Сущность, функции, задачи оптовой торговли
Сущность,
функции и задачи оптовой торговли
в
условиях рынка.
Содержание:
С.
Введение. 3
1. Сущность оптовой торговли и его роль. 4
1.1. Понятие и характерные черты оптовой
торговли. 4
1.2. Значение и функции оптовой торговли. 7
2. Классификация предприятий оптовой торговли. 13
2.1.
Виды оптовой торговли. 13
2.2.
Признаки классификации оптовых предприятий
и их разновидности. 15
3.
Состояние и основные направления развития
оптово-посреднической деятельности в России. 20
3.1.
Состояние оптовой торговли в России. 20
3.2.
Основные направления развития оптовой
торговли в современной России. 21
Заключение. 26
Литература. 28
Приложение. 32
Введение.
Важная роль в развитии сферы обращения товаров народного потребления
принадлежит оптовой торговле. Преобразуя производственный ассортимент в
торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на
рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном,
оптовые предприятия и организации способствуют гармонизации единого
потребительского рынка страны.
Мировой опыте и отечественная практика показывают, что функционирование
системы межотраслевых, региональных и межрегиональных связей немыслимо без
участия оптовой торговли как активного коммерческого посредника.
К моменту реформирования экономических отношений оптовая торговля России
была достаточно мощной, стабильной и единообразной в территориальном отношении
структурой.
Наличие оптовой торговли в условиях рыночного хозяйства является
объективной реальностью и необходимостью.
Коренное изменение претерпевают и целевые ориентиры развития оптовой
торговли как активного коммерческого посредника, являющегося ключевым звеном в
системе товародвижения.
Таким
образом, значение и актуальность, рассматриваемой в настоящей работе темы очень
высоки. Цель работы – выявить сущность, функции и задачи оптовой торговли в
условиях рынка.
1. Сущность оптовой торговли и его роль.
1.1.
Понятие и характерные черты оптовой торговли.
Современная рыночная экономика — это гибкая система
приспособления производства к потреблению на основе инструментария маркетинга.
Механизм ее реализуется посредством функционирования определенных экономических
институтов и, прежде всего, целостной системы посредничества, базирующейся на
актах купли-продажи товара или услуги.
Отечественная история развития торговли
свидетельствует, что только в начале тридцатых годов, после отказа от частной
предпринимательской деятельности в народном хозяйстве, национальная статистика
официально зафиксировала категории — оптовая и розничная торговля, определив
их понятийное содержание. В предшествующий период четкого экономического
признака деления торговли на оптовую и розничную фактически не существовало.[1]
Традиционно считается, что оптовая торговля — это продажа
относительно крупными партиями, а деление и продажа уменьшенных партий,
отличающихся от стандартных размером или количеством, — розница.
В отличие от розничной, оптовая торговля практически всегда связывалась
с партионностью товара, опосредуя начальную стадию их движения на рынок.
Какого-либо другого признака, в частности, движения товара в личное или
производственное потребление, поступления товара в торгово-сбытовую сеть для
дальнейшей перепродажи и пр., фактически не существовало. В России в
действующих в настоящее время нормативных документах нет конкретного
определения понятия «оптовая торговля». При этом ни одним нормативным
документом не регламентирован обязательный размер минимальной партии поставки,
не установлен также и порядок расчетов.
Именно в этот период, в связи с отказом от практики частной
предпринимательской деятельности в стране, статистическими нововведениями (для
целей учета) было определено понятийное содержание оптового и розничного
товарооборота. Продажа товаров для дальнейшей перепродажи стала именоваться
оптовой торговлей, а продажа товаров в сферу личного, индивидуального
потребления — розничной торговлей.
Предприятия оптовой торговли специализируются на коммерческом
посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями-производителями
товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми
покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказания
сопутствующих услуг.[2]
Торговое посредничество в экономическом смысле — довольно широкое
понятие. Оно включает значительный круг услуга:
подыскание контрагента;
подготовка и совершение сделки; кредитование сторон
выполнение транспортно-экспедиторских операции;
страхование товаров при транспортировке;
выполнение таможенных формальностей;
проведение рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на
рынок;
осуществление технического обслуживания и др.
Торгово-посреднические фирмы в юридическом и хозяйственном отношении не
зависят от производителя и потребителя товаров. Они действуют в целях
извлечения прибыли, получаемой либо в результате разницы между ценами закупки
товаров у производителей и ценами, по которым эти товары продаются покупателям,
либо в виде вознаграждения за предоставленные услуги по продвижению товаров, на
рынок. Торгово-посреднические фирмы занимаются в основном коммерческой
деятельностью, хотя наиболее крупные из них выполняют и производственные
операции, связанные большей частью с обработкой закупаемых и реализуемых ими
товаров.
