Определение и исследование основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров
Содержание
Введение
.
Общие сведения
.
Показатели назначения
.
Показатели надежности
.
Показатели технологичности
.
Показатели стандартизации и унификации
.
Патентно-правовые показатели
.
Оценка уровня конкурентоспособности продукции
Заключение
Список
используемых источников
Введение
Проблема качества и конкурентоспособности
продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько
успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой
страны, практически любого потребителя.
В настоящее время в любой стране мира
господствуют рыночные отношения фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас
их огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. Фактор
конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой
вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом
конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает
результаты их деятельности. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной
продукции и услуг по сравнению с аналогами - главная задача любой фирмы в любой
стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была
конкурентоспособной.
Актуальность рассмотрения темы данной курсовой
работы обусловлена тем, что в условиях нарастающей конкурентной борьбы
предприятиям необходимо приумножать свои конкурентные преимущества, т.е.
разрабатывать такие мероприятия, которые будут способствовать их росту. Это, в
свою очередь позволит более полно удовлетворять потребности клиентов, а,
следовательно, повысит уровень конкурентоспособности, улучшит позицию
предприятия на рынке товаров и услуг.
Каждому предприятию особенно важно создать
конкурентоспособный товар, правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с
тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции.
Конкуренция - прогресс управления субъектом
своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других
целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных
потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Как было
доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития
общества, главным инструментом экономии ресурсов.
Конкурентоспособность - концентрированное
выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя
создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
Готовая продукция - конечный продукт
производственного процесса предприятия. В настоящее время в России далеко не
все предприятия способны выпускать конкурентоспособную продукцию.
Конкурентоспособность российской промышленности
- это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических
предпочтений и положения в обществе.
Результатом создания
конкурентоспособной промышленности будет:
Развитие внутреннего рынка и
рост ВВП;
Рост экспорта и валютных
поступлений в независимости от состояния международных сырьевых рынков;
Стабильные налоговые
поступления в бюджет;
Рациональное использование
природных ресурсов, вследствие обеспечения глубокой переработки сырья;
Сохранение и развитие
научно-технического потенциала страны;
Занятость населения;
Социальная и политическая
стабильность;
Заслуженное положение России на
международной арене как великой экономической державы.
Целью данной работы является определение и
анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров.
Реализация поставленной цели потребовала решения
следующих исследовательских задач:
- Определить понятие и сущность
конкурентоспособности товара;
- Выявить факторы, за счет которых формируется
конкурентоспособность товара;
- Оценить уровень конкурентоспособности газовой
плиты«GEFEST 3100».
- Сравнить газовые плиты «GEFEST
3100» и «Дарина GM141000».
Реализация поставленной цели определяет
необходимость решения следующих исследовательских задач:
1- Определить понятие и
сущность конкурентоспособности товара;
-Выявить факторы, за счет
которых формируется конкурентоспособность товара;
- Оценить уровень
конкурентоспособности газовых плит;
- Сделать вывод о проделанной
работе.
1. Общие сведения
Оценка уровня качества объектов представляет
собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей
качества, определение их численных значений, а так же значений базовых,
относительных и комплексных показателей с целью принятия решений о конкурентоспособности
продукции.
Уровень качества объектов - это мера
соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта,
выбранного за эталон сравнения. Таким образом, уровень качества является
относительной мерой, результатом оценивания, определенной на основе соотнесения
с базовыми (эталонными) значениями мер.
Объект, который оценивается называется
образцовым (оцениваемым), объект с которым сравнивается оцениваемый объект,
носит название базового, а его показатели качества называются базовыми
показателями.
Для количественной оценки свойств объекта
используют показатели качества.
Показатель качества объекта- это количественная
характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества и
рассматриваемая применительно к определённым условиям жизненного цикла объекта.
Свойство продукции - объективная особенность
продукции (услуги), проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании
по назначению или потреблении. Например, точность, надежность, своевременная
поставка и т.д.
Показатели качества объекта делятся на единичные
и комплексные.
Единичный показатель качества - показатель
качества объекта, относящийся только к одному свойству объекта. Например,
вероятность безотказной работы (безотказность), средний срок хранения (сохраняемость)
и т.д.
