Психология управленческой карьеры
Психология управленческой карьеры
Оглавление
Введение........................................................................................................... 2
1. Управленческий труд................................................................................... 3
2. Идентичность руководителя........................................................................ 7
3. Управленческий менталитет как основа карьеры...................................... 11
Заключение..................................................................................................... 13
Список использованной литературы:............................................................ 14
«Психология управленческой карьеры» - одна из важных и
актуальных тем на сегодняшний день.
Многим руководителям,
работающим в условиях России, стоит помнить некоторые особенности национального
характера. Особенно это важно для тех руководителей, которые слепо копируют
западные системы управления.
Тезис о том, что наша
страна многонациональная, кроме демографической информации несет в себе еще и
психологический аспект.
У каждой нации есть свои
обобщенные психологические пристрастия в поведенческом правлении, которые
необходимо учитывать для лучшей работы с персоналом.
Постановка системы
управления предприятием - дело, прежде всего, самого предприятия, и чаще всего
внедрению системы мешает отсутствие регулярного менеджмента, который должен
быть способен на ежедневное выполнение рутинных операций.
У большей части
населения, специалистов, руководителей до сих пор рыночный менталитет не
получил должного развития. При плановой социалистической экономике государство
обеспечивало ресурсами, определяло, что производить и кому сбывать продукцию.
Население получало от государства помощь в решении многих своих проблем в
жилищной сфере, в сфере образования, здравоохранения, в обеспечении отдыха. К
сожалению, в условиях перехода к рынку менталитет многих руководителей не
претерпел изменений. Отсутствие рыночной мотивации является достаточно серьезным
препятствием на пути к пониманию необходимости использования концепции управления.
Цель реферата –
рассмотреть психологию управленческой карьеры.
Сущность управления, его
функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно
решает, с другой - содержанием «простых» моментов процесса управленческого
труда, т. е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд –
это разновидность умственного труда. Он непосредственно не выступает
созидателем материальных благ, но является неотъемлемой частью труда
совокупного рабочего, а потому и производительным трудом.
Основная цель управления как такового
– создание необходимых условий (организационных, технических, социальных,
психологических, и других) для реализации задач организации, «установление
гармонии» между индивидуальными трудовыми процессами, координация и
согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных
запланированных результатов. Таким образом, управление - это прежде всего
работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего
воздействия.
Трудовая деятельность людей в
производстве как предмет управленческого труда может опосредованно выступать в
виде информации в ее различных формах. Информация – специфический объект
приложения управленческого труда. В связи с этим управленческий труд имеет
информационную природу. В нем сочетаются творческие, логические и технические
операции, связанные с обработкой информации, а обмен деятельностью между
субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит
информационный характер. Следует отметить, что специфика решаемых в сфере
менеджмента задач в основном предопределяет преимущественно умственный и
творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей,
выработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной
деятельности членов организации составляет главный смысл и содержание труда
людей, которых относят к управленческому персоналу. Эта категория работников, используя
особый предмет труда – информацию и преобразуя ее, вырабатывает и принимает
решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в
качестве орудий труда менеджеров выступают прежде всего средства работы с
информацией (организационная и вычислительная техника), а результат их
деятельности проявляется в управляющих воздействиях (управленческих решениях) и
оценивается на основе достижения стоящих перед организацией целей. Достижение
цели управления осуществляется путем подготовки и реализации совокупности
управляющих воздействий. Управляющее воздействие на коллективы людей, на их
трудовую деятельность – это и есть специфический продукт управленческого труда.
Основной формой такого воздействия является управленческое решение.
В процессе управления его субъекты
решают самые различные проблемы – организационного, технического,
экономического, социально-психологического , правового характера. Это
многообразие также является важной особенностью управленческого труда.
Управленческий труд – это
специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в процессе
разделения и кооперации общественного труда. Это обособление является
объективно необходимым условием развития не только общественного производства,
но и общества в целом. По сравнению с другими видами труда в организации,
управленческий труд обладает рядом специфических особенностей, которые
выражаются в его характере, цели, предмете, результатах и используемых
средствах.
