Учет расчетов с бюджетом

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,88 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет расчетов с бюджетом

Оглавление:

Введение__________________________________________________________ 2

1. Учет расчетов с бюджетом__________________________________________ 3

2. Налог на добавленную стоимость____________________________________ 5

2.1. Порядок ведения бухгалтерского учета по налогу на добавленную стоимость        5

2.2. Особенности организации аналитического учета НДС_____________ 12

2.3. Расчеты с бюджетом по НДС на основе счетов-фактур____________ 18

3. Налог на прибыль________________________________________________ 24

3.1. Учет и расчет с бюджетом по налогу на прибыль_________________ 24

4. Налог на имущество предприятия___________________________________ 29

4.1. Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество______________ 29

Заключение_______________________________________________________ 30

Литература_______________________________________________________ 32
































Введение

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От четкости или не четкости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых последний, на мой взгляд, заинтересован не меньше первого.

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За десять прошедших лет было много, видимо даже слишком много, от­дельных частных изменений, но основные принципы учета расчетов с бюджетом  сохраня­ются.

Цель данной работы является описание методов отражения в бухгалтерском учете предприятия расчетов с бюджетом.






1. Учет расчетов с бюджетом

В соответствии с законодательством Российской Федерации налогообложение предприя­тий предполагает:

§  определение размера объекта налогообложения;

§  расчет суммы причитающего­ся с предприятия налога на основе сформировавшегося в учете пока­зателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (как правило, процентной);

§  осуществление расчетов с бюджетом по начисленным нало­говым платежам;

§  составление и представление в налоговые органы налоговых де­клараций.

Подавляющее число показате­лей, составляющих базу налогооб­ложения, в том числе главные из них - объем реализации продук­ции (товаров, услуг) и сумма по­лученной прибыли, отражаются в системном бухгалтерском учете предприятия.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64) отражаемые в отчетности суммы расчетов с налоговыми органа­ми и внебюджетными государственными фондами должны быть согласованными с ними и тождест­венными. Оставление на балансе не отрегулирован­ных сумм по этим расчетам не допускается.

В системе расчетных взаимоотношений пред­приятий денежные расчетные отношения с госу­дарственным бюджетом и государственными, вне­бюджетными фондами (социальными, дорожными, экологическими и др.) занимают особое место.

Организация их аналитического учета долж­на строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет и платежей во внебюджет­ные государственные фонды. Поэтому каждое предприятие открывает по соответствующим синтетическим счетам субсчета в их развитие.

Для учета этих операций используется счет 68 "Расчеты с бюджетом", к которому открыва­ются субсчета по видам налоговых платежей. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса (стр. 246), а кредитовый — в пассиве (стр. 626).

Не допускается свертывать сальдо. Так, ес­ли, в Главной книге по дебету (кредиту) счета 68  отражено  сальдо 5000 тыс. руб. (85000 тыс. руб.,), то в активе баланса должно быть отражено 5000 тыс. руб., а в пассиве — 85000 тыс. руб. Грубейшей ошибкой будет отра­жение в пассиве баланса свернутого сальдо по счету 68 - 80000 тыс. руб. (85000 - 5000). При этом следует помнить, что в балансе задолжен­ности по счету 68 должны быть отражены в суммах, согласованных с налоговым органом, для чего необходимо выверить взаимные расчеты.

Общие требования к расчетам с бюджетам по налогам и сборам.

В зависимости от источников, за счет которых предприятия уплачивают налоги (дебет счета 68, кредит счетов 51, 52), различают нало­ги и сборы:

§  уплачиваемые потребителями продукции, ра­бот, услуг (дебет счета 90 кредит счета 68) — НДС и акцизы;

§  включаемые в себестоимость продукции, ра­бот, услуг (дебет счетов 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44, 97 кредит счета 68) — транспортный налог, земель­ная пошлина, таможенная пошлина, арендная пла­та за землю, налог на воду;

§  уплачиваемые за счет балансовой прибыли ебет счета 99 кредит счета 68) до ее нало­гообложения — налог на имущество, на содержа­ние жилищного фонда и объектов социально-куль­турной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений, налог на рекламу;

§  уплачиваемые из балансовой прибыли е­бет счета 99 кредит счета 68) — налог на прибыль;

§  уплачиваемые за счет чистой прибыли (дебет счета 99 кредит счета 68) — сбор за право торговли, за право винно-водочной торговли, сбор со сделок купли-продажи иностранной валюты, налог на перепродажу авто­мобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, целевые сборы на содержание ми­лиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.

2. Налог на добавленную стоимость

2.1. Порядок ведения бухгалтерского учета по налогу на добавленную стоимость

1. Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость, используются счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и счет 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

     По дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (по соответствующим субсчетам "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам", "Налог на добавленную стоимость по работам (услугам) производственного характера", "Налог на добавленную стоимость при осуществлении капитальных вложений", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам" и другим субсчетам, вводимым в случае необходимости) организация отражает суммы налога по приобретенным материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам и другим ценностям, работам и услугам в корреспонденции с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.

     Суммы налога на добавленную стоимость, фактически полученные (подлежащие получению) от покупателей (заказчиков) за реализованные им товары, продукцию, работы, услуги и другие ценности, отражаются по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" и дебету счетов учета реализации.

     Суммы налога на добавленную стоимость, фактически полученные (подлежащие получению) от покупателей за реализованные им товары, продукцию, работы, услуги и другие ценности и отражаемые по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", уменьшаются на суммы налога по приобретенным (оприходованным) ценностям, учитываемым по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (по соответствующим субсчетам) по мере их оплаты поставщикам (подрядчикам) или при наступлении соответствующих оснований путем списания оплаченных (засчитываемых) сумм налога с кредита счета 19 в корреспонденции с дебетом счета 68 "Расчеты с бюджетом".

     В случае если для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) принимается по мере ее оплаты сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая получению от покупателей (заказчиков) по реализованным товарам (работам, услугам), основным средствам и прочему имуществу и учтенная по кредиту счетов 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" в части, превышающей сумму налога, подлежащей перечислению в бюджет по расчету в соответствии с налоговым законодательством, учитывается по кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" на отдельном субсчете.

2. Суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, иному имуществу, а также по товарам и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию на непроизводственные нужды, списываются с кредита счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", соответствующих субсчетов на дебет счетов учета источников их покрытия (финансирования).

     Суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, иному имуществу, а также по товарам и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога, списываются на дебет счетов учета затрат на производство (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др.), а по основным средствам и нематериальным активам учитываются вместе с затратами по их приобретению.

3. В случае использования товарно-материальных ценностей не только на производственные, но и на непроизводственные нужды сумма налога по ранее приобретенным и оплаченным товарно-материальным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", определяется расчетным путем исходя из количества и стоимости списываемых на производственные или непроизводственные нужды товарно-материальных ценностей. В случае отпуска товарно-материальных ценностей на непроизводственные нужды после списания налога со счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" производится восстановление соответствующих сумм налога по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" в корреспонденции со счетами учета источников их покрытия (финансирования) (см. п.15).

4. Сумма налога, выделенная отдельно в первичных документах по поставленной (отгруженной) продукции (выполненным работам, услугам), иным ценностям, в составе выручки от реализации отражается по кредиту счетов учета реализации в корреспонденции со счетами расчетов с покупателями и заказчиками. Одновременно указанная сумма налога отражается по дебету счетов 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

     В случае возврата покупателем (заказчиком) продукции (без ее замены) данные, ранее отраженные на счетах бухгалтерского учета операций по реализации продукции и сумм налога на добавленную стоимость, должны быть уточнены путем внесения исправительных записей на соответствующие счета.

5. Организации розничной торговли и общественного питания отражают на кредите счета 68 "Расчеты с бюджетом" соответствующего субсчета сумму налога, относящуюся к разнице между продажной и покупной стоимостью товаров (к торговой надбавке или скидке), в корреспонденции с дебетом счета 90 "Продажи".

6. При получении авансов (предварительной оплаты) при поставке товаров, продукции, иных ценностей либо под выполнение работ (услуг), а также при оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности, вся сумма, указанная в документах по полученным авансам (оплате), отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет "Авансы полученные".

     Одновременно сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по установленной ставке на основании документов о полученных авансах (оплате), отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет "Авансы полученные" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость". При отгрузке продукции, выполнении работ (услуг) на сумму ранее учтенного налога на добавленную стоимость корректируется ранее сделанная запись (методом «красное сторно»).

7. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая получению (полученная) арендодателем от арендатора в составе арендной платы, списывается в кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" с дебета счета 99 "Прибыли и убытки". Суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате (уплаченные) арендодателем по хозяйственным операциям, связанным со сдачей имущества в аренду и расходы по которым относятся в дебет счета 99 "Прибыли и убытки", отражаются по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", соответствующего субсчета. Списание этих сумм налога со счета 19 производится в соответствии с налоговым законодательством.

Поскольку затраты, связанные со сдачей имущества в аренду, не подлежат отнесению в состав издержек производства и обращения, а учитываются в составе внереализационных расходов предприятия, отражаемых по счету 99, предприятию не предоставляется возможности списать НДС в зачет в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о НДС с отражением по дебету счета 68. В такой ситуации целесообразно отразить суммы НДС по приобретенным материальным ресурсам, работам, услугам, связанным со сдачей имущества в аренду, по дебету счета 99.

8. При получении организацией сумм денежных средств, если их получе­ние связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), указанные суммы от­ражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счетов соответствующих источников (счета 83 "Добавочный капитал", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", 86 "Целевые финансирование").

     Одновременно по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" в корреспонденции с дебетом счетов учета соответствующих источников отражается сумма налога на добавленную стоимость, причитающаяся в соответствии с налоговым законодательством к уплате в бюджет по расчету с этих сумм.

9. При оплате труда (включая выдачу премий, вознаграждений) товарами собственного производства, при передаче товаров собственного производства безвозмездно или по ценам ниже рыночных (в том числе своим работникам) налог на добавленную стоимость (в части превышения над суммами, отраженными через счета учета реализации) по таким товарам, продукции, работам, услугам отражается по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" (соответствующего субсчета) в корреспонденции со счетами учета соответствующих источников.

10. Налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении основных средств, учитывается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет "Налог на добавленную стоимость при осуществлении капитальных вложений" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". В момент принятия на учет основных средств суммы налога, подлежащие в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком возмещению, списываются с кредита счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет "Налог на добавленную стоимость при осуществлении капитальных вложений" в корреспонденции с дебетом счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

     При выполнении работ по строительству объекта хозяйственным способом сумма начисленного в соответствии с установленным порядком налога на добавленную стоимость в течение строительства отражается по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" в корреспонденции с дебетом счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". По мере ввода объекта расходы, связанные с его строительством (с учетом ранее начисленных сумм налога на добавленную стоимость), списываются с кредита счета 08 " Вложения во внеоборотные активы " в дебет счета 90 "Продажи". Одновременно по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета 90 "Продажи" отражается первоначальная стоимость объекта с учетом налога на добавленную стоимость, исчисленного по окончании строительства. В случае возникновения разницы между суммами налога, исчисленными в период строительства объекта и по мере ввода объекта в действие, разница подлежит списанию с дебета счета 90 в кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

11. Суммы налога на добавленную стоимость, перечисленные в бюджет, отражаются по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

12. Если предприятие приобретает материалы, которые будут использоваться для проведения ремонта здания непроизводственного назначения, финансируемого за счет собственных источников предприятия (фонд развития производства), то стоимость этих материалов на издержки производства и обращения не относится. Поэтому, учитывая положения п. 19 Инструкции N 39, суммы НДС по указанным материалам возмещению из бюджета не подлежат, отсюда следует, что материалы, используемые для ремонта, следует рассматривать как материалы, отпущенные на непроизводственные нужды предприятия. В этом случае, суммы НДС по указанным материалам подлежат отнесению за счет фонда развития производства (источника финансирования). В бухгалтерском учете предприятия это отражается следующим образом:

1) Д-т счета 10 - К-т счета 60 - оприходованы материалы, закупленные для проведения ремонта;

2) Д-т счета 19 - К-т счета 60 - НДС по закупленным материалам;

3) Д-т счета 84 - К-т счета 19 - НДС отнесен за счет собственных источников (фонда развития производства) (п. 2 письма Минфина РФ от 12.11.96 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами").

Если НДС по материалам, которые используются на непроизводственные нужды, ранее был предъявлен к возмещению из бюджета, то предприятию необходимо сделать в том отчетном периоде, в котором производится отпуск материалов на непроизводственные нужды (в данном случае - на ремонт помещений), следующие проводки:

4) Д-т счета 68 - К-т счета 19 – "красное сторно" восстановлен НДС по материалам, которые используются на проведение ремонта;

5) Д-т счета 84 - К-т счета 19 - НДС отнесен за счет собственных источников.

