Техника безопасности при работе за компьютером
Техника
безопасности при работе за компьютером
И снова
забота о глазах
Оновная
нагрузка при работе за компьютером приходится на глаза. Их утомляемость во
многом зависит не только от качества изображения на экране, но и от общей
освещенности помещения. Согласно гигиеническим нормам освещенность на
поверхности стола и клавиатуре должна быть не менее 300 люкс, а вертикальная
освещенность экрана - всего 100-250 люкс. Исследования физиологов и гигиенистов
убедительно доказали, что и полутьма, и слишком высокая освещенность экрана
приводят к быстрому зрительному утомлению.
Размещать
компьютер рекомендуется так, чтобы свет (естественный или искусственный) падал
сбоку, лучше слева, это избавит вас от мешающих теней и поможет снизить
освещенность экрана. В качестве источников освещения рекомендуется применять
люминесцентные лампы типа ЛБ со светильниками серии ЛПО36 с зеркализованными
решетками. Лампы накаливания лучше использовать для местного освещения зоны
рабочего документа (клавиатуры, книги, тетради). Совет домашним пользователям:
постарайтесь, чтобы люстра в вашей рабочей комнате имела закрытые снизу
светильники, так чтобы на экран монитора падал рассеянно-отраженный свет. Это избавит
вас от бликов и облегчит зрительную работу. А вот настольная лампа, наоборот,
должна иметь плотный, непросвечивающий абажур, направляющий свет прямо в зону
рабочего документа.
Чистота:
приятное с полезным
Пыль, оседающая
на экране, снижает его освещенность, ухудшает видимость изображения и
способствует накоплению статического электричества. Лучше приучить себя всякий
раз, начиная работу, еще до включения компьютера протирать экран мягкой
неворсистой тканью.
Согласно
СанПиНу в помещениях с ПЭВМ должна ежедневно проводиться влажная уборка,
поэтому мы не рекомендуем размещать компьютеры в комнатах с коврами, ковровым
покрытием и мягкой мебелью, иначе приходится выдвигать малореальное в
современных российских условиях требование ежедневной их очистки с помощью
моющего пылесоса. В противном случае вы получите тот самый пылевой
"коктейль", о котором мы говорили в предыдущей публикации.
Все хорошо в
меру
Эта русская
пословица справедлива и при работе с видеомонитором. Соблюдение меры в работе,
в гигиене и физиологии носит название режима труда и отдыха. Гигиенистами и
физиологами проведено множество экспериментов по изучению работоспособности,
выявлению причин утомления и возникновения патологических отклонений у
работающих за ПЭВМ. Результаты этих экспериментов используются при разработке
оптимальных режимов работы.
Конечно, все
люди разные - кто-то молод, здоров, энергичен, у кого-то плохое зрение или
рассеянное внимание, кто-то ослаблен хроническими заболеваниями или длительным
стрессом. Естественно, предлагаемые режимы не могут учесть все нюансы - они
предназначены для того, чтобы помочь избежать переутомления большинству
работающих. Кроме того, скептикам, которые посчитают эти режимы чересчур
щадящими, следует напомнить, что незаметное ежедневное утомление имеет коварное
свойство накапливаться и приводить к разнообразным негативным последствиям - от
ухудшения зрения и снижения настроения до учащения простуд и обострения
хронических заболеваний.
В СанПиНе
приведены несколько режимов труда и отдыха для профессиональных пользователей
ЭВМ. Выбор режима зависит от таких факторов, как длительность смены, время
суток, вид деятельности, тяжесть и напряженность труда, санитарно-гигиенические
условия на рабочем месте. Например, виды деятельности делятся на несколько групп:
считывание информации с экрана с предварительным запросом, ввод информации,
творческая работа в режиме диалога с ЭВМ, работа преподавателей в компьютерных
и дисплейных классах, работа инженеров в помещениях с ПЭВМ. В каждом случае
лучше обращаться непосредственно к документу, а еще лучше получить консультацию
у санитарного врача в центре Госсанэпиднадзора.
Обобщая
требования к режиму труда и отдыха для взрослых пользователей, следует сказать,
что наиболее трудной считается творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ - ее
продолжительность не должна превышать шести часов в день. Для преподавателей
высших и средних учебных заведений, учителей школ и гимназий длительность
работы непосредственно в классах должна быть не более четырех часов в день, а
для обслуживающих учебный процесс инженеров - не более шести часов. Для любого
взрослого пользователя продолжительность непрерывной работы с монитором не
должна превышать двух часов, после чего необходим перерыв 15-20 минут.
Во время
перерыва лучше всего последовать рекомендациям, изложенным в СанПиНе, и
выполнить специальный комплекс физических упражнений или просто подвигаться.
Эффективность перерыва будет значительно ниже, если вы проведете его, глазея на
экран компьютера, пусть даже и в приятной беседе с коллегой, и уж совсем никуда
не годится потратить перерыв на компьютерные игры.
Правила
рекомендуют для снижения утомления и уменьшения отрицательного влияния
монотонности работы чередовать операции редактирования и ввода текстов, ввода
осмысленного текста, числовых данных и т. п.
Расслабляться
тоже надо уметь
Если ваша
работа требует напряжения и высокой концентрации внимания (например, вы
выполняете срочную работу и боитесь, что не успеете сделать ее вовремя, или
управляете с помощью ПЭВМ каким-то процессом и знаете, что ваша ошибка может
привести к серьезным последствиям), во время перерывов рекомендуется
психологическая разгрузка в оборудованных для этой цели помещениях. В них
должны стоять удобные кресла, звучать специально подобранная спокойная музыка,
на стенах могут быть изображены пейзажи, оказывающие успокоительное
воздействие.