Комплексный показатель качества - показатель
качества объекта, относящийся к нескольким его свойствам. Этот показатель
позволяет в целом характеризовать качество объекта или группу его свойств,
Например, коэффициент готовности позволяет одновременно оценивать и
безотказность и ремонтопригодность изделия.
Относительный показатель качества - отношение
показателя качества оцениваемого (образцового) объекта к базовому показателю
качества, выраженного в относительных единицах.
Номенклатура показателей для оценки качества
различных объектов зависит от многих факторов: вида объекта, условий
эксплуатации объекта, цели оценки.
Объект характеризуют девять групповых
показателей качества:
показатели назначения;
показатели надёжности;
показатели технологичности;
эргономические показатели;
эстетические показатели;
показатели стандартизации и унификации;
патентно-правовые показатели;
экономические показатели;
критические показатели (показатели
безопасности).[8]
2. Показатели назначения
Показатели назначения характеризуют полезный
эффект от использования объектов по назначению и область их использования. Как
правило, это «жёсткие» показатели качества. К ним относятся показатели,
используемые для классификации по назначению, характеризующие конструкцию объекта,
его техническое совершенство, состав и структуру, транспортабельность.
Например, вес, габариты, мощность и т. д.
Показатели назначения характеризуют свойства
продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она
предназначена, и обусловливают область ее применения. Показатели обычно играют
основную роль в оценке уровня качества, их часто используют как критерии
оптимизации при нахождении наилучших решений в управлении качеством. Каждому
виду продукции свойственны свои показатели назначения.
Показатели назначения делятся на подгруппы.
Классификационные показатели характеризуют основные классификационные свойства
продукции (например, размер экрана телевизора, напряжение и мощность
электролампочки), область или способ использования (например, наземная или
бортовая аппаратура, стационарный или переносной магнитофон).
К показателям назначения относятся
функциональные показатели. Для технических устройств они характеризуют полезную
работу, которую изделие совершает или которую можно совершить с его помощью
(производительность, точность, пределы измерений, дальность действия и т. д.).
К этой подгруппе относятся конструктивные (масса, габаритные размеры) и
эксплуатационные показатели (потребляемая электрическая мощность, расход
топлива).
Для продукции, свойства которой зависят от ее
состава и структуры, показатели назначения характеризуют состав входящих в нее
компонентов или структурных групп (концентрация вещества, содержание примесей и
т.д.).
Для потребительских товаров массового спроса
показатели назначения также характеризуют социальную адресность товара,
а также степень его морального старения, обусловленного появлением
нового товара повышенного качества, изменением общественных норм и ценностных
ориентаций потребителей и т.п. ).[2]
Таблица 1 Показатели назначения
Численное
значение ПК образцового изделия газовой плиты GEFEST 3100
|
Численное
значение ПК базового изделия газовой плиты Дарина GM141000
|
Численное
значение ПК изделия потребительского спроса
|
1
Число горелок стола, шт
|
4
|
4
|
4
|
2
Диапазон температур работы духовки:
|
|
|
|
-
с терморегулятором,
|
140-270
|
140-270
|
150-280
|
-без
терморегулятора,
|
150-280
|
150-300
|
160-300
|
3
Объем духовки, л
|
44
|
50
|
55
|
4
Напряжение электросети, В
|
220
|
220
|
220
|
5
Класс электробезопасности
|
2
|
1
|
1
|
6
Максимальная потребляемая мощность, Вт
|
50
|
60
|
40
|
7
Габариты стола, см
|
|
|
|
-
ширина
|
50
|
60
|
65
|
-
глубина
|
53
|
60
|
65
|
-
высота
|
85
|
85
|
85
|
8
Масса, кг не более
|
37
|
47
|
40
|
9
Присоединительная резьба газопровода
|
G 3/8”
|
G 1/2"
|
G 1/2”
|
10
Время срабатывания кранов с устройством «газ-контроль» при розжиге горелки,
сек. Не более
|
|
|
|
-
для горелок стола
|
8
|
10
|
9
|
-
для горелок духовки
|
13
|
15
|
12
|
11
Время отключения подачи газа в момент погасания пламени для кранов с
«газ-контролем», сек. не более
|
|
|
|
-для
горелок стола
|
80
|
90
|
70
|
-для
горелок духовки
|
50
|
60
|
3. Показатели надёжности
Надёжность - свойство объекта способное
выполнять установленные функции, сохраняя свои показатели в заданных пределах в
течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки
Надежность - это сложное свойство. Показатели
надежности характеризуют безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и
долговечность объекта.
