Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Введение
Индивидуальное развитие
организмов или онтогенез - это
длительный и сложный процесс формирования организмов с момента образования
половых клеток и оплодотворения (при половом размножении) или отдельных групп
клеток (при бесполом) до завершения жизни.
От греческого «ontos» - сущее и genesis - возникновение.
Онтогенез это цепь строго определенных сложнейших процессов на всех уровнях
организма, в результате которого формируются присущие только особям данного
вида особенности строения, жизненных процессов, способность к размножению.
Заканчивается онтогенез процессами, закономерно ведущими к старению и смерти.
С генами родителей новая особь
получает своего рода инструкции о том, когда и какие изменения должны
происходить в организме, чтобы он мог успешно пройти весь жизненный путь. Таким
образом, онтогенез представляет собой реализацию наследственной информации.
1. Исторические сведения
Процесс появления и развития живых
организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания
накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием
цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей,
принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и
биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля.
Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей,
обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в
разные сроки после спаривания.
Первый эмбрион, извлеченный из самки
оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож
на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были
крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися
оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.
Существенный вклад в эмбриологию
внесли следующие ученые.
· Антонии ван
Левенгук (1632-1723) обнаружил в 1677 г. сперматозоиды, им впервые был изучен
партеногенез у тлей.
· Ян Сваммердам
(1637-1680) впервые провел изучение метаморфоза насекомых.
· Марчелло Мальпиги
(1628-1694) принадлежат первые исследования по микроскопической анатомии
развития органов зародыша курицы.
· Каспар Вольф
(1734-1794) считается основателем современной эмбриологии; точнее и подробнее
всех своих предшественников исследовал развитие цыпленка в яйце.
· Подлинным
создателем эмбриологии как науки является русский ученый Карл Бэр (1792-1876),
уроженец Эстляндской губернии. Он первым доказал, что при развитии всех
позвоночных животных зародыш закладывается сначала из двух первичных клеточных
слоев, или пластов. Бэр увидел, описал, а затем и продемонстрировал на съезде
естествоиспытателей яйцевую клетку млекопитающих у вскрытой им собаки. Он
открыл способ развития осевого скелета у позвоночных (из, так называемой,
спинной струны-хорды). Бэр первым установил, что развитие всякого животного
представляет собой процесс развертывания чего-нибудь предшествующего, или, как
теперь бы сказали, постепенной дифференцировки все более сложных образований из
более простых зачатков (закон дифференцировки). Наконец, Бэр первым оценил
важность значения эмбриологии как науки и положил ее в основу классификации
животного царства.
· А.О. Ковалевский
(1840-1901) известен своей знаменитой работой «История развития ланцетника».
Особый интерес представляют его работы по развитию асцидий, гребневиков и
голотурий, по постэмбриональному развитию насекомых и др. Изучая развитие
ланцетника и распространяя полученные данные на позвоночных, Ковалевский еще
раз подтвердил правильность идеи об единстве развития во всем животном царстве.
· И.И. Мечников
(1845-1916) особую известность приобрел исследованиями губок и медуз, т.е.
низших многоклеточных. Видной идеей Мечникова явилась его теория происхождения
многоклеточных организмов.
· А.Н. Северцов
(1866-1936) является крупнейшим, из современных эмбриологов и сравнительных
анатомов, создателем теории филэмбриогенеза.
2. Индивидуальное
развитие одноклеточных организмов
онтогенез
эмбриология одноклеточный организм
У простейших организмов, тело
которых состоит из одной клетки, онтогенез совпадает с клеточным циклом, т.е. с
момента появления, путем деления материнской клетки, до следующего деления или
смерти.
Онтогенез одноклеточных организмов
складывается из двух периодов:
зрелости (подготовка к делению).
самого процесса деления.
Намного сложнее протекает онтогенез
у многоклеточных организмов.
Например у различных отделов царства
растений онтогенез представлен сложными циклами развития со сменой полового и
бесполого поколений.
У многоклеточных животных онтогенез
тоже очень сложный процесс и гораздо интересней, чем у растений.
