Влияние коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    81,41 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ






КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте

Предмет: Социальная психология

Евчар Оксана Анатольевна

Научный руководитель:тарший преподаватель кафедры

германо-романского языкознания

Куницкая Оксана Сергеевна





МИНСК 2011

Оглавление

Введение

1. Изучение теоретической сущности влияния коллектива сверстников на социализацию личности подростков

1.1 Понятие процесса «социализации», его особенности в подростковом возрасте

.2 Социально-психологическая характеристика подросткового возраста

Выводы по первой главе

. Экспериментальное исследование проблемы влияния коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте

.1 Диагностика взаимоотношений подростков и их влияния на социализацию личности

.2 Рекомендации педагогам по созданию условий для успешной социализации подростков в коллективе сверстников

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

В настоящее время объектом пристального внимания педагогов стала проблема социализации подростков в условиях общественного и духовного кризиса. Это закономерно, поскольку именно подрастающее поколение составляет основу будущего общества, определяет перспективу его развития. Для сохранения общества педагоги должны помочь подрастающему поколению усвоить и закрепить в себе качества, необходимые для успешного исполнения социальных ролей.

Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет основные особенности личности детей подросткового возраста.

Для переходного возраста характерна переориентация подростка с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных себе по положению. В значительной степени процесс социализации подростка определяется общением со сверстниками, которое складывается в малых группах, классах, формальных и неформальных объединениях и т. д. Общение со сверстниками - самостоятельная и значимая сфера жизни подростка. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации, обретает индивидуальность, добивается признания.

Чтобы сохранить психологический контакт с подростками (особенно остро эта необходимость стоит перед родителями и педагогами), нужно надлежащим образом прослеживать изменения в подростковом возрасте, а в особенности группирование подростков, как в организованном коллективе, так и при свободном общении, т.к. без свойственного подросткам вхождения в группы невозможно представить дальнейшее полноценное развитие личности.

Всё выше сказанное определило тему нашего исследования: влияние коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте.

Область исследования: Межличностные отношения в подростковом коллективе.

Цель: Выявить эффективные способы социально-педагогической деятельности по формированию положительного влияния коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте.

Объект: Процесс социализации личности в подростковом возрасте.

Предмет: Социально-педагогическая деятельность по формированию положительного влияния коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте.

На основании определенных цели, объекта и предмета нами была выдвинута гипотеза данного исследования: существуют следующие способы социально-педагогической деятельности по формированию положительного влияния коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте:

тренинги на сплочение коллектива;

занятия по преодолению межличностных конфликтов;

коррекционно-развивающие упражнения.

В своей работе мы ставим перед собой следующие задачи:

. изучить историческое и современное состояние проблемы влияния коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте;

. проанализировать особенности процесса социализации личности в подростковом возрасте;

. определить формы и методы социально-педагогической деятельности по формированию положительного влияния коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте;

. разработать рекомендации по совершенствованию социально-педагогической деятельности, направленной на формирование положительного влияния коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте.

Для реализации цели и задач нами были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

а) теоретический анализ социально-педагогической и психологической литературы по проблеме социализации в подростковом возрасте;

б) анкетирование;

в) беседа;

г) социометрия;

д) методика для изучения социализированности личности подростка (М.И. Рожков);

е) метод качественной и количественной обработки данных.

Базой исследования выступили два 9 класса СШ № 98 г. Минска (общее количество подростков принявших участие в эксперименте - 42 человека).

1. Изучение теоретической сущности влияния коллектива сверстников на социализацию личности подростков

 

1.1 Понятие процесса «социализации», его особенности в подростковом возрасте

Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х- начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др. Для западных исследований характерно чрезвычайное многообразие теоретических подходов при рассмотрении процесса социализации. Так, представители бихевиоризма и необихевиоризма (Б. Скиннер, А. Бандура, В. Уолтерс и др.) рассматривают социализацию как процесс социального научения. Представители гуманистической психологии (А. Оллпорт, А. Маслоу, Г. Роджерс) понимают социальное развитие личности как самоактуализацию «Я-концепции»[ 6 ]. Также, изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались: З. Фрейд, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Б.П. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова-Славская, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия «социализация». В психологическом словаре дается следующее определение: «социализация - это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности» [ 22].

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе [ 15].

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние [ 19].

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Выделяют несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается.

Социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее [29].

