Антимонопольное регулирование на рынке страховых услуг
ВВЕДЕНИЕ
Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.
На сегодняшний день процесс оказания страховых услуг приобрел более конкретные очертания. В большей степени это было достигнуто благодаря сформированной правовой базе. Не последнюю роль в данном процессе сыграла и Федеральная антимонопольная служба, деятельность которой внесла серьезные перемены для российского экономического сообщества. Принятие новых законов, регулирующих рынок страховых услуг, несомненно, является значительным шагом вперед для правового регулирования конкуренции на российском товарном и финансовом рынках. Однако в законах остаются еще некоторые пробелы, не позволяющие решить все существующие проблемы в области антимонопольного законодательства и, порождающие возникновение новых, пока еще неурегулированных, вопросов.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом современного общества. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае природных и техногенных катастроф, иных непредвиденных событий. Страхование позволяет не только возмещать понесенные убытки, но и является одним из наиболее стабильных источников финансовых ресурсов для инвестиций в национальную экономику.
Важнейшим макроэкономическим показателем значимости страхования является отношение собранных страховых премий к ВВП. Среди лидеров по данному показателю можно выделить следующие страны: Швейцария - 17,5% Великобритания 16,2, Япония - 13,1, США - 10,1, Франция - 10,5, Германия - 7,9%. Доля России в этом показателе соответствует средней величине по развивающимся рынкам, то есть составляет примерно 4%. В области страхования имущества относительные показатели по отношению к ВВП в России в 3,6 раза превышают средний уровень стран BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай), а вот в абсолютном измерении объемы всех видов страховых услуг в России уступают всем трем странам. Из 91,4 млрд. долларов годовой страховой премии в 2005 года на долю Китая приходилось 52,2 млрд. долл., Индии -21,2 млрд. долл., Бразилии - 18 млрд. долл., России - 16,3 млрд. долл.
В настоящее время, по данным Федеральной службы страхового надзора, на российском страховом рынке действуют 918 компаний, включая и перестраховочные организации. За 2006 год ими было собрано 602,1 млрд. руб. страховых премий, при этом выплаты по страховым случаям составили 345,2 млрд. руб. Интересно, что объем страховых премий вырос на 22,7% по сравнению с 2005 годом, а объем страховых выплат - на 25,8%. Данные показатели подтверждают, что страхование является быстро растущим сектором российской экономики.
Деятельность по продаже страховых услуг регулируется в той или иной степени всеми государствами, что объясняется большой социальной значимостью дачной сферы экономики, а также тем, что страхование выступает в качестве важного экономике политического рычага аккумулирования крупных финансовых средств. Полностью открытых страховых рынков в мире не существует. Во всех странах устанавливаются стандартные требования страхового надзора за иностранными страховщиками и структурами с их участием.
В России также государство через орган страхового надзора осуществляет предварительный и текущие контроль деятельности субъектов страхового дела с целью соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства.
Кроме того, посредством федерального антимонопольного органа в соответствии с антимонопольным законодательством обеспечивается предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке. В том числе государством регулируется и доступ иностранного капитала на российский страховой рынок.
В связи с предстоящим присоединением нашей страны к ВТО и последующей либерализацией торговли страховыми услугами продолжаются дискуссии относительно перспектив развития российского страхования: от бурного роста страхового рынка до полного его захвата иностранным капиталом и дальнейшего его развития по «венгерскому варианту».
