Налоги, особенности фискальной политики в современной России
Курсовая работа на тему:
Налоги, особенности фискальной
политики в современной России.
год
Содержание
Введение
1. Налоговая система и её функции
1.1 Сущность налогов
1.2 Виды налогов
1.3 Принципы налогообложения
1.4 Функции налогов и их взаимосвязь
2. Фискальная политика государства
2.1 Сущность фискальной политики
2.2 Виды фискальной политики
3. Направление и перспективы фискальной политики РФ
3.1 Проблемы фискальной политики и ее оптимизация
3.2 Основные направления развития фискальной политики на 2011-2013
год
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Огромные средства, взимаемые в виде налогов и
перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу
современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету
и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в
обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм
государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой
системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов
государства.
Фискальная политика, в свою очередь, совокупность финансовых
мероприятий государства по регулированию, правительственных доходов и расходов.
Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как
антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Поскольку осуществление государственных расходов означает
использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным
источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию
государственным бюджетом.
Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную
политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том,
будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и
непоследовательной.
Тема фискальной политики и налогов на сегодняшний день весьма
актуальна, так как экономика переживает далеко не самые лучшие дни, и от того,
как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба
каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
- рассмотреть основные виды и функции налогов;
рассмотреть особенности фискальной политики в
современной России.
1. Налоговая
система и её функции
1.1 Сущность
налогов
Исторически возникновение налогов относится к периоду
разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги
представляют собой один из основных методов мобилизации государственных
доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги
становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть
распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности
производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и
роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме
доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С
расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных
налогов в формировании государственной казны.
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе
государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации
обязательный безвозмездный платеж.
В современной литературе о налогах приводится большое
количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях
подчеркивается, что налог - платеж обязательный. Другими словами, платежи,
которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К
налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.
Налоги являются теми платежами, которые осуществляются
безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных
обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким
образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых
возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными
органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам
также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве
каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные
выплаты.
Часто отмечается, что налоги - денежные платежи (взимаются в
денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых
выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит
многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с
другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях
допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг.
Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей
промышленности. В России в конце 1990-х годов стали использоваться соглашения о
разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных,
региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной
продукции между государством и инвестором.
Налоги - один из основных способов формирования доходов
бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности
различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут
подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные)
бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать
средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только
на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления
выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.
В экономическом смысле налоги представляют собой способ
перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью
единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных
отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают
государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода,
перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом
финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части
национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к
государству.
Налоговые доходы государства формируются за счет новой
стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными
ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения,
проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу
общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается
во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и
юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые
отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.
1.2 Виды
налогов
В России устанавливаются и взимаются
федеральные налоги и сборы; налоги субъектов РФ (региональные); местные налоги.
По признаку переложимости налоги
распределены как прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги, которые взимаются
в виде определенного процента от дохода или имущества.
Косвенные налоги - это налоги на товары и
услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе
потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на
добавленную стоимость, таможенные пошлины.
По принадлежности органов и уровню
управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает
налог и в распоряжение которого он поступает. Поэтому классификационному
признаку налоги в России различаются следующим образом: федеральные,
региональные и местные.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ
(НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения
государства и муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос,
взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами,
органами местного самоуправления действий, включая предоставление определенных
прав или выдачу лицензий.
В статьях 13-15 НК приведена следующая
классификация налогов.
К федеральным налогам и сборам относятся:
) налог на добавленную стоимость;
) акцизы;
) налог на доходы физических лиц;
) единый социальный налог;
) налог на прибыль организаций;
) налог на добычу полезных ископаемых.
) водный налог;
) сборы за право пользования объектами
животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
) налог на имущество организаций;
) налог на игорный бизнес;
) транспортный налог.
К местным налогам относятся:
) земельный налог;
) налог на имущество физических лиц.