У животных выделяют три типа
онтогенеза: личиночный, яйцекладный и внутриутробный. Личиночный тип развития
встречается, например, у насекомых, рыб, земноводных. Желтка в их яйцеклетках
мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается и
растет. Затем, по прошествии какого-то времени, происходит метаморфоз - превращение
личинки во взрослую особь. У некоторых видов наблюдается даже целая цепочка
превращений на одной личинки в другую и только потом - во взрослую особь. Смысл
существования личинок может заключаться в том, что они питаются другой пищей,
нежели взрослые особи, и, таким образом, расширяется пищевая база вида.
Сравнить, для примера питание гусениц (листьями) и бабочек (нектаром), или
головастиков (зоопланктоном) и лягушек (насекомыми). Кроме того, в личиночной
стадии многие виды активно заселяют новые территории. Например, личинки
двустворчатых моллюсков способны к плаванию, а взрослые особи практически
неподвижны. Яйцекладный тип онтогенеза наблюдается у рептилий, птиц и
яйцекладущих млекопитающих, яйцеклетки которых богаты желтком. Зародыш таких видов
развивается внутри яйца; личиночная стадия отсутствует. Внутриутробный тип
онтогенеза наблюдается у большинства млекопитающих, в том числе и у человека.
При этом развивающийся зародыш задерживается в материнском организме,
образуется временный орган - плацента, через который организм матери
обеспечивает все потребности растущего эмбриона: дыхание, питание, выделение и
др. Внутриутробное развитие оканчивается процессом деторождения.
I. Эмбриональный период
Индивидуальное развитие
многоклеточных организмов можно поделить на два этапа:
· эмбриональный
период.
· постэмбриональный
период.
Эмбриональный или зародышевый период
индивидуального развития многоклеточного организма охватывает процессы,
происходящие в зиготе с момента первого деления до выхода из яйца или рождения.
Наука, изучающая законы
индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией
(от греч. эмбрион - зародыш).
Эмбриональное развитие может
протекать двояко: внутриутробно и заканчиваться рождением (у большинства
млекопитающих), а так же вне тела матери и заканчиваться выходом из яйцевых
оболочек (у птиц, рыб, пресмыкающихся, земноводных, иглокожие, моллюски и
некоторых млекопитающих)
Многоклеточные животные имеют разный
уровень сложности организации; могут развиваться в утробе и вне тела матери, но
у преобладающего большинства эмбриональный период протекает сходным образом и
состоит из трех периодов: дробления, гаструляции и органогенеза.
) Дробление.
Начальный этап развития
оплодотворенного яйца носит название дробления. Через несколько минут
или несколько часов (у разных видов по-разному) после внедрения сперматозоида в
яйцеклетку образовавшаяся зигота начинает делиться митозом на клетки,
называемые бластомерами. Этот процесс получил название дробления, так как в
ходе его число бластомеров увеличивается в геометрической прогрессии, но они не
вырастают до размеров исходной клетки, а с каждым делением становятся мельче.
Бластомеры, образующиеся при дроблении, представляют собой ранние зародышевые
клетки. Во время дробления митозы следуют один за другим, и к концу периода
весь зародыш ненамного крупнее зиготы.
Тип дробления яйца зависит от
количества желтка и характера его распределения. Различают полное и неполное
дробление. В бедных желтком яйцах наблюдается равномерное дробление. Полному
дроблению подвергаются зиготы ланцетника и млекопитающих, так как они содержат
мало желтка и он распределен относительно равномерно.
В яйцах, богатых желтком, дробление
может быть полным (равномерным и неравномерным) и неполным. Бластомеры одного
полюса из-за обилия желтка всегда отстают в темпе дробления от бластомеров
другого полюса. Полное, но неравномерное дробление характерно для амфибий. У
рыб и птиц дробится лишь часть яйца расположенная на одном из полюсов;
происходит неполное. дробление. Часть желтка остается вне бластомеров, которые
располагаются на желтке в виде диска.
Рассмотрим более подробно дробление
зиготы ланцетника. Дробление охватывает всю зиготу. Борозды первого и второго
дробления проходят через полюса зиготы во взаимно перпендикулярных
направлениях, в результате чего образуется зародыш, состоящий из четырех
бластомеров.
