выявление целей и задач таможенного контроля;
определение ответственности должностных лиц при реализации различных форм таможенного контроля;
изучение механизма реализации форм таможенного контроля;
─ изучение современного состояния и недостатков проведения таможенного контроля.
Глава 1.Теоретические аспекты таможенного контроля.
.1 Понятие принципы и сроки проведения таможенного контроля
Таможенный контроль представляет собой действия должностных лиц таможенного органа, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу, в том числе соблюдение мер нетарифного регулирования, при перемещении товаров и транспортных средств, под определённый таможенный режим.
Основными задачами таможенного контроля являются:
установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
обнаружение товаров, запрещенных к ввозу, вывозу товаров, перемещение которых через таможенную границу допускается только с соблюдением установленных на этот счет положений и предоставление их незаконного перемещения;
выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов;
определение тарифного наименования товара согласно ТН ВЭД, его цены, количества и качества.
К целям таможенного контроля относятся:
определение соответствия досматриваемых товаров данным, заявленным в таможенной декларации;
определение соответствия досматриваемых товаров нормам, установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками;
контроль за разрешительным порядком перемещения товаров;
классификация товаров по ТН ВЭД;
определение стоимости, количества, качества.
Начало таможенного контроля при ввозе товаров и транспортных средств - с момента пересечения ими таможенной границы Таможенного Союза. Таможенный контроль вывозимых товаров и транспортных средств начинается с момента принятия таможенной декларации. Таможенный кодекс ТС допускает проведение таможенного контроля и после выпуска товаров и транспортных средств.
При выпуске экспортируемых с территории Таможенного Союза товаров и вывозимых за пределы территории Таможенного Союза транспортных средств таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы Таможенного Союза.
Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.
Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами.
Метод таможенного контроля - совокупность приемов и способов его осуществления. Среди методов таможенного контроля необходимо выделить:
таможенный контроль, осуществляемый по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт;
таможенный контроль, осуществляемый в процессе движения транспортного средства;
сплошной таможенный контроль, имеющий место, когда используются все формы контроля, установленные Таможенным кодексом Таможенного Союза;
На практике различают следующие виды таможенного контроля:
таможенный контроль товаров;
таможенный контроль транспортных средств.
Применительно к таможенному контролю товаров различают таможенный контроль импортных (ввозимых), экспортных (вывозимых) и транзитных товаров.
Поскольку при осуществлении таможенного контроля большое значение имеют отдельные существенные характеристики товаров, подвидами таможенного контроля товаров можно считать таможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа.
В зависимости от характера участия в осуществлении контроля таможенных органов сотрудничающих стран выделяются:
) двусторонний таможенный контроль, при котором таможенный досмотр раздельно осуществляют таможенные органы каждой из стран;
) односторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят таможенные органы только одной из стран;
) совместный таможенный контроль, имеющий место в случае проведения таможенного досмотра одновременно таможенными служащими обоих государств.
Таможенный контроль может быть однократным или повторным.
Однократный таможенный контроль имеет место, если таможенная граница пересекается только в одном направлении и таможенный досмотр проводится один раз. Если товары и транспортные средства в течение сравнительно короткого периода времени пересекают таможенную границу дважды, они подпадают под повторный таможенный контроль.
Для проведения повторного таможенного контроля не всегда требуется факт неоднократного пересечения таможенной границы. Если, морское (речное) судно заграничного плавания прибыло в порт назначения, как правило, оно не подлежит повторному таможенному досмотру, если таковой уже был произведен при проходе пограничного таможенного пункта. Однако при наличии достоверных данных о совершении таможенного правонарушения таможенный орган вправе повторно досмотреть судно во время его стоянки в пределах портовых вод. Аналогичное правило действует и в отношении других видов транспортных средств.
Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обязаны обеспечить соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза, и, одновременно, создать условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивая соблюдение таможенного законодательства, принимая необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимая таможенные пошлины, налоги, выполняя ряд других функций, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного Союза и непосредственно связанных с целями таможенного контроля.
Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведения таможенного контроля. При этом следует отметить, что неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами (органами санитарно - карантинного, фитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий.
Осуществление таможенного контроля строится на системе принципов.
Принцип законности - все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного Союза. Иными словами, законность означает неукоснительное соблюдение требований таможенного законодательства всеми субъектами правоотношений, складывающихся в процессе таможенного контроля. В рамках реализации данного принципа все таможенные органы и их должностные лица не могут устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Таможенного союза.
Принцип минимальной необходимости требований таможенных органов. Их требования, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства. Деятельность таможенных органов в данном направлении не должна быть излишне бюрократизирована, что может явиться фактором, тормозящим внешнеторговые процессы.
Принцип выборочности означает, что таможенные органы, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. Должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что физические и юридические лица могут не исполнять требования, установленные нормативными актами.
Принцип оперативности выражается в сравнительно коротких сроках для производства форм таможенного контроля. Как правило, проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров.
Принцип сотрудничества с таможенными органами иностранных государств предполагает взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний подконтрольных субъектов, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информированию и консультированию по отдельным проблемам.
Принцип гуманности заключается в недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам. Если же неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля были причинены убытки, они подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
Основным принципом таможенного контроля, на современном этапе, является его проведение на основе управления рисками
Принцип управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства. Такие нарушения должны:
иметь устойчивый характер;
быть связанными с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
подрывать конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
затрагивать другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
В основные задачи системы управления рисками включаются:
создание единого информационного пространства;
разработка методик по выявлению рисков, определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков, а также ущерба от них;
выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений в области таможенного дела;
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. При выборе форм и объектов таможенного контроля используется система управления рисками (далее - СУР). СУР представляет собой современную технологию таможенного контроля, широко используемую таможенными органами зарубежных стран. Основы и принципы таможенного контроля с использованием СУР, закрепленные в данной концепции, базируются на Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации. С 2003 года данная система стала активно внедряться в российскую практику таможенного администрирования.
При осуществлении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.
.2 Товары и транспортные средства, как объекты таможенного контроля
Круг объектов таможенного контроля весьма широк:
товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу;
документы, содержащие сведения о товарах и транспортных средствах;
деятельность лиц, осуществляющих определенные деятельности в области таможенного дела, и иные лица;
уплата таможенных платежей.
В исключительных случаях (при личном досмотре) в качестве объекта таможенного контроля может выступать физическое лицо, пересекающее границу Российской Федерации.
При этом основными объектами таможенного контроля следует признать товары и транспортные средства. Они подпадают под его действие при ввозе с момента пересечения таможенной границы. Действие таможенного контроля в отношении данных объектов заканчивается в момент:
выпуска для свободного обращения;
уничтожения;
отказа в пользу государства;
обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом;
фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Таможенного Союза.
Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.
