Ценообразование в фармации
Ценообразование в
фармации
Оглавление
Введение............................................................................................................... 3
1. Цена. Ценовая политика в РФ....................................................................... 5
1.1. Понятие системы цен в условиях перехода к рынку.................................... 5
1.2. Виды цен....................................................................................................... 8
1.3. Регулирование цен государством............................................................... 17
2. Меры государственного контроля за ценами на лекарственные
средства... 22
2.1. Этапы реформирования ценообразования в сфере обращения
лекарственных средств. (Историческая справка)..................................................................................... 22
2.2. Ценообразование в аптечных учреждениях в настоящее
время................ 25
2.3. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных
средств и ИМН. (Предназначение и группы)............................................................................... 28
2.4. Оптовые и розничные надбавки. Их использование. Скидки и
их виды.. 30
Выводы.............................................................................................................. 35
Список литературы............................................................................................ 37
Актуальность темы
курсовой работы обусловлена следующими положениями.
Ценовые
процессы, происходящие на фармацевтическом рынке, чрезвычайно сложны и
многообразны. С одной стороны, ценовая политика является составной частью
экономической политики государства, с другой — при определении стоимости лекарственных
средств (ЛС) необходимо учитывать целый ряд социальных, юридических и моральных
аспектов. Ценообразование на ЛС в значительной степени зависит от
государственного регулирования, что связано с некоторыми особенностями,
характерными для фармацевтического рынка.
Решение
о приобретении ЛС потребитель зачастую принимает не самостоятельно: препарат
может быть назначен ему врачом или рекомендован фармацевтом. Врачи, назначая
лекарства, должны руководствоваться в первую очередь их эффективностью и
безопасностью, как правило, не принимая во внимание стоимость препаратов.
Фармацевты заинтересованы в реализации более дорогостоящих ЛС, поскольку доход
аптеки определяется в стоимостном выражении проданных препаратов.
Потребитель,
самостоятельно выбирающий ЛС, как правило, не располагает необходимой
информацией, чтобы оценить препарат путем сопоставления его терапевтической
эффективности и стоимости.
Высокая
стоимость на рынке новых патентованных препаратов, вызванная непрерывной
интенсификацией научных исследований и разработок (НИР) и увеличением стоимости
последних (расходы на НИР крупных инновационных компаний составляют 13–25% их
товарооборота).
Желание
излечиться зачастую побуждает потребителя приобретать дорогостоящие препараты.
Фармацевтические компании могут использовать это и, несмотря на конкуренцию,
завышать цены на ЛС.
Определяющим
фактором конкурентной борьбы на рынке является интенсификация НИР и
рекламно-маркетинговой деятельности. Ценовая конкуренция проявляется только
когда патентованные препараты заменяют генериками.
Значительная
часть расходов на ЛС оплачивается за счет государственных средств, рациональное
использование которых продиктовано необходимостью:
• обеспечения
адекватного потребления ЛС;
• сдерживания
роста цен на ЛС.
• Значительный
уровень монополизации производства и сбыта.
Таким
образом, целью курсовой работы будет являться рассмотрение государственного
регулирования ценообразования в фармации.
Для
достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть систему цен, их виды и
государственное регулирование ценообразования;
2) изучить этапы реформирования
ценообразования в сфере обращения лекарственных средств.
3) проанализировать ценообразование в
аптечных учреждениях в настоящее время;
4) сформулировать выводы.
Все этапы маркетингового
цикла, все направления рыночной деятельности в той или иной мере связаны с
процессами ценообразования, с регулированием цен. Само понятие товара
неразрывно связано с понятием цены.
Цена – это сумма денег,
уплачиваемая за конкретный товар. (Романов, 1995). Цена - важнейший инструмент
маркетинга, результат взаимодействия различных рыночных процессов. Ценовая
политика маркетинга начинается с исследования рыночной конъюнктуры и продолжается
на протяжении всего жизненного цикла товара. Цена - это одновременно индикатор
рыночной ситуации и орудие воздействия на покупательский спрос.
С одной стороны, рост или
снижение цен, степень их устойчивости - важные признаки рыночной ситуации
(или, как иногда говорят, "здоровья" рынка). Так, например, если
цена сильно колеблется в течение ограниченного отрезка времени, неожиданно
падает или "подскакивает", это является признаком того, что рынок
лихорадит, его равновесие нарушено и т.п. С другой стороны, с помощью цен можно
воздействовать на рынок.
Нельзя забывать и того,
что цена - важный фактор эффективности маркетинга, так как при разработке цены
в нее уже закладывается будущая прибыль.
Себестоимость продукта,
лежащая в основе формирования цены продукта, уже отражена в цене, по которой
товар продается дистрибьютору. При реализации через двухуровневый канал
товародвижения структура конечной (розничной) цены товара выглядит следующим
образом (см. Рис. 1):
Оптовая цена
производителя
|
Торговая наценка
оптовой торговли
|
Торговая наценка
розничной торговли
|
Издержки
|
прибыль
|
издержки
|
прибыль
|
издержки
|
прибыль
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1.
Структура конечной (розничной) цены товара.
Структура конкретной
цены, соотношение ее элементов зависят от рыночной ситуации, вида товара, его
себестоимости и издержкоемкости, а также транспортабельности, длины канала
товародвижения (числа торговых посредников) и т.д. На процесс ценообразования
сильно влияет налоговая политика государства.
Для ценовой политики
современного маркетинга характерно явление гибкости цен. В зависимости от этапа
жизненного цикла товара, от рыночной ситуации, сезонного или рекреационного
периода и т.п. цена может повышаться и снижаться в значительных
пределах.
Кроме того, цены на
основной (эталонный) товар и его варианты могут значительно варьировать, чтобы
соответствовать социально-демографической дифференциации спроса. Иногда цены
устанавливаются на предельно низком уровне, чтобы завоевать рынок, обеспечить
спрос, при котором возможно массовое производство, а следовательно, и снижение
себестоимости, влекущее за собой рост прибыли.
