Брокерские
фирмы (конторы) или просто брокеры
Дистрибьюторы - это независимые оптовые
посредники, которые приобретают товары за свой счёт и получают право
собственности. Содержание их деятельности определяется тем, располагают ли они
складскими площадями. Следовательно, они делятся на две категории:
. дистрибьюторы, которые не имеют
склада (не арендуют), - оптовых маклеров, специализирующихся на транзитных
поставках. Они характеризуются узким профилем деятельности, работают с
крупногабаритными грузами, весьма трудоёмкими.
2. дистрибьюторов, имеющих склад, -
дистрибьюторов регулярного типа. Как и оптовые маклеры, они покупают товар за
свои счёт, принимая на себя риск, вызванный его обесцениванием, порчей,
моральным старением, но в отличии от оптовых маклеров хранят товары, избавляя
тем самым своих поставщиков и покупателей от необходимости содержания складских
запасов.
Они выполняют важную функцию
преобразования промышленного товара в торговый в соответствии с потребностями
заказчика. Они занимаются транспортными операциями, предоставляют кредит,
осуществляют рекламу.
логистический посредник товародвижение склад
Как независимые оптовые посредники,
приобретающие товар за свой счёт и получающие полные права собственности,
действуют и дилеры: юридические и физические лица. Дилеры следуют интересам
покупателей. В работе с продавцами они могут предоставлять информацию о рынке
товаров, оказывать услуги по рекламе и техническому обслуживанию реализуемой
продукции.
Ко второй группе торговых посредников
относятся комиссионеры и агенты. Комиссионеры осуществляют реализацию
различного имущества, принадлежащего физическим или юридическим лицам.
Комиссионер от своего имени, но за счёт физического или юридического лица
продает принадлежащие последнему товары. Комиссионер получает от физического
или юридического вознаграждение в процентах от выручки за проданный товар.
Комиссионеры располагают не только конторой и складскими мощностями для
приёмки, хранения и обработки товара. Они кредитуют под свою ответственность покупателей
и могут предоставить дополнительные услуги: дают информацию о конъюнктуре
рынка, оказывают помощь в заключении договоров с транспортными организациями,
осуществляют контроль за качеством товара, выполняют сортировку и раскрой
товара.
Агенты не получают полного права
собственности на товар, а осуществляют лишь одно правомочие собственника -
распоряжение. Они устанавливают длительные отношения с продавцами, ведут
операции за свой счёт. Агенты располагают только конторами и не занимаются
хранением и доработкой товаров. Производитель может использовать агента и
представительства его фирмы в определённом районе для продажи части продукции.
Небольшие производственные фирмы часто поручают агентам сбыт всей продукции и
предоставляют самостоятельность в согласовании условий обмена. С точки зрения
сферы деятельности логистики, можно выделить агента по снабжению, промышленного
агента и сбытового.
Агент - посредник, совершающий за
вознаграждение по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные
действия от своего имени за счёт принципала либо от имени и за счёт принципала.
Агентский договор может быть заключён на определённый срок или без указания
срока его действия. Если иное не предусмотрено агентским договором, то агент
вправе в целях исполнения договора заключать субагентский договор с другим
лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом.
Агент по снабжению - это сотрудник
предприятия, в обязанности которого входит размещение заказов на сырьё,
материалы, работы и услуги, необходимые предприятию; проверка обоснованности
заявок на материальные ресурсы, поступивших от подразделений предприятия,
установление контактов с поставщиками по вопросам цены и сроков поставки,
отбора образцов приобретаемых сырья, материалов, и др. на испытание; участие в
определении формы материально-технического обеспечения и организации учёта
работ, связанных с материально-техническим обеспечением; участие совместно с
сотрудниками других отделов в претензионно-исковой работе, визирование
платёжных документов; принятие мер по ускорению прохождения заказа и др.
Агент промышленный - агент, заменяющий
собственный сбытовой аппарат промышленных предприятий, но получающий при этом
не заработную плату, а комиссионное вознаграждение. Агент промышленный
принимает участие в реализации только части продукции поставщика, его
деятельность ограничена определённым районом.
Агент сбытовой агент, работающий с
небольшими промышленными предприятиями в продолжении длительного периода,
занимающийся сбытом их продукции и заменяющий собой сбытовой аппарат этих фирм.
Агенты сбытовые имеют большие права в определении условий купли - продажи, чем
агенты промышленные.
Брокер - посредник, осуществляющий
заключение сделок между покупателями и продавцами на биржах, фрахторных рынках
и т.п., действующий от имени и за счёт принципала. Брокеры выступают
"чистыми" посредниками, так как обычно не имеют в своём распоряжении
товаров. Вознаграждение брокера обычно представляет собой определенный процент
от реализованных с его помощью товаров, ценных бумаг, различных услуг; может
также выплачиваться в виде фиксированной суммы.
Брокеры выступают как оптовые посредники,
которые приобретают право собственности на товар. Их отличительная особенность
- специализация на осуществлении информационных контактных функций. Их
полезность заключается в детальном знании рынка, широких деловых связей,
способности оперативно выполнять поручения. Брокерам предоставляются
определённые полномочия на заключение отдельной сделки. В частности, они должны
выполнять указания своего клиента о количестве, качестве, цене товара, который
им следует продать или купить. Брокеру может быть поручен контроль за
исполнением сделки; за дополнительное вознаграждение он принимает на себя
делькредере. Делькредере - принятие на себя агентом ручательства за
надлежащее выполнение третьим лицом договорных обязательств. В случае нарушения
третьим лицом своих обязательств агент отвечает перед своим принципалом в
пределах ответственности третьего лица. За делькредере агент получает
дополнительное вознаграждение. Брокеры обычно специализируются на совершении
посреднических операций по купле - продаже ограниченного числа наименований
товара. Брокеры действуют в отечественной практике как независимые оптовые
посредники, так и посредники представители производственных предприятий.
Привлечение посредников имеет целью
повышение экономичности внешнеторговых операций. Несмотря на выплату им
вознаграждения, экономичность операций повышается за счёт следующих факторов:
· привлечение посредников
повышает оперативность сбыта товаров, что способствует увеличению прибыли за
счёт ускорения оборота;
· посредники, находясь
ближе к покупателям, более оперативно реагируют на изменения рыночной
конъюнктуры, что позволяет реализовать товар на более благоприятных для продавца
условиях;
· привлечение посредников
создает возможность повысить конкурентоспособность товаров за счёт сокращения
сроков поставок с промежуточных складов, предпродажного сервиса и технического
обслуживания;
· некоторые посредники
авансируют продавцов, вкладывая собственный капитал в создание и
функционирование сбытовой сети, что создаёт определенные экономические
преимущества за счёт экономии средств, вкладываемых в обращение;
· посредники, находясь в
более близком контакте с конечными потребителями товаров, являются источниками
ценной первичной информации об уровне качества и конкурентоспособности товаров;
· при работе через
посредников, специализирующихся на массовом сбыте определённой номенклатуры
товаров, обычно возникает дополнительная выгода за счёт снижения издержек
обращения на единицу реализуемого товара.
В случае если посредники не обеспечивают
получение дополнительной прибыли по сравнению с той, которую производители
извлекают при самостоятельном сбыте товаров на рынке, их привлечение экономически
бессмысленно.
Однако в большинстве случаев включение в
торговый процесс посредника в целом снижает расходы конечного потребителя.
Посредники могут использоваться, когда они будут наиболее эффективным звеном в
осуществлении одной (или более) из следующих функций:
· продажа и продвижение
(заключение большого количества на крупных по объему сделок со сравнительно
низкими затратами для потребителей).
· Процесс закупки и
формирования ассортимента товара (потребители часто покупают у оптовых фирм,
потому что эти фирмы работают с широким кругом производителей и могут
предложить потребителю широкий набор необходимых товаров из одного источника).
