Реферат - Анализ затрат и прибыли

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    68,98 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реферат - Анализ затрат и прибыли

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА, СЕБЕСТОИМОСТИ И ПРИБЫЛИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли

2. Анализ «затраты — объем — прибыль»

3. Анализ «затраты — объем — прибыль» в процессе принятия решения

Заключение

Список литературы

1. Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли

Необходимым условием получения прибыли является опре­деленная степень развития производства, обеспечивающая пре­вышение выручки от реализации продукции над затратами (из­держками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схе­мой

Затраты —> Объем производства —> Прибыль.

Составляющие этой схемы должны находиться под постоян­ным вниманием и контролем. Эта задача решается на основе ор­ганизации учета затрат по системе директ-костинг, значение ко­торой возрастает в связи с переходом к рыночной экономике.

Оптимизация прибыли предприятия в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информа­ции не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего (о формировании за­трат на производство и себестоимости продукции). Эта инфор­мация опирается на систему производственного учета расходов но местам их возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на дан­ные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, на учет результатов реализации по видам изделий[1]. Важно отме­тить, что в зависимости от учетной политики, проводимой пред­приятием в области производственного учета, степень детализа­ции учета затрат, а следовательно, и анализа различны для разных предприятий. Методика анализа прибыли и себестоимости зави­сит также от полноты включения затрат и себестоимость, нали­чия раздельного учета переменных и постоянных затрат.

Теоретической базой оптимизации прибыли и анализа затрат служи": классическая система учет прямых затрат директ-костинг, которую называют еще системой управления себестоимостью.

Система директ-костинг является атрибутом рыночной эко­номики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений. Главное внима­ние в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресур­сом в зависимости от изменения объемов производства, что поз­воляет гибко и оперативно принимать решение по нормализации финансового состояния предприятия. Наиболее важные анали­тические возможности системы директ-костинг следующие; оп­тимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции; определение цены на новую продукцию; расчет вариантов из­менения производственной мощности предприятия; оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов; опенка эффективности принятия дополнительного заказа, за­мены оборудования.

Известно, что для целей управления прибылью и себестои­мостью затраты классифицируются по различным признакам. Сущностью современной системы директ-костинг является раз­деление производственных затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. К перемен­ным относятся затраты, величина которых изменяется с изме­нением объема производства: затраты на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топли­во и энергия на технологические цели и другие расходы. В зави­симости от соотношения темпов роста объема производства и различных элементов переменных затрат последние, в свою оче­редь, подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные.

К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, напри­мер арендная плата, проценты за пользование кредитами, начис­ленная амортизация основных фондов, некоторые виды заработ­ной платы руководителей предприятия и другие расходы.

Следует отметить, что деление затрат на постоянные и пере­менные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостат­ки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы директ-костинг.

В зарубежной практике для повышения объективности раз­деления затрат на постоянные и переменные предложен ряд эф­фективных практических методов: метод высшей и низшей точки объема производства за период; метод статистического пост­роения сметного уравнения; графический метод и др.

Общие затраты па производство (Z) состоят из двух частей: постоянной (Zc) и переменной (Zv), что отражается уравнением[2]:

Z = Zc + Zv,

или в расчете затрат на одно изделие

Z = (С0+ Сt) X,

где   X    - объем производства (количество единиц изделия);

Со  — постоянные затраты на единицу изделия (продукции);

Сt - переменные затраты на единицу изделия (ставка пере­менных расходов на единицу изделия).

Для построения уравнения общих затрат и разделения их на постоянную и переменную части по методу высшей и низшей точ­ки используется следующий алгоритм:

1)   из данных об объеме производства и затратах за период
выбираются максимальные и минимальные значения соответст­венно объема и затрат в единицу времени;

2)находятся разности в уровнях объема производства и за­трат;

3)определяется ставка переменных расходов на одно изде­лие путем отнесения разницы в уровнях затрат на период (раз­ность между максимальным и минимальным значениями затрат) к разнице в уровнях объема производства за тот же период;

4)определяется общая величина переменных расходов на
максимальный (минимальный) объем производства путем умно­жения ставки переменных расходов на соответствующий объем производства;

5)определяется общая величина постоянных расходов как разность между всеми затратами и величиной переменных расхо­дов;

6)составляется уравнение совокупных затрат, отражающее
зависимость изменений общих затрат от изменения объема про­изводства.