Факторы, оказывающие
влияние на процесс ценообразования можно сгруппировать по четырем блокам:
производственному; спроса; конкурентности рынка; товарному. Между ними
существует определенное противоречие, так как они конфликтуют между собой. В
частности, затратное ценообразование нередко приходит в противоречие с
запросами потребителей. (Котлер, 1996)
Производственные факторы
1. Себестоимость, определяющая тот
уровень, ниже которого цены не должны снижаться (исключая демпинговую ценовую
политику); фирма стремится минимизировать все издержки, чтобы расширить
возможности ценового маневра;
2. Производственный потенциал фирмы,
определяющий возможность назначения цены, доступной для широкого круга
потребителей;
3. Финансовый потенциал фирмы
(например, потребность в быстром обороте средств или в наличных деньгах), а
также уровень деловой активности (период процветания или, наоборот, спада,
депрессии и т.п.), влияющие на способность фирмы к ценовому риску.
Факторы спроса
1. Действие закона спроса,
проявляющиеся в ценообразовании в форме стремления цены к равновесному уровню;
цена зависит от соотношения спроса и предложения (однако по некоторым, особо
важным для потребления, продуктам может иметь место парадокс: рост спроса в
условиях роста цен);
2. Фактор ценовой эластичности спроса,
используемый как инструмент регулирования спроса; однако возможности ценового
маневра для неэластичных товаров ограниченны;
3. Ограниченность спроса, обусловленная
ограниченностью дохода и потому препятствующая бесконечному повышению цены;
продолжение роста цен в этих условиях, как правило, приводит к кризису сбыта;
правда, в условиях инфляции рост цен влечет за собой повышение оплаты труда и
пенсий (инфляционная спираль);
4. Сегментация рынка по степени
чувствительности к цене, выявляющая потребителей, ориентированных на цену
(экономные покупатели), персонифицированных потребителей, для которых образ
товара более важен, чем цена, и апатичных потребителей, для которых на первом
плане качество товара, его комфортный потенциал или престижность, а цена не
имеет значения. Эта дифференциация спроса открывает для ценообразования фирмы возможность
маневра.
Факторы конкурентности
рынка
1. Возможность контролировать ценовую
ситуацию, зависящая от степени монополизации и конкуренции на рынке; в
отдельных случаях возможна ценовая конкуренция и даже ценовая война, но для современного
маркетинга более характерна конкуренция товаров и их качества;
2. Ценовая ситуация, зависящая от
конкуренции покупателей. Покупатель-монополист может диктовать цены или идти на
соглашение с продавцом; множество покупателей означает совершенную конкуренцию,
когда цена зависит от соотношения спроса и предложения.
Факторы характеристики
товара
1. Тип и степень новизны или
уникальность товара (на модные, престижные или редкие товары устанавливается
высокая цена в расчете на покупателей - "новаторов", или модников);
2. Стадия (этап) жизненного цикла
товаров;
3. Качество продукта. Чем оно выше, тем
выше цена (нередко в цене отражается представление покупателей о качестве
товара; не замечая его реальных свойств, такой покупатель переносит на него несуществующие
черты с субститутов).
Факторы канала
товародвижения
2. Управляемые каналы (конвенциональные
и вертикальные маркетинговые системы). Может быть достигнута договоренность об
общей политике цен, или сильнейший участник канала контролирует цены на всех
этапах товародвижения (обычно при этом имеется договоренность о квотах продажи
и прибыли).
Поскольку цена
обслуживает оборот по реализации и/или приобретению товаров, то соответственно
в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и производителя, и
потребителя продукции, что, в свою очередь, зависит от того, где, когда и при
каких условиях совершается сделка (покупка-реализация).
Для стоимостной оценки
результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и
мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с
особенностями приобретаемых (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.
д.) и продаваемых товаров;
Несмотря на множество
цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести
изменения в уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях
других цен. (Романов, 1995)
Это объясняется тем, что,
во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство;
во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны, между собой; в-третьих, имеет
место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного
механизма.
В зависимости от того,
какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные
группы.
По характеру
обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
Оптовые цены покупки и
продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную
продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями
(оптом).
К числу оптовых цен
относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители
реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным
предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других
видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы. НДС не
включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством
материально-технических ресурсов.
В международной торговле
сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и
совершаются они по оптовым ценам.
Биржевая цена также
считается оптовой. Розничные цены это цены продажи индивидуальному или
мелкооптовому потребителю, преимущественно населению. Отпускная цена на
предприятиях общественного питания особая форма розничной цены. Цены на услуги
населению также особый вид розничной цены. В сфере обращения действуют
скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная).
Разница между ценой
реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой
предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (наценку).
Разница между оптовыми
ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами
представляет собой торговую наценку (скидку). (Романов, 1995)
2. В зависимости от
государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке
различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.
Свободные цены (рыночные
цены) это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе
спроса и предложения на данном рынке.
К свободным ценам
относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса цена,
которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения рыночная цена,
указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена
производства цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением
средней прибыли на весь авансированный капитал.
Регулируемые цены это
цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ,
правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены,
в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают
какие-либо ограничивающие их уровень условия.
Регулируемые цены, в свою
очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые,
пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:
Предельные цены это такие
цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или
услуг.
Фиксированные цены это
цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только
по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.
3. По способу
установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды
цен устанавливаются в договоре, контракте.
Твердые цены называют еще
постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания
договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному
договору, соглашению, контракту.
Обычно в договоре
делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит». Твердые цены
применяются в сделках:
• с немедленной
поставкой;
• с поставкой в
течение короткого срока;
• предусматривающих
длительные сроки поставки. При длительных сроках поставки указанная в договоре
оговорка «цена твердая, изменению не подлежит» должна присутствовать
обязательно. Подвижная цена такая цена, когда в договоре предусмотрено, что
цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в
дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится
(повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена,
зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта
оговорка называется «оговорка о повышении и понижении цены».
