Специфика финансов КБ
Министерство
образования Российской Федерации
Восточно-Сибирская
государственная академия культуры
и искусств
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
Специфика финансов
коммерческого банка
Выполнила: студентка
Проверила:
2004
Содержание
Введение……………………….…………………………..….……….…..….…3
Глава 1. Основная сущность финансов коммерческого банка.………………5
1.1. Доходная и расходная часть финансов коммерческого банка….……….5
1.2. Формирование эффективного оборота финансов
коммерческого банка……………………………………………………...…..12
1.3. Банковские риски………………………………………………….….…..17
Глава 2. Пути повышения финансовой устойчивости коммерческого
банка в современных условиях………………………...……………………..21
2.1. Функции коммерческого банка – основа специфики финансов…...…..21
2.2. Положительная динамика распределения финансов
в структуре банка…………………………………….………………….…….23
Заключение……………………………………………..........………..........….30
Список использованных источников…………….………....…………….…..32
Введение
Основная
цель деятельности коммерческого банка – получение максимальной прибыли при
обеспечении устойчивого длительного функционирования и прочной позиции на
рынке. Размер полученной банком прибыли или убытка концентрированно отражает в
себе результаты все его активных и пассивных операций. Поэтому изучение
прибыли, ее составляющих и факторов, влияющих на ее динамику, занимает одно из
центральных мест в анализе деятельности коммерческого банка. Размер прибыли
зависит главным образом от объема полученных доходов и суммы произведенных
расходов. Прибыль коммерческого банка – это финансовый результат деятельности
банка в виде превышения доходов над расходами. Если этот результат имеет
отрицательное значение, его называют убытком. Полученная прибыль является базой
для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного
капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность
баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развитие повышения
качества банковских услуг.
В Российской Федерации создание
и функционирование коммерческих банков основывается на Федеральном законе
Российской Федерации «О банках и банковской деятельности». В соответствии с
этим законом:
-
банк является
коммерческим юридическим лицом, то есть таким организационным образованием,
деятельность которого направлена на извлечения прибыли.
-
банк создается в форме
хозяйственного общества, то есть акционерного общества или общества с
ограниченной ответственностью.
-
банк действует на основе
лицензии, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации.
-
банк обладает
специальной компетенцией, то есть извлекает прибыль путем совершения
специальных операций.
-
банк рассматривается
законодательными органами Российской Федерации, как один из элементов
банковской системы.
Главная
в процессе организации деятельности банка и его структурных подразделений
состоит в том, чтобы реализовать, по крайней мере, три наиболее существенные
цели – добиться высокой рентабельности, достаточной ликвидности и безопасности
банка. Высокая эффективность чаще всего оценивается по отношению затрат к
прибыли, при этом доминирует идея экономии затрат в процессе банковской
деятельности. Чем ниже элементы расходов, тем более ощутимыми и положительными
являются конечные результаты деятельности кредитной организации. Экономии при
этом можно достичь не только по средствам сокращения отдельных заранее
известных элементов расходов, но и посредством совершенствования
организационных структур, улучшения их производительной деятельности. Известно
также, что посредством совершенствования процесса кредитования, самой
технологии выдачи и погашения кредита можно также получить боле высокий
положительный результат.
Цель
курсовой - изучить особенности и специфику финансов коммерческого банка.
Задачи:
1)
Рассмотреть доходную и расходную часть финансов коммерческого банка,
2)
Выявить принципы и пути формирования эффективного оборота финансов
коммерческого банка,
3)
Рассмотреть основные функции коммерческого банка как основа специфики
финансов,
4)
Изучить особенности распределения финансов коммерческого банка по подразделениям.
Объект исследования –
финансы коммерческого банка, предмет – особенности формирования доходов и
расходов, специфика управления и распределения финансами коммерческого банка.
Глава 1. Основная сущность финансов
коммерческого банка
1.1. Доходная и
расходная часть финансов коммерческого банка
Основными
задачами коммерческого банка являются доходы и их расходы. Доходы
– это денежные поступления от производственной и непроизводственной
деятельности. Коммерческий банк, как и любое другое коммерческое предприятие,
может получать доходы от основной и побочной деятельности, а также случайные
доходы, относящиеся к категории прочих. Соответственно источником доходов банка
является, его основная и побочная деятельность. Основной деятельностью банка считается
совершение банковских операций и оказания банковских услуг клиентам. Вся прочая
деятельность банка приносящая доход, считается побочной. Источники доходов
можно разделить на стабильные и нестабильные. Относительно стабильным
источником доходов является оказание различных услуг клиентам. Не стабильными
являются, как правило, доходы от операции на финансовых рынках, а также доходы
от побочной деятельности банка и случайные доходы.
Основная
цель деятельности коммерческого банка – получение максимальной прибыли при
обеспечении устойчивого длительного функционирования и прочной позиции на
рынке. Доходы – это денежные поступления от производственной и
непроизводственной деятельности. Коммерческий банк, как и любое другое
коммерческое предприятие, может получать доходы от основной и побочной
деятельности, а также случайные доходы, относящиеся к категории прочих.
