Денежно-кредитная политика Украины в свете теорий денег
Творческая работа
На тему:
«Денежно-кредитная политика Украины в свете теорий денег»
Донецк - 2009
Введение
Денежно-кредитная политика - проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов.
Для успешного решения заданий финансовой и экономической стабилизации необходимо осуществить взвешенного денежно - кредитного регулирования. Через него государство влияет на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь, - на потребительский и инвестиционный спрос. К сожалению, сегодня денежно - кредитная сфера не в состоянии удовлетворительно исполнять свою главную функцию - обеспечение эффективного размещения ресурсов, стабильной национальной денежной единицы и стабильных цен.
При определении объективной необходимости денежно-кредитной политики в условиях трансформации экономики в особенности важным есть понимание ее сущности, целей, механизма и инструментов реализации. Совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита, получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель - регулирование хозяйственной конъюнктуры путём воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить перегрев конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платёжных средств и т.д.
Денежно-кредитная политика является оперативным и гибким дополнением бюджетной политики. Мировая практика свидетельствует о том, что с ее помощью государство влияет на денежную массу и процентные ставки, а они, соответственно, - на потребительский и инвестиционный спрос.
Инерционность экономики и денежно-кредитной сферы делают недопустимым применение резких коррекций динамики денежных агрегатов. Эффект от «шоковых» мер монетарной политики может быть временным, а со временем возможна противоположная реакция с полной дестабилизацией денежного обращения. Это означает, что стабилизационные меры должны опираться на точные экономические прогнозы. Выбор направлений денежно-кредитной политики, ее целей и механизмов должен учитывать и внешнеэкономические факторы функционирования экономики, степень интеграции страны в международные экономические отношения, в том числе и валютные.
Задачей денежно-кредитной политики в Украине является обеспечение финансовой стабильности, постепенное снижение инфляции, вывод экономики из состояния кризиса.
Субъектом денежно-кредитной политики является государство в лице Национального банка Украины и соответствующих правительственных структур - министерства финансов, сокровищницы, органов надзора за деятельностью банков и контроля за денежным обращением.
В Украине денежно-кредитное регулирование проводит Национальный банк Украины, который выполняет функции общегосударственной резервной системы.
Инструменты прямого воздействия дают эффект, когда их используют в комплексе с мерами опосредованного воздействия.
Система опосредованного регулирования денежного оборота является элементом экономических методов государственного регулирования экономики.
Важным инструментом денежно-кредитной политики является регулирование ставок рефинансирования. Ставка рефинансирования - это выраженная в процентах плата за кредиты, которые даются коммерческим банкам, которая устанавливается Национальным банком Украины с целью воздействия на денежный оборот и кредитование. Когда коммерческий банк берет в Национальном банке Украины ссуду, он выплачивает на себя долговое обязательство, которое гарантируется государственными центральными банками, которые находятся в его распоряжении.
Согласно монетарной концепции государственное регулирование экономики (увеличение или снижение темпов экономического роста) через посредство денежно-кредитных инструментов сводится в конечном счете к регулированию совокупного спроса и совокупного предложения.
1. Становление и развитие денежно-кредитной системы Украины
Денежно-кредитная система Украины прошла сложный противоречивый путь, который условно можно разделить на несколько этапов. Первый из них - становление этой системы (1991-1993 гг.) - характеризовался собственной концепцией развития. Особенность данного этапа в том, что, с одной стороны, было формально объявлено про рыночную идеологию, в большинстве секторов экономики произошла либерализация цен, был ослаблен контроль по оплате труда (что, свою очередь, способствовало переливанию финансовых средств из государственного в приватный), а с другой - правительственные структуры тормозили трансформационные процессы (приватизацию и реструктуризацию государственных предприятий) (впоследствии чего сохранился монопольный государственный сектор с льготным кредитованием отраслей и производств).
В основу практичной макроэкономической политики в 1992-1993 гг. было положено в принцип полный отказ от использования монетарных инструментов в регулировании экономики. При осуществлении денежно - кредитной политики Национальный банк Украины использовал командно - административные методы. в вообще - централизованное распределение кредитных ресурсов, льготное кредитование, установление кредитных ограничений и т.д. До 1994 года в Украине вообще не действовали такие инструменты рефинансирования, как кредитные аукционы. Политика рефинансирования банков проводилась только через единый механизм - прямые кредиты, которые направлялись через бывшие банки в основном в государственный сектор экономики.
Путем рефинансирования АБ «Украина» и «Проминвестбанка» НБУ направил в этот сектор значительную сумму кредитных ресурсов по заниженным процентным ставками и без оформления необходимых гарантий по поводу возврата этих средств (основная их часть была использована для кредитования нерентабельных проектов правительства).
Непоследовательность и противоречивость денежно - кредитной политики осуществили не возрождение командно - распределительной экономики, а потерю государством реальных инструментов осуществления какой-либо экономической политики, что, в свою очередь, сопровождалось бесконтрольным ростом денежной массы, гиперинфляцией и катастрофичной девальвацией национальной денежной единицы.
Так, с января 1992 НБУ поддерживал дисконтную ставку на уровне 30 процентов годовых, тогда как инфляция возрастала и составила за год 2100 процентов. Это сделало банковские кредиты настолько дешевыми и прибыльными для хозяйствующих субъектов, что они могли какие-либо затраты компенсировать банковскими займами.
Экономическая и денежно-кредитная политика 1993 года не отличалась принципиально от политики 1992 года. Продолжались попытки восстановить экономическую стабильность на основе реанимации государственного сектора за счет эмиссионного дохода, а также бюджетно - дотационной, налогово - льготной и кредитной поддержки.
