Перспективы развития зон научно-промышленного типа
Перспективы развития зон научно-промышленного типа
Содержание
научный промышленный перспектива
Введение
. Основные типы зон научно-промышленного типа
. Районы России, имеющие предпосылки для развития зон научно-промышленного типа
. Проблемы и перспективы развития зон научно-промышленного типа в России
Заключение
Список использованных источников
Введение
Зоны научно-промышленного типа распространены в различных регионах мира, как в развивающихся, так и в развитых странах. Для одних это, как правило, уникальный шанс привлечь внешние инвестиции. Для других - просчитанный шаг для развития того или иного региона или сектора экономики. Согласно теории «полюсов роста» французского экономиста Ф. Перу, экономический рост и конкурентоспособность можно обеспечить не повсеместно на всей территории государства, а в отдельных регионах. Наглядным примером полюсов роста служат зоны научно-промышленного типа.
Целью данной работы является исследование перспектив развития зон научно-промышленного типа в России.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
. Изучить основные типы зон научно-промышленного типа.
. Рассмотреть районы России, имеющие предпосылки для развития зон научно-промышленного типа.
. Определить проблемы и перспективы развития зон научно-промышленного типа в России.
1. Основные типы зон научно-промышленного типа
Научно-промышленные зоны (НПЗ) - свободные экономические зоны, образованные в форме технополисов, высокоразвитых структур по организации разработки и выпуска конкурентоспособной продукции.
Принципы организации технопарков очень схожи с порядком образования экспортно-производственных зон - та же территориальная и экономическая обособленность, государственная поддержка в виде валютных ассигнований, финансовых и налоговых льгот, экспортная ориентация.
Основное отличие НПЗ от экспортно-производственных зон (ЭПЗ) заключается в характере производства. Если в ЭПЗ создаётся в основном крупносерийное трудоёмкое производство, то в НПЗ осуществляется разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство наукоёмкой продукции. При получении положительных результатов маркетинговых исследований о перспективах сбыта новых товаров может быть налажено промышленное производство конкурентоспособной продукции, предназначенной преимущественно для экспорта. Если ЭПЗ создавались вблизи крупных морских портов и аэропортов, то НПЗ организуются рядом с университетами, научными центрами. Наиболее известными в мире являются такие: парк-треугольник Северной Каролины, технопарк университета Юты, технопарк Кембриджского университета в Великобритании, городок науки Цукуба и Кюсюкский «Кремниевый остров» в Японии, Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий (на базе Пекинского университета) в Китае и др. В структуре НПЗ можно выделить следующие основные компоненты:
) резиденты НПЗ - предприятия, арендующие площади в НПЗ, разрабатывающие и (или) производящие продукцию инновационного характера;
) бизнес-инкубатор - организация, располагающаяся на территории НПЗ, оказывающая поддержку части резидентов НПЗ путём предоставления в аренду помещений, содействующая поиску потенциальных инвесторов, выводу продукции на внутренний и внешний рынки;
) консультационные организации, предоставляющие различные виды консультационных, бухгалтерских, юридических, информационных и других услуг;
) промышленно-офисная зона - участки земли, предоставляемые резидентам в аренду под строительство офисных зданий и производственных помещений;
) вузы, исследовательские организации, содействующие коммертизации технологий, являющихся результатом проводимых ими исследовательских разработок, обеспечивают резидентам возможность доступа к библиотекам, лабораторному и научному оборудованию, другим объектам инфраструктуры;
) центр сертификации продукции и услуг.
Поскольку темпы промышленного роста в технопарках превышают средние по стране, то и объём промышленного производства в зонах высоких технологий возрастает. Технопарки становятся реальными «локомотивами» научно-технического прогресса. Важным направлением деятельности технопарка является распространение научно-технической информации, полученной в результате выполнения государственных и частных заказов. Следует подчеркнуть, что до половины всех доходов парк получает от заказов частных компаний. Эта сфера деятельности рассматривается как важнейший фактор повышения технологического уровня местной национальной промышленности. НПЗ вносят весьма существенный вклад в развитие экономики страны.