Параметры управленческого труда.
Цель – создание условий для
достижения целей организации, координация и согласование совместной
деятельности работников организации.
Предмет – люди и их трудовая
деятельность. Информация.
Средства – средства организационной и
вычислительной техники, ЭВМ, информация как средство связи.
Характеристика – умственный труд,
сочетающий творческие, логические и технические операции. Косвенно
производительный труд. Работа с людьми. Многообразие решаемых задач. Творческий
характер.
Продукт - управляющее воздействие в
форме управленческого решения.
Экономика управления производством
раскрывается на основе анализа управленческого потенциала, затрат на
управление, характера управленческого труда, эффективности управления.
Управленческий потенциал – это
совокупность всех имеющихся ресурсов, которые использует фирма. Он выступает в
вещественно-материальной форме (информация и ее носители) и как
интеллектуальный потенциал (уровень квалификации, опыт, навыки, искусство
руководителей-менеджеров). Структуру затрат на управление составляют затраты на
оплату труда (заработная плата руководителей и специалистов, технического и
обслуживающего персонала, премии); затраты на технику управления (носители
информации и предметы управленческого труда, средства превращения обработки
информации и оснащения процессов управления, знания, условия труда и пр.);
затраты на организацию и обеспечение управления (подготовка и повышение
квалификации и кадров управления, мероприятия по совершенствованию управления);
затраты на накладные расходы (служебные командировки и передвижения,
почтово-телеграфные, телефонные и канцелярские затраты, содержание легкового автомобиля).
Характер управленческого труда.
Продукт труда управленческих
работников не имеет формы специфических вещественных результатов. Конечным
продуктом управленческого труда считается совокупность управленческих решений и
влияние, которое они оказывают на объект управления. Специфика управленческого
труда состоит в том, что его результаты, как правило, отдалены во времени и
пространстве от момента и места его затрат. Они лишь в конечном итоге
неотделимы от результатов функционирования всей организации. Управленческий
труд имеет также свои специфические технологические отличия, которые
заключаются в следующем:
1. Управленческий труд по отношению к
конечным результатам производства носит опосредованный характер, т.е. данный
вид труда не создает непосредственно потребительскую стоимость, а направлен на
управление работниками, занятыми созданием материальных благ или оказанием
услуг, и через них – вещественными элементами производства;
2. В основном этот труд является
специфически выраженным творческим, опыт и интуиция играют в нем весьма важную
роль;
3. Сложность управленческого труда
определяется, прежде всего сложностью самих управленческих функций, степенью
самостоятельности их выполнения и повторяемости отдельных элементов процесса
труда, уровнем иерархии управления; управленческий труд требует высокого уровня
организационных навыков, определяемых продолжительностью работы в аппарате
управления и масштабами выполняемой работы.
В зависимости от характера и
содержания труда управленческие работники подразделяются на руководителей,
специалистов и технических исполнителей.
Исследователи
идентичности почти всегда указывают на то, что это междисциплинарная проблема.
Неудивительно, что она дала свои всходы и на «свежевспаханном поле» управления.
Где, как не в области управления развиваться дискуссиям о том, кто есть человек
в объективном мире - обществе, организации, команде, и в субъективном
пространстве - в мире собственных представлений о себе?