Опыт стран с развитыми рыночными отношениями показывает, что в
товародвижении самые разнообразные предприятия, организации и отдельные лица
выполняют торгово-посреднические функции. Так, в США насчитывается два десятка
различных типов предприятий и организаций, оказывающих торгово-посреднические
услуги. С учетом товарной специализации их число, превышает несколько тысяч.[3]
Оптовое звено, определяя структуру и направление
товарных потоков и преобразуя производственный ассортимент в торговый,
выступает проводником достаточно большой массы товаров на потребительский
рынок. Для оптовой торговли свойственны:[4]
закупка крупных партий товаров у
предприятий-изготовителей;
увеличение числа ступеней промежуточных
пользователей продукции;
приспособление товарного ассортимента к запросам
промежуточных и конечных потребителей;
проведение политики своевременного обновления и
улучшения качества товаров;
наличие достаточного капитала для организации и
ведения торговли;
принятие риска при обращении товаров.
Таким образом, у производителей и розничных торговых предприятий есть все
основания прибегать к услугам оптовых структур.
Оптовая торговля — это любая деятельность по продаже товаров или
услуг тем, кто приобретает их в целях перепродажи/или профессионального
использования.
Оптовые торговцы отличаются от розничных по ряду характеристик.[5]
Во-первых, оптовик уделяет меньше внимания стимулированию продаж,
атмосфере и расположению своего торгового предприятия, поскольку он имеет дело
преимущественно с профессиональными клиентами.
Во-вторых, по объему оптовые сделки крупнее розничных, а торговая зона
оптовика обычно больше, чем у розничного торговца.
В-третьих, в отношении правовых уложений и налогов правительство
подходит к оптовым и розничным торговцам с разных позиций.
1.2.
Значение и функции оптовой торговли.
В недалеком прошлом в отечественной экономической
науке понятие «оптовая торговля» теоретически определялось как форма планового
распределения ресурсов в народном хозяйстве и организация продажи продукции
предприятиям с широким использованием товарно-денежных отношений. Оптовая
торговля продукцией производственно-технического назначения была определена как
форма планового распределения материальных ресурсов, основанная на
государственном плане развития народного хозяйства.
Рыночные
трансформации экономики изменили и содержание оптовой торговли как
экономической категории. В учебниках по маркетингу категория «оптовая торговля»
определяется как «любая деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто
приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования»[6].
При этом целесообразность наличия оптового звена товародвижения обосновывается
тем, что оптовики обеспечивают эффективность торгового процесса. Эта эффективность
достигается тем, что, во-первых, мелкому производителю с ограниченными финансовыми
ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямого маркетинга;
во-вторых, даже располагая достаточным капиталом, производитель скорее
предпочтет направить средства на развитие производства, а не на организацию
оптовой торговли; в-третьих, эффективность деятельности оптовиков наверняка
окажется выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в
сфере розницы и наличию у них специальных знаний и умений; в-четвертых,
розничные торговцы, имеющие дело с широким товарным ассортиментом, нередко
предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у
разных производителей.
Отрасль оптового распределения выдержала испытание временем и надежно
функционирует во всем мире благодаря своей роли посредника в реализации
товаров, производимых предприятиями промышленности, сельского хозяйства и
перерабатывающих отраслей. Каждому производителю невозможно иметь собственную
сеть снабженческих и рыночных организаций, поскольку тогда для покрытия
издержек по реализации надо значительно повысить стоимость продукции.
Оптовики своим знанием потребностей региональных рынков доказали, что
могут успешно выполнять снабженческие функции по приемлемым для потребителя
ценам.
Сегодня отрасль оптового распределения продолжает
свое развитие. Все большее число оптовых фирм использует в своей деятельности
новые методы и технологии, столь успешно применяемые в промышленности. Это
позволяет оптимизировать все производственные и финансовые операции,
способствует снижению цен и улучшению обслуживания потребителей. Многие
дистрибьюторы в настоящее время оснащены передовыми операционными системами
учета товаров, работающих в режиме реального времени, автоматизированными системами
оформления счетов и заказов. Современные технологии проникают в сферу
складского хозяйства, где успешно используется компьютерная и другая техника.