Интеграция национального страхового рынка в мировую экономику предполагает в первую очередь ликвидацию государственной монополии на страхование. В России этот шаг был сделан вместе с принятием закона «О кооперации в СССР» в 1988 г. До этого все виды страховых услуг были представлены двумя государственными страховыми компаниями: «Росгосстрах», который занимался страхованием рисков на территории СССР и «Ингосстрах», страховавший преимущественно внешнеэкономические риски. Отмена государственной монополии привела к развитию коммерческого страхования и бурному росту числа страховых организаций, часть которых в последствии ушла со страхового рынка. Период демонополизации страхового дела, можно вкратце охарактеризовать следующими особенностями: во-первых, отсутствием соответствующего страхового законодательства и должного регулирования со стороны Министерства финансов, на которое были возложены надзорные функции за деятельностью страховщиков; во-вторых, отсутствием квалифицированных кадров, располагающих достаточным опытом и знаниями для работы в новых рыночных условиях; в-третьих, отсутствием системы перестрахования и рыночной инфраструктуры; в-четвертых, недоверием населения к новым финансовым структурам и т.д. Фактически в ходе демонополизации страхового дела государством был утрачен контроль над рынком страховых услуг.
Последующий период с 1992 года по сегодняшний день условно можно разделить на этапы формирования системы регулирования российского рынка страховых услуг: первый этап (1992 - 1998 гг.) характеризуется формированием модели регулирования страхового рынка; второй этап (1999 - 2003 гг.) - постепенной либерализацией торговли страховыми услугами; третий этап (2004 -по настоящее время) - реструктуризацией страхового рынка.
Такая градация обусловлена изменяющимися правовыми условиями деятельности страховых организаций, сопровождающимися экономическими изменениями рыночной среды, а также процессами интеграции российского страхового рынка в мировую экономику.
В России для осуществления антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг был определен перечень услуг, подлежащих контролю [3, ст.31]. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, был разработан для расчета оборота финансовой услуги. Он включает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями:
на рынке банковских услуг (банковские операции и сделки);
на рынке страховых услуг;
на рынке услуг по негосударственному пенсионному обеспечению;
на рынке ценных бумаг;
К перечню страховых услуг относятся услуги по конкретным видам страхования, относящимся к:
обязательному страхованию, осуществляемому на основе законов Российской Федерации;
добровольному страхованию жизни и иным видам личного страхования;
добровольному имущественному страхованию;
добровольному страхованию ответственности;
перестрахованию;
взаимному страхованию.
В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2005 г. № 36 «Об утверждении Порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг» и с целью реализации Федерального закона от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» был утвержден порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг.
Данный порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг позволяет выявить доминирующее положение страховых и перестраховочных организаций, а также обществ взаимного страхования (страховщиков) на рынке страховых услуг [2, ст. 4].
Безусловно, установление доминирующего положения страховщиков осуществляется антимонопольным органом по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Наличие доминирующего положения страховщика на рынке страховых услуг не является нарушением антимонопольного законодательства, но служит основанием для осуществления систематического наблюдения за его деятельностью со стороны антимонопольного органа в целях недопущения злоупотреблений этим положением.
Необходимость определения доминирующего положения возникает при осуществлении государственного контроля за концентрацией капитала и рассмотрении фактов нарушения антимонопольного законодательства [2, ст. 16].
В соответствии с Законом о защите конкуренции:
доминирующее положение страховщика определяется в границах рынка предоставления страховых услуг, независимо от его места нахождения, определенного в учредительных документах;
доминирующее положение рассчитывается как доля оборота предоставленных страховщиком страховых услуг в обороте услуг этого же вида, предоставленных всеми страховщиками в установленных границах рынка страховых услуг.
На российском страховом рынке, также как и во всех развитых в страховом отношении странах, происходят процессы слияния и поглощения, в том числе и с участием иностранного капитала. Только концентрация страхового капитала в России несколько отличается от международной практики. Это связано с тем, что сделки зачастую имеют спекулятивный характер с целью перепродажи страхового бизнеса, а не для его развития.
Процесс слияний и поглощений в России контролируется со стороны государства в лице Федеральной монопольной службы и Федеральной службой страхового надзора. Согласно постановлению Правительства РФ от 7 марта 2000 г. юридические или физические лица обязаны получить предварительное согласие федерального антимонопольного органа на совершение сделок по приобретению более 10% активов или более 20% акций (долей в уставном капитале) страховой организации в случае, если размер уставного капитала такой организации превышает 10 млн. рублей [5]. В этом случае подается ходатайство в ФАС с комплектом установленных законом документов. Если сделка по приобретению включает меньший процент активов или акций, то в антимонопольный орган достаточно подать уведомление с необходимым комплектом документов.
