Реализация прав и свобод личности в современном российском государстве 2
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Институт прав и
свобод: понятие и место в правовом регулировании………………………………………………………………...5
2. Понятие и структура
прав и свобод личности…………………………..14
3. Правовое закрепление и
реализация прав и свобод личности в Российской Федерации……………………………………………………...18
4. Совершенствование
механизма реализации прав и свобод личности в РФ…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………………...26
Введение
О правах человека много
говорят и много пишут, эта тема не сходит со страниц газет и журналов,
неизменно присутствует в речах государственных и политических деятелей.
Автор считает, что эта
тема была актуальна во все времена, независимо от того, обсуждалась она
правоведами или малограмотными крестьянами, философами или императорами. Но в
наши непростые дни она привлекает более пристальное внимание специалистов
права, ученых и рядовых граждан в силу сложного этапа, который проходит наша
страна. Мы хотим построить правовое государство и поэтому должны помнить, что
оно “признает за индивидом определенную сферу свободы – сферу, за пределом
которой вмешательство государственной власти не имеет и не может иметь места”[1].
10 декабря 1948 г.
Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Это
универсальный международный акт, в котором систематизированы и провозглашены
основные права и свободы, которые должны быть предоставлены каждому человеку на
земле. 4 ноября 1950 г. принята “Европейская конвенция о защите прав человека и
основных свобод”. Эти международные документы устанавливают стандарты прав и
свобод личности.
12 декабря 1993 г.
всенародным голосованием принята Конституция Российской Федерации, она является
внутригосударственным правовым средством закрепления международных норм в
области прав человека. В Конституции Российской Федерации закреплено положение
о том, что права человека являются высшей социальной ценностью, что их
соблюдение – первейшая обязанность государства.
В феврале 1996 г.
Российская Федерация стала тридцать девятым членом Совета Европы.
Права человека находятся
вне территорий и вне национальностей, они не принадлежат отдельным классам,
религиям и нациям, это ценность, принадлежащая всему мировому сообществу.
Вопросы обеспечения и
защиты прав личности имеют большое значение еще и потому, что в наши дни все
чаще на нарушение закона идет власть (государство), то есть та структура, которая
должна в первую очередь охранять их. И если власть становится на путь нарушения
закона, то все общество движется к произволу и анархии.
В настоящей работе автор,
используя литературу по изучаемой теме, попробует всесторонне раскрыть проблему
обеспечения прав и свобод личности в современном мире и оценить защищенность
прав личности в Российской Федерации.
1. Институт
прав и свобод: понятие и место в правовом регулировании
Среди всех ценностей
нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых,
демократических обществах - права и свободы человека считаются самыми важными.
В основе этих взглядов лежит либерально-демократическая традиция
общественно-политической мысли, развиваемая уже почти три столетия.
Собственность, безопасность, свобода - на этом основан общественный порядок», -
писал представитель классического либерализма Ф. Лассаль.
Вся философия прав
человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность- достоинство
человека.
Один из основоположников
концепции прав человека французский просветитель Ж.Ж. Руссо полагал, что
достоинство заложено в самой сути человека: отказаться от свободы - это,
значит, отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже
от обязанностей… Такой отказ несовместим с человеческой природой.
Достоинство с одной
стороны, есть нравственная самооценка человеком своей связи с обществом, своего
значения, права на уважение со стороны других, со стороны общества, чувство
ответственности. С другой стороны, достоинство- это признание обществом
социальной ценности, уникальности, неповторимости конкретного человека,
значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества. Достоинство
человека- источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами
являются той предпосылкой, которая даст человеку возможность самораскрыться,
самореализоваться, как личности. Это ведет в свою очередь к обогащению,
совершенствованию всего человечества. Только через отношения, через совместную
жизнь людей может быть выражено достоинство человека. Ценность, лежащая в
основании естественного права, есть достойная внутренне - самостоятельная и
внешне свободная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляющих
человечество,- писал русский философ И. Ильин. –Такая жизнь возможна только в
виде мирного и организованного равновесия субъективных притязающих кругов;
равновесия, каждому одинаково обеспечивающего возможность духовно-достойной
жизни, поэтому нарушающего это равенство лишь в сторону справедливости».