Соответственно источником доходов банка является, его основная и побочная
деятельность. Основной деятельностью банка считается совершение банковских
операций и оказания банковских услуг клиентам. Вся прочая деятельность банка
приносящая доход, считается побочной. Источники доходов можно разделить на
стабильные и нестабильные. Относительно стабильным источником доходов является
оказание различных услуг клиентам. Не стабильными являются, как правило, доходы
от операции на финансовых рынках, а также доходы от побочной деятельности банка
и случайные доходы.[1]
Получаемые
банком доходы должны покрывать его расходы и создавать прибыль. Часть доходов
банка направляется на создание резервов для покрытия потенциальных рисков. Банк
должен обеспечить не только достаточность объема доходов для покрытия своих
расходов, но и ритмичность их поступления. Иными словами, поток доходов должен
быть распределен во времени в соответствии с периодичностью произведения банком
расходов.
Совокупность
всех доходов банка в отчетном периоде называется валовым доходом. В составе
валового дохода обычно выделяют следующие группы доходов:
1.
Операционные доходы.
Процентные доходы.
Комиссионные доходы.
Доходы от операций на финансовом рынке.
Прочие операционные доходы.
2.
Доход от побочной деятельности банка.
3.
Прочие доходы.
Рассмотрим
состав этих групп более подробно. Операционные доходы. Наибольшую долю в
структуре доходов коммерческого банка занимают доходы от основной деятельности,
называемые обычно операционными доходами. Операционные доходы в свою очередь,
подразделяются на процентные и не процентные доходы.
Вследствие
специфики банковской деятельности основная масса доходов банка приходится
именно на процентные доходы, то есть доходы от платного размещения собственных
и привлеченных средств. В основном эти доходы от предоставления кредитов
клиентам или от размещения временно свободных денежных средств в центральном и
коммерческих банков, а также процентные доходы от вложений в долговые
обязательства. Сюда относятся также доходы от учетных, лизинговых,
факторинговых и форфейтинговых операций. Общее у всех источников процентных
доходов то, что они связаны с предоставлением денежных средств во временное
пользование третьим лицам и приносит доход в виде процентов на вложенную сумму.
На долю процентных доходов у большинства российских банков приходится 70-80%
всех доходов.
Не
процентные доходы включают в себя комиссионные доходы, доходы от операций на
финансовых рынках, доходы от переоценки средств в иностранной валюте.
Оказание
клиентам банковских услуг не кредитного характера является вторым по важности
источником дохода, который в последние время приобретает все больше значение в
развитых странах. Эти доходы обычно называют комиссионными доходами, поскольку
плата за многие услуги взимается в виде комиссионного вознаграждения. Размер
комиссионного вознаграждения устанавливается, как правило, в виде процента от
суммы совершаемой операции или сделки. В тоже время к комиссионным доходам
относятся доходы и от тех услуг, плата за которые взимается в форме твердой
суммы или в виде возмещения понесенных банком расходов.
Спектр
оказываемых банками услуг весьма разнообразен и продолжает постоянно пополнятся
различными новинками. К основным услугам, которые приносят банкам комиссионные
доходы, можно отнести: расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических
лиц, операции с пластиковыми картами, предоставление банковских гарантий,
банковское обслуживание валютных контрактов клиентов, брокерские и депозитарные
услуги на рынке ценных бумаг.
Раньше
как в России, так и за рубежом большинство банков предоставляли клиентам
расчетно-кассовые и другие услуги совершенно бесплатно, покрывая свои издержки
за счет доходов, получаемых от размещения привлеченных средств. Однако в
условиях снижения процентной моржи, то есть разницы между средней ставкой
размещения и ставкой привлечения ресурсов, банки были вынуждены отказаться от
такой практики. В настоящее время наметилось тенденция к увеличению доли
комиссионных доходов в общей массе доходов коммерческих банков. Это связано не
только с сокращением уровней процентной моржи и доходности операций на
финансовых рынках, но и с тем, что комиссионные доходы более стабильны, чем
процентные. Кроме того, получение комиссионных доходов практически не сопряжено
с рисками потери стоимости вложенных средств.
Доходы
от побочной деятельности. Доходы от побочной деятельности, как правило,
составляют незначительную долю в структуре доходов коммерческого банка. Они
включают в себя доходы от оказания услуг не банковского характера, от участия в
деятельности предприятий и организаций, от сдачи в аренду и от реализации
помещений, машин, оборудования, а так же доходы организаций банка.
В
условиях сокращения нормы прибыли традиционно банковских отраслях коммерческим
банком приходится диверсифицировать свою деятельность для расширения
возможности получения прибыли. Поскольку банком запрещено самим заниматься
производственной, торгово-посреднической и страховой деятельностью, они
проникают в данные отрасли путем создания дочерних предприятий либо
приобретения пакетов акции в уже существующих компаниях. Этот процесс известен
с давних пор как сращивание финансового и промышленного капитала, настоящее время
он начинает развиваться и в нашей стране. Банки, обладающие широким доступом к
информации о состоянии дел в различных отраслях экономики и располагающие
сравнительно большими финансовыми ресурсами, имеют хорошие возможности по
проникновению в наиболее прибыльные отрасли. Прямое участие в капитале
предприятий и организаций дает банкам возможность не только получать более
высокие доходы, чем от их кредитования но и минимизировать риски за счет
получения контроля над их деятельностью.[2]
Дополнительные
доходы банки могут получать также от коммерческой деятельности своих
вспомогательных подразделений. Например, если банк имеет собственную рекламную
службу, он может оказывать рекламные услуги своим клиентам. Аналогично и другие
службы могут обеспечивать деятельность самого банка, но и оказывать клиентам
платные услуги. Это могут быть юридические, информационные,
телекоммуникационные, маркетинговые, аудиторские, и другие услуги.
