Система финансовых планов предприятия
Федеральное
агентство высшего образования РФ
Московский
Государственный Университет экономики, статистики и информатики
Нижегородский
филиал Московского Государственного Университета экономики, статистики и
информатики
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
Финансам
На
тему: Система финансовых планов предприятия
Нижний
Новгород
2008г.
Содержание
Введение
Глава
1. Сущность и назначение финансового планирования
.1
Определение и классификация в финансовом планировании
1.2
Направления создания финансовых планов
Глава
2. Модели процесса финансового планирования
.1
Разработка финансовой части бизнес-плана
.2
Бюджетирование
.3
Составление прогнозных финансовых документов
Глава
3. Анализ финансовой деятельности как инструмент управления финансовым
планированием
.1
Определения и классификация методов и приемов, используемых при проведении
финансового анализа предприятия
3.2
Анализ финансовой устойчивости
3.3
Анализ ликвидности баланса и анализ коэффициентов финансовой деятельности
предприятия
Глава
4. Финансовая стратегия и ее роль в управлении финансовым планированием
Заключение
Список
литературы
Введение
Финансы занимают особое место в экономических
отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной
форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование
различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы
материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
Финансы предприятий, будучи частью общей,
системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и
использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и
тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой
предпринимательской деятельности. В современных условиях рыночных отношений
возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового
планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.
Финансовое планирование напрямую связано с
планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые
показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента
продукции, себестоимости продукции. Планирование финансовых показателей
позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии.
Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно
лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов.
Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет
чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы,
внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются
необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей,
повышения качества продукции. Финансовое планирование представляет собой
процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия
необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой
деятельности в предстоящем периоде. Преимущества финансового планирования состоят
в том, что оно: - воплощает стратегические цели в форму конкретных финансовых
показателей; - обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными в
производственном плане экономические пропорции развития; - предоставляет
возможность определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях
реальной рыночной конкуренции; - служит очень важным инструментом получения
финансовой поддержки от внешних инвесторов. Планирование помогает предотвращать
ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных
возможностей.
Глава 1. Сущность и назначение финансового
планирования
1.1 Определение и классификация в финансовом
планировании
Финансовое планирование на уровне предприятия
(организации) - достаточно новое для России понятие. Финансовое планирование
является видом управленческой деятельности, связанной с процессом составления
финансовых планов, контроля за их исполнением, выявления причин отклонений от
запланированного. В общем случае планы - это перечень того, что должно быть сделано,
в какой последовательности, за счет каких материальных, трудовых, временных
ресурсов для достижения поставленных целей. При системе единого
народнохозяйственного планирования основные плановые показатели, в том числе
финансовые, спускались «сверху» и задачей финансистов предприятия только было
организовать работу по достижению этих показателей для бесперебойной работы
предприятия, а через все предприятия - всего хозяйства страны.
В условиях, когда каждое предприятие само
планирует свою деятельность, народнохозяйственные интересы обеспечиваются через
рыночное саморегулирование экономики. Чтобы выжить, предприятие должно
самостоятельно оценить потребность в финансовых ресурсах и эффективность их
использования в производстве или в доходных вложениях, неся полную
ответственность за полученные результаты. Финансовый план необходим
организациям всех форм собственности и масштабов производства для обеспечения
скоординированности работы всех подразделений организации, контроля за
производственными процессами и рациональным использованием ресурсов,
стимулированием работников предприятия. Для постоянного совершенствования
деятельности организации с учетом изменяющихся условий и выявляемых
возможностей, измерения влияния факторов внутренней и внешней среды финансовое
планирование должно быть непрерывным. В настоящее время планы не могут быть
статичными, а должны гибко меняться в соответствии с изменяющимися условиями.
Нам становится близким понимание планирования западными экономистами как умение
предвидеть цели, результаты деятельности и ресурсы, необходимые организации для
достижения поставленных целей. А. Файоль говорил: «Управлять - значит
предвидеть». Финансовое планирование как одна из функций управления позволяет
предусмотреть все необходимые действия, предвидеть максимум неожиданностей,
которые могут возникнуть в процессе деятельности организации и предложить пути
минимизирования негативных последствий таких неожиданностей.
В разработке и осуществлении финансовых планов,
обеспечивающих грамотное управление финансами предприятия не только для
достижения его безубыточной работы, но и возможностей поступательного развития
в соответствии с требованиями времени, заключены основное назначение и сущность
финансового планирования. Другими словами, назначение сущность финансового
планирования заключаются в определении общих направлений финансовой
деятельности предприятия, главных целей и основных способов их достижения
предприятием, что сродни искусству находить правильные пути в достижении
победы.
Это искусство называется стратегией. Мы подошли
к тому, что древнегреческий термин «стратегия», первоначально имевший военное
значение, как нельзя лучше подходит к «планированию» вообще и «финансовому
планированию» в частности. В масштабах конкретного предприятия стратегическое
планирование - это разработка стратегии финансовой деятельности предприятия на
определенный период, исходя из результатов финансового анализа состояния
предприятия и прогноза изменений внешней и внутренней среды.
Стратегическое планирование - это не простое
определение желаемых целей и удобных способов их претворения. (Принять желаемое
за действительное - это еще не значит разработать стратегию!) Стратегическое
планирование должно исходить из реальных возможностей развития предприятия.
Поэтому стратегия - это, прежде всего своевременная и необходимая реакция
организации на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.
Стратегическое планирование обычно бывает
рассчитано на длительный период. Однако для многих российских организаций, действующих
в условиях предельно высокой неопределенности, более приемлемо среднесрочное
стратегическое планирование, а иногда и краткосрочное. Исходя из этого, следует
различать «стратегическое долгосрочное планирование» и просто «долгосрочное
планирование». Это не одинаковые (не однозначные!) понятия. Стратегическое
долгосрочное планирование не является функцией времени, оно в первую очередь
является функцией направления развития и не просто сосредоточено на данном
периоде, а включает в себя совокупность глобальных идей развития предприятия.