Государственный бюджет Украины на 1993 год было утверждено с дефицитом в 7,7 процентов ВВП, Единственным источником покрытия которого был кредит НБУ. Прямое кредитование Национальным банком Украины бюджетного дефицита неуклонно возрастало и на конец года достигло 99 процентов всей кредитной эмиссии, что создало финансовую и правовую основы для «заморозки» трансформационных процессов в тех секторах экономики, где они начались. Межбанковские кредитные ресурсы в основном сосредотачивались в бывших государственных банках. С апреля 1993 основным покупателем межбанковских кредитов становится АБ «Украина». При этом большинство полученных ими кредитов относится к кредитам НБУ. Тем самым происходило перекачивание кредитных ресурсов через банк «Украина», который должен давать кредиты колхозам на посевные работы и на другие потребности, чтобы подержать нерентабельных сельскохозяйственных производителей путем льготного кредитования.
В 1994 НБУ начал внедрять монетарную политику - это стало началом второго этапа в становлении денежно - кредитной системы Украины. С марта 1994 года норма обязательных резервов уменьшается до 15 процентов, на что рынок межбанковских кредитов отреагировал негативно - падением своих объемов. Для поддержки агропромышленного комплекса НБУ предложил коммерческим банкам дать сельскохозяйственным производителям льготные кредиты.
Для тех банков, которые самостоятельно направили свои ресурсы на кредитование АПК под 30 процентов годовых, было установлено 10 процентную норму обязательного резервирования, тогда как дисконтная ставка составляла 225,9 процентов. Выход на дополнительную дисконтную ставку стал первым успехом антиинфляционной политики НБУ, что в свою очередь, составило основу для создания банковских депозитов, в результате чего за год банковские вклады увеличились с 30 миллионов до 214 млн. грн., т.е. в 7 раз.
В 1995 году произошло перераспределение кредитных ресурсов в бок реальной экономики. За год кредитные вложения коммерческих банков в народное хозяйство возросли с 1202 млн. до 3029 млн. грн., т.е. в 2,5 раза. Национальный Банк Украины отказался от практики централизованного распределения кредитных ресурсов на льготных условиях, про что свидетельствует полная замена прямых кредитов как механизма рефинансирования на кредитные аукционы, где кредитные ресурсы разделяются на рыночных условиях. За год объем кредитов, выданных НБУ правительству, возрос в 2,2 раза.
Ситуацией, сложившейся на 15 марта, объем средств на корреспондентских счетах коммерческих банках составил 2629 млн. грн., что значительно превышает показатель конца 1999 года (2055 млн. грн.). При этом объем денежной массы также значительно увеличился (таблица 1).
Жестокая денежно-кредитная политика 1994-1995 годов была необходимой для преодоления гиперинфляции и достигла своей цели. Тем временем проявляются также негативные последствия, связанные с продолжением такой политики. В первую очередь, это кризис платежей. возрастания задолженности субъектов хозяйствования, увеличение внешнего долга, сокращение объемов производства.
В структуре кредиторской задолженности долг между предприятиями Украины составила 85,7 процентов (или 196,4 млрд. грн.), а между субъектами хозяйственной деятельности Украины и республик бывшего СССР - 6,2 процента (или 14,2 млрд. грн.).
Нельзя добиться успехов в развитии экономической системы и решить главные задания в денежно - кредитной сфере, постоянно сокращая реальный объем ВВП и увеличивая задолженность по выплате заработной платы и пенсий.
Когда в 1995 году наметилась тенденция к снижению процентных ставок межбанковских кредитов и депозитов, дисконтной ставки НБУ и темпов инфляции, правительство Украины приняло решение о выпуске государственных ценных бумаг - ОВГЗ. Этим было основано функционирование фондового рынка в нашей стране.
На протяжении 1995 года было размещено три выпуска государственных ценных бумаг. С 1996 года эти облигации становятся одним из главных источников покрытия государственного бюджета. Дефицит бюджета - это дополнительный налог, который может быть покрытый или через инфляцию, или через введение дополнительных налогов. Кроме этого, он может быть покрыт за счет разных форм займов. В данном случае такие займы являются оправданными лишь только тогда, когда они способствуют увеличению будущих расходов или сокращению будущих бюджетных затрат, т.е. имеют дополнительный уровень прибыльности, что позволяет государству в будущем погасить основную сумму долга и оплатить проценты по нему. К таким затратам принадлежат инвестиции, и поэтому прирост государственной задолженности не должен превышать сумму государственных инвестиций.
Всего в 1996 году были выпущены облигации номинальной стоимостью 3062,9 млн. грн., из которых 1571 млн. пошли на покрытие дефицита государственного бюджета. Доходность облигаций внутренних государственных займов в национальной валюте фактически сходился с доходностью в долларовом эквиваленте. Это было привлекательным не только для украинских субъектов рынка, но и для нерезидентов. В результате Министерство финансов Украины и НБУ продали нерезидентам облигации внутренних государственных займов на общую суму около 400 млн. грн.
Уже в 1997 году ситуация существенно изменилась. К середине года доходность ОВГЗ значительность снизилась. НБУ и Министерство финансов Украины приняли меры к ограничению размещения на первоначальных аукционах. и особенно - их продажу нерезидентам. которые имели на руках приблизительно 50% общего объема их продаж. Сдерживание нерезидентов от дальнейшего средств в ОВГЗ обусловило повышенный спрос на иноземную валюту и сокращение валютных резервов НБУ, угрожая резким снижением курса гривны. Выходом из ситуации, которая сложилась, стало новое размещение ОВГЗ. В конце 1997 количество аукционов составило 591 (против 28 и 285. соответственно, в 1995 и 1996 годах.).
