·методическая неделя, где освещался вопрос повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования;
·регулярные консультации по вопросам инновационной деятельности;
·обучающие семинары на уровне учреждения ("Повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования через проектную, исследовательскую деятельность", "Использование интерактивных методов обучения для повышения мотивации личности к познанию и творчеству");
·областной семинар "Особенности организации научно-исследовательской деятельности";
·заседания методических объединений, где обсуждались вопросы, нацеленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и роста профессионализма педагога, организацию проектно-исследовательской деятельности.
üучёба по вопросу "Самообразование как средство профессиональной компетентности педагога дополнительного образования";
üпрактическое занятие "Составляем план по самообразованию", на котором педагогами была выработана примерная структура плана по самообразованию.
На втором этапе (2008 - 2009 уч. год) проводилось исследование основных направлений инновационной деятельности педагогов Центра (обучения учащихся с помощью компетентностно-ориентированных технологий; расширение информационной среды Центра), формирование практической готовности к инновационной деятельности.
Однако, прежде чем начать обучение воспитанников т/о с помощью инновационных технологий, педагогам необходимо было научиться использовать эти технологии самим. Поэтому, пройдя теоретическую подготовку они начали на практике применять полученные знания.
Включение педагогов в проектную, исследовательскую деятельность началось с создания ими коллективных проектов (прикладной проект "Творческая мастерская", социальный проект "Нравственное воспитание на народных традициях", исследовательский проект "Будущий школьник") в своих профессиональных методических объединениях.
Анализ проведённого мини-опроса среди педагогов по вопросу "Что получили педагоги от проектной, исследовательской деятельности?" показал, что они:
·Научились работать с литературой;
·Познакомились с методами исследования;
·Стали более смелее, активнее, мобильнее;
·Узнали последовательность поисковых шагов, которые помогают решать поставленные задачи;
·Стали более эрудированными;
·Повысили свой профессиональный уровень;
·Стали более компетентны в проектной, исследовательской деятельности, приобрели определённые умения и навыки.
Защитив свои проекты на районной научно-практической конференции "Повышение профессиональной компетентности через проектную, исследовательскую деятельность", они приобрели опыт публичного выступления, презентационные умения и навыки.
Вооружившись теоретическими знаниями и, хотя и небольшим, но практическим опытом, педагоги начали работу по внедрению проектной, исследовательской деятельности в образовательный процесс.
Однако, практическое внедрение инноваций в образовательный процесс вызвало у педагогов ряд затруднений, таких, как:
§Слабое владение методологией научного исследования (45%);
§Большая загруженность воспитанников (54; %);
§Недостаток времени (64%);
§Преобладание в традиционном обучении репродуктивных методов, вступающих в противоречие с исследовательскими методами (9%).
Процесс преодоления затруднений при организации проектной, исследовательской деятельности решался следующим образом:
. Педагогам, которые стремятся внедрить в образовательный процесс новые технологии, было предложено заняться самообразованием (более подробно изучить соответствующую литературу, разработать индивидуальные маршруты по темам самообразования, связанных с инновационной деятельностью).
. Было проведено:
·методическая учёба по вопросу "Научно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении";
·круглый стол с педагогами-мастерами, занимающимися проектной, исследовательской деятельностью, где они поделились опытом своей работы;
·мастер-класс по теме: "Метод проектов как один из интерактивных методов обучения", где педагогам на практике было показано как, используя интерактивные методики ("1-2-все вместе", "Диалог", "Мозговой штурм" и т.д.), можно проводить с учащимися работу по созданию проектов.
Кроме того, педагогам было предложено:
научиться грамотно распределять своё рабочее время;
не отказываясь от привлекающих их репродуктивных методов, использовать в своей практике и исследовательские методы.
После проведённой работы по преодолению трудностей, педагоги почувствовали себя ещё более увереннее, стали разрабатывать проекты ("Поддержка и развитие исследовательской деятельности", "Мечты сбываются", "Зелёная горошина", "Немеркнущая связь времён", "Живая струна" и т.д.)
