Философия Нового времени

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,29 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия Нового времени















Философия Нового времени

новый время утилитаризм рационализм

1. Философское содержание Нового времени как отражение формирования капиталистического типа общественных отношений

Философия выступает особой формой отражения общественного бытия. Ее характеристики обусловлены состоянием последнего. Переход от форм частично-личной зависимости, господствующих в средние века к установлению преобладания вещных зависимостей между людьми существенным образом корректирует все черты человеческого мироотношения и осознание самого себя. Это выражается в постепенном проникновении в философское содержание представления о человеке как самостоятельной сущности во многом совпадает с представлением об автономном человеке.

Отношения между людьми мыслятся в виде особой связи между сущностями, которые корректируются предустановленной гармонией. Автономизация человека, его внешняя связь с другими становится первостепенной проблемой для осмысления. В связи с этим выделяется принцип утилитаризма (использования в соответствии с внешней логикой по отношению к чему-либо, т.е. такой, которой противоречит его внутренним потенциям).

Проявления человека исследуются с точки зрения его внешней активности. Анализ внешней активности человека приводит к вычленению особой сферы анализа, выраженной в виде отношения субъекта и объекта. В рамках этого отношения специфическую значимость приобретает знание. Оно выступает орудием, средством через использование которого человек влияет на объект в соответствие со своей целью.

В Новое время с развитием капиталистических отношений, крупного машинного производства, получает существенную активизацию наука. Она выступает средством рационализации практики. Автономность человека порождает новые формы мироотношения, которые например, выражены в принципах протестантизма. Он отрицает посредничество церкви между Богом и человеком и признает принцип личного спасения, кроме того, протестантизм допускает для верующего человека и для протестантской церкви использование любых средств, даже тех, которые кажутся безнравственными в том случае, если это укрепит ту или иную протестантскую организацию. В этом усматривается принцип утилитаризма. Например, обман, убийство верующего, если он это сделал, считается совершенное не им, в связи с тем, что человек считается орудием бога.

Утилитаризм (латинское utilitas - польза, выгода) - этическая теория, признающая полезность поступка критерием его нравственности. Принцип утилитаризма предполагает принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. Основатель - Иеремия Бентам (1748 - 1832) - английский моралист и правовед. В своей этической теории Бентам сводил мотивы поведения к удовольствию и страданию. При этом, нравственность поступка может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в его результате.

При всей автономии, человек все же сам является средством, орудием в руках Бога. Этот тезис означает проникновение утилитаризма в самый глубинный уровень, в самое основание автономности существования человека. Здесь господство вещных зависимостей проявляется полностью (владение - не владение средствами производства).

Понятие ТЕОДИЦЕЯ означает оправдание Бога за существование зла в мире и обществе.

В Новое время ярко проявляется принцип расчленения любого содержания на составные части, элементы, между которыми устанавливаются внешне проявляемые связи. Образ механического взаимодействия является господствующим не только в механике, но и в других областях: человеческом познании, анализе общества. Такой перенос законов механики на другие области человеческого существования называется экстраполяцией. Бурное развитие механики становится основой для гипертрофирования (преувеличения) этого метода, что приводит к негативным результатам и тупикам.

. Эмпиризм и рационализм: основные теоретико-познавательные установки

В Новое время акцентированное исследование взаимосвязи субъекта и объекта приводит к постепенному исчезновению из философии собственно онтологической проблематики. Первое место в философствовании этого периода занимает гносеологическая проблема. А в рамках гносеологии центральное место занимает проблема обоснования знания и способов его получения. Относительно этой проблемы вычленяются 2 крайние позиции, одна из которых исходит из опоры на опытное естествознание, опирающееся на эксперимент и приводит к становлению эмпиризма; вторая же позиция исходит из построения теоретических систем, которые подчинены строгим правилам логического вывода и приводит к формированию рационализма.