Исследования, проведенные Американской Национальной ассоциацией дистрибьюторов,
неопровержимо свидетельствуют о росте этой тенденции.[7]
Число
предприятий оптовой торговли растет с каждым годом и связано с расширяющимися
потребностями потребителя в условиях постоянного обновления ассортимента
товаров и услуг. Эти предприятия вносят значительный вклад в распределение
национального продукта. Они являются полноправными членами деловой общности в
каждом регионе. Многие из них территориально располагаются близ главных
магистралей страны, другие концентрируют свою деятельность вокруг морских
портов и аэропортов.
Значение оптовой торговли для участвующих в сделках контрагентов
заключается в том, что оптовая торговля предоставляет следующие преимущества
для производителей:[8]
разгружает органы сбыта. Нет нужды оформлять множество
накладных, счетов, проводок по бухгалтерским книгам и писем-напоминаний.
Снижаются затраты, связанные с реализацией продукции, поскольку вместо
большого количества предприятий розничной торговли поставки осуществляются
только в адрес небольшого количества крупных предприятий оптовой торговли;
снижает колебания загрузки производственных мощностей. Оптовый торговец
делает заказы на несколько месяцев вперед, поэтому предприятие-производитель
может осуществлять долгосрочное планирование. Тем самым загрузка
производственных площадей становится равномернее, а производство — рациональнее,
снижаются издержки производства;
снижается риск, связанный с хранением продукции на
складе. У производителя имеется возможность отгрузки товаров, заказанных
оптовым торговцем, немедленно после их изготовления;
финансовые преимущества состоят в том, что, как правило,
оптовый торговец производит оплату в короткие сроки с использованием скидки при
платеже наличными авансом или давая обязательства по векселям. Тем самым
производитель получает необходимые свободные средства для продолжения своего
производства.
облегчается организация закупок. Из большого количества предложений
производителей оптовый торговец отбирает самые выгодные, сводит их в один
заказ, и тем самым облегчает выбор розничному торговцу;
обеспечивается срочность и малый объем поставок. Розничный торговец может
в любое время запастись товарами в кратчайший срок и в произвольно малых
количествах. Отпадает необходимость содержания больших складских запасов и
снижается риск;
обеспечивается кредитная помощь. Опыт многолетних
деловых связей дает оптовому торговцу возможность оценить кредитоспособность
розничного торговца и оказать ему соответствующую кредитную помощь;
оказывает сервисные услуги по организации продаж товаров.
Разрешительные функции оптовиков сводятся к следующим[9].
1. Сбыт и его стимулирование. Оптовики располагают торговым персоналом,
который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при
сравнительно небольших затратах. У оптовика больше деловых контактов, и
нередко покупатель верит ему больше, чем какому-то далекому производителю.
2. Закупки и формирование товарного ассортимента. Оптовик в состоянии
подобрать изделия и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив,
таким образом, клиента от значительных хлопот.
3. Разбивка крупных партий товаров на мелкие. Оптовики обеспечивают
клиентам экономию средств, закупая товары вагонами и разбивая большие партии на
мелкие.
4. Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым
снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей.
5. Транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную
доставку товаров, поскольку они находятся ближе к клиентам, чем производители.
6. Финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им
кредит, а заодно финансируют и поставщиков, выдавая заказы заблаговременно и
вовремя оплачивая счета.
7. Принятие риска. Принимая право собственности на товар и неся расходы в
связи с его хищением, повреждением, порчей и устареванием, оптовики берут на
себя часть риска.
8. Предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют своим
поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах,
динамике цен и т. п.
9. Услуги по управлению и консультационные услуги.
Оптовик нередко помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность,
обучая их продавцов, принимая участие в разработке схемы магазина и устройстве
экспозиций, а также в организации систем бухгалтерского учета и управления
запасами. В последние годы росту оптовой торговли способствовало несколько
значительных тенденций в экономике: 1) рост массового производства на крупных
предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции; 2)
увеличение объемов производства впрок, а не для выполнения уже поступивших
конкретных заказов; 3) увеличение числа уровней промежуточных производителей и
пользователей и 4) обострение необходимости приспосабливать товары к нуждам
промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и
пр.
2. Классификация предприятий оптовой торговли.
2.1.
Виды оптовой торговли.
Мировая практика выделила следующие виды оптовой
торговли:[10]
торговля через оптовую закупочную сеть, к которой
относятся биржи, ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки.
Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур, сырьевых материалов и
других подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть,
металлы, металлолом. Необходимо постоянное наблюдение за изменением конъюнктуры
рынка (биржи, выставки, аукционы) для снижения риска, связанного с колебаниями
цен;
торговля по прямым производственным связям. Она
обычно соединяет две последовательные стадии производственного процесса,
особое значение имеет в торговле черными металлами и сталью;
оптовая торговля сырьем и
материалами. Данный вид оптовой торговли в свою очередь включает в себя:
— оптовую торговлю с централизованной доставкой
товаров. Оптовый торговец осуществляет снабжение товарами розничных торговцев
и также предоставляет им обширный сервис;
— оптовую торговлю с получением товаров у поставщика. Клиент оптового
торговца, розничный торговец или крупный потребитель самостоятельно забирают
товар;
оптовая торговля «Саsh-аnd-Саггу» с оплатой наличными
до приемки и транспортировки товара покупателем (оптовая торговля по методу
самообслуживания). Данный вид оптовых продаж осуществляется постоянным
потребителям (розничным торговцам, владельцам ресторанов и столовых), которые
комплектуют свои заказы на складе по методу самообслуживания. Оплата товара
осуществляется за наличные (саsh), клиент осуществляет погрузку и вывоз товара
(саггу) самостоятельно (самовывозом). Например, розничный торговец может
ежедневно самостоятельно приобретать необходимое дневное количество овощей и
фруктов на центральном рынке, аналогичную операцию проделывают рестораны,
закупая на рынках партии овощей, рыбы, мяса и пр.;
оптовая торговля со стеллажей (Rасk Jоbbег). Крупные предприятия
розничной торговли предоставляют оптовому торговцу торговые залы со стеллажами
или площади на стеллажах. Торговец за свой счет осуществляет текущее
наполнение стеллажей, как правило, несложными товарами и забирает обратно
непроданные товары. Этим он снимает нагрузку с розничного торговца и дополняет
его ассортимент.
По ассортименту различают следующие виды оптовой торговли:
оптовая торговля товарами широкого ассортимента. В широком и
неуглубленном ассортименте различных товарных групп потребитель находит
предложение, отвечающее его спросу, например, оптовая торговля
продовольственными товарами;
специализированная оптовая
торговля. Оптовый торговец формирует небольшой, но углубленный ассортимент
товаров различного качества одной товарной группы и тем самым предоставляет
потребителю широкий выбор товаров.
2.2. Признаки классификации
оптовых предприятий.
Для определения отличительных признаков тех или иных видов оптовых
предприятий, функционирующих на рынке, следует остановиться на рассмотрении
признаков систематизации их отдельных видовых групп, приведенных в приложении
1. Цель классификации — лучше понять сущность отдельных выделяемых видов
предприятий оптовой торговли. При этом важно подчеркнуть, что никакое предприятие
не может быть однозначно определено с использованием какого-либо одного
(нескольких) признака.[11]
Система отраслевых народнохозяйственных классификаторов,
используемая в настоящее время органами статистики, ориентирована еще в
большей степени на структурно-ведомственное, отраслевое деление группировок
объектов статистического учета и не учитывает требований новых условий
хозяйствования: зародившиеся виды экономической деятельности, организационно-структурные
трансформации и т. д.
Признаки классификации можно систематизировать в следующем перечне.
По основной выполняемой функции. Здесь могут иметь место два уровня: 1)
дислокация оптового предприятия относительно изготовителей и покупателей продукции
и 2) состав выполняемых услуг. В зависимости от того, какое место в
товародвижении от одного клиента до другого физически (территориально)
занимает оптовое предприятие, возможны несколько вариантов: выходные оптовые
базы осуществляют комплектование партий, упаковку, погрузку и отправку
покупателям; торгово-закупочные базы (ТЗБ); уполномоченные торговые базы,
например, по подакцизным товарам.
По специализации оптовых
предприятий. Практика различает несколько групп с точки зрения специализации.
В оптовой торговле потребительскими товарами обычно выделяют четыре группы
предприятий: смешанные, универсальные, специализированные и
узкоспециализированные. При этом в ассортименте смешанных предприятий имеются
группы продовольственных и непродовольственных товаров; универсальных —
большинство групп продовольственных или непродовольственных товаров;
специализированных — одна или несколько товарных групп. Узкоспециализированные
— осуществляют торговлю товарами одного предприятия. В практике снабженческо-сбытовых
предприятий обычно выделяют три типа: универсальные, смешанные и
специализированные. В основе такого деления лежит продуктовый признак, а
количество видов продуктов варьируется от многих групп до двух-трех и даже
одной. Универсальными являются большинство ведомственных оптовых баз, а также
расположенных в периферийных районах баз. Деление оптовых предприятий и граница
между от дельными группами являются в большой мере условными.