Конечно, педагоги испытывали трудности, но самое главное - у них было желание и стремление освоить новые формы работы и применить их на практике. Поэтому постепенно проектная деятельность стала частью образовательного процесса в творческих объединениях.
Использование педагогами инновационных технологий способствовало и расширению информационной среды Центра, повышению информационной культуры педагогов, так как она (культура) характеризует систему знаний и умений по поиску, обработке, сохранению и передаче информации с использованием как традиционных информационных, так и компьютерных технологий.
Анализ информационной культуры педагогов Центра показал, что:
Øстали использовать в своей работе методическую литературу (ж. "Дополнительное образование и воспитание", "Начальная школа", "Воспитание школьника", "Дошкольное воспитание" и т.д.), научились работать с информацией (самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её воспитанникам) - 100% педагогов;
Øрегулярно пополняют свои минибиблиотеки литературой по своему направлению деятельности (приобретают её книжных магазинах. выписывают через интернет) - 100% педагогов;
Øпрошли курсы обучении работы на компьютере по программе Intel - 100% педагогов;
Øприобрели домашний компьютер - 80% педагогов;
Øумеют пользоваться персональным компьютером на уровне пользователя - 90% педагогов;
Øумеют осуществлять поиск информации в интернете - 67% педагога;
Øумеют пользоваться электронной почтой - 30% педагогов;
Øвладеют программами для создания и обмена информационными материалами (Pablischer, Power Point) - 50% педагогов. Работая с данными программами, педагоги овладели умениями представлять большой объём информации в сжатом виде, умением выделять главное.
Третий этап исследования (2009-2011 уч. годы) был посвящён выяснению вопроса о результатах влияния инновационной деятельности на повышение профессионально - педагогической компетентности, мобильности педагогов Центра детского творчества.
Анализ данного вопроса показал, что включение педагогов инновационную (проектную, исследовательскую) деятельность активизировало их к получению новых знаний, повышению квалификации, к самовыражению, к самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности показать себя творческой личностью, осознанию причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.
В связи с чем:
Ø80% педагогов прошли курсы повышения квалификации;
Ø11% педагогов повышают свой уровень самообразования, обучаясь в вузах;
Ø85% педагогов работают по модифицированным образовательным программам по дополнительному образованию детей, которые постоянно модернизируются в соответствии с предъявляемыми требованиями;
Ø3 педагога обобщили опыт своей работы по темам: "Роль метода проектов в формировании ключевых компетенций воспитанников", "Развитие проектной, исследовательской деятельности как фактор повышения профессионализма педагога", "Развитие мотивации к познанию и творчеству на уроках математики в школе раннего развития "Росток";
ØПедагоги Центра делятся своим опытом работы:
üна страницах журналов:
·"Дополнительное образование и воспитание";
·"Теория и практика дополнительного воспитания";
·"Начальная школа";
·"Ребёнок в детском саду";
·"Воспитатель дошкольного образовательного учреждения";
·"Делаем сами";
·"Коллекция идей";
üна страницах газеты "Педсовет";
üв сборнике тезисов Фестиваля педагогических идей "Открытый урок";
üв сборнике материалов областного педагогического форума, посвящённого 90-летию государственной системы дополнительного образования детей.
üна интернет-сайтах.