В теории естественного
права в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства
человека. Гуманизм философии прав человека заключается в предположении, что все
люди- члены одной человеческой семьи и они наделены разумом и совестью и должны
поступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения прав и свобод
другого человека. Вспомним еще раз первую статью Всеобщей декларации прав
человека «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»[2] Конституция
России, в соответствии с международными стандартами, фиксирует «Достоинство
личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его
умаления» (ст.21)[3].
Права и свободы человека
не дарованы ему ни богом, ни государством, поэтому их называют ЕСТЕСТВЕННЫМИ
ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА. Человек не обязан никакой высшей сакральной или светской
власти за свои права. Ему не надо воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то,
что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Достоинство
человека, его самоценность не совместимы с рабской, холопской благодарностью за
то, что ему, человеку позволили воспользоваться какими-то крохами прав. Они
принадлежат ему уже в силу того, что он человек. Естественные права человека не
нуждались до возникновения государства и права в каком – либо писаном
юридическом оформлении. Писаное право, которое вобрало в себя и обычные
правила, нормы взаимоотношений, моральные права и запреты, в том числе и права
и свободы человека, называется ПОЗИТИВНЫМ ПРАВОМ. Сегодня права и свободы
человека содержатся в международных документах и национальном законодательстве всех
государств, и перешли из категории морально-этических норм, правил в позитивное
право.
«Человек, его права и
свободы являются высшей ценностью, - провозглашает Конституция РФ. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека – обязанность
государства» (ст.2). «Основные права и свободы человека не отчуждаемы и
принадлежат каждому от рождения» (ст.17).
Эти положения о
принадлежности прав от рождения, о естественном характере прав человека впервые
так определенно нашли отражение в российском праве. И это не просто факт
некоторых новаций в нашем законодательстве. За этим стоит радикальный поворот
общественно-политической мысли, приобщение современной России к ценностям,
прошедшим проверку временем, историей. Это знаменует и полярное размежевание с
догмами марксизма конца 19 века и с искусственными конструкциями
марксистско-ленинской науки 20 века. Либерально-демократическая концепция
естественного права и равенства в прирожденных правах всех людей была
несовместима с классовым подходом и идеологической чистотой "«вечно живого
учения» и отвергалась в свое время советской правовой наукой и политической
практикой коммунистического режима. «Пропаганда идей естественного права
направлена против пролетарской революции и коммунизма. С помощью естественного
права оправдываются всякие контрреволюционные движения и подрывная работа
против Советского Союза и стран народной демократии»[4], - так в правовой
литературе советских времен оценивалась эта концепция.
Когда речь идет о правах
человека, то имеются в виду не вообще любые права. Люди имеют право смотреть на
облака, или витать в них, надеть сегодня желтые ботинки или вообще ходить
босиком.
То есть нужно различать
морально-этические права, не закрепленные в нормах права, в законах и Права
Человека как систему международных и национальных законодательных установлений.
Нужно четко формулировать и точно употреблять правовые термины и понятия из
области прав и свобод человека.
Основные права и свободы
человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Покуда жив человек, он
неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и
никаким образом отняты у него. В соответствии с международными стандартами
перечисленные в Конституции РФ основные права и свободы не должны толковаться
как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и
гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или
умаляющие права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем, международное
право и законодательная практика демократических государств, предусматривает
определенные ограничения прав и свобод в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства. Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в условиях
чрезвычайного положения не подлежат ограничению. Не подлежат ограничению права
и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть1), 24, 28, 34 (часть1), 46-54
Конституции РФ - это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток,
право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие.
Права человека носят
всеобщий, универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав и свобод
человека имеет несколько измерений.
Во-первых, все люди без
какой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Международные
стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство
прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения
прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или
религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и
равные возможности для их реализации.