Последующие дробления проходят
попеременно в продольном и поперечном направлениях. На стадии 32 бластомеров
зародыш напоминает ягоду шелковицы или малины. Он называется морулой. При
дальнейшем дроблении (примерно на стадии 128 бластомеров) зародыш расширяется и
клетки, располагаясь однослойно, образуют полый шар. Эта стадия называется
бластулой. Стенка однослойного зародыша называется бластодермой, а находящаяся
внутри полость - бластоцелью (первичной полостью тела).
Рис. 1. Начальные стадии развития
ланцетника: а - дробление (стадия двух, четырех, восьми, шестнадцати
бластомеров); б - бластула; в - гастру. чяция; г - схематический поперечный
разрез через зародыш ланцетника; 2 - вегетативный полюс бластулы; 3 -
энтодерма; 4 - бластогель; 5 - рот гаструлы (бластопор); 6,7 - спинная и
брюшная губы бластопора; 8 - образование нервной трубки; 9 - образование хорды;
10 - образование мезодермы
) Гаструляция
Следующий этап эмбрионального
развития - образование двухслойного зародыша - гаструляция. После того как
бластула ланцетника полностью сформировалась, дальнейшее дробление клеток
особенно интенсивно происходит на одном из полюсов. Вследствие этого они как бы
втягиваются (впячиваются) внутрь. В результате образуется двухслойный зародыш.
На этой стадии зародыш похож на чашу и называется гаструлой. Наружный слой
клеток гаструлы называется эктодермой или наружным зародышевым листком, а
внутренний слой, выстилающий полость гаструлы - гастральную полость (полость
первичного кишечника), носит название энтодермы или внутреннего зародышевого
листка. Полость гаструлы, или первичный кишечник, превращается у большинства
животных на дальнейших этапах развития в пищеварительный тракт, открывается
наружу первичным ртом, или бластопором. У червей, моллюсков и членистоногих
бластонор превращается в рот взрослого организма. Поэтому их называют
первичноротыми. У иглокожих и хордовых рот прорывается на противоположной
стороне, а бластонор превращается в заднепроходное отверстие. Их называют
вторичноротыми.
На стадии двух зародышевых листков
заканчивается развитие губок и кишечнополостных. У всех остальных животных
образуется третий - средний зародышевый листок, расположенный между эктодермой
и энтодермой. Он называется мезодермой.
После гаструляции начинается
следующий этап в развитии зародыша - дифференцировка зародышевых листков и
закладка органов (органогенез). Вначале происходит формирование осевых органов
- нервной системы, хорды и пищеварительной трубки. Стадия, на которой
осуществляется закладка осевых органов, называется неирулой.
Нервная система у позвоночных
формируется из эктодермы в виде нервной трубки. У хордовых первоначально она
имеет вид нервной пластинки. Эта пластинка растет интенсивнее всех остальных
участков эктодермы и затем прогибается, образуя желобок. Края желобка
смыкаются, возникает нервная трубка, которая тянется от переднего конца к
заднему. На переднем конце трубки затем формируется головной мозг. Одновременно
с образованием нервной трубки происходит формирование хорды. Хордальный
материал энтодермы выгибается, так что хорда выделяется из общей пластинки и
превращается в обособленный тяж в виде сплошного цилиндра. Нервная трубка,
кишечник и хорда образуют комплекс осевых органов зародыша, который определяет
двустороннюю симметрию тела. Впоследствии хорда у позвоночных животных
замещается позвоночником, и только у некоторых низших позвоночных ее остатки
сохраняются между позвонками даже во взрослом состоянии.
Одновременно с образованием хорды
происходит обособление третьего зародышевого листка - мезодермы. Способов
образования мезодермы несколько. У ланцетника, например, мезодерма, как и все
основные органы, образуется вследствие усиленного деления клеток с двух сторон
первичной кишки. В результате образуются два энтодермальных кармана. Эти
карманы увеличиваются, заполняя собой первичную полость тела, края их
отрываются от энтодермы и смыкаются между собой, образуя две трубки, состоящие
из отдельных сегментов, или сомитов. Это и есть третий зародышевый листок -
мезодерма. В середине трубок находится вторичная полость тела, или целом.
) Органогенез.
Дальнейшая дифференцировка клеток
каждого зародышевого листка приводит к образованию тканей (гистогенез) и
формированию органов (органогенез). Кроме нервной системы из эктодермы
развивается наружный покров кожи - эпидермис, и его производные (ногти, волосы,
сальные и потовые железы), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой
кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и
т.д.
