Паспортно-визовые формальности
Паспортно-визовые формальности и
паспортно-визовый режим в туризме
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
3
|
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ в туризме
|
5
|
1.1. Общая система туристских формальностей
|
5
|
1.2. Понятие паспортно-визовых формальностей
|
7
|
2. международноЕ Регулирование
паспортно-визовых формальностей
|
14
|
2.1. Паспортно-визовые режимы различных стран мира
|
14
|
2.2.
Особенности паспортно-визовых формальностей в системе национального права
России и некоторых других государств
|
24
|
2.3.
Совершенствование паспортно-визовых отношений России со странами мира
|
28
|
3.
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА «МАЙ-ТУР»
|
32
|
4. Разработка международного тура в Италию
|
38
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
42
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
|
44
|
ВВЕДЕНИЕ
Развитие
современной сферы туризма происходит бурными темпами. Ежегодно огромное
количество как организованных, так и самостоятельно выезжающих туристов
пересекают границы различных стран и территорий. Такой большой поток
перемещающихся путешественников, безусловно, требует какой-либо меры
регулирования. В настоящее время мировой практикой выработан такой комплекс
регулирования, получивший название паспортно-визовых формальностей.
Понятие
паспортно-визовых формальностей является довольно расплывчатым и включает в
себя различные компоненты в каждой стране. Однако общим является то, что в
любом случае паспортно-визовые формальности определяют порядок пересечения
туристом границы государства и время его нахождения в стране.
Туризм
как вид путешествий, связанных с пересечением туристами государственной
границы, предусматривает осуществление также туристских формальностей, т. е.
проверку соблюдения туристами условий и правил, установленных государственными
органами стран въезда и выезда. Туристские формальности помимо
паспортно-визового режима включают: таможенные правила, валютный контроль,
санитарные правила, правила пребывания и передвижения в стране иностранных
туристов и другие правила.
Может
показаться, что паспортно-визовые формальности являются помехой для
осуществления туризма, однако, это не так. В данной точке зрения есть доля
истины, но паспортно-визовые формальности в туризме призваны, с одной стороны,
создавать условия безопасного пребывания туриста внутри страны, а с другой
стороны - обезопасить государство, принимающее туристов от нежелательных
элементов общества - незаконных мигрантов, контрабандистов, террористов и т.д.
Кроме
того, турист, зарегистрированный государством как лицо, посещающее данную
страну, может рассчитывать на своевременную помощь в случае необходимости как
принимающего государства, так и своего консульства.
Таким
образом, можно заключить, что актуальность выбранной темы объясняется решающим
значением, которое оказывают паспортно-визовые формальности на развитие
международного туризма.
Целью
данной курсовой работы является изучение понятия паспортно-визовых
формальностей в туризме, а также вопроса их регулирования в международном
аспекте.
Данная
курсовая работа имеет следующую структуру.
В
первой главе работы дается теоретическое описание туристских и
паспортно-визовых формальностей, рассматривается их сущность и особенности.
Вторая
глава посвящена рассмотрению паспортно-визовых режимов некоторых стран мира, а
также возможностей и направлений их упрощения.
В
третьей главе данной курсовой работы проводится анализ деятельности
туристического агентства «Май-Тур».
Также
курсовая работа содержит введение, заключение и список использованных
источников, включает в себя таблицы, способствующие восприятию изучаемого
материала.
При
написании курсовой работы были использованы работы таких известных специалистов
в области организации туризма и туристического бизнеса, как Маринин,
Квартальнов,
Зорин и других, статьи в периодических источниках и государственные
нормативно-правовые акты, регулирующие рассматриваемый вопрос.
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ в туризме
1.1. Общая система
туристских формальностей
В целом под туристскими
формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением туристами,
лицами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и
требований, установленные государственными органами страны въезда и пребывания.
Как такового
легального понятия туристских формальностей в нормативных актах нет, т.к.
данные формальности регулируются различными нормативными актами и относятся не
только к туристам, но и к другим категориям граждан. Поэтому целесообразно
привести понятие туристских формальностей из справочной литературы:
«Туристские
формальности – это проверка соблюдения туристами и субъектами туристской
деятельности порядка и правил, установленных государственными органами при
въезде в страну и выезде из страны».
