Реферат - Анализ затрат и прибыли
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ
поведения затрат и взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли
2. Анализ «затраты
— объем — прибыль»
3. Анализ «затраты
— объем — прибыль» в процессе принятия решения
Заключение
Список литературы
1. Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства,
себестоимости и прибыли
Необходимым условием получения прибыли является
определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки
от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту.
Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой
Затраты —> Объем производства —> Прибыль.
Составляющие этой схемы должны находиться под
постоянным вниманием и контролем. Эта задача решается на основе организации
учета затрат по системе директ-костинг, значение которой возрастает в связи с
переходом к рыночной экономике.
Оптимизация прибыли предприятия в условиях рыночных отношений требует
постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о
состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего (о
формировании затрат на производство и себестоимости продукции). Эта информация
опирается на систему производственного учета расходов но местам их возникновения
и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм
и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, на
учет результатов реализации по видам изделий[1]. Важно отметить, что в зависимости от учетной
политики, проводимой предприятием в области производственного учета, степень
детализации учета затрат, а следовательно, и анализа различны для разных
предприятий. Методика анализа прибыли и себестоимости зависит также от полноты
включения затрат и себестоимость, наличия раздельного учета переменных и постоянных
затрат.
Теоретической базой оптимизации прибыли и анализа
затрат служи": классическая система учет прямых затрат директ-костинг,
которую называют еще системой управления себестоимостью.
Система директ-костинг является атрибутом рыночной экономики. В
ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа и принятия
управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению
поведения затрат ресурсом в зависимости от изменения объемов производства, что
позволяет гибко и оперативно принимать решение по нормализации финансового состояния
предприятия. Наиболее важные аналитические возможности системы директ-костинг следующие;
оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции; определение цены на
новую продукцию; расчет вариантов изменения производственной мощности
предприятия; оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов;
опенка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования.
Известно, что для целей управления прибылью и себестоимостью
затраты классифицируются по различным признакам. Сущностью современной системы
директ-костинг является разделение производственных затрат на переменные и постоянные
в зависимости от изменений объема производства. К переменным относятся
затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства: затраты
на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо
и энергия на технологические цели и другие расходы. В зависимости от
соотношения темпов роста объема производства и различных элементов переменных
затрат последние, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные,
прогрессивные и дегрессивные.
К постоянным принято относить такие затраты, величина которых
не меняется с изменением объема производства, например арендная плата,
проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных фондов,
некоторые виды заработной платы руководителей предприятия и другие расходы.
Следует отметить, что деление затрат на
постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят
полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности
разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами
системы директ-костинг.
В зарубежной практике для повышения объективности разделения
затрат на постоянные и переменные предложен ряд эффективных практических
методов: метод высшей и низшей точки объема
производства за период; метод статистического построения сметного уравнения; графический метод и др.
Общие затраты па производство (Z) состоят из двух частей: постоянной
(Zc) и переменной (Zv), что отражается уравнением[2]:
Z = Zc + Zv,
или в расчете затрат на одно изделие
Z = (С0+ Сt) X,
где X
- объем производства (количество единиц изделия);
Со — постоянные
затраты на единицу изделия (продукции);
Сt - переменные затраты на единицу изделия (ставка переменных расходов на единицу изделия).
Для построения уравнения общих затрат и разделения их на постоянную и переменную части по методу высшей и
низшей точки используется следующий
алгоритм:
1) из данных
об объеме производства и затратах за период
выбираются максимальные и минимальные значения соответственно
объема и затрат в единицу времени;
2)находятся разности в уровнях объема производства и затрат;
3)определяется ставка переменных расходов на
одно изделие путем отнесения разницы в уровнях затрат на период
(разность между максимальным и минимальным значениями затрат)
к разнице в
уровнях объема производства за тот же период;
4)определяется общая величина переменных
расходов на
максимальный (минимальный) объем производства путем умножения ставки
переменных расходов на соответствующий объем производства;
5)определяется общая величина постоянных
расходов как разность между всеми затратами и величиной переменных
расходов;
6)составляется уравнение совокупных затрат,
отражающее
зависимость изменений общих затрат от изменения объема производства.
Покажем порядок расчетов на примере. В
табл. 1 приведены исходные данные об объеме производства и затрат за анализируемый
период (по месяцам).
Таблица 1.