Во-вторых, все права и
свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство
всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право
на свободу убеждений и т.д. - это общие права и свободы всех людей вне
зависимости от общественного строя, политического режима, формы
государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к
которой человек принадлежит.
В-третьих, всеобщность
прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни
находился человек, куда бы он не переместился, - в любом месте он обладает
естественными основными правами и свободами, вне зависимости от того является
ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или какой-либо
иначе ограниченной в своем суверенитете.
В-четвертых, проблема
прав человека - всеобщая проблема. Признание всеобщности и универсальности прав
и свобод человека нашло свое выражение в документе Московского совещания
Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991 г.). Государства-участники
подчеркнули, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии
и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих
прав и свобод составляет одну из основ международного порядка.
Признание и соблюдение
основных прав и свобод человека - основа безопасности, стабильности отношений,
как в отдельных странах, так и во всем мире. «Мир, прогресс, права человека -
эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них,
пренебрегая другими»- говорил А. Сахаров. Уверенность человека в том, что и
другие люди имеют, знают и действуют в соответствии с общепринятыми правами и
свободами, правилами, условиями взаимоотношений позволяет предвидеть ситуацию,
ожидать определенной реакции и поведения членов человеческого сообщества.
Соблюдение прав человека- это отсутствие страха, ненависти, агрессии, войн.
Этот позитивный фактор подчеркивается в преамбуле Всеобщей декларации прав
человека: «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи и
равных и неотъемлемых прав их является основой свободы справедливости и
всеобщего мира».[5]
Есть понятие «Основные
Фундаментальные права и свободы человека». Это те права, которые закреплены в
международных нормах и в основном законе государства, в Конституции, - часто их
еще называют конституционные права и свободы. Кроме этих прав в различных
законах, подзаконных актах закреплено еще множество наших прав.
Например, ст.27 Всеобщей
декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право свободно
участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством. Это право
подтверждает ст.15 Международного Пакта об экономических, социальных и
культурных правах. Конституция РФ закрепляет это право следующим образом:
1. Каждому гарантируется
свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов
творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на
участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к
культурным ценностям» (ст.44).[6]
Вот эти права и являются основными, фундаментальными, конституционными.
Далее эти права, как
правило, развиваются, разворачиваются в конкретных нормах. Так в Законе РФ
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» подробно определены
права человека в области культуры: право на творчество, право на личную
культурную самобытность, право на гуманитарное и художественное образование,
право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности и т.п., но
называть их основными уже нельзя.
Язык международных
документов и наше законодательство применяет понятия «права человека» и
«свободы человека». В чем же сходство и отличие этих понятий?
Если говорить о
юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах, а
также о системе защиты и механизмах их реализации, то трудно провести между
ними четкую границу. Вместе с тем есть в этих понятиях определенная специфика.
Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении «человек (гражданин) -
государство», то различия выразятся в следующем.
«Свободы человека- сферы,
области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно
лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой
человек действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство не только
само должно воздержаться от интервенции в мои свободы, но и должно обеспечить
защиту границ моих свобод от вторжения, вмешательства других лиц.»[7]. Государство
законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и
ограничивает выход за пределы дозволенных свобод.
Права человека -
установленные и гарантируемые государством возможности, правомочия, потенции
действий человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия
«свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная сфера,
направление деятельности индивида. Государство обязуется обеспечить и защитить
правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области.
Говоря о юридических характеристиках
прав человека нужно различать «права и свободы человека» в объективном и
субъективном смысле, также как это имеет место в понимании права вообще.
В объективном смысле
права и свободы человека- это система международных и национальных правовых норм,
устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение, правила
взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства.
В субъективном смысле
права и свободы человека- это принадлежащая конкретному лицу возможность
(правомочие) предусмотренного правовой нормой и защищаемого государством
действия, поступка, поведения.
Развитие знания о правах
человека, их постепенное международно-правовое закрепление привело к выводу об
исторически последовательных больших группах прав, которые называют поколениями
прав. Начиная с 80-х, утвердилось разделение прав на три поколения.