При вывозе российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного Союза, и до пересечения таможенной границы. Несмотря на то, что в большинстве случаев таможенный контроль завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств, при наличии оснований полагать, что законодательство России или условия международного договора были нарушены, таможенный контроль может проводиться и после выпуска товаров - в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
.3 Зоны таможенного контроля, как места проведения таможенного контроля. Правовое регулирование функционирования зон таможенного контроля
Осуществление таможенного контроля предполагает наличие определенного места, где он может быть произведен. Такими местами выступают зоны таможенного контроля. Они создаются в местах таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, иных местах, определяемых Таможенным кодексом Таможенного Союза.
Зона таможенного контроля - территория (участок местности, склад или иное помещение), в пределах которой товары и транспортные средства, а равно производственная, коммерческая или иная деятельность находятся под контролем таможенных органов, осуществляемая в формах таможенного досмотра и осмотра товаров (транспортных средств), таможенного наблюдения.
Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы Российской Федерации, в местах нахождения таможенных органов и иных местах. В обязательном порядке зоны таможенного контроля создаются в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации.
Зоны таможенного контроля могут быть постоянными, в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными. Временные зоны таможенного контроля могут создаваться:
для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций - на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;
при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.
По общему правилу на сухопутном участке таможенной территории Российской Федерации зона таможенного контроля может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии таможенной границы в глубь территории Российской Федерации. На речных и озерных участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 километров от береговой линии в глубь территории Российской Федерации. На морских участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах территориального моря Российской Федерации, за исключением морских участков вокруг находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Зона таможенного контроля на таких участках создается в пределах территории указанных искусственных островов, установок и сооружений.
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела (Минэкономразвития России), за исключением создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы.
В иных случаях порядок создания и обозначения зон таможенного контроля определен приказом ГТК России от 23 декабря 2003 года №1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля».
Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля принимает начальник таможни (лицо, его замещающее), в регионе деятельности которой расположены места и территории, где создается указанная зона таможенного контроля. Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля оформляется приказом начальника таможни, в регионе деятельности которой находится создаваемая зона таможенного контроля, с указанием в причин и цели создания, срока ее действия.
Временная зона таможенного контроля может создаваться по мотивированному запросу заинтересованного лица, составленному в произвольной письменной форме. Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа (лицо его замещающее).
Решение о создании временной зоны таможенного контроля оформляется приказом (распоряжением) начальника таможенного органа, в регионе деятельности которого находится указанная зона.
В приказе (распоряжении) о создании временной зоны таможенного контроля должны быть указаны:
основания и цель создания;
дата создания и срок, на который она создается;
номера и даты документов, оформленных уполномоченными должностными лицами таможенных органов, если временная зона таможенного контроля создается на основании этих документов;
сведения о лице, которое имеет полномочия, в отношении товаров и во владении которого находятся помещения и открытые площадки, где осуществляется таможенный осмотр, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, разрешено совершение таможенных операций, временное хранение товаров в пределах создаваемой временной зоны таможенного контроля;
место нахождения;
пределы и места их пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;
применяемые средства обозначения.
Копия приказа (распоряжения) о создании временной зоны таможенного контроля в день его подписания направляется заинтересованному лицу.
Решение о создании зоны таможенного контроля может быть отменено в случаях:
изменения места нахождения таможенного органа;
закрытия пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации;
изменения места хранения товаров, находящихся под таможенным контролем;
изменения места, где допускается совершение таможенных операций;
прекращения оснований, в соответствии с которыми требовалось выделение и обозначение части таможенной территории Российской Федерации для целей проведения таможенного контроля.
Отмена решения о создании зоны таможенного контроля влечет ее ликвидацию. О ликвидации зоны таможенного контроля извещаются заинтересованные лица.
Постоянные зоны таможенного контроля, которыми являются помещения и открытые площадки, предназначенные для их использования в качестве складов временного хранения, территория, прилегающая к ним и специально оборудованная для стоянки транспортных средств перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, таможенные склады, магазины беспошлинной торговли, ликвидируются в случае исключения соответствующих юридических лиц из Реестра владельцев складов временного хранения, Реестра владельцев таможенных складов в соответствии с установленным порядком, а также закрытия магазина беспошлинной торговли.
Решение о ликвидации постоянной зоны таможенного контроля оформляется в виде приказа начальника таможни, за исключением случаев ликвидации постоянной зоны таможенного контроля, созданной вдоль таможенной границы Российской Федерации.
Временная зона таможенного контроля ликвидируется по завершении мероприятий, послуживших основанием для ее создания, или по истечении срока ее действия, указанных в приказе (распоряжении) начальника таможенного органа о создании временной зоны таможенного контроля.
Пределы зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках соответственно: «Зона таможенного контроля» и «Customs control zone». Указанные знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля. Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи «Зона таможенного контроля» («Customs control zone») непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих его периметр.
Допускается замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразным для использования при создании конкретной зоны таможенного контроля.
Глава 2. Механизм осуществления таможенного контроля
.1 Формы таможенного контроля и порядок их проведения
Осуществление таможенного контроля предполагает использование должностными лицами таможенных органов различных его форм.
Форма таможенного контроля - направление деятельности должностного лица таможенного органа, включающее применение определенных методов, средств и способов в целях проверки соблюдения физическими и юридическими лицами таможенного законодательства Российской Федерации.
Необходимо отметить, что с применением соответствующей формы таможенного контроля, не допустимо причинение должностными лицами таможенных органов вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам.
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенным кодексом Таможенного Союза установлен исчерпывающий перечень форм таможенного контроля:
1.проверка документов и сведений;
2.устный опрос;
.получение пояснений;
.таможенное наблюдение;
.таможенный осмотр;
.таможенный досмотр;
.личный таможенный досмотр;
8.проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
таможенный осмотр помещений и территорий;
учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
таможенная проверка.
) Проверка документов и сведений - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного оформления, для проверки документов.
Целями применения данной формы таможенного контроля являются:
установление подлинности документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы);
проверка достоверности сведений, содержащихся в документах: данные об отправителе, получателе товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др., сведения об уплате таможенных платежей и др. данные;
проверка правильности оформления документов (правильность заполнения соответствующих граф грузовой таможенной декларации, отсутствие исправлений).
При реализации данной формы таможенного контроля, таможенные органы не связаны представленными документами и сведениями, содержащимися в них, должностные лица вправе самостоятельно использовать информацию, полученную из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.
Перечень проверяемых документов зависит от конкретных таможенных операций и таможенных процедур (представление товаров в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, оформление внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение, таможенное декларирование товаров и прочие).
Перечень документов и сведений зависит от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров, а также от цели перемещения товаров и транспортных средств. Именно документы и содержащиеся в них сведения служат источником информации, которая может использоваться для выбора иных форм проведения таможенного контроля.
Таможенный контроль после выпуска товаров в форме проверки документов и сведений проводится исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. При этом таможенный орган вправе в письменной форме мотивированно запросить дополнительные документы и сведения, установив достаточный срок для их представления (как правило, 3 - 5 дней).