Туристские
формальности подразделяются на несколько больших разделов и включают: взаимодействие с консульствами,
туристскими союзами и администрациями зарубежных государств, национальными
туристскими офисами, МИДом РФ, паспортно-визовой службой, таможенными органами,
пограничниками, перевозчиками и некоторые другие процедуры.
Паспортно-визовые
формальности – это формальности, связанные с соблюдением правил пересечения
границ государств и пребывания на их территории.
Таможенные
формальности. Физические лица, пересекающие таможенную границу, должны
заполнить таможенную декларацию установленной формы. Декларация заполняется
каждым лицом, достигшим 16-летнего возраста. Декларирование — это заявление по
установленной форме (письменной, устной и др.) таможенному органу точных
сведений о перемещаемых через таможенную границу товарах и транспортных
средствах, их количестве, наименовании и других сведений, необходимых для
таможенных целей.
Заполненная
таможенная декларация, а также товары, перемещаемые физическим лицом через
таможенную границу, предъявляются сотрудникам таможенных органов для
таможенного оформления и таможенного контроля. Таможенное оформление
производится в местах, установленных для выезда и въезда физических лиц через
таможенную границу. Это может быть зал международного аэропорта, территория или
помещение на территории автомобильного пункта пропуска и т.д.
В ходе
таможенного оформления сотрудники таможенных органов осуществляют таможенный
контроль.
Таможенный
контроль в Российской Федерации — это совокупность мер, осуществляемых
таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения
законодательства Российской Федерации о таможенном деле и других российских и
международных законодательных актов. Таможенный контроль производится
должностными лицами таможенных органов Российской Федерации.
В перечень
форм таможенного контроля входят проверка документов и сведений, необходимых
для таможенных целей, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, учет
товаров и транспортных средств, устный опрос физических и должностных лиц и как
исключительная мера — личный досмотр.
Страховые
формальности представляют собой отношения по защите имущественных интересов
физических и юридических лиц при наступлении различного рода неблагоприятных
событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из
уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). При этом возмещение
застрахованному пострадавшему связанных с этим потерь (ущерба) осуществляется в
пределах страховой суммы, определяемой договором страхования (страховым
полисом) между страхователем и страховщиком, в качестве которого выступает
страховая компания.
Взаимодействие
с консульствами – это формальности, связанные с защитой интересов граждан на
территории других государств.
Взаимодействие
с турфирмами и офисами – это формальности, связанные непосредственным
обеспечением тура. Как уже отмечалось выше, заключая договор с туроператором,
клиент приобретает не услуги туроператора непосредственно, а только право на
получение этих услуг от партнёров туроператора – туристских фирм, перевозчиков и
др.
Гаагская декларация по туризму 1989г. определила,
что государствам и туристской индустрии следует принять эффективные меры по
упрощению туристских формальностей и таможенных процедур относительно
паспортов, виз, медицинского и валютного контроля при совершении путешествий,
поездок и пребываний (принцип VI). Туристские формальности должны быть
направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение
условий посещения туристами других стран и регионов.
1.2. Понятие паспортно-визовых формальностей
Паспортно-визовые
формальности – это формальности, связанные с соблюдением правил пересечения
границ государств и пребывания на их территории.
Паспорт является
официальным документом, удостоверяющим личность гражданина. В нем содержатся сведения
о поле, возрасте, месте рождения и жительства, гражданстве. Заграничный паспорт
выдается в ряде государств, в том числе и в России. Помимо заграничных
паспортов в отдельных случаях могут использоваться:
1) дипломатические, служебные,
консульские паспорта;
2) паспорт (удостоверение личности)
иностранца или лица без гражданства, выдаваемый иностранному гражданину,
постоянно проживающему в государстве;
3) семейные паспорта на мужа и жену (с
детьми или без детей);
4) паспорт (удостоверение личности)
ребенка, паспорт моряка и ряд других.
По Федеральному закону «О
порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» при
утрате туристом за границей своего загранпаспорта ему выдается временный
документ, удостоверяющий личность и дающий право туристу на возвращение на
родину. Этот документ выдается российским консульством в стране пребывания.