Безотказность - свойство объекта сохранять свою
пригодность к использованию по назначению в течение заданного времени.
Долговечность - свойство объекта сохранять
работоспособное состояние до наступления предельного состояния при
установленной системе ТОР;
Ремонтопригодность - свойство объекта,
заключающееся в приспособленности к предупреждению, обнаруживанию и устранению
отказов;
Сохраняемость - свойство объекта поддерживать в
заданных пределах свои параметры в течение заданного промежутка времени.
Данные показатели регламентируются ГОСТ
27.003-90. Выбор номенклатуры показателей надежности осуществляется на основе
классификации изделий по признакам, характеризующим их назначение. Последствия
отказов и достижения предельного состояния, особенности режимов применения и
т.д.
Показатель надежности - главный при оценке
качества машин, механизмов, технических устройств. Он характеризует свойства
изделия сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров,
выражающих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и
условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.
).[3,
стр. 93]
Надежность, как сложное комплексное свойство,
характеризуется четырьмя составляющими свойствами (безотказность,
долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность) и комплексными показателями.
Определяем номенклатуру показателей надёжности:
) в качестве показателя сохраняемости применяем
средний срок сохраняемости:
Т с.ср. = 2 года
) в качестве показателя долговечности - средний
ресурс до капитального ремонта:
Т г = 17520 часов
4. Показатели технологичности
Показатели технологичности характеризуют
свойства изделия, определяющие приспособленность его конструкции к достижению
наименьших затрат ресурсов при производстве, эксплуатации и ремонте.
К числу основных показателей технологичности
относят: трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, технологическую
себестоимость.
Трудоемкость изготовления изделия определяется
количеством времени, затрачиваемого исполнителями на его производство, и
выражается в нормо-часах;
Материалоемкость изделия определяется общей
массой его конструкции (в килограммах);
Коэффициент применяемости материалов. Он
позволяет выявить применение в данной конструкции определенных видов, сортов,
марок материалов:
Энергоемкость изделия A характеризует
расходование энергии на его изготовление.
Технологическая себестоимость включает в себя
стоимость технологических процессов изготовления изделия:
стоимость сырья, материалов, покупных
комплектующих изделий;
основная заработная плата основных рабочих с
начислениями на нее;
расходы на содержание и эксплуатацию
оборудования;
стоимость израсходованных специальных
инструментов и оснастки.
Технологичность - свойство, показывающее
насколько близко конструкция учитывает требования существующих технологий,
организации и освоения производства, транспортирования, технического обслуживания
и т.д.
Показатели технологичности характеризуют
эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой
производительности труда при создании и восстановлении объектов. Например, для
продукции это коэффициент сборности, коэффициент использования материалов,
удельная трудоемкость производства и т.д. Основными характеристиками
технологичности являются коэффициент сборности, коэффициент использования
материалов, удельный показатель трудоемкости.
Коэффициент сборности показывает, каков удельный
вес составных частей, для которых существуют отработанные технологические
процессы, в общем числе составных частей объектов.