Таким образом, при проведении проверки документов и сведений, таможенный органы анализируют как информацию и сведения, имеющиеся в таможенных органах, так и информацию, представленную банками и иными кредитными организациями, декларантами или иными лицами, имеющими отношение к операциям с товарами, а также информацию представленную налоговыми и другими контролирующими и правоохранительными органами.
По результатам проверки документов и сведений в случае выявления неполной уплаты таможенных платежей вследствие допущенных при декларировании ошибок методологического или технического характера и при отсутствии признаков административного правонарушения или преступления производится расчет и взыскании суммы неуплаченных таможенных платежей согласно порядку, установленному Таможенным кодексом России.
При выявлении данных, которые свидетельствуют о возможном заявлении при таможенном оформлении недостоверных сведений, и при возможности проверки таких сведений только в рамках таможенной ревизии может быть принято решение о проведении таможенной ревизии в любой форме.
) Устный опрос - форма таможенного контроля, применяемая таможенными органами при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, которая заключается в получении необходимых сведений от физических лиц, а также лиц являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств.
Возможность проведения устного опроса ограничивается производством таможенных операций при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении оформленных товаров и транспортных средств, например специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером.
Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений.
) Получение пояснений - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа для получения сведений (от декларантов, лиц, перемещающих товары, иных лиц) об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенные органы вправе получать пояснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица), а также обладают соответствующей информацией об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.
Получение пояснения оформляется в письменной форме. Форма пояснения утверждается ФТС России.
) Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.
Таможенное наблюдение может проводиться:
-в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств
-в отношении товаров и транспортных средств, условно выпущенных на таможенной территории Российской Федерации (например, хранящихся в режиме таможенного склада или ввезенных для целей переработки). В зависимости от целей и задач при проведении таможенного контроля могут использоваться различные технические средства, перечень которых определен ФТС России.
Для визуального наблюдения используется, в том числе и в зонах таможенного контроля, аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, работающая в условиях любой видимости; оптическая дальномерная аппаратура (моно- и стереотрубы, морские бинокли, инфракрасные наблюдательные приборы, телекамеры и другие.
) Таможенный осмотр товаров и транспортных средств - форма таможенного контроля, которая заключается во внешнем визуальном осмотре уполномоченными должностными лицами таможенного органа товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, без вскрытия транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушения упаковки товаров.
Особенностью таможенного осмотра товаров и транспортных средств является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств, проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении осматриваемых предметов. Исключения составляют случаи применения данной формы таможенного контроля при нахождении товаров и транспортных средств, в зоне таможенного контроля (если заинтересованные лица не изъявили желание присутствовать при производстве таможенного осмотра).
Форма акта таможенного осмотра товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. №1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, например, при оформлении завершения внутреннего таможенного транзита, так и как произвольная форма таможенного контроля при проведении специальной таможенной ревизии.
При установлении таможенным осмотром недостоверного количества товаров при их декларировании должностное лицо таможенного органа, проводившее таможенный осмотр, самостоятельно определяет их количество для таможенных целей.
) Таможенный досмотр товаров и транспортных средств -форма таможенного контроля, которая заключается в проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
Как правило, таможенный досмотр проводится после принятия грузовой таможенной декларации на товары, то есть когда указанная декларация приобретает статус документа, имеющего юридическое значение.
Исключения составляют случаи:
-проведения таможенного досмотра до подачи грузовой таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (например, при оформлении внутреннего таможенного транзита);
-проведение таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации;
проведение таможенного контроля на основе выборочной проверки.
Проведению таможенного досмотра товаров и транспортных средств предшествует обязательное уведомление о нем декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, если оно известно.
Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей возможно при участии понятых и только в случаях:
-неявки указанных лиц по истечении срока для подачи грузовой таможенной декларации;
-существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими веществами, психотропными, сильнодействующими ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
-пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
-оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств, с указанной территории.
По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт в двух экземплярах. Форма акта утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр акта должностное лицо таможенного органа обязан вручить лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, либо его представителю, если эти лица установлены.
В зависимости от оснований (рисков) проведения таможенного досмотра, последний, может быть:
-основным (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки грузовой таможенной декларации);
-повторным (с целью проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров);
направленным (с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля);
идентификационным.
По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить его варианты, как:
-досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
-досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;
досмотр со вскрытием всех грузовых мест;
досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.
Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в грузовой таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в грузовой таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары. Например, когда таможенными органами выявлен факт недостоверного декларирования и требуется уточнить количество недостоверно задекларированных (не своим наименованием) товаров.
В зависимости от вида перемещаемого через таможенную границу товара таможенный контроль может быть завершен только после проведения санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в соответствии с Федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
При наличии (обнаружении) подобных товаров, должностное лицо таможенного органа обязано уведомить об этом в установленном порядке представителя соответствующего контролирующего органа.
Рассматриваемая форма таможенного контроля не проводится в отношении физических лиц. В этом случае применяется другая форма таможенного контроля, а именно личный досмотр.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, так и в качестве производной формой контроля, например, при проведении специальной таможенной ревизии.
Сроки проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств вне зоны таможенного контроля не должны превышать двух часов.
В настоящее время наиболее эффективной техникой для проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров является инспекционно - досмотровые комплексы (далее - ИДК).
7) Личный досмотр - исключительная форма таможенного контроля, применяемая физическому лицу, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящегося в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Таможенного Союза и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка установленного ТК ТС.
Основаниями для проведения личного досмотра считаются:
. Информация, содержащаяся:
-в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц;
-в материалах, поступивших от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов Российской Федерации;
в информации, поступившей от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
в материалах, поступивших от других таможенных органов Российской Федерации;
2. Непосредственное обнаружение должностным лицом таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары.
Участниками личного досмотра являются следующие лица:
. Досматриваемое лицо - физическое лицо, в отношении которого принято решение о проведении личного досмотра.
Специальных требований (возраст, дееспособность) к данному участнику личного досмотра не предъявляются. Исключения составляют ограничения возможности проведения личного досмотра, обусловленные профессиональной принадлежности физического лица. Перечень таких лиц определяется федеральными законами, международными конвенциями и договорами. Например, не могут быть подвергнуты личному досмотру Президент Российской Федерации, депутаты Федерального Собрания РФ, Судьи Конституционного Суда РФ, судьи РФ, прокуроры и следователи органов прокуратуры, сотрудники органов федеральной службы безопасности и ряд других лиц.
К обязанностям досматриваемого лица относится исполнение требований и распоряжений должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр.
При проведении личного досмотра, лицо имеет право:
-знакомиться с решением о проведении личного досмотра;
-ознакомиться со своими правами и обязанностями;
добровольно выдать скрываемые предметы;
давать объяснения, заявлять ходатайства;
пользоваться понятным ему языком либо услугами переводчика;
знакомиться с содержанием акта личного досмотра и делать замечания на него;
получить второй экземпляр акта личного досмотра;
обжаловать действия должностных лиц таможенного органа.
Личный досмотр несовершеннолетнего лица может проводиться лишь в присутствии родителей, опекунов и других его законных представителей.
