форму № 2 "Отчет о прибылях и убытках".
Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.
Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование.
В состав годовой бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами, кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций включаются:
) Бухгалтерский баланс - форма № 1;
) Отчет о прибылях и убытках - форма № 2;
) Отчет об изменениях капитала - форма № 3;
) Отчет о движении денежных средств - форма № 4;
) Приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5;
) Отчет о целевом использовании средств (форма № 6);
) пояснительная записка;
) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному аудиту.
При этом различают 3 варианта структуры отчетности:
) Упрощенный - для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций - формируются только формы № 1 и № 2. Некоммерческие организации формируют так же форму № 6 "Отчет о целевом использовании полученных средств".
) Стандартный - для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных организаций, т.е. подлежащих обязательному аудиту - формируются все указанные формы бухгалтерской отчетности (для некоммерческих организаций - без формы № 6).
) Множественный - для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших и крупных организаций, осуществляющих несколько видов деятельности (организации АПК, страховые компании, кооперативы). В этом случае количество форм, составляющих бухгалтерскую отчетность организации, и вариантов представления отчетной информации значительно увеличивается. Вместо одной формы № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" целесообразно представлять показатели отдельных ее разделов в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности. В крупных компаниях важную роль приобретает информация по сегментам (операционным и географическим).
1.3 Содержание бухгалтерской финансовой отчетности
Составлению бухгалтерской отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа. При этом объем работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности значительно выше объема работы, проводимой перед составлением промежуточной отчетности. Промежуточный баланс составляется обычно на основе книжных записей. Формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют следующие основные этапы подготовительной работы:
) проверка соответствия данных первичных учетных документов данным бухгалтерского учета;
) проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
) уточнение оценки имущественных статей баланса;
) проверка записей на счетах бухгалтерского учета;
) закрытие счетов; проведение реформации баланса;
) составление оборотной ведомости по счетам Главной книги, которая охватывает все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные предшествующими действиями.
Бухгалтерский баланс - основная форма (форма № 1) бухгалтерской отчетности, способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату.
Основной элемент бухгалтерского баланса - балансовая статья, которая соответствует виду имущества, капитала или обязательств. Балансовые статьи объединяются в группы, группы - в разделы. Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. В ПБУ "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) указаны числовые показатели, которые должен содержать бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:
- в активе баланса:
- внеоборотные активы
- оборотные активы
- в пассиве баланса
- капитал и резервы
- долгосрочные обязательства
- краткосрочные обязательства
Отдельным разделом отражаются забалансовые счета.
Баланс имеет форму двусторонней таблицы: одна сторона - активы, то есть требования и вложения; вторая - пассивы, то есть обязательства и капитал. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву. Эта сумма называется валютой баланса. По каждой строке баланса предприятия заполняются две графы. В первую графу заносится финансовое состояние на начало отчетного года (вступительный баланс), а во вторую графу - на конец года (заключительный баланс).
Баланс предприятия составляется исключительно на основе сальдового баланса или главной книги бухгалтерского учета.
Строение баланса основывается на принципе двойственности, уравнение которой можно записать в следующем виде:
Активы = Собственный капитал + Обязательства.
Активы - это экономические ресурсы, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Активы имеют три характерных признака:
к ним относятся экономические ресурсы, полученные в результате операций за прошлый год;
их должна контролировать организация;
они могут быть оценены достаточно объективно.
Под экономическими ресурсами понимаются такие, которые способны приносить в будущем прибыль организации. Это возможно при следующих условиях:
если это денежные средства или они могут быть обращены в деньги;
если они представлены имуществом, которое может быть продано;
если ожидается, что их можно использовать в будущем в хозяйственной деятельности.
Активы отражаются в балансе по остаточной стоимости, т.е. за минусом регулирующих статей:
амортизация;
оценочные резервы;
торговая наценка.
В составе внеоборотных активов организации отражается информация об основных средствах, нематериальных активах, долгосрочных финансовых вложениях, незавершенном строительстве.
Информация по основным средствам формируется с учётом требований ПБУ 6/01 и положений, принятых в учетной политике, в частности, по методу начисления амортизации.
Амортизация может начисляться различными способами по различным группам основных средств. Если организация применяет переоценку в учёте, то она должна проводиться ежегодно. В случае улучшения первоначально принятых показателей объекта основных средств в результате реконструкции или модернизации по этому объекту пересматривается срок полезного использования. Нематериальные активы отражаются в балансе по остаточной стоимости, если срок полезного использования объекта НМА определен и амортизация начисляется.
Деловая репутация амортизируется независимо от срока полезного использования в течение 20 лет, но не более срока действия организации. Деловая репутация представляет собой разницу между ценой приобретения и чистыми активами.
Учет финансовых вложений регулируется ПБУ 19/02, при этом финансовые вложения должны ежегодно переоцениваться. Для этих целей финансовые вложения подразделяют на 2 группы:
1.финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость. Снижение стоимости таких вложений относится на финансовый результат отчетного периода.
2.финансовые вложения, по которым рыночная стоимость не определяется, отражаются в балансе по первоначальной стоимости.
Дебиторская задолженность в бухгалтерском балансе подразделяется по срокам её обращения (долгосрочная и краткосрочная), исходя из периода её погашения на отчетную дату. Задолженность погашается за счет резерва по сомнительным долгам. Резерв учитывается на счете 63 в течение срока исковой давности (3года). Затем списывается на забалансовый счет 007, где может учитываться до 5 лет. Срок исковой давности начинается с момента подписания последнего акта-сверки.
Сама величина актива, показывающая общую сумму имущества, не дает представления о том, за счет каких источников это имущество было сформировано. Ответ на этот вопрос можно найти в пассиве баланса.
Пассив включает все разнообразные источники средств хозяйства, включая как заемные средства (заемный капитал), так и собственный капитал.
Капитал - это вложения собственников и прибыль, накопленная за все время деятельности организации. Эти средства отражаются в балансе в обобщенном виде, без указаний, на какие цели они были использованы.