Корни проблемы
идентичности уходят глубоко в историю, обнаруживаясь у самых истоков философии,
в призыве Сократа «познай самого себя», и прорастают на пересечениях различных
областей современного гуманитарного знания - психологии, культурологии,
политологии, социологии и т.д. В управлении персоналом как научной дисциплине
уже накоплен большой теоретический и практический опыт осмысления значимости
человеческой составляющей организации, и сейчас пришло время более глубокой
рефлексии: каково содержание самопредставлений самого «человеческого ресурса» и
как это влияет на эффективность и развитие организации. Такой поворот
обусловлен несколькими факторами. Во-первых, человек, находясь на переломе,
стыке тысячелетий, невольно останавливается и оглядывается, чтобы понять, кто
он и куда ему идти. Во-вторых, само осмысление различных проблем, как
житейских, так и научных, сопряжено с поиском новой объяснительной парадигмы и
перспективы в построении знания. [1]
И здесь мы обратимся к
социальной психологии, современное состояние которой характеризуется поиском
практических стратегий, адекватных изменяющейся ситуации в науке и обществе. В
соответствии с запросами практики, касающимися организационного развития и
проблем управления, возникает необходимость принципиально нового подхода к
объяснению и исследованию организационно-управленческих процессов.
Прежде чем давать
определение идентичности руководителя, разберемся в более простых словах,
которые её окружают. Сейчас как в психологии, так и в менеджменте в этом
предметном поле собралась целая команда различных понятий, и, что любопытно,
почти все они взаимозависимы и взаимодополняемы. Учёные до сих пор не пришли к
единому мнению в вопросах о содержании организационной идентичности. Всё это
приводит к концептуальной и терминологической путанице. Некоторые
исследователи, работающие в рамках различных теоретических ориентаций, «не
замечают» друг друга, несмотря на то, что изучают один и тот же феномен, давая
ему разные названия.
Так, существует как
минимум две традиции в исследовании данной проблемы. Авторы одного подхода
используют понятие «преданности организации» (organizational commitment).
Второе направление составляют последователи теории социальной идентичности А.
Тэшфела, которые развивают его идеи об идентификации человека и группы,
рассматривая организацию в качестве разновидности социальной группы. И те, и
другие учёные используют в своих теориях такие термины как лояльность,
сходство, приверженность, верность, привязанность и т.д. Что же они обозначают?
Лояльность - (от франц. и
англ. loyal - верный) - 1) верность действующим законам, постановлениям органов
власти (иногда только формальная, внешняя); 2) корректное, благожелательное,
добросовестное отношение к кому-либо или чему-либо. [2]
Сходство - подобие,
соответствие в чём-нибудь с кем-либо (чем-либо).
Сходство в организации -
взаимность совместных целей, интересов и ценностей сотрудников организации.
Идентификация - признание
тождественности, отождествление объектов.
Организационная
идентификация - (а) восприятие и чувство единства с организацией; (б)
принадлежность к организации и определение себя в её терминах.
Преданность -
характеристика человека, исполненного любви и верности к кому-либо (чему-либо).
Преданность организации -
психологический конструкт, отражающий силу связи, существующей в представлении
человека, между ним и конкретной организацией, в которой он работает.
Приверженность -
преданность кому-либо (чему-либо), полная самоотдача.
Организационная
приверженность - психологическое образование, включающее положительную оценку
работником своего пребывания в организации, намерение действовать на благо этой
организации ради её целей и сохранять своё членство в ней. [3]
Привязанность - чувство
близости, основанное на преданности и симпатии.
Надёжность - совокупность
доверия, верности и прочности.
Патриотизм - преданность
и любовь к своему делу, организации.
Верность - стойкость и
неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга.
Доверие - уверенность в
чьей-то добросовестности, искренности, правильности и основанное на этом
отношение к чему-либо.
Многие исследователи
организационной идентичности рассматривали её как установочную структуру,
которая включает три компонента: когнитивный, связанные с пониманием, знанием и
осмыслением; аффективный, <ответственный> за эмоциональное отношение,
чувства и переживания и поведенческий, определяющий реальные действия и
намерения.
Так, в рамках подхода к
организационной приверженности Аллен и Мейер предложили следующую
классификацию:
1. Аффективная преданность - включает
эмоциональную привязанность к организации, самоидентификацию и вовлечённость в
её дела и проблемы;
2. Преданность, обусловленная стажем,
связана с пониманием тех потерь, которые вызовет уход из организации;
3. Нормативная преданность обусловлена
ощущением обязанности оставаться в организации.