Если предприятие вместо отнесения на издержки производства и обращения суммы НДС, уплаченной по товарам, имеющим льготы, поставило соответствующую сумму к возмещению из бюджета.

Подобное нарушение налогоплательщика влечет следующие последствия, влияющие на дальнейший ход налогообложения:

У предприятия оказывается искаженной себестоимость продукции (работ, услуг), вследствие чего в бюджет поступает сумма налога на прибыль в большем, чем имеет место в действительности, размере.

Относительно первого последствия нужно сказать, что единственная санкция, которая может быть применена к предприятию за допущенное нарушение, состоит во взыскании с него пени в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки, согласно подп. "в" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Бухгалтерский учет налогоплательщика в этом случае будет строиться следующим образом:

1) Д-т счета 19 - К-т счета 60 (76) - выделен НДС по приобретенным товарам;

2) Д-т счета 68 - К-т счета 19 - НДС представлен к возмещению;

Исправительные проводки:

3) Д-т счета 99 - К-т счета 68 - начислены финансовые санкции (пени);

4) Д-т счета 68 - К-т счета 19 - красным сторно проводки 2;

5) Д-т счета 84 - К-т счета 19 - НДС отнесен за счет собственных источников.

Тем налогоплательщикам, которые допустили аналогичные нарушения, но самостоятельно выявили их, с целью избежания применения финансовых санкций как в виде штрафов, так и в виде пеней, необходимо предпринять следующие меры:

- внести исправления в бухгалтерский учет и отчетность, сделав соответствующие исправительные проводки:

1) Д-т счета 19 - К-т счета 60 (76) - выделен НДС по приобретенным товарам;

2) Д-т счета 68 - К-т счета 19 - НДС представлен к возмещению;

3) Д-т счета 19 - К-т счета 68 - обратная запись проводки 2;

4) Д-т счета 84 - К-т счета 19 - НДС отнесен за счет собственных источников;

- составить и представить в налоговые органы исправительные налоговые расчеты (п. 63 Инструкции N 39). При этом в них указывается только сумма выявленной разницы по сравнению с ранее представленными расчетами;

- перечислить причитающиеся суммы налогов в бюджет.

2.2. Особенности организации аналитического учета НДС

Учет НДС, подлежащего уплате в бюджет

Составляя рабочий план счетов, приказ об учетной политике, положение о документо­обороте в организации, необходимо помнить, что информация должна быть достоверной, ее полу­чение должно занимать минимум времени, а бухгалтерский учет надо вести так, чтобы при незначительных трудовых затратах можно было бы трансформировать его данные в информацию для управленческого учета и налоговых расчетов.

Рассмотрим один из возможных вариантов организации учета расчетов с бюджетом по НДС.

Допустим, что НДС, подлежащий уплате в бюджет, формируется на субсчете 68-2 "Расчеты с бюджетом по НДС". Попробуем определить, учет каких аналитических данных нужно вести на этом субсчете.

Для сверки расчетов с бюджетом, анализа уплаченных налогов, штрафных санкций по на­логам, пени надо знать не только общую сумму задолженности бюджету, но и ее расшифровку по налогу (подсубсчет 001), штрафам (002) и пени (003). Аналитический учет в таком разрезе можно вести с помощью современных систем автоматизации бухгалтерского учета.

Для аналитического учета некоторых данных нет необходимости вводить отдельные субсчета или подсубсчета к счету 68. Их можно получить, зная обороты в корреспонденции с определенны­ми счетами. Например, нас интересует не просто сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, а сколько составляет сумма НДС со ставкой 10 % и со ставкой 20 %. Так как учет реализации товаров с различными ставками НДС необходимо вести раздельно, можно открыть субсчета к счету 90 “Продажи" с различ­ными ставками НДС. Оборот по дебету счета 90 “Продажи", субсчет "Со ставкой НДС 10 %" и кредиту счета 68, субсчет 2, подсубсчет 001 показывает реализацию со ставкой НДС 10 %. Оборот по дебету счета 90, субсчет "Со ставкой 20 %" и кредиту счета 68, субсчет 2, подсубсчет 001 определяет сумму реализации со ставкой НДС 20 %.

Налогооблагаемой базой для НДС является стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), отражаемая по кредиту счетов 90, 91. Поэтому проанализируем, как можно организовать аналитический учет на сче­те 90, чтобы по его дебетовым оборотам и кредитовым оборотам по счету 68 получать не­обходимую информацию.

Счет 90 предназначен для обобщения инфор­мации о реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также для определения финансовых результатов от их реализации как на экспорт, так и внутри страны (первый уровень аналитических данных). Второй уровень — это реализация внутри страны в разрезе ставок НДС (16,67, 9,09, 20, 10 %). Учет можно вести по видам продукции (третий уро­вень аналитических данных), договорам поставок (четвертый уровень), местам реализации (пятый уровень) и т. п. Некоторые экономисты считают, что на каждый уровень аналитических данных можно завести свой субсчет к счету 90 и получать необходимую информацию. По мнению других, пользоваться субсчетом с номером в пять и более знаков неудобно, кроме того, иногда надо получить информацию, вытекающую из другой. Например, для управленческого учета, в первую очередь, важно знать, как проходит реализация в каждом подразделении, чтобы проанализировать, какое подразделение (отдел) организовало сбыт продукции лучше, и только потом управленческий учет будет интересовать, сколько продукции подразделение реализовало со ставкой НДС 10 % и 20 %. Для учета налогов прежде всего важно знать, сколько продукции реализовано со ставкой НДС 10 % и сколько со ставкой 20 %, а только потом — какое подраз­деление и сколько реализовало продукции. Да, и не все системы автоматизированного бухгал­терского учета позволяют иметь код субсчета более трех (двух) знаков. Поэтому, продумывая план счетов предприятия, надо четко представ­лять, какая информация будет аккумулироваться на субсчетах какого-либо счета, а какая будет собираться как аналитические данные опреде­ленного субсчета, сколько знаков будет исполь­зовано для кодирования номера субсчета.