Эмпиризм исходит из того, что основой знания является чувственный опыт, который в виде идей отрабатывается мышлением. Мышление, по мнению эмпириков является внутрииндивидной характеристикой, то есть качеством, которое не зависит от других индивидов. Такая трактовка основы познания приводит к тому, что эмпирический путь познания не может дать объяснение появлению всеобщих и необходимых истин, в том числе и математических. Мы не можем почувствовать 180 градусов различных треугольников. Здесь возникает и скептицизм и ограниченность человеческого познания. Д.Юм и Дж. Беркли показали ограниченность опыта и ограниченность субъективно-психологических возможностей индивида. Представители эмпирического направления: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Кондильяк, Беркли, Юм, Мах, Рассел.

Наиболее ярким представителем эмпирического направления эпохи Нового времени является Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Бэкон Фрэнсис - родоначальник английского материализма, предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные.

Возможность усиления власти человека над природой и увеличения его могущества он усматривал в преодолении заблуждений «идолов» (призраков) разума. Эти основные положения философии Бэкона изложены им в незаконченном труде «Великое восстановление наук», частями которого были трактаты «О достоинстве и преумножении наук» (1623), «Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы» (1620) и цикл работ, касающихся «естественной истории отдельных явлений и процессов природы» («Приготовление к естественной и экспериментальной истории» (1620)). Этические и политические идеи Бэкона представлены в работе «Опыты или наставления нравственные и политические» (1597, 1612, 1625), состоящей из отдельных эссе. Отношение Бэкона к античной философии и мифологии нашли отражение в незаконченном трактате «О началах и истоках», «О мудрости древних» (1609). Социальная утопия «Новая Атлантида» - последнее произведение мыслителя, опубликованное в 1627 году.

Томас Гоббс (1588-1679) - ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Его основные работы: «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «Левиафан» (1651). Отличительная черта философии Т. Гоббса - ее социальная направленность, ибо проблема общества и государства, по го мнению, - главная в философии.

Познание, по Гоббсу, осуществляется посредством «идей» (чувственных представлений). Источник идей - чувственные восприятия внешнего мира. Идеи перерабатываются умом посредством сравнения, сочетания и разделения идей. Отсюда познание осуществляется главным образом благодаря чувственному восприятию (эмпиризм). В познании возможно одновременное использование как индукции, так и дедукции. Т. Гоббс считал, что государство возникло в результате добровольного договора между людьми в целях всеобщего мира и безопасности. При этом граждане сами ограничили свою свободу и отдали часть своих прав государю и государственным органам. На правителя (государя) возлагается обязанность охраны мира и всеобщего благоденствия. Благо народа - это высшая цель государства; для этого государство должно быть централизованным и единым. Лучшая форма правления - монархия.

Судьба учения. Идеи Гоббса оказали большое влияние на философию эпохи Просвещения: как на развитие материализма, так и на становление учения о государстве.

1.Философия Нового времени выступает в союзе с наукой;

.Эмпирическое знание - опытное знание;

. Сенсуализм - признает в качестве единственно достоверного источника ощущения;

. Бэкон - автор изречения: «знание - сила»;

. Метод индукции предложен Ф. Бэконом;

. «Идолы театра» - заблуждения, вызванные некритическим усвоением чужих мнений;

. «Война всех против всех» - исходный принцип философии государства Т. Гоббса;

. Автор произведения «Человек - машина» - Ламетри.

Рационализм - исходит из аналогичного признания мышления индивидной характеристикой, благодаря которой человек обрабатывает данные чувственного опыта, но признает в отличие от эмпиризма наличие врожденных идей. Благодаря этому, рационализм пытается объяснить существование всеобщего и необходимого знания, но он не может объяснить саму врожденность идей. Для рационализма характерна ориентация в объяснении познавательных процессов на математику, которая служит иллюстрацией присутствия врожденных идей. Латинское слово ratio переводится как разум. Представители рационализма - Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц, Гегель признают разум и мысль важнейшей характеристикой человека. Отсюда знаменитое признание Рене Декарта «Я мыслю - следовательно существую».