. Понятые должны быть в количестве двух человек и одного пола с досматриваемым лицом.
Главные обязанности понятых заключаются в присутствии при проведении личного досмотра и удостоверении своими подписями всей, отраженной в акте личного досмотра информации о фактах, содержании и результатах действий, производившихся в их присутствии.
Иные участники личного досмотра привлекаются в зависимости от его особенностях (возможного предмета поиска и предполагаемого места его нахождения, уровня владения языком, на котором проводится личный досмотр и др.). В качестве таких лиц выступают:
медицинский работник;
специалист;
переводчик;
законный представитель (родители, усыновители, опекуны, попечители) несовершеннолетнего либо недееспособного лица.
Личный досмотр должен проводиться только в отдельном изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра со стороны должны быть исключены. В исключительных случаях личный досмотр может проводиться в изолированном, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям помещении, аэропорта, вокзала, транспортного средства (каюте, купе и т.п.), а также в изолированном помещении транспортных организаций, правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации.
Недопустимо проводить личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении. В процессе личного досмотра запрещается делать какие-либо замечания по поводу мест и способов сокрытия предметов, а также поведения и личности досматриваемого лица, за исключением случаев, когда это необходимо приглашенным специалистам для выполнения поставленных перед ними задач.
При проведении личного досмотра не допускается унижение достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица. Личный досмотр должен проводиться в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
В случае добровольной выдачи досматриваемым лицом товаров должностное лицо таможенного органа имеет право ограничиться их изъятием, если у него нет, достаточных оснований полагать, что указанное лицо скрывает еще какие-либо товары. Данное решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра.
О проведении личного досмотра составляется акт, в двух экземплярах, причем второй экземпляр вручается под расписку досматриваемому лицу.
Протокол личного досмотра приобщается соответственно к материалам уголовного дела или дела о нарушении таможенных правил при его возбуждении.
) Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков - форма таможенного контроля, проводимого таможенными органами с целью проверки наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Таможенного Союза.
Данная форма таможенного контроля применяется в отношении товаров не находящихся под таможенным контролем. Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации:
путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены Таможенным кодексом Российской Федерации;
путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Целью проведения проверки маркировки товаров специальными марками, наличием на них идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров является подтверждение легальности их ввоза на таможенную территорию Таможенного Союза .
Например, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, и выпускаемые для свободного обращения подлежат маркировке акцизными марками в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.99 №1008 «Об акцизных марках».
Что качается непосредственно маркировки товаров, то их несколько видов: товарная, отправительская, специальная, транспортная.
Товарная маркировка - наименование товара, заводская марка, номера заказа, наряда, сорт, дата выпуска.
Отправительская маркировка - страна, наименование отправителя и получателя, пункта отправления и назначения, общее число мест, вес брутто, нетто.
Специальная маркировка - предупредительные надписи и обозначения (верх, не кантовать, боится сырости и т.д.), предписывающие способы обращения с товаром при хранении, проведении погрузочно - разгрузочных работ, перевозок.
1.Транспортная маркировка - число мест в партии, перевозимой по одному транспортному документу, порядковый номер грузового места в партии.
Таможенное законодательство подчеркивает важную роль применения средств идентификации и их проверки при проведении таможенного контроля.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. На основании ст. 27 Федерального закона «О техническом регулировании» продукт, соответствует требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном данным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.
При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.
Данная форма таможенного контроля тесно связана с другой формой контрольной деятельности - осмотром помещений и территорий.
) Таможенный осмотр помещений и территорий - форма таможенного контроля проводимого в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.
Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных Таможенным кодексом России, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.
Информация, необходимая для проведения осмотра, может быть получена из таких источников как сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации; сведения, поступившие от других таможенных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов; информация, поступившая от таможенных, правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций.
Осмотр помещений и территорий у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, может проводиться при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию России с нарушением предусмотренного порядка, для проверки такой информации. В ходе осмотра помещений и территорий, может проводиться проверка хранящихся товаров на предмет маркировки специальными марками и наличия на них идентификационных знаков.
Не рекомендуется проведение осмотра в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства. Не допускается проведение осмотра жилых помещений.
Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться больше одного дня.
Осмотр проводят уполномоченные должностные лица таможенных органов при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) и служебного удостоверения либо Решения. Перечень должностей должностных лиц таможенных органов, имеющих доступ в помещения и на территории определен приказом ГТК России от 19.01.2004 №48 «Об утверждении перечня должностей должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, имеющих доступ в помещения и на территории для проведения осмотра». Если федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, должностные лица таможенных органов вправе иметь доступ на указанные объекты в порядке, определяемом этими федеральными законами.
Перед началом осмотра помещений и территорий должностные лица таможенного органа предлагают лицу, чьи территории или помещения подлежат осмотру, добровольно представить товары или транспортные средства, а также вскрыть помещения, емкости и другие места, где могут находиться товары, находящиеся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенные или ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями порядка, установленного Таможенным кодексом России.
При проведении осмотра помещений и территорий должностные лица таможенных органов также вправе привлекать специалистов других органов, организаций, а также экспертов для оказания содействия в его проведении. В то же время должностные лица таможенных органов при проведении осмотра помещений и территорий несут определенные обязанности:
проводить осмотр в установленные сроки;
вносить в акт осмотра помещений и территорий (далее - Акт) сведения, выявленные в результате осмотра, а также пояснения лиц, присутствующих при осмотре;
возбуждать в соответствии с требованиями КоАП Российской Федерации дела об административном правонарушении;
не причинять неправомерный вред товарам и помещениям;
обеспечивать соблюдение прав и законных интересов лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, их представителей, а также владельца или пользователя помещения и других лиц, присутствующих при осмотре;
хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие им известными в связи с проведением осмотра;
соблюдать иные требования законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и нормативных правовых актов ФТС России.
При проведении осмотра помимо лица, обладающего полномочиями в отношении товаров (его представителя) и лица, чьи помещения или территории осматриваются, могут присутствовать работники складов временного хранения, таможенных складов, магазина беспошлинной торговли, если осмотр проводится на складе или в магазине, лица, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур; технический персонал, осуществляющий содействие в проведении осмотра; представители других государственных органов (по решению начальника таможенного органа) и специалисты; понятые.
По результатам осмотра должностным лицом, проводившим осмотр, составляется Акт. Второй экземпляр составленного Акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались.
Акты регистрируются в журналах учета актов осмотра помещений и территорий и хранятся в архиве таможенного органа. В случае проведения осмотра в рамках проведения специальной таможенной ревизии они приобщаются к материалам ревизии и хранятся в деле.
) Учет товаров, находящихся под таможенным контролем.
Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий.
Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
) Проверка системы учета товаров и отчетности.
Форма и порядок представления отчетности определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Проверка системы учета товаров как форма таможенного контроля проводится:
при применении специальных упрощений в соответствии с настоящим Кодексом;
при условном выпуске товаров;
в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, предусматривающие ведение учета таких товаров.
