Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования
СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
реферат
В любом обществе воспитание преследует определенные цели, в основе которых лежит, как правило, конкретно-историческое представление о благополучной жизни и людях, которые могли бы создать ее и были бы ее достойны. Иными словами, перед педагогикой всегда стоит вопрос об идеале человека, которого надо вырастить. Проблема идеала человека, которая определяет цели воспитания, стоит и в наше время, когда проходит деформация прежних общественных отношений и конструирование отношений нового типа. Как говорили древние, пришли иные времена - нужны иные имена. Вполне естественно, что ныне делается акцент на развитии индивида, и потому создается система воспитания, учитывающая этот акцент. Однако существует опасность игнорирования соборного начала в жизни российского общества, его коллективных традиций, одним из выражений которых являются гражданско-патриотические позиции, единство духовной жизни и культуры. Высказываемые идеи о полноте и гармонии бытия как идеале жизни общества в целом и каждого отдельного человека не принесут удовлетворения и счастья, если не будут связаны с принципами социальной справедливости, народовластия, единства народов нашей страны.
Реформирование и совершенствование всех сторон жизни общества зависят от многих факторов и, прежде всего, от непосредственного участия в этих процессах личности. Кризисные и критические ситуации, возникающие в экономике, политике, социальной и духовной сферах жизни общества, требуют от человека физического, психического, социального здоровья для эффективной социализации; определенных знаний, способов деятельности, общения, позволяющих ему адаптироваться в данном обществе в данный период истории. И поэтому большое значение в социализации детей и подростков играет система дополнительного образования. Она дополняет государственные структуры, поскольку отражает более широкий спектр мнений по проблемам развития и образования детей и подростков.
В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых можно считать дополнительное образование детей. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и актуализирует внимание и поддержку со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Под дополнительным образованием мы понимаем тип образования, объединяющий воспитание, обучение, развитие в единый процесс в целях удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности.
Дополнительное образование детей - организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободной смены вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помогать снизить негативные последствия незанятости детей в свободное время, сдерживать рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.
Дополнительное образование детей - своеобразный педагогический феномен, направленный на:
охранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме;
удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире;
организацию активной творческой жизнедеятельности детей;
сознания и развития пространства детского благополучия.
К функциям дополнительного образования мы относим:
учебно-информационную,
ценностную,
личностно-образующую,
психолого-терапевтическую,
обеспечение занятости детей в свободное время,
функцию социальной адаптации.
Содержание дополнительного образования детей обусловлено функциями свободного времени детей и включает в себя:
рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;
организацию и формирование нового социального опыта;
психолого-педагогическую помощь и поддержку детям в индивидуальном развитии;
персонификацию объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования (дополнительных образовательных программ).
Умение организовать свою деятельность во времени является важнейшим фактором успешности любого человека. Дети должны иметь свободное время, чтобы учиться организовывать, планировать свою деятельность, отдых. Важно, что, во-первых, выбирая себе интересное направление деятельности в системе дополнительного образования, ребенок имеет возможность выбрать и педагога.
Во-вторых, руководитель детского творческого объединения часто становится образцом в увлекательном для воспитанника деле.
В-третьих, общение детей и педагога происходит в неформальной обстановке, что делает их отношения более близкими и, естественно, открытыми.
Одной из задач дополнительного образования детей является оказание педагогической поддержки детям и подросткам в их социальном самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен. В работе педагогов учреждений дополнительного образования это проявляется в следующем:
целенаправленная социализация личности осуществляется в результате максимальной открытости педагогического процесса, использующего все резервы социально-приближенной среды;
целенаправленно отбирается содержание деятельности объединений как адекватно профессиональное, дающее возможность накопления опыта в определенной сфере профессиональной деятельности;
целенаправленное методическое оснащение внеучебной деятельности как пространства для «выхода» в профессию;
целенаправленная диагностика, анализ проводимых дел и занятий с позиции их значимости для поддержки профессионального самоопределения подростка.
Вид деятельности в учреждении дополнительного образования ребенок чаще всего выбирает, опираясь на те же способности и интересы, которые он проявляет и в школе. Таким образом, происходит взаимопроникновение и взаимообогащение учебы в школе и досуговой деятельности.
Теоретические основы дополнительного образования - одна из наименее разработанных проблем педагогики. К числу дискуссионных вопросов относится проблема цели дополнительного образования.
