Основные параметры
|
|
Виды отношений
|
|
|
|
|
|
|
|
Арендные
|
|
Лизинговые
|
|
|
|
|
|
Субъекты отношений
|
|
Арендодатель и арендатор
|
|
Поставщик (изготовитель имущества), лизингодатель и
лизингополучатель
|
|
|
|
|
|
Объекты отношений
|
|
Любое имущество, разрешенное в обороте, включая природные
объекты
|
|
Имущество, используемое для предпринимательской
деятельности, исключая природные объекты
|
|
|
|
|
|
Правовое отношение сторон
|
|
Имущественное двусторонее правоотношение
|
|
Коммерческое имущественное трехстороннее правоотношение
|
|
|
|
|
|
Отношения с продавцом имущества
|
|
Арендодатель (продавец), арендатор (покупатель)
|
|
Лизингодатель и лизингополучатель выступают солидарными
покупателями имущества у продавца
|
|
|
|
|
|
Ответственность наймодателя за качество имущества
|
|
За качество имущества отвечает арендодатель
|
|
Лизингодатель не отвечает за качество имущества, кроме
случаев, когда он сам выбирает продавца
|
|
|
|
|
|
Обязанности наймодателя
|
|
Как собственника имущества
|
|
Инвестирование лизинговой сделки
|
|
|
|
|
|
Уведомление продавца о цели приобретения имущества
|
|
Не производится
|
|
Лизингодатель указывает цель передачи имущества в лизинг
конкретному лизингополучателю
|
|
|
|
|
|
Право собственности на имущество после возмещения его
стоимости
|
|
Если предусматривается, то в форме купли-продажи
|
|
Обычно предполагается опцион
|
|
|
|
|
|
Риск случайной гибели имущества
|
|
Несет арендодатель
|
|
Несет лизингополучатель
|
|
|
|
|
|
Страхование имущества
|
|
Имущество страхует арендодатель
|
|
Имущество страхует лизингополучатель
|
|
|
|
|
|
Расторжение договора по вине пользователя
|
|
Прекращение арендных платежей, кроме выплаты неустойки
|
|
Не освобождает лизингополучателя от полного погашения долга
за весь договорный период
|
|
|
|
|
|
Спрос и предложения на имущество
|
|
Учитывает расчет платежей за пользование имуществом
|
|
Цену имущества, процентную ставку, срок договора, его
остаточную стоимость и др.
|
При выделении видов лизинга (схема 2) исходят прежде всего из признаков
классификации. К таким признакам относятся: состав участников сделки, тип
передаваемого в лизинг имущества, степень его окупаемости, условия амортизации,
объем обслуживания, сектор рынка, где проводятся операции, отношение к
амортизационным и налоговым льготам, характер лизинговых платежей.
Схема 2. Классификация основных видов лизинга
В зависимости от условий договора лизинга в отношении амортизации
объекта, лизинг подразделяется на финансовый и оперативный (схема 3).
Финансовый лизинг - лизинг, при котором лизинговый платеж в течение
действия договора лизинга возмещает лизингодателю не менее 75% суммы полной
амортизации объекта лизинга, исчисленной от его стоимости, указанной в договоре
лизинга, независимо от того, будет ли сделка завершена выкупом оборудования,
его возвратом или продлением договора лизинга на других условиях (схема 3).
Схема 3. Взаимоотношения участников финансового лизинга
Срок договора финансового лизинга устанавливается минимум на 1 год + 1
день.
Если это условие не выполняется и по истечении срока действия договора
лизинга лизингополучатель возвращает объект лизинга лизингодателю, в результате
чего объект может передаваться в лизинг многократно, а также срок договора
лизинга составляет менее 1 года, то имеет место оперативный лизинг (схема 4).
Схема 4. Особенности оперативного лизинга
Кроме того, существует и признанная на международном уровне система IAS 17, по которой можно определить,
относится лизинговая операция к финансовому или оперативному лизингу (схема 5).
Таким образом, необходимо отметить, что в теории и практике существует
всего два вида лизинга - финансовый и оперативный. Остальные же характеристики
лизинговых операций представляют собой форму реализации договоров либо
оперативного, либо финансового лизинга.