Расход –
это использование денежных средств на производственную и не производственную
деятельность. Группировка расходов банка осуществляется аналогично группировке
доходов, для того чтобы можно было оценить финансовый результатам и уровень
прибыльности по каждому из направлений деятельности банка. Обычно расходы
коммерческого банка классифицируют следующем образом:
1.
Операционные расходы:
Процентные расходы.
Комиссионные расходы.
Расходы по операциям на финансовых рынках.
прочие операционные расходы.
2.
Расходы по обеспечению функционирования деятельности банка.
3.
Прочие расходы.
Операционные
расходы. Расходы, непосредственно связаны с выполнением банковских
операций, называют операционными. Их можно также назвать прямыми или
переменными расходами, так как в отличие от других расходов их величина
напрямую зависит от объема совершаемых банком операций.
Поскольку
банковская деятельность обладает значительной спецификой, структура расходов у
коммерческого банка иная, чем у производственного предприятия. У банка нет
больших затратных средств на сырье и материалы, сравнительно невелики затраты
на эксплуатацию и обслуживание основных средств и даже расходы на оплату труда
занимают скромную долю в общей сумме расходов коммерческого банка. Структура
банковских расходов скорее напоминает структуру расходов
торгово-посреднеческого предприятия. Ведь для того чтобы получать доходы от
размещения средств, банку необходимо эти средства привлечь. Хотя какая-то часть
кредитных и иных вложений может осуществляться за счет собственных средств
банка, основную массу кредитных ресурсов формируют привлеченные средства. А за
них, как правило нужно платить. В связи с этим наибольшую часть расходов
обычного коммерческого банка составляют затраты на привлечение средств, а
точнее, плата ха их использование. Так как эта плата обычно осуществляется в
форме процентов, эти расходы принято называть процентными.
Рост
доли процентных расходов банка среди общего их объема, как правило,
свидетельствует либо о неблагоприятном состоянии конъюнктуры рынков, на которых
банк приобретает кредитные ресурсы, либо об ухудшении конкурентной позиции
банка на этих рынках. Нормальным считается рост процентных расходов, когда он
сопровождается адекватным ростом процентных доходов. Идеально для банка, когда
рост процентных доходов опережает рост процентных расходов или когда в условиях
снижения процентных ставок плата за привлечение средств снижается быстрее, чем
доход от их размещения.[3]
Процентные
расходы играют решающую роль в кредитной и инвестиционной деятельности банка.
Деятельность банка по оказанию клиентам услуг не кредитного характера
сопряжена, главным образом, с расходами по оплате услуг посреднических
организаций. Обычно плата за их услуги взимается в форме комиссии от суммы
совершаемой операции, поэтому данная группа расходов получила название
комиссионных. Хотя комиссионные расходы обычно составляют не значительную долю
в общей массе расходов, они в значительной степени влияют на цены и уровень
доходности не кредитных услуг банка, таких, как расчетные, конверсионные,
гарантийные, депозитарные.
В
отдельную группу обычно выделяют расходы по операциям на финансовых рынках. На
этих рынках банк получает доходы от реализации определенных ценностей. К
расходам же относятся затраты на приобретение этих ценностей. Так, при покупке
купонных облигаций банку приходится уплачивать накопленный купонный доход.
Бескупонные ценные бумаги обычно приобретаются с дисконтом, который также
относится на расходы. В случае ухудшения конъюнктуры финансовых рынков банк
может нести значительные расходы в результате переоценки ценных бумаг,
иностранной валюты и другого имущества. Существуют и другие расходы , также не
посредственно связанные с конкретными банковскими операциями. Это такие
расходы, как различные налоги с оборота, почтовые и телеграфные расходы по
платежам клиентов. Эти затраты называют прочими операционными расходами.[4]
Расходы
по обеспечению деятельности банка. К этой группе относят расходы, которые
связаны с обеспечением функционирования банка, но не могут быть прямо отнесены
на конкретную операцию. В экономической теории их называют косвенными, или
условно-постоянными, издержками. В небольших и средних по размеру активов
банках сумма этих расходов бывает сопоставима с суммой операционных расходов. У
крупных банков с большими объемами привлеченных и размещенных ресурсов расходы
по обеспечению деятельности банка растворяются в массе операционных затрат и
могут составлять 10-12% общей суммы расходов.
1.2. Формирование эффективного оборота финансов
коммерческого банка
Ситуация на финансовом рынке
осложняется тем, что все нарастающая неспособность коммерческих банков
осуществлять платежи, выдавать долгосрочные кредиты для развития реального
капитала неизбежно отразиться на платежеспособности предприятий и спровоцирует
дальнейший спад производства.
В этих условиях особо остро встает
проблема оценки финансовой устойчивости коммерческих банков: разработки системы
критериев, определяющих надежность банка, и методик проведения анализа по
указанным критериям.
Одним из основных условий устойчивого
развития каждого банка и банковской системы в целом является совершенствование
подходов к управлению финансами коммерческих банков.
Ликвидность коммерческих банков
регулируется в основном путем рефинансирования (воздействие на спрос и
предложение заемных средств) и влияния на их кредитоспособность (воздействие на
предложение кредитов). Изменение ликвидности банков выступает стержнем
денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком.
Применительно к балансу банка ликвидность означает
способность активов последнего превращаться в денежные средства. Банк считается
ликвидным, если суммы его наличных средств и других ликвидных активов, а также
возможности быстро мобилизовать средства из иных источников достаточны для
своевременного погашения долговых и финансовых обязательств. Статьи активов
любого коммерческого банка располагаются в балансе в порядке убывания
ликвидности, т.е. возможности их обращения в наличность для производства
платежей.[5]
Первым и основополагающим принципом
деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся
ресурсов.