К первому поколению
относятся гражданские и политические права. Это самое «старое» из
общепризнаваемых прав человека поколение, которое выросло из европейской и
американской политико-правовой философии 18 века. Они нашли свое подтверждение
в первых документах ООН – во Всеобщей декларации прав человека (1948г.) и в
региональных соглашениях - в Европейской Конвенции о защите прав человека и
основных свобод (1950г.)
Ко второму поколению
относят социально-экономические права. Их признание явилось результатом
идеологического, правового компромисса между социалистическими и
капиталистическими государствами. В Европе на признание таких прав, по всей
вероятности повлияла социальная ориентация стран, ощущаемый ими потенциал не
только для провозглашения таких прав, но и обеспечения гарантий их реализации.
К третьему поколению
относят коллективные права, права меньшинств, права народов. В 80-е годы ООН
разрабатывает документы о правах меньшинств, правах народов, принимаются
региональные международные нормы, свой вклад вносит Хельсинский процесс,
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.
2. Понятие
и структура прав и свобод личности
Взаимосвязь права и личности
проявляется через правовой статус. “В самом кратком виде правовой статус
определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе”[8].
“Статус” переводится как
“положение”. Правовой статус разных лиц различен, он представляет совокупность
прав, свобод, обязанностей и интересов личности. Различают следующие виды
правового статуса:
Общий (конституционный)
правовой статус. Он определяется Конституцией, является единым для всех
граждан, характеризуется обобщенностью. Он является базовым для всех остальных
видов правового статуса. По нему судят о степени демократичности общества.
Специальный (родовой)
статус отдельных категорий граждан. Отражает особенности положения пенсионеров,
участников войны, инвалидов, рабочих, крестьян, военнослужащих, студентов,
учителей, и т. д. Эти группы имеют свою специфику, обязанности, льготы,
предусмотренные действующим законодательством.
Индивидуальный статус
закрепляет особенности отдельного лица, например, пол, возраст, семейное
положение, специальность и т. д. Этот вид правового статуса изменяется вместе с
переменами, которые происходят в жизни человека.
Так же различают статус
физических и юридических лиц, статус иностранцев, лиц без гражданства или с
двойным гражданством, статус беженцев, профессиональные и должностные статусы и
т. д. Правовых статусов множество, но первые три вида имеют основное значение.
Они взаимодействуют между собой как общее, особенное и единоличное.
Каждый человек обладает
всеми правовыми качествами: он является гражданином определенного государства,
принадлежит к определенному слою и представляет собой неповторимую
индивидуальность. Специальные и индивидуальные статусы не должны противоречить
общему (базовому) статусу.
В теории права принято
выделять три поколения прав:
·
политические,
гражданские и личные права, провозглашенные первыми буржуазными революциями
(американской, английской, французской);
·
социально-экономические,
возникшие под влиянием социалистических идей (право на труд, отдых,
образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.);
·
коллективные
права, выдвинутые в ходе национально-освободительных движений развивающихся
стран (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение,
суверенитет, достойную жизнь и т.д.).
Это деление условно, но
оно несомненно показывает историческую связь времен.
Российский правовед
Гессен В.М. считал, что в конституционном государстве каждый гражданин является
субъектом публичных обязанностей и прав. Субъективные публичные права он сводил
к трем категориям:
·
права свободы
(свобода вероисповедания, свобода печати, свобода союзов и собраний, свобода
личности, свобода передвижения, свобода занятий и т.д.)
·
положительные публичные
права индивида, другими словами – права на услуги государственной власти
(например, право иска, право на первоначальное обучение и т.д.)
·
политические
права, то есть права на осуществление государственной власти (избирательное
право, право быть присяжным заседателем и т.д.)
Гессен В.М. подчеркивал,
что “субъективные публичные права гражданина обеспечиваются системой
Юридических гарантий, осуществляющий на практике идею правового государства”.
Спустя 90 лет слова правоведа безусловно верны и актуальны.