Рене Декарт

Биографические сведения. Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, математик и естествоиспытатель. Родом из знатной дворянской семьи, он девять лет учился в иезуитском колледже в г. Ла Флеш (изучал гуманитарные науки, теологию и математику, особенно увлеченно занимаясь последней). В дальнейшем изучал право в университете в Пуатье, где получил звание бакалавра. В 1618 г. Декарт вступил во французскую армию, воевавшую в Голландии против испанцев. Голландия в это время отличалась свободомыслием и веротерпимостью, поэтому, уволившись из армии, Декарт поселился в этой стране, где прожил 20 лет; здесь же он написал большую часть своих работ. На Декарта тяжело подействовал процесс над Галилеем и осуждение взглядов того как еретических, поскольку сам Декарт разделял эти взгляды. Неудачно сложились и отношения Декарта с профессорами Лейденского университета, запретившими изучение трудов Декарта. В 1649 г. Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм, где вскоре умер.

Декарт совершил ряд крупных открытий в математике (аналитическая геометрия) и естествознании, особенно в оптике (закон преломления света) и в механике (закон инерции). Декарт - один из родоначальников философии Нового времени и классического рационализма.

Основные труды. «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644).

Философские воззрения. Отношение к теологии. Декарт практически ни в одной своей работе не касается проблем теологии. Все теологические исследования в конечном счете имеют целью спасение души. Но, как он замечает в «Рассуждениях о методе», путь на небеса одинаково открыт невеждам и образованным людям. Отсюда легко сделать вывод, который сам Декарт явно не формулирует: изучение теологии не существенно для обретения вечного блаженства. Сам же Декарт, обосновывая отсутствие интереса к теологии, делает акцент на другой широко распространенной идее: религиозные истины выше нашего понимания (они даются в Откровении, и в них надо просто верить), поэтому «я бы никогда не осмелился охватить их своим слабым рассуждением».

Онтология. Декарта можно назвать дуалистом. В основе бытия он усматривает две различные субстанции - человеческое сознание и материю. Но, по Декарту, обе эти субстанции сотворены Богом, поэтому, строго говоря, данное учение является одним из вариантов объективного идеализма.

Субстанцией Декарт называет то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом, поэтому единственная субстанция - Бог. Тем не менее человеческое сознание и материя характеризуются как субстанции, поскольку они, в отличие от всех остальных сотворенных вещей, для своего существования нуждаются только в «обычном содействии Бога»1 и не нуждаются в содействии других сотворенных объектов. Основные характеристики данных субстанций следующие.

Таблица. Сознание и материя

СознаниеМатерияДано непосредственноОткрывается опосредованно- через чувства и воображениеАтрибут (неотъемлемое свойство) - мышлениеАтрибут- протяженность (по трем направлениям: в длину, глубину и ширину)Непротяженно, неделимо, не имеет частей и определенной формы (фигуры)Делима на части, имеет определенную фигуру, расположение частей, обладает движением

Материя заполняет все пространство, т.е. пустоты не существует. Движение всегда относительно - это движение одного тела или частицы (корпускулы) относительно другого; отсюда: в мире не существует абсолютного покоя, так как относительно любого тела совершается движение других тел. Свет, тепло и другие чувственно воспринимаемые качества Декарт относил не к свойствам самих материальных тел, а к особенностям нашего восприятия этих тел, т.е. их фигур и движений, вызывающих в нас ощущения, которые мы называем светом, теплом и т.д. '

Космология. Первоначально природа находилась в состоянии хаоса. Но Бог с самого начала придал материальным частицам вихревое центробежное движение, именно оно привело к возникновению организованного и упорядоченного мира. Все сотворенные частицы сначала были одинаковыми. В процессе кругового движения в результате трения их друг о друга образовалось три основных вида частиц, из которых, в свою очередь, возникли различные природные тела.

Виды частицТелаДробные, бесконечно малые осколкиСолнце и неподвижные звездыОбточенные, шарообразные, очень подвижныеНебоБольшие, обладающие гранями, малоподвижныеЗемля, планеты, кометы

Процесс становления мира из хаоса протекал по законам механики, вложенным в природу Богом, но в сам процесс становления Бог не вмешивался. Внутри мира Богу более не отводится никакого места, Он выводится за пределы мира. На прямой вопрос: «Где находится Бог?» - Декарт был вынужден ответить: «Нигде». Тем самым здесь закладываются основы деизма.