Работа в пределах реально
имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не
только количественное соответсвие между своими ресурсами и кредитными
вложениями, но и добиваться соответсвия характера банковских активов специфике
мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других.
Так если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а
вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность
оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с
повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных
средств в общем объеме его ресурсов.
Вторым важнейшим принципом, на котором
базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая
самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за
результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает
свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами,
свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.
Действующее
законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в
распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его
распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответсвии с решением
общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в
различные фонды банка, а также размеры дивидентов по акциям.
По своим обязательствам
коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на
которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций
коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что
взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные
рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего
из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка
заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться
только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство
определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может
давать им приказов.
Основное назначение банка
- посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от
продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на
рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения:
инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но
банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака,
отличающие их от всех других субъектов.[6]
Во-первых, для банков
характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные
долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а
мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и
ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и
дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие на
себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и
физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов,
которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов,
распределяет среди своих акционеров.
В отношении баланса
коммерческого банка различают ликвидность активов и ликвидность пассивов.
Ликвидность пассивов – легкость, с которой банк может выпустить долговое
обязательство для приобретения клиринговых остатков по разумной цене.
Ликвидность активов – это возможность их использования в качестве средства
платежа (либо быстрого превращения в средство платежа) и способность активов
сохранять свою стоимость.
Банк считается ликвидным,
если его состояние позволяет за счет быстрой реализации средств по активу
покрывать срочные обязательства по пассиву. Все активы можно расположить по
порядку от наиболее до наименее ликвидных. Самыми ликвидными активами являются
остатки денежных средств в кассе и корреспондентских счетах банка,
краткосрочные межбанковские кредиты (овернайты), ценные бумаги правительства и
Центрального банка страны. К числу наименее ликвидных относят вложения в
недвижимость и долгосрочные ссуды. Ликвидность банка обусловлена структурой его
активов: чем больше доля первоклассных ликвидных средств в общей сумме активов,
тем выше ликвидность банка. Ликвидность зависит и от структуры пассивной части
баланса, например, увеличение доли срочных вкладов повышает банковскую
ликвидность.
Общественное признание
деятельности банка как самостоятельного субъекта предполагает, что цена
производимого им продукта в виде банковских услуг должна быть как минимум
неотрицательной.
Таким образом, каждый
коммерческий банк сталкивается с проблемой ликвидности по меньшей мере дважды:
во-первых, в качестве технического исполнителя своей роли на денежном рынке,
осуществляя платежи участников рынка друг другу. Во-вторых, в качестве
самостоятельного субъекта финансово-кредитной сферы, получающего прибыль или
убытки от своей деятельности, банк сталкивается с ликвидностью своего
собственного товара – банковских услуг. Следовательно, ликвидность
коммерческого банка связана, с одной стороны, с обеспечением наличного и
безналичного денежного оборота по счетам своих клиентов, а отсюда с
поддержанием соответствия между активными и пассивными операциями по срокам
окончания обязательств, а с другой – с обеспечением стабильного минимума
прибыльности.
С точки зрения
технического исполнителя платежей роль банка заключается в простом
посредничестве, и задача обеспечения ликвидности сводится к необходимости
располагать соответствующим объемом реальных денег для осуществления платежей.
Но с точки зрения возмещения расходов и получения прибыли при разрыве в цепочке
движения стоимостей Т-Д-Т банк становится непосредственным должником и
кредитором по широкому кругу обязательств, и тут на первый план выдвигается
проблема рискованности его деятельности как кредитора и надежности при
выполнении собственных обязательств.
В случае, если эмиссия
кредитных орудий (долговых обязательств) главного банка страны осуществляется в
рамках совокупного общественного продукта и других макроэкономических
параметров, эти долговременные обязательства способны своевременно (или
мгновенно в зависимости от срока обязательств) реализовать свою стоимость. Если
это соответствие нарушается, например, инфляция превышает нормальный для
экономики уровень, то ликвидность основного посредника обращения денег и
товаров – кредитных орудий центрального банка оказывается проблематичной, как и
ликвидность любого объекта национальной экономики.
1.3. Банковские риски
Деятельность коммерческих
банков подвергается определенным рискам. Как любые коммерческие предприятия,
они могут разориться, и соответственно может возникнуть разрыв в цепочках
оборота денег. Поэтому средства, находящиеся на счетах в коммерческих банках,
нельзя однозначно назвать высоколиквидными из-за нестабильности политической и
экономической ситуации.
К высоколиквидным средствам
безоговорочно можно отнести только денежные средства в кассе и средства на
корреспондентском счете в ЦБ. Остальные составляющие могут приниматься в расчет
с учетом политических и экономических факторов. Следовательно, банковские
высоколиквидные средства являются функциональными деньгами современного
общества, т.е. именно на движении этих средств основывается наличное и
безналичное денежное обращение в экономике, причем они должны появиться еще до
наступления сроков погашения долговых обязательств. Частично эта проблема
решается кредитной системой: во-первых, благодаря возможности зачета взаимных
обязательств и сведения к минимуму сальдо, подлежащего покрытию, а во-вторых,
посредством перераспределения высоколиквидных средств между субъектами
отношений на договорной основе. Таким образом, сокращается количество
необходимых денежных средств в обращении и увеличивается их капитализация.