А.Г. Асмолов определил ее, как формирование мотивации ребенка к познанию и творчеству.
В.А. Горский в «Концепции дополнительного образования» в качестве цели дополнительного образования выделяет социально-педагогическую поддержку личности ребенка.
Основная цель социально-педагогической поддержки - создание такого рода психологических, образовательных и, если необходимо, бытовых условий, чтобы ребенок в будущем мог профессионально и личностно реализовать себя на уровне, соответствующем его возможностям, с одной стороны, и его индивидуальности - с другой.
Истоки идеи социально-педагогической поддержки личности лежат в концепции педагогики свободы и педагогической поддержки, сформулированной О.С. Газманом. Педагогика свободы, по О.С. Газману, состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей, путей преодоления препятствий, мешающих ему достигать
Социально-педагогическая поддержка основывается на гуманистических принципах воспитания, сформулированных О.С. Газманом:
ребенок не может быть средством достижения педагогических целей;
самореализация педагогов - в творческой самореализации ребенка;
всегда принимай ребенка таким, какой он есть;
все трудности преодолевай нравственными средствами;
не унижай достоинство своей личности и личности ребенка;
дети - носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего человека; воспитание - диалог культур;
не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
доверяя, не проверяй.
признавай право на ошибку и не суди за нее;
умей признать свою ошибку; защищая ребенка, учи его защищаться.
Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.
Учреждения дополнительного образования могут рассматриваться в качестве воспитательной организации, так как специально создаются государством и негосударственными структурами, и имеются своей основной задачей социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Исходным в идентификации учреждений дополнительного образования в данном качестве следует считать рассмотрение социализации как «развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах». Отсюда социальное воспитание представляет собой процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях; взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и приобретения духовно-ценностной ориентации.
Условия для управления социализацией создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах:
1) организации социального опыта ребенка;
2) его образования;
3) индивидуальной помощи ему.
Отличительные черты того или иного вида воспитательных организаций определяются:
-целым рядом факторов, их функцией в национальной системе социального воспитания;
-исторической линией оформления в общественном сознании этой функции;
-государственной политикой в сфере воспитания;
-стихийными процессами развития того или иного общественного института, имеющими циклический характер;
-конкретной социальной ситуацией, в которой осуществляется анализ, и самим подходом к анализу.
И тем не менее было целесообразно в качестве первой особенности учреждений дополнительного образования детей выделить специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение учреждения дополнительного образования является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Это выражается в том, что отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Добровольность также связана с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности, длительностью участия в жизни того или иного детского объединения. Так как многочисленные учреждения дополнительного образования предлагают различные услуги, здесь наиболее ярко проявляется характер отношений, когда ребенок и его родители выступают в качестве заказчиков образовательной услуги. Отношения «заказчик - исполнитель» создают предпосылки для выбора предметной направленности деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Отсюда возникает такая специфическая черта учреждений дополнительного образования, как постоянная ориентированность на привлечение детей, так как от этого зависит для педагога возможность реализовать образовательную программу.
Такой принцип комплектования воспитательной организации, как добровольность, создает необходимость обеспечить мотивацию участия в деятельности у учащихся. Общепризнано, что мотив является результатом соотнесения в сознании индивида образа потребности и образа встреченного предмета. Следовательно, развитие у школьников мотивации участвовать в деятельности детских объединений предполагает конструирование таких ситуаций жизнедеятельности, в которых окружающие предметы порождают у детей привлекательные (подобные образам потребностей) образы вышеназванных занятий. Содержание социального воспитания в учреждениях дополнительного образования должно включать, с одной стороны, непосредственное побуждение, заражение, вовлечение учащихся в совместную деятельность, а с другой - ориентировать ребенка на осознание значимости и ценности этих занятий.
Добровольность вхождения в воспитательную организацию в данном случае обеспечивается:
1) предоставлением возможностей выбора различных форм реализации себя, того или иного объединения, соответствующего их интересам и наклонностям;
2) созданием возможностей перехода из одного объединения в другое и переключением с одного вида деятельности на другой в рамках одного объединения;
3) применением индивидуальных сроков и темпов выполнения программ.
Такие объективные факторы, как отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образования и заинтересованность педагога в том, чтобы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, определяют следующие особенности учреждения дополнительного образования:
-креативность (творческость) жизнедеятельности детских объединений;
-дифференциация воспитательного процесса;
-обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка;
-стремление создать подлинный диалоговый характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками.
