Экологическая безопасность использования компьютеров на уроках математики
Экологическая безопасность использования компьютеров
на уроках математики
Калашникова Л. В., Невинномысск
Процесс
обучения и подготовки квалифицированных специалистов очень длителен и сложен.
Он занимает почти треть продолжительности жизни человека. Поэтому важной
задачей является повышение интенсивности и качества обучения. Это достигается с
помощью использования вычислительной техники в процессе преподавания, которая
обеспечивает не только обучение конкретным знаниям, но и проверку ответов
учащихся, возможность подсказки, занимательность изучаемого материала и многое
другое. Регулярная работа за компьютером не всегда безвредна для здоровья
человека. В последние годы появились подходы, уменьшающие или сводящие на нет
такие вредные явления.
В
процессе преподавания математики, используя персональный компьютер, мы
преследуем следующие цели:
закрепление
навыков работы на компьютере и, в группах "Программное обеспечение
вычислительной техники и автоматизированных систем", составление программ
для практических занятий;
наглядно
и доступно осваивать плохо воспринимаемый материал учащимися в процессе
преподавания традиционными методами;
поручив
компьютеру, выполнение рутинных вычислений, сосредоточиться на анализе
содержательной части задач.
Образовывается
двойная связь: математика помогает наглядно и доступно осваивать основы информатики
и ЭВМ интенсивно способствует освоению математики.
Государственные
стандарты России выделяют несколько опасных и вредных факторов для
пользователей вычислительной техники:
повышенный
уровень шума на рабочем месте,
повышенная
или пониженная ионизация воздуха,
повышенный
уровень электромагнитных излучений и напряжённости электрического и магнитных
полей,
повышенный
уровень ультрафиолетовой и инфрокрассной радиации,
повышенная
пульсация светового потока.
Самый
шумный элемент настольного компьютера - вентилятор охлаждения системного блока.
Исправный вентилятор не создаёт опасных шумов. Остальные опасные факторы на 99%
создаются дисплеем. Как минимум дисплей должен удовлетворять российскому
стандарту. Часть вредных факторов, создаваемых дисплеем, может быть нейтрализована
применением защитного экрана.
Перед
работой в компьютерном классе следует заранее проверить его экологическую
безопасность и уменьшить или, в лучшем случае, ликвидировать все недостатки.
Учеба
в колледже непосредственно связана с компьютерами, а соответственно с
дополнительными вредными воздействиями целой группы факторов, что существенно
снижает работоспособность.
Свести
к минимальной вероятность поражения или заболевания работающего за компьютером
с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда
- наша задача.
Выделяются
семь условий для того, что бы деятельность за монитором осуществлялась без
жалоб и усталости.
Правильная
установка рабочего стола.
Правильная
установка рабочего стула.
Правильная
установка приборов.
Правильное
выполнение работ.
Правильное
освещение.
Правильное
применение вспомогательных средств.
Правильный
метод работы.
Проектирование
рабочих мест относятся к числу важнейших проблем эргономического проектирования
в области вычислительной техники. Эргономическими аспектами проектирования
рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры
пространства для ног, требования к расположению документов на рабочем месте,
характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола,
регулируемость рабочего места и его элементов.
Причина
неправильной позы пользователей обусловлена следующими факторами: нет хорошей
подставки для документа, клавиатура находится слишком высоко, а документы
слишком низко, некуда положить руки и кисти, недостаточно пространства для ног.
В целях преодоления указанных недостатков даются общие рекомендации: лучше
передвижная клавиатура, чем встроенная; должны быть предусмотрены специальные
приспособления для регулирования высоты стола, клавиатуры, документов и экрана,
так же подставка для рук.
Утомляемость
студентов, работающих за компьютером, представляет собой серьёзную проблему.
Оценка информационной нагрузки заключается в проверке и предотвращении условий,
вызывающих информационную перегрузку.
Студенты
на уроках математики и информатики составляя программы работают по следующим
алгоритмам:
Постановка
задачи.