Скользящая цена - это
цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной
договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени,
необходимый для изготовления продукции. (Например, когда имеет место инфляция,
устойчивое изменение цен на ресурсы и т. д.)
Скользящие цены
устанавливаются обычно на товары с длительным сроков изготовления, например
сложное промышленное оборудование, суда.
4. По способу получения
информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены. На эти виды
цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены
в договоре или контракте.
Публикуемые цены - это
цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым
ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены
аукционов, торгов.
Справочные цены - это
цены, публикуемые в различных печатных изданиях. Источниками справочных цен
являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные
каталоги, прейскуранты.
Справочные цены могут
быть, во-первых, номинальными, то есть не связанными с реальными коммерческими
операциями. Номинальные цены применяется в качестве базы при заключении сделок.
Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену
часто называют базовой или базисной ценой, так как она применяется в качестве
исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. В качестве базисной
цены понимают цену товара определенного качества, спецификации, в заранее
установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте). Эти цены,
как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер
скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%.
Номинальной называют
биржевую котировальную цену за товар, по которому в день котировки не было
заключено сделок.
Во-вторых, справочные
цены могут быть ценами, отражающими прошлые елки, операции, совершенные за
истекший период (месяц, неделю). Базовые цены широко применяются в кредитной
практике. Так, при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на
пополнение оборотных средств используются базовые цены. Базовыми ценами считают
цены, действовавшие на 1 число месяца, в котором получен кредит, что должно
быть оговорено в соглашении.
Цены фактических сделок
также являются справочными. Однако эти цены регулярно не публикуются, а
появляются в печати эпизодически.
Цены предложения крупных
фирм также есть справочные цены, так как первоначальные цены в результате
уторговывания обычно снижаются. Прейскурантные цены это вид справочной цены,
публикуемый в прейскурантах, то есть справочниках фирм-продавцов. Цены
прейскурантов и каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на
запросы покупателей.
В целом справочные цены
играют роль отправной точки, с которой начинаются уторговывание цен при заключении
сделок. (Котлер, 1996)
Расчетная цена
применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое
обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и
обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических
и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно
устанавливаются лишь после в исполнения заказа.
На уровень расчетной цены
определенное влияние оказывает то обстоятельство, что специальные машины и
оборудование чаще всего выпускают фирм фактически господствующие в данной
сравнительно узкой области. Производимое ими оборудование связано с
запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием
высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на специальное
оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически невозможно
использовать для сравнения при выборе уровня цены.
Цены предыдущих сделок
используются в случае относительной стабильности цен на машины и оборудование.
Они практикуются при размещении заказов в условиях устойчивых связей между
контрагентами.
5. Вид цены довольно
часто определяется видом рынка, на котором она образуется. В зависимости от
вида рынка различают: цены товарных аукционе биржевые котировки, цены торгов.
Цены товарных аукционов.
Аукцион это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Они
проводятся, как правило, один или н сколько раз в год, чаще всего в
традиционной для каждого аукциона форм. Цены аукционов это цены публичной
продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную
покупателем партию товаре (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате
изменения соотношения между спросом и предложением. Особенностью аукциона
является наличие в большинстве случаев многих покупателей и одного или
нескольких продавцов. На аукционах, в отличие, например, от бирж, продаются
реальные товары со строго индивидуальными свойствами. Аукционная цена может
существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку
отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также в
значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.
Цены аукционов
используются на продукцию лесного, сельского хозяйство рыболовства, в торговле
пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и
искусства.
Биржевые котировки
представляют собой цены специально организованного и, в отличие от аукционов,
постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых
товаров. На товарных биржах продают сельскохозяйственное непродовольственное и
лесное сырье (хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру), цветные и
драгоценные металлы, нефтепродукты, зерновые и т. д.
Биржевые котировки
являются ценами реальных контрактов, в то же время они служат ориентиром для
установления цен по товарам, реализуемым по обычным договорам, контрактам.
Цены торгов - это цены
особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на
поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по
заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Тендер
предполагает привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции
предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных
условий сделки для ее организаторов. Другими словами, цены торгов опосредуют
особую форму торговли, когда несколько конкурентов предлагают заказчику свои
проекты по выполнению определенных работ, из которых он впоследствии выбирает
самый эффективный.
Отличительной чертой
такой формы торговли является наличие нескольких продавцов (оферентов) и одного
покупателя (заказчика), который из этих предложений выбирает наиболее выгодное,
в том числе и по цене, предложение.
6. С учетом фактора
времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены. (Романов, 1995)
Постоянная цена, срок
действия которой заранее не определен. Сезонная цена, срок действия которой
определен периодом времени.
Ступенчатая цена ряд
последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты
времени по предварительно определенной шкале.
7. Внутрифирменные цены.
Трансфертные цены - это
цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями
предприятия, фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию.
Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены. Цель трансфертного
ценообразования влиять на показатели работы каждого подразделения, занятого
изготовлением продукции, способствовать увеличению прибыли подразделений фирмы,
что должно в целом вести к увеличению прибыли фирмы.
Трансфертные цены
получили широкое распространение в хозяйственном обороте в капиталистических
странах, в том числе при обмене товарами и услугами в рамках международных
монополий, а также в рамках транснациональных компаний. Развитие
производственной кооперации явилось объективной основой расширения сферы
применения трансфертных цен.
Трансфертная цена может
устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги
(работы), в том числе управленческие.
8. По условиям поставки и
продажи различают следующие виды цен:
Цена-нетто - цена на
месте купли-продажи; цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий
купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида
«франке» и условия страховки). Дифференциация цен в зависимости от того, кто
продавец или покупатель берет на себя транспортные расходы, различается по виду
«франко». Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения
товара продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы.
