Управление развитием спортивной борьбы России
Управление развитием спортивной борьбы России
Содержание
Введение
. Управление развитием спортивной борьбы России
. Социальная значимость спортивной борьбы
Заключение
Список литературы
Введение
Вся система культивирования спортивной борьбы состоит из управляющих и управляемых подсистем. К настоящему времени в этой области накоплен огромный опыт.
Для обеспечения успешного оперативного общения между специалистами по спортивной борьбе важно иметь единую и общепринятую терминологию. Ее качество характеризует уровень развития борьбы как вида спорта, учебной и научной дисциплины. Возникает вопрос: удовлетворяет ли специалистов степень разработанности современной терминологии в физической культуре и спорте, в частности в спортивной борьбе? Если исходить из требований ясности, краткости, возможности четкого измерения и всесторонности, то положительного ответа не последует. Ну как, например, реализовать такое требование к терминам, как возможность четкого измерения? Ведь если термин "мощность" в физике характеризует величину работы в единицу времени, то уже в самом понятии этого термина заложен способ его измерения. Много ли таких "измеряемых" терминов в науке о физическом воспитании, спорте, в спортивной борьбе? Безусловно, мало. А как быть здесь с требованиями ясности, краткости, всесторонности'' В общем, это трудная проблема. В ее решении специалисты бывшего СССР всегда играли авангардную роль.
В первую очередь следует выделить большую группу эмпирически сложившихся и специально разработанных терминов для всей отрасли "Физическая культура и спорт". К ним относятся такие емкие термины, как "физическая культура", "спорт", "физическое воспитание", "физкультурное движение", "физкультурное образование", "физическое совершенство" и др.
Другая группа терминов характеризует борьбу как вид спорта.
1. Управление развитием спортивной борьбы России
Среди терминов, характеризующих борьбу как вид спорта, есть такие, которые отражают исторические вехи развития спортивной борьбы и истоки ее популярности, организационное построение, социальную значимость борьбы, вопросы профессионализма и любительства, национально-самобытные разновидности спортивной борьбы и основы профессиональной деятельности тренеров.
При рассмотрении борьбы как учебной дисциплины используются термины, характеризующие тенденции состояния, и перспективы профессионального образования тренеров и содержание теоретической подготовки борцов.
Анализ борьбы как объекта научных исследований связан с применением терминов, отражающих научный потенциал, предметную область исследований и научно-исследовательский аппарат (методы, типы и технологию исследований)
Изложение ответов на вопрос "Что надо тренировать у борцов?" потребовало использования множества терминов, характеризующих моторные, психологические факторы и структуру достижений борцов, понятийный аппарат биомеханики спортивной борьбы. Был осуществлен семантический анализ терминов "стратегия" и "тактика" в военном деле, шахматном искусстве и спортивной борьбе. Анализ системы упражнений борцов выдвинул необходимость применения целого ряда терминов, раскрывающих общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения.
Еще ближе к теории и практике спортивной борьбы стоят термины, относящиеся к подготовке борцов и отвечающие на емкий вопрос: как тренировать? Это термины, характеризующие теоретические основы управления тренировочной деятельностью, т.е. цель, задачи, принципы, средства, методы и формы организации занятий спортивной борьбой.
Особое значение имеют термины, отражающие три крупные группы задач тренировки: воспитательные, оздоровительные и образовательные. Например, воспитательные задачи профессиональной деятельности тренера раскрываются такими терминами, как моральная подготовка (подготовленность), интеллектуальная подготовка (подготовленность), эстетическая подготовка (подготовленность) и волевая подготовка (подготовленность). Важная роль принадлежит в них таким терминам, как мировоззрение, творческие познавательные возможности, эстетические способности, вкусы, эстетика движений, быстрота волевых решений, мощность и самостоятельность их проявления, устойчивость волевых состояний и др.