Разновидности зон научно-промышленного типа в соответствии с функциональным предназначением представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Разновидности зон научно-промышленного типа в соответствии с функциональным предназначением
Промышленно-производственные (экспортно-производственные) зоныТехнико-внедренческие (научно-промышленные) паркиЭкспортно-производственные зоныТехнологические зоныПромышленные паркиИмпортозамещающие зоныТехнопаркиТехнополисыЭкспортно-импортные зоныИнновационные центры и другие виды зон
2. Районы России, имеющие предпосылки для развития зон научно-промышленного типа
На территории РФ могут создаваться НПЗ следующих типов:
промышленно-производственные особые экономические зоны. Создаются на срок 20 лет на участках территории, площадь которых составляет не более чем 20 кв. км. Срок существования НПЗ продлению не подлежит. Резидентом признаётся коммерческая организация, зарегистрированная на территории муниципального образования, на границах которого находится ОЭЗ, и заключившая с органами управления соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности;
технико-внедренческие особые экономические зоны. Создаются на срок 20 лет на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем 3 кв. км. Срок существования НПЗ продлению не подлежит. Резидентом признаются индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, зарегистрированные на территории муниципального образования, на границах которого находится НПЗ, и заключившие с органами управления соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности;
Опыт Тверской области. В течение многих лет Тверская область развивает аграрный сектор, промышленность, туризм, также все остальные бюджетообразующие отрасли и направления. Вместе с тем совершенно очевидно, что в современных условиях в масштабах страны наиболее востребованными станут высокотехнологичные на правления, в том числе те, которыми Россия ранее традиционно не занималась. Без развития инновационной экономики, качественного рывка во всех сферах жизни и деятельности, который достижим только при внедрении новых технологий, сложно оставаться конкурентоспособными.
Видя и понимая эту тенденцию, еще задолго до кризиса администрация Тверской области на чала работу по созданию научно-технологических кластеров. Тверская область в течение последних лет является активным участником нового для регионов процесса технологического обновления производств на базе создания кластерных и научно-производственных систем. В активе области за сравнительно короткий срок - разработка проектов технико-внедренческой и промышленно-производственной зон, победы в конкурсе на создание IТ-инкубаторов.
С 2005г. и до сих пор с участием государственного университета, группы промышленных предприятий и отраслевых НИИ в области проводятся исследования и разработка проектов формирования региональных кластеров в области полимерной химии, кремниевого производства и про граммирования. Разработка научно-технических кластеров изначально была нацелена на восстановление потенциала химической промышленности и IT-сектора, создание новой отрасли микроэлектроники в интересах отечественной «Кремниевой долины» - города Зеленограда.
Процессу создания кластеров предшествовала большая подготовительная работа. По кластеру полимерной химии была проведена оценка инновационного потенциала и состояния промышленных пред приятий, которые были приглашены в качестве потенциальных партнеров и участников проекта, а также отраслевых НИИ. Учитывая ограниченные возможности большинства из них, в качестве ориентира и лидера промышленного комплекса было определено предприятие «Диэлектрические кабельные системы», которое стало действенным партнером Тверского Инно Центра в создании кластера.
Главным препятствием для создания полноценного кластера поли мерной химии являлось раньше и до сих пор остается отсутствие в регионе крупного «якорного» полимерного бизнеса, а также невозможность привлечь для выполнения этой роли других представителей ведущих игроков в со ставе химического комплекса России.
По кластеру кремниевого производства была проведена оценка промышленного потенциала группы предприятий города Торжок и поселка Редкино, которые приглашались в состав кластера.
По кластеру программирования и IT создание крупного многофункционального центра программирования в Тверской области было предложено одним из первых в России. Ведь IT - это вид экономической деятельности, основу которого составляют человеческий потенциал, новые знания. Областная столица-Тверь, располагающая достаточно крупным промышленным потенциалом, кадровыми и интеллектуальными ресурсами, вполне может стать крупным региональным центром координации инновационных процессов и широкого использования научно-технического потенциала Москвы и Санкт-Петербурга.
Опыт Приморского края. Одной из важнейших задач политики России становится создание центра российского политического и экономического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким центром определён Владивосток - один из наиболее крупных и экономически развитых городов российского Дальнего Востока. Город является крупнейшим транспортным узлом, через который проходят морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные транспортные потоки, в нём сосредоточен мощный промышленный, научно-образовательный и культурный потенциал.
Стратегия развития Владивостока разработана с учетом подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. № 801.
Эта стратегия предусматривает преобразование Владивостока и прилегающей к нему территории в крупный деловой торгово-финансовый, транспортно-логистический, индустриальный, научно-образовательный и туристический центр международного значения.