Ряд авторов, в том числе и З.Фрейд, выделяют четыре психологических механизма социализации, такие, как:

Имитация - осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.

Идентификация - способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения [2].

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. [19].

Процесс социализации начинается с младенческих лет и продолжается на протяжении всей жизни человека, однако, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, так как, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии процесса социализации:

. Дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого слова (обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.).

. Трудовая стадия. Включает весь период трудовой деятельности человека.

. Послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте, с прекращением трудовой деятельности [ 3 ].

Однако, отмечая, что социализация - процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности дотрудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности. В работах В.П. Андреенковой, одной из первых у нас в стране исследовавшей проблемы социализации, было предложено в дотрудовой стадии выделять три относительно самостоятельные периода:

1. Первичная социализация ребенка.

. Маргинальная (переходная) социализация подростка.

. Устойчивая или концептуальная социализация юности. Данные периоды выделяются в связи с определенными возрастными особенностями социального развития и процесса социализации индивида [4 ].

Одной из характерных отличительных черт переходного (маргинального) периода являются те серьезные изменения, которые происходят в это время в сфере самосознания. Когда подростковый возраст называют решающим этапом в формировании личности, имеют в виду прежде всего тот факт, что в этот период закладываются основы самосознания, представления о себе как о субъекте труда, общения, познания. Процесс формирования самосознания существенным образом изменяет характер отношений подростка с окружающими его людьми, как взрослыми, так и сверстниками, приводит к заметной перестройке институтов, механизмов и способов социализации. У подростка проявляется довольно отчетливо выраженное стремление к самостоятельности, эмансипации, автономности от взрослых, выражающееся в обостренной критичности по отношению к взрослым, родителям, учителям, в повышенной конфликтности со взрослыми. Вместе с тем, у подростка появляется не менее настойчивое стремление к обществу сверстников, повышенное внимание к их мнению, повышенная потребность общения, самоутверждения. По сути дела, эти два явления, характеризующие перестройку отношений со взрослыми и сверстниками, следствия одного и того же процесса активного формирования самосознания, которое, как известно, затруднено без общения, без взаимодействия с себе подобными[5].

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Положение принципиального равенства детей-сверстников делает эту сферу отношений особенно привлекательной для подростка: это положение соответствует этическому содержанию возникающего у подростка чувства собственной взрослости. Происходящие в начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым[8].

По мнению И.С. Кона, переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым [12].

А каковы социально- психологические функции общества подростков?

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер, если нет других источников такой информации.

Во-вторых, это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости [27].

«Общество сверстников», в рамках и под влиянием которого формируется личность подростка, реально существует в двух качественно различных формах:

) в форме организованных и прямо или косвенно направляемых взрослыми коллективов;

) в форме стихийно складывающихся более или менее диффузных групп общения, приятельских компаний и т. п. [18].

Важнейший коллектив, к которому принадлежит подросток и под влиянием которого формируется его личность - это школьный класс. Ученический коллектив, замечает Л. И. Новикова, с одной стороны - «функция педагогических усилий взрослых, так как проектируется взрослыми и развивается под их прямыми и косвенными, непосредственными или опосредствованными влияниями. С другой стороны - он спонтанно развивающееся явление, так как дети нуждаются в общении и вступают в общение отнюдь не только по установленным взрослыми рецептам.

Эта двойственность находит свое выражение в двойственной структуре коллектива: формальной, определяемой через заданную организационную структуру, систему делового общения, набор деятельностей, и неформальной, складывающейся в процессе свободного общения детей» [28]. Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам. Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу». В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде [15]. Еще одним показателем усложнения неформальной структуры класса в этот период может служить появление такого нового основания для объединения учащихся в группы, как общность их профессиональных намерений. Психологические исследования показали, что в подростковом возрасте межличностные взаимоотношения между соучениками во многом определяют выбор ими той или иной профессии [16].

А теперь обратим внимание на общение подростков вне школьных стен. Свободное общение не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения личности, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает ему дополнительные возможности для самоутверждения.

По характеру социальной направленности И.С. Полонский делит стихийные группы на три типа: просоциальные или социально-положительные; асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей; антисоциальные социально отрицательные группы. Большинство изученных подростковых объединений принадлежит к просоциальным, то есть социально положительным и близким к этому типу объединением.