Покажем порядок расчетов на примере. В табл. 1 приведе­ны исходные данные об объеме производства и затрат за анали­зируемый период (по месяцам).

Таблица 1.

Моменты наблюдения

отчета

Объем производства

(количество изделий, шт.)

Затраты на производство

(тыс. руб.)

1

100

70

2

120

85

3

110

80

4

130

90

5

124

87

6

121

82

7

136

93

8

118

78

9

124

90

10

120

84

11

170

98

12

138

93


Из табл. 1 видно, что максимальный объем производства в единицу времени (например, вдень) за период составляет 170 шт. изделий, минимальный — 100 шт. Соответственно максимальные и минимальные затраты на производство составили 98 тыс. руб. и 70 тыс. руб. Разность в уровнях объема производства составляет 70 шт. (170 - 100), а в уровнях затрат - 28 тыс. руб. (98 - 70).

Общая величина переменных расходов на минимальный объ­ем производства составит 40 тыс. руб. (100 х 400), а на максималь­ный объем — 68 тыс. руб. (170 х 400).

Общая величина постоянных затрат определяется как раз­ность между всеми затратами на максимальный (минимальный) объем производства и переменными затратами. Для нашего при­мера она составит 30 тыс. руб. (70 — 40 или 98 — 68).

Уравнение затрат для данного примера имеет вид

Z = 30 + 0,4 х X,

где   Z    — общие затраты (в тыс. руб.),

X    — объем производства.

2. Анализ «затраты — объем — прибыль»

При планировании производственной деятельности часто исполь­зуют анализ «затраты — объем — прибыль». Если определен объем производства, то в соответствии с портфелем заказов благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как ба­лансовую, так и чистую. При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ «затраты — объем — прибыль» позволяет получить ответ на вопрос, что мы будем иметь, если изменится один параметр производственного процесса или несколько таких параметров.

Анализ «затраты — объем — прибыль» — анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. Это инструмент управленческого пла­нирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использо­вать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планиро­вания и оценки альтернативных решений.

Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль» легко выразить гра­фически или формулами. График показывает взаимосвязь выручки (до­ходов), затрат, объема продукции, прибыли (убытков). Здесь это фикси­рованные взаимосвязи. Если цена единицы продукции, затраты, производительность или другие условия изменятся, то модель следует пересмотреть.

Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль»

Рассматриваемая взаимосвязь может быть выражена формулой[3]:

выручка от реализации = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль.                                                    

              (ВР)                                   (ПЗ)                                (ФЗ)                      (П)

 

Анализ величин в критической точке

Анализ величин в критической точке основан на взаимосвязи «за­траты — объем — прибыль», и очень часто такой анализ называют ана­лизом величин в критической точке. Как показано на графике, крити­ческая точка это точка, в которой суммарный объем выручки от реализации продукции равен суммарным затратам. Таким образом, кри­тической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль.

Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализа­ции становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю. Величина в критической точке может быть выражена единицей продажи или долларами продажи. Основное уравнение нахождения критической точки:

ВР=ПЗ+ФЗ.

 

Пример. Нахождение критической точки.

Компания выпускает столы. Переменные затраты составляют 50 ДЕ на единицу, постоянные затраты — 20 000 ДЕ за год. Продажная цена — 90 ДЕ за единицу. Используя эту информацию и обозначив через Х объем единиц продаж, мы можем написать уравнение

90Х=50Х+20000;

40Х=20000;

Х=500,

или в ДЕ:

90.500=45000.

Можно сделать грубую оценку величин в критической точке, построив график для рассматриваемой компании. Критическая точка на графике лежит на пересечении линий суммарных затрат и суммарных доходов (выручки) от реализации, в этой точке выручка равна затратам.

Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль»


В реальной жизни встречаются разные ситуации, а управленческие мо­дели базируются на определенных допущениях, условностях. Анализ в ус­ловиях неопределенности и анализ чувствительности позволяют отве­тить на вопрос: что будет, если?

При анализе чувствительности можно, например, получить ответ на во­просы: какова будет прибыль, если объемные показатели отклоняются от запланированных? какая будет прибыль, если удельные переменные затраты вырастут на 10%?