По району деятельности оптовых
предприятий. Данный признак характеризует географию клиентов оптового
предприятия: продавцов и покупателей товара. Поскольку, как мы отметили, для
оптовой торговли в нашей стране характерна ее преимущественная ориентация на
покупателя (потребителя), район деятельности характеризует размещение
последних и их принадлежность к тому или иному району. Можно выделить видовые
группы оптовых предприятий, ориентированных на общегосударственный внутренний
рынок: предприятия, имеющие зоной деятельности несколько мезорайонов (краев,
областей, республик); предприятия, имеющие зоной деятельности один мезорайон;
несколько районов; один район. В этой связи в названиях баз оптовой торговли,
как потребительскими товарами, так и материально-технического снабжения часто
присутствует слово-уточнение: республиканская, межобластная, областная
(краевая), межрайонная, районная. Республиканские, межобластные базы по месту в
товародвижении — это выходные, торгово-закупочные базы. Межрайонные, областные
и районные базы, а также межобластные базы выполняют функцию торговых
(снабженческих) оптовых предприятий.
По ведомственной принадлежности предприятий оптовой торговли. Этот
признак утратил свое былое значение, но по ряду оптовых структур еще имеет
место.
По форме собственности оптового предприятия. В этом смысле можно выделить
следующие основные виды оптовых предприятий: принадлежащие государству,
акционерам, кооперативам, частным лицам. В общем объеме оптового товарооборота
ведущая роль принадлежит акционерным оптовым предприятиям.[12]
По нраву приобретенной собственности
на товар. Характеризуя виды предприятий, действующих на оптовом рынке,
необходимо исходить из того, что их функционирование или построение вбирает в
себя в той или иной мере практически каждый из перечисленных признаков. В
реальной рыночной среде имеется ряд разновидностей таких предприятий,
отличающихся между собой специфическими организационными,
технико-технологическими функциями, масштабом деятельности (приложение 2). К
числу наиболее значимых относятся:
Коммерческо-посреднические фирмы — оптовые предприятия, осуществляющие
оптовую торговлю за свой счет и с привлечением кредитов, как с собственных
складов, так и со складов изготовителей и других оптовых посредников.
Оптовые базы — это предприятия, организационно объединяющие склады, специализированные
по техническим признакам перерабатываемой продукции, с едиными
энергетическими, транспортными и другими коммуникациями, а также
централизованными экспедиционными, вспомогательными службами, аппаратом
управления, организующим складирование и отгрузку продукции.
Товарные биржи — организованные рынки биржевых товаров с установленными
правилами приема, фиксированным членством.
Оптовые магазины — оптовые предприятия, максимально приближенные к
покупателям продукции.
Торговые дома — брокерские фирмы, которые осуществляют сделки с реальным
товаром за собственный счет или за счет производителей, потребителей или
других оптовых предприятий.
Ярмарки-выставки — периодически
организуемые в установленном месте кратковременные оптовые рынки на основе
осмотра образцов товаров.
Аукционы — особые рынки, созданные в определенных
местах для продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами путем
публичных торгов.
Брокерские конторы (фирмы, брокеры) — посреднические торговые
предприятия, действующие в интересах своих клиентов за их счет (получая за это
комиссионное вознаграждение) и в своих собственных интересах за свой счет.
Дилерские конторы (фирмы, дилеры) — посреднические предприятия
(юридические или физические лица), совершающие за свой счет и от своего имени
операции по передаче ценных бумаг, валюты и драгоценных металлов.
Коммивояжеры — разъездные представители торговых фирм, предлагающие
покупателям товары по имеющимся у них образцам или каталогам.
Торговые и промышленные агенты — лица, действующие по поручению торговых
(промышленных) предприятий или других лиц в качестве посредников в сбыте
товаров или их рекламе на основании соглашения за фиксированную комиссию.
Ассоциативные добровольные объединения предпринимателей и коммерсантов.
К ним, в частности, относятся торговые (торгово-промышленные) палаты. Торговые
палаты (ТП), существующие в странах с рыночной экономикой, объединяют
предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковской системы
в масштабах административно-территориальных единиц (областей, городов,
районов).
Предлагая товары розничному
продавцу через посредство перечисленных оптовых структур, оптовая торговля
значительно снижает круг задач по закупке товаров последнему.
3.
Состояние и основные направления развития оптово-посреднической деятельности в
России.
3.1.