Долгосрочное же планирование выполняет только функцию времени.
Поскольку стратегическое планирование требует
высокой ответственности, масштабного охвата действий, ответственность за
разработку финансовой стратегии, прежде всего, несет руководитель организации,
который возглавляет команду специалистов плановиков, осуществляющих
стратегическое планирование. Команда обеспечивает аналитический подход к
принятию решений о будущем финансовом состоянии организации. Реализация выработанной
финансовой стратегии достигается путем выработки тактических мер, реализуемых
через оперативное планирование.
Термин «тактика» также греческого происхождения,
первоначально тоже имевший только военное применение, означает маневрирование
силами, подходящими для осуществления данных целей. Применительно к финансовому
планированию тактическое планирование решает вопросы распределения ресурсов
организации для достижения стратегических целей. Тактическое планирование
обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, т. е. является
предметом забот среднего и низового звена управления предприятием.
Оперативное планирование - процесс разработки
финансовых планов, обеспечивающий наилучшее использование всех ресурсов
предприятия (как собственных, так и привлеченных) при осуществлении
производства в запланированных объемах и в установленные сроки. Оно
обеспечивает текущее регулирование хода производства в целях равномерности и
ритмичности работы предприятия, способствует быстро и вовремя практически
исправить или направить ход дел. Оперативное планирование координирует
отдельные действия различных подразделений предприятия, объединенных одной
целью - обеспечение финансовой стабильности предприятия через выполнение
финансовой стратегии.
По временным периодам разработки финансовых
планов различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное финансовое
планирование. Их отличие друг от друга заключается в продолжительности периода
(сроках), необходимого для выполнения плановых финансовых показателей.
Долгосрочное планирование обычно охватывает
длительные периоды - от 10 до 25 лет. Одно время долгосрочное планирование
отождествлялось со стратегическим, но теперь эти два понятия существуют
отдельно. Стратегическое планирование по своему содержанию гораздо сложнее
долгосрочного и не является способом простого увеличения периода планирования.
Среднесрочное планирование конкретизирует
ориентиры, определенные долгосрочным планом, и рассчитано на более короткий
период. Совсем недавно горизонт среднесрочного планирования равнялся пяти
годам. Однако непредвиденный характер и скорость изменения внешней среды
вынудили многие организации сократить продолжительность своих планов с пяти до
трех лет, соответственно пятилетние планы перешли в разряд долгосрочных.
Краткосрочное планирование - это разработка
планов на Один-два года (обычно краткосрочные планы - это годичные планы).
Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования ресурсов
организации, необходимых для достижения целей, которые определены в более
длительных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам
и месяцам.
Долго-, средне- и краткосрочные виды
планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.
Разработанные на основе анализа внешней среды
долго-, средне- и краткосрочные прогнозы обозначают возможные направления
развития финансов организации на перспективу. Прогнозы используются при
стратегическом финансовом планировании. Стратегические планы составляют основу
тактических и текущих оперативных планов.
1.2 Направления создания финансовых планов
Финансовое планирование предприятия - это
планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для
обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством
составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от
задач, объектов планирования и во многом определяется приоритетами, выбранными
руководством предприятия. В зависимости от приоритетов руководства предприятия
по использованию при финансовом планировании информации о прошлом и настоящем
опыте и желаемом финансовом состоянии предприятия в будущем различают:
реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное планирование1.
Образную характеристику представителям каждого
из этих направлений планирования дал Р. Акофф:
• инактивисты стремятся удержаться в бурном
потоке;
• реактивисты пытаются плыть против него;
• преактивисты стараются оседлать его первую
волну;
• интерактивисты намерены поменять течение реки.
Рассмотрим преимущества и недостатки
вышеназванных направлений разработки финансовых планов, учитывающих влияние
прошлого, настоящего и желаемого будущего состояния предприятия, а также
внешней среды, изобразив это графически.
Реактивное планирование нацелено в прошлое и
только в прошлое. Недаром это направление называют еще «возврат к прошлому».
Основной метод реактивного планирования - это исследование всех проблем с точки
зрения их возникновения и развития в прошлом. Реактивисты считают, что если
найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать, то проблема
исчезнет. Но, как известно, не всегда, отказавшись от ненужного в прошлом, мы
приобретаем лучшее в настоящем и будущем. При графическом изображении
реактивное планирование представляет букву «Г», поэтому его можно назвать
Г-образным планированием (рис.1).
Рис. 1. Г- образное планирование
Финансы организации воспринимаются сторонниками
реактивного планирования как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный
механизм. Все происходящее в организации заранее известно. Она управляется
сверху вниз с помощью личного авторитета высшего руководителя и его
«отцовского» (патерналистского) отношения к подчиненным. Планирование же
осуществляется снизу вверх и опирается только на предшествующий опыт без учета
объективных обстоятельств сегодняшнего дня и возможных будущих изменений.
Первоначально выясняются и оформляются в планы нужды и пожелания подразделений
предприятия.
Собранные материалы передаются руководителю
следующего уровня, который корректирует, редактирует их и передает на следующий
уровень и так дальше до верхнего уровня управления, где разрабатывается сводный
проект плана. Вторично проект плана низовыми подразделениями не корректируется.
Инактивное планирование нацелено на
приспособление к настоящему и только к настоящему. Означает инертность - делать
что-либо по привычке без сознательных усилий. При инактивном планировании не
считается нужным возвращаться в прошлое или стремиться вперед. Графически оно
напоминает букву «Т», поэтому его можно назвать Т-образным планированием
(рис.2).