Инструментом анализа чувствительности является величина выручки, которая находится за критической точкой. Критическая точка показывает, до какого предела может упасть объем реализации, чтобы не было убытка. Величина прибыли, получаемая организацией, определяется разницей меж­ду выручкой от реализации продукции и суммарными затратами (область прибыли на графике из нашего примера).

Каждая организация стремится максимизировать прибыль, но невоз­можно продать неограниченное количество продукции по одинаковой цене. Увеличение объема продаж приводит к насыщению рынка и падению плате­жеспособного спроса на продукцию. В определенный момент для того, чтобы продавать большее количество товара, потребуется снизить цену, что при­ведет к снижению прибыли. Для того чтобы определить максимально воз­можную прибыль, необходимо в график взаимосвязи затрат и объема реали­зации (см. пример) ввести кривую спроса:

Оптимальная цена

Точка оптимальной цены продажи продукции определяет объем произ­водства, позволяющий организации получать максимальную прибыль. В дан­ном примере это объем, равный 700 ед. продукции.

Маржинальная прибыль


Более простой метод определения критической точки построен на концепции маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль превы­шение выручки от реализации над всеми переменными затратами, свя­занными с данным объемом продаж. Другими словами, маржинальная прибыль — это разница между выручкой от реализации и переменными затратами:

МП=ВР-ПЗ,

Если из маржинальной прибыли вычесть постоянные затраты, то получим величину прибыли:

П=МП-ФЗ.

Маржинальная прибыль за вычетом постоянных затрат = прибыль

Критическая точка (КТ) может быть определена как точка, в кото­рой маржинальная прибыль минус постоянные затраты равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Уравнение для критической точки в единицах продукции будет следую­щее:

(МП на единицу · КТ в единицах) - ФЗ = 0.

Преобразуя это уравнение, мы получим следующие равенства:

1. МП на единицу • КТ в единицах = ФЗ.

2. МП на единицу • КТ в единицах: МП на единицу = ФЗ: МП на еди­ницу.

3. КТ в единицах = ФЗ: МП на единицу.

Для нашего примера:

КТ в единицах = 20 000: (90 - 50) = 20 000:40 = 500.

Планирование прибыли


Анализ величин в критической точке с поправкой на фактор при­были может быть использован как основа для оценки прибыльности дея­тельности организации. Бухгалтер может для различных альтернатив­ных планов производства рассчитать соответствующую величину возможной прибыли.

Для иллюстрации использования анализа величин в критической точке при планировании прибыли рассмотрим пример.

 

Пример. Компания желает получить в следующем году прибыль 10 000 ДЕ. Переменные затраты составляют 50 ДЕ за единицу; постоянные — 20 000 ДЕ в год; продажная цена — 90 ДЕ за единицу.

Каков должен быть объем производства, чтобы получить заданный объем прибыли?

ВР=ПЗ+ФЗ+П,

или

90Х=50Х+20000+10000;

40Х=30000;

Х=750(ед.).

Проверим наши вычисления, подставив все данные в уравнение:

ВР=ПЗ+ФЗ+П,

или

(750.90) - (750 • 50) - 20 000 = = 67 500 - 37 500 - 20 000 = 10 000 (ДЕ).

Категория маржинальной прибыли также может быть использована для планирования прибыли. Чтобы сделать это, мы добавим прибыль в числи­тель уравнения для критической точки:

целевой объем продаж в единицах = (ФЗ + П): МП на единицу.

Для нашего примера:

целевой объем продаж в единицах = (20 000 +10 000). (90 - 50) = =30000:40=750(ед).

Для того чтобы определить целевой объем продаж в ДЕ, нужно разде­лить постоянные затраты плюс прибыль на процент маржинального дохода. Процент маржинального дохода рассчитывается делением маржинального дохода на единицу на продажную цену единицы продукции.

Для нашего примера:

МП (%) = 40 ДЕ: 90 ДЕ = 0,44444 = 44,444 (%).

 

Допущения анализа «затраты — объем — прибыль»

Анализ взаимосвязи «затраты — объем — прибыль» и анализ величин в критической точке могут быть полезны и дать точные све­дения, если выполняются предположения (допущения), лежащие в их основе.