При этом необходимо учитывать, что страховые компании для покрытия страховых резервов не могут принимать ценные бумаги, эмитентами которых являются страховщики, а также вклады и доли в складочном или уставном капитале страховщиков.
При осуществлении государственного контроля над концентрацией капитала, предусмотренного статьей 16 Закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», ФАС выявляет доминирующее положение страховщика в случае рассмотрения фактов нарушения антимонопольного законодательства, «Порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг» утвержден Приказом МАП РФ от 6 мая 2000 г. № 340а, в соответствии с которым признается положение страховщика доминирующем, если:
Øдоля страховщика за отчетный период превышает на федеральном страховом рынке 10% или на региональном - 5%;
Доминирующее положение страховщиков определяется для отдельных отраслей страхового рынка или видов страхования (за исключением обязательного государственного страхования)
Полномочия ФАС дают ей право помешать каким-либо приобретениям на страховом рынке, если они противоречат нормам законодательства о защите конкуренции.
Страховая организация обязана получить разрешение органа страхового надзора в случае увеличения размера своего уставного капитала за счет средств иностранного инвестора или его дочерней компании, а также в случае продажи иностранному инвестору своих акций (долей в уставном капитале). Российским акционерам (участникам) тоже необходимо иметь разрешение на продажу иностранному инвестору своих акций [1, п. 3 ст. 6]. ФССН не имеет право отказать в таком разрешении, если квота участия иностранного капитала в совокупном капитале всех страховщиков не превысит 25%.
Проводимые мероприятия по антимонопольному регулированию на рынке страховых услуг влекут за собой определенные последствия как для российских страховых компаний, так и на доступ иностранного капитала на российский рынок страховых услуг. До истечения 1999 г. все иностранные страховые компании, изъявившие желание действовать на российском страховом рынке, имели возможность без каких-либо ограничений получить лицензию по заявленным видам страхования. Учитывая, что в России лицензии выдаются па конкретные виды страхования и на конкретную территорию, но без ограничения срока действия, иностранные страховые компании, происходящие не из стран ЕС и получившие лицензии до 20.11.99, могут и сейчас осуществлять такие виды страхования, как страхование жизни и обязательное страхование.
На основании данных, приведенных в таблице, можно в динамике оценить степень участия иностранного капитала в российском страховании за период 1999-2006 гг.
страхование антимонопольный законодательство капитал
Таблица 1
Участие иностранного капитала в российском страховании за 1999 - 2006 гг.
Показатель19992000200120022003200420052006Количество страховщиков, всего1537127213501408139712801075918Количество страховых компаний с прямым иностранным участием6058565251434653Совокупный уставный капитал всех страховщиков, млрд. руб.9,614,827,355,677,6133,7142,7150,2Доля иностранного капитала в совокупном уставном капитале всех страховщиков, %5,34,84,13,12,73,74,34,5Объем иностранного капитала, млрд. руб.0,510,711,121,722,14,96,16,8
С 1 января 2007 г, квота участия иностранцев в капиталах российских страховщиков будет рассчитываться не раз в год, а каждый раз при принятии положительного решения о создании иностранным инвестором страховщика в России или о его вхождении в капитал действующей российской страховой компании.
После принятия ограничивающих поправок в 1999 г., наблюдается снижение доли иностранного капитала в совокупном капитале всех, действующих на рынке, страховщиков с 5,3% до 2,7% к концу 2003 г. на фоне роста российского капитала.