· Сокращение стоимости
перевозок (посредники обычно закупают товары в больших количествах, имеют
скидки на перевозку).
· Услуги по
консультировании предпродажное и послепродажное обслуживание).
В зависимости от характера совершаемых
операций торговые посреднические фирмы можно разделить на следующие виды:
торговые фирмы; комиссионные фирмы; агентские фирмы; брокерские конторы;
фэкторы.
Торговые фирмы осуществляют операции по
перепродаже; они действуют как покупатели товаров у производителя, как правило,
от своего имени и за свой счёт с целью последующей перепродажи конечным
потребителям. Торговые фирмы подразделяются на торговые дома, экспортные фирмы,
импортные фирмы, дистрибьюторы.
· торговые дома закупают
товары у производителей или оптовиков и перепродают их оптовым или розничным
торговцам, а также промышленным потребителям. В основном все операции торговые
дома осуществляют за свой счёт, однако могут выполнять и отдельные комиссионные
поручения. Наибольшее распространение торговые дома приобрели в Японии, США,
Англии, Голландии, Швеции.
· экспортные фирмы
осуществляют операции по перепродаже товаров, приобретённых на внутреннем рынке
товаров и осуществляют деятельность за границей за свой счёт, от своего имени.
· импортные фирмы
осуществляют операции по перепродаже товаров, приобретённых за границей, на
внутреннем рынке промышленникам, оптовым и розничным торговцам.
· оптовые фирмы выступают в
качестве посредников между промышленными и заготовительными предприятиями и
розничными фирмами. Они также осуществляют операции по перепродаже: закупают за
свой счёт товары крупными партиями и реализуют их отдельным потребителям более
мелкими партиями, получая при этом прибыль за счёт разницы в цене.
· Комиссионные фирмы
осуществляют одноименные операции на основе договора комиссии. По таким
договорам комиссионеры получают право подыскивать партнера и подписывать с ними
контракты от своего имени, но за счёт продавца или покупателя (комитентов),
которые несут коммерческие риски. Важной частью таких договоров является
изложение полномочий комиссионеров по коммерческим и техническим условиям
предстоящих сделок. Перед третьими лицами комиссионеры выступают как продавцы.
Комиссионеры несут ответственность за убытки, вызванные превышением полномочий
комитентом. Они не отвечают за выполнение третьими сторонами обязательств по
платежам, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено. Распространённой
формой договора комиссии является продажа товаров на условиях консигнации. По
таким условиям продавец (консигнат) поставляет товары на склад посредника
(консигнатора) для реализации на рынке в течении определённого срока.
Консигнатор осуществляет платежи консигнанту по мере реализации товара со
склада. Непроданные к установленному сроку товары консигнатор имеет право
вернуть консигнату. На условиях консигнации реализуют в основном товары
массового спроса.
Агентские фирмы осуществляют агентские
операции совершают фактические юридические действия, связанные с продажей или
покупкой товара за счёт и от имени поручителя на основе длительного соглашения,
именуемого агентским договором. В зависимости от условий договора фирма либо
сама заключает сделки, либо только посредничает поручителю при заключении им
сделок. Юридически она всегда сохраняет полную независимость, т.е. не состоит в
трудовых отношениях с поручителем и может свободно осуществлять свою
деятельность за определённое вознаграждение. Агентская фирма лишь способствует
совершению сделки купли - продажи, но сама в ней никогда не участвует и никогда
не покупает товары за свой счёт. Она действует лишь как представитель
поручителя в рамках ответственности, возложенной на него агентским договором.
Брокерские фирмы - это особый вид
посреднических фирм, в обязанности которых входит свести контрагентов по купле
- продаже товаров, заключить договор страхования или фрахтования. Институт
брокеров получил наибольшее развитие в Англии, где они выступают в роли
неизбежных посредников в торговле биржевыми товарами: пушниной, лесом. Брокеры
подыскивают взаимозаинтересованных продавцов и покупателей, сводят их, но сами
не принимают непосредственного участия в сделках ни своим именем, ни капиталом.
Брокерские фирмы поддерживают регулярные
связи с крупными банками, что позволяет им в ряде случаев финансировать крупные
сделки и выдавать поручительства за кредитоспособность покупателя.
Фэкторы это торговые посредники,
выполняющие широкий круг посреднических обязанностей от имени продавца
(экспортёра). Они не только осуществляют продажу продукции своего поручителя,
но и фиксируют эти операции (оплата аванса производителю, выдача кредитов
покупателю). Наибольшее распространение фэкторы получили в торговле текстильными
товарами, кожей, лесом.
Посредники, финансируя процесс обращения
товаров, не создают прибавочной стоимости, но несут весьма существенные
издержки, особенно когда соглашения предусматривают значительный объем
обязательств посредников по исследованию рынка, рекламе, созданию сбытовой сети
и технического обслуживания. Продавцы привлекают посредников для повышения
эффективности сбыта товаров за счёт сокращения издержек обращения и ускорения
оборота капитала.
К основным издержкам обращения посредников
в их собственной сбытовой сети относятся:
· заработная плата
административно хозяйственного персонала с учётом всех отчислений на социальные
нужды, а также заработная плата рабочих, осуществляющих предпродажный сервис,
не являющийся производственным процессом;
· телекоммуникационные
расходы, т.е. расходы на почту, связь, канцелярские товары;
· амортизационные
отчисления на здания, сооружения, канцелярское оборудование, машины;
· расходы на содержание
зданий и сооружений;
· таможенные и транспортно
- экспедиторские расходы;
· расходы на рекламу,
представительские расходы;
· расходы на выплату
вознаграждения субагентской сети;
· налоги и сборы.
Поскольку в результате деятельности
посредника не создаётся никакой дополнительной стоимости, то все его расходы
могут покрываться только из вознаграждения, выплачиваемого продавцами и
покупателями. Более того, посредник должен не только возвратить капитал, но и
получить прибыль на этот капитал в размере не ниже средней нормы прибыли. [1].
2.
Нормативно-правовая база посреднической деятельности
Нормативно-правовая база посреднической
деятельности сформирована Гражданским Кодексом Российской Федерации, Правилами
торговли и другими нормативно - правовыми документами и актами.
Гражданский Кодекс РФ исчерпывающе
определяет посредническую деятельность, а именно права и обязанности
посредников, их ответственность и вознаграждение, заключение и прекращение
договоров.
В соответствии с действующим
законодательством коммерческим представителем признаётся лицо, постоянно и
самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении
ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. Такими представителями
могут быть коммерческие юридические лица, созданные в установленном порядке, а
также индивидуальные предприниматели. Как правило, коммерческие представители
совершают от имени предпринимателей сделки в определённой области, в которой
они обладают более квалифицированными знаниями, специальной информацией,
деловыми связями и т.д.
Главы 49,51,52, Гражданского Кодекса РФ рассматривают
поручительские, комиссионные, агентские отношения между сторонами. Главы
содержит статьи, в которых изложены понятие и сущность договоров,
вознаграждение представителей и их ответственность, требования, предъявляемые к
исполнению договорам комиссии, поручения, агентирования. Поверенный,
комиссионер и агент имеют право на вознаграждения, в случае если они выполнили
все условия договора в надлежащем качестве. В их обязанности входит исполнять
данное им поручения, сообщать о ходе исполнения поручения, после исполнения
обязанностей по договору они обязаны вернуть доверенность лицам выдавшим её.
Также они могут требовать уплаты возмещения понесённых ими при исполнении
поручения издержек от сторон договора в равных долях, если иное не
предусмотрено соглашениями между ними. Поверенный, комиссионер, агент обязаны
сохранять в тайне ставшие им известными сведения о торговых сделках и после
исполнения данного им поручения.