В отличие от внутреннего международный лизинг является более сложной
операцией. Кроме финансовых, налоговых и бухгалтерских аспектов, предприятия,
использующие международный лизинг, сталкиваются с юридическими барьерами,
дискриминационным налогообложением, инфляционными потерями, трудностями с
конвертацией валют покупки и платежа, политическими рисками.
Начальной формой международного лизинга принято считать cross-border (от англ. - через границу) лизинг и в настоящее время
данная форма полностью отождествляется некоторыми авторами с понятием
международного лизинга. Это можно проследить в работе Л.Н. Прилуцкого
«Финансовый лизинг».
Однако понятие «международный лизинг» не совсем правомерно отождествлять
с понятием «cross-border» в силу того, что если иностранное представительство
лизингодателя находится в стране лизингополучателя, покупает имущество и
передает его в лизинг, имущество не пересекает таможенную границу. Поэтому
данная сделка не будет являться сделкой cross-border,
являясь при этом международным лизингом, так как лизингодателем выступает иностранная
компания.
Таким образом, категорию «международный лизинг» целесообразнее трактовать
как вид инвестиционной деятельности, осуществляемой субъектами международного
лизинга в форме реализации договоров финансового или оперативного лизинга в
зависимости от сектора рынка, на котором они осуществляют свою деятельность,
при которой хотя бы одна из сторон договора лизинга является нерезидентом
Республики Беларусь.
Исходя из того, что международный лизинг является видом инвестиционной
деятельности, он обладает рядом функций для лизингополучателей и экономики
Республики Беларусь в целом. Кратко сформулируем отдельные функции
международного лизинга.
Финансовая функция выражена наиболее четко, поскольку международный
лизинг является формой вложения иностранного капитала в основные
производственные фонды. С ростом технического прогресса инвестиционные
потребности народного хозяйства не могут в полной мере удовлетворяться только с
помощью традиционных каналов финансирования, каковыми выступают бюджетные
средства государства, собственные средства предприятий и организаций, а также
банковский кредит. Международный лизинг дает возможность предприятию -
лизингополучателю использовать дорогостоящее оборудование: суда, самолеты,
железнодорожный и подвижной состав и т. д. без единовременной мобилизации на
эти цели собственных средств или банковского кредита. Кроме того, лизинг
открывает доступ к необходимому иностранному имуществу и при наличии каких-либо
кредитных ограничений или невозможности привлечения для этих целей заемных
средств.
Производственная функция международного лизинга заключается в оперативном
и гибком решении лизингополучателем своих производственных задач посредством
временного использования, а не приобретения машин и оборудования в
собственность. Он наиболее эффективен в отношении особо дорогостоящей, с
наибольшим риском морального старения техники. Кроме того, международный лизинг
дает возможность лизингополучателю использовать в своей производственной
деятельности не только какое-либо отдельное оборудование, но и целые
укомплектованные производства. При этом создаются условия для получения из-за
рубежа наиболее передовой технологии, ее успешного освоения и поддержания на
высоком техническом уровне.
Сбытовая функция лизинга имеет значение в случае, когда субъекты
международных лизинговых отношений используют экспортный лизинг в целях
расширения круга потребителей и завоевания новых рынков сбыта. С помощью
экспортного международного лизинга в число потребителей вовлекаются те
потребители, которые не имеют финансовых возможностей приобрести оборудование в
собственность.
Функция получения таможенных, налоговых и амортизационных льгот заключает
в себе следующие особенности:
а) взятое по импортному оперативному лизингу имущество не отражается на
балансе лизингополучателя, что, в свою очередь, позволяет оформить имущество на
границе в режиме временного ввоза и не уплачивать импортную пошлину;
б) лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой продукции
(услуг), что, соответственно, снижает налогооблагаемую прибыль и увеличивает
размер чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
в) применение ускоренной амортизации, исчисляемой не на базе срока службы
объекта лизинга, а исходя из срока контракта, снижает налоговые выплаты и
ускоряет обновление имущества.