Просоциальные компании, способствующие развитию у своих членов положительных социально-нравственных качеств, отличаются широтой диапазона совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным уровнем личных взаимоотношений. Члены такой компании не только совместно развлекаются, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы, сообща ищут решения жизненных проблем.

Асоциальные кампании формируются главным образом на базе совместных развлечений. Межличностные контакты в такой компании, будучи эмоционально значимыми, ограничены по содержанию и потому остаются поверхностными. Качество совместного времяпрепровождения может быть разным, но часто невысоко.

Антисоциальные компании также связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения. Молодежная преступность является, как правило, групповой, и истоки ее часто лежат именно в безнадзорности уличных компаний, лидерами которых становятся так называемые трудные подростки или взрослые правонарушители [20].

Трудности социализации в подростковом возрасте связаны с тремя главными обстоятельствами:

несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальном статусом, который задан их возрастом;

- несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим взрослением;

- противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающаяся зависимость от мнения и поведения сверстников[ 27 ].

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод: социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют агенты социализации, люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Социализация человека происходит с помощью ряда психологических, социально-психологических и социально-педагогических механизмов. Процесс социализации начинается с младенческих лет и продолжается на протяжении всей жизни человека, однако, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, так как, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе. Подростковый возраст называют решающим этапом в формировании личности, так как, в этот период закладываются основы самосознания, представления о себе как о субъекте труда, общения, познания. Референтная группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности играют решающую роль в социализации подростка, в усвоении им определенного социального опыта и формировании внутренних поведенческих регуляторов, внутреннего плана сознания.

1.2 Социально-психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст (отрочество) - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Понятие отрочества объединяет младший, средний подростковый возраста, а также начало старшего подросткового возраста.

Младший подросток 12-13 лет.

Средний подросток 14-15 лет.

Старший подросток 16-17лет (А.Е.Личко)[15].

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются:

· стремление к общению со сверстниками;

· появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию[20].

Переход от детства к взрослости, от зависимости к независимости, определяется появлением притязаний на взрослость, что часто называют чувством взрослости. Чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком - центральное новообразование младшего подросткового возраста.

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, осознает, что тоже обладает правами. Внешняя взрослость проявляется в стремлении к подражанию жизни взрослых, в усвоении и демонстрации внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости. Внутренняя взрослость выражается в росте самосознания, способности анализировать свои поступки и окружающий мир, в стремлении думать и действовать осмысленно[24].

Потребность быть и считаться взрослым, тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает подростка во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Учитель же для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника. Стремление занять достойное место в коллективе сверстников - один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая неприятная для подростка ситуация - искреннее осуждение коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание - открытый или негласный бойкот. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство - это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание рассматривается им как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростками и учителем [12].

По некоторым данным, в свои любимые занятия учащиеся посвящают в основном товарищей и друзей, реже родителей и совсем редко - учителей. Установлено также, что мнением классного коллектива очень дорожит примерно половина подростков, а мнением учителя только треть[13].

Учебная деятельность отступает на задний план. Главное значение получаемых в школе отметок в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Если это можно за счет других качеств - ценность отметок отпадает.

Подростки, стремясь занять значимое место среди людей, выходят за рамки учебной деятельности и участвуют во многих разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно-полезной и т.д. Д.И. Фельдштейн считает, что на основе готовности к труду у подростка формируется осознанное стремление применить свои возможности, проявить себя, включая качественно новые отношения с обществом, выражая свою общественную сущность[26].

Основная особенность подросткового периода - резкие, скачкообразные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Отрочество - время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 12 до 14 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии - способности делать предметом своей мысли саму мысль, - дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, то есть делает возможным развитие самосознания [27].

Центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость.

В 12-14 лет в психическом развитии человека наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне этот кризис проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор взрослым, игнорировании замечаний, в замкнутости [7].

Подростковый кризис - пик переходного периода от детства к взрослости. Кризисный характер перехода от одного периода к другому показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.

Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте - переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую, у юношей формируются системы своих требований и норм, не совпадающие с требованиями взрослых [17].

Суть подросткового кризиса составляют свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения.

Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занимать желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляют весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Увлечения делятся на следующие виды:

а) Интеллектуально-эстетические (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).

б) Накопительные (коллекционирование марок, пластинок, открыток).

в) Эксцентрические (увлечение экстравагантной одеждой).

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми [27 ].

Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.

Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции [20].

Одним из важнейших моментов в формировании личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешная деятельность[9].