Приложение денег с целью
получения прибыли выгодно как производителям, так и банкирам, но часть
высоколиквидных средств они все же вынуждены накапливать в виде резерва на
своевременное покрытие обязательств и на непредвиденные платежи. Здесь
обнаруживается основная проблема управления ликвидности различными субъектами:
с одной стороны, нужно иметь достаточное количество высоколиквидных средств,
как правило, не приносящих прибыль, а с другой, - наличие и размеры этих
средств не должны наносить ущерб самому субъекту экономики в виде существенного
снижения прибыльности или даже возникновения убытков.
С учетом этих обстоятельств
и исходя из приведенного ранее определения, под ликвидностью коммерческого
банка понимается способность банка выполнять свои обязательства (в любой момент
по обязательствам до востребования и в соответствии со сроками по срочным
обязательствам), имея для этого достаточное количество наличных и безналичных
денежных средств. На первый взгляд, ликвидность коммерческого банка в такой
трактовке не отличается от платежеспособности, т.е. способности банка ответить
по своим обязательствам на конкретный момент времени (сегодняшний или вчерашний
день). Но ликвидность понятие более широкое, оно включает в себя
платежеспособность не только в прошлом, настоящем, но и в будущем.
Сегодня одним из наиболее
важных понятий, используемых при обсуждении тех или иных аспектов
функционирования как отдельных кредитных организаций, так и кредитно-финансовой
системы в целом, является ликвидность.[7]
В отечественной
экономической литературе пока не сложился единый подход к определению
ликвидности банка. Отсутствие дефиниции банковской ликвидности приводит к
отождествлению с другим экономическим понятием – платежеспособностью и, как
следствие, к смешению, на наш взгляд, методов и способов поддержания
ликвидности и платежеспособности, анализ которой дать максимум информации для
оценки уровней ликвидности и платежеспособности конкретных банков. Актуальность
проблемы разработки всестороннего и четкого определения критериев ликвидности и
платежеспособности, анализ которых дает максимум информации для оценки
устойчивости банка, продиктована необходимостью более тщательного заключения о
финансовом состоянии и перспективах развития банка как для его клиентов
вкладчиков и других кредиторов, так и Центрального банка, осуществляющего
надзор за деятельностью кредитных операций.
Рассматривая существующие
в современной экономической литературе подходы к определению банковской
ликвидности и возникающие с их учетом варианты реальных дефиниций
платежеспособности, можно выделить два основных направления. Первое исходит из
признания ликвидности в качестве способности банка своевременно и полно
погашать свои обязательства за счет использования активов, т.е. основывается на
перераспределительной функции банков. Таким образом в основе определения
ликвидности как возможности выполнения банком своих обязательств за счет
реализации активов лежит рассмотрение банка в качестве посредника между
владельцами привлекаемых ресурсов и заемщиками.
Своевременное выполнение
обязательств предопределяет необходимость максимального соответствия
привлеченных пассивов и вложений по срокам банка так, чтобы средств от
реализации активов в любой промежуток времени хватило на то, чтобы
удовлетворить потребности вкладчиков банка и ответить по остальным
обязательствам с наступившим сроком. Очевидно, что без такой сбалансированности
о нормальной работе банка речи быть не может. Поэтому ее достижение долгое
время считалось первоосновой банковской политики. Отсюда следовало, что банки,
имеющие в своей пассивной части долгосрочные источники, могут проводить
инвестиционные операции и выдавать долгосрочные кредиты. Напротив, банки,
ресурсную основу которых составляют краткосрочные средства, могут осуществлять
только краткосрочные операции.[8]
Данный подход имеет, однако,
существенный недостаток, не учитывающий специфику банковского дела. Источников
инвестиционных операций банки либо совсем не имеют, либо имеют в ограниченных
количествах, недостаточных для вложений на эти сроки. Особенностью же
банковских пассивов является то, что все средства вкладчиков не бывают
востребованы одновременно, а потому в распоряжении банка всегда есть некоторый
постоянный остаток средств клиентов. Благодаря предоставлению услуг по
расчетно-кассовому обслуживанию клиентов банки имеют определенные суммы на
счетах, которые на практике оказываются долгосрочными. Размер этой условно
постоянной суммы может меняться под влиянием ряда факторов, в числе которых
различаются как внешние, касающиеся экономической ситуации в регионе, стране
(конъюнктура рынка, колебание деловой активности, развитие кредитной системы),
так и внутренние, относящиеся к уровню работы банка, качеству, количеству
предоставляемых услуг, эффективности организации работы по привлечению
ресурсов. Учитывая эти факторы, можно достаточно точно определить объем средств
клиентов, который будет постоянным и который можно использовать для вложений в
средне- и долгосрочные операции.
Глава 2. Пути повышения финансовой устойчивости
коммерческого банка в современных условиях
2.1. Функции коммерческого банка – основа специфики
финансов
Одной из важных функций
коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют
путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе
кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность
посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием
перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.
Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей
от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных
звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и
возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под
влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается
свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее
рыночному типу отношений.
Значение посреднической
функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в
том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в
экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к
заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски
потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их
перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности
друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадает с
размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства,
которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и
на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски
владельцев денег, размещенных в банке.
Вторая важнейшая функция
коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие
банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не
только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и
формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к
накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой
депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов,
выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии
надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит
формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в
коммерческих банках.[9]
Наряду со страхованием депозитов
важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности
коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об
использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную
информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих
вложений.
Третья функция банков -
посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.