К специальным налоговым режимам относятся:
) система налогообложения единым
сельскохозяйственным налогом (ЕСХН);
) упрощенная система налогообложения
(УСН);
) система налогообложения единым налогом
на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
) система налогообложения при выполнении
соглашений о разделе продукции.
Существуют неналоговые платежи. Их уплата
в бюджет контролируется наряду с Федеральной налоговой службой Министерства
финансов РФ (ФНС) другими федеральными службами.
К платежам, контролируемым Федеральной
таможенной службой РФ (ФТС), относятся таможенные пошлины и сборы, а также НДС
и акцизы, уплачиваемые налогоплательщиками при перемещении товаров, работ,
услуг через таможенную границу.
К платежам, контролируемым Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, относится плата
за негативное воздействие на окружающую среду.
Платежи, уплата которых контролируется
Федеральным агентством лесного хозяйства, включают плату за использование
лесов.
1.3 Принципы
налогообложения
Чтобы разобраться в принципах
налогообложения, надо прежде всего рассмотреть понятие принципов как таковых.
Итак, принципами называют основные и
главенствующие идеи или ведущие положения, определяющие начало чего-либо. По
отношению к налогообложению принципами можно назвать основополагающие идеи,
которые существуют в сфере налогов. Причем в различных налоговых сферах
выделяют свою систему принципов. Существуют три основные системы принципов.
. Экономические принципы налогообложения.
. Юридические принципы налогообложения.
. Организационные принципы
налогообложения.
К экономическим принципам относят базовые
сущностные положения, объясняющие целесообразность налогов и оценивающие их как
отдельное экономическое явление. Среди этих принципов выделяют четыре основных:
) принцип справедливости;
) принцип соразмерности;
) принцип максимального учета интересов и
возможностей налогоплательщиков;
) принцип экономичности (эффективности).
Правовые принципы
налогообложения часто используют в международной практике. К ним относят:
) принцип юридического равенства перед
законом любых хозяйствующих субъектов и всех граждан;
) все налоговые преференции обязательно
утверждаются в законе;
) принцип стабильности и
последовательности в политике налогов;
) принцип налоговой прозрачности;
) обратная сила налогового закона
запрещается, а именно: система ответственности основана на презумпции
невиновности налогоплательщика, учитывая гибкое налоговое воздействие на
нарушителей налогового законодательства;
) принцип ориентации на прогрессивные
формы налогообложения;
) принцип антидискреционности решений
налоговых органов;
) принцип соразмерности распределяемых
налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы с расходами, величина
которых ежегодно утверждается финансовым законодательством.
Под организационными принципами
налогообложения понимают, как правило, те положения, на основе которых
строится и работает сама система налогообложения. К таким принципам относятся:
) принцип единства;
) принцип подвижности;
) принцип стабильности;
) принцип множественности налогов;
) принцип исчерпывающего перечня налогов.
Итак, налогообложение в целом строится
всегда на основе общих определенных принципов. Однако налоги являются
стоимостной категорией, поэтому различаются по функциям, которые и показывают
их социально-экономическую сущность и назначение.
1.4 Функции
налогов и их взаимосвязь
Основная функция налогов - фискальная -
состоит в обеспечении государства и органов местного самоуправления
финансовыми ресурсами, необходимыми для решения возложенных на них задач
осуществления общественно значимой деятельности.
В настоящее время фискальными отношениями
нередко называют всю совокупность бюджетных перераспределительных отношений,
представленных органичной совокупностью приходных и расходных бюджетных
операций. Фискальная функция налогов касается только одной стороны этих
отношений, а именно операций по формированию бюджета безотносительно к дальнейшему
расходованию бюджетных средств.
В числе дополнительных (косвенных)
функций налогов следует назвать:
· регулирующую;
· социальную;
· контрольную.
фискальная политика налогообложение российский
Регулирующая функция налогов означает
использование государством возможностей налогообложения, в том числе налоговых
льгот и преференций:
· для обшей корректировки
производственной и социальной активности;
· защиты национальной
экономики от недобросовестной конкуренции и внешнеэкономической товарной
экспансии;
· развития перспективных,
инновационных и социально-значимых направлений деятельности.