Например, франко-склад продавца означает, что все расходы по доставке несет
покупатель, а франко-склад потребителя все расходы оплачиваются продавцом.
Различают единые цены с
включением расходов по доставке. Этот метод установления предполагает
формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от их
местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов,
которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Так, цена особенно
выгодна тем покупателям, которые удалены от места произведет редукции, и
фактические транспортные расходы в данном случае значительно придают средние.
9. Мировые цены - это
цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно
полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На
практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем
цен стран-экспортеров или импортеров, по другим ценами бирж, аукционов, по
готовым изделиям обычно ценами ведущих в мире производителей,
специализирующихся {изготовлении продукции данного вида. Мировыми считаются
цены, если соблюдаются следующие условия: 1) это цены крупных экспортных или
импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках; 2) сделок, носящих
регулярный характер; 3) сделок, предусматривающих платежи в свободно
конвертируемой валюте.
Свобода
предприятия в установление цен ограничивается не только потребительским
спросом, рыночной ценой и участниками каналов товародвижения, но и государством.
Можно выделить три степени такого ограничения, которые показаны в Табл.1.
Таблица 1.
Ограничение цен
государством.
Роль государства
|
Фиксированные
государством цены
|
Регулируемые государством
цены
|
Свободные (договорные)
цены
|
Государство устанавливает
цены
|
Государство устанавливает
правила для предприятий, в соответствии с которыми последние сами
устанавливают цены
|
Государство устанавливает
"правила игры" на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную
конкуренцию и монополизацию рынка
|
Государство может фиксировать
цены. Общая формула фиксирования цены чрезвычайно проста:
ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ = ЦЕНА
ФИКСИРОВАННАЯ (Романов, 1995)
а) вводя государственные прейскурантные
цены.
Государственный
прейскурант – это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который
утверждается и издается государственными органами ценообразования, а также
министерствами и ведомствами.
Различают
ситуацию, когда практически все цены являются прейскурантами (например, советская
экономика до 1987г.), и ситуацию, когда небольшая часть цен охвачена жестким
контролем. Обычно государство устанавливает прейскурантные цены на те товары,
которые образуют каркас системы цен: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги
городского транспорта, железнодорожные и авиационные тарифы, жилищно-коммунальные
услуги. Экономика весьма чувствительна к колебанию таких цен. Поэтому, фиксируя
на определенном уровне эти цены, государство оказывает воздействие на всю
систему цен.
Если
государство устанавливает цены, то это приводит к двум очень важным
последствиям.
1.
Если цена "свободна",то рост спроса приводит к росту цены. Если же
цена зафиксирована, то рост спроса приведет к дефициту.
а) В
данном случае велика вероятность возникновения явных ценовых диспропорций. К
этому обычно приводит практика устанавливания ценовых дотаций. Ценовые дотации
необходимы, если государством оптовые цены на товары (например, на продукты
питания) установлены выше розничных.
б)
Государство может на определенное время "заморозить", т.е.
зафиксировать на определенном уровне, рыночные цены. Причем практика
долгосрочного замораживания цен в странах с рыночной экономикой оказалась
крайне неэффективной, так как по различным причинам государству приходилось
соглашаться с требованиями производителей об увеличении цен на продукцию.
Эффективно лишь краткосрочное замораживание цен для восстановления ценовых пропорций
и подавления всплесков инфляции (примером может служить мультипликационный
эффект от повышения цен).
в)
Государство может зафиксировать цены монополиста или предприятия, занимающего
доминирующее положение на рынке и злоупотребляющего этим.
Доминирующее
положение – это исключительное положение предприятия на рынке определенного
товара, которое дает предприятию возможность оказывать решающее влияние на
конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иным образом
ограничивать свободу их деятельности.
2.
Государство может с той или иной степенью жесткости регулировать рыночные цены
следующими способами:
а).
Государство может установить предельный уровень цен на отдельные товары.
ЦЕНА РОЗНИЧНАЯ = ЦЕНА
ПРЕДЕЛЬНАЯ. (Романов, 1995)
Допустим,
государство установило предельный уровень цен на масло - 20 руб. за 1 кг. Это
значит, что производители, по согласованию с торговлей, могут установить любой
уровень цен
(18 руб.,19, 8, 1, ...
руб.), но розничная цена масла не должна быть выше 20 руб.
б). Государство может
установить предельные надбавки или коэффициенты к фиксированным ценам
прейскуранта.
ЦЕНА РОЗНИЧНАЯ = ЦЕНА
ПРЕЙСКУРАНТНАЯ+ПРЕДЕЛЬНАЯ НАДБАВКА.
в).
Государство может верхний предел розничной цены ее устанавливать, как в
случаях а) и б), а регламентировать лишь основные параметры, определяющие
уровень цен: величину прибыли производителя, скидки, величину косвенных
налогов, которыми облагаются товары.
Допустим, государством
установлен предельный размер прибыли для производителей гвоздей на уровне 50% к
себестоимости, а торговая скидка не должна превышать 15% оптовой цены
промышленности. Тогда розничная цена не должна превышать 201 руб.25 коп.
г).
Государство может установить предельный уровень разового повышения цен на
конкретный товар. Это делается для того, чтобы не допустить скачкообразного
роста цен. Например, во время проведения реформы цен в Польше в 1989 г. такой
уровень был установлен в 30%.
д).
Цены предприятий, занимающих монопольные или доминирующее положение на рынке,
могут прямо не фиксироваться государством. Однако в большинстве стран мира на
монопольные цены наложен строгий контроль..
е).
Государство может также воздействовать на рыночную цену, устанавливая цены
государственным предприятиям, которые на рынке выступают наравне с
предприятиями других форм собственности.
3. В
системе свободных (договорных) цен роль государства сводится только к
установлению "правил игры" на рынке, т.е. государство вводят ряд
запретов, которые должны ограждать участников рынка от добросовестной
конкуренции.
а).