Договоры поручения, комиссии,
агентирования заключаются в письменной форме. Договоры могут быть в любой
момент по усмотрению каждой из сторон расторгнуты в одностороннем порядке.
Прекращение договора возможно в силу различных юридических факторов, как
зависящих, так и не зависящих от воли участвующих в договоре сторон. Действие
договора может быть прекращено в результате смерти одной из сторон, или потому,
что стороны перестали доверять друг другу, или потому, что цель договора
оказалась недостижимой и т.д. [5]
Из нормативных документов, определяющих
правила торговли в Российской Федерации можно выделить Постановление
Правительства РФ от 22.02.2001 № 144 "О правилах комиссионной торговли
непродовольственными товарами". Эти правила регулируют отношения между
комиссионером и комитентом по договору комиссии, а также между комиссионером и
покупателем при продаже непродовольственных товаров, принятых на комиссию. На
комиссию принимаются новые и бывшие в употреблении непродовольственные товары.
Товар, принятый на комиссию, поступает в продажу не позднее следующего дня
после его приёма, за исключением выходных и праздничных дней. В случае задержки
поступления товара в продажу по вине комиссионера он уплачивает комитенту за
каждый день просрочки неустойку в размере трех процентов суммы вознаграждения.
Но по соглашению сторон может быть установлен более высокий процент неустойки.
Если комиссионер совершил сделку на
условиях более выгодных чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная
выгода делится поровну между комитентом и комиссионером, если оное не
предусмотрено соглашением сторон. Если же комиссионер продал товар по цене ниже
той, которая была указана в соглашении, он должен возместить разницу, если не
докажет, что у него не было возможности продать товар по согласованной цене и
продажа по более низкой цене предупредила ещё большие убытки. Контроль за
соблюдением этих Правил осуществляется федеральными органами исполнительной
власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции. [6].
3. Механизм
функционирования и оценка эффективности закупочной логистики
3.1 Задачи и
функции закупочной логистики
Основной целью закупочной логистики
является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально
возможной экономической эффективности. Основу экономической эффективности
закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов
удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое
проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен главный, но существенную
роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических
расходов и сроков поставок.
Для оптового покупателя такое положение
дел требует точного расчета издержек. Хотя степень влияния снабженческих
издержек на уровень общих производственных затрат в трудоёмких и капиталоёмких
отраслях не столь велика по сравнению с другими отраслями экономики, особенно
материалоёмкими, расчет затрат на приобретение сырья и материалов во многом
определяет дальнейшую стратегию производства и сбыта конечной продукции.
В отношении с поставщиками рекомендуется
держаться нескольких основных принципов:
. Обращаться с поставщиками так же,
как с клиентами фирмы.
2. Не забывать демонстрировать на
деле общность интересов.
. Знакомить поставщика со своими
задачами и быть в курсе его деловых операций.
. Проявлять готовность помочь в
случае возникновения проблем у поставщика.
. Соблюдать принятые на себя
обязательства.
. Учитывать в деловой практике
интересы поставщика.
. Поддерживать по возможности
стабильные контакты в деловой сфере.
Успешное осуществление закупок
предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. Что
же касается задач исследования рынка закупок, то они заключаются в регулярном
сборе и оценке подробной информации в целях определения ёмкости рынка и
создания предпосылок для оптимизации закупок.
Исходным пунктом исследования рынка должна
быть точно сформулированная постановка проблемы. Толчком к проведению
исследования могут стать соображения относительно размеров издержек, изменений
в собственной программе сбыта, использования технического прогресса, повышения
удельного веса фирмы на рынке, конкуренции, надежности поставщиков, неясности
размеров предложения в будущем и многое другое.
Цель проведения исследования рынка закупок
сырья и материалов определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы
это:
. Непосредственные рынки,
обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах;
. Рынки заменителей (полностью или
частично заменяемых продуктов);
. Новые рынки.
Предприятие - потребитель может
осуществлять рыночные исследования самостоятельно, а также совместно со
сторонними специалистами или только при помощи сторонних специалистов. Рыночные
исследования базируются на тщательном изучении и прогнозировании рынков. Для
этого используется сегментация рынка. Сегментации рынков закупок и сбыта
объединяет то, что исследуется, по существу, один и тот же рынок, но с разных
позиций. В обоих случаях рынок подразделяется на группы, обладающие
характерными для них признаками (потребительские свойства, требования к
партнеру, географический фактор и пр.).
Сегментация помогает определить место
конкретного товара среди других, предлагаемых на данном рынке.
Различие заключается в том, что
сегментация рынка сбыта более подробна, так как изучает значительный сегмент
конечных потребителей; её проводит производитель товара или продавец, а
объектом исследования является покупатель. При сегментации рынка закупок
объектом изучения выступает производитель (продавец), осуществляет её потребитель.
Различна и позиция этих исследований в производственном процессе: если
исследование рынка закупок направлено на изучение источников получения факторов
производства, то исследование рынков сбыта ставит целью выявление возможностей
реализации результата этого производства.
3.2 Основные
этапы выбора поставщика
Процесс закупки представляет собой цепочку
взаимосвязанных действий, начиная от выявления собственных потребностей в
материальных ресурсах и заканчивая реальным поступлением требуемых товаров в
нужном количестве с соблюдением требуемого уровня качества. И в этой
логистической цепи одной из основных проблем в управлении закупками
материальных ресурсов является проблема выбора поставщика. Важность ее
объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое
количество поставщиков схожих материальных ресурсов, но главным образом тем,
что поставщик должен быть надежным партнером товаропроизводителя в реализации
его логистической стратегии. В связи с этим рассмотрим основные этапы выбора поставщика:
1. Определение потребностей. Процесс управления
закупками начинается с определения внутрифирменных потребностей и установления
взаимосвязей между отделом закупок и подразделениям фирмы, т.е. конкретными
потребителями материальных ресурсов.
2. Формирование требований потребителей. После
определения внутрифирменных потребителей и номенклатуры материальных ресурсов
устанавливаются требования к весу, размером, параметрам поставок и т.д.
. Решение "делать или покупать". Прежде чем
определять возможных поставщиков, необходимо решить вопрос, выгодно ли самой
фирме производить определенные виды материальных ресурсов или лучше покупать их
у сторонних организаций. В этом случае принятия окончательного решения
оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества материальных
ресурсов.
. Определение типов закупок в зависимости от
продолжительности и сложности:
а) установившиеся закупки;
б) модифицированные закупки (в которых меняются или
поставщик, или параметры закупаемых материальных ресурсов);
. в) новые закупки.
6. Выявление потенциальных поставщиков. Заключается в
определении всех возможных поставщиков требуемого вида материальных ресурсов
путем использования сведений о конкурсах поставщиков, выставках и ярмарках,
рекламы и специализированных каталогов, формирование списка поставщиков, сбор и
анализ информации об их деятельности.
7. Анализ выявленных поставщиков.
Заключается в сравнении финансового положения предприятий, уровня цен продукции
и условий платежей, географического положения, возможных сроков выполнения
экстренных заказов, резервных мощностей предприятий, качественных характеристик
продукции, частоты и надежности поставок, психологического климата на
предприятии. После проведенного анализа и уменьшения количества возможных
поставщиков оставшиеся оцениваются с точки зрения максимального удовлетворения
потребностей фирмы в обеспечении материальными ресурсами.
8. доставка материальных ресурсов.
Включает такие логистические операции, как заключение договоров, процедуры
заказов, транспортировки, складирования грузопереработки, хранения, сервисных
услуг и т.п.
. Контроль и оценка за выполнением
закупок. Эффективность управления закупками оценивается в результате
непрерывного контроля над выполнением условий договора по срокам, ценам,
параметрам поставок, качеству материальных ресурсов и сервиса.