Рис. 2. Т- образное планирование
При инактивном планировании существующие условия
воспринимаются как достаточно хорошие. Удовлетворение настоящим - отличительная
черта инактивизма. Характерным для него является также представление о том, что
равновесие в положении организации достигается естественным путем,
автоматически. А значит, главным принципом планирования должно быть правило:
«Планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей».
Руководители инактивисты не стремятся к каким-либо серьезным изменениям в
деятельности своей организации. Предыстория проблемы их не интересует. В
инактивном планировании большую часть времени составляют сбор и первичная
обработка фактов выполнения или невыполнения планов. Такое планирование
возможно для работы только в стабильных, благоприятных условиях.
Преактивное планирование означает упреждение,
высшую степень активности. Оно ориентировано в основном на будущие изменения.
Графическое изображение напоминает цифру «1», отсюда его название -
единицеобразное планирование (рис.3).
Рис. 3. Единицеобразное (преактивное)
планирование
В противовес инактивистам преактивисты стремятся
ускорить изменения, по быстрее приблизить будущее. Особенно важной у
преактивистов считается возможность угадать вероятные направления изменений и
оседлать их «первую волну», для того чтобы достигнуть своих целей. Причем эти
цели обычно связывают не только и не столько с увеличением прибыльности, с
выживанием и ростом организации.
Преактивное планирование ориентируется не на
минимизацию усилий, а на поиск оптимальных решений. Из нескольких вариантов
развития преактивисты выбирают тот, который представляется оптимальным с
экономической точки зрения. Преактивисты положительно относятся к технике и к
научным, в частности экономико-математическим, методам планирования.
Планирование осуществляется сверху вниз: на высших уровнях прогнозируются внешние
условия, формулируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней
и программы их действий.
Интерактивное планирование - приставка «интер»
означает «меж», «между». Это планирование основано на принципе участия и
максимальной мобилизации творческих способностей работников организации, оно
предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является
продуктом созидательных действий работников организации, обладающих знаниями
прошлого и настоящего финансового состояния предприятия и внешней среды. Цель
интерактивного планирования - проектирование будущего. Его можно назвать
Ш-образным планированием, так как его графическое изображение напоминает букву
«Ш» (рис.4).
Рис. 4. Ш - образное (интерактивное)
планирование
Предполагается, что при применении
интерактивного планирования будущее должно быть спланировано со стопроцентной
вероятностью, что в реальной жизни недостижимо и делает его скорее идеально
теоретическим, чем практическим.
В силу этого и для приближения теории
интерактивного планирования к практическому применению существует потребность в
его модернизации, т. е. замене одновариантного проектирования будущего
финансового состояния организации на многовариантное прогнозирование через
разработку финансовой стратегии организации, рассматривающей различные сценарии
поведения внешней среды. Модернизированное интерактивное планирование
предоставляет возможность гибкого выбора в конкретно сложившихся условиях
одного из спрогнозированных вариантов.
Учитывая многофакторный характер и трудоемкость
процесса планирования финансов предприятия, для его осуществления целесообразно
применять электронно-вычислительную технику. Высокое качество планирования при
одновременном значительном сокращении времени разработки может быть достигнуто
путем использования специализированного пакета прикладных программ с проблемно-ориентированным
продуктом «организаторы работ». Этот пакет предназначен для автоматизации
процедур планирования различных ресурсов (времени, денег, материалов, затрат
труда) как отдельного человека, так и всей организации или ее структурных подразделений.
Разновидность пакетов данного класса «Управление проектами» (Time Line, MS
Project, СА - SuperProject).
Глава 2. Модели процесса финансового
планирования
Существуют различные подходы к финансовому
планированию на предприятии, однако все признают его роль для жизнедеятельности
предприятия. В современной экономической литературе встречаются следующие
модели финансового планирования:
разработка финансовой части бизнес-плана;
бюджетирование;
составление прогнозных финансовых документов.
При разработке каждой из этих моделей
применяются различные методы (приемы), некоторые из которых используются в
нескольких моделях. В табл. 1 приведены методы (приемы), используемые в моделях
финансового планирования.
Таблица № 1
2.1 Разработка финансовой части бизнес-плана
Модель включает:
• подготовку заявок на получение кредитов в
коммерческих банках;
• составление проспектов эмиссии ценных бумаг
для привлечения дополнительного капитала в денежной форме;
• обоснование получения иностранных инвестиций,
сопровождающееся предоставлением инвесторам надежной информации о финансовой
привлекательности бизнес проекта.
Как видно из табл. 1, при разработке модели
применяются следующие методы:
прогноз объемов реализации;
баланс денежных расходов и поступлений (баланс
денежных потоков);
составление таблицы доходов и затрат
(аналогичной отчету о прибылях и убытках);
прогнозируемый баланс активов и пассивов
предприятия;
расчет точки достижения безубыточности.
Рассмотрим эти методы.
Метод прогноза объемов реализации. В
экономической литературе можно встретить другое название метода - «метод
прогноза продаж». Процесс финансового планирования обычно начинается с
прогнозирования будущих продаж. Правильно определенный прогноз продаж служит
основой для организации производственного процесса, эффективного распределения
средств и контроля за запасами. Период прогноза продаж увязывается с общим
плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляют на 1 год и на 5 лет.
Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы
продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация.
Прогнозы продаж могут быть выражены как в денежных, так и в натуральных
(физических) единицах. Величина будущих продаж может определяться с помощью
оценки этих продаж торговыми работниками и потенциальными потребителями, а
также путем анализа временных рядов, цикличности и сезонности; применения
эконометрических моделей, связывающих размеры продаж с макроэкономическими
переменными (например, ростом ВНП, колебанием учетной ставки) и отраслевыми
данными (емкостью отраслевого рынка, уровнем конкуренции). Данные о внешней
среде для эконометрических моделей могут быть получены, например, методом СВОТ
(от англ. swot - анализ сильных и слабых сторон деятельности организации,
имеющихся у нее возможностей и потенциальных источников угроз).