Запрет на горизонтальное фиксирование цен - это запрет на соглашение двух и
более конкурирующих (потенциально конкурирующих) предприятий о поддержании цен
на определенном уровне. По российскому законодательству, как мы уже знаем, этот
запрет вступает в силу только в том случае, если предприятие, заключившее
такое соглашение, сможет занять доминирующее положение (более 35% рынка).
Например,
имеются два предприятия, выпускающих шариковые авторучки. Эти предприятия
являются конкурентами, так как выпускают один и тот же продукт на один и тот
же рынок. Допустим, первое предприятие занимает 15% рынка, а второе - 25%. По
отдельности эти предприятия не доминируют на рынке. Однако если между ними
будет достигнуто письменное или устное соглашение о фиксировании цен на
определенном уровне, то они на рынке с точки зрения ценообразования будут
рассматриваться как одно предприятие, и их совместная доля на рынке возрастет
до 40% (15%+25%)
Таким
образом они займут доминирующее положение (40% 35%) и, следовательно, смогут
оказывать ценовое давление на других производителей авторучек и потребителей.
б).
Запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителем навязывать
свои цены поставщикам и торговле.
Например,
до 1975 г. в США Закон Миллера-Тайдинга позволял производителям или оптовикам
навязывать свои цены розничной торговле.
Сейчас
розничную торговлю нельзя заставить соблюдать цены, разработанные
товаропроизводителями и оптовой торговлей, так как она свободна в установлении
цен. По действующему законодательству России данный запрет вводится только в
том случае, если производитель занимает доминирующее положение на рынке.
Государственное
регулирование цен значительно сужает рамки свободного рыночного
ценообразования. Проблема степени вмешательства государства в ценообразование
продолжает оставаться остро дискуссионной. Большинство развитых стран с
рыночной экономикой в период после второй мировой войны эволюционировали от
жесткого административного порядка ценообразования к мягкому, косвенному, как
правило, с помощью дифференцированной налоговой системы, или к полному
невмешательству в ценообразование. Однако все страны рыночной ориентации имеют
строгое антимонопольное законодательство, препятствующее предпринимателям
устанавливать прямо или путем сговора завышенные монопольные цены. С другой
стороны, как правило, запрещается демпинг и жесткая фиксация цен.
В России в переходный
период были установлены предельные наценки к розничной цене. Иногда вводятся
фиксированные цены на продукцию государственных предприятий, что, естественно,
сказывается на рыночных ценах.
Рыночная система в сфере лекарственного обеспечения была
введена с начала 90-х годов. Реформы коренным образом преобразили
фармацевтический сектор: проведена массовая приватизация аптечных организаций,
ликвидирована государственная монополия в реализации лекарственных средств,
ценообразование формировалось на основе рыночных механизмов. Результатом
проведенных реформ стало стремительное разрастание розничного и оптового
звеньев. (Немченко, 1999)
До начала экономических реформ в России существовала организационная
модель сети аптечных учреждений, которая хорошо сочеталась с административной
системой управления. Обеспечение населения и ЛПУ лекарственными средствами
осуществляли республиканские, краевые и областные объединения “Фармация”.
В связи с переходом к рыночным отношениям в России было
основательно разрушено звено оптовой торговли лекарственными средствами,
изменились условия и порядок обеспечения медикаментами организаций
здравоохранения. В результате реформ существенно снизился уровень социальной
защищенности населения.
Правовой
основой реорганизации аптечной службы стал Указ Президента Российской Федерации
от 24 декабря 1993 года №2284 “О государственной программе приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации”.
В
соответствии со статьей 72 Конституции России координация вопросов
здравоохранения стала находиться в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Это
главное и принципиальное положение, изменившее ранее существовавшие подходы к
лекарственному снабжению. В России аптеки приватизировались по решению органов
исполнительной власти и в соответствии с местными программами приватизации с
обязательным лицензированием их деятельности. Приватизация аптек в обоих
государствах осуществлялась на коммерческих или инвестиционных конкурсах,
обязательными условиями которых являлись: сохранение профиля аптек и перечня
услуг, включая отпуск лекарственных средств по бесплатным рецептам. Руководство
аптекой должно было осуществляться специалистом с высшим фармацевтическим
образованием, предъявлялся также ряд других требований. Несмотря на это, в
России крупномасштабной приватизации аптечных организаций не произошло, так
как, согласно позиции территориальных комитетов по управлению государственным
имуществом, вопросы приватизации аптек должны находиться в сфере мероприятий по
реформированию отношений собственности в здравоохранении.
Реформирование
аптечных организаций проводилось в двух направлениях: первое – принудительное
выделение аптек из территориальных государственных предприятий “Фармация” с
наделением их статусом юридического лица и второе – акционирование
государственных предприятий “Фармация”.
Изменения,
происшедшие в фармацевтической деятельности в России, можно свести к
следующему:
1.
Получение
лицензии на фармацевтическую деятельность.
2.
Применение
методов экономического и финансового анализа.
3.
Внедрение
международной формы бухгалтерского учета.
4.
Внедрение
современных торговых технологий с использованием компьютерной техники.
5.
Анализ баз данных
по структуре и характеру продаж с определением многих параметров.
6.
Изменения в
ценообразовании на лекарственные средства. (Артемова, 1998)
В России к
2000 году в 52 регионах использовалась фиксированная торговая надбавка, причем
чаще всего единая, - одинаковый процент для всех ЛС. Реже - регрессивная, т.е.
чем выше себестоимость препарата, тем ниже возможный процент надбавки. Преобладала
централизованная система лекарственного снабжения.
Большое
внимание уделялось систематизации информации о лекарственных средствах, что
обусловлено особой социальной значимостью самих лекарственных средств,
профилактики и лечения заболеваний человека. В силу этого отмечалось, что
информация о лекарственных средствах должна быть достоверной, клинически обоснованной
и доступной. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях рыночных
отношений, когда в результате интенсивного расширения номенклатуры ЛС на
фармацевтическом рынке потребность в объективной информации о них чрезвычайна
важна. В новых экономических условиях работали 12 центров медико-фармацевтической
информации.