Для въезда в
другое государство при наличии действительного заграничного паспорта, если с
этим государством нет соглашения о безвизовых поездках, требуется соответствующее
разрешение страны въезда -
виза. Для получения визы российские граждане обращаются в посольства
соответствующих государств в Москве или в консульское учреждение страны въезда
при условии, что место жительства выезжающего входит в консульский округ этого
консульства.
Виза (лат. visa, мн.ч. от
visum - просмотренное) - это специальное разрешение иностранного правительства
на въезд-выезд, проживание или транзитный проезд через его территорию.
Разрешение может быть проставлено в паспорте или представлять собой отдельный
документ (например, групповая туристская виза). Основанием для выдачи
туристской визы является согласие принимающей туристской фирмы предоставить
туристу обслуживание по согласованному маршруту и в подтвержденные сроки, а
также вызовы-приглашения для посещения родственников и знакомых или поездок с
деловыми целями. Визы бывают:
1) одноразовые и многоразовые,
индивидуальные и групповые;
2) студенческие;
3) въездные;
4) транзитные;
5) выездные, шенгенские и др.
Туристская
виза - это отметка в паспорте
дипломатическими представительствами иностранных государств, дающая право его
владельцу на временный въезд на территорию государства, выдавшего ему визу, с
целью туризма и отдыха.
В зависимости
от приглашения различаются также следующие виды виз: деловая, частная,
туристская, рабочая.
Деловая виза
(бизнес-виза) выдается при оформлении приглашения организацией (иностранным
юридическим лицом) организации (визополучателю) другого государства на
конкретного работника этой организации с указанием цели и сроков пребывания.
Частная виза
выдается при оформлении приглашения частным лицом (гражданином иностранного
государства) частному лицу (визополучателю) другого государства. Приглашение
оформляется в местном органе власти.
Туристская
виза выдается на время, указанное в турпутевке, ваучере, приглашении на участие
в семинаре, спортивном мероприятии и т.д.
Рабочая виза
предоставляет право работы по найму за рубежом. Помимо перечисленных существует
еще один вид виз — транзитная. Транзитная виза предоставляет визополучателю
право проезда через третью страну в страну основного пребывания. Она выдается
на определенное количество часов посольством третьей страны после получения
основной визы. Например, гражданин следует в Германию поездом и проездом через
третью страну. После получения германской визы им подаются документы в
посольство этой страны (например, Польши) для получения транзитной визы.
Для получения визы, как
правило, заполняются визовые анкеты (с фотографией) и платятся консульские
сборы. В некоторых случаях (например, при поездке в Англию, США) заявитель
может быть приглашен в консульство на собеседование.
Минимальный срок
обращения за визой зависит от межгосударственных соглашений, сложившейся
практики, вида паспорта, целей поездки и ее продолжительности. Ряд туристских
фирм имеет разрешение (референс) на консульское обслуживание туристов. Однако
наличие визы не дает гарантии совершения поездки. Ряд государств (США, Швеция и
др.) требует от иностранных туристов иметь при себе обратный билет и финансовые
средства, достаточные для пребывания в стране в течение указанного срока. В
соответствии с российским законодательством контроль за наличием виз на въезд в
иностранное государство возлагается на транспортные компании
(компании-перевозчики).
В семи Европейских странах
с 26 марта 1995г. вступило в действие Шенгенское соглашение, упраздняющее
пограничный контроль на внутренних границах Бельгии, Нидерландов, Люксембурга,
Германии, Франции, Испании и Португалии. Впоследствии к Шенгенскому соглашению
присоединилась Греция. Введены два типа виз:
1) единая шенгенская виза, выдается на
срок до трех месяцев и дает право беспрепятственно передвигаться по территории
стран, заключивших Шенгенское соглашение;
2) национальная въездная виза на срок
выше трех месяцев, выдача которой остается прерогативой государства, входящего
в Шенгенское соглашение. Групповых шенгенских виз нет. Для туристов из стран,
не входящих в Европейский союз, в том числе и России, сохранен визовой порядок
въезда. Льготный порядок въезда распространен на граждан Венгрии, Польши,
Чехии, Словакии, Латвии, Литвы и Эстонии.
Целью
шенгенского соглашения является свободное перемещение граждан в пределах границ
шенгенской зоны, в том числе иностранных туристов и всех кто въезжает в одну из
этих стран по шенгенской визе.