На начало 1998 года рынок государственных облигаций характеризовался огромными долгами по выплате и практически полным отсутствием спроса. В 1 м полугодии часть НБУ на первоначальных аукционах по размещению ОВГЗ достигла 63% (против 28% за тот самый период 1997 года.). Нерезиденты, дождавшись погашения облигаций, выходили из украинского рынка, конвертируя гривну в валюту. В конце 1998 года рынок ОВГЗ достиг окончательной стадии стагнации, поскольку единственным покупателем государственных облигаций остался НБУ, для которого их доходность не играла никакой роли. Государство не способно было погашать кредиты с процентами, именно на что были приняты меры, касающиеся конверсии ОВГД.
Все ОВГЗ со сроком погашения до 27 августа 1999 года, которые принадлежали банкам - резидентам, были аннулированы и заменены на долгосрочные конверсионные облигации, которые будут погашены в 2001-2004 году гг. (с доходностью в 1999 г. на уровне 40%, а в последующие годы - за средневзвешенной ценой аукциона). При этом нерезидентам было предложено конверсировать ОВГЗ в, с гарантированной валютной доходностью на уровне 20%.
С 1 января 1999 года долг высшего органа исполнительной власти Украины перед НБУ достиг 7, 5 млрд. грн. Одну часть этой суммы (3,4 млрд. грн.) составили просроченные эмиссионные кредиты Министерства финансов Украины. а вторую (4 млрд. грн.) - задолженность по просроченным кредитам. полученных в иностранной валюте для финансирования дефицита государственного бюджета.
Две разновидности долга принадлежат к категории явно безнадежным, но списываться прямо на убытки не могут. Такое списание причинило бы техническое банкротство главного банка Украины.
Главная задача НБУ основывается но том, чтобы покорно осуществлять инфляционную денежно - кредитную политику правительства: он должен самостоятельно проводить регуляцию денег с целью обеспечения стабильной национальной денежной единицы.
Практический опыт реализации жестокой денежно-кредитной политики показал, что Украина не решила главных экономические задания - не остановила падение производства и не преодолела финансовый кризис. стало очевидным. что именно только достижение денежной стабилизации не привело к экономической стабилизации экономики в целом. стабильность денег содействует увеличению объемов ВВП только при долгосрочной перспективе - через расширение платежеспособного спроса. увеличение сбережений. повышение инвестиционной активности.
В условиях же стабилизации на коротких промежутках времени - после жестоких инфляционных колебаний или при трансформировании экономической системы - происходит сокращение объемов производства и понижения занятости населения.
Таким образом, денежно - кредитная политика. связанная с крайними направлениями (неограниченной экспансии или жестокой рестрикции), не даст позитивного результата и может быть эффективной только в экстремальных условиях или на короткий промежуток времени.
год можно считать началом третьего этапа в развитии денежно - кредитной системы Украины, который призван преодолеть крайние подходы. Данный этап должен взвешенной денежно-кредитной политикой, что и происходит непосредственно теперь. Например, в 1999-2000 гг. дисконтная ставка в несколько раз превышала уровень инфляции, что, природно, было тормозом в кредитовании экономики. Уже на протяжении 1 квартала 200 года дисконтная ставка НБУ снижалась вдвое и с 24 марта упала до 32% годовых. Этим временем инфляция за январь и февраль достигла всего 8,1%. При таком уровне инфляции дисконтную ставку можно снизить до 15-20%.
Учитывая сказанное, можно сформулировать основные направления деятельности государства в сфере финансово - банковской системы. эта сбалансированная политика в сфере кредитования приоритетных отраслей экономики; отказ НБУ от кредитования правительства путем своего участия в аукционах первоначальной эмиссии ОВГЗ, а также систем общественного участия в капитале банков и нефинансовых организаций.
2. Современные тенденции в денежно-кредитной политике
Главными особенностями техники денежно-кредитного peгулирования, которое осуществляется в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями, являются изменение официальной учетной ставки Национального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита, Принципиальное отличие техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, от изменения которых изменяется направление, денежно-кредитной политики. Вытого или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и ее отдельные агрегаты.
Следует также особо подчеркнуть, что государственные органы стран рыночной экономики в последнее время все чаще используют «политику развития конкуренции» в банковской сфере, т.е. стимулируют конкуренцию, расчищают для нее место, включая и меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этой политики находятся и предпринимаемые в последние годы действия по либерализации внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностранных банков к местным рынкам рассматривается как необходимый фактор повышения эффективности последних.
3. Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины
Оценивая сегодняшнее состояние экономики Украины надо указать, что одной из главных предпосылок создания социально-рыночной экономики есть ее структурная перестройка. Структурная перестройка, охватывая основы экономики, оказывает непосредственное влияние на стабилизацию производства, сбалансированность рынка, другие наиболее весомые макроэкономические показатели, дает возможность национальному производителю войти в процесс международного разделения труда, создать адекватную социальную базу.
