в соответствии с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь".
Заключение инвестиционного договора позволяет инвестору установить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала и одновременно получить льготные условия. К таким условиям относятся:
ведение строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;
-предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом плата за право заключения договора аренды не взимается, а размер арендной платы за земельный участок, определенный на дату заключения договора аренды, не может повышаться в течение всего срока реализации инвестиционного проекта;
освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (кроме уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;
-освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;
-освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов инвестиционного проекта [2].
Таким образом, рассмотрев основные Декреты, Указы, Постановления в области инвестиционной деятельности, можно сделать вывод о том, что правительство Республики Беларусь создает всевозможные условия для привлечения инвесторов в различные сферы деятельности.
. Состояние инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
инвестиционный климат капиталовложение экономический
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь в прошедшем 2010 году за счет установления более благоприятного инвестиционного климата расширилась по сравнению с предыдущими годами.
Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,3 % от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным. По сравнению с 2008 и 2009 годами: 28,9 и 31,5 процентов соответственно, т. е. удельный вес инвестиций в основной капитал вырос по сравнению с предыдущим годом на 1,85 % [4].
За 2010 г. в экономику республики поступило более 5 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций, что на 15 % больше, чем в за 2009 г. Валовой приток зарубежного капитала составил порядка 9,0 млрд долларов США [4].
Инвестиции в основной капитал в республике за январь-февраль 2011 г. использованы в объеме 6,6 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 130,1 % к уровню января-февраля 2010 г. [3].
Происходит постепенное увеличение доли прямых иностранных инвестиций, поступающих в Республику Беларусь, в общемировом объеме привлекаемых прямых иностранных инвестиций (с 0,13 % в 2008 г. до 0,47 % в 2010 г.) [4].
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как транспорт (53,2 % от всех поступивших инвестиций), промышленность (22,8 %), торговля и общественное питание (14,6 %). Прямые иностранные инвестиции составили 61,3 % от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2009 г. поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось на 15,5 %. В 2010 г. поступление портфельных инвестиций составило всего 1,8 млн долларов США, или 0,02 % от всех поступивших иностранных инвестиций [3].
Таким образом, небольшая доля портфельных инвестиций отражает боязнь инвесторов вкладывать свои средства в ценные бумаге белорусских учреждений.
Таблица 1 - Доли вложения инвестиций странами-инвесторами
Страна-инвестор в РБДоля инвестирования стран в РБ (в процентах)Россия72Австрия10Кипр3Нидерланды3Соединенное Королевство3Китай1Швейцария1Соединенные штаты1Латвия1Германия1
Примечание - Источник: собственная таблица на основании [3].
Инвестиции в основной капитал в республике за январь-февраль 2011 г. использованы в объеме 6,6 трлн рублей, что в сопоставимых ценах составляет 130,1 % к уровню января-февраля 2010 г. [4].
Таким образом, 2010 г. отметился неплохим результатом: выросло число инвестиционных проектов, увеличилось количество инвестиций в основной капитал, в прямые иностранные инвестиции. Но все же проблема привлечения иностранного капитала продолжает оставаться острой и актуальной. Так, текущие результаты 2010 г., к сожалению, оставляют желать лучшего, т.к. не демонстрируют запланированного роста по сравнению с 2009 г.. Если на сегодняшний день доля иностранных инвестиций составляет 1,7 % в общем объёме, то показатель прошлого года был равен 1,5 %. Стоит отметить, что, несмотря на то, что доля иностранного капитала незначительно выросла в общем количестве инвестированных средств, объем средств из иностранных источников на 8,1 % ниже прошлогоднего уровня [4].
Таким образом, инвесторы продолжают с опаской оценивать белорусский рынок и не спешат выходить на него. Ухудшение отношений с Россией также не способствует повышению уровня инвестиционной привлекательности страны, т.к. делает ситуацию ещё более неопределенной, тем самым повышая риски инвесторов.
Следовательно, инвестиционный климат Республики Беларусь оставляет желать лучшего. Несмотря на неплохие результаты инвестиционной деятельности в прошедшем 2010 г., большой заинтересованности в Республике Беларусь как в стране-реципиенте иностранных инвестиций не было отмечено.
. Перспективные направления улучшения инвестиционного климата РБ
Улучшение инвестиционного климата - одна из основных задач экономики Республики Беларусь. Необходимо определить приоритетные направления по усилению инвестиционной привлекательности страны.