Для уменьшения штрафных санкций необхо­димо также организовать учет и контроль за начислением НДС по материальным ресурсам, списанным на непроизводственные нужды и реа­лизованным на сторону; при безвозмездной пере­даче имущества другим предприятиям; на средства, полученные от других организаций и предприятий (за исключением средств, зачисляемых в уставные капиталы организаций (предприятий) их учреди­телями в порядке, установленном законодательст­вом Российской федерации; средств на целевое бюджетное финансирование, а также на осущест­вление совместной деятельности); доходу, полу­ченные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов (финансовой помощи) при отсутствии лицензий на осуществление банков­ской деятельности, а также средства от взимания штрафов, пени, выплаты неустоек, полученные за нарушение обязательств, предусмотренных дого­ворами поставки товаров (выполнения работ, ока­зания услуг); начислением НДС при реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, так как для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложив­шаяся на момент реализации, но не ниже факти­ческой себестоимости; по авансам и предоплатам полученным; НДС исчисленного с авансов и предоплат в предыдущем периоде, засчитываемых при реализации.

Учет НДС, подлежащего возмещению из бюджета

Рассмотрим, какие аналитические данные нужно получать на дебете счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет 2 "По НДС". Все проводки по дебету этого субсчета можно разделить на два типа.

Первый — это оплата налога, пени и штрафов непосредственно с расчетного счета предприятия или за счет переплаты по другим налогам. Эти проводки не вызывают трудностей у бухгалтеров, поскольку перечисления делают­ся в разрезе трех подсубсчетов: налог (001), штраф (002), пеня (003), таких же, как и в кредитовом обороте. Поэтому аналитический учет можно вести в разрезе этих подсубсчетов. Правда, необходимы дополнительные аналитиче­ские данные для дебетового оборота, в частности за какой период перечисляется налог: авансовый платеж за текущий квартал или оплата налога по расчету за предыдущий квартал. Эта инфор­мация приводится в платежном поручении. Прав­да, эти данные касаются только дебетового оборота по счету 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет 2 "По НДС". Поэтому нецелесообразно вводить отдельный подсубсчет для учета таких данных, а можно обойтись их аналитическим учетом, причем они могут быть закодированы или описаны текстом.

Второй тип — это проводки по учету НДС, предъявляемого бюджету к зачету, т.е. учиты­вающие суммы НДС, уплаченные предприятием его поставщикам и подрядчикам, возмещаемые бюджетом. Чаще всего при таких проводках используются данные кредита счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет 2 "По НДС", подсуб­счет 001 "Налог" и дебета счета 19. Также необходимо иметь аналитические данные для запол­нения "Расчета (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость". Так, для заполнения п. 1а расчета нужно знать сумму НДС по оприходованным оплаченным ценностям, в том числе по: материальным ресурсам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, работам, услугам производственного характера, нематери­альным активам, основным средствам, а также сумму НДС, уплаченного таможенным органам предприятиями и организациями, формирующи­ми цены на импортные товары (продукцию). Перечисленные аналитические данные можно учитывать на счете 68, субсчет 2, но они отра­жают обороты только по дебету этого счета. Поэтому целесообразнее получать их, исходя из конкретной корреспонденции счетов. Например, дебет субсчета 68-2/001 и кредит определенного субсчета счета 19 "НДС по приобретенным цен­ностям". Для этого при составлении рабочего плана счетов нужно определить, какие субсчета будут открыты к счету 19 и в разрезе каких аналитических данных нужно будет вести учет.

Предъявлять НДС к зачету следует только после оплаты материалов поставщику и оприхо­дования их на склад. Значит, необходимо вести учет НДС приходящегося на оприходованные, но неоплаченные материальные ценности, а также на оприходованные и оплаченные материальные ценности. Поэтому можно одну цифру номера субсчета к счету 19 отвести для оплачен­ных или неоплаченных материальных ценностей, что облегчит контроль главному бухгалтеру и внутренним аудиторам, так как проводки с кредита счета 19 в дебет субсчета 68-2/001 могут быть только с кредита субсчета к счету 19, имеющего признак "оплачено". Однако не­обходимы данные не только в разрезе оплачен­ных или неоплаченных оприходованных матери­альных ценностей, но и по группам материаль­ных ценностей, на которые приходится та или иная сумма НДС, в частности, на: приобретенные материальные ресурсы, работы, услуги производственного характера, нематериальные активы, основные средства.

В зависимости от возможностей программы автоматизации бухгалтерского учета предпри­ятие само решает, будет оно выделять отдельный субсчет для сбора аналитических данных по выше перечисленным группам или будет собирать эту информацию в аналитическом разрезе.

Учет на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям" можно организовать следующим образом.

Первая цифра номера субсчета будет обозна­чать, оплачены (2) или не оплачены (1) оприхо­дованные материальные ценности; НДС, уплаченный на таможне (3).

Вторая цифра будет показывать группу ма­териальных ценностей, к которой относится НДС: 1. НДС по материальным ресурсам, учи­тываемым на счете 10 "Материалы". 2. НДС по материальным ресурсам, учитываемым на сче­те 41 "Товары". 3. НДС по работам (услугам) производственного харак­тера. 4. НДС по нематериальным активам. 5. НДС при осуществлении капитальных вложений. Та­ким образом, счет 19 "НДС по приобретенным ценностям" будет иметь следующие субсчета: 19-11 "НДС по неоплаченным, но оприходован­ным материалам", 19-12 "НДС по неоплачен­ным, но оприходованным товарам", 19-13 "НДС по работам (услугам производствен­ного характера) принятым, но неоплаченным", 19-14 "НДС по приобретенным, но неоплаченным нематериальным активам", 19-15 "НДС по при­обретенным, но неоплаченным капиталовложе­ниям", 19-21 "НДС по оплаченным и оприходо­ванным материалам", 19-22 "НДС по оплаченным товарам", 19-23 "НДС, оплаченный за работы (услуги) производственного характера", 19-24 "НДС, оплачен­ный по нематериальным активам", 19-25 "НДС, оплаченный при осуществлении капиталовложе­ний", 19-30 "НДС, уплаченный на таможне". Внутри каждого субсчета можно вести аналити­ческий учет по видам материалов, договорам, счетам, поставщикам и т.п.

Наличие таких аналитических данных позво­лит, по оборотам дебета счета, 68 "Расчеты с бюджетом", субсчёт 2 "По НДС", подсубсчет "Налог" и кредита соответствующего субсчета к счету 19 заполнять "Расчет (налоговую деклара­цию) по налогу на добавленную стоимость" и делать необходимые выборки для анализа дея­тельности организации.