К терминам, раскрывающим оздоровительные задачи тренировки, т.е. задачи физической подготовки борцов, относятся: здоровье, телосложение (тотальные размеры, пропорции, конституция тела), физические или двигательные качества (скоростно-силовые, выносливость, гибкость), физическая подготовленность, характеризуемая скоростно-силовыми качествами, гибкостью, выносливостью (аэробная, аэробно-анаэробная, анаэробно-лактатная, анаэробно-алактатная). Большая группа терминов относится к образовательным задачам спорта: технической, тактической, теоретической подготовке. Среди них выделяются техническая, тактическая, теоретическая подготовленность, характеризующиеся объемом, разносторонностью и эффективностью усвоенных видов деятельности (тренировочной, внетренировочной, соревновательной) и специальных знаний.
Раздел об особенностях подготовки борцов легких, средних и тяжелых весовых категорий насыщена антропологической терминологией.
Материал об основах управления внетренировочной деятельностью содержит много медико-биологических терминов, отражающих рекомендации по режиму дня, личной гигиене, питанию, закаливанию организма и восстановлению работоспособности у борцов.
Также широко представлены термины, относящиеся к планированию восьми фрагментов тренировочного процесса и многим разновидностям контроля (входного, тренировочного, внетренировочного, соревновательного, процессуального, отборочного, результирующего, педагогического, врачебного, научного и самоконтроля)
Данная тема содержит огромное количество терминов. Это предопределяет необходимость их анализа не в отдельном разделе, а по ходу изложения отдельных вопросов в каждом разделе комплекта по разновидностям борьбы: греко-римской, вольной, самбо, дзюдо, армреслингу, каратэ, тхэквондо, таэквондо, ушу и др.
Анализ основных исторических фактов позволил выделить основные истоки международной популярности спортивной борьбы. Однако поскольку приведенный исторический материал изложен фрагментарно, можно первой задачей будущих исследований (первое направление научных исследований) поставить более широкую и углубленную разработку вопросов возникновения и исторического развития спортивной борьбы как вида спорта, педагогической системы, решающей воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Цель исследователей здесь могла бы заключаться не столько в поиске фактических материалов (текстов, иллюстраций), сколько в их хронологической систематизации в рамках возможно большего количества различных вопросов. Примером такого подхода является и настоящий раздел, в котором рассмотрен один из возможных вопросов: истоки устойчивой международной популярности спортивной борьбы среди населения нашей планеты. Было бы полезным разработать исторический очерк о развитии борьбы в отдельных странах СНГ и более мелких регионах.
Второе направление научных исследований может быть посвящено перспективам дальнейшего развития спортивной борьбы в отдельных странах СНГ и отдельных регионах. Здесь будет полезно ознакомление со схемой, которая в самых общих чертах отражает организационно-управленческие и методические аспекты построения механизмов управления развитием спортивной борьбы. Это управляющие и управляемые звенья, с одной стороны, и система регламентирующей и учебно-методической документации - с другой. борьба тренировка социальный значимость
Накопленный в бывшем СССР организационно-управленческий опыт и научно-методический потенциал трудно переоценить. Он был достигнут усилиями трех поколений научных работников, организаторов, финансистов и методистов спорта в бывших республиках СССР. Это высокая спортивная культура, сложившаяся тренерская школа, выделившиеся структуры научно-педагогических и спортивных учреждений, научных и преподавательских кадров.
Как бы не потерять все это. Будет трудно тогда все возрождать в каждой стране СНГ!
Наступившие коренные перемены, весьма динамичный переход монолитной централизованной системы к сфере деятельности ряда государств-"наследников", экономическая неразбериха и гиперинфляция не способствуют нормальной социально-экономической обстановке; энтузиазм чередуется с отчаянием, вера в будущее спорит с мрачными прогнозами. Налицо весьма драматическая ситуация.
Все это затрудняет госбюджетное финансирование даже самых престижных институтов физической культуры. Это может привести к необратимому снижению уровня образования, ранее считавшегося первоклассным.