Креативность функционирования детских сообществ в учреждениях дополнительного образования выражается в развитии элементов исследовательской работы, конструирования, опытничества, в первых пробах в области искусства и литературы. Согласно завету С.Т.Шацкого сам быт учреждений дополнительного образования организован с обилием художественных и творческих форм, так что ребенок добровольно подчиняется требованиям педагога, то есть «свободная стихия» превращается в закон жизни, принимаемый воспитанником добровольно.
Дифференциация воспитательного процесса может быть отнесена к важным особенностям учреждений дополнительного образования детей. Например, в большинстве воспитательных организаций детские объединения (классы в школе, отряды в загородном лагере) создаются без учета интересов, входящих в них подростков. Кроме того, положенное в основу объединения воспитанников увлечение может быть достаточно узким, а при последующем уточнении круга интересов участников могут изменяться как состав группы, так и содержание деятельности. Дифференциация связана не только с желаниями воспитанников, но и с их возможностями. Учреждения дополнительного образования детей и детско-подростковые объединения могут существенно различаться по уровню сложности реализуемых программ.
Индивидуализация воспитательного процесса выступает как регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания социального опыта и образования. Данное преимущество учреждений дополнительного образования связано с отсутствием строго определенного места в государственной системе социального воспитания. В отличие от школы, которая, как правило, готовит выпускника к следующей ступени - профессиональной подготовке, для учреждения дополнительного образования детей возможен и внешне тупиковый вариант. Социальный опыт, дополнительные сведения и т.д., приобретенные в учреждениях дополнительного образования детей, не обязательно становятся основой будущей профессии, а в большей мере организуют опыт самостоятельной свободной ориентации в различных сферах деятельности. Поэтому как долго и насколько интенсивно ребенок осваивал дополнительную образовательную программу, становится не столь уж и важным.
Обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка обеспечивается включением ребенка в деятельность. Результатом включения является состояние включенности - своеобразное начало субъектного отношения к деятельности. Включенность понимается как личностное состояние по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты (В. В. Рогачев). Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. Другими . словами, состояние включенности В.В. Рогачев характеризует интериоризацией цели деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собственных интересов и потребностей; удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности.
В учреждениях дополнительного образования благодаря личностно-ориентированному информированию, помощи в самоопределении происходит проектирование ребенком вариантов участия в совместной деятельности, которая становится для него деятельностью в полном смысле слова, то есть приобретает необходимые атрибуты: собственные для личности цель, предмет, объект, средства.
Стремление создать подлинный диалоговый характер взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками в учреждениях дополнительного образования позволяет осуществлять индивидуальную педагогическую помощь детям по широкому кругу проблем.
В то же время условием эффективности индивидуальной педагогической помощи в учреждениях дополнительного образования является именно то, что воспитанник здесь готов принять помощь от воспитателя, у ребенка имеются установки на добровольный контакт по поводу своих проблем, желание найти у педагога понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж.
Подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками в учреждении дополнительного образования обусловлен соотнесенностью с внешней реальностью, то есть с предметом деятельности, по поводу которой и проистекает сотрудничество взрослого и ребенка. Отсюда возникает следующее требование: подростку должен быть понятен смысл совместной деятельности. Диалоговый характер отношений воспитанника с педагогом может приводить к «переворачиванию субъектности», когда ребенок сам выступает в роли инициатора, организатора, контролера. Подлинный диалог в межличностном взаимодействии базируется на коммуникативной толерантности педагога дополнительного образования. Коммуникативная толерантность проявляется в том, что по отношению к странным, вызывающим на первый взгляд недоумение, явлениям в поведении партнера доминирует стремление понять и принять эти особенности. Проявляя коммуникативную толерантность, воспитатель рассматривает эти проявления как внешние, или как форму, которая не должна оказывать решающего влияния на содержание контактов, и не старается немедленно переделать воспитанника, сделать его «удобным».
Вторая особенность учреждений дополнительного образования детей наиболее ярко проявляется в образовании и определяется прежде всего взаимоотношениями с общеобразовательной школой. Ребенок посещает клуб по месту жительства, изостудию или класс скрипки музыкальной школы параллельно со школой, следовательно, перечисленные детские объединения выполняют функцию дополнения.