Метод баланса денежных расходов и поступлений
(имеет и другое название - «метод баланса денежных потоков») по праву считается
одним из самых важных методов при составлении финансового раздела бизнес-плана.
Цель составления такого баланса оценка синхронности поступления и расходования
денежных средств, для обеспечения достаточности денежных поступлений на
отдельном временном отрезке для покрытия расходов денежных средств. Нехватка
денежных средств в конкретный момент времени вызывает неплатежи и даже угрозу
несостоятельности. Задержка же в платежах может привести к уплате штрафов и
пени. Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются
данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и
расходование в течение периода и данные о наличии денежных средств на конец
периода. В аналитических целях таблица может быть дополнена сведениями о
дебиторской задолженности и, в частности, данными о размере безнадежных долгов,
складских запасах, кредиторской задолженности, взятых из других разделов
бизнес-плана.
Метод составления таблицы доходов и затрат
(расходов). Эта таблица по своим форме и содержанию аналогична отчету о
прибылях и убытках предприятия. При ее составлении особое внимание уделяется
полноте вероятных источников получения прибыли и прогнозируемых затрат,
относимых на себестоимость продукции, а также ожидаемой величины налоговых платежей.
Метод прогнозируемого баланса активов и пассивов
предприятия дает возможность убедиться в том, что все запланированные активы
предприятия действительно обеспечены источниками формирования. По форме баланс
активов и пассивов имеет структуру бухгалтерского баланса. При нехватке
пассивов создается так называемый эффект «пробки», которую можно выбить, найдя
недостающие источники финансирования в виде кредитов или средств от
дополнительной эмиссии ценных бумаг.
Метод расчета точки безубыточности. В экономической
литературе можно встретить несколько названий этого метода. Его называют также
методом «издержки-объем-прибыль», методом анализа безубыточности,
«break-even-point» (анализом точки разрыва). Этот метод является достаточно
универсальным. Он позволяет определять объемы производства и продаж товара с
точки зрения их безубыточности, а также принимать решения о целевых размерах
прибыли. Суть метода состоит в поиске нулевой точки или точки безубыточности,
которая значат, что валовой доход от продаж предприятия равен ее валовым
издержкам. Другими словами, суть метода заключается в определении такого
минимального объема продаж, начиная с которого предприятие не несет убытки. При
этом издержки предприятия равны его доходам. Для определения плановой величины
продаж, соответствующей безубыточному состоянию предприятия, необходимо знать
три величины:
• продажную цену единицы товара;
• объем постоянных (фиксированных) издержек -
затрат, величина которых в течение небольшого периода не связана с объемом
производства и продаж. Это затраты на оборудование, его содержание и
эксплуатацию, амортизационные отчисления, административные издержки, затраты на
аренду, рекламу, социальное страхование, научные исследования и разработки и
некоторые другие издержки;
• объем переменных издержек - затрат, которые
меняют свою величину в связи с изменением объема производства и продаж.
Это затраты на сырье и материалы, заработную
плату основного производственного и коммерческого персонала, транспортировку и
страхование. При уменьшении объема переменные издержки снижаются и
соответственно наоборот.
Точку безубыточности можно рассчитать как в
физических, так и в денежных единицах. Графически точка безубыточности
определяется на пересечении графиков валового дохода и валовых издержек.
Данный метод позволяет увеличить гибкость
финансового планирования и снизить финансовый риск за счет изменения структуры
издержек, необходимых для производства и реализации продукции. Другими словами,
используя этот метод, предприятие может изменять (уменьшать или увеличивать)
долю переменных и постоянных издержек в общем объеме затрат.
2.2 Бюджетирование
финансовый планирование ликвидность
бюджетирование
Бюджетирование. Эта модель финансового
планирования применяется при краткосрочном финансовом планировании. Бюджет
представляет собой смету доходов и расходов организации. Обычно составление
бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из
стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения редких
экономических ресурсов, находящихся в его распоряжении. Разработка бюджетов
придает количественную определенность выбранным перспективам существования
организации.
Составление бюджетов включает: установление
общих целей развития предприятия (осуществляется на уровне высшего
руководства); конкретизацию общих целей и определение задач для каждого
отдельного подразделения; подготовку отделами и подразделениями оперативных
бюджетов (обычно на один год или полгода); анализ подготовленных бюджетов
высшим руководством и их корректировку; подготовку итоговых бюджетов.
Для определения прогнозных статей расходов
бюджета за основу принимают намеченные стратегические цели развития организации
и способы их достижения. Прогнозы доходной части бюджета разрабатываются путем
учета всех возможных источников доходов, в их числе доходы от продаж, проценты
от инвестиций, выплаты за использование лицензий, правительственные субсидии.
За основу берется прогноз продаж.
Выделяют несколько основных видов бюджетов:
• материальный бюджет, включающий перечень всех
видов сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана и их
количественной оценки;
• бюджет закупок, в котором конкретизируются
расходы на закупки всех материалов, необходимых для осуществления планов;
• трудовой бюджет, отражающий прямые издержки
труда запланированных видов деятельности;
• бюджет административных расходов, который
включает расходы на выполнение главных управленческих функций, в их числе
оклады управляющих, расходы на командировки и деловые поездки, гонорары,
расходы на содержание служебных помещений и офисов;
• бюджет дополнительных вложений капитала, в
котором уточняются запланированные денежные расходы с учетом изменений:
строительство или приобретение дополнительных заводов, машин и оборудования,
замена изношенных капитальных активов;
• бюджет наличности; цель его - обеспечить
скоординированность доходов и расходов. В нем детализируются потоки наличности
(входящие - доходы и исходящие - расходы) за определенный будущий период, он
составляется на один год или полгода вперед с разбивкой по месяцам. Возможно
составление бюджетов наличности на неделю вперед. Основой для составления
прогноза служат ежедневные отчеты о движении наличности. При составлении
планового бюджета наличности закупки материалов определяются в соответствии с
прогнозом продаж;
• оплата за материалы, которые потребуются в
следующем квартале, осуществляется в предшествующем квартале;
• затраты на труд обычно принимаются равными 30%
годовых продаж;
• прочие затраты (амортизация, электроэнергия,
административные расходы) - около 20% годовых продаж;
• раздел «труд + остальные затраты» в бюджете
наличности не изменяется в течение одного года (запланировав определенную
численность работников в начале года, предприятие не изменяет ее до конца года);
• выплаты процентов и налогов производятся в
конце квартала.