Кроме определенных количественных
критериев оценки поставщика существует большая группа качественных показателей,
которые играют важную роль в процедуре выбора поставщиков, но трудно поддаются
определению. К таким показателям относятся: имидж поставщика, отсутствие
негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в средствах массовой
информации, способность к контакту и длительным партнерским отношениям и т.д.
[2]
3.3 Механизм
функционирования закупочной логистики
В главных промышленно развитых странах
существует отработанный более или менее стандартный механизм материально -
технического обеспечения. Традиционная система организации материального
снабжения основана на принципе хранение запасов. В этом случае требуется
оформление документа о получении необходимых для производства материалов на
складе фирмы, где эти материалы подбираются и передаются получателю либо
доставляются прямо на рабочие места. В случае если требуемые предприятию
материалы отсутствуют на складе фирмы, делается запрос в орган закупок. На
основе запроса закупочный орган оформляет заказ и предприятию материалы
отсутствуют на складе фирмы, делается запрос в орган закупок. На основе запроса
закупочный орган оформляет заказ и посылает его поставщику. Поставщик принимает
заказ и обеспечивает отправку товаров. На предприятие-заказчик отправляются
крупные партии материалов, как правило, автомобильным или железнодорожным
транспортом. Заказанные грузы по их поступлении принимают на центральном
приемном пункте компании. Здесь проверяют качество материалов, их соответствие
заявке по количеству и номенклатуре. После оформления соответствующих
документов о поступлении товаров они отправляются на отдельные производства.
Оформления и обработка многочисленных
бланков занимают много времени, что приносит значительный ущерб заказчикам,
ожидающим материалы. Длительность цикла организации поставки ведет к возможным
ошибкам в выполнении заказов. Некоторые ошибки обнаруживаются, только когда
материалы уже доставлены по назначению. Обработка этой многочисленной
совокупности формуляров предполагает наличие соответствующего персонала и
влечет значительные затраты. Хранение запасов при традиционной системе закупок
предполагает наличие комплекса складов с присущими им административными
задержками и затратами труда. Основные статьи издержек по содержанию складов
можно сгруппировать следующим образом:
. Содержание складских помещений:
а) амортизация складских зданий; б) амортизация складского оборудования; г) расходы
на отопление, электроэнергию и воду; д) страхование зданий и земельный налог;
е) арендная плата.
2. Затраты на обслуживающий
персонал: а) заработная плата складских рабочих и служащих; б) расходы на
социальные нужды рабочих и служащих.
. затраты на транспортные средства;
а) амортизация; б) расходы на топливо и энергию; в) расходы на профилактический
и текущий ремонт; г) страхование и налоги на транспортные средства.
. Убытки от хранения запасов: а)
охрана складов и старение материалов; б) коррозия и другие потери; в)
расхождение в результатах инвентаризации (ошибки учета отпуска и приемки); г)
кражи; д) потери вследствие понижения цен; е) страхование запасов.
К основным статьям издержек по содержанию
склада относят также потери процентов на капитал, которые можно было получить,
если бы не пришлось снимать деньги со счетов банка на финансирование
строительства складских помещений и оснащение их соответствующим оборудованием.
Перечисленные статьи издержек могут
достигать значительных сумм, поэтому система материально технического снабжения
постоянно оптимизируется с точки зрения поисков механизмов функционирования,
которые снижали бы потребность в складах до необходимого минимума, упрощали
процедуру заказа и получения предметов снабжения, ускоряли быстродействие
системы.
3.3.1 Система
договоров с фирмами-посредниками
Хорошо зарекомендовала себя в деле
материально-технического снабжения производства система договоров с фирмами -
посредниками. Система была разработана и применена в ФРГ в конце 70-х - начале
80-х годов. Структура её имеет меньшее количество звеньев, существенно упрощено
прохождение запасов и вызванных ими материальных потоков. Система связывает
поставщика и потребителя продукции гораздо более короткими связями. Закупочные
органы компании и склады разгружаются от рутинной работы. Функции отбора и
доставки грузов переходят к поставщику, которым является не производитель сырья
и комплектующих, а оптовая торговая компания, выполняющая распределительные
функции, имеющая свои торговые склады и являющаяся посредником между
промышленными предприятиями. Потребитель прямо от производственного участка
отправляет заявку на сырьё и материалы в пункт регистрации (сосредоточения)
заявок в складском хозяйстве. Пункт регистрации один - два раза в день направляет
запросы на материалы дальше к поставщикам, объединенным системой договоров.
Поставщик рассылает на следующий день запрошенные материалы, которые в
дальнейшем собираются и контролируются по каждой заявке в пункте накопления
(торговых складах).
Система договоров в материально -
техническом снабжении имеет ряд преимуществ перед традиционной. Прежде всего,
это сокращение делопроизводства, а следовательно, административных издержек.
Однако главный выигрыш для потребителей - возможность отказаться от собственной,
часто распыленной системы складов.
Система договоров позволяет высвободить
капитал, замороженный в собственных запасах. Практика использования этой
системы показала, что сокращение расходов на хранение и транспортировку
колебалось в пределах 5 20 % цены поставки материалов. Снабжаемые предприятия
при получении заметной экономии соглашаются на более высокие цены на различные
услуги и поручения, выполняемые поставщиком.
В ряде случаев оптовые склады предлагают
услуги, которые непосредственно влияют на технологические процессы предприятия
заказчика. Например, производится подбор различных комплектов деталей, раскрой
стального проката и другие работы.
Особенно важным моментом в материально -
техническом снабжении по договорам является возможность организации срочных
поставок. Требуемый материал может быть доставлен заказчику в течение 24 часов
через торговую организацию, располагающую широким ассортиментом образцов на
складе.
Договорная документация включает в себя:
собственно договор, каталоги материалов, соглашения по организации процесса
подачи заявок и выполнения поставок, а также инструкции по ведению контроля и
учета выполнения договорных условий. Вся документация формируется таким
образом, чтобы было возможно применение ЭВМ на трех стадиях процесса материально
технического снабжения. Значительное влияние на закупочную логистику оказывает
сама организация процесса производства в условиях быстрого изменения ситуации
на рынке сбыта и закупок.
В условиях развитого рынка главная
проблема логистического звена снабжения заключается в том, что рыночная
потребность постоянно изменяется в промежутке времени между началом поставок и
использованием компонентов. Это приводит к ситуации, когда сроки поставок могут
быть отодвинуты из-за того, что с производства и от поставщиков поступают
детали, в которых нет больше необходимости, в то время как не хватает других
компонентов для выполнения текущих заказов клиентов.
В последние десятилетия разработан ряд
методов снабжения, ориентированных на конкретную потребность производства: -
метод "Канбан" (разработан в Японии с целью управления поставками в
условиях поточного производства; учитывает потребность, которая исходит из
конечного монтажа);
· система планирования
материальных потребностей, охватывающая планирование на 3 уровнях: на первом
уровне осуществляется программное планирование, затем - распределение
материалов и управление закупками;
· метод " Точно в
срок";
· система запросов, по
которой с поставщиками заключается типовые контракты на длительный период на
длительный период существования потребностей, а данные по фактической
потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;
· метод прогнозных
показателей: спрос на большие партии закупок формируются на определённом
уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;
· электронно-информационный
метод коммуникации клиента и поставщика на основе передачи необходимых данных,
когда запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке
уточняются в прямом межкомпьютерном общении.
3.3.2
Стратегия управления запасами ЛТ
Определение потребностей фирмы в поставках
после изучения рынка и выбора конкретного поставщика может базироваться на
стратегии управления запасами " Just - In - Time" ("Точно в срок") и
осуществляться в основном двумя методами: путем определения потребностей на
основе заказов и планомерного определения потребностей на основе расходов. Если
потребности на основе заказов не могут быть определены или применение этого
метода нецелесообразно, тогда используют метод определения потребности на
основе расходов (или прошлого опыта). Прогнозируемая потребность на практике
определяется с помощью методов прогноза и прежде всего в тех случаях, когда
расходы не подвержены сезонным колебаниям и не испытывают воздействие каких -
либо внешних факторов.