Начиная с 2004 г. идет увеличение этой доли до 4,5% к концу 2006 г., что связано с повышением привлекательности российского страхового рынка для иностранных инвесторов в виду совершенствования российского страхового законодательства, проводимого с учетом международных стандартов: введена специализация страховых организаций по отраслям страхования, увеличены требования к уставному капиталу страховых организаций, расширен перечень субъектов страхового дела, введен институт актуариев, увеличен максимальный размер квоты участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций до 25%. Так же, в соответствии с Федеральным законом об организации страхового дела в Российской Федерации от 10.12.03 №172-ФЗ была разрешена деятельность страховщиков из ЕС на условиях национального режима.
Другая картина наблюдается при анализе абсолютных показателей - здесь мы видим устойчивый рост объема иностранного капитала на российском рынке с 0,51 млрд. руб. в 1999 г. до 6,8 млрд. руб. в 2006 г. Данный рост обусловлен повышением требований российского законодательства к минимальному размеру уставного капитала, который является одним из гарантов платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков. Поэтому, несмотря на сокращение количества страховых компаний, совокупный размер их уставных капиталов за рассматриваемый период значительно вырос. Кроме того, надо учитывать, что часть иностранного капитала имеет российское происхождение и представляет собой вывезенные за рубеж и реинвестированные в Россию средства. Доля страховщиков с иностранным участием в сборе премий хотя и растет опережающими темпами по сравнению с рынком в целом, но по-прежнему остается незначительной. В общем объеме премии она колеблется от 15% до 17%.
В структуре совокупного уставного капитала российских страховщиков в 2006 г. 89,98% принадлежало юридическим лицам - резидентам, не зависимым от иностранных инвесторов, 2,69% - резидентам, являющимся дочерними организациями по отношению к иностранным инвесторам, 5,38% - физическим лицам-резидентам, 1,56% - юридическим лицам-нерезидентам, 0,02% - физическим лицам-нерезидентам, 0,37% - самим страховым компаниям.
Из 46 страховых компаний с прямым участием иностранного капитала 9 компаний из Германии, 6 - из Великобритании, по 5 -из США и Кипра, по 2 - из Латвии, Швейцарии, Франции, Австрии, Австралии, по 1 - из Узбекистана. Украины, Венгрии, Ирландии Нидерландов, Гибралтара. Финляндии, Чехии Гонконга, Канады, Новой Зеландии и Аргентины. В капиталах семи страховщиков участвовали инвесторы из других стран.
Доли прямого участия нерезидентов юридических лиц в совокупном уставном капитале страховщиков по странам распределились так: Германия - 29,76%, Кипр -18,56, Великобритания - 17,08, Австрия -9,18, Франция - 7,54, Ирландия - 5,25, Чехия - 3,79, Швейцария - 3,68, США - 1,68, Канада - 1,14, другие страны - 2,33 (в том числе Венгрия - 0,7, Гибралтар - 0,63, Украина - 0,36, Латвия - 0,33. Аргентина -0,13, Нидерланды - 0.1, Узбекистан - 0,06, Финляндия - 0,02, Сянган /Гонконг/ -0.001%).
В преддверии присоединения России к ВТО в ходе двусторонних переговоров были достигнуты договоренности и по сектору страховых услуг. Так, итогом переговоров с США явилось подписание в Ханое 19.11.06 двустороннего протокола о присоединении России к ВТО.
Наибольшая трудность в переговорах заключалась в решении вопроса о допуске филиалов иностранных страховщиков на российский рынок страховых услуг. Опасения российской стороны были обусловлены следующими причинами: во-первых, поскольку филиал не является самостоятельным юридическим лицом, то он в значительной степени подпадает под контроль национальной юрисдикции и не обязан отчитываться перед российским органом страхового надзора, а также исполнять требования законов Российской Федерации. В случае неплатежеспособности филиала или других финансовых трудностей, возникающих в его деятельности, активы головной компании покрывают его обязательства. Однако российский надзорный орган - Федеральная служба страхового надзора не в состоянии воспрепятствовать головной компании закрыть филиал или приостановить его деятельность. Кроме того, ФССН практически не имеет возможности получить достоверную информацию о деятельности иностранного страховщика от регулирующего органа в месте его нахождения. Таким образом, хотя филиал и будет предоставлять ФССН возможность контроля, без других средств регулирования этот контроль не сможет в полной мере защитить интересы страхователей. В итоге, любые вопросы, требующие юридического обоснования, скорее потребуется рассматривать с точки зрения законодательства страны регистрации головного офиса, а не по законодательству местонахождения филиала.