2.3 Составление прогнозных финансовых документов
Модель финансового планирования с помощью
составления прогнозных финансовых документов применяется при долгосрочном
финансовом планировании. Целью такого планирования является составление
прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках, на основе которых организация
разрабатывает оперативные бюджеты. Качество финансового планирования
определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля. Финансовые
отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность,
рыночная позиция, производительность, использование активов и инновации.
Для составления прогнозных финансовых документов
применяются следующие методы:
прогноз продаж;
определение потребности во внешнем
финансировании;
регрессионный анализ;
расчет процента от продаж;
анализ безубыточности.
Методы прогноза продаж и анализа безубыточности
детально расписаны при рассмотрении модели финансового планирования «Разработка
финансового раздела бизнес-плана»
Метод определения потребности во внешнем
финансировании применяется для расчета величины внешнего финансирования в
случаях, когда величина собственного капитала предприятия оказывается
недостаточной для увеличения объема производства (объема продаж). Другими
словами, требуемый рост чистых активов предприятия не обеспечивается за счет
внутренних источников.
Величину необходимого внешнего финансирования
можно определить по формуле
Метод регрессионного анализа. Если для
определения потребности в капитале необходим анализ зависимости одной
определенной величины от другой или нескольких других величин, то применяется
регрессионный анализ. Последний связывает продажи с потребностью в капитале и
позволяет исследовать эту взаимосвязь в диалектике. Метод дает более точные и
конкретные прогнозы, чем предыдущий метод. Регрессионный анализ рассматривает
потребности в финансировании как функции от объема продаж. В системе координат
наносятся точки, обозначающие соотношение между объемом продаж и потребностью в
капитале в каждом из предыдущих годов хозяйствования предприятия.
Точки объединяются в одну линию - прямую
(линейная регрессия) или кривую (нелинейная регрессия). Полученный график
определяет тенденцию соотношения между продажами и необходимыми объемами
финансирования в будущем периоде.
При выборе того или иного прогноза продаж можно
определить соответствующие ему потребности в капитале. Линейная регрессия
строится проще, однако дает менее достоверные результаты.
Метод процента от продаж. Суть метода
заключается в том, что каждый из элементов прогнозных документов рассчитывается
как процентное отношение от установленной величины продаж.
Этот метод позволяет определить каждую статью
планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной
величины продаж. С помощью данного метода можно установить конкретное
содержание прогнозных документов.
В основе определения процентного отношения лежат
процентные соотношения, характерные для текущей деятельности предприятия или
рассчитанные на основе ретроспективного анализа как средняя величина за
последние несколько лет; ожидаемые изменения процентных соотношений, особенно в
тех случаях, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют
руководство. Предприятия, и оно хотело бы изменить их для улучшения финансовых
показателей.
Глава 3. Анализ финансовой деятельности как
инструмент управления финансовым планированием
3.1 Определения и классификация методов и
приемов, используемых при проведении финансового анализа предприятия
Финансовый анализ - это наука о сфере
человеческой деятельности, направленной на изучение: теоретическую
систематизацию, объяснение и прогнозирование процессов, которые происходят с
финансовыми ресурсами и их потоками, через оценку финансового состояния и
выявленных возможностей совершенствования функционирования и эффективного
управления финансовыми ресурсами их потоками, как на отдельном предприятии, так
и в государстве в целом.
Основная цель финансового анализа - оценка
финансового состояния предприятия для выявления возможностей повышения
эффективности его функционирования.
Основная задача - эффективное управление
финансовыми ресурсами предприятия.
Информационная база финансового анализа состоит
из основной информации - годовая, полугодовая или квартальная бухгалтерская отчетность
предприятия: баланс предприятия (форма 1), отчет о прибылях и убытках (форма 2)
и дополнительной информации (других форм бухгалтерской отчетности,
статистической отчетности, данных управленческого учета и т. п.).
Методы и приемы, используемые при проведении
финансового анализа, можно классифицировать по нескольким основаниям.
По степени Формализации - формализованные и
неформализованные. Формализованные методы являются основными при проведении
финансового анализа предприятия, они носят объективный характер, в их основе
лежат строгие аналитические зависимости. Неформализованные методы (метод
экспертных оценок, метод сравнения) основаны на логическом описании
аналитических приемов, они субъективны, так как на результат большое влияние
оказывают интуиция, опыт и знания аналитика.
По применяемому инструментарию различают:
• экономические методы, в том числе: метод
абсолютных величин, метод относительных величин, балансовый метод, метод
дисконтирования;
• статистические методы - метод, арифметических
разниц, метод выделения изолированного влияния факторов, индексный метод, метод
сравнений, метод группировки;
• математико-статистические методы -
корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ;
• методы оптимального программирования - системный
анализ, линейное и нелинейное программирование.
По применяемым моделям - дескриптивные,
предикативные и нормативные модели.