ØПедагоги стали активными участниками:
·заседаний методических объединений, семинаров, на которых делились опытом своей работы ("Проектирование как один из интерактивных методов обучения в т/о "Золушка", "Организация проектной, исследовательской деятельности педагогов прикладного направления", "Использование интерактивного обучения в школе раннего развития "Росток", "Формирование социальных компетенций в т/о "Юность");
§педагогического марафона "Мастерство, творчество", где ими были представлены результаты реализации компетентностного подхода в творческих объединениях в форме урока-проекта "Дворик дружбы", шоу-программы "Страна Детства", урока-путешествия "Если добрый ты". Удачно выбранная форма проведения марафона (открытое интегрированное занятие от каждого методического объединения с участием воспитанников т/о одной направленности) способствовала развитию мотивации к повышению профессионального мастерства.;
§конкурса информационных материалов "Визитная карточка", который проводился с целью повышения уровня информационной культуры педагогов. По результатам конкурса был создан банк информационных материалов о творческих объединениях Центра.
ØПедагоги приняли участие
üв районных мероприятиях:
§в заседании районного круглого стола "Поделись идеею своей", где все его участники (члены научных обществ учащихся) делились опытом проектной, исследовательской деятельности.
§в V районной открытой научно-практической конференции "Познание. Творчество. Развитие", где они представили результаты своей деятельности и своих воспитанников
§в районном конкурсе методической продукции "Знаем, умеем, научим", где педагогами были представлены методические разработки и методические пособия по основным направлениям деятельности, которые заняли призовые места;
§в районном конкурсе "Социально-экономическое развитие Лиманского района" в номинации "Лучший презентационный материал", где заняли 1 место.
üв областных мероприятиях:
§в областном конкурсе "Мечты сбываются";
§в областном конкурсе методической продукции "Методическая продукция - 2010";
§в областной научно-практической педагогической конференции ("Деятельностный подход к формированию творческих способностей воспитанников в УДО", "Развитие способностей и творческого потенциала воспитанников в т/о "Золушка");
§в работе областных методических объединений.
üв межрегиональном конкурсе социальных и культурных проектов Благотворительного фонда "ЛУКОЙЛ";
üВо всероссийском конкурсе методических пособий "Растим патриотов России";
üВ международном проекте "Саянский покров".
Включение педагогов в инновационную деятельность отразилось на качестве образовательного процесса в Центре детского творчества. Воспитанники творческих объединений, занимающиеся под руководством педагогов проектной и исследовательской деятельностью, вступили в научное общество "Познание". Занимаясь данным видом деятельности, они стали интеллектуально богаче, творчески активнее и самостоятельнее. У них повысилась самооценка и уверенность в себе. Они научились обсуждать и анализировать, отстаивать свою гражданскую позицию, приобрели полезные умения и навыки, которые несомненно пригодятся им в будущем, помогут легче адаптироваться в социуме.
Результаты своей проектной и исследовательской деятельности они представили:
Øна IV и V районной открытой научно-практической конференции "Познание. Творчество. Развитие";
Øв районной и областной выставках декоративно-прикладного творчества;
Øв районном конкурсе "Как победить терроризм?"
Øв районном и областном конкурсах буклетов "Детская организация - это маленькая жизнь";
Øв областном конкурсе "Моя малая Родина: природа, культура, этнос";
Øна областной научно-практической конференции "Молодые исследователи природы";
Øв областном конкурсе-конференции "Отечество";
Øв областных творческих конкурсах Астраханского областного школьного географического общества;
Øв областной краеведческой игре "Астраханские губернаторы";
Øво всероссийском конкурсе детского творчества "Чиполлино";
Øв международном конкурсе "Мартовский кот".
Работы воспитанников были отмечены грамотами, дипломами, благодарственными письмами (37 наград, из них 33 - призовые, 4 - поощрительные)
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы исследования:
Øу педагогов Центра детского творчества повысился уровень теоретической и практической готовности к инновациям;
Øповысился уровень их профессионально-педагогической компетентности:
·информационной (педагоги расширили своё информационное поле, повысили уровень информационной культуры, стали более уверены в своих знаниях);
·когнитивной (начался активный процесс освоения педагогами проектной и исследовательской технологий, технологии интерактивного обучения, они стали более компетентны в данных видах деятельности, приобрели определённые умения и навыки, в результате чего повысилось качество и результативность образовательного процесса);
·