Естествознание и культура

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Биология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,75 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Естествознание и культура

Содержание

Введение

Естествознание и культура

Смысл науки и смысл жизни

Эволюция науки и культуры

Наука и естествознание

Заключение

Использованная литература

Введение

Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и с.-х. техники и медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.

Место естествознания в обществе

Выделение человека из мира животных обязано интенсивному развитию его интеллекта. Но его взаимоотношения с окружающей Природой еще долго оставались такими же, как и у всех живых существ. Появляясь на свет, он руководствовался врожденными инстинктами и собственным опытом под опекой родителей: учился находить себе пищу, отличать врагов от друзей, ориентироваться в пространстве и выживать в самых разных условиях.

Начиная со средних веков н.э. усиливается опытное изучение вещественной природы, обогащая новым знанием физику и химию, а, начиная с Галилея и Ньютона закладываются основы современной механики и математики. Казалось, наступает золотая пора для Естествознания, но промышленная цивилизация, активно поддержав науку, отодвинула интересы Культуры на задний план.

Место Естествознание в жизни и развитии общества вытекает из его связей с др. социальными явлениями и институтами, прежде всего с техникой, а через неё с производством, производительными силами вообще и с философией, а через неё с борьбой классов в области идеологии. При всей внутренней целостности, вытекающей из единства, как самой природы, так и теоретического взгляда на неё, Естествознание представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, нередко противоречивыми. Естествознание не входит ни в базис, ни в идеологическую надстройку общества, хотя в своей наиболее общей части (где формируется картина мира), оно связано с этой надстройкой. Связь Естествознание через технику с производством, а через философию с идеологией довольно полно выражает наиболее существенные социальные связи Естествознание Связь Естествознание с техникой складывается в силу того, что «техника... потому и служит целям человека, что ее характер (суть) состоит в определении ее внешними условиями (законами природы)» (Ленин В.И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 170). В современную эпоху Естествознание опережает технику в своём развитии, т. к. его объектами всё чаще становятся совершенно новые, неизвестные ранее вещества и силы природы (например, атомная энергия), а потому, прежде чем может встать вопрос об их техническом применении, требуется «фронтальное» их изучение со стороны. Естествознание, тем не менее, техника с её потребностями остаётся движущей силой развития Естествознание Связь с техникой лежит, согласно К. Марксу, в основе определения Естествознание как непосредственной производительные силы.

Основные цели естествознания следуют из его главного объекта - Природы (живой и неживой) и их можно обозначить следующим образом:

1. познание образа Мира и места человека в нем;

2. выявление скрытых взаимосвязей, создающих органическое единство всех физических, химических, биологических и социально-экологических явлений;

. Более глубокое и полное познание (понятие) законов самих этих явлений и создание современной естественнонаучной интегративной картины мира.

Развитие и дифференциация современного естествознания сопровождается интеграцией различных направлений и отраслей, воспроизводством единого научного знания. Наука развивается как особая специфическая форма познания мира. При этом понимании целей современного естествознания наука постепенно избавляется от антропного принципа - мыслящий человек есть мера всему. Последний подразумевает: нет человека - нет Природы, Вселенной. В современной теории познания (эпистемологии) этот принцип происходит из трех "крайних" подходов. Первый, идущий от Логоса (Мирового Разума) Второй - от Человека (Субъекта). И третий - от Природы. Первый подход называется креационным, второй - антропным, а третий - естественнонаучным. В переводе с латинского языка "креацио" - создатель, с греческого "антропос" - человек, поэтому очевидно, что в основе первого подхода заложена идея Создателя, в основе второго - идея Субъекта, а в основе третьего - идея естественного развития объектов Природы. При этом акт рождения Природы не вызывает сомнений ни в одной из этих концепций. Говоря другими словами, обязательно существует что-то, выполняющее функцию Создателя.

Совокупным продуктом развития естествознания являются:

· фактические знания и теории (которые постоянно расширяются и совершенствуются);

· высокие технологии (результат целенаправленного применения достижений естествознания);

· вся методология естествознания и определенный стиль мышления, его независимость;

· наконец, определенные моральные ценности, выработанные в рамках естествознания (стремление к объективности, отстраненность от конъюнктурных соображений.

Основные категории естествознания: хаос и порядок, простое и сложное, случайность и необходимость, устойчивость и неустойчивость и т.п. Понятийный аппарат науки содержит термины: система, состояние, структура, симметрия, энтропия, информация, вероятность, распределение, организм, организация и т.п. Основными процессами в естествознании будем считать: движение, эволюцию, превращение, самоорганизацию, рождение, рост, распад, гибель, игру, творчество и т.д.