НДС, уплаченный на таможне, подлежит возмещению после его уплаты и оприходования материальных ценностей на склад, независимо от того, были они оплачены или нет. На осно­вании таможенной декларации на получение материальных ценностей нужно дебетовать суб­счет 19-30 "НДС, уплаченный на таможне" и кредитовать, субсчет 68-9 "Расчеты с бюдже­том по таможне (импортная пошлина, НДС)", а на основании приемного акта — дебетовать субсчет 68-2 "Расчеты с бюджетом по НДС", подсубсчет 001 "Налог" и кредитовать субсчет 19-30 "НДС, уплаченный на таможне". Выполнять такие проводки можно на компьютерах с при­менением различных пакетов бухгалтерских про­грамм, которые позволяют делать сразу несколь­ко бухгалтерских проводок.

При такой постановке учета финансовая служба и руководители организации будут иметь всю информацию, необходимую для анализа; упростится подготовка данных для составления "Расчета (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость", ф. 2 приложения к балансу при составлении квартальной отчетно­сти; легче контролировать правильность предъ­явления бюджету уплаченного НДС за материальные ресурсы, что будет способствовать уменьшению штрафных санкций при проведении налоговых проверок.

2.3. Расчеты с бюджетом по НДС на основе счетов-фактур

   В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 предприятия всех организационно-правовых форм с 1 января 1997 г. перешли на расчеты с бюджетом по НДС на основе применения счетов-фактур.

   Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения журналов учета счетов-фактур двух видов: журнала учета выдаваемых покупателю счетов – фактур и журнала учета полученных от поставщиков счетов-фактур, форма книги продаж и книги покупок и требования к их ведению.

   Механизм применения счетов-фактур изложен в письме Госналогслужбы и Минфина РФ от 25 декабря 1996г. № ВЗ-6-03/890, № 109 " О применении счетов-фактур при расчетах по НДС с 1 января 1997 г.". Уже первые месяцы работы показали, что некоторые вопросы, касающиеся практической организации работы по реализации положений, установленных данным нормативным документом, нуждаются в дополнительных разъяснениях.  Из содержания письма (п.1) вытекает, что счета-фактуры являются инструментом дополнительного контроля за полнотой сбора НДС и не отменяют (а следовательно, сохраняют) все действующие формы расчетных и первичных документов, включая счета и счета-фактуры типовой формы 868 м 868а при применении счетов фактур отпадает сама собой (например, при методе расчета НДС на основе предъявленных расчетных документов). Однако если, как полагает государственная налоговая служба, счета-фактуры предназначены только для целей контроля, то возникает необходимость кроме счетов-фактур для осуществления непосредственно расчетных операций выписывать формы 868 и 868а. В этом случае это резко увеличивает объем работы за счет ее неоправданного дублирования.

   Письмом Госналогслужбы (п.9) предусмотрено, что бланки счетов-фактур должны быть заранее пронумерованы, а на предприятии должен  быть налажен достоверный количественный и номерной учет незаполненных бланков счетов-фактур. Это вызывает определенные трудности у тех предприятий, которые имеют филиалы, не находящиеся на отдельном балансе. Как представляется, в этом случае целесообразно вести отдельную нумерацию счетов-фактур: для филиала 1 с № 10001, филиала 2 с № 20001 и т.д., что позволит более четко осуществить контроль за использованием счетов-фактур филиалами и не нарушит общее требование обязательной нумерации.

   Филиалы и подразделения предприятий, находящиеся на отдельном балансе самостоятельно реализующие товары (работы, услуги), как представляется, должны самостоятельно осуществлять всю процедуру учета счетов-фактур для целей налогообложения.

   Предприятиям разрешен (п. 9) компьютерный вариант формирования счетов-фактур при обязательном соблюдении последовательности расположения и показателей формы счета-фактуры. Форма счета-фактуры утверждена постановлением Правительства и потому является унифицированной и межведомственной. Она обязательна к применению предприятиями всех организационно-правовых форм без каких-либо изменений.

   Вместе с тем в письме уточнено (п. 7), что при завершении расчетного периода до истечения десятидневного срока составление счетов и их регистрация должны быть произведены в том же отчетном периоде, в котором произведена реализация товара (работ, услуг). Так, если товары отгружены после 21 числа, то все счета-фактуры должны быть выписаны текущим месяцем и зарегистрированы в текущем месяце.

   Письмом (п. 3) предусмотрена как обязательная норма составление счетов-фактур в одном экземпляре (для своих целей) при получении авансов (Д-т 51, К-т 62) и средств от взимания штрафов (Д-т 51, К-т 62) и пеней (К-т счета 99), а также в двух экземплярах при безвозмездной передаче товаров, работ, услуг (Д-т счет 99 и счета 84, К-т 90), основных средств (К-т 91), нематериальных активов и прочего имущества (К-т 91). Хотя в письме Госналогслужбы и нет прямых на то указаний, но, как представляется, данная процедура должна быть соблюдена при отпуске продукции (работ, услуг) собственного производства на внутреннее потребление для непроизводственных целей (дебет счета 99, 94, 84, 86, кредит счета 90), для расчетов с работниками по оплате труда (дебет 70, кредит 90), а также при бартерных операциях (дебет 60, кредит 90).

   Существует мнение, что при отражении операций использования товаров (работ, услуг) на собственные цели для расчетов по оплате труда, при безвозмездной передаче и при договоре мены (по бартеру) необходимо изменить методологию учета и отражать указанные операции с использованием счета 62 в общеустановленном порядке с регистрацией указанных операций в книге продаж.

   Каждое предприятие осуществляет регистрацию выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, а полученных от поставщиков - в книге покупок. К книгам обеих форм предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет. Контроль за правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Книги ведутся для того, чтобы обеспечить получение полной и достоверной информации по НДС, начисленному за реализованные товары, работы и услуги (дебет счетов 90, 91 кредит счета 68) на основе книги продаж и подлежащему зачету (дебет счета 68, кредит счета 19), на основе книги покупок или восстановлению (дебет счетов 20, 29, счета 99, счетов 94, 84, 86, кредит счета 68) по НДС, уплаченному (дебет счета 19, кредит счетов 60, 76) в соответствии с требованиями Инструкции 39 ГНС.

   Ведение книги продаж имеет особенности в зависимости от того, какую учетную политику приняло предприятие для учета процесса реализации - по мере отгрузки продукции, работ, услуг (по предъявленным счетам) или по кассовому методу (по оплаченным счетам).