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости [29 ].

Однако, подросток не всегда может самостоятельно найти удовлетворяющее его место в коллективе. Это не так просто. Один не видит своих недостатков, другой стесняется проявить свои достоинства, тут-то и нужна помощь взрослых. Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им, подсказать ему пути преодоления недостатков. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Одна из основных особенностей подросткового возраста - тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с товарищами. Это стремление подростка важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый. Сделать это можно при помощи следующих направлений социально-педагогической деятельности: тренингов на сплочение коллектива, занятий по преодолению межличностных конфликтов, коррекционно-развивающих упражнений.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Это трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Стремление занять достойное место в коллективе сверстников - один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Одним из важнейших моментов в формировании личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важную роль в формировании самооценки играет успешная деятельность в коллективе сверстников. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация подростков в коллективе сверстников, которая носит положительную направленность.

Вывод по главе 1

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют агенты социализации, люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Социализация человека происходит с помощью ряда психологических, социально-психологических и социально-педагогических механизмов. Процесс социализации начинается с младенческих лет и продолжается на протяжении всей жизни человека, однако, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, так как, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе, закладываются основы самосознания, представления о себе как о субъекте труда, общения, познания. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Это трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Референтная группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности играют решающую роль в социализации подростка, в усвоении им определенного социального опыта и формировании внутренних поведенческих регуляторов, внутреннего плана сознания. Стремление занять достойное место в коллективе сверстников - один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Одним из важнейших моментов в формировании личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важную роль в формировании самооценки играет успешная деятельность в коллективе сверстников.

Подросток не всегда может самостоятельно найти удовлетворяющее его место в коллективе. Один не видит своих недостатков, другой стесняется проявить свои достоинства, тут-то и нужна помощь взрослых. Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им, подсказать ему пути преодоления недостатков. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация подростков в коллективе сверстников, которая носит положительную направленность.

2. Экспериментальное исследование проблемы влияния коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте

.1 Диагностика взаимоотношений подростков и их влияния на социализацию личности

В практической части исследования нам необходимо определить: являются ли эффективными в формировании положительного влияния коллектива сверстников на социализацию личности подростка следующие способы социально-педагогической деятельности:

тренинги на сплочение коллектива;

занятия по преодолению межличностных конфликтов;

коррекционно-развивающие упражнения.

Эксперимент проводился на базе двух 9 классов школы № 98 г. Минска.

Предварительно мы попросили педагогов школы, работающих с подростками, выделить два классных коллектива, имеющих схожие тенденции в развитии групповых отношений. По мнению педагогов, наиболее полно удовлетворяют наш запрос два 9 класса (назовем их условно А и Б).

Оба класса, по мнению педагогов, являются пассивными, разобщенными, не имеющими общих целей. В классах случаются конфликты между микро-группами, но большую часть времени ребята сосуществуют рядом, никак не взаимодействуя. Интересы большинства ребят находятся за пределами школьной жизни.

 

Таблица 2.1- Характеристика выборки

Класс

А (контрольная группа)

Б (экспериментальная группа)

Всего учащихся

22 человека

20 человек

Девочки

10 человек

9 человек

Мальчики

12 человек

11 человек

Возраст

14-15 лет

14-15 лет


1 этап - констатирующий эксперимент. Цель - выявить уровень сложившихся взаимоотношений в двух классных коллективах.

На данном этапе проведены 2 диагностические методики. Первая проведенная методика - «Социометрия» (Приложение 1). Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Перед началом опроса проводится инструктаж тестируемой группы. В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1-2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора).

Первые две категории считаются благоприятными, две последние неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений. Если большинство детей группы оказывается в благополучных статусных категориях, уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий, при одинаковом взаимоотношении - как средний, при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом - как низкий.

Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.

Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Он определяется как процентное соотношение детей имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками.

1.       низкий уровень- коэффициент удовлетворенности 33% и ниже;

2.       средний уровень- коэффициент удовлетворенности 34-49%;

.        высокий уровень- коэффициент удовлетворенности 50-65%;

.        сверхвысокий уровень- коэффициент удовлетворенности 66% и выше.

Соотношение количества изолированных детей к общему числу членов

группы позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей.

Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%; менее благополучной- при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%.

Проведя социометрическое исследование в двух классах, мы получили следующие результаты.