В связи с формированием
фондового рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в
операциях с ценными бумагами. Банки имеют право выступать в качестве
инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке
ценных бумаг в качестве посредника; инвестиционного консультанта;
инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве
финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже
ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или
поручения.
Как инвестиционный
консультант банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу
выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет на себя роль инвестиционной
компании, то он занимается организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантий
по их размещению в пользу третьего лица; куплей-продажей ценных бумаг от своего
имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т.е. объявляя
на определенные ценные бумаги "цены продавца" и "цены
покупателя", по которым он обязуется их продавать и покупать. Когда банк
размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски, связанные с
таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных
ценных бумаг относятся за счет акционеров банка, то он выступает в качестве
инвестиционного фонда. Необходимым условием выполнения роли инвестиционного
фонда является наличие в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами,
имеющих квалификационный аттестат Министерства финансов РФ, дающий право на
совершение операций с привлечением средств граждан.
2.2. Положительная динамика распределения финансов в
структуре банка
Центры
прибыли — центры финансового учета, деятельность
которых связана с получением прибыли. Они занимают центральное место в
финансовой структуре банка,
поскольку основной целью деятельности
коммерческого банка является прибыль. В банке обычно выделяют несколько таких центров: управление кредитования, управление расчетно-кассового
обслуживания, казначейство, управление пассивных операций и др. Центры
прибыли — это подразделения, которые
непосредственно взаимодействуют с клиентурой
в процессе продажи продукта и имеют собственный балансовый отчет и отчет
о прибылях и убытках. Из этого вытекает, что
им присуща ответственность за
реализацию закрепленного за ними продукта
или продуктов. В свою очередь, центры прибыли можно разделить на центры привлечения средств и их размещения.
Некоторые банки разграничивают центры прибыли и центры дохода. Различия между ними заключаются в том, что центр прибыли способен оказывать влияние
на уровень затрат, а центр дохода — нет.
Центр затрат — центр финансового учета, деятельность которого
связана с обеспечением деятельности других
центров финансового учета и не приносит прибыли. Указанные центры могут
подразделяться на центры поддержки бизнеса,
центры обеспечения и обслуживания и
штабные центры затрат.
Подразделения по поддержке бизнеса (центры затрат)
характеризуются тем, что все их расходы полностью переносятся на
соответствующие центры прибыли. К ним можно отнести, в частности, управление кредитных
рисков, управление электронной обработки
данных и некоторые другие.
Деятельность
центров обеспечения и обслуживания (центры затрат) направлена на обеспечение (материальное, технологическое, информационное и
т.п.) функционирования всех подразделений банка. Таким подразделениям, как правило, устанавливаются лимиты расходов, за которыми осуществляется строгий
контроль в процессе исполнения
бюджета. Расходы этих подразделений в
рамках бюджета распределяются на все другие подразделения, для которых
осуществляются затраты. К таким центрам
относят, на пример, отдел по работе с персоналом, PR, транспортный,
хозяйственный и др.
Штабные центры затрат выполняют функции обще
банковского учета, контроля и управления. Ими могут являться:
правление банка, секретариат, управление финансового
планирования, юридический отдел, управление внутри банковского
контроля и аудита, управление бухгалтерского учета. Расходы данных
подразделений рассматриваются как обще банковские и распределяются в процессе
составления
бюджета.
Разделение деятельности отдельных подразделений
на центры ответственности должно закрепляться в Положении о
финансовой структуре банка. После выделения центров
ответственности определяется схема взаимосвязи между ними, что позволяет руководству банка оценивать финансовые результаты
деятельности каждого центра, управлять не только банком в целом, но и каждым центром в отдельности.
Важным шагом на пути создания системы бюджетирования
является разработка положения о структуре бюджета и регламенте
бюджетного процесса. Структура основного бюджета, перечень и
содержание документов, несомненно, будут иметь особенности. Очевидно,
что начинать данную работу следует с наиболее простых форм. В то же время полную информацию для оценки и контроля за деятельностью банка можно получить на основе трех бюджетных документов: бюджетного отчета о движении денежных
средств, отчета о прибылях и убытках
и бюджетного баланса.[10]
Внедрение
бюджетирования должно подкрепляться соответствующим
регламентом, который прописывает состав и структуру используемой
информации, порядок
ее подготовки и перемещения внутри банка. Регламент
определяется руководством банка.
Бюджет банка может разрабатываться сверху вниз
или снизу вверх. Принятие того или иного порядка зависит от участников
процесса и характера их участия. В том случае, если бюджетный
процесс идет сверху вниз, финансовые задания разрабатываются
руководством банка, а центры финансового учета в предоставляемых ими
бюджетах обосновывают то, как именно они будут добиваться выполнения
установленных показателей. Такая схема будет более эффективной для
тех кредитных организаций, которые обладают реактивной системой управления, т.е., как мы уже отмечали, молниеносно реагируют
на изменение внешней среды и среды ближайшего окружения.
Другой метод разработки бюджета
предполагает, что центры финансового учета представляют свои планы
развития для обсуждения на уровне руководства банка. Очевидно, что
разработанные планы должны укладываться в рамки общего направления развития банка, и
окончательное решение об одобрении или
корректировке представленных документов принимается в процессе согласования
между руководителями центров и высшим
менеджментом банка. С одной стороны, этот подход обеспечивает участие всего персонала в формировании бюджетов различных
уровней, с другой — предполагает объективное отношение
руководства банка к запросам всех подразделений.