Одним из
значительных изменений в работе аптечных организаций в рыночных условиях было
проведение маркетинговых исследований. Переход к рыночной экономике показал,
что в современных условиях способны выжить только те фармацевтические организации,
которые наиболее адекватно реагируют на запросы рынка лекарственных средств и
состояние макросреды.
Пытаясь
сделать резкий переход к рыночной экономике, Россия, как и ряд других (особенно
развивающихся) стран, столкнулась с множеством проблем, связанных со здоровьем
нации. Но ключевым моментом лекарственной политики, как и в любом другом
государстве, оставалась доступность лекарственных средств.
Развитие
розничной аптечной сети происходило гораздо медленнее. Это объясняли следующими
причинами: старые нормативы, более медленная окупаемость вложений и др. По
данным российских исследователей, в г. Москве в 1998 году было почти в два раза
меньше аптек, чем в среднем по России.
При
решении проблемы обеспечения доступности лекарственных средств населению
государство пошло по пути ограничения отпускных цен производителей и
импортеров, а также установления предельных размеров торговых надбавок
дистрибьюторов и аптек на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно
необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Постановлением
Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 29.03.99 г. N 347).
Анализ
такой политики государства в сфере ценообразования на лекарственные средства
показывает, что существенных результатов за прошедшие два года эта политика не
принесла. Не продуман механизм регистрации цен производителями и импортерами. В
результате, производители регистрируют заведомо завышенную цену, так что в
некоторых случаях наблюдается абсурдные ситуации, когда розничная цена на лекарство,
продиктованная конъюнктурными отношениями, ниже, чем зарегистрированная
отпускная цена производителя. (Моссиалос, Шейман, Шишкин, 2000)
Рост
цен на лекарства после введения механизма государственного регулирования в 2,5
раза опередил темпы роста инфляции. Более того, в принципе, определенный
государством в настоящее время механизм регулирования цен вообще теряет всякий
смысл, поскольку никакими нормативными документами не предусмотрена
ответственность производителей или импортеров за уклонение от регистрации
отпускной цены.
Действующее в
настоящее время законодательство, определяющее порядок регулирования цен на
лекарства, достаточно запутано и противоречиво, несмотря на усилия федеральных
и региональных законодателей. В сложных перипетиях нормативных документов по
регулированию цен на лекарственные средства, действующих на федеральном и
региональном уровне, не всегда под силу разобраться даже опытному юристу. Это
однозначно порождает и будет порождать многочисленные споры с Управлениями
Министерства по налогам и сборам РФ и Комиссиями по лицензированию
фармацевтической деятельности на местах, которые поставят в тупик не один
арбитражный суд. (Моссиалос, Шейман, Шишкин, 2000)
На сегодняшний
день ценообразование на лекарственные средства на федеральном уровне
регламентируются:
1.
Постановлением Правительства РФ от 29.03.99 N 347 "О мерах
государственного контроля за ценами на лекарственные средства" (вместе с
"Порядком государственной регистрации отпускных цен производителей и
установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на
лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств и изделий медицинского назначения");
2. Постановлением
Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах
по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (ред. от
30.06.97);
3.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.94 N 890 "О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения" (ред. от 05.04.99).
Формирование ясной и
четкой государственной политики в области ценообразования в фармации, которая
должна быть обеспечена законодательно, сегодня остается первостепенным
вопросом.
Анализ действующего
законодательства, нормативных актов в этой сфере показал их
непоследовательность, фрагментарность. Можно утверждать, что до сих пор
системное и полное государственное регулирование сферы ценообразования и лекарственного
обеспечения средств отсутствует, а роль государственных органов в этом
отношении ослаблена.
Сегодня идет работа с
большим количеством новых федеральных нормативных актов, постановлений,
приказов, инструкций, касающихся данной сферы. Однако выполнить требования
отдельных законодательных и нормативных документов бывает непросто по
нескольким причинам. Во-первых, понятия, термины, которые используются в
документах, часто противоречат друг другу. Во-вторых, большинство законов – это
законы непрямого действия, а требования многих подзаконных актов искажают их
смысл. В-третьих, требования различных документов не соответствуют друг другу,
поскольку в законах содержится множество ссылок на другие акты (правительственные,
ведомственные и др.).
Проблема ценообразования
на лекарственные средства стоит достаточно остро. Практика работы выявила ряд
существенных недостатков в действующей системе государственной регистрации цен
на лекарственные средства в субъектах Федерации. Это и громоздкий механизм
согласования, регистрации и перерегистрации цен, и различное понимание и
трактовка порядка введения в действие зарегистрированных цен налоговыми
органами, органами прокуратуры и субъектами хозяйственной деятельности в сфере
производства и торговли лекарственными средствами. Все эти недостатки приводят
к необоснованным потерям времени в ходе государственной регистрации цен и к
финансовым убыткам у предприятий-производителей, а самое главное — к повышению
цен.
03.12.99 Госдумой РФ была
принята поправка к Закону “О лекарственных средствах” (ст. 5), в соответствии с
которой государственному регулированию подлежат цены на все лекарственные
средства. Реализация этой поправки вызывает сомнения, поскольку нет адекватного
механизма. Сама необходимость государственного воздействия на ценообразование
на фармацевтическом рынке не ставится под сомнение. Но закон должен исключать
противоречия и разночтения, должен быть составлен таким образом, чтобы
обеспечивать неукоснительное выполнение. Именно поэтому подкомитет начал
заниматься разработкой механизма государственного регулирования процесса
ценообразования на фармрынке. (Артемова, 1999)
Перечень
ЖНВЛС предназначен для того, чтобы на препараты, которые входят в данный Перечень, предельные
отпускные цены производителей фиксируются государством в специальном реестре
цен, по препаратам Перечня происходит мониторинг цен в регионах России и организуются
закупки лекарств для ЛПУ и обеспечения льготных категорий населения за счет
бюджетных средств.