Таблица 2.2 - Распределение социометрических статусов в контрольном и экспериментальном классах

СтатусКласс А Класс Б



«Звезды»

3 человека

2 человека

«Предпочитаемые»

8 человек

8 человек

«Принятые»

7 человек

9 человек

«Изолированные»

4 человека

1 человек

Количество взаимных выборов

13

8

Коэффициент удовлетворенности

59,1%

40%

Коэффициент изолированности

18,1%


Сопоставив результаты социометрического исследования в двух классах, мы можем сделать следующие выводы:

В классе А (контрольная группа) половина учащихся имеет высокие статусы: 3 «звезды» - Карина А.(7 выборов), Антон П.(8 выборов), Руслан Ш.(8 выборов), 8 человек относятся к категории «предпочитаемые» - они получили от 3 до 5 выборов, 7 человек «принятые» - получили по 1-2 выбора, «изолированных» - 4 человека - не получили ни одного выбора. Из 22 учащихся класса взаимные выборы имеют 13 человек, что обусловило высокий коэффициент удовлетворенности 59,1%, при этом коэффициент изолированности составил 18,1%, что говорит о недостаточно успешной работе педагога по воспитанию дружеских отношений в коллективе.

В классе Б (экспериментальная группа) сложилась похожая система взаимоотношений, 2 «звезды» получили по 6-8 выборов, 8 человек «предпочитаемые», 9 человек относятся к категории «принятые» и 1 «изолированный». Из 20 учащихся класса взаимные выборы имеют 8 человек, что обусловило средний уровень коэффициента удовлетворенности 40%. При этом коэффициент изолированности составил 5% от общего числа выборов. Подобные результаты говорят о достаточно неплохой системе отношений, сложившейся в коллективе. Социоматрицы, составленные по результатам исследования в двух классах, (Приложение 2).

Рис. 2.1 Сводные результаты социологического исследования в классе А (контрольная группа)

Рис. 2.2 Сводные результаты социологического исследования в классе Б (экспериментальная группа)

Вторая методика проведенная в нашем эксперименте - «Изучение уровня социализированности подростков» по методике М.И. Рожкова (Приложение 3).

Методика позволяет выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности, а также определить общий уровень социализированности.

Подросткам предлагается 20 суждений. Необходимо оценить степень своего согласия с ними (от 4-всегда, до 0-никогда). Затем подсчитываются средние оценки по каждому компоненту, и делается вывод об общем уровне социализированности.

1.       Высокий уровень - коэффициент больше 3;

2.       Средний уровень - коэффициент больше 2, но меньше 3;

.        Низкий уровень - коэффициент меньше 2.

Таблица 2.3 - Сводная таблица результатов по методике М.И. Рожкова

Компонент

Уровень

Класс А

Класс Б

Социальная адаптированность

Высокий Средний Низкий

6 человек 12 человек 4 человека

5 человек 11 человек 4 человека

 Активность

Высокий Средний Низкий

7 человек 10 человек 5 человек

10 человек 5 человек 5 человек

Автономность

Высокий Средний Низкий

 9 человек 10 человек 3 человека

8 человек 10 человек 2 человека

Нравственная воспитанность

Высокий Средний Низкий

 9 человек 9 человек 4 человека

9 человек 10 человек 1 человек

Общий уровень социализированности

Высокий Средний Низкий

 7 человек 10 человек 5 человек

6 человек 10 человек 4 человека


Из таблицы видно, что в классах А и Б общий уровень и отдельные показатели социализированности примерно одинаковы.

Рис. 2.3 Сравнительный анализ результатов изучения социализированности в двух классах

Таким образом, можно сказать, что уровень сложившихся взаимоотношений и уровень социалазарованности учащихся в классах А и Б, выявленные при помощи данных методик, сильно друг от друга не отличаются.

этап исследования - формирующий эксперимент. Цель данного этапа - проведение занятий, направленных на формирование положительного влияния коллектива сверстников на социализацию личности подростков, психологическая коррекция межличностных отношений в коллективе. Мы использовали программу, разработанную совместно с социальным педагогом и психологом школы № 98 города Минска, цель которой состоит в развитии поведения и поступков подростков, направленных на пользу общества и проявляющихся в изменении позиции, занимаемой в структуре коллектива. Программа реализовывалась в форме упражнений по межличностной коммуникации. Занятия проводились только в классе Б (экспериментальная группа).