Таможенная проверка может проводиться в общей и специальной формах.
Проведение общей и специальной таможенной проверки допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Результаты проведения таможенной проверки оформляются актом по форме определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченной в области таможенного дела.
таможенный контроль личный досмотр
2.2 Использование технических средств, при осуществлении таможенного контроля
В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза.
Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.
Технические средства таможенного контроля применяются:
) для проверки подлинности документов и атрибутов таможенного обеспечения - оптические увеличительные приборы (лупы, микроскопы) ультрафиолетовые и инфракрасные;
) для дистанционного получения информации о содержимом объектов таможенного контроля, поиска и обнаружения контрабанды - досмотровые рентгеннотелевизионные аппараты, рентгеноаппараты, флюороскопы прямого наблюдения, наборы досмотровых эндоскопов, наборы досмотровых щупов, металлоискатели и металлодетекторы (для обнаружения оружия, боеприпасов, драгоценных металлов), и инспекционно - досмотровые комплексы;
) для идентификационного экспресс-анализа содержимого объектов таможенного контроля - различные анализаторы, экспресс-идентификаторы и др.;
) для визуального наблюдения в зонах таможенного контроля - аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, работающими в условиях любой видимости; оптическая дальномерная аппаратура (моно- и стереотрубы, морские бинокли, инфракрасные наблюдательные приборы, телекамеры и др.);
) для контроля носителей аудиовидеоинформации - различные виды диктофонов, аудиоплееров, магнитофонов, устройства для просмотра проявленных фото- и кинопленок, слайдов и микрофишей; видеоплееры и видеомагнитофоны и др.;
) для выполнения технологических операций при таможенном досмотре - индивидуальные и групповые наборы специального инструмента для вскрытия как небольших предметов ручной клади, багажа, почтовых отправлений, так и крупногабаритных транспортных упаковок (ящиков, контейнеров);
) для наложения атрибутов таможенного обеспечения - пломбираторы, рулоны клейких лент с маркировочными знаками, различные спецметки и др.
Кроме того, в ходе таможенного контроля используются различные вспомогательные технические средства - источники питания, зарядные устройства, приборы взвешивания, измерительные приборы и приборы дозиметрического контроля.
Технические средства таможенного контроля - это комплекс специальных видов приборов и инструментов, применяемых таможенными органами в процессе документального и фактического таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу с целью проверки подлинности и достоверности декларирующих их документов, установление соответствия содержимого контролируемых объектов представленных на них сведениям, а также выявление в этих объектах предметов таможенных правонарушений.
Результатами применение технических средств таможенного контроля 9далее ТСТК) определяют ход дальнейшего процесса таможенного контроля различных видов перемещаемых через таможенную границу объектов. Эта техника позволяет установить достоверность и подлинность документов, представленных средств данным, содержащимся в декларирующих их документах, подтвердить правильность классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, а следовательно, обеспечить правильное начисление таможенных пошлин, взимание налогов, платежей, достоверной таможенной статистики и эффективный валютный контроль.
С помощью ТСТК обеспечивается возможность выявления тайников и скрытых вложений в контролируемых объектах. ТСТК в сочетании с применением криминалистических средств позволяют обеспечить эффективное выявление, пресечения и предупреждения таможенных правонарушений.
В целях лучшего познания и эффективного применения ТСТК требуется классификация объектов ТК с учетом их назначения, вида, габаритов, веса, конструктивных особенностей и т.п., поскольку именно эти параметры объектов в основном определяют существо оперативно-технического контроля их свойств и содержимого.
К объектам таможенного контроля относятся:
товары определенных категорий;
ручная кладь и сопровождаемый багаж пассажиров;
несопровождаемый багаж пассажиров;
среднегабаритные грузовые (товарные) упаковки;
крупногабаритные грузовые упаковки (контейнеры, грузовые платформы, бункеры, грузовые отсеки автотранспортных средств и т.п.);
все виды транспортных средств;
международные почтовые отправления;
конкретные лица, если есть основания полагать, что они скрывают при себе и добровольно не выдают товары, являющихся предметами нарушения таможенного законодательства;
документы на товары и транспортные средства, представленные в таможенный орган (хотя не все документы перемещаются через таможенную границу);
атрибуты (средства) таможенного обеспечения, наложенные на документы товары и транспортные средства.
Непосредственному ТК с помощью ТСТК подвергается как содержимое объектов ТК, так и сами объекты. Например, личные вещи, находящиеся в багаже пассажиров (содержимое) и, соответственно, сумки, чемоданы, коробки, где они находятся (объекты ТК); товары перевозимые в транспортных контейнерах, и сами конструкции контейнеров, собственно помещения и объемы транспортных средств как элементы объектов ТК.
Системы оперативных задач таможенных органов, для решения которых требуются применение технических средств таможенного контроля и условно его проведения дают возможность представить комплекс технических средств таможенного контроля в виде отдельных классов техники, предназначенной для решения каждой задачи в целом или ее отдельных составляющих.
Тактико-технические характеристики ТСТК
-й класс ТСТК включает технические средства, предназначенные для оперативной диагностики (ОД) документов, представленных для оформления перемещающих через таможенную границу объектов, с целью выявления в них признаков полной или частичной материальной подделки - подчистки, химическое травление, подписки, допечатки текстов, замены листов многочисленных документов и фотографий, вклейки элементов и фрагментов других документов, подделка оттисков печатей, штампов, реквизитов, подписей и др.
-й класс ТСТК объединяет технические средства, предназначенные для дистанционной оперативно-технической инспекции различного вида объектов ТК, в процессе которой осуществляется интроскопия объектов ( в том числе крупногабаритных) с помощью инспекционно-досмотровых комплексов(ИДК), дистанционный контроль объемов (количеств) отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров и дистанционное выявление среди них возможных предметов таможенных правонарушений (ТПН)
-й класс ТСТК включает технические средства, необходимые для проведения таможенного поиска и досмотра как оперативно-технического действия, предполагающего оптико-механического обследования трудно доступных мест транспортных средств и товарных (грузовых) упаковок, Локацию тайников и сокрытий, применение технических средств и приспособлений для отбора проб содержимого объектов ТК.
-й класс ТСТК объединяет технические средства, обеспечивающие выполнение оперативно-технических действий, связанных с:
проведением оперативной диагностики (ОД) потенциальных предметов ТПН, выявленных в результате таможенного досмотра содержимого объектов ТК;
проведением оперативной классификации товаров с целью их отнесения к соответствующим классам, группам, позициям ТН ВЭД;
определением целостности атрибутов таможенного обеспечения, запирающих устройств и т. п., накладываемые на товары и транспортные средства.
К 5-му классу ТСТК относятся технические средства, необходимые для таможенного оформления перемещаемых через границу товаров и транспортных средств, включая наложение на них и на соответствующие таможенные документы атрибутов (средств) таможенного обеспечения.