Во-вторых, допуск филиалов ставит иностранные компании в привилегированное положение по сравнению с национальными страховщиками в части необходимого резервирования средств и возможности неконтролируемого оттока страховых взносов и прибыли за рубеж.
В-третьих, с целью завоевания российского страхового рынка возможен ценовой демпинг со стороны филиалов, что может привести к оттоку потребителей страховых услуг. Кроме того, возможен приход недобросовестных страховщиков, что повлечет жалобы клиентов на которые филиалы могут не реагировать, и последующее разбирательство в судах страны происхождения иностранной страховой кампании.
Прописан ряд требований к самим головным страховым компаниям: во-первых это наличие пятилетнего опыта работы в том же сегменте рынка, на котором она собирается работать и в России, а в случае страхования жизни она должна иметь опыт работы не менее 8 лет. Во-вторых, она обязана иметь пятилетний опыт управления филиалами на внешних рынках, в-третьих, минимальный размер ее совокупных активов должен составлять не менее 5 миллиардов долларов. Кроме того, они должны зарегистрировать свои дочерние компании в форме открытого акционерного общества (ОАО) и открыть в российском банке депозит, равный минимальному уставному капиталу (30-120 млн. руб., в зависимости от вида страхования). При этом от 50% до 70% служащих обязаны будут иметь российское гражданство.
Вторая важнейшая договоренность - это право введения квоты на иностранное участие в страховом секторе. В данный момент российское законодательство устанавливает ее на уровне 25 процентов от совокупного уставного капитала всех страховых компаний. После присоединения к ВТО эта цифра увеличится до 50 процентов. Но есть две существенные оговорки. В этой доле иностранцев не будут учитываться те инвестиции, которые сделаны до 1 января 2007 года, эти зарубежные средства при подсчете квоты будут считаться российскими. Второе изъятие из этого правила касается будущих иностранных инвестиций в страховые компании, которые могут быть приватизированы после присоединения к ВТО. Покупка в них долей иностранцами не будет засчитываться в установленный общий лимит на зарубежное участие.
Еще одна договоренность касается страхования жизни и обязательных видов страхования. Изменения по сравнению с нынешним положением будут заключаться в том, что существующее ограничение в 49 процентов в капитале российских страховщиков которые занимаются этими видами деятельности, сначала будут несколько увеличены (до 51 процента), а через 5 лет после присоединения к ВТО отменены совсем. Таким образом, иностранное участие в этих секторах потенциально может достигать 100 процентов. Сегодня существуют преференции для инвесторов из стран ЕС на них такие ограничения в 49 процентов не распространяются, но после присоединения России к ВТО в условиях переходного периода, эта льгота для них будут отменена и они попадут под общие условия для всех стран ВТО.
В итоге переговоров была достигнута договоренность о поэтапной либерализации российского страхового рынка, и его открытие для филиалов иностранных компаний через девять лет после присоединения России к ВТО. Филиалы иностранных страховщиков не смогут заниматься страхованием государственных закупок и обязательными видами страхования, кроме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Также в течение 5 лет после присоединения будет сохраняться ограничение на участие иностранцев в капиталах российских компаний, занимающихся страхованием жизни, обязательным страхованием пассажиров и ОСАГО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог выше изложенному можно сформулировать ряд рекомендаций по регулированию деятельности иностранных страховщиков на российском рынке, которые в последующем могут быть использованы органами по антимонопольному регулированию:
) На основе опыта европейских стран ввести и в российскую практику следующий механизм деятельности иностранной страховой компании на национальном страховом рынке:
Øобязать иностранные страховые компании направлять часть прибыли на увеличение уставного капитала учрежденных в России страховых организаций.