   При учете процесса реализации по мере отгрузки (по предъявленным счетам) в книге продаж регистрируются в хронологической последовательности выписанные счета-фактуры, врученные покупателям за отгруженную продукцию (работы, услуги) и товары (дебет счета 62, кредит счета 90), основные средства (дебет счета 76, кредит счета 91) и другое имущество (дебет счета 62, кредит счета 91).

   При использовании кассового метода счета-фактуры выписываются и регистрируются в книге продаж по мере поступления денег в кассу, на расчетный или валютный счет предприятия. В случае частичной оплаты товаров (работ, услуг) в книге продаж производится регистрация каждой суммы, поступившей при частичной оплате с указанием реквизитов счета-фактуры, составленного на отгрузку этого товара (работ, услуг) с пометкой "частичная оплата".

   Таким образом, итоговые суммы книги продаж за отчетный период предназначены для определения подлежащего к начислению НДС (дебет счетов 90,91 кредит счета 68). В книге продаж также должны быть зарегистрированы и все авансовые поступления (дебет счетов 50, 51, 52, кредит счета 62), а также составленные предприятием счета-фактуры при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) (дебет субсчета 99, счета 84, кредит счета 90), основных средств и НМА (кредит счета 91) и другого имущества (кредит счета 91). В дальнейшем по мере фактического отпуска товаров, выполнения работ, оказания услуг, суммы предоплаты (авансов) отражаются повторно в книге продаж сторнировочной записью и регистрируют новый счет-фактуру на всю поставку.

    В ней же подлежат регистрации итоговые данные за день контрольно-кассовой машины при реализации предприятием товаров, работ, услуг населению за наличный расчет, а также бланки строгой отчетности взамен счетов-фактур в предприятиях, где услуги населению оказываются без применения контрольно-кассовых машин. Возможно, целесообразно в данном случае по итогам работы за день составить один общий счет-фактуру для его регистрации в книге продаж, хотя такая процедура письмом Госналогслужбы не предусмотрена.

   По предложенной в письме схеме ведения книги продаж содержащихся в ней сведений явно недостаточно для того, чтобы ее итоговые данные использовать для начисления в бюджет НДС (дебет счета 90 кредит счета 68). Так, в книге продаж не предусмотрено отражение операций с внутренним использованием продукции (работ, услуг) на непроизводственные цели (дебет счета 99 кредит счета 90), направленной на оплату труда (дебет счета 70, кредит счета 90), при выполнении хозяйственным способом работ по капитальному строительству. В указанных случаях начисляется НДС; представляется необходимым также составить счета-фактуры на общую сумму за месяц и зарегистрировать их в книге продаж. Это позволит избежать необходимых дополнительных выборок и сосредоточить в полном объеме сведения о своей реализации продукции.

   В книге покупок регистрируются оплаченные счета-фактуры поставщиков (дебет счетов 60, 76 кредит счетов 50, 51, 52) за приобретенные основные средства и нематериальные активы (дебет счетов 07, 08 кредит счета 60 или 76), поступившие производственные запасы (дебет счета 10), товары (дебет счета 41) и оказанные услуги, потребленные на производственные цели (дебет счетов 20 25, 26, 29, 97, 96) и непроизводственные (дебет субсчета 99).

   Итоговые данные книги покупок служат основанием для зачета НДС уплаченного (дебет счета 68, кредит счета 19). Произведенные предприятием авансовые платежи в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) не отражаются в книге покупок, так как по ним не производится зачет НДС входящего (уплаченного). Это связано с тем, что принятие к зачету НДС по приобретенным товарам и материальным ресурсам осуществляется при соблюдении двух обстоятельств - оплате счетов-фактур и оприходования товаров.

   Как представляется, с целью получения более полной и достоверной информации о суммах НДС, подлежащих зачету в книге покупок, должны быть зарегистрированы также все счета-фактуры и чеки кассовых аппаратов при наличии товарных чеков за материалы, работы и услуги, оплаченные наличными из кассы (дебет счетов 60, 76, кредит счета 50) или из подотчетных сумм (кредит счета 71).

   О порядке ведения журналов учета счетов-фактур. Постановлением Правительства предусмотрено наличие на каждом предприятии двух видов журналов учета счетов-фактур: журнала учета выдаваемых покупателям счетов-фактур и журнала учета полученных от поставщиков счетов-фактур. Все счета-фактуры, хранящиеся в журналах учета счетов-фактур, должны быть пронумерованы с начала года. Такая необходимость обусловлена тем, что в указанных журналах помимо счетов-фактур предусмотрено хранение и других документов, зарегистрированных в книге продаж и книге покупок, в частности таможенные декларации или их копии.

   Указанные журналы следует рассматривать не как самостоятельные (дополнительные) регистрационные журналы, а как установленную форму обязательного отдельного хранения всех счетов-фактур выданных покупателям (полученных от поставщиков) в хронологическом порядке их выдачи (получения) в специальных папках (скоросшивателях).

   Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов:

1. Предложенная в письме схема ведения счетов-фактур и их регистрации в книге продаж и покупок значительно усложнила работу предприятия, породили дублирование.

2. По предложенной схеме данные книги продаж и книги покупок не могут быть использованы для исчисления налога, так как в них не содержится всей исчерпывающей информации для начисления НДС за товары, работы и услуги и зачета НДС уплаченного.

3. Госналогслужба России совместно с Минфином, выпустив письмо "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (которое, кстати, не зарегистрировано в Минюсте России, "поправила" закон, обязав соблюдать норму, в нем не предусмотренную.           К зачету, по НДС начисленному не будут приниматься суммы НДС уплаченного в случае, если предприятием не ведется книга покупок и журнал. Это следует понимать так, что если предприятие не допустило ошибок в расчетах с бюджетом по НДС (правильно начислило и правильно зачло НДС входящий), но не ведет книгу покупок, то у него, во-первых, будет исключена сумма НДС входящего и, во-вторых, оно уплатит штраф в том же размере, хотя интересы бюджета соблюдены и не нарушены.



3. Налог на прибыль

3.1. Учет и расчет с бюджетом по налогу на прибыль

Одним из основных налогов, которые упла­чивают предприятия (дебет счета 68 кредит счета 51), является налог на прибыль (дебет субсчета 99, кредит счета 68). Порядок его взимания регулируется Законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 де­кабря 1991 г. и Инструкцией № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", утвер­жденной Государственной налоговой службой Российской федерации 10 августа 1995 г. с дополнениями и изменениями.