Коэффициент сборности Ксб изделия
определяется по формуле (1):
, (1)
где Qс - количество
специфицируемых составных частей;o - суммарное количество составных
частей
Таблица 2 Общее количество деталей
Наименование
детали
|
Количество
стандартных
|
Количество
унифицированных
|
Количество
заимствованных
|
Количество
оригинальных
|
1
Стол
|
1
|
|
|
|
2
Противень
|
|
|
|
1
|
3
Вертел
|
|
|
|
|
-крючок
|
|
|
|
1
|
-втулка
|
|
1
|
|
|
-ручка
|
|
|
|
1
|
4
Муфта переходная
|
1
|
|
|
|
5
Накладка
|
|
1
|
|
|
6
Ножки
|
|
|
4
|
|
7
Крепеж
|
|
|
4
|
|
8
Резиновое уплотнение
|
|
|
|
1
|
9
Шнур питания
|
1
|
|
|
|
10
Лампа
|
|
|
|
|
-стеклянный
плафон
|
|
|
1
|
|
-кожух
лампы
|
|
|
1
|
|
11
Гайки
|
44
|
|
|
|
12
Болты
|
|
|
|
13
Прокладки
|
30
|
|
|
|
14
Шуруп
|
50
|
|
|
|
15
Датчик реле-температуры
|
|
1
|
|
|
16
Пружина
|
2
|
|
|
|
17
Стекло
|
|
|
|
|
-внутреннее
|
|
1
|
|
|
-внешнее
|
|
1
|
|
|
18
Ручка
|
|
|
|
1
|
19
шляпки горелок эмалированные
|
4
|
|
|
|
20
Винт
|
20
|
|
|
|
21
Скобы
|
|
|
|
2
|
22
Пазов кожух лампы
|
|
|
1
|
|
23
Кнопка
|
|
3
|
|
|
24
Кольцо уплотнительное
|
5
|
|
|
|
25
Зажим
|
|
|
|
5
|
26
Ручки регулирования
|
|
|
6
|
|
В соответствии с формулой (1) определим
коэффициент сборности для Газовой плиты «GEFEST
3100»:
К сб = 50/292=0,17
Таблица 3 Общее количество
специфицированных деталей
Наименование
специфицированных деталей
|
Количество
специфицированных деталей
|
1
Решетка стола
|
1
|
2
Смеситель
|
4
|
3
Крышка
|
4
|
4
Жаровня
|
1
|
5
Решетка духовки
|
1
|
6
Вертел:
|
|
-вилка
|
1
|
-муфта
мотора
|
1
|
-штык
|
1
|
7
Фильтр
|
1
|
8
Шибер
|
2
|
9
Щиток
|
1
|
10
Тара
|
1
|
11
Предохранитель
|
4
|
12
Электромагнитный клапан
|
1
|
13
Пазух лампы
|
1
|
14
Хозяйственный шкафчик
|
1
|
15
Газовые каналы
|
16
Накладка
|
1
|
17
Крышка плиты
|
1
|
18
Трубка газопровода
|
5
|
19
Корпус сопла
|
5
|
20
Сопло
|
5
|
21
Корпус
|
1
|
Важными показателями технологичности являются
также удельные показатели, характеризующие экономичность расходования ресурсов:
удельная трудоемкость изготовления изделия;
удельная материалоемкость изделия;
коэффициент использования материала,
характеризующий эффективность использования материальных ресурсов при
изготовлении продукции; ).[4]
, (2)
Определим коэффициент использования
материалов для газовой плиты «Газовая плита GEFEST 3100» для
железа:
Ким железа = 3/37 =
0,081081
Определим коэффициент использования
материалов для пластмассы:
Ким пластмассы = 1/37 =
0,027027
Определим коэффициент использования
материалов для резины:
Ким резины =
0,5/37 = 0,0135135
Определим коэффициент использования
материалов для серебра:
Ким серебра = 0,000347/37
= 0,0000093
Определим коэффициент использования
материалов для стекла:
Ким стекла =
4/37 = 0,1081081
Определим коэффициент использования
материалов для стали:
Ким стали = 29,753/37 =
0,8041351
Таблица 4 Используемые материалы
Наименование
материала
|
Вес,
кг
|
1
Резина
|
0,5
|
2
Железо
|
3
|
3
Пластмасс
|
1
|
4
Серебро
|
0,000347
|
5
Стекло
|
4
|
6
Сталь
|
29,753
|
5. Показатели стандартизации и
унификации
Показатели стандартизации и унификации
характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и
оригинальными составными частями, а также удельный вес стандартных и
унифицированных элементов изделия. Под составными частями понимают детали или
сборочные единицы. ).[5]
Составные элементы в изделии могут быть
следующими:
стандартными, относят составные части,
выпускаемые в соответствии с ГОСТ, созданные на основе международных и
национальных стандартов;
унифицированными, созданные на основе стандартов
организаций: 1) выпускаемые по стандартам предприятия, если они используются
хотя бы в двух различных изделиях данного предприятия;2) получаемые с других
предприятий в порядке кооперирования; 3) заимствованные из других разработок.