Становление рынка базируется на частной форме собственности, на возрастании экономической обособленности товаропроизводителя, его самостоятельности. В одно время это реально предопределяет прекращение его планового финансирования, материально-технического снабжения, гарантированной закупки изготовленной продукции. Понятно, что в такой ситуации основная часть производителей оказалась на пороге банкротства. Своей очередью такая ситуация в экономике породила проблему взаимных неплатежей и обнищания производственных потребителей и население, и как следствие, разбалансированность розничного рынка, его насыщение низкокачественными иностранными товарами, падение реальных доходов населения, снижение позиций национальной валюты и снижение темнел внутреннего производства.
Структурные пропорции, которые сложилось в экономике на сегодня, не отвечают возможности создания в Украине экономически независимой, самостоятельного государства, не оказывают содействие повышению конкурентоспособности собственного производителя и вхождению к мировому рынку как равноправного партнера. Ресурсоемкие и преимущественно затратного характера производства, рассчитанный на дешевые ресурсы бывшего СССР, не дает возможности быть конкурентными украинским товарам на мировом рынке.
Сегодня Украина оказалась без таких важных ресурсов, как нефть, каучук, целлюлоза, апатит. На 80 процентов ее экономика зависит от импорта естественного газа. цветных металлов, автомобилей, станков и инструментов, химических волокон. Собственное производство лишь на половину удовлетворяет потребности в химическом оснащении, электротехнических и кабельных изделиях, лесоматериалах, продукции текстильной и медицинской промышленности. При этом постоянно возрастает задолженность Украины за снабжение этих ресурсов. Так на начало 1998 р. задолженность перед Россией превысила 2 млрд. долларов США, а перед Туркменистаном составила 563 млн. долларов США.
Значительным фактором необходимости структурной перестройки, возрастание государственного долга Украины, на конец 1998 г. по данным Министерства финансов он составил 50.5 млрд грн., увеличился дефицит платежного и торгового баланса. Постоянный дефицит Государственного бюджета, возрастание внутренней и внешней задолженности государства, все эти факторы свидетельствуют о том, что сегодня государство не имеет собственных ресурсов для подъема экономики.
Следует признать, что реальная ситуация в экономике Украины не разрешает одновременно поддерживать жизнедеятельность всех областей и производств, на необходимом уровне финансировать социальную сферу. Распыление финансовых ресурсов, как правило, приводит к их неэффективного и не целевому использованию и не дает желательных результатов. Необходимо выделить приоритеты развития экономики, вложение средств в которые дало бы возможность в сжатые сроки выйти на мировой рынок, преодолеть тенденцию падения объемов производства и занятость. Выделение приоритетов в экономическом развитии разрешает повысить эффективность финансирования, создает условий для дальнейшего рефинансирования средства и перехода к самофинансированию.
Важным фактором, который определяет структурную перестройку экономики в Украине является денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика разрешает аккумулировать свободные средства государства, предприятий, население и использовать наиболее рационально и эффективно. Это прежде всего, предопределяется тем, что продукция предприятий не может конкурировать с аналогичными товарами импортного производства. Основные причины две: 1) устаревшая технология производства, а также, высокие дополнительные затраты, связанные с сохранением, транспортированием, процессом реализации, делают отечественную продукцию намного более дорогой, чем импортную; 2) низкий уровень жизни граждан Украины, стойкая тенденция к снижению доходов на душу населения приводит к падению покупательной способности. В основному население покупает низкокачественные, но дешевые импорте товары, в то время как отечественная продукция не имеет сбыта. Поэтому основной задачей денежно-кредитной политики государства есть создание условий для прорыва отечественного производителя на национальный и международный товарные рынки. Такими условиями в ситуации что сложилась в экономике, могут быть:
определение приоритетов в структурной перестройке экономики;
льготное кредитование приоритетных областей и предприятий. Установление государственного контроля за обязательностью предоставления кредитов коммерческими банками определенным государством предприятиям на льготных условиях;
создание более гибкой системы налогообложения, которая бы разрешала стимулировать использования части прибыли на развитие производства;
создание соответствующей законодательной базы, которая дает возможность одновременно реализовывать интересы предпринимателя и государства в целом.
Приоритетными направлениями структурной перестройки экономики, прежде всего должны быть:
усиление социальной ориентации экономики и решение на этой основе комплекса задач, направленных на возрастание уровня и качества жизни большинства население, которое в свою очередь расширит внутренний рынок и создаст стимулы для национального производителя;
стимулирование развития наименее ресурсоемких производств, а также таких, которые ориентированы на внутренние ресурсы Украины, которые дадут возможность разрабатывать и использовать свои ресурсы;
опыт, нагроможденный в сфере наукоемких технологий воинского производства, а также всего научно-технического потенциала страны, который даст возможность увеличить объемы экспорта, определить и закрепить свою специализацию на мировом рынке;
развитие агропромышленного комплекса, эффективное использование лучших земельных угодий, повышение эффективности перерабатывающей промышленности, расширение ассортимента и качества продукции, ее выход не только на внутренний, но и на внешний рынок;
внутреннее сбалансирование рынка, который объективно определяет переориентацию производства средств производства, областей машиностроения, металлургической, химической промышленности на создание национальной межотраслевой кооперации, ее выход с конечной продукцией на международный рынок, который даст возможность вырабатывать в Украине не только сырье, производство которого, как правило, экологически опасное, но и получать необходимые средства для охраны окружающей среды, воссоздавать естественные ресурсы, создавать безотходное производство.
Рассматривая процесс финансирования структурной перестройки через государственный бюджет, необходимо указать, что существует несколько подходов к решению этой проблемы. Один из них базируется на прежде принятых принципах финансирование областей народного хозяйства, то есть, процесс финансирования на следующий год базировался на показателях предшествующего года. И только отдельные области могли получить больше финансовых ресурсов, которые, как правило, происходило в случае строительства или ввода в эксплуатацию новых объектов.