Классическому международному лизингу (впрочем как и внутреннему)
свойственен трехсторонний характер взаимоотношений, т. е. в лизинговой сделке,
как правило, принимают участие три субъекта. Поэтому этот вид взаимоотношений
участников лизинговой деятельности именуют как прямой международный лизинг
(схема 6). Единственное отличие этой формы лизинга от внутренней является то,
что все участники лизинговой сделки находятся в разных странах.
Схема 6. Схема прямого лизинга
Первым из них является собственник имущества, предоставляющий его в
пользование на условиях лизингового соглашения, - лизингодатель. В его лице
могут выступать: учреждение банка, в уставе которого предусмотрен этот вид
деятельности; финансовая лизинговая компания, создаваемая специально для
осуществления лизинговых операций; специализированная лизинговая компания.
Вторым участником лизинговой сделки является пользователь имущества -
лизингополучатель, которым может быть любое юридическое лицо независимо от
формы собственности: государственное предприятие (организация), кооператив,
малое предприятие, акционерное общество, товарищество и т. д.
Третий участник лизинговой сделки - продавец имущества лизингодатель,
поставщик, которым также может быть любое юридическое лицо: производитель
имущества, снабженческо-сбытовая, торговая организация и т. д.
Как уже было сказано, основной критерий определения международного
лизинга заключается в территориальном месторасположении субъектов лизинговой
операции: лизингополучателя, лизингодателя, поставщика (схемы 7, 8, 9).
Исходя из данного положения, международный лизинг принято разделять на
три вида: экспортный, импортный и транзитный лизинг.
Схема 7. Экспортная лизинговая сделка
При экспортном международном лизинге лизингополучатель должен быть
нерезидентом, т. е. находиться за пределами таможенной территории государства,
в котором работают остальные участники лизинговой сделки.
Схема 8. Импортная лизинговая сделка
При импортном лизинге лизингополучатель является резидентом своей страны,
а остальные субъекты находятся за таможенными границами государства
лизингополучателя.
Схема 9. Транзитная лизинговая сделка
Отличительной особенностью транзитного лизинга является размещение всех
участников лизинговой сделки в разных странах так, чтобы имущественные и
финансовые потоки проходили через границы государств, в которых осуществляют
свой бизнес субъекты лизингового соглашения.
Таким образом, исследование теоретических вопросов осуществления
международных лизинговых операций позволило сформулировать основные
преимущества международного лизинга, которые заключаются в следующем:
. Осуществляя международную лизинговую сделку у лизингополучателя есть
возможность использовать 100% заемное финансирование, причем, по правилам МВФ,
международный лизинг не увеличивает внешнюю задолженность страны, в которой
действует лизингополучатель.
. Гибкие условия договора международного лизинга могут быть приспособлены
к каждому конкретному объекту лизинга.
. Приобретение оборудования не приводит к снижению ликвидности
лизингополучателя и, значит, не ограничивается его свобода относительно кратко-
и среднесрочного кредитования.
. Повышается кредитоспособность лизингополучателя, т. к. финансируются
все расходы (включая накладные), стоимость оборудования не включается в баланс,
лизинговые платежи освобождаются от налогов.
. Международный лизинг приводит к ускоренному обновлению производственных
мощностей через применение механизма ускоренной амортизации, что повышает
конкурентоспособность предприятия на внутреннем и внешнем рынках.
. Международный лизинг создает оптимальные условия для внедрения
достижений научно-технического прогресса в важнейшие отрасли экономики, создает
дополнительные каналы сбыта дорогой техники, а для потребителя - доступность.
Говоря о достоинствах международного лизинга, необходимо признать и
наличие недостатков этой операции для ее участников. К числу основных
недостатков относятся:
. Лизингополучатель не выигрывает на повышении остаточной стоимости
оборудования, в частности из-за инфляции.
. При финансовом лизинге научно-технический прогресс делает изделие
устаревшим, тем не менее, лизинговые платежи не прекращаются до конца
контракта, а после окончания срока действия договора лизингополучатель обязан
выкупить лизинговое имущество.