К показателям стандартизации и унификации
относятся:
коэффициент применяемости;
коэффициент повторяемости;
коэффициент взаимной унификации для группы
изделий.
оригинальными, созданные для одного изделия;
заимствованными, спроектированные как
оригинальные для конкретного изделия, но применяемые в двух и более изделиях.
Основные показатели для оценки уровня
стандартизации и унификации следующие:
) коэффициент унификации Кун,
показывает удельный вес стандартных, унифицированных и заимствованных
элементов, определяется по формуле (3):
, (3)
где ∑Gст -
количество стандартных элементов в изделии;
∑G ун - количество
унифицированных элементов в изделии;
∑ G з - количество
заимствованных элементов в изделии;
∑ Gобщ - общее
количество элементов в изделии.
Определим коэффициент унификации для
газовый плиты «GEFEST 3100»:
Кун = ( 201+ 10+16 )=
0,77
) коэффициент применяемости Кпр
показывает, какова доля наименований стандартных Nст,
унифицированных Nун и заимствованных ,Nз элементов в
общем количестве наименований Nо элементов в изделии, определяемый
по формуле (4):
, (4)
где ∑ Nст -
количество наименований стандартных элементов;
∑ N ун - количество
наименований унифицированных элементов;
∑ N з- количество
наименований заимствованных элементов;
∑ N общ - общее
количество наименований элементов в изделии
Кпр = (9+6+7)/52=0,42
) Коэффициент повторяемости Кповт
показывает отношение количества применяемых элементов в изделии к суммарному
наименованию и рассчитывается по формуле (5):
, (5)
где ∑ G общ - общее
количество элементов в изделии;
∑ N общ - общее
количество наименований в изделии).[6]
Коэффициент повторяемости для
газовый плиты «GEFEST 3100» будет равен:
Кповт = 5,63.
6. Патентно-правовые показатели
Патентно-правовые показатели качества продукции
характеризуют степень патентной защиты изделия в Российской Федерации и за
рубежом, а также уровень патентной чистоты изделия.
По этим показателям определяется уровень
патентно-правовой защиты изделия, который рассчитывается на основе безразмерных
показателей патентной защиты и патентной чистоты.
Патентно-правовые показатели характеризуют
степень обновления технических решений, использованных в изделии, и их
патентную защиту и являются существенным фактором при определении
конкурентоспособности продукции.
Показатель патентной защиты изделия определяется
как отношение количества составных частей изделия, защищенных патентами и
свидетельствами в стране к общему количеству составных частей в данном изделии.
При этом в зависимости от назначения и характера конкретного изделия все его
составные части могут быть разделены на несколько групп значимости и каждой
составной части изделия присвоен коэффициент весомости.
Показатель патентной защиты Ппз характеризует
количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном
объекте, т.е. характеризует степень защиты объекта принадлежащими отечественным
ученым и организациям авторскими свидетельствами России и патентами за рубежом
(на российские изобретения), рассчитывается по формуле (6):
, (6)
ППЗ1 - показатель защиты объекта
авторским свидетельствами России;
ППЗ 2 - показатель защиты объекта
патентами за рубежом, принадлежащими российским ученым и организациям.
Рассчитаем показатель патентной
защиты по известным формулам:
ППЗ = 0,9 + 0,1 = 1
Показатель патентной защиты объекта
авторскими свидетельствами России ППЗ1 определяется по формуле (7):
, (7)
где Ki - коэффициент весомости i-той
составной части объекта, защищенной авторскими свидетельствами России;- число
составных частей, защищенных авторскими свидетельствами России; Ni - количество
i-тых составных частей объекта;- общее количество составных частей объекта.
Рассчитаем показатель патентной
защиты по известным формулам:
ППЗ1 = 9/10 = 0,9
Показатель патентной защиты объекта
патентами за рубежом, принадлежащими российским ученым и организациям ППЗ2
определяется по формуле (8):
, (8)
где Kj-
коэффициент весомости, зависящий от числа стран, в которых получены патенты, и
важности этих стран для экспорта объекта или продажи лицензий;- коэффициент
весомости j-той составной части объекта, защищенной принадлежащими учёным и
организациям России патентами за рубежом;- число составных частей, защищенных
принадлежащими ученым и организациям России патентами за рубежом;j - количество
j-тых составных частей объекта;- общее количество составных частей объекта.