Сегодня, принимая государственный бюджет, можно указать, что каждое Министерство «отвоевывает» финансовые ресурсы для себя. Мы видим, что, с одной стороны, такой принцип финансирования через государственный бюджет невозможный в силу дефицита самого бюджета. С другой стороны, уменьшение финансирования отдельных областей неминуемое приведет к социально-экономическим противоречиям: невыплаты заработной платы, уменьшение количества работающих, закрытие некоторых предприятий.
На первый взгляд такой подход еще большее заострит социально-экономические противоречия в обществе, приведет к еще большей дифференциации в прибылях разных слоев населения соответственно их отраслевому назначению. Но необходимо указать, что такая дифференциация на сегодняшний день уже достигла грандиозных масштабов. 90 процентов населения, согласно социологическим исследованиям, живое ниже прожиточного минимума. Поэтому проблема состоит не в том, как финансовые ресурсы распределяются через государственный бюджет, а в том насколько эффективно они используются. Эффективность использования финансовых ресурсов е одной из главных проблем становления рыночного механизма в Украине.
Эта проблема имеет как объективную так и субъективную сторону, причем они тесно взаимосвязаны. Объективная сторона данного процесса базируется на необходимости перехода к рыночным формам хозяйствования через становление частных форм собственности. Становление частных форм собственности неминуемо приводит к изменениям в структуре производства, в формах его организации, распределения прибыли, финансировании развития. Вместе с тем изменение формы собственности задевает экономические интересы участников производственного цикла. Субъективная сторона определяется правовым обеспечением данного процесса, его соответствием реальному механизму воплощение на практике. Но здесь необходимо указать, что процесс приватизации в Украине прошел в интересах той группы, которая его осуществляла, прежде всего бывшего партийно-административного аппарата, который и сегодня управляет этим процессом, закрепив свои привилегии даже в законе о приватизации.
Поэтому ссылка на нецелесообразность определения приоритетов государственного финансирования можно считать необоснованной. Такие приоритеты уже существуют, они определены в зависимости от степени их контроля со стороны отдельных административно-финансовых групп. Исходя из той экономической ситуации, которая сложилась на сегодня в Украине, главным есть не перераспределение уже сформированной собственности, а создание законодательной базы, которое бы дало возможность предпринимателям получать прибыль, государству иметь равновеликие поступления в бюджет и через бюджет решать социально-экономические проблемы всего общества.
Важным рычагом реструктуризации экономики есть использование ресурсов коммерческих банков. Но на сегодняшний день этот источник не может использоваться, в связи с тем, что с одной стороны, не существует соответствующей правовой базы, а с другой стороны нестабильность экономической ситуации в стране не создает условий для заинтересованности коммерческих банков в вложении средств в структурную перестройку.
Существует ряд ограничений в законодательных документах Украины, которые не разрешают коммерческим банкам иметь любую частицу уставного фонда предприятия, которое разрешило бы им быть заинтересованными в функционировании данного предприятия и вкладывать средства в его развитие. Снятие такого ограничения дало бы возможность, в особенности банкам, которые имеют отраслевое направление кредитование выделить наиболее приоритетные направления, наиболее конкурентоспособные предприятия и осуществить долгосрочное инвестирование. Двусторонняя заинтересованность предопределяется общей формой собственности, которая своей очередью, уменьшает и кредитный риск.
В условиях нестабильности ситуации на финансовом рынке государство должно создать условия для коммерческих банков для уменьшения риска при долгосрочном кредитовании. Банк должен быть уверен в получении стабильной прибыли, что бы отвечал ее расчетам. Мы видим, что учетная ставка Национального банка все время изменяется. Так с осени 1997 г. она выросшая от 13 до 82% на конец 1998 г., а потом снизилась до 60% в секущие 1999 г. При условии такой нестабильности учетной ставки о долгосрочном кредитовании - кредитование под структурную перестройку - не может быть и речи.
Одним с путей заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных кредитов может быть льготное налогообложение определенных направлений кредитования. То есть, банк может частично или полностью освобождаться от уплаты налогов за финансирование средств на производственное строительство, преимущественно на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, создание социально-бытовых объектов, инновационных программ, программ занятости и других. Важным инструментом в данном механизме есть создание Украинского банка развития и реконструкции, что бы координировал такую деятельность, проводил систематизацию и анализ инвестиционных проектов и давал рекомендации коммерческим банкам, а будучи государственной структурой, выступал бы гарантом для коммерческих банков.
Значительную роль в процессе долгосрочного кредитования современной рыночной экономики может сыграть парабанковская система. Финансово-кредитные институты этой системы имеют значительные денежные ресурсы, которые могут использоваться на долгосрочный период, о чем свидетельствует опыт стран рыночной экономики. В Украине функционирует значительное количество пенсионных, профсоюзных, страховых и других фондов, ресурсы которых могли бы использоваться как источник инвестирования структурной перестройки. Для этого необходимо обеспечить правовую основу данного направления их деятельности, а также создать механизмы и институты функционирования данного процесса. Важную роль в этом процессе может сыграть Украинский инвестиционный банк. Имея научно-информационную базу, он может систематизировать инвестиционные проекты, провести их анализ и наиболее эффективно использовать средств фондов.