Исходя из изложенного, сложившуюся в бывшем СССР систему культивирования спортивной борьбы следует не только сохранить, но и подвергнуть существенному совершенствованию. Сохранить с ее наукой, поддержкой сборных команд и всем остальным, что в течение ряда десятилетий приносило мировую славу отечественной борьбе. Надо добиться, чтобы в учебных заведениях, на предприятиях, в спортивных школах, добровольных спортивных обществах занимались международными и национальными видами спортивной борьбы многие сотни тысяч детей, юношей, юниоров и взрослых. Необходимо, чтобы в техникумах, институтах, на факультетах физической культуры ежегодно готовили тренеров-преподавателей по всем видам спортивной борьбы; на кафедрах борьбы учебных институтов, в подразделениях научно-исследовательских учреждений изучались оптимальные способы подготовки борцов и тренерских кадров. Важно, чтобы ведомственные и территориальные федерации борьбы продолжали финансировать строительство залов, подготовку спортивных судей, проведение семинаров, учебно-тренировочных сборов и соревнований, чтобы промышленность производила оборудование для борцовских залов и инвентарь для спортсменов.
Иными словами, для сохранения и приумножения успехов необходимо провести работу по совершенствованию всей структуры управления развитием спортивной борьбы на базе обобщения опыта, систематического развития науки, роста культурного уровня народа, взаимопроникновения национальных и этнических традиций
Третье направление научных исследований целесообразно посвятить дальнейшему развитию понятийно-терминологического аппарата спортивной борьбы. Если для нужд общетеоретического направления требуются более обобщенные абстрактные термины, то в частных учебных пособиях должны появиться новые и быть уточнены старые термины, отражающие наименования отдельных общеподготовительных, специально-подготовительных и соревновательных упражнений, частных методик обучения им и их применения в виде тренировочных заданий.
Особенно большая работа предстоит по разработке вопросов истории развития каждого вида борьбы, начиная с момента создания международных федераций.
2. Социальная значимость спортивной борьбы
Спортивная борьба представляет собой регламентированное правилами соревнований противоборство двух соперников с целью достижения победы. Как уже отмечалось, этот древнейший и весьма популярный вид спорта имеет не только демократическую, гуманистическую направленность, но и высокое военно-прикладное значение.
По П.Ф Лесгафту, "борьба - это упражнение с возрастающим напряжением, состоящее в проявлении сил в соответствии с проявлением их другим лицом, при умении стойко укреплять свое тело на определенной опоре и зорко наблюдать за действиями противника, по возможности предупреждая их". Не в этом ли определении кроется древняя причина популярности борьбы, потаенная движущая сила ее многовекового существования и дальнейшего развития? Отсюда ясно, что смысловой основой поединка служит не грубый натиск физической силы, а искусство владеть своим телом, соизмерять усилия в зависимости от ситуации и направлять их в нужное русло. Такое искусство необходимо не только в спортивной, но и в трудовой деятельности; оно оказывает гармоническое влияние на развитие интеллекта и физических возможностей человека. Именно это, а также возможность связать славные традиции прошлого с потребностями, идеалами физического совершенствования современной молодежи сделали борьбу одним из наиболее распространенных в мире видов спорта. Все это лежит в основе высокой оценки борьбы как вида спорта рядом выдающихся людей различных эпох (Платон, Аристотель, Рабле, Гегель, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Добролюбов, В.В. Гори-невский, И М. Саркизов-Серазини и др.).
"Занятия борьбой сыграли существенную роль в формировании личности таких выдающихся людей, как Сократ, Платон, Авиценна, Руставели, А. Линкольн, Л.Н. Толстой, А.И. Куприн, Р. Тагор и др." (Р. Петров, 1978).