Моменты наблюдения
отчета
|
Объем производства
(количество изделий, шт.)
|
Затраты на производство
(тыс. руб.)
|
1
|
100
|
70
|
2
|
120
|
85
|
3
|
110
|
80
|
4
|
130
|
90
|
5
|
124
|
87
|
6
|
121
|
82
|
7
|
136
|
93
|
8
|
118
|
78
|
9
|
124
|
90
|
10
|
120
|
84
|
11
|
170
|
98
|
12
|
138
|
93
|
Из
табл. 1 видно, что максимальный объем производства в единицу времени (например, вдень) за период составляет 170 шт. изделий,
минимальный — 100 шт. Соответственно максимальные и минимальные затраты на производство составили 98 тыс. руб. и 70 тыс.
руб. Разность в уровнях объема производства составляет 70 шт. (170 - 100), а в уровнях затрат - 28 тыс.
руб. (98 - 70).
Общая величина переменных расходов на
минимальный объем производства составит 40 тыс. руб. (100 х 400), а на
максимальный объем — 68 тыс. руб. (170 х
400).
Общая величина постоянных затрат
определяется как разность между всеми затратами на максимальный (минимальный) объем производства и
переменными затратами. Для нашего примера
она составит 30 тыс. руб. (70 — 40 или 98 — 68).
Уравнение затрат для данного примера имеет вид
Z =
30 + 0,4 х X,
где Z — общие затраты (в тыс. руб.),
X —
объем производства.
2. Анализ «затраты — объем — прибыль»
При планировании
производственной деятельности часто используют анализ «затраты — объем —
прибыль». Если определен объем производства, то в соответствии с портфелем
заказов благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную
цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как балансовую,
так и чистую. При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты
производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу,
цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе
говоря, анализ «затраты — объем — прибыль» позволяет получить ответ на вопрос,
что мы будем иметь, если изменится один параметр производственного процесса или
несколько таких параметров.
Анализ «затраты —
объем — прибыль» — анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат,
выручки (дохода), объема производства и прибыли. Это инструмент управленческого
планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель
финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать результаты
анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки
альтернативных решений.
Взаимосвязь «затраты —
объем — прибыль» легко выразить графически или формулами. График показывает
взаимосвязь выручки (доходов), затрат, объема продукции, прибыли (убытков).
Здесь это фиксированные взаимосвязи. Если цена единицы продукции, затраты,
производительность или другие условия изменятся, то модель следует
пересмотреть.
Взаимосвязь
«затраты — объем — прибыль»
Рассматриваемая
взаимосвязь может быть выражена формулой[3]:
выручка от реализации = переменные затраты +
постоянные затраты + прибыль.
(ВР) (ПЗ)
(ФЗ) (П)
Анализ
величин в критической точке
Анализ величин в
критической точке основан на взаимосвязи «затраты — объем — прибыль», и очень
часто такой анализ называют анализом величин в критической точке. Как показано
на графике, критическая точка — это точка, в которой
суммарный объем выручки от реализации продукции равен суммарным затратам. Таким
образом, критической является точка, с которой организация начинает
зарабатывать прибыль.
Цель анализа величин в критической точке состоит в
нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализации
становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль
организации равна нулю. Величина в критической точке может быть выражена
единицей продажи или долларами продажи. Основное уравнение нахождения
критической точки:
ВР=ПЗ+ФЗ.
Пример. Нахождение критической точки.
Компания выпускает столы.
Переменные затраты составляют 50 ДЕ на единицу, постоянные затраты — 20 000 ДЕ
за год. Продажная цена — 90 ДЕ за единицу. Используя эту информацию и обозначив
через Х объем единиц продаж, мы можем написать уравнение
90Х=50Х+20000;
40Х=20000;
Х=500,
или в ДЕ:
90.500=45000.
Можно сделать грубую
оценку величин в критической точке, построив график для рассматриваемой
компании. Критическая точка на графике лежит на пересечении линий суммарных
затрат и суммарных доходов (выручки) от реализации, в этой точке выручка равна
затратам.
Взаимосвязь
«затраты — объем — прибыль»
В реальной жизни
встречаются разные ситуации, а управленческие модели базируются на
определенных допущениях, условностях. Анализ в условиях неопределенности
и анализ чувствительности позволяют ответить на вопрос: что будет,
если?