Понятие «дополнительный» («дополнительное») имеет два значения:
1) дополнительное - это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;
2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, с помощью разных материалов и по-разному.
Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения насущно необходимого. Существует объективная диалектическая зависимость дополнительного образования от основного, и заключается она в определении государством того содержания образования, которое является основным (общим и обязательным). Дополнительное образование обречено на периферийную роль - быть обращенным в прошлое и в будущее. Его содержание составляет то, что перестало быть общим и обязательным, и то, что еще не стало таковым. Эта периферийность не принижает значения дополнительного образования, а наоборот, она делает его мощным средством гуманизации системы образования в целом - все, что из-за тех или иных условий невозможно положить в основу всем (или всем, кто выбрал тот или иной профиль), можно добавить по возможности и желанию, углубляя, расширяя и применяя школьные знания.
Дополнительное образование, осуществляемое в различных воспитательных организациях, выделяется на основе специфической функции дополнения общего, дополнения как унифицированного, как базового, как обязательного и как академического (теоретического). Но дополнительное образование как раз не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых образовательных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования. Противопоставление дополнительного образования унификации массовой школы проявляется как в его содержании, так и в способах освоения. Дополнительная образовательная программа создается как методическое обеспечение образовательного процесса группы детей, состав которой определяется наличием у них той или иной образовательной потребности, что может быть связано как с возрастными особенностями, так и с ценностями социальной, этнической, субкультурной группы, индивидуальными интересами и возможностями.
Вследствие этого дополнительное образование не является академическим, то есть ориентированным в отборе содержания на основы наук. Его содержание может, во-первых, дополнять основное в аспекте применения знаний и умений, то есть иметь практическую направленность.
Во-вторых, оно может восполнять имеющиеся с точки зрения потребностей повседневной жизни «пробелы» в содержании основного образования - утилитарная направленность.
В-третьих, оно часто имеет междисциплинарный, синтетический характер. Таким образом, сфера дополнительного образования тем шире, чем более академичен и унифицирован характер основного (массового школьного) образования.
Основное образование рассматривается как базовое, то есть как основа для последующей профессионализации, причем в любой сфере деятельности. Дополнительное образование в этом смысле базовым не является. Дополнительные занятия могут служить для удовлетворения потребностей, возникновение которых не связано с жизненными планами личности, а обусловлено актуальной ситуацией жизнедеятельности - эпизодический интерес, стремление принадлежать группе значимых сверстников, обрести новых друзей и т. п. В старшем школьном возрасте, когда профессиональное самоопределение начинает выступать в качестве важной задачи личностного развития, дополнительные занятия для части учащихся становятся основой профессионализации, но в конкретной сфере (или сферах) деятельности, которая оценивается ими как наиболее вероятные направления продолжения образования. Дополнительное образование является также базой для формирования досуговых предпочтений - хобби, что должно рассматриваться как расширение пространства самореализации личности, как способ повышения качества жизни.
Дополнительное образование в отличие от основного не является обязательным. Это выражается в том, что отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Необязательность его выражается также и в добровольности, менее жесткой регламентации образовательного процесса. С одной стороны, ребенок или его родители сами определяют содержание и форму получения дополнительного образования, меру обязательности посещения занятий. С другой - учреждение дополнительного образования задает некие писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение детей и педагогов, касающиеся среди прочего и обязательности посещения занятий.
Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.
Третья особенность. Одна из задач учреждений дополнительного образования детей - содействие в профессиональном самоопределении учащихся, которое обеспечивается предоставлением возможности школьникам выбирать сферу деятельности из предложенного перечня и практико-ориентированным характером содержания, форм и методов социального воспитания.
Предназначенность данных воспитательных организаций для детей старшего дошкольного и всего школьного возрастного спектра приводит к тому, что в них профессиональная ориентация становится длительным процессом постепенного уточнения интересов ребенка, восхождения его к профессии путем многочисленных проб в сфере практической деятельности через углубление и расширение содержания образования, а также через освоение ребенком способов деятельности, что представляет собой либо профилизацию, либо профессионализацию.
Профилизация образования имеет место, когда в качестве его содержания выступает определенная образовательная область. При этом не только могут углубленно изучаться дисциплины одной из образовательных областей базового учебного плана общеобразовательной школы, но и могут раскрываться межпредметные связи.