Из энтодермы развиваются
эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути,
легкие или жабры, печень, поджелудочную железу, эпителий желчного и мочевого
пузыря, мочеиспускательного канала, щитовидную и околощитовидную железы.
Производными мезодермы являются
соединительнотканная основа кожи (дерма), вся собственно соединительная ткань,
кости скелета, хрящи, кровеносная и лимфатическая системы, дентин зубов,
брыжейка, почки, половые железы, мускулатура.
Зародыш животных развивается как
единый организм, в котором все клетки, ткани и органы находятся в тесном
взаимодействии. При этом один зачаток оказывает влияние на другой, в
значительной мере определяя путь его развития. Кроме того, на темпы роста и
развития зародыша оказывают влияние внешние и внутренние условия.
Эмбриональное развитие организмов
протекает по-разному у разных типов животных, но во всех случаях необходимая
связь зародыша со средой обеспечивается специальными внезародышевыми органами,
функционирующими временно и называемыми провизорными. Примерами таких временных
органов являются желточный мешок у личинок рыб, плацента у млекопитающих.
Развитие зародышей высших
позвоночных животных, в том числе и человека, на ранних стадиях развития весьма
похоже на развитие ланцетника, но у них, уже начиная со стадии бластулы,
наблюдается появление специальных зародышевых органов - дополнительных
зародышевых оболочек (хориона, амниона и аллантоиса), обеспечивающих защиту
развивающегося зародыша от высыхания и различного рода воздействий среды.
Наружная часть сферического
образования, развивающегося вокруг бластулы, называется хорионом. Эта оболочка
покрыта ворсинками. У плацентарных млекопитающих хорион вместе со слизистой
оболочкой матки образует детское место, или плаценту, обеспечивающую связь
плода с материнским организмом.
Рис. 2.5. Схема зародышевых
оболочек: 1 - зародыш; 2 - амнион и его полость (3), заполненная амниотической
жидкостью; 4 - хорион с ворсинками, образующими детское место (5); 6 - пупочный
или желточный пузырь; 7 - аллантоис; 8 - пуповина
Второй зародышевой оболочкой
является амнион (лат. amnion - околозародышевый пузырь). Так в древности называли
чашу, в которую сливали кровь животных, приносимых в жертву богам. Амнион
зародыша заполнен жидкостью. Амниотическая жидкость - водный раствор белков,
Сахаров, минеральных солей, содержащий также гормоны. Количество этой жидкости
у шестимесячного зародыша человека достигает 2 л, а к моменту родов - 1 л.
Стенка амниотической оболочки - производное экто- и мезодермы.
Аллантоис (лат. alios - колбаса,
oidos - вид) - третья зародышевая оболочка. Это зачаток мочевого мешка.
Появляясь в виде небольшого мешковидного выроста на брюшной стенке задней
кишки, он выходит через пупочное отверстие и очень быстро разрастается и
охватывает амнион и желточный мешок. У различных позвоночных животных его
функции различны. У пресмыкающихся и птиц в нем накапливаются продукты
жизнедеятельности зародыша до вылупливания из яйца. У зародыша человека он не
достигает больших размеров и исчезает на третьем месяце эмбрионального
развития.
Органогенез завершается в основном к
концу эмбрионального периода развития. Однако дифференцировка и усложнение
органов продолжается и в постэмбриональном периоде.