Приобретаемая фирмами продукция
производственного назначения классифицируется по видам закупаемых ресурсов и
способам закупки. Из всего многообразия выделяют следующие виды товаров: сырьё
и материалы, топливо, комплектующие и оборудование. Такое деление
обосновывается примерно однотипной удельной стоимостью, а также условиями
хранения и применения отдельных видов этих товаров.
Товары, потребность в которых возникает
непредвиденно и которые не требуют длительного хранения, закупаются, как
правило, в сроки, близкие к их потреблению. Материальные ресурсы, требуемые к
определённому моменту, закупаются на условиях договорной поставки,
оговаривающей точное время и количество их поставки. При таком способе поставки
объем запасов материалов уменьшается, а связанные с ними издержки сокращаются.
Резкому снижению производственных запасов способствует регулярные поставки
таких партий материалов, которые доставляются потребителю через определённые
интервалы времени в соответствии с графиком потребности производства на тот или
иной период.
При решении задач логистического
управления закупок внимание должно быть уделено сокращению общих затрат.
Затраты на управление закупками по различным отраслям составляют от 40 до 60% в
структуре себестоимости производства готовой продукции. Наибольший удельный вес
в затратах, связанных с закупками, занимают стоимость материальных ресурсов и
затраты на транспортировку, складирование, грузопереработку, хранение и пр.
Для сокращения этих составляющих затрат
необходима целенаправленная политика фирменного логистического менеджмента,
включающая комплекс мероприятий, среди которых можно выделить:
· совершенствование
планирования потребностей и нормирования расхода материальных ресурсов для
производственных подразделений фирмы;
· сокращение потерь от
брака в производстве и потерь материальных ресурсов при доставке от
поставщиков;
· максимальное сокращение
отходов производства и эффективное использование вторичных материальных
ресурсов;
· исключение, по
возможности, промежуточного складирования материальных ресурсов при доставке их
от поставщиков;
· минимизация уровней
запасов материальных ресурсов на всех уровнях складской системы.
При закупках могут применяться различные
стратегии управления поставками:
. Сфокусированные на управлении
материальными потоками только в сфере снабжения.
2. Сфокусированные на управлении
материальными потоками в сфере снабжения - производства - сбыта.
Первая стратегия предполагает
осуществление фирмой регулярных закупок в необходимых размерах на текущий
момент времени без внутрифирменного складирования. Это позволяет сфокусировать
внимание на поступлениях и источниках снабжения, доступных для использования в
течение длительных периодов.
Вторая стратегия предполагает объединение
закупок с различными формами внутрифирменного складирования и хранения; в этом
случае основной целью стратегии является достижение эффективного оперативного
управления сквозным процессом снабжения производства сбыта посредствам
интеграции всех материальных поступлений, их движения и хранения на фирме.
Выбор стратегии зависит от конкретных
условий на рынке и возможностей конкретной фирмы. Конкурентные преимущества
фирмы могут быть реализованы только на основе установления эффективных
взаимоотношений с поставщиками.
Наиболее эффективная деятельность фирмы
возможна при длительных и доверительных отношениях с поставщиками. Такие
отношения включают своевременность сообщений о возможных изменениях в
модификациях в товаре, в планах и расписании производственного процесса и
предполагают поддержание взаимоотношений поставщика и покупателя на основе
взаимной выгоды. На практике это может быть реализовано с использованием
концепции закупок ЛТ.
Реализация этой концепции позволяет
получить такие преимущества, как ограничение внутрифирменного хранения,
сокращение запасов в доставке, улучшение качества и надёжности снабжения. При
выборе надёжного поставщика отпадает необходимость в выполнении покупателем
операций по доставке и внепроизводственному хранению материалов, осуществлению
входного контроля, включая проверку и тестирование поступившей продукции,
поскольку эти действия берет на себя поставщик. Это позволяет осуществлять
производственный процесс с минимальными запасами сырья, поскольку поставщик
обеспечивает своевременную их доставку в требуемом количестве и в указанное
место, сократить размер запасов, находящихся в процессе доставки, и т.д.
Методы реализации концепции ЛТ:
. Открытые заказы. Представляют
собой поставку определённого количества единиц товара без права их отгрузки
поставщиком до получения соответствующего требования от заказчика, при которой
заказ в процессе выполнения может быть уточнен или скорректирован (как правило,
в области расписания и объема текущих поставок) выполняемый заказ является
контрактом на закупку.
2. Электронные заказы. В данном
случае действует электронная система заказов. Оплата производится с помощью
электронного фонда перечислений за полученное количество единиц товара;
осуществляется использование стандартных процедур электронных расчетов и
информационного сопровождения поставок, что упрощает осуществление связей
поставщика и потребителя и устраняет бумажный документооборот, ускоряя
оформление заказов и взаиморасчетов по поставкам.
. Закупки без запасов. Запасы для
потребителей в данном случае поддерживает поставщик. Поставки для конкретного
заказчика осуществляются поставщиком путём выбора из имеющегося запаса
требуемого продукта в нужном количестве.
. Закупки по стандарту. Содержание
и порядок закупок определяются стандартами, общими как для поставщика, так и
для потребителя.
Однако внедрение концепции закупок ЛТ
связано с рядом проблем, возникающих как у покупателя, так и у поставщика. Без
решения проблем поставщика данная концепция не может быть применена у
покупателя, поэтому их решение возможно только на основе взаимных компромиссов.
Проблемы, возникающие при внедрении концепции закупок LIT:
. График поставок. Для поставщика наиболее
приемлемым является график, характеризующийся стабильностью поставок по объёму
и по времени, потребитель же заинтересован в поставках по мере настоящее время
такие технологии относят к новой версии концепции " точно в срок" -
концепции Л Т П. [1]
4. Разработка задания на проектирование склада
4.1
Характеристика хранимых грузов
Лампы люминесцентные ЛХБ80 по ГОСТ 6825 -
91
Являются весьма эффективным источником
света. Основные преимущества высокая световая отдача и большой срок службы. В
конструкции люминесцентных ламп использовано явление свечения специальных
веществ - люминофоров. Люминесцентные лампы предназначены для установки в
электрических сетях переменного тока напряжением 127 и 220 В, частотой 50 Гц. В
сеть они включаются вместе пускорегулирующей аппаратурой ПРА, которая
обеспечивает зажигание лампы, нормальный режим работы и устранение радиопомех.
Данные лампы холодно белого света, мощностью - 80Вт, световым потоком - 4440Лм.
Лампы изготовляют в соответствии с действующими стандартами. На стекле колб
(трубок) не допускаются такие дефекты как пузырьки, свиль, камни. Цоколи ламп
должны быть равномерно покрыты противокоррозионным слоем. Крепление цоколя к
колбам должно быть прочным, обеспечивающим неоднократное ввертывание и
вывертывание лампы из патрона.
Лампы накаливания общего назначения Б230 -
240 - 100 по ГОСТ 2239 - 79. К данному типу хранимого товара относятся лампы
биспиральные аргоновые, диапазоном напряжения 230 - 240В, номинальной мощностью
- 100 Вт, световым потоком - 1360 лм, средней продолжительностью горения - 2500
ч. Лампы применяются для освещения помещений и наружного освещения. Принцип
действия ламп основан на использовании излучения накаленного до высокой
температуры вольфрамового тела накала, помещенного в колбу. В колбе создают
вакуум или наполняют её инертным газом. Основные части лампы накаливания: тело
накала, стеклянная колба, стеклянная ножка, крючки (держатели), электроды,
металлический цоколь. Основной частью лампы является тело накала, которое
служит источником света; остальные части - вспомогательные.