Важным фактором, который определяет приоритеты структурной перестройки Украины являются прямые иностранные инвестиции. Динамика объемов зарубежных инвестиций в отдельные области экономики дает возможность более точно определить конкурентоспособность отдельных наших предприятий и областей, соответствие их продукции конъюнктуре мирового рынка. Прямые иностранные инвестиции дают возможность определить приоритетность развития предприятий за счет государственного финансирования, возможность получения будущих поступлений в государственный бюджет из этих предприятий. Определение структуры государственного финансирования, ее приоритетных направлений в условиях дефицита государственных финансовых ресурсов требует принятие и реализации экономико-правового механизма, который бы обеспечил наиболее эффективное использование привлеченных средств в интересах инвесторов и государства в целом. Приоритетность поступления иностранных инвестиций в отдельные области экономики разрешает определить основные ориентиры структурной перестройки экономики Украины.
Особая роль в этом процессе принадлежит денежно-кредитной политике НБУ, которая должна с одной стороны, оказывать содействие привлечению иностранных инвестиций, а из другого, осуществлять государственный контроль за их целевым и эффективным использованием. Рассматривая структуру прямых иностранных инвестиций в экономику Украины по отдельным областям мы можем определить, что иностранных инвесторов наиболее интересуют те области экономики, которые дают возможность получить быструю прибыль (внутренняя торговля, пищевая промышленность, сфера обслуживания), а также предприятия машиностроения и металлообработки, которые сохранило значительный научно-технический и трудовой потенциал (многие из них входили в военно-промышленный комплекс) и продукция которых конкурентоспособная и ценится на мировом рынке. Значительный интерес представляют также предприятия связи, транспорта, финансовый сектор, без которых невозможное функционирование современного рыночного механизма и эффективное использование привлеченного капитала.
Определение приоритетных направлений иностранного инвестирования разрешает государственным структурам с помощью экономико-правовых факторов проводить соответствующую политику их регулирования, а также дает возможность наиболее рационально использовать государственные финансовые ресурсы. То есть, с помощью фискальной и денежно-кредитной политики государство должно регулировать объемы инвестиционных поступлений, осуществлять перераспределение доходов с необходимым учетом интересов социально-экономического развития страны.
Цель государственного регулирования структурной перестройки - это не только рыночные преобразования, а и налоговая политика, которая может сопровождать эти преобразования. Одним из основных инструментов государственного регулирования есть налоговая политика. Именно она определяет приоритеты развития отдельных социальных групп, областей, форм хозяйствования. Налоги являются наиболее эффективным и действенным инструментом государственного регулирования экономики. Налогообложение определяет прямая взаимосвязь между государством и субъектами хозяйственной деятельности, выступает системой рычагов, которые регулируют сбалансированность экономического возрастания, эффективное использование ресурсов, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности.
В мировой практике государственного регулирования экономики налоги используются параллельно с такими инструментами, как бюджетное финансирование, механизм денежно-кредитной политики центрального банка, инвестиционная политика государства, которые составляют единый механизм определения приоритетных направлений и структурного развития экономики.
денежный кредитный фискальный политика
4. Основные тенденции денежно-кредитного рынка Украины за 2008 год
В условиях сложной макроэкономической ситуации и влияния мирового финансового кризиса денежно-кредитная политика в 2008 г. была направлена на выполнение основной функции Национального банка Украины - обеспечение стабильности национальной денежной единицы.
С начала 2008 г. Национальный банк Украины в контексте осуществления антиинфляционных мероприятий продолжал проводить процентную политику, направленную на повышение стоимости национальной валюты и принимал меры относительно стимулирования положительных сдвигов в структуре активно-пассивных операций банков.
По состоянию на начало октября банковская система имела довольно значительный запас ликвидности - объемы ликвидных средств банков вдвое превышали их нужды, связанные с текущей деятельностью.
Однако с начала октября (на фоне развертывания внешнего финансового кризиса) на финансовом рынке Украины начали наблюдаться признаки напряжения, которое было следствием отрицательного информационного фона и искусственно спровоцированного недоверия вкладчиков, которые массово начали снимать средства со своих счетов.
В период обострения напряжения на финансовом рынке в октябре-ноябре Национальный банк Украины направлял свои усилия прежде всего на обеспечение своевременности проведения банками расчетов, уменьшение оттока средств из банковской системы и сбалансирование ситуации на валютном сегменте рынка.
В этом контексте Национальный банк Украины расширил возможности банков по поддержке ими своей ликвидности через механизмы рефинансирования, смягчил требования к формированию банками обязательных резервов, ограничил осуществление определенных активных операций банков в иностранной валюте, привел в порядок правила осуществления валютных операций.
Мероприятия, которых проводил Национальный банк Украины для стабилизации ситуации, оказывали содействие снижению напряжения на денежно-кредитном рынке, что отобразилось в постепенном замедлении оттока депозитов из банковской системы, в том числе средств населения, увеличении ликвидности банковской системы, стабилизации ситуации на межбанковском кредитном рынке.
Начиная с конца ноября, Национальный банк Украины начал вводить второй этап стабилизационных мероприятий, главной целью которого было уменьшение спекулятивного спроса на иностранную валюту, а также закрепление положительных тенденций к стабилизации ситуации в банковской системе. Этот этап стабилизационных мероприятий, в частности, предусматривает:
ограничение объемов поддержки ликвидности банков - регулирование ликвидности банковской системы сейчас осуществляется с использованием стандартных процедур, которые использовались до усиления напряжения на рынке в октябре;
корректирование требований по формированию банками обязательных резервов в направлении усиления привлекательности осуществления активно-пассивных операций в национальной валюте - на сегодня норматив обязательного резервирования по средствам в национальной валюте снижен до нуля;
проведение мероприятий по повышению стоимости национальной валюты (в т.ч. через повышение ставок по активно-пассивным операциям Национального банка) с целью создания дополнительных стимулов для возвращения средств в банковскую систему. В частности, с 19 ноября ставки по кредитам овернайт повышены до уровня 22% (под обеспечение) и 25% (без обеспечения), а средневзвешенная ставка по мобилизационным операциям в декабре увеличилась до 16,8% годовых (в ноябре - 6.0% годовых).