В учреждении дополнительного образования детей обучение отличается прикладной направленностью. В его содержании относительно большую долю составляет освоение приемов и способов деятельности не только учебной, но и практической, что создает возможности для профессионализации воспитанника.
В ряде учреждений и объединений, ориентированных на развитие способностей детей в определенной сфере, индивидуальные достижения воспитанников будут различаться в зависимости от степени одаренности. Так, дети с небольшими задатками, как иравило, имеют достаточно четкие представления о собственных возможностях и ограничениях. На этой основе у данной категории воспитанников возникает проблема желания и интереса заниматься данным видом деятельности. Ориентация одаренных детей на осуществление привлекательной и значимой для них деятельности очень велика, как и затрачиваемое на эти занятия время. Соответственно воспитанник оказывается в ситуации дефицита разнообразного взаимодействия вне рамок избранного вида деятельности. Поэтому ряд возрастных задач не решается ребенком полноценно. Для ряда детских объединений в учреждениях дополнительного образования при оказании индивидуальной помощи характерна ориентация на преодоление неуспешности воспитанника в значимой для него предметно-практической или духовно-практической деятельности.
Четвертая особенность - опосредованность социального воспитания. Весьма интересным представляется рассмотрение социального воспитания в учреждении дополнительного образования через принцип дополнительности в социальной педагогике. Если воспитание (относительно социально-контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации, призванной «дополнять воспитание», акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Скорее всего, характерной чертой учреждений дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание стихийной, относительно направляемой, относительно социально-контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека.
Общение и межличностные отношения, занимая значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования, характеризуются интенсивностью и насыщенностью. Каждый из их воспитанников стремится реализовать себя в этой сфере, часто не обладая соответствующими навыками. Поэтому содействие в установлении взаимопонимания с окружающими, преодоление стереотипов воспитанника, перенесенных им из других ситуаций, имеют характер индивидуальной помощи. Кроме того, индивидуальная помощь в учреждениях дополнительного образования направлена на решение таких проблемных ситуаций, как: саморегуляция ребенка при участии в выступлениях, соревнованиях, конференциях, выставках; несформированность навыков самообслуживания (туристический поход, полевая экспедиция, военные сборы, выезды спортивной команды на соревнования); нежелание или неготовность ребенка разделять нормы и ценности клубного сообщества; некомпетентность в межличностном взаимодействии.
Возможность уменьшить регуляцию поведения воспитанников обеспечивается тем, что педагог занимается с относительно немногочисленной группой воспитанников (15-16 человек), соединяя как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Характеризуя пятую особенность учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, следует отметить, что возникнув по общественно-педагогической инициативе интеллигенции и предпринимателей, данный вид воспитательных организаций с 1918 г. и по настоящее время остается преимущественно государственным. Относительная молодость (100- 150 лет) института внешкольного воспитания - дополнительного образования, существенные политические, экономические и социальные изменения, произошедшие в начале 1990-х гг. в нашей стране, имеют у этой разновидности воспитательных организаций недостаточно определенный статус в отечественной системе социального воспитания.
Шестой особенностью учреждений дополнительного образования является то, что они имеют различное ведомственное подчинение, например: Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму.
Седьмая особенность связана со спецификой субъектов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Своеобразие состоит в том, что открытие учреждения дополнительного образования по тому или иному профилю связано с наличием в воспитательной организации соответствующего специалиста. Работа педагога дополнительного образования регламентируется программой, которую он создает на основе своих собственных представлений и легализует через соответствующие экспертизу и утверждение. Вообще, эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования обусловлена его самореализацией.
Следует отметить, что многие педагоги дополнительного образования, не имея профессионально-педагогической подготовки, являются специалистами в конкретной предметно-практической сфере, поэтому решение ими задач социального воспитания происходит интуитивно.
Взаимодействие воспитателя и воспитанника в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательной школе различается как по своей сути, так и в восприятии ребенка. Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и наказания. Повсеместно ребенок не испытывает страха и тревоги, общаясь с педагогом. В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.
В учреждениях дополнительного образования детей учебные занятия, несмотря на разнообразие форм проведения, неформальный характер общения педагога с детьми, отсутствие жесткого оценивания, часто строятся как традиционные уроки. Их конструкция опирается на такие элементы объяснительно-иллюстративного метода обучения, как восприятие, запоминание, упражнение и т.д. В школе, где всякое учебное занятие традиционно называют уроком, широко используются проблемные, исследовательские методы обучения, получает распространение обучение в разновозрастных межклассных группах, вводятся иные системы организации обучения (Монтессори-школа, Вальдорфская школа и т.п.).