Вилки штепсельные ВШ - 2 и розетки
штепсельные с цилиндрическими контактами РШ-2 по ГОСТ 7396 - 76
Данные товары предназначены для
присоединения к электрической сети переносных электрических приемников. Вилка
часть соединителя, имеющая штыри для осуществления контакта с розеткой и
средство для электрического соединения и механического закрепления гибкого
кабеля или шнура. Розетка - часть соединителя, имеющая контакты для соединения
со штырями вилки и контактные зажимы для присоединения кабеля, шнура или
провода. Данные вилки ВШ 2с номинальным током 6,3 10А, напряжением до 220В;
розетки РШ - 2с номинальным током 6,3 - 10А, напряжением до 220В. Материалы
изоляционные слоистые по ГОСТ 25500 - 82.
К данному материалу относятся пластики
слоистые электротехнические листовые. Пластики должны изготовляться в
соответствии с данным стандартом. Поверхность листов пластиков должна быть
гладкой, без газовых пузырей и посторонних включений. В течение года на склад
потупили следующие товары:
2. Лампы накаливания общего
назначения Б230 - 240 - 100 - 50 тонн, грузопакет - 4 коробки на стандартном
поддоне.
. Вилки штепсельные ВШ 2 - 5 тонн,
грузопакет 6 коробок на стандартном поддоне.
. Розетки штепсельные РШ - 2 - 5
тонн, грузопакет - 6 коробок на стандартном поддоне.
. Пластики слоистые 27 тонн,
грузопакет 12 коробок уложенных штабелированием в ящичный поддон.
4.4 Расчет
потребности оборудования хранимых грузов
Сначала определим количество товаров,
хранившихся на складе в течение 45 дней по формуле (1) [11]:
Q = QГ*tXP/365,T (1)
где Q - среднесуточный запас,
т;
Qr - годовой грузооборот,
т;
txp - время хранения
материалов на складе, сут.
Q ламп. люм. = 2*30*45/365
= 7,4 т;
Q ламп, накал. =
2*50*45/365 = 12,33 т;
Q вилки шт. = 2*8*5/365 =
1,23 т;
Q розетт, штеп. =
2*5*45/365 = 1,23 т;
Q пластик = 2*150*27/365 =
6,65 т.
Затем найдем количество коробок с
товарами, хранившимися на складе в течение 45 дней по формуле (2) [11]:
= Q / М, шт. (2)
где N - количество коробок, шт; Q - среднесуточный запас,
кг; М - масса одного изделия, кг.
лапм. люм. = 7400 / 0,3 = 24666 шт;
(Так как лампы упакованы в коробки по 30
штук, количество этих коробок - 822 шт.).
ламп, накал. - 1233/0,25 = 49320 шт;
(Так как лампы накаливания упакованы в
коробки по 120 штук, количество этих коробок - 411шт.).
вилки шт. = 1230 / 0,4-3075шт.
(Так как вилки штепсельные упакованы в
коробки из гофрированного картона по 100 штук, количество этих коробок 31 шт.)
розет. штеп. = 1230 / 0,4 = 3075 шт.
(Так как розетки штепсельные упакованы в коробки
из гофрированного картона по 100 штук, количество этих коробок 31шт.)
пластик = 6650 / 35 = 190 шт.
(Так как материалы изоляционные слоистые
упакованы в ящики деревянные по 2 штуки, то количество ящиков 95 шт.)
4.5 Расчет
потребных площадей склада
Общая площадь склада определяется по
формуле (3) [11]:
м2 (3)
где -общая площадь склада, м;
- полезная площадь, т.е. занятая непосредственно под хранимыми
материалами, м2;
- площадь занятая приемочными и отпускными площадками, м2;
служебная
площадь, т.е. занятая конторскими и другими служебными помещениями, м2;
- площадь занятая стационарным подъемно - транспортным и др.
оборудованием, м2;
- вспомогательная площадь, т.е. площадь, занятая проездами и
проходами, м.
. Полезная площадь
Площади, занимаемые стеллажами и штабелями и будут являться
полезной площадью для этих товаров. Определим ее по формуле (4) [11]:
м2 (4)
где - полезная площадь 1-го вида товара, м2;
I - длинна штабеля или стеллажа 1-го вида
товара, м; b - ширина штабеля или стеллажа 1-го вида
товара, м; п - количество стеллажей или штабелей 1-го вида товара, шт.
ламп. люм.
= 2,5 * 22 * 1 = 55м2;
ламп, накал.
= 2,4 * 14,3*1 = 34,32м2;
вилки шт.
= 1 * 3,5 * 1 = 3,5м2;
роз. = 1*
3,5 * 1 = 3,5м2;
пластик =
0,2* 2,5* 1 = 0,5м2.
Полезная площадь занятая всеми товарами составляет 96,82м2.
. Площадь приемочно-сортировочных и отпускных площадок
Площадь приемочной площадки рассчитывается по формуле (5) [11]:
м2 (5)
где - годовое поступление материалов, т; - среднесуточное поступление материалов
на склад, т; - нагрузка на 1 м2 площади
(принимается примерно 0,25 от средней нагрузки на 1 м2 полезной
площади по складу в зависимости от характера хранимого материала), т/ м; k - коэффициент неравномерности поступления материалов на
склад (1,2 - 1,5); t - количество дней нахождения материалов
на приемочной площадке (t = 1 день), дн.
Площадь отпускной площадки определяется по аналогичной формуле, но
при этом k = 1,1, а количество дней в году
принимается в соответствии с действительным режимом работы склада и равно 251
дн.
Рассчитаем среднюю нагрузку на 1 м2 площади склада по
формуле (6) [11]:
м2 (6)
где - нагрузка на 1 м2 полезной
площади склада 1-го товара, т/ м2;
- полезная площадь 1-го вида товара, м2.
м2
Нагрузка на 1 м площади склада определяется по формуле (7) [11]:
т/ м2
(7)
т/м2
Теперь найдем площадь приемочной и отпускной площадки (по формуле
5):
м2
м2
. Служебная площадь склада
Служебная площадь склада включает конторские и необходимые бытовые
устройства (гардеробные, умывальные, уборные, курильные и др.). Для определения
площади конторы установим количество человек работающих на складе:
· заведующий складом - 1
человек;
· кладовщики - 1 человек;
· механизаторы (водители,
операторы) - 3 человека;
· разнорабочие - 1 человек;
· слесарь - электрик - 1
человек;
· бухгалтер - 1 человек;
· сторож - 2 человека;
Всего на складе работают 11 человек, склад
работает в 1 смену. При штате работников в одну смену более 5 человек, площадь
конторы принимается по 3,25 м2 на каждого человека:
м2
. Площадь занятая стационарным подъемно - транспортным и др.
оборудованием
Так как на складе не применяется подъемно - транспортное
стационарное оборудование, то fоборуд = 0 м2.
. Вспомогательная площадь
К ней относят площадь, занятую проходами и проездами. Данный склад
имеет 1 главный проезд и несколько боковых. Принимаем ширину главного проезда 3
метра, боковых - по 2,4 м. и 1,8 м.
Подсчитаем вспомогательную площадь склада:
м2.
м2
Определим общую площадь склада по формуле (8) [11]:
м2
м2.
Склад оптовой базы сооружается из новых железобетонных
конструкций, имеющих сетку колон 6* 6 м. Принимаем отношение 1: 2, тогда:
X2 = 242,05
Х, = 15,55 = 16м.; Х2= 18м.
Fуточ. =
16* 18=288м2.