Ki K j Kâ определяются
экспертным методом.
Рассчитаем показатель патентной
защиты по известным формулам:
ППЗ2 = 1/10 = 0,1
Показатель патентной чистоты изделия
определяется в виде разности между единицей и достигнутым значением показателя
патентной защиты изделия. Этот показатель позволяет ответить на вопрос,
насколько возможна беспрепятственная реализация изделия внутри страны и за
рубежом. Патенто-чистым в отношении какой-либо страны изделие может быть в том
случае, если оно не содержит технических решений, попадающих под действие
патентов, свидетельств исключительного права на изобретения, полезные модели,
промышленные образцы и товарные знаки, зарегистрированные в данной стране.
Проверка патентной чистоты изделия проводится,
как правило, в отношении стран предполагаемого экспорта и ведущих государств по
его производству. В связи с территориальным характером действия патента
рассматриваемый показатель должен определяться отдельно для Российской
Федерации и для каждой страны предполагаемого экспорта.
В дополнение к рассмотренным показателям
используется также показатель территориального распространения патентной
чистоты данного изделия, определяемый в виде отношения числа стран, по которым
изделие обладает патентной чистотой к числу стран вероятного экспорта изделий
или возможной продажи лицензий.
Показатель патентной чистоты (ППЧ) характеризует
возможность беспрепятственной реализации объекта на рынках сбыта, и
определяется по формуле (9):
, (9)
где Kj -
коэффициент весомости, зависящий от числа стран, в которых получены патенты, и
важности этих стран для экспорта объекта или продажи лицензий; Kt -
коэффициент значимости t-тых составных частей объекта;
S - общее
число t-тых
составных частей объекта (число групп значимости); Nt -
количество t-тых
составных частей объекта, подпадающих под действие патентов в данной стране; и
незащищенных приобретением этих патентов
N - общее
количество составных частей объекта. ).[8,
стр. 128]
Рассчитаем показатель патентной
чистоты для исследуемой газовой плиты по формуле (11):
ППЧ = 1
Из этого следует, что товару ничего
не мешает как на Российском рынке, так и на зарубежном.
конкурентоспособность газовый плита патентный
7. Оценка уровня
конкурентоспособности продукции
Таблица 5 Цена
Наименование
изделия
|
Цена,
руб
|
1
газовая плита «GEFEST 3100»
|
7800
|
2 газовая плита «Дарина GM141000»
|
6300
|
3 газовая плита
потребительского спроса
|
5500
|
Уровень конкурентоспособности изделия
определяется по формуле (10):
, (10)
где Kо -
показатель уровня конкурентоспособности образцового изделия;
Kб -
показатель уровня конкурентоспособности базового изделия.
Показатель уровня
конкурентоспособности образцового изделия вычисляется по формуле (11):
, (11)
где ∑qо -
относительный комплексный показатель качества образцового изделия;
qозцп -
относительный комплексный показатель цены образцового изделия к цене изделия
потребительского спроса.
Рассчитаем показатель уровня
конкурентоспособности образцового изделия:
Ко =24,99/1,418=17,62
Относительный комплексный показатель
цены образцового изделия к цене изделия потребительского спроса определяется по
формуле (12):
, (12)
где Цо - численное значение цены
образцового изделия;
Цп - численное значение цены изделия
потребительского спроса.
Рассчитаем относительный комплексный
показатель цены:
qозцп =
7800/5500=1,418
Показатель уровня
конкурентоспособности базового изделия вычисляется по формуле (13):
, (13)
где ∑qб -
относительный комплексный показатель качества базового изделия;
Рассчитаем показатель уровня
конкурентоспособности базового изделия:
Кб = 22,19/1,145=19,38
Относительный комплексный показатель
цены базового изделия к цене изделия потребительского спроса определяется по
формуле (14):
, (14)
где Цб - численное значение цены
базового изделия;
Цп - численное значение цены изделия
потребительского спроса. [10]
Рассчитаем относительный комплексный
показатель цены базового изделия к цене изделия потребительского спроса:
qбзцп
=6300/5500=1,145
Рассчитаем уровень
конкурентоспособности изделия:
У=0,909;
Т.к. У меньше 1, это значит, что
уровень конкурентоспособности газовой плиты «GEFEST 3100» имеет
менее высокую конкурентоспособность, чем газовая плита «Дарина GM141000».