Состояние оптовой торговли в России.
До либерализации экономических отношений в России
существовала преимущественно одноканальная система товародвижения, которая
характеризовалась:
преобладанием государственных оптовых предприятий
и, следовательно, высоким уровнем монополизации
оптово-посреднических услуг;
однообразием организационных структур оптовых
предприятий и применяемых ими механизмов хозяйствования;
жесткой регламентацией работы региональных оптовых
предприятий из центра в части ограничения зоны их деятельности, унификации их
товарных профилей и организации хозяйственной деятельности;
отсутствием маркетингового коммерческого подхода к
организации торговой-хозяйственной деятельности в связи с применявшимся
централизованным распределением товарных ресурсов.
В результате поспешной и непродуманной приватизации государственных
оптовых предприятий в 1992—1994 гг. существовавшая система товародвижения по
существу была разрушена. Бывшие государственные оптовые предприятия лишились
значительной части своих покупателей и их заказов на поставку товаров. В целях
выживания они вынуждены были сдавать складские площади в аренду другим
коммерческим структурам, а также создавать собственную розничную сеть.
Вновь создаваемые оптовые предприятия и посредники изначально были
ориентированы на быстро оборачивающиеся, высокорентабельные группы товаров и
довольно часто — на импортные товары, расчет за которые производится на
условиях кредитования, а не на основе предварительной оплаты, что свойственно
поставкам отечественных товаров. А число промежуточных звеньев в них в 1997 г.
оказалось в 2,5 раза выше, чем в государственном секторе (приложение 3).[13]
По указанным причинам, а также в связи с отсутствием квалифицированных
кадров или необходимых условий работы многие оптовые структуры не уделяют
достаточного внимания контролю качества закупаемых товаров. В результате
торговая сеть оказалась насыщенной значительной массой некачественных
продовольственных и непродовольственных товаров.
3.2. Основные направления развития оптовой торговли в современной России.
В современных условиях чрезвычайно актуальной становится
проблема формирования современной инфраструктуры оптово-посреднических услуг на
основе конкурентной многоканальной системы товародвижения. Поэтому в
разработанной Комитетом РФ по торговле и принятой Межведомственной комиссией по
проблемам потребительского рынка в 1995 г. «Концепции развития оптовой
торговли товарами народного потребления» определены принципиальные направления
оптово-посреднических структурой организационные основы их функционирования.
Основными целями развития оптово-посреднических структур определены:
создание развитой структуры каналов товародвижения;
поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;
формирование резервных источников финансирования процессов
товародвижения.
Указанные цели могут быть достигнуты на основе решения следующих
долговременных задач государственный политики развития оптовой торговли:
структурной перестройки оптовой торговли, включая стимулирование мелких
предприятий;
привлечения нетрадиционных источников финансирования развития
материально-технической базы оптовой торговли;
широкого применения принципов стратегического и маркетингового
управления;
стимулирования внедрения прогрессивных, в том числе логистических,
принципов организации товародвижения.
В качестве долговременной цели
структурной политики развития оптовой торговли определено обеспечение рыночного
разнообразия организационных структур оптово-посреднической деятельности,
гарантирующего поддержание необходимого уровня конкуренции на рынке
оптово-посреднических услуг, как производителям товаров, так и оптовым
покупателям. Процесс формирования рыночного разнообразия посреднических
предприятий включает два основных направления:
формирование типового
разнообразия оптово-посреднической деятельности;
формирование видового
разнообразия оптово-посреднических структур.
Типовое разнообразие оптово-посреднических предприятий
определяется масштабами их деятельности и включает два типа организационных
структур:
оптово-посреднические структуры федерального масштаба;
оптово-посреднические структуры регионального масштаба.
Видовое разнообразие определяется мотивами выбора
производителями и торговыми предприятиями конкретных форм товародвижения и
включает следующие виды оптово-посреднической деятельности:
специализированные на оптовой деятельности предприятия, осуществляющие
полный комплекс закупочно-сбытовых операций с приобретением права
собственности на товар;
посреднические оптовые структуры, не приобретающие права собственности на
товар;
организаторов торгового оборота.
Формирование современной инфраструктуры
оптово-посреднических услуг является одной из ключевых проблем развития системы
товарного обращения и экономики страны. Это обусловлено как интересами
производителей товаров, которым необходима надежная и ритмично функционирующая
система сбыта товаров, так и интересами предприятий розничной торговли и других
оптовых покупателей, которым необходима система бесперебойного товароснабжения.