Высота склада равна 3 м. Из полученных данных выполним планировку
склада (рис.1)
4.6 Расчет потребности в грузоподъемных и транспортных
механизмах
Для погрузочно-разгрузочных работ на
складе применяется вилочный электропогрузчик ЭП-103. Электропогрузчик
представляет собой самоходную тележку на четырёх шинах с передним ведущим и
задним управляемым мостами. На корпусе смонтирован грузоподъемный и приводные
механизмы, управляющие устройства, установлена аккумуляторная батарея.
Рассчитаем необходимое количество
универсальных вилочных электропогрузчиков для выполнения ПРР по формуле (9)
[11]:
m = Qc / (Оч * Т1),
шт (9)
где Qc - суточный грузооборот,
т;
Qч - производительность
машины периодического действия, т/ч;
Т1 - время роботы механизма за
сутки, ч.
Суточный грузооборот склада Qc определяется по формуле
(10) [11]:
Qc=QГ/365,T (10)
где QГ - годовой грузооборот
склада, т.
Производительность машины периодического
действия Qч определяется по формуле (11) [11]:
Qч = q*n*α, т/ч (11)
где q - грузоподъемность
машины, т;
п - количество сделанных
циклов за час:
п = 60/Т, раз (12)
где Т - время, расходуемое на один цикл,
мин (по условию Т = 13 мин);
α - коэффициент
использования ПТО по грузоподъемности (по условию α = 0,8).
Время работы механизма за сутки ti определяется с учетом
режима работы склада (1 смена) и коэффициента использования ПТО по времени (по
условию Т1 = 0,5).
Исходя из данных формул, получим:
Qc= 234 /365 = 0,64 т;
Qч=l * (60/13) * 0,8 = 4 т/ч;
m = 0,64/ (4* 13 * 0,5) =
0,02, принимаем m = 1шт.
Таким образом, необходим один
универсальный вилочный электропогрузчик ЭП - 103 грузоподъемностью 1 т.
Затраты на приобретение оборудования
составят 71000 руб.
4.7
Технологический процесс складской переработки
Грузы прибывают на склад автомобильным
транспортом. Разгрузку прибывших грузов осуществляет вилочный электропогрузчик
ЭП - 103. При разгрузке осуществляют сортировку, маркировку и взвешивание груза
и укладывают (если это необходимо) на поддоны.
Улаженные на плоские и ящичные поддоны
грузы электропогрузчиком ЭП - 103 подаются в зону приемки груза на площадки
временного хранения грузов, где они хранятся до оформления документов и
последующей передачи их на хранение.
С площадок временного хранения,
подготовленные к хранению товары, подаются электропогрузчиком в зону стеллажного
и штабельного хранения.
Грузы в складской таре электропогрузчиком
укладывают в стеллажи или штабеля. Отправка грузов потребителям осуществляется
так же автомобильным транспортом. Заказы грузов комплектуются согласно
комплектовочной ведомости в зоне хранения товаров. Из ячейки стеллажа или
штабеля электропогрузчиком извлекается тара с грузом, а затем транспортируется
в зону отправки грузов. После оформления всех необходимых документов груз
загружается в автомобильный транспорт.
В качестве средств управления складским
технологическим процессом используются: ЭВМ, технологические карты, графики,
оперативный план работы склада и др.
Конторские помещения заведующего складом,
кладовщиков и бухгалтера объединены в общескладскую локальную компьютерную
сеть. С помощью ЭВМ осуществляется механизация и автоматизация складских
технологических процессов, в том числе организация погрузочно разгрузочных
работ, приемка товаров, оптимальное размещение товаров на складе, формирование
заказов на отборку товаров и др.
4.8 Технико-экономические
показатели работы склада
Для оценки эффективности использования
склада применяется система технико-экономических показателей:
1.
Мощность
склада равна максимально возможному грузообороту в наилучших технических и
организационных условиях (по условию Qr = 234т).
2.
Пропускная
способность склада характеризуется тем количеством груза, которое может пройти
через склад за период при максимальном использовании емкости и при данной
средней продолжительности хранения:
Пскл. = Е*Т/txр, т (13)
где Пскл. - пропускная
способность склада, т;
Е - емкость склада, т;
Т - продолжительность периода (251 дней),
дн.
txp. - средний срок хранения
грузов (45 дней), дн. Емкость склада определяется по формуле (14) [11]:
т (14)
где - полезная площадь, т.е. занятая
непосредственно под хранимыми материалами, м2;
- нагрузка на 1 м площади, т/ м.
т.
т.
. Коэффициент использования площади и вместимости склада. Этот
коэффициент позволяет оценить эффективность использования складской площади и
определяется по формуле (15) [11]:
. (15)
где а - коэффициент использования площади;
- полезная площадь, т.е. занятая непосредственно под хранимыми
материалами, м2;
. - общая уточненная площадь склада, м2.
. Показатель интенсивного использования складской площади найдем
по формуле (16) [11]:
(16)
т/м2
. Важным технико-экономическим показателем работы склада является
себестоимость складской переработки 1 тонны груза который определяется по
следующей формуле (17) [11]:
где - себестоимость складской переработки 1
тонны груза, руб;
. - общая величина годовых эксплуатационных расходов, руб;
- количество переработанных тонн материала за год, т;
Общая величина годовых эксплуатационных расходов рассчитывается по
формуле (18) [11]:
Собщ. = 3 + Э + М + Ам + Ас,руб
(18)
где З - годовые расходы на заработную плату работников склада,
руб;
Э - годовая стоимость электроэнергии, руб;
М - годовые расходы на вспомогательные материалы, руб;
Ам - годовые отчисления на амортизацию и ремонт
машин и механизмов, руб;
Ас - годовые отчисления на амортизацию и ремонт
склада, руб.
) Годовые расходы на заработную плату рабочих склада
вычисляются по формуле (19) [11]:
З = Зср. мес * N * 12, руб (19)
Где Зср. мес - среднемесячная начисленная
заработная плата работников склада, руб;- число работников склада, чел.
З = 3747,5 * 11 * 12 = 494670 руб
) Годовые затраты на электроэнергию найдем по формуле (20)
[11]:
Э = Эсв + эмаш, руб (20)
где Э - годовые затраты на электроэнергию, руб;
Эсв - годовые затраты на световую электроэнергию,
руб;
Эмаш - годовые затраты на зарядку аккумуляторных
батарей, руб
.1) Стоимость электроэнергии затрачиваемой на зарядку
аккумуляторных батарей для машин с электродвигателем, рассчитываем по формуле
(21) [11]:
, руб (21)
где N - мощность зарядного устройства, кВт;
. - время, затрачиваемое на зарядку аккумуляторных батарей в год,
ч;
- стоимость силовой электроэнергии (1,50 руб / кВт*ч).
На вилочном элетропогрузчике типа ЭП-103 применятся аккумуляторная
батарея типа 34ТЖН - 300 (где 34 - это число последовательно соединенных
щелочных аккумуляторов; ТЖН - т яговые железоникелевые; 300 - емкость батареи в
ампер-часах); мощность зарядного устройства - N = 10 кВт.; время зарядки
батареи - 7 часов.
Известно, что батарея заряжается на 1
неделю, т. е Т1Ц = 7 дней, а через каждые 10 циклов (Т10Ц
= 70 дней), время зарядки батареи составляет 12 часов. Так как в году 52
недели, то в течении 47 недель батарея будет заряжаться по 7 часов и 5 недель -
по 12 часов.
Эмаш= 10 * (47 * 7 + 12 * 5) *
1,5 = 5835руб
.2) Стоимость электроэнергии на освещение
склада Эсв рассчитывается по формуле (22) [11]:
,руб (22)
где W - суммарная мощность электроэнергии, кВТ;
Т - число часов горения лампы (Т = 251 * 8 = 2008), ч;
Сл - стоимость электроэнергии 1-го кВт * час (1,50),
руб.