Профессор Сорокин П.А. в
“Элементарном учебнике общей теории права в связи с теорией государства” писал,
что “право идеального общества – это право, отданное на служение личности и
интересам ее развития. Верховной ценностью идеального общества является
человеческая личность, ее благо и ее интересы”.
В статье 4 французской
Декларации прав человека и гражданина 1789 года было впервые зафиксировано
определение свободы - свобода состоит в возможности делать все, что не вредит
другому, таким образом, осуществление естественных прав каждого ограничено лишь
теми границами, которые обеспечивают другим членам общества эти же права.
Права и свободы человека
подразделяются на: социально-экономические, политические, гражданские,
культурные, личные. Между всеми видами имеется тесная взаимосвязь.
Понятие права (свободы)
употребляется в двух значениях – общесоциальном (общем) и специально-юридическом.
В общесоциальном смысле свобода – это то состояние человека, которое
характеризуется возможностью действовать по собственному усмотрению. В этом
значении свобода есть право в естественном состоянии, то есть не ограниченное
формально-юридическими условиями, не переведенное на язык права. Это право в
фактической форме.
В специально- юридическом
смысле свобода (право) – это официально признанная и оформленная в
специфически-юридической форме степень возможного поведения человека в определенной
жизненной ситуации. Это субъективное право. В законе, свобода - это всегда в
определенной степени ограничение естественного права с позиций уточнения границ
его распространения, определения дозволенных форм и способов реализации права,
определение механизмов защиты от нарушения права и обозначение механизмов
восстановления нарушенного права. Ограничение права возможно до тех пределов,
при которых оно не вступает в противоречие с истинным назначением права.
Ограничение права
(свободы) есть осуществляемое в соответствии с законом и в установленном
порядке сужение его объема. От сужения объема права следует отличать
юридические способы и приемы фиксации границ дозволенной свободы, используемые
в законотворческой практике. К их числу относятся: оговорки, запреты,
примечания и исключения, например, статьи 21, 26, 29, 34 и 37 Конституции
Российской Федерации.
Но в настоящее время
реально существует проблема неправомерного ограничения прав и свобод человека.
Если эту проблему не замечать и не принимать соответствующих мер, то усилия по
закреплению прав и свобод могут остаться благими пожеланиями.
Конституция Российской
Федерации, осуществляя защиту прав и свобод человека, решает триединую задачу:
определяет принципы конституаирования и институционализации прав, свобод и
обязанностей; закрепляет конкретные права и свободы; учреждает механизм
гарантирования провозглашенных прав и свобод.
Права и свободы,
закрепленные в Конституции Российской Федерации, даны человеку от природы,
носят естественный характер, являются высшей социальной ценностью,
соответствуют международным стандартам и находятся под защитой государства.
3. Правовое
закрепление и реализация прав и свобод личности в Российской Федерации
Права личности – это
основа правовой системы, определяющая ее социальное, политическое и
специально-юридическое содержание. В условиях экономической, политической и
социальной нестабильности общества, критерием устойчивости его правовой системы
и показателем уровня его правового развития служит способность государства
обеспечить реализацию прав человека. Несомненно, главным условием их реализации
является сильная государственная власть. Государству необходимо разумное
расширение властных полномочий в отношении общества, оно должно стать активным
участником общественных отношений.
Права и свободы человека
и гражданина закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 1
статьи 17 Конституции Российской Федерации наше государство признает и
гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права. В Российской Федерации, как и во всем
международном сообществе, основаниями ограничения прав человека не должны
являться: национальность, раса, пол, вероисповедание, политические убеждения за
исключением фактов совершения преступлений и иных противозаконных действий,
противоречащих нормам международного права.
Провозгласить
определенные права и свободы – это еще не все, более сложная задача –
претворить их в жизнь, реализовать. В нашей стране права человека грубо и
повсеместно нарушаются, они слабо защищены и не обеспечены экономически. Наши
права лишь продекларированы. Вследствие этого необходимо различать теорию и
практику прав человека.