В декабре для поддержания ликвидности банков Национальный банк Украины предоставил кредитов рефинансирования на общую сумму около 30,7 млрд. грн. (в т.ч. кредитов овернайт - 6,1 млрд. грн.), и 45,5 млрд. грн. (из которых 24,3 млрд. грн. - кредиты овернайт) в ноябре. Всего с начала года было предоставлено кредитов рефинансирования на общую сумму 169,5 млрд. грн. (91,8 млрд. грн. - кредиты овернайт).
Кроме того, Национальный банк Украины с целью улучшения механизма перераспределения между банками временно свободных средств не прекращал проведения мобилизационных операций. Общий объем таких операций в декабре составлял 3,4 млрд. грн., а с начала года - 57,2 млрд. грн.
Расширяя возможности по поддержке ликвидности банков, Национальный банк Украины не снижал процентные ставки по своим операциям, сохраняя антиинфляционную направленность своей политики. Средневзвешенная процентная ставка по операциям по поддержке ликвидности в 2008 г. составляла 15,3% (в 2007 году - 10,1%).
Благодаря сдержанному подходу к проведению операций по рефинансированию, объем коррсчетов банков в декабре незначительно снизился на 3,3% - до 18,6 млрд. грн. (с начала года - на 2,2%).
Тем не менее, сезонный рост спроса на денежную наличность в последний месяц года (рост денежной наличности вне банков составлял в декабре 9,5%, с начала года - 39,3%) привел к ускоренному росту монетарной базы. Монетарная база в декабре выросла на 8% (31,5% за 2008 г.) - до 186,7 млрд. грн.
Определенным образом на динамику денежного предложения влияла политика Правительства по управлению бюджетными средствами. Средства Правительства в национальной валюте на счетах в Национальном банке Украины после увеличения в течение первых 11 месяцев 2008 г. почти в 3,9 раза - до 17,0 млрд. грн. в декабре уменьшились на 54,6% - до 7,7 млрд. грн. Это было весомым фактором ускорения роста монетарных агрегатов на протяжении последнего месяца года.
Следует отметить, что Национальный банк Украины (по итогам декабря) обеспечил соблюдение количественного критерия эффективности за монетарной базой (190 млрд. грн.), предусмотренного Меморандумом об экономической и финансовой политике в рамках общей с Международным валютным фондом программы «Стенд-бай».
В то же время рост денежной массы в декабре был сдержанным и составлял 6,4% (с начала года - 29,9%) - до 514,7 млрд. грн.
Депозиты физических лиц в течение декабря выросли на 4,3% - до 215,6 млрд. грн. (с начала года - на 31,1%). Депозиты юридических лиц выросли на 7,6% - до 142,3 млрд. грн. (с начала года - на 23%). Общий объем депозитов в декабре увеличился на 5,6% (с начала года - на 27,7%) - до 357,8 млрд. грн.
Объем кредитных вложений в декабре увеличился на 9,3% (с начала года - на 71,9%) - до 733,9 млрд. грн. Объем кредитов юридическим лицам увеличился на 10,2% (с начала года - на 69,7%) - до 460,5 млрд. грн. Кредиты, предоставленные физическим лицам, увеличились на 7,7% в декабре и на 75,9% с начала года - до 273,4 млрд. грн.
Такая динамика кредитов и депозитов была в значительной мере обусловлена их курсовой переоценкой.
В декабре продолжала наблюдаться тенденция к росту стоимости депозитов, что было отображением работы банков по созданию стимулов для возвращения вкладов в банковскую систему. Так, средневзвешенная стоимость депозитов в национальной валюте в декабре по сравнению с ноябрем увеличилась с 12% до 13%, при ее незначительном уменьшении в иностранной - с 8,3% до 8,2%. Интегральная ставка по депозитам выросла с 10,8% до 11,2%.
Вместе с тем, произошло уменьшение средневзвешенной процентной ставки по кредитам в национальной валюте, при одновременном ее увеличении в иностранной. Так, средневзвешенная стоимость кредитов в национальной валюте за этот период уменьшилась с 22,6% до 21,6%, в иностранной - увеличилась с 11,5% до 12,6%. Интегральная ставка по кредитам увеличилась с 18,7% до 19,4%.
5. Основные тенденции денежно-кредитного рынка Украины за 2009 год
Как сообщает Национальный банк Украины в своем отчете за март 2009 г., объем денежной массы в марте уменьшился на 1,5% (с начала года - на 10,1%) - до 463,7 млрд. грн. В годовом исчислении (в расчете к соответствующему месяцу предыдущего года) темпы прироста денежной массы снизились до 11,5% по сравнению с 30,2% на начало года. Снижение экономической активности и частичное направление средств в наличную иностранную валюту положительно повлияло на сохранение нисходящей тенденции в динамике наличности вне банков, объем которой в марте уменьшился незначительно - на 0,3% (с начала года - на 4,9%) - до 147,1 млрд. грн. В тоже время снижение объема денежной массы большими темпами, чем объемы наличных вне банков, привело к увеличению удельного веса наличности в структуре денежной массы в марте 2009 г. до 31,7% в сравнении с 31,3% на начало месяца. Процентная политика Национального банка Украины оставалась направленной на повышение стоимости денег с целью создания стимулов для возвращения средств населения в банковскую систему, нивелирования инфляции и девальвационного давления.