Биология и антропология. Механистически Декарт истолковывает не только неживую природу, но и живую. Организм животного - это автомат, в котором мышцы, связки, суставы выполняют роль шестеренок, рычагов и т.п. От мозга по всему телу, как нити, тянутся нервы, через них осуществляется воздействие предметов внешнего мира на мозг, и через них передаются команды мозга мышцам. Но с помощью механики невозможно объяснить деятельность мышления, и это одна из причин того, почему Декарт считал сознание особой субстанцией. Резкое противопоставление тела как механизма сознанию (душе) поставило перед Декартом сложную проблему их взаимосвязи у человека. Он попытался решить ее механистически, утверждая, что данные органов чувств (механиг ческие воздействия) передаются сознанию в шишковидной железе.

Учение о методе. Научное познание мира должно быть основано на использовании строгих методов, что позволит нам перейти от случайного нахождения отдельных истин к их систематическому и целенаправленному «производству» Если Фр. Бэкон основой науки считал опыт, относящийся к предметам внешнего мира, то Декарт основное внимание обращал на деятельность человеческого разума, на поиск правил, по которым должен действовать человеческий ум. В книге «Правила для руководства ума» он предлагает 21 такое правило, в «Рассуждении о методе» сводит их к четырем.

Таблица

Первое правилоСчитать истинами лишь то, что с очевидностью признается мною таковым, т.е. тщательно избегать поспешности и предубежденности и принимать в свои суждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения.Второе правилоРазделить каждое из рассматриваемых мною затруднении на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения.Третье правилоМыслить по порядку, начиная с предметов простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных.Четвертое правилоСоставлять всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил.

Таким образом, эмпиризм и рационализм, выступая противоборствующими формами осмысления познания, все-таки с одной стороны в значительной степени повторяют друг друга, а во 2-х, не решают проблему выявления истинных оснований познавательного процесса. они исходят из противопоставленности субъекта и объекта познания и из анализа их внешней связи. Однако суть в том, что противопоставление этих двух форм не приводит к позитивным результатам. (пример) Основой же единства того и другого выступает предметно-практическая деятельность, которая осталась в стороне от рассмотрения представителей того и другого направления.

Гносеология и рационализм.

Первое правило есть одновременно и последнее: с него все начинается и все им заканчивается. Но что может считаться абсолютно ясным и очевидным, не вызывающим никаких сомнений? Наши чувства временами нас обманывают. Значит, можно предположить, что ничто в мире не является таким, каким нам представляется. Другой источник знания - наш ум. Чистый ум порождает, например, математику. И мы можем сказать, что 2+2=4 при любых обстоятельствах, во сне и наяву. Но ведь возможно, что и математическое знание есть всего лишь мистификация, изобретенная каким-либо злым духом? Сомнение полезно и необходимо, оно - обязательный этап на пути к истине. Сомневаться можно во всем, но для этого все-таки необходимо, чтобы существовал тот, кто сомневается, думает, размышляет. Отсюда, как совершенно очевидный и бесспорный, выводит Декарт свой знаменитый тезис: «Мыслю, следовательно, существую» («Соgitо егgо sum»). Абсолютная очевидность данного тезиса для нашего ума делает его образцом тех истин, которые могут считаться настолько ясными и отчетливыми, что не вызывают никаких сомнений. С другой стороны, именно очевидность идеи для ума оказывается высшим критерием истины. В уме человека Декарт выделяет три вида идей.

Идеи, содержащиеся в уме человека

Вид идейХарактеристика идейВрожденныеОбнаруживаются в сознании человека как изначально содержащиеся тамПриобретенныеПриходят извне и относятся к вещам, которые находятся вне мыслящего субъектаСотворенныеИдеи, сконструированные самим человекомВрожденные идеи содержатся в человеческом уме в свернутом виде, как зародыши. Важнейшей среди них является идея Бога как бесконечной, вечной, неизменной, независимой, всезнающей субстанции, породившей человека и весь мир. Благость Бога есть гарантия того, что и человек - Его творение - способен познавать мир, т.е. те идеи, которые Бог вложил при сотворении в мир как фундаментальные законы бытия. Эти же идеи, и в первую очередь математические законы и аксиомы, Бог вложил в сознание человека. В уме человека, занимающего наукой, они разворачиваются и становятся ясными и отчетливыми.

