Использование методов сказкотерапии
Содержание
Введение
Определение понятия "сказкотерапия". Типология сказок
Функции психотерапевтических сказок
Диагностические возможности сказки
Сказка как инструмент психокоррекции
Заключение
Литература
Введение
Есть еще немало людей, у которых термин "сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике.
Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку. Речь идет не только о собирательстве фольклорных сказок, предпринятом братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И. Винкельман, И.Г. Гаман, И.Г. Гердер, К.Ф. Моритц и др.). Сказку, как отражение глубинной психики человека исследовали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхейн, Юнг и др. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой - доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.
Столь значительный интерес к сказкотерапии и количество трудов говорит об актуальности выбранной темы: "Сказка - инструмент диагностики и коррекции".
Целью данной работы явилась потребность выявить наиболее характерные черты понятия "сказкотерапия"; используя исследования учёных и педагогов, определить роль сказки в психодиагностике и психокоррекции.
Исходя из целей работы определяем задачи:
. уточнить понятие "сказкотерапия";
. рассмотреть типологии, функции сказок;
. рассмотреть психодиагностику с помощью сказок;
. рассмотреть коррекцию с помощью сказок.
Определение понятия "сказкотерапия". Типология сказок
Сказкотерапия - это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, "сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка" [6; 43].
В информационных источниках определение "сказкотерапия" используют в разных контекстах, т.к. сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.
Дадим несколько определений понятию "сказкотерапия" в зависимости от области использования.
Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума [9; 17]. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его [4; 67]. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.
Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.
В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.
В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [7; 33].
В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):
этап - устное народное творчество;
этап - собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, М. - Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);
этап - психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);
этап - интегративный, связанный с "формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков" [6; 87-88].
Как справедливо указывает сама Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Функции психотерапевтических сказок
Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.
Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: "Сочини сказку о мальчике пяти лет", "Сочини любую сказку". Затем психолог проводит анализ сказки [1; 77]. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Например, проверить отношение ребенка-дошкольника к разводу родителей.
Терапевтическая сказка - сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.
Коррекционные сказки используются для того, чтобы помочь ребёнку увидеть, осознать его собственные старые, возможно разрушающие его психику и здоровье действия, и самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично встраивающиеся в его развитие.
В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека.
Итак, функции терапевтических сказок:
Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.
Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.
Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.
Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.
Сказка является символическим "буфером" между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.
Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.
Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).
Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение.
Диагностические возможности сказки
Сказкотворчество дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до этого смысла практически очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания.
Основные способы психодиагностики с помощью сказки, применяемые в работе психолога:
. Рассказываем сказку и отслеживаем его реакции. Для этого необходимо погрузить клиента в сказку, ввести в состояние, подобное легкому трансу. Это достигается многочисленными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок, приемами НЛП.
Психолог должен наблюдать, как клиент реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев клиента необходимо истолковывать невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.
Необходимо обращать внимание на шутки и смех, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания, на комментарии по ходу рассказа. Следует отметить, с кем из героев сказки себя идентифицировал человек; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.
. Просим рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. В данном случае мы исходили из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе человека, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев.
Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником - идентифицирует себя клиент, можно определить его "программу" на всю сознательную жизнь.
При работе с клиентом психолог исходит из необходимости искать именно тот мир, или ту волшебную сказку, которым следует пациент. И чем более мы к ним приближаемся, тем лучше для клиента. Однако когда к психотерапевту обращается взрослый человек, его жизненный сценарий достаточно трудно переделать. Поэтому диагностическую и коррекционную работу начинать желательно как можно раньше (еще с ребенком): когда ребенок только усвоил мифы и сказки, и делает "первые в них шаги". К тому же работа с ребенком легче для психолога еще и потому, что его психологические защиты не стали "закостенелыми", а выражение своих чувств и эмоций не столь сильно сдерживает "родительский контроль", поэтому проекция является более пропорциональной и, следовательно, менее искаженной. Тем не менее использование сказки в психотерапии взрослых не теряет своей эффективности, но соответственно претерпевает некоторые изменения по сравнению с детской сказкотерапией [3; 254].
Мысль о том, что человеческая жизнь порой следует образцам, которые мы находим в мифах, легендах и волшебных сказках, основана на идеях Юнга и Фрейда [8; 304]. Трансакционные аналитики (Берн Э. и др.) не проповедают мысль о том, что человеческие жизненные планы конструицируются наподобие мифов или волшебных сказок [8; 312]. Они видят, что чаще всего детские решения, а не сознательное планирование в зрелом возрасте определяют судьбу человека. Чтобы люди ни думали или ни говорили о своей жизни, нередко создается впечатление, будто какое-то мощное влечение заставляет их куда-то стремиться, очень часто совсем не в соответствии с тем, что пишется в их автобиографиях или трудовых книжках. Эти противоречия существуют с самого возникновения человеческого рода.
. Просим клиента придумать и рассказать историю, сказку. Именно этот способ работы со сказкой дает самый богатый материал для диагностики [3; 263].
Тут психологу следует не только отслеживать реакции клиента, но и сделать полный анализ продукта творчества - сказки, которую можно условно отнести к художественному произведению, автор которого комбинирует образы не случайно, как во время сновидения или бессмысленного мечтания. Напротив, сказка следует внутренней логике развиваемых образов, а внутренняя логика обусловлена той связью, которую устанавливает произведение между своим миром и миром внимания.