В основу расчета берется выявленный на счете 99 "Прибыли и убытки" финансовый ре­зультат - валовая прибыль (кредитовое сальдо) или убыток (дебетовое сальдо).

Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ № 170 установлено, что:

финансовый результат организации определяется в соот­ветствии с допущением временной определенности фактов хо­зяйственной деятельности (принципом начисления).

доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете и отчет­ности как доходы будущих периодов.

Бухгалтерский учет финансового результата (прибыли) можно условно разделить на четыре этапа.

Первый этап составляют операции по учету финансового ре­зультата, полученного организацией в отчетном году.

Второй этап составляют операции по учету использования прибыли отчетного года в течение года.

Третий этап составляют операции по учету прибыли про­шлых лет.

Четвертый этап составляют операции по учету фондов спе­циального назначения, образованных как за счет прибыли от­четного года, так и прибыли прошлых лет.

Рассмотрим первых два этапа.

Первый этап учета финансового результата заключается в его выявлении на бухгалтерских счетах.

Показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, формируется виде свернутого остатка по счету 99 «Прибыли и убытки»: дебетовый остаток - убыток, кредитовый - прибыль. Для исчисления суммы налогооблагаемой прибыли, со­гласно действующей инструкции по налогу на прибыль, данные бухгалтерского учета корректиру­ют как в сторону увеличения, так и уменьшения на длинный пере­чень сумм, которые отражаются в аналитическом учете по соот­ветствующим бухгалтерским сче­там.

Финансовый результат (при­быль или убыток) в отчетности предприятия слагается из реализационного результата от основной деятельности (сч. 90) и результата от реализации основных средств и иного имущества (сч. 91). На основании уже упоминавшего­ся постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 661 и в соответствии с действу­ющей инструкцией о составлении годовой бухгалтерской отчетности объем реализации и реализационную прибыль (убыток) отражают в ф. № 2 «Отчет о финансовых результатах» по моменту отгрузки (от­пуска) продукции и услуг, т. е. по методу начисления. Если пред­приятие в своей учетной политике предусмотрело определение объе­ма реализации по моменту оплаты (кассовый метод), то в налоговой декларации "Расчет налога от фак­тической прибыли" прибыль по данным бухгалтерского учета пе­ресчитывается с метода начисле­ний на кассовый метод путем кор­ректировки, с одной стороны, объема выручки от реализации продукции (услуг) и имущества и, с другой стороны, себестоимости реализованной продукции (услуг) и имущества.

Далее скорректированная на кассовый метод расчета получен­ная предприятием прибыль в со­ответствии с инструкцией о нало­гообложении прибыли увеличива­ется на разницу между рыночной ценой и фактической ценой реа­лизации продукции, работ и услуг (п. 2.5 инструкции) на основании специальных расчетов, представ­ляемых в налоговый орган.

При налогообложении прибы­ли из нее исключается прибыль от реализации сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также реализации произведен­ной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного про­изводства (сч. 90 и 99).

Налогооблагаемая прибыль увеличивается на сумму убытков и потерь от реализации и безвозмез­дной передачи основных средств и иного имущества; списания и прочего выбытия не полно­стью амортизированных основных средств; ускоренной амортиза­ции основных средств в случае их досрочного выбытия; реализа­ции или безвозмездной передачи основных средств и объектов незавершенного строительства (по остаточной стоимости) в течение 2 лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений.

Из налогооблагаемой прибыли вычитается прибыль от реализации основных средств и иного имущества, освобождаемая от налогообложения в результате - применения индекса-дефлятора (сч. 91 и 99).

Постановлением Правительства Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) в целях ограничения отдельных видов расходов и был введен (по версии Минфина РФ якобы впервые) так называемый "режим их регулирования через механизм налогообложения".

Однако этот "механизм" существовал и до указанного постановления, только он по другому воплощался в жизнь. "Сверхнормативные" затраты не включали в себестоимость продукции, а относили на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, и поэтому налогооблагаемая прибыль уже в бухгалтерском учете отражалась за вычетом таких затрат. Со­гласно указанному выше постановлению все произведенные пред­приятием затраты (включая так называемые "сверхнормативные") стали, в полном соответствии с общепринятым и мировой практике принципом начисления, отражать в бухгалтерском учете на издерж­ках производства и обращения.

Однако теперь реализационная прибыль по данным бухгал­терского учета для целей налого­обложения должна увеличиваться на сумму перерасхода нормируе­мых Минфином РФ статей затрат, включаемых в себестоимость продукции. Поэтому к прибыли по данным бухгалтерского учета нужно прибавить: сверхнорматив­ные расходы по обслуживанию банковских кредитов (процен­ты); сверхнормативные расходы на командировки, добровольное страхование, подготовку кадров, рекламу, представительские расходы, компенсации) за использование личных автомобилей. Информация об этих расходах в фактиче­ском и нормативном размере должна накаливаться в аналитическом учете к счетам учета издер­жек производства и обращения.

Кроме реализационной части, финансовый результат состоит из внереализационных доходов и расходов. При этом следует иметь в виду, что реализационный фи­нансовый результат в торговых предприятиях, в отличие от производственных, формируется не­посредственно на счете 99 при сопоставлении валового дохода от реализации товаров (к-т сч. 99) и издержек обращения на реализо­ванный товар (д-т сч. 99).

Если от реализации получена прибыль, то она увеличивается на внереализационные доходы, отра­жаемые на счете 99 "Прибыли и убытки" (кредит счета 99), и уме­ньшается на внереализационные расходы, отражаемые на дебете субсчета 99. Если получен реализационный убыток, то он увеличивает­ся на внереализационные расходы и уменьшается на внереализационные доходы. При этом не все внереализационные доходы и убытки учитываются при налого­обложении прибыли.

Для учета операций, отражаемых на счете N 99 "Прибыли и убытки", предназначен журнал-ордер N 15. В снабженческих и сбытовых организациях для этой цели применяется журнал-ордер N 15-сн.

На лицевой стороне этого регистра отражаются обороты по кредиту указанных счетов в корреспонденции с соответствующими счетами. Запись операций, за исключением сумм, отражаемых в корреспонденции со счетами N 50 "Касса" и N 51 "Расчетный счет", производится на основании соответствующих первичных бухгалтерских документов. Операции в корреспонденции со счетами N 50 и N 51 отражаются итогами за месяц по данным, выявившимся в ведомостях к этим счетам.