Этика. Этические воззрения Декарта также строятся на базе рационализма: задача мыслящего человека состоит в том, чтобы укрепить власть разума над тиранией чувств. В работе «Страсти души» он сформулировал свои основные правила морали (максимы).

Правила морали

Первое правилоПодчинение законам и обычаям моей страны, уважение к религии, под сенью которой Бог дал мне милость получить образование, начиная с самого раннего возраста направлял меня во всех делах в соответствии с наиболее умеренными взглядами, далекими от каких-либо крайностей, повсеместно принятыми и распространенными среди людей, в обществе которых мне приходилось жить.Второе правилоТвердость, решимость и упорное следование избранным позициям, даже если они вызывают сомнение, как если бы они были надежнейшими.Третье правилоПобеждать, скорее, себя самого, нежели судьбу, и менять, скорее, свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей.Четвертое правилоУпотребить всю мою жизнь на культивирование разума и, насколько возможно, продвигаться вперед в познании истины, следуя методу, который я сам себе предписал.

Судьба учения. Разнообразные идеи Декарта оказали весьма существенное влияние на развитие всей последующей западной философии. Так, дуализм Декарта получил развитие в особом течении - окказионализме, но не был принят другими философами - даже Спинозой, которой считал себя учеником Декарта. Заложенные в учении Декарта основы деизма и механицизма активнейшим образом развивались в учении Ньютона, а позднее и многими просветителями. Рационализм Декарта лег в основу всего рационализма Нового времени, но уже в конце XVII века в философии зарождается противоположное ему учение - сенсуализм.

3. Развитие субстанционализма в Новое время

Характерной чертой философии Нового времени можно представить субстанционализм. В большей степени субстанционализм характеризует позицию рационализма, чем эмпиризма. Так, Декарт говорил о двух субстанциях: мыслящей и протяженной (дуализм). Известные слова Декарта «Мыслю - следовательно существую» - указывают на признание мыслящей субстанции. В то же время, он отчетливо видел, что все проблемы могут быть решены на основе естественно-научного знания, которое основано на признании протяженной субстанции.

Бенедикт (Барух) Спиноза - голландский философ - придерживается идеи о том, что субстанция - творящее начало, явление природы, которое является причиной самой себя (causa sui). Он говорил о различных модусах субстанции: мышлении и протяженности, но у него не дуализм, а монизм. Философия у него представлена как единое здание миропорядка, субстанция же является единым началом. Проявление разума у человека с точки зрения Спинозы может иметь место только в связи с законами миропорядка. Поэтому общественная разумная жизнь человека связана с тем, насколько она согласована с субстанцией. Спиноза через свою идею субстанциализма показывает, что любой индивид вне субстанции не может определиться и получить автономное существование.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) - является автором учения о монадах. С точки зрения Лейбница, монада представляет собой образ активного творящего начала. Весь мир - множество монад, то есть как будто бы распавшийся на множество микрооснований собственного развития. Индивидуальное развитие всех монад идет по принципу «предустановленной гармонии», которая представляет собой план, заранее заложенный в структуру бытия Богом. Каждая монада отражает в себе весь мир, она есть «живое зеркало Вселенной». Учение о монадах Лейбница - одно из наиболее оригинальных во всей философии Нового времени. Это учение в отвлеченной философской форме схватывает действительное состояние в мире и обществе. И хотя сама по себе монадология не получила дальнейшего развития, многие идеи Лейбница повлияли на развитие немецкой классической философии, а в ХХ веке на развитие феноменологии.

Благодаря идее субстанции в Новое время стало возможным противостоять механистическим исследовательским моделям, механистическому методу исследования и философствования, т.к. идея субстанции предполагает ставку на единство, на выявление закона целого. Механистический подход не дает возможности сохранить природу целого. Целое распадается, исчезает и предстает как сумма частей.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!