Программа групповых занятий включает в себя 4 блока: ориентировочно-установочный, установочно-развивающий, коррекционно-развивающий, формирующий. Каждый блок состоит из 2 занятий, включающих в себя по 2-3 упражнения, объединенных общей целью (Приложение 4).

Участники вступали в межличностные отношения в парах, тройках и группах; учились правильно передавать сообщение и правильно его воспринимать, а также тренировались в навыках, необходимых для контактов с другими людьми. На занятиях происходило углубление знания и размышления подростков о самих себе, осознание своих положительных и отрицательных сторон, основанное на составлении мнения о самом себе и мнений о нем других. Благодаря разработанным упражнениям подростки лучше узнавали друг друга, вступали в контакт с соучениками «здесь и сейчас», часто проводились различные межличностные контакты.

Для установления наиболее близких контактов со всеми участниками были введены специальные эмблемы с именами и фамилиями. В то же время форма эмблемы несла в себе информацию (понятную только исследователю) о том, какую позицию подросток занимает в классном коллективе. Таким образом, учащиеся которых коллектив принимал как «звезд» имели эмблемы в форме круга, «предпочитаемые» - в форме квадрата, «принятые» - в форме треугольника, «изолированные» - в форме ромба. На каждом занятии все участники имели на себе эмблемы, благодаря чему было больше возможности по ходу занятий корректировать межличностные контакты внутри всех социометрических категорий. Всего на данном этапе было проведено 8 развивающих занятий.

3 этап исследования - контрольный эксперимент. На данном этапе были проведены диагностические методики, направленные на изучение межличностных отношений, с целью выявления их изменений.

Первоначально была проведена методика «Социометрия» (Приложение 1), но с измененными вопросами (Приложение 5).

После сбора социометрических карточек они были проанализированы, затем была построена социоматрица контрольной и экспериментальной групп (Приложение 6). На основании социометрических матриц вычислены социометрические статусы подростков двух групп.

 

Таблица 2.4 - Распределение социометрических статусов в контрольном и экспериментальном классах

Статус

Класс А

Класс Б

«Звезды»

3 человека

3 человека

«Предпочитаемые»

9 человек

10 человек

«Принятые»

6 человек

7 человек

«Изолированные»

4 человека

0 человек

Количество взаимных выборов

13

12

Коэффициент удовлетворенности

60%

Коэффициент изолированности

18,1%

0%


Из таблицы видно, что по сравнению с первым этапом эксперимента, сейчас в экспериментальной группе увеличилось количество «звезд», меньше стало число «принятых», повысился их статус в коллективе, «изолированных» детей в классе не осталось, каждый ребенок получил хотя бы 1 выбор. Коэффициент удовлетворенности отношениями со сверстниками вырос с 40% до 60%. В контрольной группе ситуация существенным образом не изменилась, статусы остались на прежнем уровне.

Рис. 2.4 Распределение социометрических статусов в классе А (контрольная группа)

Рис. 2.5 Распределение социометрических статусов в классе Б (экспериментальная группа)

Также, на данном этапе исследования учащимся двух классов была предложена «Анкета для изучения психологического климата в классе» (Приложение 7).

После заполнения учащимися бланков ответов, они были собраны, проанализированы и подсчитаны итоговые показатели психологического климата в коллективе (Приложение 8).

В классе А (контрольная группа) хорошо оценили психологический климат - 9 человек (40,9%), безразлично - 9 человек (40,9%), плохо - 4 человека (18,2%).

В классе Б (экспериментальная группа): хорошо - 16 человек (80%), безразлично - 4 человека (20%), плохо психологический климат не оценил никто.

Рис. 2.6 Сравнительный анализ результатов анкетирования

Таким образом, проведенная нами исследовательская работа дала положительные результаты. После проведения коррекционно-развивающих занятий в экспериментальной группе увеличилось число подростков, набравших положительные выборы, что видно по результатам социометрии, проведенной на контрольном эксперименте.

Учащиеся класса Б высоко оценили психологический климат в своем классе. Коллектив стал более дружным, единым.

В контрольной группе, с которой не проводились занятия, результаты диагностики констатирующего и контрольного эксперимента, практически не изменились, остались на прежнем уровне.

Из этого следует, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, в подростковых коллективах необходимо развивать положительные отношения, создавать психологическую атмосферу содействующую успешной социализации, для этого можно применить тренинги на сплочение коллектива, занятия по преодолению межличностных конфликтов, коррекционно-развивающие упражнения.