Создание государственного учреждения "Национальное агентство инвестиций и приватизации" должно положительно повлиять на общий уровень инвестиционной привлекательности, так как, учитывая мировой опыт, подобные организации повышают уровень доверия и при правильном функционировании привлекают большую часть поступающего в страну иностранного капитала. Однако, к сожалению, нельзя сказать, что уже достигнуты определенные положительные результаты от его деятельности в Беларуси, так как агентство начало свое функционирование лишь 25 августа 2010 года, т.е. прошло еще слишком мало времени, чтобы можно было оценивать какие-либо результаты. Так же камнем преткновения остается вопрос о том, какие объекты могут быть приватизированы. Список предприятий, с которыми государство готово расстаться, либо условия их продажи на сегодняшний день не соответствует спросу иностранных инвесторов. Как показали недавно проведенные конкурсы по продаже 5 белорусских ОАО, их приватизация закончилась ничем и ни на один из объектов не было подано заявок от иностранных инвесторов [5].
Важный шаг в данном направлении - принятые в текущем году решения на высшем уровне. Так, с 1 января 2011 года вступает в силу Указ Президента Беларуси № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», подписанный 1 сентября 2010 года. Документом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности. Семь из них включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется. Из перечня лицензируемой деятельности исключены самые массовые виды - розничная торговля и общественное питание, на долю которых приходится более 50% выдаваемых лицензий [1].
Указом упрощена процедура получения лицензий и введена многоступенчатая процедура лишения, которая защищает лицензиата. Она предусматривает не автоматическое лишение лицензии при мелких нарушениях, а систему предупреждений. Отменяется лицензирование деятельности, связанной с привлечением в Беларусь иностранной рабочей силы. В отношении 16 видов деятельности срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.
Люксембургский банк "Хэвилланд" планирует сотрудничать с БПС-банком по созданию фонда прямых иностранных инвестиций, который позволит создать в Беларуси более благоприятный инвестиционный климат. Предполагается, что создаваемый фонд прямых иностранных инвестиций будет формироваться за счет привлечения средств инвесторов, проявивших желание инвестировать в экономику Беларуси. Фонд будет вкладывать денежные средства в акционерный капитал компаний различных отраслей экономики Беларуси, которые отличаются высоким потенциалом роста. Это развивающиеся частные производственные компании, высокотехнологичные, инновационные компании, компании по оказанию услуг, компании финансового сектора, гостиничного бизнеса, а также создаваемые и существующие розничные сети [6].
Продолжается совершенствование нормативно-правовой базы в сфере налогообложения. 7 сентября 2010 г. Палата представителей Национального собрания Беларуси приняла в первом чтении проект закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Он предполагает упрощение порядка взимания основных налогов и увеличение инвестиционных льгот, а также улучшение налогового администрирования. Из налоговых выплат субъектов хозяйствования будут исключены пять обязательных платежей. Общий объем снижения налоговой нагрузки на экономику страны оценивается на сумму более 700 млрд рублей.
Кроме того, подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», который предусматривает дальнейшие меры по защите прав инвесторов [6].
Таким образом, направлений по улучшению инвестиционного климата
предостаточно, необходимо лишь только активно их реализовывать. Главными приоритетами являются улучшение нормативно-правовой базы, упрощение системы налогообложения, бухучета, новые формы финансовой и банковской поддержки, а также решения по актуальным вопросам системы ценообразования и заработной платы в стране.
Заключение
Инвестиционный климат любой страны определяет ее привлекательность по вложению инвестиций различных субъектов. Инвестиционных климат - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.
Создание благоприятного инвестиционного климата Республики Беларусь является базой для развития всех сфер деятельности, улучшения социально-экономического состоянию общества, а также высокому уровню развития экономики в целом.
Приоритетные направления по улучшению инвестиционного климата формируются и постепенно начинают реализовываться. Главной задачей в этом вопросе является упрощение системы налогообложения, бухучета, новые формы финансовой и банковской поддержки, предоставление льгот инвесторам.
Список использованных источников
1 .Ивестиционный климат Республики Беларусь. [Электронный ресурс] - 2010. - Режим доступа: <http://www.invest.belarus.by/ru/advantages/investclimate.htm>. - Дата доступа: 19.03.2011.
. Инвестиционный климат [Электронный ресурс] - 2009. - Режим доступа: <http://www.enter-invest.by/ru/belarus/business/investment_climate.htm>. - Дата доступа: 19.03.2011.
. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь.[Электронный ресурс] - 2011. - Режим доступа: <http://www.economy.gov.by>. - Дата доступа: 19.03.2011.
. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] - 2011. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php. - Дата доступа : 20.03.2011.
. Климат в Беларуси хороший, но бизнесу нужен другой [Электронный ресурс] -2009. - Режим доступа: <http://www.sn-plus.com/economics.> - Дата доступа: 21.03.2011.
. Инвестиционный климат Беларуси оставляет желать лучшего [Электронный ресурс] -2010 - Режим доступа: <http://www.auditors.by/news/483/>. - Дата доступа: 20.03.2011.