Принятие решений как вид психической деятельности
Принятие решений как вид психической деятельности
Оглавление.
Вступление....................................................................................................... 2
Основная часть................................................................................................ 4
Выводы............................................................................................................ 9
Литература...................................................................................................... 11
Принятие
решений — это особый вид психической деятельности, направленный на выбор
способа достижения поставленной цели. Существует точка зрения, что, начиная с
сознательного возраста, вся жизнь человека представляет собой непрерывный
процесс принятия решений. Еще в доисторические времена древние люди были
вынуждены принимать многочисленные решения, чтобы найти себе пищу, спастись от
диких животных и стихийных явлений природы, организовать свое нехитрое
хозяйство и разрешать возникающие споры. С появлением государств и развитием
социальных организаций принятие решений стало более осмысленным и
организованным. Возникла постоянная практика принятия административных решений,
и резко повысилась ответственность руководителей за их последствия. Поэтому
люди стали задумываться над тем, как они принимают решения и что необходимо
сделать, чтобы принимать решения более эффективно.
История
сохранила для нас много примеров замечательных решений, принятых известными
полководцами, государственными деятелями, менеджерами, бизнесменами. Люди
старались учесть свой прежний опыт, хорошо уяснить проблему, получить всю
необходимую информацию, тщательно продумать все альтернативы и их последствия,
принять во внимание разнообразные факторы, влияющие на результат выбора. При
этом они использовали понятное для себя и других описание проблемы на привычном
языке и простые логические правила для ее решения.
Кроме того,
немаловажную роль в принятии решений всегда играла интуиция. Таким образом,
принятие решений во все времена оставалось в большей мере искусством, чем
наукой. Надо признать, что в основном такое положение дел сохраняется и
сегодня. Несмотря на успехи ученых в этой области, большинство решений
принимается интуитивно и очень часто не поддается логическому объяснению. Все
решения людей отражают их сложную, противоречивую природу. В наших решениях
удивительным образом сочетаются интуиция и логическое мышление, эмоциональные
оценки событий и холодный рациональный расчет, стремление к безопасности и
склонность к риску.
Цель
реферата: рассмотреть предвидение результата при принятии решения.
Предвидение
предполагает оценку конечного состояния результата для еще невыполненного
решения. Если предполагаемый результат отрицательный, то нет необходимости
выполнять всю цепочку решений. Если предполагаемый результат положительный, то
надо активизировать дальнейшие приемы и методы выполнения решения.
Повысить
точность предвидения результата и ограничить количество возможных вариантов
решения помогает умно сформулированная задача и определение области применения
результатов решения. Это необходимо при использовании любых методов
предвидения.
Большую
роль при предвидении результатов принятия решения играет воображение -
способность вообразить и спрогнозировать варианты последующего развития
ситуации и использовать конкретные средства всестороннего предвидения возможных
результатов действия, что является необходимым условием для принятия правильных
решений.
Прогнозирование
(целеполагание, предвидение) представляет собой прогнозирование человеком
оптимального существования и эффективной деятельности управляемого объекта при
соблюдений условий ответственности перед ним.
Предвидение может осуществляться:
• до начала процесса принятия решения
(например, на основе известной предыстории продаж делается прогноз будущих
объемов продаж, после этих прогнозов принимается решение о будущих объемах
производства, затратах и т.д.);
• параллельно с процессом принятия
решения (например, прогнозирование погодно-климатических условий и в связи с
этим принятие решения о транспортных перевозках);
• по окончании процесса принятия
решения (например, в связи с резкими колебаниями валютных курсов, инфляции и
других факторов в предшествующем и текущем периодах не представляется возможным
точно оценить затраты организации в будущем периоде и принять соответствующие
решения; на будущий период делаются оптимистический и пессимистический
прогнозы).