Например, до сих пор не
принят закон об альтернативной гражданской службе, в связи с чем
гарантированное Конституцией право граждан на отказ от несения военной службы
по убеждениям, как и многие другие права, существует лишь на бумаге.
Нередко неправомерное
ограничение прав граждан имеет место в уголовном процессе, сохраняется разрыв
между законодательством и правоприменительной практикой. Например,
неознакомление обвиняемого по окончании предварительного следствия со всеми
материалами дела, неизвещение потерпевшего о дне слушания дела и рассмотрение
дела в его отсутствие, непредставление подсудимому последнего слова,
непредъявление обвиняемому текста постановления о привлечении его в качестве
обвиняемого и др.
Надо сказать, что
построить правовое государство без гарантии свободы доступа к политической,
правовой и другой социально значимой информации невозможно. Но эта свобода
имеет свои пределы, частная жизнь граждан и жизнь общества в целом должна быть
защищена от информационного вторжения.
В условиях политической
нестабильности, усложнения криминогенной обстановки, в условиях противоборства
различных структур власти, коррупции неравенство и несправедливость обострились
гораздо сильнее, чем раньше. Государству доверять нельзя, оно регулярно не
выполняет свои обещания. “Иметь право” и “суметь его реализовать” - разные,
очень разные вещи. На бумаге (в Конституции Российской Федерации) все очень
хорошо, а на деле – все очень плохо.
Статья 23 Конституции
провозглашает право на тайну переписки и телефонных переговоров. Но банальное
несовершенство средств связи на территории страны не позволяет реализовать это
право в полной мере.
Несмотря на то, что в
статье 29 запрещается пропаганда и агитация, возбуждающая расовую и
национальную вражду, с экрана телевизора мы часто слышим пропаганду такого рода
из уст деятелей подобных Баркашову и Жириновскому.
Часть 3 статьи 40 обещает
малоимущим бесплатно или за доступную плату жилище. Автор работы не встречал
малоимущих получивших государственное жилье. Эта категория граждан находится на
своем, доступном ему “дне”.
В статье 12 говорится о
праве каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Но, судя
по возрастающему количеству заболеваний щитовидной железы, астмы и бесплодия,
которые приобрели массовый характер, и по официальным сообщениям об уровне
радиации и состоянии экологии, граждане обмануты и дезинформированы.
Очень слабо реализуются
социально-экономические права. В Конституции четко не закреплено право на
достойное человеческое существование.
Не все просто в практике
применения Закона Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации” и статьи 27 Конституции. Неблагополучное положение продолжает
существовать в Москве и Санкт-Петербурге, где действует “режим особого
проживания”.
Лучше дело обстоит с
реализацией политических прав и свобод. Граждане могут более менее свободно
выражать свои мнения и убеждения, объединяться в организации и партии,
прибегать к любым формам протеста; существует свобода слова и печати.
Но свобода печати – это
не только свобода прессы, это необходимость обеспечения безопасности
журналистов и защиты общества от негативной информации. Пресса наполняет
общественное сознание информацией, которая изобилует насилием и аморальностью.
Это деформирует сознание, стимулирует преступное поведение, разрушает
нравственность.
Надо отметить сближение
законодательства Российской Федерации с международными стандартами. Отменены
основные ограничения выезда за рубеж, улучшилось положение в области свободы
мысли, совести, религии, введен суд присяжных, сокращена сфера применения
смертной казни.
В Конституции Российской
Федерации закреплены такие важные международные нормы как право на жизнь
(статья 20), право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22) – эти
права принадлежат к числу важнейших естественных и неотъемлемых прав каждого
человека. В статье 23 Конституции зафиксировано, что конфиденциальность
информации является неотъемлемым правом личности
Не нашли отражения в
Конституции Российской Федерации такие международные нормы, как право всех
народов на самоопределение; право всех народов распоряжаться своими ресурсами;
право детей на защиту при расторжении брака; право ребенка на защиту со стороны
семьи, общества и государства. Также в Конституции не реализованы обязательства
России обеспечить защиту каждого от рабства и работорговли, от содержания в
подневольном состоянии.