-й класс ТСТК включает технические средства, предназначенные для выполнения функций оперативно визуального наблюдения за действиями находящихся в таможенных зонах лиц, представляющих оперативный интерес, с целью выявления их противоправного поведения, установление несанкционированных подозрительных на правонарушение контактов с другими лицами, в том числе и с сотрудниками таможенной службы.
-й класс ТСТК объединяет технические средства, призванные обеспечивать получении данных о содержании информации, перемещаемой через таможенную границу на различного вида носителях, с целью выявление среди них материалов, запрещенных к такому перемещению.
.3 Ответственность за нарушение правил таможенного контроля
Таможенные органы, наряду с обеспечением порядка перемещения товаров через таможенную границу, таможенных режимов, таможенного оформления и таможенного контроля, осуществляют непосредственную борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, защищая государственную безопасность страны, жизнь и здоровье людей, интересы российских потребителей, пресекают незаконный оборот товаров, изъятых из гражданского оборота. В качестве правоохранительного, таможенный орган выступает лишь с момента получения сообщения о совершённом преступлении, либо нарушении таможенных правил. При производстве и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил должностные лица таможенного органа руководствуются положениями Таможенного кодекса РФ, установившего, по существу, процессуальный порядок расследования и рассмотрения таможенных правонарушений, а также нормами Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. При обнаружении и расследовании преступлений, отнесённых к их компетентности, они руководствуются нормами уголовного и процессуального кодекса, законом Об оперативно-розыскной деятельности и другими нормативными актами РФ. Правоохранительную деятельность могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством.
В зависимости от характера совершённых правонарушений в сфере таможенного контроля различают дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Наиболее жёсткими мерами воздействия определяется уголовная ответственность, которая применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.
Таможенный кодекс сформулировал три состава правонарушений, которые по степени общественной опасности должны быть отнесены к преступлениям:
-контрабанда;
-уклонение от уплаты таможенных платежей;
-незаконные валютные операции и иные действия с валютными ценностями.
Одним из самых опасных преступлений в сфере таможенного дела, отнесённого к таможенному контролю, является контрабанда, за совершение которой лица привлекаются к уголовной ответственности.
Административная ответственность выражается в применении органами исполнительной власти, в нашем случае таможенными органами, мер административного воздействия к виновным лицам.
Таможенные правонарушения относятся к административным правонарушениям. До принятия Таможенного Кодекса РФ рассматривались по правилам, установленным Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП). Этим же Кодексом определялись составы нарушений таможенных правил. Таможенный Кодекс Таможенного Союза значительно расширил перечень составов нарушений таможенных правил, определил процедуру их рассмотрения и заложил основы таможенно-правовой ответственности, которые включают положение различных отраслей права, но в тоже время существенно от них отличаются.
Таким образом из понятия следуют четыре основные группы нарушений таможенных правил:
-нарушения, связанные с порядком перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
-нарушения, связанные с порядком таможенного контроля и таможенного оформления;
-нарушена, связанные с обложениями таможенными платежами и их уплатой;
-нарушения, связанные с предоставлением таможенных льгот и пользованием ими, за которые Кодексом предусмотрена ответственность.
Нарушения таможенных правил включает сорок составов правонарушений. Рассмотрение их и наложение взысканий осуществляют таможенные органы.
Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом её наступления будет возмещение вреда в формах предусмотренных санкциями гражданского права.
Гражданская правовая ответственность наступает тогда, когда должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного контроля может быть причинён непоправимый вред лицам, их товарам и транспортным средствам.
Этот вред, который причинён им мог быть причинён должностным лицом таможенного органа, должен рассматриваться в гражданско-правовом аспекте, на основании Гражданского кодекса РФ. Статья 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причинённый органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. В ней говорится, что вред, причинённый гражданину в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя. Она является одним из видов ответственности по таможенному праву. По своей природе и характеру она является административно-правовой, но одновременно регламентируется нормами таможенного права.
За неправомерные действия, решения или бездействия, работники таможенных органов несут дисциплинарную ответственность, в соответствии с законодательством РФ.
За нарушение трудовой дисциплины к работникам применяются следующие дисциплинарные взыскания:
Замечание;
Выговор;
Строгий выговор;
Перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трёх месяцев;
Таким образом, юридическая ответственность, является важной мерой защиты и обеспечения соблюдения правил перемещения через таможенную границу РФ всеми лицами, участвующими в сфере таможенного дела, а также должностными лицами таможенного органа, выполняющими свои функциональные обязанности. Эта ответственность является одной из гарантий стабильности в сфере таможенного дела.
Глава 3. Пути совершенствования таможенного контроля
.1 Современные требования к процедуре таможенного контроля
В современных условиях таможенные органы России представляют собой основные органы государственного контроля, регулирующие процесс перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, транспортных средств и пассажиров.
Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
При этом роль таможенных органов в настоящее время претерпевает существенные изменения: многофункциональные и мобильные, они должны решать задачи поддержки рационального и оптимального соотношения ввоза и вывоза товаров, интересов отдельных отраслей промышленности, обеспечения равных условий конкуренции, наполнения доходной части федерального бюджета.
С увеличением объемов международной торговли возрастает нагрузка на таможенные органы, так как, с одной стороны, предполагается повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для эффективной защиты экономической безопасности страны, а с другой - максимальное содействие развитию внешнеторговой деятельности.
В связи с этим некоторые авторы предлагают рассматривать таможенный контроль как составную приоритетную часть системы экономической безопасности страны.
Облегчить решение указанной задачи призвана система управления рисками, предполагающая в соответствии с требованиями современного таможенного законодательства осуществление таможенного досмотра сотрудниками таможенных органов только при наличии данных, позволяющих сомневаться в достоверности сведений, указанных в грузовых таможенных декларациях и товаросопроводительных документах.
Система управления рисками активно внедряется в практику деятельности таможенных органов, а ее суть состоит в углублении таможенного контроля (в том числе посредством таможенного досмотра) только при наличии "профиля риска" - формализованной совокупности данных, характеризующих сведения о конкретной товарной партии как потенциально недостоверные.
Данная система, несомненно, имеет позитивное значение для модернизации таможенного дела и ускорения товарооборота, но несет в себе множество скрытых угроз, связанных с возможностью "ухода от профилей рисков" с использованием подложных документов и соучастников противоправной деятельности среди сотрудников таможни. Принципы управления рисками, под которыми понимается базисный принцип современных методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности результатов этого контроля.
Система управления рисками призвана сконцентрировать основные ресурсы (людские, технические, финансовые и т.д.) таможенных органов на наиболее острых, проблемных направлениях таможенного контроля, к числу которых относятся направления, нацеленные на предотвращение:
нарушений законодательства, имеющих устойчивый характер (например, контрабанда наркотиков, трансграничное перемещение контрафактной продукции, декларирование недостоверной информации о таможенной стоимости товаров и т.п.);
нарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей в значительных размерах;
нарушений, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей (например, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации иностранных товаров с нарушением запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);
других нарушений, затрагивающих важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Для целей повышения эффективности применения системы управления рисками необходимо в кратчайшие сроки создание единых баз данных о:
цене товара, в частности по какой цене товар реализуется на бирже (если он является биржевым товаром), в стране происхождения, на внутреннем рынке Российской Федерации;
весовых характеристиках товара и упаковки, в частности официальные данные производителей товаров о весовых параметрах товаров, а также сведения об упаковке, которую использует данный производитель товара;
производителе товара, в частности перечень кодов и кратких описаний товаров, которые производит предприятие (рис. 1).