При децентрализованной системе формирования бюджета
целесообразно четко прописать функции центров ответственности. Например, функции плановых служб могут включать: составление и реализацию на ежеквартальной (или иной периодичности) основе бюджета на предстоящий период; консолидацию информационного обмена между подразделениями;
свод, корректировку и разработку бюджета банка в целом и представление его
руководству; контроль бюджетных
показателей и установленных лимитов; секвестирование
бюджетных статей текущего периода на
основе согласования с руководителями подразделений.
Функциями центров прибыли банка могут являться:
обеспечение выполнения собственного бюджета и установленных лимитов на
расходы; документирование на постоянной основе всех продаж клиентам в рамках
как бухгалтерского учета, так и системы управленческого учета;
постоянный мониторинг потребностей клиентов в существующих и
перспективных продуктах, соответствующих профилю центра, и оценка
потребности в финансировании расходов; своевременный информационный обмен
с другими центрами;
ответственность за предоставление достоверной
информации и др.[11]
Функции центров затрат обычно сводятся к
обеспечению выполнения установленных лимитов на расходы. Они
(центры), безусловно, должны непрерывно документировать процесс
оказания услуг другим центрам ответственности в рамках
бухгалтерского и управленческого учета; оценивать и вести ценовую
экспертизу услуг, предоставляемых сторонним организациям; осуществлять
своевременный информационный обмен с другими центрами; иметь право
выходить с запросом на корректировку выделенных лимитов в сторону
увеличения, подкрепляя его соответствующим экономическим обоснованием,
и т.д.
Особую роль в процессе бюджетирования
играет казначейство банка. Именно с данной
структурной единицей связан наиболее болезненный вопрос бюджетирования —
трансфертное ценообразование.
Учет и распределение затрат, трансфертное ценообразование —
неотъемлемые атрибуты децентрализованной
системы управления доходностью, которые,
к сожалению, связаны с определенными трудностями и имеют такую же сложную
репутацию, как дюрация, о которой мы
подробно говорили выше. Многие специалисты справедливо отмечают, что одной из причин неудач при реализации системы управления доходностью подразделений, продуктов и клиентов является стремление менеджмента добиться высокой степени детализации и точности в учете затрат. В
этой связи не следует стремиться к тому, чтобы добиваться абсолютной точности в распределении затрат между подразделениями банка; необходимо, как нам представляется, ограничиться распределением затрат
по наиболее значительным статьям. Это позволит избежать спорных моментов и противоречий. Более того, такой подход существенно снизит затраты по внедрению самой системы управления доходностью
подразделений, продуктов и клиентов.
Принимая во внимание вышесказанное для внедрения
данной системы, можно опираться на наименьший общий показатель,
который можно применить для всех элементов оценки доходности. В
качестве такой базы целесообразно избрать какой-либо количественный
показатель, например, количество открытых счетов, стандартные
затраты подразделения либо объем деятельности.
При
распределении затрат следует каждый центр ответственности классифицировать в одну из трех категорий:
линейное подразделение; подразделение по поддержке бизнеса и накладное
подразделение
Первым шагом на пути оценки и управления доходностью в
коммерческом банке является распределение бюджетных затрат накладных
подразделений на другие — по поддержке продуктов и линейные. Подчеркнем, что
распределению подлежат только бюджетные статьи расходов. Отклонения фактических
показателей накладных подразделений от плановых распределению не подлежат, они
ложатся на затраты указанных подразделений. Распределение накладных расходов
происходит, как правило, в зависимости от штатной численности сотрудников либо
в зависимости от заработной платы.[12]
В связи со снижающейся доходностью большинства
банковских операций банки заинтересованы в использовании надежных
механизмов контроля стоимости привлеченных средств. Основным
ограничителем
здесь выступают внешние условия — ставки размещения,
складывающиеся на рынке в конкретный момент времени. Например, если банк
привлекает в больших объемах дорогие пассивы, он столкнется с более высоким
риском при размещении средств, так как рост
доходности всегда сопровождается значительным риском. В этом случае менеджмент более активно будет работать на спекулятивном рынке,
например, на рынке корпоративных
ценных бумаг. При использовании
внутреннего ценообразования увеличится способность
банка более точно оценивать и определять
комбинацию источников фондирования активных операций, определять целесообразность привлечения тех или иных ресурсов.
Жесткая централизованная система управления ресурсами будет сдерживать темпы развития банка. Мы уже демонстрировали негативное влияние высоких темпов роста банка на капитал.
Очевидно, внедрение системы внутри банковского ценообразования ресурсов может привести к антагонизму
привлекающих и размещающих подразделений.
Центры, привлекающие ресурсы, заинтересованы в повышении цен, а
размещающие — в снижении. От границ установления трансфертной цены зависят прибыль и доходность различных центров ответственности. Из этого следует, что установление трансфертной цены всегда предполагает компромисс
интересов. Отсутствие гибкой политики может привести к омертвлению части ресурсов и возникновению центробежных тенденций в
банке, т.е. к заинтересованности
привлекающих подразделений приобретать средства
на внешнем рынке.
Заключение
Таким образом, коммерческие
банки предоставляют широкий диапазон финансовых услуг. Они относятся к основной
категории деловых предприятий, называемых финансовыми посредниками. Привлекая
капиталы сбережение населения и другие свободные денежные средства,
высвобождающие в процессе хозяйственной деятельности, они предоставляют их во
временное пользование, тем кто нуждается в дополнительном капитале. Таки
образом, коммерческие банки выполняют функцию аккумуляции и мобилизации
денежного капитала. Эта деятельность банка приносит реальную пользу всем
заинтересованным сторонам. Вкладчики на вложенные денежные средства в виде
депозитов получают доход – проценты. Заемщики получают доступ к денежным фондам
на различные периоды, что позволяет им вести деловые операции, приносящие
прибыль. Банки также извлекают прибыль из разницы между более высокой ставкой
процента по ссудам и ставкой, выплачиваемой по вкладам.