Увеличение ликвидности банковской системы в марте 2009 г. нашло свое отображение и в динамике процентных ставок. Так средневзвешенная стоимость кредитов в национальной валюте в этом месяце уменьшилась с 27,9% до 26,7%, в то время как в иностранной валюте незначительно увеличилась - с 10,7% до 11,0%. Интегральная ставка по кредитам уменьшилась с 23,2% до 21,9%.
Средневзвешенная стоимость депозитов в национальной валюте в марте уменьшилась с 16,4% до 15,3%, в иностранной - с 8,6% до 8,0%. Интегральная ставка по депозитам уменьшилась с 13,3% до 12,6%.
Выводы
При переходе Украины к рыночным отношениям диктует необходимость создания эффективной банковской системы и проведение НБУ действенной денежно-кредитной политики, которое бы лучшее стимулировала развитие новых экономических процессов. Такая денежно-кредитная политика, ее задача и условия реализации определяются уровнем развития экономики государства, политическими процессами, состоянием банковской системы и денежно-кредитного рынка в целом. Соответственно Закону Украины «О Национальном банке Украины» функции изготовления и реализации денежно-кредитной политики положен на НБУ, которая формулирует общие основы, определяет методы и конкретные инструменты ее реализации, разрабатывает соответствующие нормативные и инструктивные документы, а также осуществляет контроль за выполнением этих инструкций уполномоченными банками.
Денежно-кредитная политика является важнейшей составной общей экономической политики государства. Формирование основ и принципов денежно-кредитной политики государства происходит из времени создания Национального банка Украины. Относительно изменений в экономической политике и банковской системе Украины существенно изменились не только методы, а и инструменты реализации денежно-кредитной политики, усовершенствуются при этом денежно-кредитные, открытый, межбанковский рынки, условия использования соответствующих инструментов и т.п. Однако в связи с динамическими изменениями в экономике, в финансово-кредитной сфере и банковской системе существует настоятельная потребность усовершенствования методов и инструментов реализации денежно-кредитной политики, оперативного решения проблем сбалансирование денежного рынка, отладка надлежащего контроля за соблюдением коммерческими банками регулирующих нормативов, рефинансирование банков, осуществление надзорных функций и т.п.
В Украине институциональная основа для проведения денежно-кредитной политики появилась с созданием суверенной банковской системы и национального денежно-кредитного рынка, оформлением деятельности Национального банка Украины в этой сфере соответствующим документом: «Основные направления (ориентиры) денежно-кредитной политики и проведения реформы денежной системы Украины». Национальным банком Украины проведена значительная работа относительно разработки, внедрение и использование разных методов и инструментов денежно-кредитной политики.
Основными монетарными инструментами регулирования денежно-кредитного рынка, которые НБУ может использовать, управляя денежно-кредитным рынком, должны быть:
нормативы обязательного резервирования средства банковской системой;
учетная ставка НБУ (уровень учетной ставки должен быть положительной относительно инфляции);
депозитные сертификаты Национального банка Украины;
операции на валютном и на открытом рынках;
рефинансирование коммерческих банков через операции прямого и обратного РЕПО с коммерческими банками;
ломбардное кредитование.
Обеспечение стабильности национальной валюты возможно при условии стабильного функционирования банковской системы. С целью достижения стабильности банковской системы необходимо осуществление дополнительных мер, направленных на повышение платежеспособности и надежности работы банковской системы (повышение уровня капитализации банков, эффективное использование системы раннего реагирования на функциональные проблемы банков), что может уменьшить риск банковской деятельности, обеспечить стратегию работы Нацбанка государства с проблемными коммерческими банками и т.п.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование методов и инструментов денежно-кредитной политики может оказывать содействие дальнейшему сбалансированию денежно-кредитного рынка, отладке действенного контроля за деятельностью коммерческих банков, а также укреплению финансово-кредитной и банковского систем государства в целом.
Успешное проведение денежно - кредитной политики является возможным только при его взаимодействии с фискальными инструментами (в первую очередь, это реформирование налоговой системы). Можно согласится с утверждением, макроэкономическая политика, ее решения полностью зависят от институциональных изменений в обществе. Если не работают институты, то реализовать макроэкономическую политику невозможно. На современном этапе реальной силой институциональных изменений могут выступать трансформирование отношений собственности и оптимальное соотношение ее разных форм.
Список литературы
1. Щетинин А.І. Гроші і кредит: Підручник: видання 3 - те, перероблене та доповнене. - К.: Центр учбової літератури. 2008.
. Указ президента України «Про грошову реформу в Украйні» // Вісник НБУ. - 1996. - №5.
. Гальчиневський А. Теорія грошей: Навч. Посібник. - К.: Основи. 1998.
. Величко О. Становлення і розвиток грошово - кредит. системи України. // - 2001. - №5. с 8 - 15.
. Матвієнко П.В. Розвиток грошово-кредитних відносин у трансформаційній економіці України: Монархія - К.: Наукова думка. - 2004. с. 7
. Привалова Э.Б. Деньги и кредит: Учеб. Пособие для студентов направления подготовки 0502 «Менеджмент» профессиональной направл-сти 6,050200 «Менеджмент организаций» / Донец. ин - т турист. бизнеса. - Донецк, 2005.