Для формирования организационных структур и условий их взаимодействия,
обеспечивающих непрерывность воспроизводства товаров и услуг «Комплексной
программой развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на
1998—2005 годы», предусмотрено решение следующих задач:[14]
формирование сети посреднических организаций, складского хозяйства,
обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, разукрупнение партий поставок,
хранение и передвижение товара с минимальными затратами;
повышение конкурентоспособности товаров за счет создания и применения
тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;
создание сети объектов и условий, обеспечивающих товародвижение в части
транспортировки, платежно-расчетных и кредитных нужд;
совершенствование нормативно-правовых основ функционирования товарных
рынков и их инфраструктуры;
создание эффективного информационного обеспечения функционирования
товарных рынков;
развитие современных форм управления рыночной инфраструктурой и
др.
В условиях рыночных отношений многие элементы
инфраструктуры оптово-посреднических услуг образуются за счет инвестиционных
средств заинтересованных участников товарного обращения с учетом динамики нормы
прибыли в этих отраслях. Однако некоторые прогрессивные виды
оптово-посреднической деятельности, обеспечивающие ее существенные качественные
изменения, нуждаются в государственной поддержке. Государственная поддержка
необходима также при формировании системы информационного обеспечения
оптово-посреднических структур. В условиях возрастающей конкуренции в сфере
оптово-посреднической деятельности становится необходимым проведение
мониторинга и прогнозирования развития рынка оптово-посреднических услуг и его
сегментов. Для решения этих задач необходимо создание информационных центров,
обеспечивающих обмен коммерческой и финансовой информацией между
производителями товаров, оптово-посредническими структурами, предприятиями
розничной торговли и другими оптовыми покупателями.
Таким образом, основными стратегическими задачами развития
оптово-посреднической деятельности в нашей стране являются становление
многоканальной системы товародвижения и формирование современных,
разнообразных по функциональным направлениям и характеру выполняемых операций
оптово-посреднических структур. При их решении должны учитываться не только
сложившиеся тенденции традиционных форм организации оптово-посреднической
деятельности, но и современные тенденции развития межотраслевой интеграции и
логистических принципов организации товародвижения.
Заключение.
Оптовая торговля — это любая деятельность по продаже товаров или
услуг тем, кто приобретает их в целях перепродажи/или профессионального
использования.
Оптовые торговцы отличаются от розничных по ряду характеристик.
Во-первых, оптовик уделяет меньше внимания стимулированию продаж, атмосфере и
расположению своего торгового предприятия, поскольку он имеет дело
преимущественно с профессиональными клиентами. Во-вторых, по объему оптовые
сделки крупнее розничных, а торговая зона оптовика обычно больше, чем у
розничного торговца. В-третьих, в отношении правовых уложений и налогов правительство
подходит к оптовым и розничным торговцам с разных позиций.
Целями развития оптовой торговли являются:
создание развитой структуры каналов товародвижения;
поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;
формирование резервных источников финансового обеспечения процесса
товародвижения.
В условиях рыночного хозяйствования изменяются и функции оптовой
торговли — с одной стороны, они усложняются, а с другой — персонифицируются.
Предприятия оптовой торговли должны специализироваться на коммерческом
посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями —
производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими
оптовыми покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и
оказании сопутствующих услуг.
Основными задачами оптового торгового предприятия являются:
поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других
покупателей;
закупка товаров у производителей и их доставка, хранение;
формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями
розничных предприятий;
обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров;
маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных
торговых предприятий;
информационное обслуживание.
На макроуровне оптовая торговля выполняет следующие функции:
интегрирующую (обеспечение взаимосвязи между партнерами по поставкам
продукции, по нахождению каналов сбыта);
оценочную (определение уровня общественно необходимых затрат труда через
ценообразование);
организующую и регулирующую (обеспечение рационального построения и
гармонического функционирования экономических систем с помощью импульсов,
стимулирующих структурные изменения).
Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на
микроуровне в разнообразные функции оптовых торговых предприятий:
экономическая интеграция территории и преодоление пространственного разрыва;
преобразование производственного ассортимента в торговый; формирование товарных
запасов; сглаживание цен; хранение; доработка, доведение товаров до требуемого
качества; фасовка, упаковка; кредитование; маркетинговые исследования рынка и
организация рекламных компаний.
Основными стратегическими задачами развития оптовой торговли в
современной России являются становление многоканальной системы товародвижения и
формирование современных, разнообразных по функциональным направлениям и
характеру выполняемых операций оптово-посреднических структур. При их решении
должны учитываться не только сложившиеся тенденции традиционных форм организации
оптовой торговли, но и современные тенденции развития межотраслевой интеграции
и логистических принципов организации товародвижения.