Учреждения дополнительного образования строят свою деятельность в тесном контакте с научными, культурными общественными учреждениями и объединениями, используя их возможности для выполнения своей миссии. Таким образом, социально-педагогическая поддержка есть социокультурный процесс индивидуального развития личности ребенка, осуществляемый педагогом и опосредованный педагогическими условиями дополнительного образования детей.
Социально-педагогическая поддержка личности ребенка как цель дополнительного образования, на наш взгляд, в большей степени соответствует сущности дополнительного образования, поскольку предоставляет ребенку возможность свободного выбора содержания, форм образования, общения, досуга. Социально-педагогическая поддержка ставит весь педагогический процесс в зависимость от интересов и потребностей ребенка. И в дополнительном образовании, и в социально-педагогической поддержке интерес ребенка является системообразующим элементом. Именно поэтому социально-педагогическая поддержка как цель дополнительного образования представляется нам основополагающей, так как соответствующей самой природе дополнительного образования детей.
Сфера дополнительного образования обладает уникальными возможностями в плане социально-педагогической деятельности. Учреждения дополнительного образования, определяющие основной своей целью социально-педагогическую поддержку личности в развитии, являются приоритетно важным фактором формирования ребенка, его возможности раскрыть, реализовать свой творческий потенциал. Дополнительное образование формирует гуманистические ценностные ориентации, дает возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, помогает реальному взаимодействию и взаимообогащению культур, позволяет овладеть навыками общения со сверстниками и взрослыми, оптимизирует процессы социализации, социальной адаптации личности, тем самым способствует формированию социально-педагогической компетентности личности.
Реализация социально-педагогической деятельности возможна при создании системы условий для ее функционирования и развития. А.В. Золотарева выделяет 7 групп таких условий:
кадровые,
научно-методические,
нормативные,
материально-технические,
финансово-экономические,
информационные,
психолого-педагогические.
Для обеспечения успешности социально-педагогической работы в условиях УДО необходимо осуществление следующих психолого-педагогических условий:
субъект - субъектные отношения педагога и ребенка,
вариативность образования,
создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка,
создание развивающей среды через многоуровневую социокультурную и психолого-педагогическую систему.
) субъект-субъектные отношения педагога и ребенка - мы понимаем как педагогическую поддержку ребенка в его индивидуальном развитии, то есть любой активности субъекта, осуществляемой сознательно или подсознательно, прямо или косвенно и к прогрессивным изменениям психических, физических функций, социальных способностей.
) вариативность образования, то есть возможность образования поискового, предоставляющего ребенку выбор содержания, предмета, форм образования, педагога, формирующего у ребенка такую картину мира, которая обеспечивает ориентацию личности в любых жизненных ситуациях, стимулирующего процесс саморазвития.
) создание многоуровневой развивающей социокультурной, психолго-педагогической системы, под которой мы понимаем совокупность элементов, характеризующих ее в какой-либо момент того или иного процесса. В основу ее функционирования положена идея учреждений дополнительного образования как системы развивающих сред, призванных обеспечить оптимальные условия для реализации творческих способностей каждого ребенка, начиная от уровня формирования интереса ребенка к какому-либо виду деятельности и кончая уровнем профессионально-ориентированной и научно-исследовательской деятельности.
) условие вытекает из третьего. Многоуровневый подход к деятельности позволяет выстроить непрерывные связи образования: от уровня формирования интереса детей к избранному виду деятельности до уровня профессионально-ориентированной индивидуальной работы, что делает дополнительное образование доступным для детей с различным уровнем сформированности творческой самостоятельности и, следовательно, ставит каждого ребенка в ситуацию выбора и успеха.
Достичь позитивного результата социально-педагогической деятельности возможно при реализации всего комплекса условий и активной позиции всех ее субъектов. В основе социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей лежит система проектирования образовательных программ и программ деятельности. Проектируя программу дополнительного образования, педагог уточняет образовательный маршрут, проходящий по образовательным областям и охватывающий различные виды деятельности. Параллельно уточняются содержание, формы, методы реализации проектируемой образовательной программы.