Грамотное использование указанной функции
позволяет создать сбалансированную систему налоговых режимов для различных
субъектов экономической деятельности и повысить эффективность и инвестиционную
привлекательность национального рынка товаров и услуг.
Социальная функция налогов направлена на
устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения.
Применение налоговых механизмов для решения задач социального характера имеет
целью обеспечение стабильных условий существования и развития общества и
государства, их защиту от социальных потрясений и революций.
Контрольная функция налогов состоит в
использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного
способа оценки результатов экономико-финансовой деятельности.
2. Фискальная
политика государства
2.1 Сущность
фискальной политики
Посредством фискальной политики государство регулирует
систему мер в области правительственных закупок товаров и услуг, а также
налогообложения. Слово "фискальный" латинского происхождения и в
переводе означает казенный. В России в эпоху Петра I фискалами называли
должностных лиц, которые надзирали за сбором налогов и финансовыми делами. В
современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с
государственным регулированием правительственных расходов и налогообложением.
Государственные расходы на приобретение товаров и услуг существенно влияют на
размеры валового и чистого внутреннего продукта. В нашей стране такие закупки
обычно назывались госзаказом, который финансировался из госбюджета. По сути
дела фискальная политика является основным рычагом, с помощью которого
государство может влиять на экономику. Поэтому необходимо рассмотреть, каким
образом государство с помощью этой политики воздействует на достижение
равновесного объема национального производства, экономической стабильности и
полной занятости.
Чтобы понять общие принципы государственного регулирования,
необходимо четко выделить два компонента фискальной политики.
Это правительственные расходы на закупку товаров и услуг, с
помощью которых можно увеличить или уменьшить совокупные расходы, а тем самым
воздействовать на объем национального производства. К правительственным
расходам относятся все бюджетные ассигнования, направленные на строительство
дорог, школ, больниц, учреждений культуры, осуществление экологической и
энергетической программ и другие общественные нужды и потребности.
Сюда относятся и расходы на оборону, внешнеторговые закупки,
приобретение необходимой для населения сельскохозяйственной продукции и др.
Такого рода расходы и закупки можно назвать государственно-общественными,
потому что потребителем товаров и услуг является общество в целом в лице
государства.
Государственные расходы, направляемые на регулирование
устойчивого функционирования рыночной экономики. Такие расходы способствуют
увеличению либо сокращению объема внутреннего производства (ЧВП) в периоды его
спада или подъема. Государственные расходы не только прямо, но и через
мультипликационный эффект влияют на объем внутреннего производства, вызывая его
увеличение или сокращение.
Государство влияет на объем внутреннего производства через
свою налоговую политику. Очевидно, что чем выше налоги, тем меньшим доходом
будет располагать население, а значит, тем меньше покупать и сберегать. Поэтому
разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов,
которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и
благосостояние общества.
На первый взгляд, кажется, что высокие налоги, способствуя
увеличению государственного дохода, будут работать на общество и бюджет страны.
Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается противоположное: ни предприятию,
ни рабочему при чрезмерно высоких налогах работать оказывается невыгодным, в
чем мы все могли убедиться на примере нашей экономической реформы. Однако
низкие ставки налогов значительно подорвут государственный бюджет и такие его
важнейшие статьи, как расходы на содержание бюджетных организаций и на
социально-культурные мероприятия. Вот почему при проведении осторожной и
разумной налоговой политики приходится, что называется, семь раз отмерить и
один раз отрезать.
Государственные расходы на закупку товаров и услуг обычно
составляют значительную часть бюджета. В нашей стране они выступали в форме
госзаказов предприятиям. Такой заказ практикуется и в странах с развитой
рыночной структурой. Так, в США и Англии пятая часть ВВП приобретается
государством, и, как правило, фирмы и корпорации всегда стремятся получить заказ
от государства, поскольку это обеспечивает их гарантированным рынком сбыта,
кредитными и налоговыми льготами, исключает риск неплатежей.
Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса
и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности
внутреннего производства. В то же время эти действия направлены на
регулирование рынка, поддержание на нем равновесия между спросом и
предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических
функций государства.
Важнейшую роль государственные расходы играют в
финансировании социальных и культурных программ государства, обеспечении его
обороны, содержании аппарата управления и правоохранительных органов, а также
инвестиций для развития государственного сектора промышленности. Вместе с тем в
нашей стране сложился огромный дефицит государственного бюджета, что приводит к
финансовой разбалансированности народного хозяйства и поэтому требует особенно
тщательного планирования расходов, добиваясь максимальной эффективности. Значительную
роль в пополнении бюджета может сыграть не столько разумная налоговая политика,
сколько меры по ужесточению налоговой дисциплины. Это касается прежде всего
кооперативов, арендных и совместных предприятий и особенно коммерческих
структур, которые зачастую уклоняются от уплаты налогов, находя всевозможные
лазейки в законах и инструкциях. Более того, в печати появляются публикации,
которые учат людей обходить законы по налогообложению. Все это свидетельствует
о весьма низком уровне организации нашей фискальной политики как по
государственным расходам, так и по налогообложению. В последнем случае
наблюдается, с одной стороны, очень высокие налоги на прибыль и добавленную
стоимость, что не дает возможности развернуть производство товаров народного
потребления, а с другой, - государство очень много теряет от неуплаты тех
вполне законных и обоснованных налогов, от которых уклоняются многие
коммерческие структуры, не говоря уже о прямом хищении миллиардных сумм из
банков по подложным документам и содействии коррумпированных должностных лиц.
По-видимому, многие недочеты в нашей налоговой системе
объясняются тем, что у нас по сути дела она только начала складываться. Многие
законы и инструкции оказались несовершенными и их пришлось уточнять и
дополнять, в особенности после распада Советского Союза; аппарат налоговой
инспекции оказался мало подготовленным для борьбы с нарушителями законов.
Успешному проведению налоговой политики мешают и старые взгляды и
психологические установки, согласно которым налоги считались типично буржуазным
инструментом хозяйствования. Нелишне напомнить, что в 60-е годы у нас был издан
закон о постепенной отмене всех налогов, который, конечно, никогда не был
введен, так как всякому ясно, что без налогов никакое государство существовать
не может.
Налогами облагаются доходы (имущества) физических и
юридических лиц. Как нормативная форма, налагаемая на доходы, налоги
характеризуются обязательностью и срочностью платежа. Поэтому всякое уклонение
от налогов и несвоевременная их уплата ведут к соответствующим юридическим и
административно-финансовым санкциям.
Принципиально новым в нашем законодательстве является
введение налога на прибыль, который больше соответствует структуре рыночного
хозяйства, чем существовавшие ранее платежи, в особенности те, которые шли
министерствам. Хотя налоги на прибыль все еще остаются высокими, тем не менее
постепенно законодательные органы начинают осознавать, что их размеры должны
быть снижены, и постепенно они действительно начинают пересматриваться. Наряду
с этим предприятиям предоставляются различные льготы, например, при проведении
научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоении новых и
наукоемких технологий.
Для подоходного налога существует шкала налогообложения в
зависимости от форм собственности; предусматриваются также различные льготы для
разных категорий граждан; отменены слишком высокие налоги на
индивидуально-трудовую деятельность, хотя встречаются еще неоправданные ставки
и ограничения.
Наконец, совсем новым для нас является создание налоговой
инспекции, которая призвана строго контролировать процесс налогообложения в
условиях формирования разных форм собственности и тщательно следить за уплатой
налогов коллективными и частными предприятиями, а также отдельными гражданами.
2.2 Виды фискальной
политики
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика,
инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида
фискальной политики - стимулирующую и сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде
(рис.1, а), она направлена на увеличение деловой активности и
используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей
фискальной политики выступают увеличение государственных закупок, снижение
налогов и увеличение трансфертов.
Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет
к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. В этом
случае происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1 до Y*), но и снижение уровня
цен (от Р1 до Р2) (рис.1, в). Поэтому данные инструменты
могут использоваться в качестве средства борьбы одновременно и с безработицей,
и с инфляцией.
Сдерживающая фискальная политика используется при буме
("перегреве" экономики), она направлена на сдерживание деловой
активности в целях борьбы с инфляцией (рис.1, б). Инструментами сдерживающей
фискальной политики являются сокращение государственных закупок, увеличение
налогов и сокращение трансфертов.
Рис.1 Воздействие фискальной политики на экономику:
I. На совокупный спрос - а) стимулирующая политика; б)
сдерживающая политика; II. На совокупное предложение - в) стимулирующая
политика
Кроме того, в зависимости от способа воздействия инструментов
рассматриваемой политики на экономику различают дискреционную и автоматическую
фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика представляет собой
сознательное законодательное изменение правительством величины государственных
закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения
находят отражение в основном финансовом плане страны - государственном бюджете.
Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана
на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или
автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых
остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую
систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность
при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам
относятся: а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы,
в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное
стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог); б)
косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); в) пособия
по безработице; г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам
относятся также субсидии фермерам.)
Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на
экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень
деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений
уменьшается, а при "перегреве" экономики, когда фактический ВВП
максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога
остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие
поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота).
Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны.
Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически
"остужается" при перегреве и "подогревается" при рецессии.
Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает
налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а
поскольку НДС является косвенным налогом (частью цены товара), то при падении
объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т.е. изъятия из
экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, из-за роста совокупных доходов
объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов.
Экономика автоматически стабилизируется.
Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая
сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того как люди начинают терять
работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдаются
"сверхзанятость" и рост доходов. (Очевидно, что для того чтобы
получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать
пособие по бедности, нужно быть очень бедным.) Эти пособия являются
трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту
доходов, а следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде.
Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние
на экономику.
3.
Направление и перспективы фискальной политики РФ
3.1 Проблемы
фискальной политики и ее оптимизация
Реформирование бюджетной и налоговой систем в России
проводиться в сложных условиях трансформации собственности и становлении
национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой
структуры производства, перевода оборонного производства на изготовление
конкурентоспособной продукции, проведении крупных мер по социальной защите
населения и т.д.
Переход к рыночной экономике изменил и структуру доходной
части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет
налоговых поступлений, Поэтому главная задача в осуществлении фискальной
политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.
Трудности в ее осуществлении состоят в том, что эволюция
налоговой системы России развивалась долгое время не в соответствии с теми
тенденциями, которые характерны для экономики развитых рыночных стран.
В современных условиях наметились основные вехи
реформирования российской налоговой системы. Для переходного периода
становиться важной разработка концепции повышения стимулирующей функции
налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.
Стратегия усиления стимулирующей функции налогообложения и
количественного увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение.
В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного
и территориального управления, реализуемых в логической последовательности. В
числе этих мер:
обеспечение стабильности налогового законодательства,
недопустимость любых изменений в налоговой схеме в течение всего хозяйственного
года. Более того, предполагается продолжительный по горизонту мораторий на
внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;
отказ от неоправданной множественности налогов, число которых
только в России с учетом местных налогов приблизилось к ста. Устранение
имеющейся дискриминации в дифференциации налогоплательщиков в зависимости от
форм собственности;
установление низких налогов на производителей и
"удешевление" кредита;
усиление целенаправленности налоговой системы. В условиях
спада производства важно поставить в привилегированное положение предприятия
(фирмы), реально увеличивающие объемы производства и осуществляющие
инвестирование средств в его рост. Сделать это можно разными способами,
например, освободив от налогов часть прибыли, полученной от увеличения объема
реализации в сопоставимых ценах. Желательно также полностью освободить от
налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемых на
развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной сферы;
придание действенного и конкретного характера налоговым
льготам, которые в большинстве носят декларативный и показной характер. В
результате они теряют стимулирующее значение. Вновь создаваемым или
реконструированным предприятиям необходимо предоставлять льготы не с момента их
регистрации, а с момента получения первой прибыли.