При анализе чувствительности можно, например, получить
ответ на вопросы: какова будет прибыль, если объемные показатели отклоняются
от запланированных? какая будет прибыль, если удельные переменные затраты
вырастут на 10%?
Инструментом анализа
чувствительности является величина выручки, которая находится за критической
точкой. Критическая точка показывает, до какого предела может упасть объем
реализации, чтобы не было убытка. Величина прибыли, получаемая организацией,
определяется разницей между выручкой от реализации продукции и суммарными
затратами (область прибыли на графике из нашего примера).
Каждая организация
стремится максимизировать прибыль, но невозможно продать неограниченное количество
продукции по одинаковой цене. Увеличение объема продаж приводит к насыщению
рынка и падению платежеспособного спроса на продукцию. В определенный момент
для того, чтобы продавать большее количество товара, потребуется снизить цену,
что приведет к снижению прибыли. Для того чтобы определить максимально возможную
прибыль, необходимо в график взаимосвязи затрат и объема реализации (см.
пример) ввести кривую спроса:
Оптимальная
цена
Точка оптимальной цены продажи продукции определяет
объем производства, позволяющий организации получать максимальную прибыль. В
данном примере это объем, равный 700 ед. продукции.
Более простой метод
определения критической точки построен на концепции маржинальной прибыли. Маржинальная
прибыль — превышение выручки от реализации над всеми
переменными затратами, связанными с данным объемом продаж. Другими словами,
маржинальная прибыль — это разница между выручкой от реализации и переменными
затратами:
МП=ВР-ПЗ,
Если из маржинальной прибыли вычесть постоянные
затраты, то получим величину прибыли:
П=МП-ФЗ.
Маржинальная
прибыль за вычетом постоянных затрат = прибыль
Критическая точка (КТ)
может быть определена как точка, в которой маржинальная прибыль минус
постоянные затраты равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль равна
постоянным затратам. Уравнение для критической точки в единицах продукции будет
следующее:
(МП на
единицу · КТ в единицах) - ФЗ = 0.
Преобразуя это уравнение,
мы получим следующие равенства:
1. МП на единицу • КТ в
единицах = ФЗ.
2. МП на единицу • КТ в
единицах: МП на единицу = ФЗ: МП на единицу.
3. КТ в единицах = ФЗ: МП
на единицу.
Для нашего примера:
КТ в единицах = 20 000:
(90 - 50) = 20 000:40 = 500.
Анализ величин в
критической точке с поправкой на фактор прибыли может быть использован как
основа для оценки прибыльности деятельности организации. Бухгалтер может для
различных альтернативных планов производства рассчитать соответствующую
величину возможной прибыли.
Для иллюстрации использования
анализа величин в критической точке при планировании прибыли рассмотрим пример.
Пример. Компания желает получить в следующем
году прибыль 10 000 ДЕ. Переменные затраты составляют 50 ДЕ за единицу;
постоянные — 20 000 ДЕ в год; продажная цена — 90 ДЕ за единицу.
Каков должен быть объем
производства, чтобы получить заданный объем прибыли?
ВР=ПЗ+ФЗ+П,
или
90Х=50Х+20000+10000;
40Х=30000;
Х=750(ед.).
Проверим наши вычисления,
подставив все данные в уравнение:
ВР=ПЗ+ФЗ+П,
или
(750.90) -
(750 • 50) - 20 000 = = 67 500 - 37 500 - 20 000 = 10 000 (ДЕ).
Категория маржинальной
прибыли также может быть использована для планирования прибыли. Чтобы сделать
это, мы добавим прибыль в числитель уравнения для критической точки:
целевой объем продаж в
единицах = (ФЗ + П): МП на единицу.
Для нашего примера:
целевой объем продаж в
единицах = (20 000 +10 000). (90 - 50) = =30000:40=750(ед).
Для того чтобы определить
целевой объем продаж в ДЕ, нужно разделить постоянные затраты плюс прибыль на
процент маржинального дохода. Процент маржинального дохода рассчитывается
делением маржинального дохода на единицу на продажную цену единицы продукции.
Для нашего примера:
МП (%) = 40 ДЕ: 90 ДЕ = 0,44444 = 44,444 (%).
Допущения
анализа «затраты — объем — прибыль»
Анализ взаимосвязи
«затраты — объем — прибыль» и анализ величин в критической точке могут быть
полезны и дать точные сведения, если выполняются предположения (допущения),
лежащие в их основе.