Потребное количество электроламп найдем по формуле (23) [11]:
, ед (23)
где С-коэффициентзапаса (1,8); Z - коэффициент неравномерности освещения на складе (1,2); Е -
принятая освещенность (для склада - 10; для конторы - 20; для приемочно -
сортировочных площадок - 8), Лк; F - площадь
помещения, м2; п - коэффициент использования (0,45); П1
- световой поток одной лампы (1500, 7500), Вт. Для конторы используются лампы
местного освещения МО36-100 мощностью 100 Вт, срок службы 1000 часов (ГОСТ
1182-72). По формуле (23) находим необходимое количество ламп:
R1 = (1,8 * 1,2 * 20 * 35,75) / 1500 * 0,45 = 3,4, принимаем 4 лампы.
Складская территория освещается лампами мощностью 500 Вт.,
световой поток одной лампы = 7500.
R2 = (1,8 *
1,2 * 10 * 96,82) / 7500 * 0,45 = 0,61 принимаем 1 лампу.
Найдем суммарную мощность осветительных приборов по формуле (24)
[11]:
, кВт (24)
где - мощность первой лампы - 100 Вт; - мощность второй лампы - 500 Вт.
W = 4* 100+ 1 * 500 = 900 Вт
Годовые затраты на электроэнергию найдем по формуле (22):
Эсв = 900 * 2008 * 1,5/1000 = 2710,8 руб. в год
Теперь по формуле (20) найдем годовые затраты на электроэнергию:
Э = 8402,4 + 5783,04 = 14185,44 руб.
) Годовые затраты на вспомогательные материалы найдем по формуле
(25) [11]:
М = 0,12 * Эсв (25)
М = 0,12 * 2710,8 = 325,3 рублей в год
) Величина годовых отчислений на амортизацию и ремонт машин и
механизмов определяется по формуле (26) [11]:
, руб (26)
И соответственно за амортизацию и ремонт складского здания по
формуле (27) [11]:
, руб (27)
где - общий размер капиталовложений на
механизацию, руб;
- общий размер капиталовложений на складское здание, руб;
ав - годовое отчисление на восстановление машин,
оборудования и сооружений, % (9,2% на восстановление машин, оборудования; 1% -
на восстановление складского здания);
ак - годовые отчисления на капитальный ремонт, % (10%
на капитальный ремот машин, оборудования, 1,5% на капитальный ремонт склада);
ао - это годовое отчисление на средний ремонт, %
(составляет примерно 4% первоначальной стоимости машин);
ат - это годовое отчисление на текущий ремонт, % (8% на
текущий ремонт машин, 1,5% на текущий ремонт складского здания).
Общий размер капиталовложений на механизацию определяется по
формуле (28) [11]:
, руб (28).
Pi - цена одной машины (стоимость одного
вилочного электропогрузчика - 71000руб),руб;
т; - общее количество машин применяемых на складе, шт.
= 71000*1 = 71000 руб.
Исходя из формулы (26) находим величину годовых отчислений на
амортизацию и ремонт машин и механизмов:
Аm = 0,01*71000* (9,2+10+4+8) =22152 (руб)
И соответственно на амортизацию склада по формуле (27):
Ас = 0,01 * (96,82 * 12000) * (1+1,5+1,5) = 46474 (руб)
Общая величина годовых эксплутационных расходов собщ.
рассчитывается по формуле (18):
Собщ. = 494670 + 14185,44 + 325,3 + 22152 + 46474 =
577806,7 (руб),
С1 = 577806,7/234 = 2469,2 (руб).
. Производительность труда работников склада.
Производительность труда одного рабочего за смену qnp определяется по формуле (29) [И]:
, т (29)
где - количество переработанных тонн
материала за год, т;
п -
количество человеко-смен затраченных на переработку материала за этот же
период.
Средняя производительность одного рабочего за смену составит:
т
. Степень охвата рабочих механизированным трудом QM в % определяется отношением числа рабочих
выполняющих работу механизированным способом Рм к общему числу
рабочих занятых на погрузочно-разгрузочных и внутри складских работах Р:
QM= (PM/P) *100,%
(30)
Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ на складе
применяется один вилочный электропогрузчик который обслуживает 1 водитель и 2
грузчика. С учетом односменного режима работы склада число водителей ПТО
составит 1 водитель и 2 грузчика. Кроме этого на складе работает один
слесарь-электрик.
Таким образом, число рабочих, выполняющих работу механизированным
способом Рм = 1 человека, а общее число рабочих занятых на
погрузочно-разгрузочных и внутри складских работах: Р = 1 + 2 = 3 человек.
Следовательно, степень охвата рабочих механизированным трудом
составит:
Qm = (1/3) * 100 = 33,33%.
Уровень механизации складских работ Ум (%) определяется
отношением объема механизированных работ к общему объему выполненных работ в
тонно-перевалках:
, % (31)
где - общий объем работ, включающий объем
механизированных работ, и объем работ выполняемых в ручную QP.
Объем механизированных работ определяется по формуле (32) [11]:
, т (32)
где - величина грузопотока, перерабатываемого
механизма, т;
пм
- количество перевалок грузов механизмами.
Объем ручных работ в тонно-перевалках определяется по формуле (33)
[11]:
Qp = Qpп * пР, т (33)
где Qpп - величина грузопотока перерабатываемого в ручную, т;
пр
- количество перевалок грузов вручную.
Учитывая то, что основную долю в общем объеме погрузочно-разгрузочных
работ составляет механизированный труд, а доля ручного труда - невелика.
Принимаем величину грузового потока, перерабатываемыми механизмами
= 400,75 т при двух
перевалках, а величину грузопотока, перерабатываемого в ручную Qpп = 49,25 т - так же при двух перевалках.
Тогда уровень механизации складских работ рассчитывается по
формуле (31) и равен:
Ум = 400,75/450 * 100 = 89,05%
Так же на складе используются автомобильные весы грузоподъемностью
2 тонны.
Заключение
В выполненной работе рассмотрены следующие
вопросы: функции логистических посредников и их типы; нормативно правовая база
посреднической деятельности; задачи и функции закупочной логистики; основные
этапы выбора поставщика; механизм функционирования закупочной логистики.
Кроме этого разработано задание на
проектирование склада магазина электротоваров. Определены основные
технико-экономические показатели: пропускная способность; мощность склада;
коэффициент использования площади и вместимости склада; показатели интенсивного
использования складской площади; производительность трудовых ресурсов и
перспектива развития.
Список
используемой литературы
1. Альбеков
А.У., Митько О.А. Коммерческая логистика / серия "Учебники, учебные
пособия" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 416 с.
2. Альбеков
А.У., Федько В.П. Логистика коммерции / серия "Учебники, учебные
пособия" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 512 с.
. Аникин
Б. А Логистика: Учебник. - М.: Инфра 2008 - 2-е издание
. Таджикский
А.М. Логистика: Учебник. - М.: ИВДД "Маркетинг", 1998. - 228 с.
. Гражданский
Кодекс Российской Федерации.
. Правила
торговли: Сб. законодательства. - 2-е издание., испр. И доп. - М.: Юрайт -
Издат, 2007. - 254с.
. Баранчер
В. "Анализ и оценка маркетингово потенциала предприятия" - //
Маркетинг № 5.2006.
. Васягин
Е." Типология коммерческих посредников" - // РИСК № 5-6
. Васьковский
В." Реализация продукции через посредников" - // Главбух №10 2008
. Ю.
Шестакова Н. А " Импорт товаров через посредников - // Главбух 2007 №22
. Демичев
Г.М. Складское и тарное хозяйство. Москва, 1990. - 190 стр.
. Рустамов
Э.А. Оборудование предприятий. Москва, 2009. - 449 стр.
Приложение
Похожие работы на - Логические посредники как эффективный инструмент организации товародвижения
|