Заемщиками банка
являются:
Фирмы используют ссуды для пополнения
оборотных средств, покупку нового оборудования.
Население берет денежные средства для
покупки товаров длительного пользования и жилья.
Коммерческие банки
выступают в качестве финансовых посредников, в процессе деятельности создают
новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке.
Принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство – депозит, а выдавая
ссуды – новое требование заемщику. Суть финансового посредничества коммерческих
банков – в процессе создания новых обязательств и обмена их на обязательства
других контрагентов и в аккумуляции денежных средств из различных источников,
исключая прямого контакта сберегателей и заемщиков, регулирую совпадения
интересов тех и других.
Термин «коммерческий
банк» возник на ранних этапах развития банковского дела когда банки обслуживали
в основном торговлю, клиентами банка были торговцы. Постепенно, с развитием
промышленного производства возникли операции по кредитованию производственного
цикла. Термин «коммерческий банк», стал означать «деловой» характер банка, то
есть банк обслуживающий все виды хозяйственной деятельности.
Не смотря на
неопределенные недостатки и проблемы, выявленные в процессе проведения
банковской реформы в России, достигнута главная цель: выбрать себе финансового
посредника, который стремится выполнить для клиента широкий круг операций,
чтобы повысить рентабельность, расширить доходную базу и все это происходит в
условиях конкуренции.
Коммерческий банк – основное звено
банковской системы. Главным отличаем от Центрального банка является отсутствие
у них права эмиссии банкнот. Коммерческие банки осуществляют почти все виды
банковских операций.
Список литературы
1)
Банковское
дело/Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Роспотребрезерв, 1999.
2)
Батракова Л.Г.
«Экономический анализ деятельности коммерческого банка» М, 2003 год.
3)
Белоглазова Г.Н.
Коммерческие банки в условиях формирования рынка. – Л.: ЛФЕИ, 1991.
4)
Белых Л. П.
«Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства» - М.: Банки
и биржи, ИО «ЮНИТИ», 1996 г.
5)
Белых Л.П.
«Устойчивость коммерческих банков». М, 2002 год.
6)
Веременко С.А.
Банковское дело. – М.: ЮНИТИ, 1999.
7)
Г. И. Кравцова
«Организация деятельности коммерческих банков» Минск БГЭУ 2002 г.
8)
Голубев С.Г.,
Галочкин В.В. «Коммерческие банки». Учеб. пособие. – Мн.: Алгоритм, 1997.
9)
Голубович А.Д.
Валютные операции в коммерческих банках. – М.: АО «Менатеп-Информ», 1999.
10)
Грязнова А.Г.
«Банковская система России» М, 2001 год.
11)
Деньги. Кредит.
Банки/Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 1999.
12)
Жуков Е.Ф. Общая
теория денег и кредита. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
13)
Коробова Г.Г.
«Банковское дело» М, 2004 год.
14)
Лаврушин О.И.
«Управление деятельностью коммерческих банков» М, 2002 год.
15)
Ларионова И.В.
«Управление активами и пассивами в коммерческом банке» М, 2003 год.
16)
Ликвидность банка.
// «Деньги и кредит» №11-12 1994 г.
17)
Маркова О.М.,
Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ,
1999.
18)
Молчанов А.В.
«Коммерческие банки в современной России» М, 2002 год.
19)
Основы
банковского дела в РФ - Ростов н/Д., «Феникс» 2001 г.
20)
Панова Г.С.
«Анализ состояния коммерческих банков» М, 2002 год.
21)
Семенюта О.Р.
Основы банковского дела в РФ. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001.
22)
Управление
ликвидностью коммерческого банка. // «Банковское дело» №9 2001 г.
23)
Финансы, денежное
обращение и кредит/ под. ред. Романовского, - М.,2001.
24)
Финансы. Денежное
обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева,
Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000.
25)
Черкасов В. Е.
«Финансовый анализ в коммерческом банке» - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 1995г.
[1]
Белоглазова Г.Н. Коммерческие банки в условиях формирования рынка. – Л.: ЛФЕИ,
1991.
[2]
Молчанов А.В. «Коммерческие банки в современной России» М, 2002 год.
[3]
Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. –
М.: ЮНИТИ, 1999.
[4]
Финансы, денежное обращение и кредит/ под. ред. Романовского, - М.,2001.
[5]
Управление ликвидностью коммерческого банка. // «Банковское дело» №9 2001 г.
[6]
Черкасов В. Е. «Финансовый анализ в коммерческом банке» - М.: Изд-во «ИНФРА-М»,
1995г.
[7]
Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. –
М.: ЮНИТИ, 1999.
[8]
Деньги. Кредит. Банки/Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика,
1999.
[9]
Голубев С.Г., Галочкин В.В. «Коммерческие банки». Учеб. пособие. – Мн.:
Алгоритм, 1997.
[10]
Белых Л. П. «Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства»
- М.: Банки и биржи, ИО «ЮНИТИ», 1996 г.
[11]
Голубев С.Г., Галочкин В.В. «Коммерческие банки». Учеб. пособие. – Мн.:
Алгоритм, 1997.
[12]
Белоглазова Г.Н. Коммерческие банки в условиях формирования рынка. – Л.: ЛФЕИ,
1991.