Развитие психики в процессе биологической эволюции
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
Филиал РГГУ в г. Балашихе
Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин
Реферат по психологии и педагогике
Развитие психики в процессе биологической эволюции
Студентка Щеглова Юлия Вадимовна
Руководитель Т.Ф. Борисова
Балашиха 2011
План
Введение
Раздел 1. Развитие психики в филогенезе
.1 Основы психики: чувствительность и восприятие
.2 Рефлексы с точки зрения И.П. Павлова
.3 Развитие интеллекта, сознания и личности
Раздел 2. Развитие психики в онтогенезе
.1 Периодизация психического развития
.2 Этапы онтогенеза
Заключение
Введение
Психика - это свойство головного мозга, позволяющее животным и человеку отражать воздействия предметов и явления объективного мира. Развитие психических механизмов регуляции поведения живых существ проходило ряд этапов:
чувствительность относительно отдельных свойств объектов в простейших организмах,
восприятие целостных предметов в более сложных живых существ,
практический интеллект высших животных,
практичный и абстрактный интеллект как основа первоначальной сознательной психики у древнейшего человека,
сознание и самосознание древнего человека,
личность человека до нашей и нашей эры.
Эти этапы заключаются в процессах развития психики филогенеза и онтогенеза.
Одной из гипотез об эволюционном и историческом развитии психики является философская концепция французского философа и палеонтолога П. Тейяр де Шардена. Философ выделяет в процессе эволюции универсума четыре стадии - «преджизнь», «жизнь», «мысль» и «наджизнь». На «преджизненой» стадия планета Земля имеет врожденный потенциал преджизни и соответствующую ему массу элементарной психической, духовной энергии - «предсознания». На стадии «жизнь» формируется биосфера, которая распространяется на оболочке планеты в виде живой массы организованной материи - микроорганизмов и мегамолекул; последние разветвляется в виде дерева жизни.
Для стадии «мысли» характерно интенсивный рост сознания. Благодаря способности человека к рефлексии универсум сосредоточивается на себе, овладевает собой. Наряду с биосферой постепенно создается новый «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных, - ноосфера, на которой зарождается и развивается единый дух цивилизации.
Для стадии «наджизнь» характерно объединение народов, духовное обновление Земли, формирование «надчеловечества». Ноогенез приводит к очеловечиванию времени и пространства, к возникновению «надличности».
психический чувствительность восприятие поведение
Раздел 1.Развитие психики в филогенезе
.1Основы психики: чувствительность и восприятие
Развитие психики в филогенезе - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой.
Возникновение первобытной психики связано с переходом от до психичных форм регуляции поведения простейших, растительных и животных организмов к собственно, психическим, сигнальным формам регуляции животных. Одной из форм активности живого являются тропизмы <#"justify">Раздел 2. Развитие психики в онтогенезе
.1 Периодизация психического развития
Развитие психики в онтогенезе <#"justify">Заключение
Психология обрела самостоятельность в качестве науки сравнительно недавно: вплоть до конца 19 века она рассматривалась как одна из отраслей философии. Сегодня в её рамках выделяют целый ряд областей, изучающих всё разнообразие поведения людей и животных1.
Итак, в процессе филогенеза возникает и развивается непрерывная череда форм психического отражения живыми существами окружающей действительности, которые способствуют более совершенной регуляции их поведения и жизнедеятельности. Это обеспечивает возможность не только полнее отражать объективную действительность, но и преобразовывать ее и себя.
Общим итогом онтогенеза всегда остается стабильное осуществление взрослой адаптивной нормы. Иными словами, главный принцип эволюции онтогенеза состоит в том, чтобы обеспечить это осуществление вне зависимости от самостоятельных адаптивных изменений.
Список использованных источников и литературы
1. Психология и педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, В.П.Каширин.-4-е изд., стереотип. - М: Издательский центр «Академия», 2006.- 480 с.
. Позина М. Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И. Ф. Неволин - М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. - 97 с.
. Данилова Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова; отв. ред. Е. Баранчикова . -Ростов н/Д.: Феникс, 1999. -480с.: ил.-(Серия «Учебники и учебные пособия»).
. Кларк Д. Развитие психологии / Д. Кларк / / Древо познания: универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. -М: Б.и., 2005.- С 489. - (Научно- познавательная коллекция «Маршалл Кавендиш» ).
5. Развитие психики [Электронный ресурс]-Электрон. дан.-cop. 2010-2011.-Режим доступа:<http://mypsiholog.com/>