Приоритетными для Владивостока в долгосрочной перспективе являются, в числе прочих, следующие мероприятия:
производство товаров на основе наукоемких технологий, в том числе биотехнологий (производство экологически чистых продуктов питания, биологически активных и лекарственных веществ из сырья дальневосточной тайги и моря);
производство приборов и некоторых видов оборудования для изучения и освоения ресурсов океана;
расширение научных исследований и осуществление конструкторских разработок для освоения и рационального использования ресурсов Тихого океана, контактной зоны «суша-океан» и для решения возникающих при этом экологических проблем;
повышение уровня образования, науки и др.
Решениями генерального плана г. Владивостока научные и научно-производственным зоны остаются в тех же границах за исключением территории ДВО РАН в районе железнодорожной станции «Чайка». Территория научно-исследовательских институтов ДВО РАН увеличиваются за счет слияния разрозненных участков.
Территории ФГУП «Плодово-ягодная станция», Дальневосточная Всероссийская станция растениеводства им. Вавилова обозначены на «Плане современного использования» как функциональные зоны научно-производственного назначения в соответствии с их специализацией. В проектном решении предусмотрено изменение их функционального назначения в жилые и рекреационные зоны
Имеющийся потенциал академической, вузовской и прикладной науки, сосредоточенный во Владивостоке, наличие в нём высококвалифицированных научно-педагогических кадров позволяют создать крупный международный центр университетского образования для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. С этой целью на Русском острове намечено размещение Международного учебного центра для студентов стран АТР и российского Дальнего Востока для совместного обучения и расширения контактов учащейся молодёжи.
Международный учебный центр располагается на кратчайшем расстоянии от города Владивостока на участке завершения мостового перехода Назимова - Новосильцева.
Остальные образовательные и научно-производственные зоны размещаются в соответствии с ранее произведенными отводами участков :
в поселке Рында - учебные территории ДВГТУ и МГУ им. Невельского;
в районе п. Подножье (ДВГУ);
в районе мыса Мелководного - учебные территории ДВГТУ.
3. Проблемы и перспективы развития зон научно-промышленного типа в России
Отсутствие в России в течение долгого времени единого законодательства и четкого правового регулирования зон научно-промышленного типа, базирующегося на продуманной концепции их создания и развития, которая строилась бы на основе апробированных мировой практикой подходах, привело к тому, что процесс формирования зон научно-промышленного типа в России изначально не достиг желаемых результатов. При создании и функционировании зон научно-промышленного типа в России выявились следующие проблемы:
-отсутствие четкого понимания реальных целей и задач зон научно-промышленного типа;
-массовая раздача льгот и привилегий зонам и лоббирование их интересов в правительстве РФ;
-стремление местных властей к суверенитету через создание зон научно-промышленного типа.
Утрата государством руководящей роли в создании сложного экономического института свободных зон привела к тому, что разные виды зон научно-промышленного типа создавались нормативными актами различной юридической силы (решения Совета Министров РСФСР, распоряжения Верховного Совета РСФСР, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, федеральные законы РФ). Несмотря на кажущееся многообразие видов зон научно-промышленного типа, созданных в РФ, их деятельность не принесла ожидаемого эффекта. К основным проблемам, мешающим эффективному развитию зон научно-промышленного типа в стране, можно отнести следующие:
-существующие нормативные документы не обеспечивали достаточно благоприятных условий для создания и функционирования зон научно-промышленного типа;
-имело место дублирование контролирующих функций различными ведомствами;
-в ряде случаев применялись излишне жесткие нормативные требования к проектированию, созданию и функционированию зон научно-промышленного типа и др.
Эффективное функционирование НПЗ России сдерживается отсутствием существенной поддержки со стороны государства, надёжной правовой основы для их создания и развития. Необходимо отметить, что наиболее успешно технопарки развиваются в тех странах, где государство поддерживает развитие научно-технической революции и где во главу этой политики поставлена задача оптимизации хозяйственной системы и восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса, где для привлечения как местных, так и иностранных инвестиций правительство в законодательном порядке вводит финансовые и налоговые льготы. Из существующего ряда проблем результативности деятельности большинства НПЗ России, прежде всего, можно выделить:
) неразвитость системы коммертизации технологий. Зачастую технологическая цепочка «наука - разработки - массовое производство» прерывается. То есть должна быть устойчивая эффективная взаимосвязь между разработками высокотехнологичных продуктов и их внедрением в массовое производство;
) недостаток обустроенных под нужды технопарка площадей. Как правило, вузы выделяют технопарку на правах пользования здание или строение, реконструкция и переоборудование которых не производится. Как правило, технопарки не получают в распоряжение площади земли под застройку, что принципиально ограничивает потенциал их развития;
) недостаточно ресурсов для самостоятельной разработки современных способов ведения высокотехнологичного бизнеса. Поэтому одна из главных функций НПЗ - приход брендов крупных международных компаний, работающих в сфере высоких технологий, которые могут поделиться опытом ведения бизнеса в этой сфере;
) проблема нехватки квалифицированных кадров при комплектовании технико-внедренческих зон, технопарков, бизнес-инкубаторов, отвечающих за коммертизацию технологий, в том числе правовую защиту интеллектуальной собственности.