Шенгенская
виза имеет силу на всей территории Шенгенского пространства. Она выдается
только для краткосрочных поездок иностранцев (максимум три месяца в течение
одного полугодия). Существует также Шенгенская транзитная виза.
Кроме норм о
пересечении границ (внутренних и внешних) Шенгенские соглашения включают
правила, посвященные охране законности и правопорядка, борьбе с преступностью.
На основании
Шенгенских соглашений функционирует специальная информационная система,
связывающая друг с другом правоохранительные органы государств-членов -
Шенгенская информационная система.
Первоначально
Шенгенские соглашения подписали только пять государств-членов Европейских
сообществ. Впоследствии к ним присоединились остальные государства-члены (см.:
Европейский Союз), кроме Великобритании и Ирландии. Ассоциированными
участниками Шенгенских соглашений являются Исландия и Норвегия.
Данное
соглашение имеет большое значение не только для граждан стран-участниц. После
вступления его в силу отпала необходимость в оформлении множества виз при
поездках в Европу. Например, если у туриста есть шенгенская виза, выданная
посольством Германии, то для поездки из Германии во Францию или Италию ему не
надо обращаться за визой во французское или итальянское посольства. Он может с
одной визой в Германию свободно пересекать границы стран-участниц шенгенского
соглашения.
Однако
существует ряд визовых ограничений:
1. Виза должна запрашиваться в
посольстве той страны, которая является основной страной пребывания.
2. Въезжать в Шенгенское пространство
желательно через ту страну, которая выдала визу туристу. Транзит допустим, но
при этом туристу необходимо быть готовым ответить на вопросы пограничников о
цели и маршруте поездки.
Для получения
шенгенской визы для временного въезда (до 90 дней) установлены единые
требования:
1) заявитель должен иметь действительный
загранпаспорт, срок действия которого не менее 4 месяцев с момента окончания
поездки;
2) иметь документы, подтверждающие цель
и характер поездки (деловое приглашение, оригинал приглашения частного лица,
туристический ваучер и т.п. заверенные (легализованные) в том районе страны,
где проживает или действует приглашающая сторона);
3) располагать достаточными финансовыми
средствами на время пребывания (из расчета 100 долл. США на каждый день) и для
возвращения в страну гражданства или в третье государство, куда гарантирован
его въезд (билеты или подтверждение об их резервировании) либо быть в состоянии
приобрести эти средства легальным образом;
4) иметь соответствующее международное
медицинское страховое свидетельство (страховой полис должен быть действительным
для всех стран Шенгенского пространства);
5) заполнить анкету, большинство
вопросов которой едины для всех стран Шенгенской группы.
Отдельным аспектом при
рассмотрении вопроса визовых формальностей является вопрос взаимодействие
турфирм с туристами по поводу оформления виз.
Турфирмы при оформлении
виз для своих клиентов сталкиваются с широким кругом проблем, которые условно
можно разделить на три группы. Первая связана с организацией работы зарубежных
консульств и их сотрудников, вторая - с требованиями к процедуре оформления
виз, устанавливаемыми министерствами иностранных и внутренних дел
соответствующих стран и являющимися нормативными для консульств. К ним в первую
очередь относятся список необходимых документов, порядок их приема и
рассмотрения, сроки оформления виз, порядок аккредитации тур-фирм, виды
выдаваемых виз и т.д. Третья группа проблем - государственное регулирование
вопросов, связанных с получением выездных виз с российской стороны.
2. международноЕ Регулирование
паспортно-визовых формальностей
2.1. Паспортно-визовые
режимы различных стран мира
Одной из обязательных
формальностей, сопутствующих почти любой заграничной поездке, является виза,
дающая разрешение на въезд в то или иное государство. В принципе, для ее
получения не требуется каких-либо сверхъестественных усилий. Но, тем не менее,
она несколько ограничивает возможности передвижения туриста.
Визовые режимы различных стран очень разняться между собой, и в рамках
данной работы нет возможности какой-либо их эффективной классификации. Однако
ниже в качестве иллюстрации изучаемого вопроса рассмотрено несколько визовых
режимов различных стран мира.