Учёные, использующие
понятие <организационной идентификации>, также выделяли три её аспекта:
знание о принадлежности к организации, наличие позитивных или негативных
коннотаций организационного членства и принятие организации на основании двух
первых показателей.
С точки зрения
гуманистического подхода, делающего акцент на человеческой составляющей
организации, важно, насколько сотрудники интегрированы в существующую систему
ценностей - в какой степени они безоговорочно принимают её как свою
собственную. Это связывает организационную идентичность с принятием
корпоративной культуры. Любопытно, что в англоязычных статьях часто
употребляется понятие «corporate identity» (в значении «корпоративная
культура»), тогда как «организационная культура» неизменно обозначается как
«organizational culture». [4]
Менталитет -
понятие, популярное в настоящее время как в науке, так
и в общественной жизни. Несмотря на широкое употребление этого термина, до сих
пор нет чёткого его определения. Слово «менталитет» имеет западноевропейское
происхождение (от позднелатинского mentalis)
и используется в русском языке как калька с английского «mentality». В
англоязычных словарях оно определяется как «качество ума, характеризующее
отдельного индивида или класс индивидов», «способность или сила разума»,
«установки, настроение, содержание ума», т.е. в целом отражает несколько иную
психологическую реальность, в отличие от той, которая обычно подразумевается. [5]
В отечественной
философской и культурологической литературе менталитет чаще всего понимается
как совокупность представлений, воззрений, «чувствований» общности людей
определённой эпохи, географической области и социальной среды, особый
психологический уклад общества. В данном случае это понятие практически
отождествляется с массовым сознанием. Большинство авторов рассматривают понятия
<менталитет> и <ментальность> как синонимы. Различают коллективный
и индивидуальный менталитет. Последний понимается как
присвоенные конкретным индивидом специфические для данной культуры способы
восприятия и особенности образа мыслей, выражающиеся в специфических для данной
общности формах поведения и видах деятельности.
Коллективный
менталитет - некоторая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной
культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми
окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него.
Подводя итог работы,
можно сделать следующие выводы.
1.
Виханский О. С.,
Наумов А. И. Менеджмент / Учебник для вузов. — М.: Гардарика,1998.
2. Диневич В.А., Роганов С.В., Якунина
Н.И. Показатели и критерии эффективности управления. – М.,1975.
3.
Зайцева О. А.,
Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента / Учебное
пособие для вузов. — М.: Центр, 1998.
4.
Кузнецов Ю. В.,
Подлесных В. И. Основы менджмента. — СПб.: ОЛБИС, 1998.
5. Курочкин А.С. Организация управления
предприятием: Учебник. – К.: МАУП, 1996.
6. Курочкин А.С. Управление
предприятием: Учеб. пособ. – К.: МАУП, 1998.
7.
Лебедев О. Т.,
Каньковская А. Р. Основы менеджмента / Учебное пособие. — СПб.: ИД «МиМ»,
1997.
8. Марков М. Технология и эффективность
социального управления. – М.,1982.
9.
Мескон. М. и др.
Основы менеджмента — М.: Дело, 1997.
10. Погорелова Т.В. Эффективность труда
управленческого персонала и ее составляющие /Проблемы управления в условиях
перехода к рыночной экономике: матер. всерос.канд. Секция 3,4. – М.,1992.
11. Туленков Н.В. Введение в торию и
практику менеджмента: Учеб. пособие. – К.:МАУП, 1998.
12. Шегда А.В. Основы менеджмента:
Учебное пособие. – К.: Товариство «Знання», КОО, 1998.
[1]
Мескон. М. и др. Основы менеджмента — М.: Дело, 1997, С. 150
[2]
Лебедев О. Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента / Учебное пособие. — СПб.:
ИД «МиМ», 1997, С. 224
[3]
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент / Учебник для вузов. — М.:
Гардарика,1998, С. 96
[4]
Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента
/ Учебное пособие для вузов. — М.: Центр, 1998, С. 107