Изучение
материала.
Определение
метода решения задач.
Составление
алгоритма решения задач.
Программирование.
Подготовка
к отладке.
Отладка.
Данный
алгоритм отражает общие действия программиста при решении поставленной задачи
независимо от ее сложности.
Рассчитаем
информационную нагрузку студента на одном уроке (120мин).
Все
операции можно разбить на три группы: афферентные (операции без воздействия),
эфферентные (операции по управлению) и логические условия (информационная
единица образа, понятия, суждения).
Подсчитаем
количество алгоритма и их частоту (вероятность) относительно общего числа,
принятого за единицу.
Вероятность
повторения i-той ситуации определяется по формуле: Pi=,
где
k-количество повторений каждого элемента одного типа;
n-суммарное
количество повторений от источника информации одного типа .
Результаты
расчета для алгоритма сведены в таблицу.
Ист.инф
|
Член алгоритма
|
Кол-во членов
|
Частота Pi
|
ЭнтропияHj, б/сиг
|
1
|
Афферентные – всего(n),
в том числе(k):
|
9
|
1.00
|
0.92
|
|
изучение технической документации и литературы
|
3
|
0.33
|
0.53
|
|
наблюдение полученных результатов
|
6
|
0.67
|
0.39
|
2
|
Эфферентные – всего, в том числе:
|
30
|
1.00
|
2.01
|
|
уточнение и согласование полученных материалов
|
0.17
|
0.44
|
|
выбор наилучшего варианта
|
9
|
0.30
|
0.30
|
|
исправление ошибок
|
4
|
0.13
|
0.38
|
|
анализ полученных результатов
|
8
|
0.27
|
0.51
|
|
выполнение механических действий
|
4
|
0.13
|
0.38
|
3
|
Логические условия – всего, в том числе:
|
18
|
1.00
|
1.53
|
|
принятие решения на основе изученной литературы
|
6
|
0.33
|
0.53
|
|
графического материала
|
4
|
0.22
|
0.48
|
|
полученного текста
|
8
|
0.45
|
0.52
|
|
Всего:
|
57
|
|
4.46
|
Количественные
характеристики алгоритма позволяют рассчитать информационную нагрузку. Энтропия
информации элементов каждого источника информации рассчитывается по формуле:
Hj
= -, при условии
где
m-число однотипных членов алгоритма рассматриваемого источника информации.
Затем
определяется общая энтропия информации, бит /мин:
H=H1+H2+H3=4,46,
где
Hi-энтропия информации афферентных, эфферентных элементов и логических условий
соответственно.
Определяем
поток информационной нагрузки, бит/мин,
Ф
=
где
N-суммарное число всех членов алгоритма;
t-длительность
выполнения всей работы (t=120 мин).
Рассчитанная
информационная нагрузка удовлетворяет условиям нормальной работы:
0,8
< Фрасч < 3,2, бит /мин.
Применение
компьютеров на уроках математики делают их насыщеннее, интереснее,
разнообразнее. Студенты лучше усваивают программный материал, учатся логически
мыслить, составлять и редактировать небольшие программы, свободно владеют
клавиатурой. Не оказывается ни одного человека, который не мог бы овладеть
основными приемами работы. У большинства студентов работа с компьютером
вызывает повышенный интерес. Мы знаем, что куда бы ни пошли работать наши
выпускники, где бы они ни встретились с ЭВМ, они будут свободно и хорошо
работать за компьютером или широко использовать его в своей деятельности.
Список литературы
Подборка
журналов "МИР ПК": №10-1996г.; №4-1997г.; №7-1997г.; №6-2001г.
СанПиН
2.2.2.542-96/Госкомсанэпиднадзор России МОСКВА 1996.
Советский
энциклопедический словарь.
Справочник
по математике для научных работников и инженеров. Корн Г., Корн Т.-М.: Наука.
Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://conf.stavsu.ru/