В соответствии с критериями или принципами научности можно ввести основной принцип естествознания: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Опыт - критерий истины в естествознании, науке о природе в широком смысле слова.

Естествознание и культура

естествознание природа культура познавательный

Культура - (в широком смысле) все то, что создано человеком, от орудий труда до домашнего обихода, а также различные обычаи, привычки, наука, искусство, религия, мораль и философия.

В любой части культуры всегда присутствует идеальная культура (духовная) и вещественная (материальная). Они взаимосвязаны и не раздельны. К духовной культуре относится все то, что несет в себе духовное начало, независимо от формы воплощения:

) обычай

) учение

) литература и музыкальные произведения

) научные результаты

) компьютерные программы

) театральная система актерского мастерства

) религиозные верования

К материальной культуре относятся вещественные достижения человека:

рабочие инструменты

одежда

телескопы

книги, т.е. материальные продукты цивилизации

Наука также решает общественные задачи путем познания общественно-важных явлений и использования результатов такого познания в общественной практике человеческой деятельности. Наука о науке - это науковедение. В настоящее время дифференцируется более 2 тыс. самостоятельных наук. Наука систематизирует знания о закономерностях изучаемых объектов и явлений. Научные знания об изучаемых явлениях не разрознены, а систематизированы. Основной внутренней логикой научного развития. Главной целью любой науки является установление научных результатов и научных закономерностей. У каждой науки есть свой предмет исследования, т.е. та область окружающего мира, которая включает в себя самого человека и общество в целом, которое глубоко и последовательно изучило рамки данной науки. В основном всю науку можно подразделить на 3 группы:

) наука о природе (естественные науки)

) наука об общественных процессах (общественные науки)

) наука о мышлении, о способности познания, о разуме.

Наука неотделима от культуры. Она одна из основных частей культуры.

. Науки, изучающие природные процессы и объекты составляют естественные науки и в количественном отношении занимают промежуточное положение между сравнительно многочисленными и сложными предметами, т.е. предметом науки о мышлении и разуме. К естественным наукам относятся:

) науки о космосе - астрономия, которая изучает звездные процессы, а также солнечную систему

) физические науки - это науки о наиболее глубоких законах природных объектов и в от же время о наиболее простых формах их изменения

) химические науки - наука о веществе и их превращениях

) биологические науки - науки о жизни

) науки о земле - геология, изучающая строение земной коры, география - наука о размерах и формах участков земной коры

. Естествознание включает в себя основные аспекты развития:

) мировоззренческий аспект - главная задача этого аспекта является сосредоточение общества на научном мировоззрении, что составляет научную картину мира, где приоритетное место отдано человеку, т.к. человек вышел из природы и связан с ней глубокими корнями. Французский ученый Марк Аврелий говорил - человек, который не знает как устроен мир, в котором он живет не знает где он живет.

) общекультурный - заключается в воспитании глубокой внутренней культуры человека, который знает историю своего государства, а также хорошо владеет литературой, музыкальными произведениями и иностранными языками. В настоящее время в эпоху научно-технического прогресса нельзя считать культурным человека без знания того, что такое гены, ферменты, витамины, микроэлементы, биоритмы и другие природные процессы.

) специальный аспект - изучает «первую природу», т.е. является базисом для наук, изучающих «вторую природу», т.е. гуманитарных наук.

У слова "природа" можно выделить 3 значения:

) мироздание окружающего мира

) живой компонент мира

) глубина, сущность любого явления или объекта

. В своей деятельности наука исходит из научных фактов, т.е. из достоверных знаний об изученном объекте или явлении. И это все вводится в научный оборот. Все первичные научные факты получаются из научных опытов. Их описывают, регистрируют, делают доступными для всех специалистов, а также обеспечивают возможность проверки и воспроизведения данных. В основном все факты для ученых не более чем сырье для научных законов. Данный путь к научным законам очень долг, труден и противоречив. В результате, чтобы факты пришли к закону, они проделывают очень длительную эволюцию, т.е. подвергаются искусственному и естественному отбору. С начала все факты приходят к эмпирическому общению, затем они переходят в разряд постулатов (т.е. применение данных фактов без доказательств). Затем аксиома. Данные факты не требуют утверждения. Затем переходят стадию теоремы, т.е. предусматривают положение о необходимом доказательстве этих фактов.

Принципы - базовое положение науки.

Концепции (научные законы), т.е. такие результаты, которые подтверждены практической деятельностью.