Система управления рисками позволяет более эффективно проводить таможенный контроль с применением определенных его форм.
Понимание необходимости улучшения качества работы таможенных органов, повышения эффективности таможенного контроля потребовало от Правительства РФ и Федеральной таможенной службы принятия скорейших решений, направленных на их модернизацию и техническо-технологическое перевооружение.
Эффективность таможенного контроля также во многом зависит и от того, как организовано взаимодействие таможенных органов:
с таможенными органами иностранных государств;
с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации;
с участниками внешнеэкономической деятельности, различными организациями, ассоциациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами.
Уяснение сущности таможенного контроля невозможно без рассмотрения системы принципов таможенного контроля, к числу которых относятся:
всеобщность таможенного оформления и таможенного контроля;
законность таможенного оформления и таможенного контроля;
принцип минимальной необходимости таможенного контроля, запрета использования таможенного оформления и таможенного контроля в качестве административной нетарифной меры регулирования;
выборочность и достаточность таможенного контроля;
использование системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля;
возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля;
использование методов анализа рисков для определения и степени проверка;
выработка стратегии таможенного контроля Федеральной таможенной службой;
сотрудничество с таможенными органами иностранных государств;
взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями;
создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;
недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля;
безопасность применения технических средств таможенного контроля.
Рассмотренные принципы таможенного контроля товаров и транспортных средств позволяют выявить основное его содержание через формы таможенного контроля и способы производства таможенного контроля.
.2 Недостатки процедуры таможенного контроля и пути их устранения
Недостатки процедуры таможенного контроля я рассмотрела на примере Бурятской таможни.
В настоящее время в регионе деятельности Бурятской таможни находится 11 пунктов пропуска, 4 из них функционируют на постоянной основе: МАПП «Кяхта», ЖДПП «Наушки», ДАПП «Монды», ВПП «Международный аэропорт Улан-Удэ» и 7 имеют статус временных, сезонных, двусторонних и не функционируют на постоянной основе. Все наземные пункты пропуска граничат с Монголией.
Необходимо отметить, что в этом году по сравнению с прошлым уменьшилось количество оформленных процедур ВТТ (внутренний таможенный транзит) на 14,2% (5830 по сравнению с 5000), количество оформленного МТТ (международный таможенный транзит) уменьшилось на 61 % (716 и 282), соответственно уменьшилось на 47 % количество оформленных ТПО (таможенный приходный ордер) - по сумме уплаченных платежей уменьшение составило63%,отмечается уменьшение пассажиропотока на 23 %.
Бурятской таможней постоянно принимаются меры по оптимизации таможенного контроля в пунктах пропуска: это и организация работы отдела таможенных досмотров в сменном режиме без выходных дней, чтобы исключить простои транспортных средств, в отношении которых принято решение о проведении таможенного досмотра; в настоящее время рассмотрен вопрос об организации досмотра порожних крытых вагонов и крупнотоннажных контейнеров, следующих с запирающимся пломбирующим устройством, без отцепки круглосуточно в парке станции Наушки. Однако проведение таких досмотров в настоящее время невозможно, поскольку в ночное время парк железнодорожной станции недостаточно освещен, а, кроме того, проведение таких работ не соответствует нормам правил по технике безопасности.
После ввода в эксплуатацию комплекса автоматизированного контроля за перемещением делящихся и радиоактивных материалов на базе системы «Янтарь», который введен в действие в июне 2009 года, на постоянной основе в автоматическом режиме осуществляется таможенный контроль ДРМ (делящиеся и радиоактивные материалы).
Необходимо отметить, что в течение всего 2009 года должностными лицами таможни не было ни одного случая необоснованного задержания вагонов. На сегодняшний день существует ряд проблем при осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых большегрузными контейнерами и/или в большом объеме. На станции Наушки отсутствует площадка, достаточная по площади для выгрузки всего объема досматриваемого товара и отвечающая необходимым требованиям по освещению, оборудованию и соблюдению правил техники безопасности; отсутствует весовое оборудование и погрузо-разгрузочное оборудование для большегрузных контейнеров, что, в свою очередь, приводит к задержке поездов, перемещающих 40-футовые контейнеры.
Для осуществления надлежащего таможенного контроля необходимо строительство и обустройство отапливаемого склада временного хранения (СВХ). В настоящее время в зоне деятельности ЖДПП Наушки и Наушкинского таможенного поста функционирует СВХ, учрежденный таможенным органом, который достаточно удален от пункта пропуска, и в котором нет возможности хранить крупногабаритные товары.
Для сокращения сроков таможенного оформления необходимо оснастить станцию Наушки стационарным инспекционным досмотровым комплексом (СИДК), рассмотреть вопрос с органами Роспотребнадзора о выдачи санитарно - эпидемиологических заключений физическим лицам, как резидентам, так и нерезидентам непосредственно в пунктах пропуска (г. Кяхта, п. Наушки).
ИДК позволяет за минимальное время (3-5 мин.) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.
В настоящее время ИДК оснащены таможенные службы Германии, Великобритании, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран.
Ведущими странами, производящими ИДК, являются Германия (SMITHS HEIMANN) и Китай (NUCTECH COMPANY LIMITED).
На сегодняшний день действует или находится в процессе построения 30 систем Heimann Cargo Vision (изготовитель - SMITHS HEIMANN) и 59 систем TH-SCAN (NUCTECH COMPANY LIMITED).
Данные комплексы используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20-ти грузовых автомобилей в час.
Технологическое оборудование комплекса размещается в быстровозводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой.
Мобильные ИДК с энергетикой до 3 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - до 220 мм) смонтированы на шасси автомобиля и требуют при работе наличия санитарной зоны. Они позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о наличии либо отсутствии грузов в контейнере и соответствии товаросопроводительным документам товаров с малыми объемными плотностями. Мобильные ИДК в основном используются в интересах оперативных подразделений таможенных и других правоохранительных органов.
ФТС России планируется создание системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, состоящей из ИДК различных типов и модификаций, размещенных на пунктах пропуска через государственную границу. По оценке специалистов ФТС России потребность таможенных органов составляет не менее 50 стационарных и более 70 мобильных ИДК.
В настоящее время проводится работа по проектированию реконструкции МАПП «Кяхта». В рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в местах приближенных к государственной границе РФ, Бурятской таможней совместно с Правительством РБ, а также представителями коммерческих структур, планирующих строительство и развитие транспортно - логистических терминалов (ТЛТ).