В домашних
условиях такой разгрузки можно добиться, посидев в тишине с закрытыми глазами,
послушав приятную музыку, полюбовавшись умиротворяющим пейзажем. Помогает
задушевная беседа, игра с ребенком, возня с домашним животным. А вот проверка
уроков, воспитательный монолог или семейные дебаты на хозяйственно-бытовые темы
окажут скорее отрицательное действие.
Студентам на
заметку
Для студентов,
деятельность которых значительно отличается от любой профессиональной
деятельности, оптимальное время работы с компьютером составляет на первом курсе
один час в день, на старших - два.
Допустимое
время для первого и старших курсов - два и три часа соответственно, при
условии, что работа с видеотерминалом занимает не более 50% всего времени
работы с компьютером. Обязательно делать упражнения для глаз через каждые 25
минут занятий, устраивать 15-минутные перерывы с физкультурными упражнениями
через каждые 45 минут работы. Специально для любителей ночных бдений наедине с
компьютером заметим, что гигиенисты не рекомендуют проводить занятия на ПЭВМ со
студентами после 17 часов.
Родителям о
детях
В прошлом веке
считалось, что ребенок - это просто уменьшенная копия взрослого и что он
обладает такими же, как у взрослого человека, физиологическими и биологическими
свойствами. Согласно современным данным физиологии, педиатрии, психологии это
не так.
Организм
ребенка находится в процессе непрерывного роста и развития, что делает его
более чувствительным и уязвимым к внешнему воздействию. Нормируя факторы,
воздействующие на организм ребенка, гигиенисты руководствуются не только
задачей сохранения здоровья детей, но и стремятся создать им нормальные условия
для роста и развития.
Всего в неделю
рекомендуется одно занятие с использованием ПЭВМ для учащихся 1-9-х классов и
два - для учащихся 10-11-х. Возможны также дополнительные занятия в кружках. Их
рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью для
детей 7-10 лет - один час, для детей от 11 лет - полтора часа.
Особое значение
имеет нормирование длительности непрерывных занятий непосредственно с
монитором. Для детей 5 лет она не должна превышать 7 минут, 6 лет - 10 минут,
7-10 лет - 15 минут, 11-13 лет - 20 минут, 14-15 лет - 25 минут и 16-17 лет -
30 минут. После такого занятия обязательно следует провести гимнастику для
глаз.
Учитывая, что
"счастливые часов не наблюдают", можно рекомендовать таймер или
специальную программу, отключающую игры и напоминающую: "Ваше время
истекло". Ценность этих приспособлений еще и в том, что с ними не удастся
затеять бесконечный торг по поводу нескольких дополнительных минут.
Особенно
хотелось бы подчеркнуть отрицательное влияние на здоровье детей компьютерных
игр с навязанным ритмом (т. е. ритмом, который играющие не могут установить по
своему желанию). Их длительность не должна превышать 10 минут для детей 7-10
лет и 15 минут для более старших.
Здоровье в
порядке - спасибо зарядке!
Гигиенисты
настоятельно рекомендуют для предупреждения утомления и профилактики развития
патологических состояний в перерывах между занятиями с монитором и после их
окончания проводить специальную зарядку. Существует несколько комплексов
упражнений для такой зарядки: для глаз, для улучшения мозгового кровообращения,
для снятия утомления с мышц плечевого пояса, рук, туловища и ног. В СанПиНе
приведены по три-четыре комплекса упражнений каждого типа. Но если упражнения
для мышц плечевого пояса, рук, туловища и ног всем нам немного знакомы еще по
урокам физкультуры в школе, то упражнения для глаз и улучшения мозгового
кровообращения практически никому неизвестны. Поэтому мы приводим по одному
комплексу упражнений каждого из этих двух типов (см. "Комплекс упражнений
для глаз" и "Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения").
Поскольку все упражнения направлены на повышение насыщенности кислородом крови
и тканей, следует проводить гимнастику в проветренном помещении или при
открытых форточках.
Правый и
левый - такие разные
Детская
тестовая лаборатория журнала "Мир ПК" провела мини-исследование
утомляемости зрительной системы детей при трех разных видах нагрузки:
измерялась степень утомления после работы на компьютере в течение 10-12 минут,
в течение 13-18 минут и после пяти уроков в школе.
У каждого
тестируемого измерялась критическая частота слияния мельканий (КЧСМ)
непосредственно перед нагрузкой и сразу после нее (подробнее о КЧСМ см. в
статье "Эти глаза напротив... монитора"). В качестве численной оценки
зрительного утомления ребенка использовалась величина снижения КЧСМ за время
работы.
В эксперименте
участвовали 150 детей 7-8 лет, многие тестировались по нескольку раз.
Использовались мониторы Samsung SyncMaster 15Gle, снабженные защитными экранами
(противобликовыми и ослабляющими электромагнитное и электростатическое поля).
Результаты
эксперимента представлены в таблице. Под значительным утомлением здесь
понимается снижение КЧСМ на 4 и более Гц (у некоторых детей этот показатель
составил 10-11 Гц), незначительное утомление - это изменение КЧСМ в пределах 1
Гц (т.е. в пределах точности измерений).
Строки
расположены в порядке "ухудшения" результатов.
Сравнительные
показатели зрительного утомления детей 7-8 лет
(лев. -
показатели для левого глаза, прав. - для правого).
Нагрузка
Похожие работы на - Техника безопасности при работе за компьютером
|