Визовый
режим Австралии. Виза оформляется в срок до трех недель. Для получения визы необходимо
предоставить загранпаспорт, 1 анкету с фотографией, приглашение - частное,
туристическое или служебное, справки с работы с указанием должности, стажа,
совокупного месячного дохода, медицинская страховка на все время пребывания в
стране, доказательства кредитоспособности (документы, свидетельствующие о
наличии у заявителя собственности), декларация на вывоз валюты и, если с вами
следуют дети, нотариально заверенное согласие второго родителя на вывоз детей.
В отличие от частного и туристического, поездка с детьми по служебному
приглашению затруднена. Типичные сроки пребывания в стране по туристическому
приглашению - до двух недель, по частному - до одного месяца, по служебному -
до трех месяцев. По частному и туристическому приглашению возможна выдача
только одноразовой визы, по служебному возможна выдача мультивизы для
многократного въезда в страну в течение указанного срока. Консульский сбор
составляет 35 долларов США.
Визовый
режим в Австрии. Австрия входит в Шенгенскую зону. Граждане Российской Федерации при
пересечении границы должны иметь оформленное в Консульском отделе посольства
Австрии в Москве разрешение на въезд - шенгенскую визу. Виза оформляется
индивидуально в паспорт выезжающего.
Нарушать визовый режим,
находясь на австрийской территории крайне нежелательно - отметки о любых
нарушениях ставятся в паспорт и заносятся в общую компьютерную базу данных, что
сделает затруднительным или даже невозможным повторное получение визы в страны
Европейского сообщества, а также страны Шенгенского соглашения.
Визовый
режим Бразилии.
Для получения бразильской туристической визы необходимо предоставить следующие
документы: анкету визового запроса; паспорт, срок действия которого истекает не
менее чем через шесть месяцев, одной фотографии размером 3х4 см, билет в оба
конца, подтверждение о бронировании и оплате отеля, медицинской страховки.
Визовый
режим Великобритании. Соединенное Королевство имеет три представительства, осуществляющих
визовое обслуживание на территории РФ: в Москве, Санкт-Петербурге (к данному
консульству относятся также: Ленинградская область, Новгородская область,
Псковская область, Мурманская область, Архангельская область, Республика
Карелия) и Екатеринбурге (Свердловская область, Челябинская область, Пермская область,
Курганская область, Республика Башкирия и Республика Удмуртия). Визовые отделы
консульств принимают заявления на посещение Соединенного Королевства (включая
Остров Мэн и Острова пролива Ла-Манш).
Заявление на
получение визы можно подавать лично, через агентство или через курьера. Все
заявления принимаются на стандартных официальных бланках. Заявления принимаются
к рассмотрению только после внесения консульского сбора (36 фунтов стерлингов -
туристическая (многократная), 22 фунта стерлинга - в страны Содружества или на
Зависимые территории). Уплата консульского сбора не гарантирует получения визы.
Консульский сбор не возвращается в случае отказа или если турист отозвал
документы. Индивидуальные заявления, поданные лично, через курьера или другого
представителя обычно рассматриваются в течение дня, групповые заявления - в
течение недели со дня приема. Если заявление правильно и полностью заполнено и
принято отделом виз, решение о выдаче визы может быть принято на основании
документов без собеседования. Если заявление не заполнено полностью, либо
неприемлемо по другим причинам, для дальнейшего рассмотрения могут понадобиться
дополнительные документы. Граждане, имеющие паспорта стран ЕС, США, Канады,
Австралии и Новой Зеландии могут оставаться на территории страны на срок до
шести месяцев без оформления визы при условии въезда с территории этих стран.
Визовый
режим Германии.
Существуют два вида виз: шенгенская виза и национальная германская виза. Они
различаются сроком действия: шенгенская виза действительна для пребывания
сроком максимум 90 дней в течение полугода и дает право либо на однократный,
либо на многократный въезд в Германию; национальная виза в Германию имеет
первоначальное ограничение в три месяца, но в отличие от шенгенской визы может
быть продлена германским компетентным ведомством по делам иностранцев в
соответствии с целью Вашего пребывания. Еще одно различие - сфера действия:
шенгенская виза действительна для всех государств Шенгенского соглашения -
Германии, Австрии, Бельгии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии,
Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Финляндии, Франции и Швеции;
национальная германская виза действительная лишь для Германии. Визы различаются
сроками обработки документов (шенгенская виза выдается в течение 1-3 рабочих
дней), а также тем, что ходатайство о выдаче шенгенской визы Вы можете
заполнять как на немецком, так и на русском языке, а ходатайство о выдаче
национальной германской визы - только на немецком.