Литература
1 Аванесов Ю. А., Васькин Е. В.,Клочко А. Н. Основы коммерции. – М.: ТОО
«Люкс-Арт», 1999.
2 Альбеков А. У., Согомонян С. А. Экономика коммерческого предприятия. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
3 Басовский Л. Е. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2000.
4 Даненбург В., Тейлор В. Основы оптовой торговли. Практический курс. –
М.: Сирин, МТ-Пресс, 2001.
5 Зырянов А. В. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном
рынке. – Екатеринбург, 1995.
6 Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990.
7 Курс экономики./Под ред. Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001.
8 Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности. – М.:
Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
9 Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность. – М.: ИВЦ
«Маркетинг», 2000.
10 Петров П. В., Соломатин А. Н. Экономика товарного обращения. – М.:
ИНФРА-М, 2001.
11 Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность. – М.: ИНФРА-М, 2000.
12 Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Под ред. Брагина
Л.А. и Данько Т. П. – М.: ИНФРА-М, 2000.
13 Федько В. П., Федько Н. Г. Инфраструктура товарного рынка. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
14 Федько В. П., Федько Н. Г. Основы маркетинга. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2002.
15 Шерр И. -Ф. Учение о торговле. – М.: Перспектива, 1993.
16 Экономика и организация деятельности торгового предприятия./Под общ.
ред. Соломатина А. Н. – М.: ИНФРА-М, 2000.
17 Экономика торгового предприятия./Автор-составитель Греховодова М. Н. –
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
18 Экономика торгового предприятия./Под ред.
Гребнева А. И.,Баженова Ю. К. и др. – М.: Экономика, 1997.
Приложение 1.
Классификация предприятий оптовой торговли,
функционирующих на товарном рынке.
Признаки классификации
|
Содержание
(классификационные группы)
|
1. Основная выполняемая функция
|
1.1. Закупка товаров у потребителей
одного района для продажи в различных района.
|
2. Специализация предприятий
|
2.1. Универсальные
2.2. Смешанные
2.3. Специализированные
2.4. Узкоспециализированные
|
3. Район деятельности
|
3.1. СНГ
3.2. Государство
3.3. Экономический район, группа
мезорайонов
3.4. Мезорайон
3.5. Район
|
4. Ведомственная подчиненность
|
4.1. Министерство торговли и
материальных ресурсов 4.2. Министерство сельского хозяйства
4.3. Другие министерства и
ведомства
|
5. Форма собственности оптового
предприятия
|
5.1. Государственная, акционерная
5.2 Кооперативная
5.3. Частная
|
6. Приобретение права собственности
на продаваемый товар
|
6.1. Оптовые предприятия,
приобретающие право собственности на товар
6.2. Оптовые предприятия, не
приобретаюппи право собственности на товар
|
Приложение 2.
Основные
формы организации оптовой торговли на товарном рынке.
Приложение
3.
Количество промежуточных структур
между производством и конечной реализацией продукции на рынке потребительских
товаров.
Отрасль
|
Частный сектор
|
Государственный сектор
|
Легкая
промышленность
|
6,3
|
1,8
|
Топливная
промышленность
|
4,1
|
2,0
|
Машиностроение
|
4,6
|
1,9
|
Пищевая
промышленность
|
7,3
|
2,3
|
[1]
Федько В. П., Федько Н. Г. Основы маркетинга. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002,
с. 344.
[2]
Экономика торгового предприятия./Автор-составитель Греховодова М. Н. –
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, с. 52.
[3]
Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Под ред. Брагина Л.А. и
Данько Т. П. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 383.
[4]
Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 68.
[5]
Басовский Л. Е. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 147.
[6]
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990, с. 466.
[7]
Даненбург В., Тейлор В. Основы оптовой торговли. Практический курс. – М.:
Сирин, МТ-Пресс, 2001, с. 4.
[8]
Федько В. П., Федько Н. Г. Инфраструктура товарного рынка. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2000, с. 169.
[9]
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990, с. 467.
[10]
Федько В. П., Федько Н. Г. Основы маркетинга. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002,
с. 344.
[11]
Федько В. П., Федько Н. Г. Инфраструктура товарного рынка. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2000, с. 173.
[12]
Там же, с. 175.
[13]
Экономика и организация деятельности торгового предприятия./Под общ. ред.
Соломатина А. Н. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 87.
[14]
Там же, с. 90.