Как показывает мировой опыт развитых стран, современная
налоговая система должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную
передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие
предпринимательства. В то же время она должна подавлять такие негативные
тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивную активность, инфляцию.
Такова общая концепция перестройки налоговой системы
переходной экономики в направлении безусловного экономического роста при
одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и
налоговых поступлений в бюджет.
В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться
через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных
ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, е
также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и
обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия
совокупного спроса и совокупного предложения.
3.2 Основные
направления развития фискальной политики на 2011-2013 год
Главным направлением совершенствования налогового
законодательства должно стать налоговое стимулирование инновационной
деятельности, сообщает правительственная пресс-служба.
Однако введение новых налоговых льгот не предусмотрено.
Решить задачу планируется за счёт корректировки механизма налогообложения,
настройки налоговой системы с учётом потребностей инновационных предприятий.
В настоящее время основную часть фискальной нагрузки на фонд
оплаты труда в экономике составляют страховые взносы. С целью снижения
налоговой нагрузки на инновационные предприятия проектом предусматриваются
следующие мероприятий:
корректировка ставок страховых взносов на обязательное
пенсионное, медицинское и социальное страхование;
модернизация порядка учёта расходов на научные исследования и
опытно-конструкторские разработки, закрепление единого по видам работ порядка
ведения налогового учёта расходов на НИОКР;
создание благоприятных условий налогового администрирования
для инновационных компаний, включающих создание специальных инспекций для
инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в
электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок,
"единое окно" постановки на учёт и подачи деклараций по всем налогам;
передача полномочий по принятию решения о предоставлении
инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на
имущество организаций субъектам РФ и др., говорится в пресс-релизе.
Заключение
Воздействие на экономику государственных расходов и налогов
противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный
платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост,
но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может
сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот
временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные
условия для воспроизводственного процесса.
На практике фискальная политика активно используется в целях
стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов
применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение
расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный
подъём.
В настоящее время фискальная политика и бюджет неотделимы
друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования
государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую
основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Также хочу отметить, что через налоговую политику и бюджетное
финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны
хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов,
быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.
Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они
сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать
стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а
конечный результат будет благотворным.
Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное
использование механизмов фискальной политики позволяет обеспечить стабильные
темпы экономического роста, возможность использования государством
экономических рычагов регулирования.
Подводя итоги, хочу отметить, что проблема госбюджета,
независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно
сформированная и последовательно проводимая фискальная политика, как правило,
характеризуется достижением макроэкономической стабильности.
Список
использованной литературы
1. Борисов.
Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов. - 4-е изд., перераб. - М.:
Юрайт - Издат, 2007.
2. Бугаян
И.Р. Макроэкономика: - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2010г.
. Добрынин
А.И. Экономическая теория: учебник / А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевича. - 3-е
изд., перераб. - Санкт-Петербург: Питер, 2008.
. Зрелов
А.П. конспект лекций: Налоги и Налогообложения - 5-е ни., испр. и доп. - М.:
Издательство Юрайт: ИД Юрайт, 2010.
5. Основные
направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг.
Налоговед 2009, №1
6. Скрипниченко
В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом
"БИНФА", 2007.
. Тюрина
А.Д. Макроэкономика: Конспект лекций - Издательство: "Эксмо", 2008.
. Фролова
Т.А. Макроэкономика: Конспект лекций - Таганрог: ТРТУ, 2006.
. Шевчук
В.А., Шевчук Д.А. Макроэкономика: Конспект лекций - Издательство: Высшее
образование ISBN: 5-9692-0073-5, 2007.
. "Экономическая
теория" краткий курс Носова С.С. Москва 2009.
11. http://www.akdi.ru/scripts/novosti/smotri.
php? z=7342 <http://www.akdi.ru/scripts/novosti/smotri.php?z=7342>