В таблице "Аналитические данные к счету N 99" операции по дебету и кредиту указанных счетов отражаются итогами за месяц по статьям аналитического учета. На основании этих данных и сальдо на начало месяца определяется сальдо на конец месяца по каждой статье. В целях получения данных, необходимых для заполнения отчетности, в этой таблице дебетовые и кредитовые обороты приводятся, кроме того, нарастающими итогами с начала года по отчетный месяц.

     Записи по счету N 99 за отчетный месяц в этой таблице отражаются в порядке, изложенном в общих указаниях к инструкции.

Второй этап учета финансового результата составляют операции по учету использования прибыли, полученной орга­низацией в течение отчетного года. Учет использованной при­были ведется на счете 99 «Прибыли и убытки», на кото­ром открывают специальные субсчета для учета использования прибыли на платежи в бюджет и учета прочих направлений ис­пользования (отвлечения) прибыли.

Использование прибыли на платежи в бюджет отражается бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

на каждую дату возникновения у организации задолженности бюджету по налогам и платежам. При этом в соответствии с налоговым законодательством организация уплачивает в бюджет:

- налог на прибыль - за счет валовой прибыли, полученной организацией в отчетном периоде;

- другие виды налоговых платежей, установленные законо­дательством (кроме отдельных платежей, относимых на себе­стоимость продукции (работ, услуг), в дебет счетов учета реали­зации или в дебет счета 99 «Прибыли и убытки»), - за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли).

Таким образом, отвлечение прибыли на налоговые платежи учитывается на счете 99 как использование прибыли, но по структуре ее использования покрытие этих расходов произво­дится за счет разных видов прибыли.

При налогообложении прибыль принимается в размере, уч­тенном на счете 99, но скорректированная в установленном за­конодательством порядке на ряд расходов и поступлений.

4. Налог на имущество предприятия

4.1. Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество

Учет расчетов предприятий с бюджетом по налогу на имущество предприятий ведется на балансовом счете 68 "Расчеты с бюджетом" на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на имущество". Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" и дебету счета 99 "Прибыли и убытки".

     Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

Для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:

01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (за минусом суммы износа);

04 "Нематериальные активы" (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 05 "Амортизация нематериальных активов");

10 "Материалы";

11 "Животные на выращивании и откорме";

15 "Заготовление и приобретение материалов";

16 "Отклонение в стоимости материалов";

20 "Основное производство";

21 "Полуфабрикаты собственного производства";

23 "Вспомогательные производства";

29 "Обслуживающие производства и хозяйства";

41 "Товары" (покупная цена);

43 "Готовая продукция";

45 "Товары отгруженные";

46 "Выполненные этапы по незавершенным работам";

97 "Расходы будущих периодов";

     В налогооблагаемой базе учитываются также прочие запасы и затраты, отражаемые по статье "Прочие запасы и затраты" раздела II актива баланса.

Заключение

В заключение своей работы, рассмотрев принципы и особенности ведения учета расчетов с бюджетом, предлагаю на предприятии со­ставлять для контроля за полным и до­стоверным начислением всех на­логовых платежей за каждый от­четный период накопительную сводную ведомость.

Такая накопительная ведо­мость представляет собой своеоб­разный свод налоговых деклара­ций. Только по двум видам плате­жей (НДС и налогу на рекламу) декларации построены не по на­копительному принципу - в них нет нарастающих итогов с начала года.

Их нужно составлять по дан­ным накопительной сводной ве­домости начисления налогов, можно и наоборот. Чтобы прове­рить полноту и достоверность на­числения налогов, надо сравнить данные налоговых деклараций и накопительной сводной ведомо­сти, а затем сопоставить показате­ли гр. 9 сводной ведомости по каждому налогу с показателями начисления налогов в оборотной ведомости. По оборотной ведомо­сти можно проанализировать и своевременность погашения задолженности по каждому налогу.

Сопоставление данных о начис­ленных налогах в декларациях, сводной ведомости и аналитической оборотной ведомости по расчетам с бюджетом характеризует степень соответствия данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности в виде деклараций (расчетов).

Графа 8 накопительной свод­ной ведомости предназначена для контроля за соответствием начис­ленного НДС сумме зачтенного и своевременно перечисленного платежа. В идеале данные гр. 8 и гр. 7 должны совпадать. Если сум­ма в гр. 8 больше, чем в гр. 7, это свидетельствует о переплате нало­га; если же меньше, то о просро­ченной задолженности по НДС.

О хорошем состоянии расче­тов по другим налогам (на при­быль, имущество, рекламу и др.) будет свидетельствовать равенство сумм в трех смежных графах обо­ротной ведомости - кредитовый оборот, кредитовый остаток и де­бетовый оборот.

Показатели оборотной ведо­мости по расчетам предприятия с бюджетом нужно хотя бы раз в год сверять с данными бухгалтерии налоговой инспекции для устранения возможных расхождений в учете поступления платежей предприятия.

Накопительная сводная ведомость

№п/п

Наименование налоговых платежей

Источник информации о налогооблагаемой базе

Налогооблагаемая база нарастающим итогом с начала года, тыс. руб.

Ставка налога, %

Начислен налог нарастающим итогом с начала года (гр.4-гр.5)

Налог из гр.6 предшествующей накопительной ведомости

Зачтен и перечислен НДС за предшествующие отчетные периоды года

Налог, подлежащий начислению за отчетный период (гр.6-гр.7)

Источник покрытия налогового платежа

Корреспонденция счетов

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



















Литература

1.   Постановление от 29 июля 1996 г. N 914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость»

2.   Инструкция от 11 октября 1995 г. N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 1 от 23.01.96, N 2 от 14.03.96, N 3 от 22.08.96, N 4 от 12.03.97, N 5 от 29.12.97)

3.   Инструкция от 8 июня 1995 г. N 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»

4.   Письмо от 27 октября 1997 г. N ВЗ-6-04/757 «О налоге на имущество предприятий»

5.   Письмо от 25 декабря 1996 года «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1 января 1997 года»

6.   Постановление от 11 сентября 1998 г. N 1095 «О внесении изменения в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»

7.   Инструкция по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства (утв. Минфином СССР 7 марта 1960 г.)

8.   Письмо Минфина РФ от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях"

9.   Письмо Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами"


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!