К важнейшим методам предвидения результатов
при принятии решений относятся:
• метод краткосрочного
прогнозирования, основанный на сглаживании ряда (с успехом применяется,
например, в планировании ежедневных или еженедельных закупок скоропортящихся
товаров или товаров широкой номенклатуры, перед закупкой прогнозируются будущие
объемы продаж);
• метод экспертных оценок
(применяется в процессе разработки новых товаров, новых технологий, оценки
динамики курсов валют, инфляции и т.д.);
• метод «мозгового штурма»
(применяется в процессе разработки новых товаров, новых технологий, там где
необходимы не только аргументы, но и контраргументы);
• метод прогнозирования сценариев
развития (применяется, например, при выявлении будущих действий конкурентов,
потенциальных покупателей, движения товаров, рабочей силы; применяется в
политических и военных исследованиях).
Предвидение - это
ключевой момент при принятии решений в управлении. Конечная эффективность
любого решения зависит от последовательности событий, возникающих уже после
принятия решения. Возможность предсказать неуправляемые аспекты этих событий
перед принятием решения позволяет сделать наилучший выбор, который, в
противном случае, мог бы быть не таким удачным. Поэтому системы планирования и
управления, обычно, реализуют функцию прогноза (предвидения). Далее перечислены
примеры ситуаций, в которых полезно предвидение результата принятия решения.
1. Управление
материально-производственными запасами. В управлении запасами запасных частей
на предприятии по ремонту самолетов совершенно необходимо оценить степень
используемости каждой детали. На основе этой информации определяется необходимое
количество запасных частей. Кроме того, необходимо оценить ошибку
прогнозирования. Эта ошибка может быть оценена, например, на основе данных о
времени, которое понадобилось для доставки деталей, которых не было на складе.
2. Планирование
производства. Для того, чтобы планировать производство семейства продуктов,
возможно, необходимо спрогнозировать продажу для каждого наименования
продукта, с учетом времени доставки, на несколько месяцев вперед. Эти прогнозы
для конечных продуктов могут быть потом преобразованы в требования к полуфабрикатам,
компонентам, материалам, рабочим и т.д. Таким образом на основании прогноза
может быть построен график работы целой группы предприятий.
3. Финансовое
планирование. Финансового менеджера интересует как будет изменяться денежный
оборот компании с течением времени. Менеджер, может пожелать узнать, в какой
период времени в будущем оборот компании начнет падать, с тем, чтобы принять
соответствующее решение уже сейчас.
4. Разработка расписания
персонала. Менеджер почтовой компании должен знать прогноз количества
обрабатываемых писем, с тем чтобы обработка производилась в соответствии с
расписанием персонала и производительностью оборудования.
5. Планирование нового
продукта. Решение о разработке нового продукта обычно требует долговременного
прогноза того, каким спросом он будет пользоваться. Этот прогноз не менее
важен, чем определение инвестиций необходимых для его производства.
6. Управление
технологическим процессом. Прогнозирование также может быть важной частью
систем управления технологическими процессами. Наблюдая ключевые переменные
процесса и используя их для предсказания будущего поведения процесса, можно
определить оптимальное время и длительность управляющего воздействия.
Например, некоторое воздействие в течение часа может повышать эффективность
химического процесса, а потом оно может снижать эффективность процесса.
Прогнозирование производительности процесса может быть полезно при
планировании времени окончания процесса и общего расписания производства.
На основании
вышеизложенного можно сказать, что предвидение - это предсказание будущих
событий. Целью является уменьшение риска при принятии решений. Прогноз часто
получается ошибочным, но ошибка зависит от используемой системы и методов.
Предоставляя принимающему решение больше ресурсов, мы можем увеличить точность предвидения
и уменьшить убытки, связанные с неопределенностью при принятии решений.
Заметим, что
концептуальная модель основана на асимптотическом снижении убытков при
использовании результатов прогнозирования. Таким образом, каждый дополнительный
доллар, потраченный на предвидение результата, дает меньшее снижение риска
убытков, чем предыдущий. За некоторой точкой, дополнительные затраты на
прогнозирование могут вовсе не приводить к снижению потерь. Это связано с тем,
что невозможно снизить среднюю ошибку предвидения ниже определенного уровня,
вне зависимости от того насколько сложен примененный метод.