Этот способ диагностики, как и другие, основан на принципе проекции.
Необходимые условия эффективной проекции:
установление рапорта, доверия, открытости; постоянная связь с внутренним пространством клиента;
средства "переноса" фигуры на экран (волшебство сказки, фантазии, отсутствие ограничений, неопределенность инструкций и т.д.);
сведение к минимуму действие психологических защит;
само семантическое пространство (опыт человека).
Проекция может быть искажена по нескольким причинам. Во-первых, это рамки и шаблоны мышления и чувствования, из которых необходимо "вырвать" человека, то есть избавиться от ограничений, и в этом должен помочь ребенку психолог в процессе работы. Во-вторых, внутри полученной проекции из-за индивидуальных особенностей опыта могут происходить процессы замещения, переноса, слияния и т.д.
Сказка как инструмент психокоррекции
Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой [6; 116]. Самые распространенные способы это:
1)обсуждение уже существующей сказки;
2)самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;
3)инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
)арттерапевтическая работа по мотивам сказки;
и др.
Почему именно сказка обладает таким мощным психотерапевтическим воздействием? В сказочном сюжете зашифрованы большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Часто мы замыкаемся на какой-то своей проблеме и не способны выйти за ее пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части нашей личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния.
Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе проблемы, с другой - дает возможность идентифицировать себя с героями сказок, тем самым усиливая потенциальные возможности человека помогает преодолеть то, что на данном этапе тормозит его развитие.
Для ребенка, помимо вышесказанного, сказочная история является проводником во "взрослую" жизнь с ее, порой жесткими, нравственными законамии; сказочные события становятся первой "школой жизни", а поступки героев - мерой добра и зла [5; 447]. Таким образом, сказкотерапия основана на трех принципах - осмысленность, множественность и взаимодействие с реальностью.
Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, используемые педагогом-психологом [4; 79-80].
I. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.
Формула для составления вопросов следующая:
сказкотерапия психологическая коррекция психотерапия
1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.
) что было бы, если.? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.
) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?
II. Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-несмеяна ставится задача - почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а учителю позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.
III. Рассказывание сказки. Решаются задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого. Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему. Рассказывание сказок может быть:
) рассказчик педагог от 3 лица - группе детей
) Рассказчик педагог - одному ребенку
) рассказывание известной сказки группой детей по кругу
) рассказывание известной и придумывание к ней продолжения
) рассказчик педагог от первого лица - группе детей
) рассказывание сказки от 1 лица детьми
) рассказывание сказки от имени различных персонажей.
IV. Сочинение сказки. Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в "полной волшебной сказке" тесно связаны со становлением личности человека. Кроме того, в каждой конкретной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы.
сказочных этапов (алгоритм построения сюжета):
) Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме
) расставание с родительским домом
) Выбор пути, проверка на доброе сердце
) Борьба и победа
) Возвращение домой, трудности обратного пути
) Прибытие домой
) Свадьба, коронование.
Для воспитательных целей используются разные виды сказок, в зависимости от выбранной цели. Психотерапевтическими сказками должны заниматься только специалисты. Все остальные сказки можно смело использовать для развития обучения и воспитания ребёнка родителями.
На ночь, перед сном лучше всего читать медитативные сказки, которые нет необходимости обсуждать, успокаивающие возбуждённую психику ребёнка.
Для познавательных и развивающих целей лучше всего использовать любые народные художественные сказки с ярким сюжетом и большим количеством событий, формирующие у ребёнка представление о мире, о моделях поведения, о взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром.
Для обучения используются дидактические сказки. Сюжет этих сказок определён достаточно узкой тематикой, ограничен количеством персонажей, но насыщен игровыми моментами со специальными заданиями для ребёнка. Лучше всего в эти сказки играть, используя соответствующую атрибутику или в песочнице.
Итак, пересказывание и интерпретация сказок позволяет максимально освободить творческое начало в человеке, осознать свой прошлый опыт, обогатить его восприятие, получить новые знания.
Заключение
Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими [2; 223]. Сказки бывают: художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.
Сказка выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.
Диагностическая сказка с успехом используется психологами, предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения.
Ведущими идеями сказкотерапии являются:
1)осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
2)понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
3)познание разных стилей мироощущения;
4)осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
)внутреннее ощущение силы и гармонии.
Как и в любом направлении, возможности комплексной сказкотерапия изучены не достаточно полно, открываются новые перспективы, появляются новые методы, дорабатываются уже имеющиеся приемы.
Сказкотерапия - перспективное направление практической психологии.
Литература
1.Вачков И.В., Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И.В. Вачков - М.: Просвещение, 1997. - 178 с.
2.Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2001. - 345с.
.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии [Текст] / Т.М. Грабенко., Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2003. - 400с.
4.Защиринская О.В., Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия [Текст] / О.В. Защиринская - М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2003. - 123с.
5.Иванов, В.Д. Основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов, преподавателей, научных работников, исследовательские проблемы человекознания [Текст] / В.Д. Иванов, Б.З. Вульфов. - М: УРАО, 1999. - 616 с.
.Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] /Д.Ю. Соколов - М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. - 224с.
.Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии [Текст] /Д.Б. Кудзилов., Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2003. - 146с.
.Марцинковская, Т.Д. История психологии [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марушнковская. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 544 с.
.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова - Харьков, 1996 год. - 126с.