Øобязать иностранных страховщиков размещать денежные средства, вносимые в качестве вклада в уставной капитал, только на территории РФ.
Øрегламентировать процедуру отзыва и последующей выдачи лицензии компаниям, ранее имевшим иностранное участие.
) Очевидно, что законодательству необходимо выработать нормы, препятствующие фронтированию рисков за рубеж. Для этих целей необходимо ввести дифференцированные ограничения на долю перестраховочных премий, уходящих за рубеж по каждому договору страхования. Такие ограничения будут способствовать сохранению перестраховочной премии внутри страны, увеличению объемов деятельности отечественного перестраховочного рынка.
) В целях увеличения емкости российского страхового рынка для удовлетворения потребности крупных клиентов можно предложить разрешить свободу сострахования имущественных интересов российских
юридических лиц отечественными страховщиками и страховщиками, имеющими местонахождение за пределами России, на условиях, не противоречащих российскому страховому законодательству.
) Ужесточить систему санкций при нарушениях российского страхового законодательства страховыми компаниями и посредниками, а так же наладить диалог на уровне органов страхового надзора стран ЕС по поводу незаконного действия страховых компаний и посредников из этих стран на территории России.
) Разработать меры государственного регулирования финансового состояния страховой компании, особенно в стадии финансовой неустойчивости, несостоятельности страховой компании и ее банкротства.
Рекомендаций, данные в отношении деятельности иностранных страховщиков, будут способствовать нормальному течению интеграционного процесса в России на текущем этапе, приведут российское законодательство в соответствие с международными соглашениями, а также обеспечат увеличение емкости российского страхового рынка и его защиту от иностранной экспансии.
В итоге можно сделать несколько обобщающих выводов:
Øлиберализация торговли услугами является объективно необходимой для развития отечественного страхования и для его приведения в соответствие с требованиями международного страхового законодательства, особенно ввиду предстоящего присоединения России в ВТО;
Øусиление присутствия иностранных страховщиков должно способствовать повышению финансовой устойчивости рынка в целом и совершенствованию страховой культуры и повышению уровня техники проведения страховых операций;
Øсуществующие в настоящее время административные барьеры обеспечат постепенную либерализацию рынка, позволяя отечественным страховщикам более эффективно подготовиться к конкуренции с иностранными компаниями, которая неизбежно будет усиливаться в результате углубления интеграции России в мировое хозяйство и расширения ее участия в международных организациях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации»: федеральный закон от 10.12.2003 № 172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4858;
.Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 29.11.2007) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 2, ст. 56;
.Об утверждении Порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг: приказ Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2005 № 36 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26. - ст. 3174;
.Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций: постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 № 194 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 11, ст. 1183;
.Бандурина Н.В. Правовая категория «финансовая услуга» в законодательстве о защите конкуренции / Н.В. Бандурин / Современная конкуренция. 2007. - №1. - С. 44-49;
.Воеводин Е. Новый Закон «О защите конкуренции» и российский рынок финансовых услуг / Е. Воеводин, А. Петрова // Страховое право. - 2007. - №1. - С. 39-41;
.Миляева М.Б. Рынок страховых услуг РФ: возможности доступа иностранного капитала / М.Б. Миляева // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. - №5. - С. 46-57;
.Самонов Ю. Страхование национальных интересов / Ю. Самонов // Эксперт. - 2006. - №40. - С.56-63;
.Шайхутдинов Е.М. Комментарий Закона «О защите конкуренции» / Е.М. Шайхутдинов // Закон. - 2007. - №1. - С. 141-145;
.Шиткина И. Правовое регулирование экономической концентрации / И. Шиткина // Хозяйство и право. - 2007. - №1. - С. 14-23.