Каждый гражданин страны
должен знать и уметь защищать свои права. “Защищая нарушенное право человек
защищает свою личность, ее нравственное и общественное достоинство. Вот почему
защита права есть защита величайшей общественной ценности. Человек, не имеющий
сознания своих прав, - это раб, это “рабская душа”[9].
В настоящее время
российские граждане имеют возможность направлять жалобы в Европейский Суд на
нарушение их прав судебными, административными и иными органами власти. Каждый
россиянин должен научиться грамотно защищать свои права.
4.
Совершенствование механизма реализации прав и свобод личности в РФ
Для совершенствования
законодательства в области прав человека, развития их юридических гарантий
необходимо:
-провести ревизию
действующих федеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов
субъектов Федерации с точки зрения их соответствия Конституции РФ и
международным стандартам в области прав человека и гражданина;
-принять федеральный
закон «Об обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ федеральным
законам», которым, в частности, предоставить органам Министерства юстиции РФ в
субъектах Федерации право обращения в суды этих субъектов по данному вопросу;
-создать действенный
механизм конституционного и другого судебного, а также иного контроля и отмены
противоречащих Конституции РФ решений и действий органов государственной власти
субъектов Федерации;
-выявить пробелы
правового регулирования прав и свобод человека и подготовить план
законотворческих работ, определив первоочередность разработки законопроектов,
которые призваны обеспечить реализацию конституционных норм и принципов,
относящихся к правам человека;
-подготовить проект
закона, регулирующего сферу ведомственного законотворчества, уточнив
предусмотренную постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. процедуру
обязательной государственной регистрации ведомственных актов. Исходить при этом
надо из следующих критериев:
-ведомственные
нормативные акты должны регулировать внутриорганизационные отношения и
технические вопросы и не противоречить конституционным нормам о правах и
свободах граждан;
-регламентация механизма
реализации прав граждан не должна сужать объема этих прав, предусмотренных
законом.
Принятие нового
законодательства в области прав человека -важное условие их гарантированности и
защиты. Однако для обеспечения прав человека необходима единая, четко
скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав и
свобод человека. В этой связи особенно актуально создание комплексного
механизма, единой системы обеспечения и защиты прав человека. Система защиты
прав человека включает: судебную защиту, несудебную защиту, деятельность
неправительственных правозащитных организаций.
Судебная система является
одной из центральных в защите прав и свобод человека. С начала 90-х гг. в нашей
стране осуществляется реформирование судов и совершенствование их деятельности.
В частности приняты законы о судебной системе Российской Федерации,
Конституционном суде, об арбитражных судах, исполнительном производстве, новые
Гражданский и Уголовно-исполнительный кодексы.
Определенное внимание
уделяется развитию и совершенствованию института внесудебной защиты прав и
свобод человека и гражданина. Эти институты призваны существенно дополнять
судебный механизм защиты прав и законных интересов личности и способствовать
комплексному решению этой проблемы. Национальная система несудебных
государственных учреждений, призванных защищать права и свободы гражданина и
человека в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев: Институт Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации («Парламентский омбудсмен»), Комиссия
по правам человека при Президенте Российской Федерации, Прокуратура Российской
Федерации, иные комиссии при Президенте РФ, Администрация Президента РФ и
Правительства РФ, Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы
исполнительной власти РФ.
Важное место в системе
защиты прав человека занимают неправительственные правозащитные организации. В
настоящее время зарегистрировано более 1000 НПО, функционирующих практически во
всех субъектах Федерации. Многие из них объединены в правозащитные центры,
ассоциации и иные союзы. Следует отметить, что в настоящее время НПО, по сути,
не получают должной государственной поддержки; они не имеют ни прочного
законодательного статуса, ни экономической базы.
Формирование правового
государства в России и развитие гражданского общества предполагают
последовательное и неуклонное соблюдение общепризнанных принципов и норм
международного права и положений международных договоров, участниками которых
является РФ. Принципиальное значение имеет положение Конституции о том, что
общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры
России являются составной частью ее правовой системы (п.4 ст.15). Более того, в
РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина как в
соответствии с Конституцией, так и согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права (п.1 ст.17).