.2 Рекомендации педагогам по созданию условий для успешной социализации подростков в коллективе сверстников

В работе по созданию условий для успешной социализации подростков в коллективе сверстников особое внимание следует уделять гармонизации взаимоотношений в учебной группе. Для реализации этой цели необходимо действовать в следующих направлениях:

предупреждение возникновения конфликтных ситуаций;

развитие социального интеллекта;

повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;

определение сциально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;

моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности с учащимися;

профилактика социальной дезадаптации учащихся.

Приведем общие рекомендации для педагогов по развитию благоприятных взаимоотношений в коллективе:

содействовать взаимодействию учеников разных полов, культурных и социально-экономических характеристик;

создавать условия для общения со сверстниками в формальных и неформальных ситуациях;

обеспечивать возможности для совершенствования речи;

обеспечивать деятельностью, раскрывающей социальные нормы и обычаи различных культур, предлагать развивающую и досуговую деятельность, соответствующую потребностям современных подростков;

предлагать подросткам информацию о нормах и возрастных особенностях взаимоотношений со сверстниками.

В ходе воспитательного взаимодействия учащиеся должны овладевать комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющих человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Особое внимание необходимо уделять развитию социальных навыков подростков. Среди навыков необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:

.Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.

Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и

возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

.Навыки позитивного общения.

Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения в семье и коллективе.

.Навыки самооценки и понимания других.

Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.

.Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

.Навыкиадекватного поведения в стрессовых ситуациях.

.Навыки продуктивного взаимодействия.

Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

.Навыки самостоятельного принятия решений.

Человек обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.

.Навыки решения проблемных ситуаций.

Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.

.Навыки работы с информацией.

Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

.Навыки творчества.

Эти навыки позволяют человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию полученную в процессе познавательной деятельности.

Выводы по 2 главе

В практической части исследования мы определяли: являются ли эффективными в формировании положительного влияния коллектива сверстников на социализацию личности подростка следующие способы социально-педагогической деятельности:

тренинги на сплочение коллектива;

занятия по преодолению межличностных конфликтов;

коррекционно-развивающие упражнения.

При проведении исследовательской работы мы использовали методики, которые необходимо знать каждому воспитателю, будь то практический психолог, педагог, социальный педагог. Полученная информация дает возможность довольно точно определить какую позицию во внутригрупповой системе межличностных отношений занимает каждый из участников эксперимента, изучить уровень социализированности подростков.

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе были проведены 2 диагностические методики: «Социометрия» и «Изучение уровня социализированности подростков» по методике М.И. Рожкова. Их целью являлось изучение сложившихся взаимоотношений в двух классных коллективах.

В результате проведения данных методик мы выяснили, что уровни сложившихся взаимоотношений в двух классах примерно одинаковы.

На втором этапе нашего исследования мы провели ряд занятий, направленных на формирование положительного влияния коллектива сверстников на социализацию личности подростков и психологическую коррекцию межличностных отношений в коллективе. Занятия проводились только в классе Б (экспериментальная группа).

На третьем этапе были проведены диагностические методики: «Социометрия» и «Анкета для изучения психологического климата в классе», направленные на изучение межличностных отношений, с целью выявления их изменений.

После обработки полученных данных выяснилось, что по сравнению с первым этапом эксперимента, сейчас в экспериментальной группе увеличилось количество «звезд», меньше стало число «принятых», повысился их статус в коллективе, «изолированных» детей в классе не осталось, каждый ребенок получил хотя бы 1 выбор. Коэффициент удовлетворенности отношениями со сверстниками вырос с 40% до 60%. Учащиеся класса Б высоко оценили психологический климат в своем классе. Коллектив стал более дружным, единым. То есть, сложилась более благоприятная обстановка для социализации личности подростков в коллективе сверстников.

В контрольной группе, с которой не проводились занятия, результаты диагностики констатирующего и контрольного эксперимента, практически не изменились, остались на прежнем уровне.

Из этого следует, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, в подростковых коллективах необходимо развивать положительные отношения, создавать психологическую атмосферу содействующую успешной социализации, для этого можно применить тренинги на сплочение коллектива, занятия по преодолению межличностных конфликтов, коррекционно-развивающие упражнения.

Также, в главе 2 приведены рекомендации педагогам по созданию условий для успешной социализации подростков в коллективе сверстников.