Дескриптивные модели - являются основными при
оценке финансового состояния предприятия. Это модели описательного характера,
базирующиеся на данных бухгалтерской отчетности. Такая модель включает
вертикальный, горизонтальный и трендовый анализы. Вертикальный анализ - это
представление статей баланса в виде относительных величин (удельных весов),
характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Горизонтальный
анализ - определение динамики (изменения) балансовых статей, выявление
тенденций изменения отдельных статей баланса или их групп. Трендовый анализ -
это изучение динамики относительных показателей за определенный период.
Предикативные модели - это модели-прогнозы
финансового отчета, построенные на данных динамического анализа (жестко
детерминированные факторные и регрессионные модели) или исходя из экспертных
прогнозных оценок будущего финансового развития предприятия (например, при
разработке финансовой стратегии предприятия).
Нормативные модели позволяют сравнивать
фактические результаты деятельности предприятия со средними по отрасли или
внутренними нормативами предприятия. Эта модель предполагает установление
нормативов по каждому показателю и анализ отклонений фактических данных от
нормативов. Классификация методов и приемов, применяемых при финансовом
анализе, приведена на рис.5.
Рис. 5. Классификация методов и приемов,
используемых при проведении финансового анализа предприятия
Представленная на рис. 6 классическая схема
проведения анализа финансового состояния предприятия предусматривает общий
анализ финансового состояния предприятия, определение финансовой устойчивости и
ликвидности баланса, анализ финансовых коэффициентов, определение деловой
активности и рентабельности и обобщающую характеристику финансового состояния с
указанием выявленных критических точек в финансовой деятельности предприятия.
Рис. 6. Схема анализа финансового состояния
предприятия
Распространенным методом анализа финансового
состояния предприятия является табличный метод, основанный на представляемых в
таблицах результатах расчетов абсолютных и удельных показателей, а также их
изменений за анализируемый период. Трудоемкость метода полностью окупается
полнотой и высокой точностью информации об изменениях каждого показателя за
рассматриваемый период и в динамике.
Для выявления тенденций изменений показателя,
которые не требуют очень большой точности в определении этих изменений,
предлагается проводить анализ финансового состояния предприятия с помощью
балансограммы. Последняя представляет собой графическое изображение баланса и
отчета о прибылях и убытках предприятия на начало и конец периода в виде долей
значений статей разделов и подразделов баланса и отчета о прибылях и убытках в
валюте баланса.
Общий анализ финансового состояния предприятия -
это предварительная оценка финансового состояния предприятия. Оно
характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и
использование финансовых ресурсов предприятия. Финансовое состояние предприятия
является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений
и поэтому определяется совокупностью хозяйственных факторов. Целью общего
анализа финансового состояния предприятия является предварительная оценка
финансового состояния по результатам расчета и анализа в динамике ряда
финансовых показателей, совокупность которых характеризует
пространственно-временную деятельность предприятия.
Общий анализ финансового состояния производится
на основе изучения следующих показателей.
• Динамика валюты баланса - изменение суммы
значений показателей актива и пассива баланса. Нормальным считается увеличение
валюты баланса. Уменьшение, как правило, сигнализирует о снижении объема
производства и может служить одной из причин неплатежеспособности предприятия.
• Изменения структуры актива баланса -
определение долей иммобилизованных (внеоборотных) и мобильных (оборотных)
активов, стоимости материальных оборотных средств (необоснованное завышение
которых приводит к затовариванию, а недостаток - к невозможности нормального
функционирования производства), величины дебиторской задолженности со сроком погашения
менее одного года и более одного года, величины свободных денежных средств
предприятия в наличной (касса) и безналичной (расчетный и валютный счета)
формах и краткосрочных финансовых вложений.
• Изменения структуры пассива баланса. При
анализе структуры пассива баланса (обязательств предприятия) определяются
соотношение между заемными и собственными источниками средств предприятия
(значительная доля заемных источников, более 50%, свидетельствует о рискованной
деятельности предприятия, что может послужить причиной неплатежеспособности),
динамика и структура кредиторской задолженности, ее доля в пассивах
предприятия.
• Изменения структуры запасов и затрат
предприятия. Анализ запасов и затрат обусловлен значимостью раздела «Запасы»
баланса для определения финансовой устойчивости предприятия. При анализе
выявляются наиболее значимые (имеющие наибольший удельный вес) статьи.
• Изменения структуры финансовых результатов
деятельности предприятия. В ходе анализа дается оценка динамики показателей
выручки и прибыли, выявляются и измеряются различные факторы, оказывающие
влияние на динамику показателей выручки и прибыли.
3.2 Анализ финансовой устойчивости
Анализ финансовой устойчивости проводится для
выявления платежеспособности предприятия - способности предприятия
рассчитываться по платежам для обеспечения процесса непрерывного производства,
т. е. способности предприятия расплачиваться за свои основные и оборотные
производственные фонды.
Финансовая устойчивость определяется показателем
обеспеченности запасов предприятия собственными и заемными источниками основных
и оборотных производственных фондов. В соответствии с обеспеченностью запасов и
затрат собственными и заемными источниками формирования различают следующие
типы финансовой устойчивости.
Абсолютно устойчивое финансовое состояние
(встречается крайне редко) характеризуется полным обеспечением запасов и затрат
собственными оборотными средствами, что определяется неравенством:
Это соответствует соотношению активов и
пассивов, представленному на рис. 7.
Нормально устойчивое финансовое состояние
характеризуется обеспечением запасов и затрат собственными оборотными
средствами и долгосрочными заемными источниками, которое соответствует
неравенству
Это графически представлено на рис. 8.
Неустойчивое финансовое состояние
характеризуется обеспечением запасов и затрат за счет собственных оборотных
средств, долгосрочных заемных источников и краткосрочных кредитов и займов,
т.е. за счет всех основных источников формирования запасов, соответствующее
неравенству
Это графически представлено на рис.9.
При неустойчивом финансовом состоянии различают
допустимо неустойчивое финансовое состояние и недопустимо неустойчивое
финансовое состояние.