Поскольку предвидение
результата никогда не сможет полностью уничтожить риск при принятии решений,
необходимо явно определять неточность прогноза. Обычно, принимаемое решение
определяется результатами прогноза (при этом предполагается, что прогноз правильный)
с учетом возможной ошибки прогнозирования.
Сказанное выше
предполагает, что прогнозирующая система должна обеспечивать определение
ошибки прогнозирования, также как и само прогнозирование. Такой подход
значительно снижает риск объективно связанный с процессом принятия решений.
Необходимо отметить, что
прогнозирование это не конечная цель. Прогнозирующая система это часть большой
системы менеджмента и как подсистема, она взаимодействует с другими
компонентами системы, играя немалую роль в получаемом результате.
1. Принятие
решений — это особый вид психической деятельности людей, направленный на выбор
способа достижения поставленной цели. Понятие «решение» имеет два смысловых
значения. В широком смысле решение означает процесс выбора альтернативы. В
узком смысле под решением понимают результат конкретного выбора.
2. Все
решения людей можно разделить на личные и деловые. Личные решения направлены на
достижение личных целей человека. Деловые решения принимаются в организациях и
направлены на достижение целей организации. Деловые решения подразделяются на
экспертные и управленческие. Экспертные решения носят рекомендательный характер
и принимаются лицами (экспертами, аналитиками, консультантами), не имеющими
линейных полномочий, связанных с управлением организацией. Управленческие
решения принимаются непосредственно линейными руководителями и направлены на
достижение цели управления организацией.
3. Принятие
решений (так же, как обмен информацией) представляет собой важный связующий
процесс, который осуществляется непрерывно при выполнении каждой функции
управления (планирования, организации деятельности, мотивации, контроля).
4. Теория
принятия решений — это специальная научная дисциплина, которая решает две
взаимосвязанных задачи: исследование того, как человек или группа людей
принимают решения, и разработка методов принятия решений, помогающих обосновать
выбор альтернативы из нескольких возможных. В связи с этим теория принятия
решений разделена на две части — психологическая и нормативная теория решений.
5.
Психологическая теория решений представляет собой систему утверждений,
раскрывающих внутреннее содержание деятельности и поведение людей в процессе
принятия решений. Она выполняет функции объяснения и предвидения поведения
человека в ситуациях выбора. Нормативная теория решений — это система методов и
процедур, обеспечивающих поддержку принятия решений в сложных проблемных
ситуациях. Эти методы основаны на двух базовых концепциях принятия решений
человеком — концепции максимизации полезности и концепции ограниченной
рациональности.
2.
Беспалов Б.А.
Наука и искусство принятия управленческих решений. – К.: Вища школа, 1985.
3.
Венделин А.Г.
Подготовка и принятие управленческого решения. – М.: Экономика, 1977.
4.
Евланов Л.Г.
Теория и практика принятия решений. – М.: Экономика, 1984.
5.
Кунц Г., О’Доннел
С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с
англ. – М.: прогресс, 1981.
6.
Мескон А.,
Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. – М.: Дело. 1992.
7.
Планкетт Л., Хейл
Г. Выработка и принятие управленческих решений: опережающее управление: Пер. с
англ. – М: Экономика, 1984.
8.
Труханов Р.И.
Модели принятия решений в условиях неопределенности. – М.: Наука, 1991.
9.
Фалмер Р.
Энциклопедия современного управления: В 5-ти томах. – М.: ВИПКэнерго, 1992.
10.
Ромащенко В.Н.
Принятие решений:Ситуации и советы. – К.: Политиздат Украины, 1990.
11.
Фатхутдинов Р.А.
Разработка управленческого решения: Учебное пособие. – М.: АО «Бизнес-школа
Интел-Синтез», 1997.