Проблема социализации личности в коллективе всегда являлась актуальной, потому что развитие человека не будет достаточно полноценным, если оно происходит вне коллектива людей. Особенно остро эта проблема проявляется в подростковом возрасте, так как поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым, а общение со сверстниками принимает в этом возрасте характер первоочередной необходимости. Общение подростков в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого подростка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

В совместной коллективной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с другими людьми.

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействие детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

В данной работе мы рассмотрели особенности подросткового возраста. Рассмотрели сущность понятия «социализация». В самом широком смысле, социализация - это процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщение к системе социальных связей. Социализация происходит при помощи ряда психологических, социально-психологических и социально-педагогических механизмов, также огромное влияние на развитие человека оказывают факторы социализации, одним из которых является коллектив сверстников.

Подросток не всегда может самостоятельно найти удовлетворяющее его место в коллективе. Это не так просто. Один не видит своих недостатков, другой стесняется проявить свои достоинства, тут-то и нужна помощь взрослых. Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им, подсказать ему пути преодоления недостатков. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Одна из основных особенностей подросткового возраста - тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с товарищами. Это стремление подростка важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый.

Проведя диагностику отношений подростков в коллективе сверстников и применив методы коррекции нарушений межличностных взаимоотношений, в виде тренингов на сплочение коллектива, занятий по преодолению межличностных конфликтов, коррекционно-развивающих упражнений мы подтвердили выдвинутую нами в начале гипотезу. Чрезвычайно важно для учителя, воспитателя, психолога, социального педагога увидеть, диагностировать нарушения межличностных отношений и провести своевременную их коррекцию. Программа упражнений, которую мы применили в нашем исследовании, помогает улучшить психологическую атмосферу в классе, провести профилактику нарушений межличностных отношений, создать благоприятные условия для социализации подростка в коллективе сверстников.

социализация личность подростковый коллектив

Список использованных источников

1 Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299с.

2 Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380с.

Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. М.: Издательство Московского университета, 1980. - 416с.

Андреенкова, В.П. Проблемы социализации личности//Соц. Исследования / В.П. Андреенкова. - М.: Наука, 1970.

5 Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Перевод с английского А.Б. Орлова. (Школа для родителей.) / Р.Т. Баярд, Д. Баярд. - М.: Семья и школа, 1995. - 221с.

6 Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: редакция - издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994, - 221с.

Волков, В.С. Психология подростка / В.С. Волков. - Москва.: Академ. проект Гаудемаус, 2005. - 203с.

8 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 312с.

9 Дандарова, Ж.К. Психология подростка / Ж.К. Дандарова и др. - Санкт-Петербург.: Прайм-Еврознак, 2006. - 480с.

10 Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье Росси», 1999. - 183с.

11 Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. - М.: Просвещение, 1994. - 223с.

12 Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - Москва.: Просвещение, 1989, - 256с.

13 Костромина, С. Психология подростка / С. Костромина, А. Реан. - Санкт-Петербург.: Прайм-Еврознак Москва, 2004. - 124с.

Левко, А.И. Социальная педагогика. Учебное пособие / А.И. Левко. - Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003. - 341с.

15 Лисовский, В.Т., Лисовский, А.В. Социализация молодежи // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С.532-534.

16 Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика.: Учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 269с.

Маринина, Е. Подросток в «стае» / Е.Маринина, Ю. Воронов //Воспитание школьника, 1994 №6.с.42-43.

18 Мешина, О.Н. Воспитывающее влияние личности учителя на педагогически запущенных школьников: Автореф… дис. канд. пед. наук / О.Н. Мешина. - М., 1985. - 17с.

19 Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; Под редакцией В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200с.

Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - Москва.: Высшее образование, 2006. - 460с.

21 Петровский, А.В. Теоретическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Петровский. - М.: Академия, 2001. - 496с.

22 Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др.; М.: Педагогика, 1983. - 448с.

23 Прутченков, А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов / А.С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агенство, 1995. - 140с.

24 Снайдер, Ди. Практическая психология для подростков или Как найти свое место в жизни./ Ди Снайдер; Пер. с англ. С. Кастальского и др. - Москва.: АСТ - ПРЕСС, 1998. - 286с.

25 Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М., 1983. - 286с.

26 Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности: избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии. - Воронеж: Модэк, 1996. - 304с.

Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987. - 184с.

28 Хрестоматия по возрастной психологии/Под редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304с.

29 Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании /Н.И. Шевандрин. - М.: Владос, 1995. - 542с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!