Допустимо неустойчивым считается состояние, при
котором оборотные средства предприятия, находящиеся в процессе производства, и
товары отгруженные погашаются за счет перманентного оборотного капитала, а
остальные запасы - за счет краткосрочных заемных средств, т.е. выполняется
неравенство
Допустимо неустойчивое финансовое состояние
представлено на рис.10
Недопустимо неустойчивое финансовое состояние
представлено на рис. 11
Кризисное финансовое состояние - запасы не
обеспечиваются источниками их формирования; предприятие находится на грани
банкротства. Такое состояние соответствует неравенству
Графически состояние представлено на рис.12.
Результатом анализа финансовой устойчивость
являются установление типа финансовой устойчивости предприятия и оценка
платежеспособности в динамике на определенный или интересующий аналитика
период. Которая должна быть учтена при финансовом планировании на предприятии.
3.3 Анализ ликвидности баланса и анализ
коэффициентов финансовой деятельности предприятия
Анализ ликвидности баланса производится для
оценки кредитоспособности предприятия (способности рассчитываться по всем
обязательствам). Ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия
его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения
обязательств. Исходя из
сформулированного определения, все обязательства предприятия группируются по
срокам их наступления и изыскиваются активы (с аналогичными сроками превращения
в деньги) для их погашения. Активы делятся по степени срочности, а пассивы - по
времени наступления обязательств на четыре группы (табл.2).
Таблица №2
Для абсолютной ликвидности баланса должна
выполняться система неравенств:
В случае если одно или несколько условий не
выполняются, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от
абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется
их избытком в другой группе по стоимостной величине. В реальной платежной
ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные, потому что
сегодня нельзя расплатиться деньгами, которые поступят завтра.
Анализ коэффициентов финансового состояния
предприятия проводится для исследования изменений устойчивости положения
предприятия и проведения сравнительного анализа финансового положения
нескольких предприятий. Основные коэффициенты финансового состояния, расчетные
формулы, нормальные ограничения и влияние изменений на финансовое положение
предприятия приведены в табл. 3.
Таблица №3
Анализ коэффициентов финансовых результатов
деятельности предприятия. Задачей этого анализа является выявление тенденций
изменения деловой активности, определяемой через оборачиваемость, и
рентабельности предприятия. Коэффициенты финансовых результатов деятельности
приведены в табл. 4.
Проведение анализа финансового состояния
предприятия табличным методом рассмотрим на примере анализа финансовой
устойчивости условного предприятия. Данные для анализа финансовой устойчивости
возьмем из табл. 5, в которой представлен агрегированный аналитический
баланс-нетто и отчет о прибылях и убытках условного предприятия. Расчеты для анализа
типа финансовой устойчивости предприятия представлены в табл. 6.
Таблица №4
Таблица №5
По данным табл. 6 предприятие на начало периода
находилось в допустимо неустойчивом финансовом состоянии, а на конец периода -
в кризисном финансовом состоянии. На основе данных табл. 5 проведем анализ
финансового состояния того же условного предприятия с помощью построения
балансограммы.
Для ее построения:
) выбираются необходимые для проведения анализа
статьи баланса;
) рассчитываются удельные значения этих статей в
валюте баланса соответственно на начало и конец анализируемого периода. Для
нашего условного предприятия расчетные данные сведены в табл. 5;
) полученные удельные значения выносятся на
балансограмму.
Таблица № 6
Балансограмма состоит из шести столбцов, в
каждом из которых фиксируется соответствующая структура: в первом столбце -
структура разделов актива баланса, во втором - расшифровка разделов актива
баланса, в третьем - расшифровка подраздела «Запасы», в четвертом - структура
выручки от продаж (взвешенная в валюте баланса), в пятой - расшифровка
краткосрочных обязательств предприятия, в шестой - структура пассива баланса.
Последовательность статей в каждом столбце приведена в табл. 7.
Таблица № 7
Пример построения балансограммы для условного
предприятия приведен на рис.13. Вертикальная шкала балансограммы представляет
удельные значения статей баланса и отчета о прибылях и убытках нарастающим
итогом.
Рис. 13. Балансограмма условного предприятия
Применения балансограмм для анализа финансового
состояния условного предприятия рассмотрим также на примере определения
финансовой устойчивости. Для этого проведем горизонтальную прямую через всю
балансограмму на начало периода на уровне суммарной доли внеоборотных активов,
запасов и НДС. В пассивах оценим, за счет каких источников формируются основные
и оборотные производственные активы. В нашем случае прямая пересекает пассивы
на уровне краткосрочных займов и кредитов, что соответствует рис. 8,
характеризующему неустойчивое финансовое состояние. Проведя линию через
балансограмму на уровне суммарной доли внеоборотных активов и непродаваемой
части запасов, получим ситуацию, представленную на рис. 10.9, - предприятие на
начало периода находится в допустимо неустойчивом финансовом состоянии. На
конец периода предприятие находится в кризисном финансовом состоянии, так как
горизонтальная прямая пересекает пассивы на уровне кредиторской задолженности.
Приведенные примеры позволяют говорить о
взаимозаменяемости табличного метода и метода балансограмм.
В ходе проведения финансового анализа
вскрываются не только недостатки в финансовой деятельности предприятия, но и
имеющиеся резервы. С помощью финансового анализа устанавливается эффективность
запланированных мер на стадии проектирования, реализации и подведения итогов
выполнения финансовых планов.
Глава 4. Финансовая стратегия и ее роль в
управлении финансовым планированием
Финансовая стратегия - это генеральный план
действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает
вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения,
решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных
условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследует объективные
закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы
выживания в новых условиях, подготовки и ведения стратегических финансовых
операций.
Финансовая стратегия предприятия охватывает все
стороны его деятельности, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств,
распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику,
политику в области ценных бумаг.
