Расследование и учет нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактивными веществами в России
Расследование и учет
нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактивными веществами
в России
Михайлов М.В.
1. Терминология
В
Российской Федерации понятие "радиационная авария" установлено
Федеральным законом “О радиационной безопасности населения”. Согласно этому
закону, "радиационная авария – потеря управления источником ионизирующего
излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями
работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые
могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к
радиоактивному загрязнению окружающей среды".
По-видимому,
авторами такого достаточно абстрактного определения стали люди с гуманитарным
(медицинским) мышлением, что делает, однако, это определение не вполне
корректным для практического применения техническими специалистами.
Во-первых,
в рамках закона "источником ионизирующего излучения" являются любые
материальные объекты и явления, создающие это излучение, независимо от природы
их происхождения. Таким образом, к "источникам", подпадающим под
действие закона, относятся Солнце, Земля, другие космические объекты, грозовые
разряды, трение предметов (электризация), естественно распределенные в земной
коре природные радионуклиды и т.п. Может ли считаться корректной амбициозная
терминология, допускающая применение понятий "радиационная авария" и
"потеря управления" к таким источникам?
Во-вторых,
закон не раскрывает понятия "управление источником", в связи с чем у
технических специалистов возникают многочисленные вопросы, например:
является
ли "потерей управления источником" и, следовательно, "радиационной
аварией", отсутствие персонала на рабочем месте по окончании рабочего дня;
что
считать "потерей управления" для необслуживаемых источников;
является
ли "потерей управления источником" его перевозка
неспециализированными видами транспорта, а также утилизация (уничтожение) или
захоронение источника;
относится
ли к таким "потерям" подземный ядерный взрыв, успешно проведенный в
мирных целях;
как
классифицировать случаи осознанного "управления источником" в
террористических и иных преступных целях?
В-третьих,
к "радиационным авариям" закон относит не только реально произошедшие
события, которые привели к облучению людей или загрязнению окружающей среды, но
и те, которые гипотетически "могли привести" к таким последствиям.
Очевидно, что для технических устройств, относящихся к "источникам
ионизирующего излучения" и представляющих повышенную опасность
(Гражданский Кодекс Российской Федерации), всегда существует некоторая
вероятность возникновения неисправности, неправильных действий персонала или
иных причин, которые "могут привести" выходу излучения за
установленные пределы. Однако в законе допустимое значение такой вероятности не
установлено, и, следовательно, отсутствуют всякие критерии для отнесения
событий, не приведших к выходу излучения за установленные пределы, к категории
"радиационных аварий". Рассуждая формально, к "радиационной
аварии" следует отнести сам факт существования любого
"источника" (здесь невольно возникает желание провести некоторые
сравнения с дорожным движением – по аналогии следует считать аварией выезд
автомобиля на дорогу, поскольку при этом появляется вполне реальная возможность
его столкновения с другими автомобилями и пешеходами).
В
связи с этим в практике Госатомнадзора России используется понятие
"нарушение при обращении с радиационными источниками и радиоактивными
веществами". Это понятие введено "Правилами расследования и учета
нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактивными
веществами, применяемыми в народном хозяйстве" (НП-014-2000),
утвержденными Госатомнадзором России в 2000 году (далее – Правила).
Классификация нарушений в зависимости от их признаков, причин и последствий
приведена в таблице 1.
Класс нарушений
Похожие работы на - Расследование и учет нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактивными веществами в России
|