3. Международная унификация лизингового механизма
международный лизинг
В настоящее время на рынке лизинговых услуг участвует около 100 стран
мира, половина из которых - развивающиеся, где лизинг идет ускоренными темпами,
особенно при приобретении промышленного оборудования, транспортных средств и
др. Расширение лизингового рынка является объективным фактором при
интернационализации производства и финансовой сферы. Как известно, лизинговый
рынок дает возможность импортировать оборудование многим странам с весьма
ограниченными ресурсами. Лизинг более надежен при выполнении финансовых
обязательств, чем другие формы инвестиций. Он не только облегчает
инвестирование импорта промышленного оборудования, но и позволяет обеспечить
передачу технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся.
Поскольку лизинг способствует активизации инвестиционных процессов, росту
объемов производства, развитию здоровой конкуренции, он всячески поддерживается
Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Комиссией
Евросоюза, Европейской экономической комиссией и другими международными
структурами.
Как правило, международный лизинг может развиваться, когда есть
преимущества в таможенном обложении по сравнению с обычными закупками,
определены более льготные процедуры перехода лизинговых платежей, исключающие
возможные потери по сравнению с национальной лизинговой операцией, а также
незначительные отличия в национальном законодательстве по лизингу и др.
Существует международная унификация юридических понятий и условий
лизинговых соглашений, которая разработана Международным институтом по
унификации частного права на основе материалов, отражающих теорию и практику
лизинга в соответствующих странах мира. Впервые проект унифицированного
законодательства по лизингу был рассмотрен в 1979 году. Он разрабатывался с
участием Организации европейского лизинга (Leaseurope), рассматривался на нескольких
конференциях и симпозиумах, в результате чего в мае 1998 года в Оттаве (Канада)
Международной конференцией по лизингу при участии 55 стран мира была принята
Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Приложение 2).
Основные положения, предусмотренные Конвенцией УНИДРУА, следующие:
1 лизинг - самостоятельный правовой
институт;
2 лизинг - трехсторонняя сделка, имеющая
общие черты с арендой, условной куплей-продажей, ссудой, но не относящаяся ни к
одной из них и представляющая собой единство двух соглашений - купли-продажи и
собственно лизинга.
Определенная роль отведена потребителю имущества, который является инициатором
сделки и имеет все риски собственника, не являясь таковым юридически. При этом
лизингодатель играет роль исключительно посредника по инвестированию сделки.
Срок лизингового соглашения предусматривается исходя из условия возврата
лизингодателю капиталовложений и ориентировочно равен сроку амортизации
имущества. Отнесение лизинговой сделки к международной предусматривается тогда,
когда лизингодатель и лизингополучатель принадлежат к разным странам. При этом
собственник имущества - лизингодатель не отвечает за его качество, а
ответственность несет изготовитель-поставщик имущества лизингополучателю.
При нарушении лизингового соглашения лизингодатель вправе либо
востребовать еще не оплаченные выплаты, либо прервать действие соглашения.
Конвенцией предусмотрена унифицированная согласованная концепция лизинга,
что способствует правовому регулированию лизинга в разных странах, исходя из
единых юридических понятий и на гармонизированных условиях.
Как известно, становлению международного лизинга предшествовало
формирование в странах мира внутреннего лизинга, поэтому интернациональные
лизинговые сделки стали возможны исходя и из национальных законодательств
многих стран, где предусмотрены льготы по лизингу, что могут использовать в
своих интересах страны-партнеры при проведении международной лизинговой сделки.
Такие сделки можно отнести к сделкам с двойной выгодой. Так, например,
лизингодатель, сохраняя право на льготные нормы амортизации в своей стране,
может воспользоваться низкими ставками арендных платежей, получаемых при
распространении на него налоговых льгот страны-лизингодателя. Особенно широко
таким преимуществом при международном лизинге пользуются в Австралии,
Великобритании, США, Японии. Однако замедлению развития такого лизинга зачастую
способствуют законодательства некоторых стран, где не всегда предусмотренные
льготы (которые предоставляются лизингодателю и влияют на размер лизинговых
выплат) распространяются на сделки международного лизинга, из чего можно
сделать вывод о том, что далеко не во всех странах поощряется международный
лизинг.
Процесс совершенствования международного лизинга, стандартизация условий
его проведения продолжаются силами Международного совета по лизингу, которым
разработано «Руководство по составлению документов в сделках по международному
лизингу».