. Наука не является единственным и исключительным способом познания действительности. Рациональное, объективное, полезное знание органично входит, а общественную практику различными достойными способами. Научными результатами являются те результаты, которые подтверждены практикой и которые можно проверить практически. Ненаучные результаты - это такие результаты, которые невозможно практические подтвердить:

) НЛО

) левитация - это изменение веса тела при определенном состоянии психики

) ясновидение

) телекинез

) тибетская медицина

Науки:

) фундаментальные

биология (ботаника, зоология, генетика)

химия (неорганическая, органическая, галоидная)

) прикладные

биология (растениеводство, животноводство, селекция или клонирование)

химия (металлургия, технологии пластмассы, производство красителей)

. Основная сущность гибридных наук заключается в объединении основных характеристик научного познания.

Биология + химия = биохимия

Биология + физика = биофизика

Физика + математика = математическая физика

Физика + астрология = астрофизика

И т.д.

Активная роль Естествознания в духовной сфере - необходимое условие достижения гармонии Человека и Природы.

Смысл науки и смысл жизни

НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 век удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку. В данный момент наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?». В то же время вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках только философии и теологии. Биологические основы возникновения подобных вопросов исследуются в психологии (cм. также суицид). Отдельно можно заметить, что в рамках психологии вопрос «Какова цель жизни человека вообще?» может быть изучен (и изучается), так как психология оперирует понятиями «цель», «человек» и «жизнь».

Эволюция науки и культуры

Человеческое общество нуждается в способах эволюции науки, передачи опыта и знания. Синхронный способ указывает на оперативное адресное общение, на возможность согласования деятельности индивидов в процессе их одновременного совместного существования и взаимодействия. Диахронный аспект - на передачу наличной суммы информации, "суммы знаний и обстоятельств" от поколения к поколению. За первым типом общения закрепилось название коммуникация, за вторым - трансляция.

Различие между коммуникацией и трансляцией весьма существенно. Основной режим коммуникации - обратная связь, т. е. коррекция программ, известных двум сторонам общения. Основной режим трансляции - передача программ, известных одной стороне общения и неизвестных другой. Оба типа общения используют язык как основную, всегда сопутствующую социальности, знаковую реальность. Знание в традиционном смысле связано с трансляцией.

Язык как знаковая реальность или система знаков служит специфическим средством хранения, передачи информации, а также средством управления человеческим поведением. Письмо (письменность) является чрезвычайно значимым способом трансляции знаний и выступает как форма фиксации выражаемого в языке содержания. Письменность позволила связать прошлое, настоящее и будущее развитие человечества, делать его надвременным. Письменность является важной характеристикой состояния общества.

Различают два типа письменности: фонологизм и иероглифику. Они сопровождают эволюцию науки разного типа. Обратной стороной письменности является чтение, которое выступает особым типом трансляционной практики. Революционную роль имело становление массового образования, а также развитие технических возможностей тиражирования книг (печатный станок И. Гутенберга в XV в.).

Процесс трансляции знаний объединяет объект-язык и субъект-язык. Оперирование с объект-языком, хранящимся в книгах, памяти компьютеров и прочих материальных формах, позволяет оперировать с информацией в "чистом виде" без примеси впечатлений интерпретатора и издержек речевых преобразований. Объект-язык понимается как часть социальной знаковой деятельности, существующей независимо от индивида и втягиваемой в сферу индивидуальной речевой деятельности. Субъект-язык есть непосредственная личностная оболочка мысли, представляющая собой своеобразную речеоперативную модель ситуации, это индивидуальный, субъективный перевод объект-языка. Он совершается в актах речи, в системе высказываний. Возникает трехчленная формула: объект-язык - речевая деятельность/письменность - субъект-язык.

Для трансляции знания важны методы формализации и интерпретации. Первые связаны с задачей контролировать всякий возможный язык. Вторые - с претензией заставить язык расширить свое смысловое поле. Трансляция научного знания предъявляет к языку требование быть нейтральным и точным отражением бытия.

Современный процесс трансляции научных знаний и освоения человеком достижений культуры распадается на три типа: личностно-именной, профессионально-именной и универсально-понятийный. По личностно-именным правилам человек приобщается к социальной деятельности через вечное имя - различитель. Например, быть матерью, отцом, сыном, дочерью, старейшиной рода, Папой Римским - эти имена заставляют индивида жестко следовать программам данных социальных ролей и транслировать накопленное в обществе знание. Человек отождествляет себя с предшествующими носителями данного имени и целиком растворяется в тех функциях и обязанностях, которые передаются ему с именем.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, социалистическая культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей".

По мере Эволюция общества растет и многообразие понятия культур. На полках книжных магазинов сегодня лежит масса учебников по "Культурологиям", отражающим все более многообразный культурный спектр жизнедеятельности социума.