Влияние условий окружающей среды на
развитие эмбриона. В эмбриональном периоде развитие любого организма зависит от
условий окружающей среды. Причем в большей степени эта зависимость проявляется
у беспозвоночных животных. Яйца птиц практически изолированы от окружающей
среды, а оптимальную температуру для зародыша обеспечивают родители при
высиживании. У плацентарных млекопитающих «посредником» между зародышем и
окружающей средой является организм матери, от которого эмбрион получает
питание, кислород, тепло. Интенсивно делящиеся клетки зародыша весьма
чувствительны к неблагоприятным воздействиям, которые могут привести к различным
нарушениям в формирующемся организме. Опаснее всего воздействие химических
веществ, способных проникать через плаценту в эмбрион. В частности, к таким
веществам относятся алкоголь и никотин. Родившийся у курящей или пьющей матери
ребенок может быть абсолютно нормальным внешне, но все равно будут повреждены
его нервная и эндокринная системы. Более того, ребенок рождается с алкогольной
или никотиновой зависимостью использование снотворного талидомида в Западной
Европе в 50-е годы привело к рождению нескольких тысяч уродов от матерей,
которые принимали патентованное снотворное; недостаток витаминов группы В может
стать причиной ряда морфологических уродств, в том числе и внутренних органов
(сердца, печени). Антибиотик актиномицин, не оказывая влияния на организм
матери, у зародышей нарушает формирование органов и тканей, особенно глаз и
мозга. Избыток некоторых гормонов может стать причиной аномалий развития. После
введения кортизона (гормон надпочечников) самкам крыс на 12-й день беременности
у всех зародышей сформировалась волчья пасть; шумовой стресс у беременных крыс
приводит к нарушению формирования скелета и ряду других дефектов у плодов;
причиной уродств являются токсины паразитов.
У развивающегося зародыша (особенно
у человеческого) есть периоды, называемые критическими, когда он наиболее
чувствителен к повреждающему воздействию факторов среды. Это период имплантации
на 6-7 сутки после оплодотворения, период плацентации - конец второй недели и
период родов. В эти периоды происходит перестройка во всех системах организма.
Развитие организма с момента его
рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным
периодом. У разных организмов он имеет различную продолжительность: от
нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи).
Различают два основных типа
постэмбрионального развития:
· прямое
· непрямое.
Прямое развитие, при котором из тела матери или яйцевых оболочек выходит особь,
отличающаяся от взрослого организма только меньшим размером (птицы,
млекопитающие). Различают: неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш
развивается внутри яйца (рыбы, птицы), и внутриутробный тип, при котором
зародыш развивается внутри организма матери - и связан с ним через плаценту
(плацентарные млекопитающие).
Непрямое развитие связано с превращением (метаморфозом), при котором из яйца выходит
личинка, устроенная проще взрослого животного (иногда сильно отличающаяся от
него); как правило, она имеет специальные личиночные органы, отсутствующие у
взрослого животного, и не способна к размножению; часто личинка ведет иной
образ жизни, чем взрослое животное (насекомые, амфибии). Например, у лягушки из
икринки развивается личинка (головастик), которая по строению, образу жизни и
среде обитания резко отличается от взрослых животных. Так, у головастика
имеются жабры, орган боковой линии, хвост, двухкамерное сердце, один, как у
рыб, круг кровообращения. По достижении личинкой определенного уровня развития
происходит ее метаморфоз, в процессе которого вырабатываются признаки взрослого
организма. Так головастик превращается в лягушку. Наличие личиночной стадии в
развитии земноводных обеспечивает им возможность жить в разной среде я
использовать разные источники пищи: головастик живет в воде и питается
растительной пищей, а лягушка ведет в основном наземный образ жизни и питается
животной пищей. Такое явление наблюдается у многих насекомых. Смена среды
обитания и, как следствие, смена образа жизни животного при переходе его от
личиночной стадии к взрослому организму снижает интенсивность борьбы за существование
внутри вида. Кроме того, у некоторых прикрепленных, малоподвижных или
паразитических животных свободноплавающая личинка способствует расселению вида,
расширению его ареала.
Заключение
Индивидуальное развитие живых
организмов завершается старением и смертью.
Продолжительность эмбрионального
периода может длиться от нескольких десятков часов, до нескольких месяцев.
Продолжительность постэмбрионального
периода у разных многоклеточных организмов различна. Например: черепахи -
100-150 лет, грифа - 117 лет, белуги - 80-100 лет, попугая - 70-95 лет, слона -
77 лет, гуся - 50-100 лет, человека - 70 лет, крокодила - 60 лет, карпа -
50-100 лет, актинии - 50-70 лет, филина - 68 лет, носорог - 45 лет, омар - 50
лет, лошадь - 40 лет, чайка - 30-45 лет, обезьяна - 35-40 лет, лев - 35 лет, уж
- 30 лет, корова - 20-30 лет, кот - 27 лет, лягушка - 12-20 лет, ласточка - 9
лет, мышь - 3-4 года.