Спортивная борьба и другие виды спорта приобретают особую значимость в наши дни, когда научно-технический прогресс все более и более ограничивает двигательную активность человека, отдаляет его от природы. Занятия борьбой, способствуя формированию необходимых жизненных позиций у молодежи, содействуя интеллектуальному, эстетическому, волевому воспитанию, гармоническому развитию физических качеств, укрепляют здоровье, вооружают большим объемом специальных знаний и технико-тактических действий. Все это способствует значительному повышению работоспособности, формируя социально активных граждан. В практике спорта немало ярких примеров разносторонней спортивной подготовленности борцов. Так, олимпийский чемпион по греко-римской борьбе И.И. Коткас был чемпионом СССР по метанию молота. Неоднократный призер чемпионатов страны по вольной борьбе С.А. Преображенский - чемпионом СССР по гребле на байдарке. Чемпион страны по греко-римской борьбе Э К. Пуусеп - участником знаменитого пробега Таллин - Ленинград - Москва протяженностью свыше 1000 км, где проявил отличные стайерские качества.
Это послужило основой для рекомендаций многих выдающихся специалистов в области спорта по использованию спортивной борьбы в качестве дополнительного (подсобного) средства подготовки атлетов.
Этот вид единоборства наиболее полно удовлетворяет естественное желание человека помериться силой, показать свою удаль, ловкость, смекалку, смелость.
Общественное звучание спорта, в том числе борьбы, с каждым годом усиливается. Сейчас спортивная борьба интенсивно проникает в жизнь людей, выполняя важнейшие социальные функции. Высокий социальный статус видов спортивной борьбы проявляется в реализации таких гуманистических ценностей, принципов, идеалов, как укрепление здоровья, физическое совершенствование человека.
Заключение
Вызываемый занятиями борьбой общественный интерес выходит за рамки физического совершенствования спортсмена; он способствует радости общения, сопричастности радости победы и гордости за человека, регион, страну и за их неиссякаемые возможности, и сопереживанию в случае поражения. Вот почему у экранов телевизоров собираются миллионы телезрителей, наблюдающих состязания сильнейших борцов мира.
Право на трансляцию соревнований по видам борьбы приобретается телекомпаниями за огромные деньги, исчисляемые несколькими десятками миллионов долларов. Вырученные таким образом деньги идут на развитие спортивной борьбы, укрепляют материальное положение международных и национальных федераций
И не случайно так широка география популярности спортивной борьбы, выраженная в филателии. Для примера достаточно заглянуть в юбилейный сборник, посвященный 75-летию Международной любительской федерации борьбы.
Особую значимость приобретает престижность достижений в спортивной борьбе. Они рассматриваются как демонстрация государственных возможностей. Отсюда высокая ответственность правительств, функционеров, тренеров и самих спортсменов. В конечном счете спорт дал возможность сравнивать даже социальные системы.
Недаром президент США Джон Кеннеди в свое время отметил: "В мире сегодня проблемы решают два фактора: количество ракет и количество золотых олимпийских медалей". Привлекательность гуманистических идей Олимпийской хартии и самих соревнований по борьбе обусловила большой объем информации о ней в периодической печати, на радио и телевидении.
Список литературы
1.Борьба самбо: Правила соревнований. - М. Физкультура и спорт, типография "Кр. знамя" - 6-я тип. Трансжелдориздата, 1947.
2.Борьба "Cамбо". Программа для спортивных секций коллективов физической культуры. Утв. Всесоюзн. ком. по делам физ. культуре и спорта при Совете Министров СССР 18/VI 1948. М.: Физкультура и спорт, типография Металлургиздата в Мск., 1948.
.Волков В.П. Курс самозащиты без оружия «САМБО». Учебное пособие для школ НКВД. Часть 1,2. - М.: Издательство школьно-курсового отделения отдела кадров НКВД СССР, 1940. - 537 с.
.Гаткин Е.Я. Самбо для начинающих. - М. Астрель, 2001.
.Гулевич Д.И., Звягинцев Г.Н. Борьба самбо. - М., 2000.