Организация ООО «ДАНАК» в настоящее время проводит активную работу по созданию ТЛТ в месте расположения таможенного поста МАПП Кяхта Бурятской таможни. Планируемое месторасположение данного терминала находится на незначительной удаленности от пункта пропуска (район Слобода г. Кяхта), что позволит значительно сократить время таможенного оформления и расстояние для сопровождения грузов, товаров.
Планируется и строительство двустороннего автомобильного пункта пропуска Монды пропускной способностью 200 автомобилей в сутки.
В аэропорту Улан-Удэ «Мухино» в соответствии с распоряжением Правительства РФ установлен многосторонний постоянный воздушный грузопассажирский пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. Аэропорт Улан-Удэ, который является одним из двух городов России, открытых для полетов самолетов США в рамках межгосударственного договора по контролю за сокращением ракет малой и средней давности.
Для полноценной работы пункта пропуска до настоящего времени администрацией ОАО «Аэропорт Байкал (Улан-УДЭ)» не выполнен ряд условий:
Не организован защищенный канал передачи данных между пунктом пропуска и Бурятской таможней;
Не оборудованы рабочие места в помещении для автоматизированной системы контроля доставки товаров.
По итогам заседания консультативного совета при Бурятской таможне было принято решение о рассмотрении возможности выделения на ст. Наушки площадки, отвечающей условиям для проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых большегрузными контейнерами в большом объеме и оснащения станции Наушки в достаточном количестве техническими устройствами, в частности погрузочно-разгрузочным оборудованием для 40-футовых контейнеров.
Рекомендовано Правительству Республики Бурятия совместно с Бурятской таможней и ВСЖД филиалом ОАО «Российские железные дороги» продолжить работу по сокращению мест отгрузки лесо- и пиломатериалов; участникам внешнеэкономической деятельности.
Заключение
Выбор форм таможенного контроля зависит от целого ряда факторов. Прежде всего таможенный контроль должен быть эффективным. Достижение поставленных перед ним целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление. Кроме того, таможенный контроль должен быть в максимальной степени "необременительным", "незаметным" для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников внешнеэкономической деятельности. При этом требования к современному облику таможенного контроля не должны помешать выполнению его важнейшей задачи - обеспечению соблюдения таможенного законодательства.
Добиться такой организации таможенного контроля призвана система управления рисками - одна из совершенных систем, вошедшая в оборот таможенных органов в 2003 году.
а) нарушений законодательства, имеющих устойчивый характер (например, контрабанда наркотиков, трансграничное перемещение контрафактной продукции, декларирование недостоверной информации о таможенной стоимости товаров и т.п.);
б) нарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей в значительных размерах;
в) нарушений, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей (например, ввоз на таможенную территорию РФ иностранных товаров с нарушением запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);
г) других нарушений, затрагивающих важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Основными объектами таможенного контроля являются товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу. Таможенный контроль над ними осуществляется в определенных местах - зонах таможенного контроля, местоположение которых определяет близость таможенного органа и удобство доступа.
Осуществляя таможенный контроль, должностные лица обязаны не только должным образом провести контроль, но и не нарушать права физических лиц и не превышая свои полномочия. В обратном случае они понесут административную ответственность.
Для упрощения проведения таможенного контроля используются технические средства, повышая эффективность и сокращая время таможенного контроля. Существует семь классов технических средств таможенного контроля, каждый класс имеет свое функциональное назначение.
Применение форм таможенного контроля положительно сказываются на обстановке, связанной с пресечением и выявлением правонарушений в области таможенного дела. Применение таможенного контроля при перемещении товаров и транспортных через территорию Таможенного Союза позволяет контролировать законность перемещения, обеспечивая доходность бюджета государства.
Выполнив курсовую работу, я сделала вывод, что таможенный контроль - это отдельный институт, выполняющий ряд важнейших задач и постоянно совершенствующийся. Функционируя как регулирующий, фискальный и правовой механизм государства.
Список используемых источников
1.Конституция РФ. Москва: Издательство Омега-Л,2010 - 39с.
2.Таможенный кодекс РФ. Москва: Издательство Омега-Л,2010 - 224с.
.Таможенный кодекс Таможенного Союза. Новосибирск: Сиб. Унив. Издательствово,2010 - 191с.
.Приказ ФТС от 23.06.2008 № 759 « О внесении изменений в Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденную приказом ГТК России от 28 ноября 2003 г № 1356
.Приказ ФТС от 22.10. 2007 г. N 1291 «О совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля круглых лесоматериалов»
товаров»
.Приказ ФТС России от 29.10.2007 № 1327 «О местах декларирования отдельных видов товаров»
7.Приказ ФТС от 10.03.2006 г № 192 «Об утверждении концепции системы предварительного информирования таможенных органов РФ
.Приказ ФТС от 16.09.2004 г. №50 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом»
.Приказ ГТК РФ от 28.06.2004 № 750 « Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками».
.Приказ ГТК России от 26.09.2003 г. № 1069 «Об утверждении концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»
.Приказ ГТК РФ №1166 от 20.10.03 г. «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств
.Приказ ГТК России от 29.10.2003 г. N 1220 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств».
.Приказ ГТК РФ от 28.11.2003 № 1356 « Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров».
.Приказ ГТК РФ от 23.12.2003 № 1519 « Об утверждении порядка взятия проб или образцов товара, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля
.Приказ ГТК от 23.07.2001 года «Об утверждении инструкции об особенностях таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых в крупнотоннажных контейнерах железнодорожным транспортом транзитом через территорию РФ»
.Приказ ГТК от 09.10.2001 г. N 974 « Об утверждении типовых положений об отделе (отделении) таможенного оформления и таможенного контроля и об отделе (отделении) таможенного досмотра таможенного поста»
.Письмо ФТС России от 18.04.2006 № 01-06/13167 « Методических рекомендаций о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз ЭКС ЦЭКТУ».
.Распоряжение ГТК РФ №689-р от 18.12.2003 г. «Об утверждении типовой формы поручения на проведение таможенного досмотра и инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения и учета поручений на досмотр»
.Приказ СТУ от 03.03.2006 № 156 « Об организации взаимодействия таможенных органов Сибирского таможенного управления при проведении контроля экспортируемых лесоматериалов».
.Приказ СТУ от 27.07.2004 № 670 « О введении в действие Временной технологии таможенного оформления и таможенного контроля лесоматериалов и пиломатериалов в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах».
.Распоряжение Наушкинской таможни от 13.01.2004 № 01 « О реализации пункта 69 Инструкции утвержденной приказом ГТК от 28.11.2003 № 1356».
.Официальное издание ФТС. Таможенные ведомости. Бюллетень таможенной информации №1 / - М., 2009 - 176 с.
.Шамаханова В.А. Таможенное право РФ. Учебник/- М.: СофтИздат, 2007. 744 с
.Официальное издание ФТС. Информационно-аналитическое обозрение. Таможня./- М.:ЗАО «Ростек-Таможинформ», 2009 - 36 с
. Словарь - справочник. Таможенное дело. Санкт-Петербург.: Логос 2008г