В рамках новой парадигмы сознания необходимо осознать и новые подходы к проблеме культур, проблеме цивилизаций, необходимо понять, что Земля живая, что наша планета имеет планетарный мозг, который по своим возможностям намного превосходит мозг человека. Планетарный мозг содержит в себе все знания, которые вы ищете, а ваше сознание оказывает влияние на то, что Земля может вам раскрыть. Как получить доступ к знаниям? Где ключи к открытию информации, чтобы данные знания могли стать вашими? Информация хранится в остатках культур древних цивилизаций, и в генной памяти ваших клеток.

Необходимо понять, что материальные остатки древних культур разрознены, и разбросаны по все планете. Целостное представление о них может возникнуть только тогда, когда им начнут давать правильное истолкование. При этом, в процессе смены цивилизаций, все материальные остатки не естественного происхождения могли быть уничтожены при естественной смене планетарных "вибраций". А то, что подобные процессы должны иметь место не должно уже, с позиций Единого закона, ни у кого не вызывать сомнений. В Земле спрятаны остатки множеств цивилизаций. Причем некоторые из них могли быть пришельцами из нашего Будущего.

Рассматривается эволюция культуры от ее возникновения в период непосредственного единства человека с природой до нынешнего состояния экологического кризиса. Последовательно анализируются основные отрасли культуры в порядке занимания ими главенствующей позиции - от мистики, искусства, мифологии, философии, религии, науки, идеологии до экологии, которая анализируется как претендент на главенствующее положение в культуре XXI века. Монография предназначается для специалистов по философии, культурологии и экологии, а также для всех, кто интересуется проблемами культуры и взаимоотношений человека с природой.

Наука и естествознание

Рассматривая отношения между наукой и естествознанием, мы должны, прежде всего, точно определить, что подразумевается под этими двумя понятиями. Поэтому - не вдаваясь в детальные анализы и рассуждения, которые отвлекли бы нас от цели, - рассмотрим некоторые характерные черты науки и естествознания.

Наука - это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности.

Согласно Большой советской энциклопедии наука, это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт.

Формы познания окружающей действительности значительно разнятся по своим характеристикам, однако существовали всегда и везде. История показывает, что с самого начала своего существования человечество пыталось понять и осознать, как устроен и существует наш мир.

Таким образом, мы видим, что понятия науки и естествознания оказываются тесно связанными между собой. Естествознание важная часть науки, сочетающая в себе фундаментальные науки и прикладные науки в части исследования и взаимосвязи этих наук в области целостного постижения природы. Исторически естествознание выделяется из всего комплекса науки чуть раньше, чем отдельные дисциплины, в эпоху Возрождения, и руководствуется в своем развитии принципами и методами научного познания. Науку и естествознание объединяет мировоззренческая функция естествознания; она направлена на выработку естественнонаучной картины мира, исключающей возможность реакционно-идеалистических и религиозных взглядов на природу и производственно-практическая сторона, в которой естествознание проявляет себя как непосредственная производительная сила общества. Природа есть сложная система, сложный организм, где все связано со всем. По выражению современного философа К. Ясперса, «существуют отдельные науки, а не наука вообще как наука о действительном, однако каждая из них входит в мир беспредельный, но все-таки единый в калейдоскопе связей». Научный метод независимо от конкретных приемов и способов исследования в разных научных дисциплинах отражает единство всех форм знаний об окружающем мире. Разница между этими понятиями заключается в том, что наука более широкое понятие, в настоящее время рассматривающая совокупность знаний о мире, тогда как естествознание занимается исключительно знаниями о природе, выделенными в отдельную категорию еще Риккертом.

Заключение

История науки свидетельствует о том, что в своем развитии естествознание, начиная с самых первых ее шагов в древности, прошло через три стадии и вступает в четвертую

На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия Природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII-XV столетиям зачатками естественных наук.

Затем, именно с XV-XVI веков, последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией).

Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология, география) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе, т.е. начинает осуществляться необходимая заключительная интегрально-дифференциальная стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука о Природе рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания

Использованная литература

1. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. М.: Альфа-М. 2003.

. Большая Советская энциклопедия. М. Советская энциклопедия 1969 1978

. Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор, С-Пб, Академический проект, 2000.

. Седов Е.Я. Эволюция и информация. - М.: Наука,1976.

. История мировой культуры (под редакцией Драча Г.В.). Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

. Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический проект, 2003.

. Лесли Уайт. Эволюция культуры, 2004.

Интернет ресурсы: 8. #"justify">. #"justify">.http://deld.ru/filosofija_nauki,

Похожие работы на - Естествознание и культура

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!