Заключение
Тенденция развития наукоемких отраслей нашла отражение и в процессе трансформации функционального предназначения специальных экономических зон и появлении зон, специализирующихся на разработке и выпуске наукоемкой продукции, которые получили название научно-промышленные парки (НПП), технопарки, технополисы, которые мы относим к зональным структурам третьего поколения.
Принципы организации технопарков очень схожи с порядком образования экспортно-производственных зон - та же территориальная и экономическая обособленность, государственная поддержка в виде валютных ассигнований, финансовых и налоговых льгот, экспортная ориентация.Основное, но очень важное отличие научно-промышленных парков от ЭПЗ заключается в характере производства. Если в ЭПЗ создавалось в основном крупносерийное, трудоёмкое производство, то в технополисах осуществляется разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, осуществляется экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции.
При получении положительных результатов маркетинговых исследований о перспективах сбыта новых товаров может быть налажено промышленное производство конкурентоспособной продукции, предназначенной преимущественно для экспорта.
Наконец, если экспортно-производственные зоны создавались вблизи крупных морских портов или аэропортов, то технопарки организуются рядом с университетами, колледжами или научными центрами.
За сравнительно короткий период времени с середины текущего столетия до настоящего времени в мире создано свыше 400 научно-промышленных парков. Они размещены в основном в Америке, Европе и Азии. По состоянию на середину 1995 г. в США насчитывалось около 100 технопарков, в Германии - свыше 60, Китае - 52, Великобритании - 40, Франции - 30, России - 27, Японии - 20, Южной Корее - 10, Сингапуре - 10. Сейчас (к 2010 году) их количество возросло в 2,5-3 раза.
Научно-промышленные парки являются прообразами будущих технополисов - городов передовых технологий, научных исследований и проектно-конструкторских разработок. Для большинства развивающихся государств и стран с переходной экономикой стратегия приоритетного развития научно-промышленных парков - это прорыв в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, интеллектуализации всего национального хозяйства. В технополисах гармонично сочетаются наука, высокие технологии, традиционные национальные культуры и создаётся новая общность творческих и всесторонне развитых людей.
Необходимо отметить ещё одну важную функцию технопарков - сдерживание "утечки мозгов", что весьма актуально для современной России, которая превращается в мирового лидера в этой сфере. В настоящее время большинство российских молодых талантливых учёных, уезжающих за рубеж на учёбу или по контрактам, остаётся там на постоянное жительство, что обусловлено разрушением научно-технического потенциала России и отсутствием спроса на высококвалифицированных учёных и специалистов.
Развитие сети технопарков, где создаются благоприятные условия для научной и коммерческой деятельности, могло бы затормозить этот процесс, а также открыть реальную возможность для приложения сил возвращающихся на родину ученых, накопивших опыт работы в ведущих западных научно-исследовательских центрах.
Список использованных источников
. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: ФЗ № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. (в ред. № 240-ФЗ от 30.10.2007 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
. Архипов А., Павлов П. Экономические зоны : достоинства и недостатки // Экономист. 2006. № 11. С. 28 - 34.
. Гурьева М. Зоны свободного внимания // Дальневосточный капитал. 2005. № 12. С. 24 - 29.
. Дорохов Р. Микрочипы за 500 млн евро // Ведомости. 2006. 28 марта. С. 2.
. Ивченко В. В., Хасанов А. Г. Закон об ОЭЗ и развитие малого предпринимательства в регионе // ЭКО. 2006. № 12. С. 108 - 114.
. Имамутдинов И., Медовников Д. НЭП для инноваторов // Эксперт. 2006. № 6. С. 13 - 17.
. Петрунин В. В. Особенности создания и налогообложения свободных экономических зон в России // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. № 7. С. 9 - 15.
. Соловьева Ж. Совершенствование техновнедренческих зон в России // Международная экономика. 2007. № 1. С. 74 - 79.