Детская музыкальная школа №22 г. Мариинска уже многие годы ведет активную концертно - просветительскую деятельность, по сути, взяв на себя функции филармонии. Концерты народных и заслуженных артистов России стали для школы уже традицией. А. Циганков, И. Шевченко, В. Зубицкий, Н. Зубицкий, Ю. Сидоров, С. Бутушин - эти прославленные музыканты страны играли в залах маленького провинциального городка, покоряя своим мастерством, музыкальностью и талантом. Все это стало возможным благодаря проекту «Возрождение гастрольной карты России», организованной Общественным фондом «Русское исполнительское искусство» г. Москва. В 2005 году музыкальная школа присоединилась к участию в общенациональном проекте«Возрождение гастрольной карты России», и вот уже три года школа активно работает в этом направлении. Дети и взрослые города Мариинска наслаждались игрой музыкантов Москвы и Санкт - Петербурга: Петр Лоу (фортепиано), Дмитрий Илларионов (гитара), Юрий Медяник (скрипка, баян) и Денис Кузнецов, Артем Дерваед (гитара), Александр Бузлов (виолончель) и Иван Рудин (фортепиано). В 2007 году музыкальная школа стала обладателем Гранда общественного благотворительного фонда «Русское исполнительское искусство» за многолетнее сотрудничество в проекте « Возрождение гастрольной карты России». В рамках этого проекта родился свой фестиваль - «Мариинск - музыкальный», посвященный 65-летию Кемеровской области и юбилею школы, который проходил под патронажем главы Мариинского района И. Н. Дикало. В рамках этого фестиваля уже состоялись концерты - Народного артиста России Ф. Липса (баян), лауреатов международных конкурсов Б. Андрианова (виолончель), Народного артиста республики Татарстан Р. Урасина (фортепиано), дуэт А. Кугаевского и А. Романова, Заслуженной артисткой России, лауреатом Российской национальной премии«Золотая маска» Татьяной Куинджи (сопрано) и лауреатом международных конкурсов В. Щербаковым (фортепиано). Этот список можно бесконечно продолжать и самое главное, эти концерты вызывают широкий позитивный резонанс в городе, способствуют сохранению национального культурного достояния и духовного здоровья нации.
Таким образом, дополнительное образование - необходимое звено в социализации многогранной личности и социально - культурный потенциал. Оно предназначено для свободного выбора и детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект и т.п. Предоставление таких возможностей реализуется через конструирование разнообразных форм образовательной деятельности, которые значительно шире представлены в системе дополнительного образования: индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области; работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества; творческие лаборатории; детские научно-практические конференции и др.
Находить пути помощи человеку для построения гармоничной системы взаимодействия и взаимоотношений с людьми, с миром и с самим собой - актуальная проблема социально-педагогической практики. Вопросы социализации и социальной адаптации детей сегодня возможно успешно решать только в содружестве коллективов образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, семьи, социума, при активной организующей роли социальных педагогов. Основное и дополнительное образование выступают равноправными сферами общего образования, обеспечивающими его целостность. Учреждения дополнительного образования детей имеют большие возможности для успешной реализации социально-педагогических моделей деятельности, что способствует накоплению детьми и подростками опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого развития, осознанному выбору профессии, социализации. Учреждения дополнительного образования являются тем институтом общества, который в состоянии интегрировать воспитательные усилия социума для эффективного решения задач социальной адаптации и социализации личности. Ко всему, система дополнительного образования имеет несомненно значимый социально - культурный потенциал.
дополнительный образование дети
Литература
а) основная
Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: уч. пос. для студентов Е.
Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М.: Владос, 2007. - 352 с.
Евладова, Е. Б. Организация дополнительного образования детей. Практикум: уч. пос. для студентов / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова - М. : Владос, 2007. - 192 с.
Интеграция общего и дополнительного образования: практическое пособие под редакцией Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. - М.: АРКТИ, 2006. - 296 с.
Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: уч. пос. для студ. ВУЗов / А. В. Хуторской. - М: Академия, 2008. - 254 с.
б) дополнительная:
Бруднов, А. К. О становлении и развитии системы дополнительного образования детей От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей А. К. Бруднов. - М, 2000. - 187с.
Голованова, В. П. Сущность, функции, тенденции развития в дополнительном образовании детей Дополнительное образование. 2004. №5. С. 12-15.
Горский, В. А. Проблемы и перспективы системы дополнительного образования