Вопросы
формирования и регистрации цен на лекарственные средства, включенные в Перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) регулируются
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.99 г. N
347 "Порядком государственной регистрации отпускных цен производителей и
установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на
лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств и изделий медицинского назначения" и утвержденным
10.05.99 г. Первым заместителем Министра экономики Российской Федерации
"Порядком согласования отпускных цен производителей на лекарственные
средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных
средств и изделий медицинского назначения".
Отечественные
производители регистрируют цены на лекарства из Перечня ЖНВЛС в рублях на
условиях "франко - склад". При этом к заявлению о регистрации цены
прилагается экономическое обоснование расчета регистрируемой цены по
соответствующим формам.
Производители имеют право перерегистрировать зарегистрированную цену в том же
порядке. При этом отпускать лекарственные средства по новой цене производитель
вправе с момента выдачи ему Минздравом РФ выписки из Государственного реестра
цен о новом уровне цен.
Оптовые
организации - импортеры, закупающие товар непосредственно у зарубежного
производителя, регистрируют цены на лекарства из Перечня ЖНВЛС в иностранной
валюте и в рублях по курсу ЦБ РФ на дату регистрации. В дальнейшем Минздрав РФ
корректирует цены в рублях при их очередной публикации с учетом изменения курса
иностранной валюты. Регистрируемая цена на импортное лекарственное средство
складывается из цены зарубежного производителя на условиях "поставка без
оплаты пошлины" и таможенных расходов.
Цены на
импортные лекарственные средства также могут быть перерегистрированы.
Группы,
входящие в состав Перечня ЖНВЛС:
I. Анестетики, миорелаксанты
II. Анальгетики, нестероидные
противовоспалительные препараты, средства для лечения ревматических заболеваний
и подагры
IV. Средства, влияющие на центральную
нервную систему
V. Средства для профилактики и
лечения инфекций
VI. Противоопухолевые,
иммунодепрессивные и сопутствующие средства
VII. Средства для лечения остеопороза
VIII. Средства, влияющие на кровь
IX. Средства, влияющие на
сердечно-сосудистую систему
X. Диагностические средства
XI. Антисептики и средства для
дезинфекции
XII. Средства для лечения заболеваний
желудочно-кишечного тракта
XIII. Гормоны и средства, влияющие на
эндокринную систему
XIV. Средства для лечения заболеваний
почек и мочевыводящих путей
XV. Средства для лечения
офтальмологических заболеваний, не обозначенные в других рубриках
XVI. Средства, влияющие на матку
XVII. Средства, влияющие на органы
дыхания
XVIII. Растворы, электролиты,
средства коррекции кислотного равновесия, средства питания
XIX. Витамины и минералы
Постановление
Правительства РФ N 347 от 29.03.99 г. устанавливает порядок регулирования цен
на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖНВЛС, утвержденный
Постановлением Правительства РФ N 478 от 15.04.96 г. (в ред. 20.05.99 г.).
Приказом Минздрава РФ N 30 от 26.01.2000 г. утвержден новый Перечень ЖНВЛС, не
совпадающий с Перечнем, утвержденным Правительством РФ. В ряде регионов
утвержден свой "региональный" Перечень ЖНВЛС.
Формально, с
юридической точки зрения, при формировании цен на лекарства, цены на которые
подлежат государственной регистрации, следует пользоваться именно
Правительственным Перечнем ЖНВЛС. Однако, многие местные региональные акты,
устанавливающие порядок ценообразования, ссылаются на местный перечень ЖНВЛС
или на Перечень Минздрава РФ.
Порядок установления
надбавок и скидок на лекарственные средства регламентируется распоряжением от 8
августа 2002 года N 1420-ра.
Надбавки для организаций оптовой торговли независимо от
количества посредников:
На
наркотические лекарственные средства, включенные в Перечень наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в
Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.06.1998 N 681 (далее - Перечень N 1) - не более 30%:
- от
фактической отпускной цены отечественного производителя лекарственных средств
(не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены производителя);
- от
контрактной цены иностранного производителя лекарственных средств (не
превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены производителя в
иностранной валюте, пересчитанной в рубли по курсу Центрального банка
Российской Федерации на дату ее государственной регистрации).
На
лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации:
- 15%
от фактической отпускной цены (без учета налога на добавленную стоимость)
отечественного производителя лекарственных средств (не превышающей цену
государственной регистрации) при их прямых закупках.
Под
фактической отпускной ценой понимается цена, по которой производитель
фактически отпускает лекарственное средство и которая указывается в договоре
купли-продажи и сопроводительной документации на товар (накладных и т.п.);
-
20% от контрактной цены иностранного производителя лекарственных средств (не
превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены производителя в
иностранной валюте, пересчитанной в рубли по курсу Центрального банка
Российской Федерации на дату ее государственной регистрации).
Контрактная
цена в валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской
Федерации на дату оприходования товара и должна учитывать предоставленные
производителем товарные или финансовые скидки.
Расходы,
связанные с таможенным оформлением груза (таможенные пошлины и сборы за
таможенное оформление), включаются дополнительно сверх торговой надбавки, при
этом контрактная цена (без торговой надбавки) с учетом расходов, связанных с
таможенным оформлением груза, не должна превышать зарегистрированную предельную
отпускную цену производителя;
-
10% от отпускной цены (без учета налога на добавленную стоимость) организации
оптовой торговли, закупающей лекарственные средства за счет собственных средств
непосредственно у производителей.
Для
организаций розничной торговли:
На
лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства Российской
Федерации от 20.03.2003 N 357-р (далее - Перечень N 2), - не более 25% от
фактической отпускной цены организации оптовой торговли.
На
лекарственные средства, не включенные в Перечень N 2, - не более 35% от
фактической отпускной цены организации оптовой торговли.
Для
организаций розничной торговли, являющихся налогоплательщиками единого налога,
формирование цены на лекарственные средства осуществляется от цены организаций
оптовой торговли с учетом налога на добавленную стоимость.