Перечислим эти допущения:

1. Поведение постоянных и переменных затрат можно измерить точно.

2. Затраты и выручка от реализации имеют линейную зависимость от уровня производства.

3. Производительность внутри релевантного уровня активности не меняется.

4. Переменные затраты и цены не меняются в течение периода планирования.

5. Структура продукции не меняется в течение планового периода.

6. Объем продаж и объем производства приблизительно равны.

Если одно (или более) из данных допущений отсутствует, приме­нение анализа «затраты — объем — прибыль» может привести к ошиб­кам.

3. Анализ «затраты — объем — прибыль» в процессе принятия решения


Анализ «затраты — объем — прибыль» используют для определе­ния влияния, которое оказывают изменения в затратах, цене товара, объеме его производства и номенклатуре выпускаемых товаров на ве­личину получаемой от реализации товара прибыли, а также для оценки изменения одного из этих факторов или нескольких факторов вместе.

На величину прибыли воздействуют изменения следующих фак­торов[4]:

¾ продажная цена товара;

¾ количество проданных единиц;

¾ величина постоянных затрат;

¾ величина переменных затрат.

Принятие решения о прекращении или продолжении работы с группой товаров. Эта задача может быть рассмотрена на примере компании, выра­щивающей четыре вида фруктов: кокосы, ананасы, бананы и дыни. Не­обходимо принять решение в отношении того, что делать с дынями, про­дажа которых в течение последних лет постоянно приносит убыток.

К решению этой задачи руководство приходит со следующими предварительными суждениями:

¾  существует только два альтернативных варианта решения — продолжать или прекратить продажу этого товара;

¾  независимо от того, какое решение будет принято, это не по­требует от компании привлечения дополнительных средств;

¾  если прекратить выращивать дыни, то освобождающиеся сред­ства можно использовать для выращивания дополнительного количест­ва кокосов.


Если будет принято решение отказаться от выращивания дынь из-за нерентабельности, то прогнозируемый на текущий год результат бу­дет выглядеть так:

Этот результат, безусловно, следствие того, что получаемая от вы­ращивания кокосов прибыль в размере 62,5% значительно более высо­кая, чем в случае с дынями, — 25%, но необходимость использования высвобождающихся в результате отказа от выращивания дынь возмож­ностей также немаловажный фактор, который учитывается при приня­тии такого решения.

Заключение

В работе рассмотрена основная классификация затрат: переменные и постоянные, прямые и косвенные расходы. Определены основные ста­тьи затрат: прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты, общепроизводственные расходы. Исследовано поведение затрат в зави­симости от уровня деловой активности.

На исследовании зависимости затрат и объема производства ба­зируется анализ «затраты — объем — прибыль», который оказывает су­щественную помощь в принятии управленческих решений в области це­нообразования, планирования прибыли. Такой анализ позволяет устанавливать критическую точку объема производства, при превыше­нии которой организация начинает зарабатывать прибыль. Следует пом­нить, что в основе анализа лежат определенные допущения, и нужно не­пременно выяснить, соответствует ли им реальная ситуация. Если меняются условия, то изменится и поведение затрат. Игнорирование до­пущений анализа «затраты — объем — прибыль» может привести к не­обоснованным решениям и прочим негативным явлениям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)   Головизнина А.Т., Архипова О.И. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: "КноРус", 2003.

2)   Гущина И.Э., Балакирева Н.М. Управленческий учет: основы теории и практики. - М.: "КноРус", 2004.

3)   Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: "Омега"
 2005.

4)   Вахрушина М.А. Управленческий анализ. - М.: "Омега",  2005

5)   Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: "ЮНИТИ",  2003.

6)   Соколов Ю.А. Формирование себестоимости продукции в бухгалтерском и налоговом учетах. - М.: "Альфа-Пресс", 2004.

7)   Управленческий учет: Учебное пособие/Под редакцией А.Д. Шеремета— М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.



[1] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: "Омега",  2005. с. 63.

[2] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: "Омега",  2005. с. 63.

[3] Управленческий учет: Учебное пособие/Под редакцией А.Д. Шеремета— М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.— с. 23.

[4] Управленческий учет: Учебное пособие/Под редакцией А.Д. Шеремета— М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.— с. 46.

Похожие работы на - Реферат - Анализ затрат и прибыли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!