Заключение
Таким образом, из выше изложенного
следует: конкурентоспособность любой продукции может быть определена только в
результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является
относительным показателем.
По своей сути она отражает отличие
продукции от товара конкурента по степени удовлетворения конкретной
общественной потребности.
Для того чтобы выяснить
конкурентоспособность какого-либо объекта, необходимо не просто сравнить его с
другими товарами по степени их соответствия конкретной общественной
потребности, но и затраты потребителя на покупку и использование для
удовлетворения своей потребности.
Из сравнения газовых плит «GEFEST 3100» и
«Дарина GM141000»
можно сказать, что их продукция конкурентоспособна. Но необходимо улучшать
конкурентоспособность товара.
В фирме должна проводиться
модификация продукции в соответствии с запросами клиентов, т.к. рынок постоянно
развивается, вкусы у клиентов и покупателей разные, поэтому руководство фирмы
должно учитывать все особенности изменения рынка, разрабатывать новый дизайн и
модели, усовершенствовать их. Каждый товар имеет собственный жизненный цикл
обращения или присутствия на рынке, период определённой рыночной устойчивости,
или рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или более
дешёвым товаром.
Для конкурентоспособности газовой
плиты предприятию необходимо:
постоянно отслеживать жизненный цикл
товара и уделять особое внимание этапам роста продаж.
своевременно отказываться от
производства товаров, находящихся на стадии спада.
ежеквартально обсуждать с основными
клиентами ассортимент продукции и выявлять недостатки в товаре.
просматривать зарубежные каталоги,
следить за спросом на рынке, для
того чтобы предложить клиентам наиболее подходящую продукцию. Для этого надо
формировать спрос на определённые товары. Этого можно добиться участвуя в
выставках, распродажах.
Из проделанной нами работы мы
выявили, что на качество товаров влияют такие группы факторов как внешние и
внутренние. Внешние, так же как и внутренние факторы, самым существенным
образом влияют на качество выпускаемой продукции и поэтому необходимо, чтобы
показатели качества отвечали следующим основным требованиям:
−способствовали планомерному
повышению эффективности производства;
−учитывали современные
достижения науки и техники и основные направления технического прогресса в
отраслях народного хозяйства;
−были стабильными;
−характеризовали все свойства
продукции, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные
потребности в соответствии с ее назначением.
Новейший подход к стратегии
предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым
эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с
этим - снижением издержек производства.
Список использованных источников
1
ГОСТ 27.003-90. Надежность в технике. Основные понятия. Состав и общие правила
задания требований по надежности. - Введен 1989-15-11- М. : Государственный
комитет СССР по стандартизации; М. : Изд-во стандартов, сор.1990.- 27 с. -ISBN
3-324- 3-324-7644-1.
ГОСТ
15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия термины и
определения. - Введен 1979-26-01 М. : Государственный комитет СССР по
стандартам; М. : Изд-во стандартов, сор. 1987.- 21 с. -ISBN-8-65-8-657-12345-8.
СТО
02069024.101-2010 Работы студенческие. Общие требования и правила оформления. -
Взамен СТП 101-00; введ. 2010-10-01 - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2010.-93 с. -ISBN
6-764-7522-7.
Руководство
по эксплуатации газовых плит «GEFEST
3100», «Дарина GM141000»
и
Басовский,
Л. Е. Управление качеством : [учебник для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по экономическим специальностям] / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев
.- М. : ИНФРА-М, 2008 .- 211 с. : ил. ; 22 см .- (Высшее образование)
.-Библиогр.: с. 211.5-7695-1585-6. -ISBN 2-787-0567-5.
Купряков,
Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции: учеб. для экон. спец.
вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. -М : ВЫСШ.ШК., 1991. -304 с. ISBN
3-609-00113-3.
Долинская
М.Г., Соловьев И.А., Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции.
Москва: Издательство стандартов, 1991 год, 128стр. -ISBN 4-567-00432-3.
Методические
указания к курсовой работе «Оценка уровня конкурентоспособности продукции».