При
отпуске производителями лекарственных средств организациям оптовой торговли или
аптечным организациям (прямые поставки от производителя) по договору комиссии с
предоставлением комиссионного вознаграждения цена на лекарственные средства,
реализуемые организациями оптовой и розничной торговли, не должна превышать
фактическую отпускную цену производителя (но не выше зарегистрированной) с
учетом установленной предельной оптовой или розничной надбавки (независимо от
количества участников в товародвижении).
При
поставке организациями оптовой торговли лекарственных средств аптечным
организациям по договору комиссии по ценам, сформированным организацией оптовой
торговли с использованием суммарной оптовой и розничной надбавок с предоставлением
комиссионного вознаграждения аптечным организациям, указанная розничная цена не
должна превышать отпускную цену производителя (не выше зарегистрированной
отпускной цены) с учетом установленного предельного уровня торговых надбавок.
Организации
оптовой торговли, содержащие на своем балансе аптеки без образования
юридического лица, но имеющие лицензию на право розничной торговли, могут
формировать розничные цены на лекарственные средства с применением одновременно
оптовой и розничной надбавок при условии раздельного учета по оптовому и
розничному звену.
Остатки
лекарственных средств не подлежат переоценке и реализуются с установленными
ранее торговыми надбавками.
Термин “контрактная цена”
определяется как цена, зафиксированная в контракте на поставку экспортируемого
или импортируемого товара. А значит, в случае достижения сторонами контракта
договоренности о предоставлении скидки в контракте будет зафиксирована цена
поставляемого товара за минусом скидки. Именно эта цена и будет являться контрактной
ценой. Пересчет контрактной цены в рубли производится по курсу ЦБна дату
таможенного оформления или по курсу фактического приобретения валюты,
подтверждаемому соответствующими документами (См. Табл. 2).
Таблица 2.
Пример спецификации к договору (контракту) при
предоставлении импортером товарной скидки:
Наименование товара
|
Количество
|
Контрактная цена
|
Сумма
|
Анальгин
|
5000
|
0,3
|
1500
|
Но-шпа
|
1000
|
3,0
|
3000
|
Итого к оплате:
|
|
|
4500
|
Таблица 3.
Товарная скидка импортера
Анальгин
|
100
|
0,3
|
30
|
Но-шпа
|
20
|
3,0
|
60
|
Итого:
|
|
|
90
|
Контрактная стоимость
|
|
|
4590
|
Так, при
предоставлении импортером товарной скидки в бухгалтерском учете товар
приходуется полностью по контрактной стоимости, реализуется в установленном
порядке с получением валового дохода (прибыли) и уплатой всех налогов.
(Немченко, 1999)
Пример спецификации к
договору (контракту) при предоставлении импортером финансовой скидки
Наименование товара
|
Количество
|
Контрактная цена
|
Сумма
|
Анальгин
|
5000
|
0,3
|
1500
|
Но-шпа
|
1000
|
3,0
|
3000
|
Контрактная стоимость
|
|
|
4500
|
Финансовая скидка
|
|
|
250
|
Итого к оплате:
|
|
|
4250
|
Ценовая
политика в сфере управления лекарственным обеспечением населения
и учреждений здравоохранения является неотъемлемой составной частью общей
экономической политики государства. И от того, насколько она действенна
и совершенна, в конечном итоге зависят интересы всех участников
фармацевтического рынка — от производителя до потребителя.
ЛС
являются социально значимой продукцией, поэтому даже в условиях экономического
кризиса фармацевтическое производство в меньшей степени подвержено риску спада,
чем какое-либо другое.
Кроме
производственных и рыночных факторов, значительное влияние на формирование цены
на ЛС оказывают регуляторные и финансово-законодательные механизмы, уровень расходов
на НИР, конкуренция со стороны генериков, параллельный импорт.
Процедура
ценообразования на
медикаменты выглядит следующим образом:
·
сначала субъект
хозяйствования рассчитывает расчетную отпускную цену в рублях;
·
затем производит
условный пересчет расчетной отпускной цены в долларовый эквивалент на дату
формирования цены (при этом размер торговой надбавки устанавливается на дату
формирования цены и не подлежит пересмотру в сторону увеличения в связи с
изменением курса доллара);
·
определяет
уровень дифференцированной торговой надбавки в зависимости от полученной
величины долларового эквивалента расчетной отпускной цены;
·
формирует
розничную цену исходя из расчетной отпускной цены и дифференцированной торговой
надбавки.
Таким
образом, действующее в настоящее время законодательство, определяющее порядок
регулирования цен на лекарства, достаточно запутано и противоречиво, несмотря
на усилия федеральных и региональных законодателей.
1)
Федеральный Закон "О лекарственных средствах" от
22 июня 1998 года № 86-ФЗ
2)
Постановление
Правительства Российской Федерации «О мерах государственного контроля за ценами
на лекарственные средства» от 9 ноября 2001 г. № 782.
3)
Постановление
Правительства РФ от 29 марта 1999 г. № 347 «О мерах государственного контроля
за ценами на лекарственные средства (ЛС)»
4)
Постановление
Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 478 «Об утверждении перечня жизненно
важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения»
5)
Постановление
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 (в редакции
постановления от 3 августа 1998 г. № 882).
6)
Артемова Н.В. Современный фармацевтический рынок: состояние
и тенденции развития//Фармация. — 1998. — № 4. — С. 57–59.
7)
Котлер Ф. «Основы маркетинга». Пер. с английского, 1996 г.
8)
Моссиалос Э., Шейман И., Шишкин С. Регулирование цен —
средство защиты потребителя//Фармац. вестн. — 2000. — № 36. — С. 10.
9)
Немченко
А.С. Фармацевтическое ценообразование. — Харьков: Фирма «Радар», 1999. — 200 с.
10)
Романов А.Н. «Маркетинг». М.: Банки и биржи, 1995 г.