Перечислим эти допущения:
1. Поведение постоянных и
переменных затрат можно измерить точно.
2. Затраты и выручка от
реализации имеют линейную зависимость от уровня производства.
3. Производительность
внутри релевантного уровня активности не меняется.
4. Переменные затраты и
цены не меняются в течение периода планирования.
5. Структура продукции не
меняется в течение планового периода.
6. Объем продаж и объем
производства приблизительно равны.
Если одно (или более) из
данных допущений отсутствует, применение анализа «затраты — объем — прибыль»
может привести к ошибкам.
Анализ «затраты — объем —
прибыль» используют для определения влияния, которое оказывают изменения в
затратах, цене товара, объеме его производства и номенклатуре выпускаемых
товаров на величину получаемой от реализации товара прибыли, а также для
оценки изменения одного из этих факторов или нескольких факторов вместе.
На величину прибыли
воздействуют изменения следующих факторов[4]:
¾
продажная цена
товара;
¾
количество
проданных единиц;
¾
величина
постоянных затрат;
¾
величина
переменных затрат.
Принятие решения о прекращении или
продолжении работы с группой товаров. Эта задача может быть рассмотрена на
примере компании, выращивающей четыре вида фруктов: кокосы, ананасы, бананы и
дыни. Необходимо принять решение в отношении того, что делать с дынями, продажа
которых в течение последних лет постоянно приносит убыток.
К решению этой задачи
руководство приходит со следующими предварительными суждениями:
¾
существует
только два альтернативных варианта решения — продолжать или прекратить продажу
этого товара;
¾
независимо от
того, какое решение будет принято, это не потребует от компании привлечения
дополнительных средств;
¾
если прекратить
выращивать дыни, то освобождающиеся средства можно использовать для
выращивания дополнительного количества кокосов.
Если будет принято
решение отказаться от выращивания дынь из-за нерентабельности, то
прогнозируемый на текущий год результат будет выглядеть так:
Этот результат,
безусловно, следствие того, что получаемая от выращивания кокосов прибыль в
размере 62,5% значительно более высокая, чем в случае с дынями, — 25%, но
необходимость использования высвобождающихся в результате отказа от выращивания
дынь возможностей также немаловажный фактор, который учитывается при принятии
такого решения.
Заключение
В работе рассмотрена
основная классификация затрат: переменные и постоянные, прямые и косвенные
расходы. Определены основные статьи затрат: прямые материальные затраты,
прямые трудовые затраты, общепроизводственные расходы. Исследовано поведение
затрат в зависимости от уровня деловой активности.
На исследовании
зависимости затрат и объема производства базируется анализ «затраты — объем —
прибыль», который оказывает существенную помощь в принятии управленческих
решений в области ценообразования, планирования прибыли. Такой анализ
позволяет устанавливать критическую точку объема производства, при превышении
которой организация начинает зарабатывать прибыль. Следует помнить, что в
основе анализа лежат определенные допущения, и нужно непременно выяснить,
соответствует ли им реальная ситуация. Если меняются условия, то изменится и
поведение затрат. Игнорирование допущений анализа «затраты — объем — прибыль»
может привести к необоснованным решениям и прочим негативным явлениям.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1) Головизнина А.Т., Архипова О.И.
Бухгалтерский управленческий учет. - М.: "КноРус", 2003.
2) Гущина И.Э., Балакирева Н.М.
Управленческий учет: основы теории и практики. - М.: "КноРус", 2004.
3) Вахрушина М.А. Бухгалтерский
управленческий учет. -
М.: "Омега"
2005.
4) Вахрушина М.А. Управленческий анализ.
- М.: "Омега",
2005
5) Карпова Т.П. Управленческий учет:
Учебник для вузов. - М.:
"ЮНИТИ", 2003.
6) Соколов Ю.А. Формирование
себестоимости продукции в бухгалтерском и налоговом учетах. - М.: "Альфа-Пресс", 2004.
7) Управленческий учет: Учебное
пособие/Под редакцией А.Д. Шеремета— М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
[1]
Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий
учет. - М.: "Омега", 2005. с.
63.
[2]
Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий
учет. - М.: "Омега", 2005. с.
63.
[3]
Управленческий учет: Учебное пособие/Под
редакцией А.Д. Шеремета— М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.— с. 23.
[4]
Управленческий учет: Учебное пособие/Под
редакцией А.Д. Шеремета— М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.— с. 46.