Всесторонне учитывая финансовые возможности
предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов,
финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических
возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном
случае предприятие может обанкротиться.
Различают генеральную финансовую стратегию,
оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных
стратегических задач (достижение частных стратегических целей).
Генеральной финансовой стратегией называют
финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия (взаимоотношения с
бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия,
потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования) на год.
Оперативная финансовая стратегия - это стратегия
текущего маневрирования финансовыми ресурсами (стратегия контроля за
расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно
актуально в современных условиях экономической нестабильности), разрабатывается
на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовые доходы и
поступления средств (расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления
по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам) и валовые расходы (платежи
поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех
уровней и банками), что позволяет предусмотреть все предстоящие в планируемый
период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением
считается равенство расходов и доходов или небольшое превышение доходов над
расходами. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках
генеральной финансовой стратегии, детализирует ее в конкретном промежутке
времени.
Стратегия достижения частных целей заключается в
умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации
главной стратегической цели. Главной стратегической целью финансов является
обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.
Финансовая стратегия предприятия в соответствии
с главной стратегической целью обеспечивает:
• формирование финансовых ресурсов и
централизованное стратегическое руководство ими;
• выявление решающих направлений и
сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов
финансовым руководством предприятия;
• ранжирование и поэтапное решение задач;
• соответствие финансовых действий
экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;
• объективный учет финансово-экономической
обстановки и реального финансового положения предприятия в году, квартале,
месяце;
• создание и подготовку стратегических резервов;
• учет экономических и финансовых возможностей
самого предприятия и его конкурентов;
• определение главной угрозы со стороны
конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение и умелый выбор направлений
финансовых действий;
• маневрирование и борьбу за инициативу для
достижения решающего превосходства над конкурентами. Для достижения главной
стратегической цели в соответствии с требованиями рынка и возможностями
предприятия разрабатывается генеральная финансовая стратегия предприятия. В ней
определяются задачи формирования финансов и распределяются по исполнителям и
направлениям работы.
Задачи финансовой стратегии:
• исследование характера и закономерностей
формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;
• разработка условий подготовки возможных
вариантов формирования финансовых ресурсов предприятия и действий финансового
руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния
предприятия;
• определение финансовых взаимоотношений с
поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими
финансовыми институтами;
• выявление резервов и мобилизация ресурсов
предприятия для наиболее рационального использования производственных
мощностей, основных фондов и оборотных средств;
• обеспечение предприятия финансовыми ресурсами,
необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности;
• обеспечение эффективного вложения временно
свободных денежных средств предприятия с целью получения максимальной прибыли;
• определение способов проведения успешной
финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей,
новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров предприятия к работе в
рыночных условиях хозяйствования, их организационной структуры и технического
оснащения;
• изучение финансовых стратегических взглядов
вероятных конкурентов, их экономических и финансовых возможностей, разработка и
осуществление мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости;
• разработка способов подготовки выхода из
кризисной ситуации, методов управления кадрами предприятия в условиях
неустойчивого или кризисного финансового состояния и координация усилий всего
коллектива на его преодоление.
При разработке финансовой стратегии особое
внимание уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних
ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному
распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных
средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая
стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других
форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать
производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться.
Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений
доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный
финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать
рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.
Важной частью финансовой стратегии является
разработка внутренних нормативов, успешно используемых в практике зарубежных
компаний, с помощью этих нормативов определяются, например, направления
распределения прибыли.
Таким образом, успех финансовой стратегии
предприятия гарантируется при взаимоуравновешивании теории и практики
финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным
экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового
стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения
финансово-экономической ситуации.
Предложения к формированию финансовой стратегии
предприятия разрабатываются на основе выводов финансового анализа предприятия
по объектам и составляющим генеральной финансовой стратегии в нескольких
вариантах (не менее трех) с обязательной количественной оценкой предложений и
оценкой их влияния на структуру баланса предприятия (построение прогнозного
баланса и отчета о прибылях и убытках).
В зависимости от внешних условий реализации того
или иного варианта генеральной финансовой стратегии ежеквартально
разрабатывается оперативная финансовая стратегия с учетом финансовых
показателей, достигнутых в предшествующем квартале. При необходимости может
быть разработана стратегия достижения частных целей, как на год, так и на
квартал.
Заключение
Финансовый план обеспечивает предпринимательский
план хозяйствующего субъёкта финансовыми ресурсами и оказывает большое влияние
на экономику предприятия. Происходит это благодаря целому ряду существенных
обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых
затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями. В результате
корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых,
статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы
предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана:
производством продукции и услуг, научно-техническим развитием,
совершенствованием производства и управления, повышением эффективности
производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением,
труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием. Таким
образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны
деятельности хозяйствующего субъёкта посредством выбора объектов
финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному
использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Данная курсовая работа имела целью доказать необходимость
финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в
современных условиях рынка. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо
жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы
действуют с точностью до наоборот, однако, с учетом того, что до перестройки
наша страна в течение многих лет являлась ярким примером авторитарной
директивно-плановой экономики, то процесс планирования
производственно-коммерческой деятельности предприятия и основных рыночных
показателей имеет под собой многолетний опыт. Разумеется, с наступлением этапа
реформ в нашем государстве изменились как методы планирования, так и его
задачи.
Список литературы
«Финансы
и кредит», учебное пособие под ред. Ковалевой А. М., 2005 год, 512с;
«Финансы
организаций (предприятий)», Гаврилова, Попов, Учебник, 2007год, 3-е издание,
608с;
«Финансовый
менеджмент», Учебник для вузов / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин
и др.; Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. - 495 с;
«Корпоративные
финансы», Шевчук Д. А., ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008 год, 143с.