Современное международное
право не только закрепляет перечень основных прав и свобод человека, которыми
обладает каждый индивид, но и предоставляет ему право на прямой доступ в
межгосударственные судебные и несудебные органы для защиты своих прав.
В своей внешней и
внутренней политике Россия исходит из принципа, подтвержденного в 1993г. Всемирной
конференцией по правам человека, согласно которому универсальность прав и
свобод носит бесспорный характер, а их защита является обязанностью всех
государств. Наша страна- участница большинства международных соглашений по
правам человека, что обязывает ее выполнять взятые на себя обязательства.
За последние годы
расширяется процесс создания международных контрольных органов по наблюдению за
выполнением государствами взятых на себя обязательств в области прав человека.
Особое значение для РФ приобретает проблема соблюдения своих международных
обязательств, связанных со вступлением в Совет Европы.
Заключение
Вследствие всего
вышесказанного можно сделать выводы:
·
в России в
условиях разгула преступности не обеспечивается право каждого человека на жизнь,
·
в условиях
сильной социальной дифференциации общества нарушается принцип равенства всех
перед законом и судом,
·
судебная система
работает неэффективно,
·
нарушаются права
человека на неприкосновенность частной и семейной жизни, на достоверную информацию
путем злоупотребления свободой слова и печати,
·
повсеместно
наблюдается слабая социальная защищенность людей,
·
грубо и
повсеместно нарушаются права на труд, на вознаграждение,
·
большинство
граждан не привыкло отстаивать свои права, используя правовые формы защиты.
В завершении работы
хочется отметить, что полная реализация прав и свобод человека возможна при
условии стабилизации экономической и политической обстановки в стране, при
всесторонней демократизации общественной и государственной жизни, повышения
правовой культуры всех граждан России.
Такова в общих чертах
современная ситуация в области обеспечения и защиты прав и свобод. Система
защиты прав и свобод это не раз и навсегда зафиксированная структура, а
постоянно развивающийся и растущий организм. Автор уверен, что по прошествии
времени мы увидим более совершенное общество, а вследствие и более совершенную
систему защиты прав и свобод человека.
Список
использованной литературы
1.
Конституция
Российской Федерации.
2.
Европейская
конвенция о защите прав человека и основных свобод. Воспитание поколения XXI века.
// Государство и право. 2000. № 7. с.109-121.
3.
Иваненко В.С.
Всеобщая декларация прав человека и Конституция России. // Правоведение. 2002.
№ 4. с. 12-22.
4.
Матузов Н.И.,
Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. Москва. 2000. с. 247-311.
5.
Матузов Н.И.
Теория и практика прав человека в России. // Правоведение. 2003. № 4. с. 22-35.
6.
Принципы,
пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству
и международному праву. // Государство и право. 2001. № 7. с. 20-42.
7.
Принципы,
пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому
законодательству и международному праву. // Государство и право. 2000. № 8. с.
39-71.
8.
Принципы,
пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому
законодательству и международному праву. // Государство и право. 2002. № 10 с.
45-63.
9.
Сальников В.П.,
Цмай В.В. Современные системы защиты прав человека. // Правоведение. 2003. № 1.
с. 82-99.
10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.
Хрестоматия. Москва. 2000.
[1]
Гессен В.М. О правовом государстве. // Правовое государство и народное
голосование. Санкт-Петербург. 1908.
[2]
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и
российские механизмы. М.:Московская школа прав человека, 2000.- стр.269.
[3]
Конституция Российской Федерации. Москва. Известия, 1995
[4]
Права человека. Новое знание. М., общество «Знание» России, 1995.
[5]
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и
российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000.- стр.269.
[6]
Конституция Российской Федерации. Москва. Известия, 1995.
[7]
Права человека. Новое знание. М., общество «Знание» России, 1995.
[8]
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. Москва.
2000. с. 263
[9]
Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства.
Ярославль. 1919.