Визовый
режим Греции.
Для въезда в Грецию необходимо иметь визу, загранпаспорт, медицинскую
страховку, валюту (из расчета $50 на человека в день). Визы оформляются
консульским отделом посольства Греции в Москве.
Визу можно оформить через
турфирму или самостоятельно (по приглашению частного лица, по приглашению
греческой фирмы, а также на основании письма из отеля в Греции, подтверждающего
бронирование в нем места).
Приглашение от частного
лица должно быть заверено в полиции по месту жительства приглашающего. Если
ребенок вписан в паспорт родителя, за его визу платить не нужно. В приглашении
от делового партнера или фирмы должен быть указан номер заграничного паспорта
приглашенного, дата рождения, срок пребывания в стране и цель поездки
(переговоры, участие в выставке и т. п.). Копию приглашения следует выслать по
факсу приглашающей стороной в консульский отдел посольства Греции.
Консульский сбор за
любой тип шенгенской визы в Грецию составляет 1368 руб.
Визовый
режим в Египте.
21 марта 2002 правительство Египта приняло решение включить Россию и Украину в
список стран, гражданам которых не требуется предварительного оформления
въездных египетских виз. Теперь разрешение на въезд будет выдаваться туристам
непосредственно по прибытии в страну. Если ранее россияне и украинцы могли
отправляться в Египет без виз только в составе туристических групп, то теперь
это правило распространяется и на индивидуальных туристов. Гостевую визу для
въезда в Египет можно приобрести в любом месте пересечения границы, обычно - в
аэропорту прилета, или заранее - в консульских отделах посольства Египта в
Москве и Киеве. Стоимость визы - $15, если она приобретается в Египте. В
течение семи дней после въезда в страну необходимо сделать отметку в паспорте в
полицейском управлении. Гостиницы выполняют эту формальность для своих гостей.
Можно и самостоятельно обратиться в ближайший полицейский участок.
Визовый
режим в Индии. Для
получения визы необходимы оригинал приглашения, заграничный паспорт, 2
фотографии, 2 экземпляра заполненной на английском языке анкеты, билеты с
фиксированной датой прибытия и возвращения предъявляются. Виза оформляется в
течение 1-2 дней. Консульский сбор равен 40 долл. США.
Визовый
режим Испании.
Испания входит в Шенгенскую зону. Для въезда в Испанию необходимо иметь
загранпаспорт и шенгенскую визу. Для стандартной (перелет - отель - перелет)
туристической поездки до 30 дней обычно выдается одноразовая шенгеская виза «С»
с коридором:
- в 30 (ранее 45) суток и продолжительностью пребывания 30 дней (при подаче
через туристическое агентство по системе ВИЗА-ТУР).
- на срок бронирования проживания и авиабилета при подаче самостоятельно или по
доверенности.
Для получения визы с
двухкратным въездом (за исключением поездки в Андорру), переездом к месту
назначения на поезде или автомобиле, или на срок более 30 дней, документы необходимо
подавать самостоятельно или по доверенности.
Визовый
режим Канады.
Визы оформляются консульским отделом посольства Канады в Москве. Для получения
визы необходимо сдать оригинал приглашения (оно может быть направлено в
посольство по факсу), 1 анкету, заполненную на английском языке, 2 фотографии.
Необходимо предъявить медицинскую страховку и денежные средства, достаточные
для поездки в страну. Консульством взимается плата за обработку анкет в размере
65 долларов США. Виза оформляется в течение 21 дня.
Визовый
режим Кипра.
Для въезда на Кипр необходимо оформление визы для всех граждан России и СНГ.
Виза выдается бесплатно. Индивидуальные заявления граждан также как и
посреднических организаций (тур-операторов, туристических агентств) принимаются
без предварительных договоренностей с понедельника по пятницу с 10:00 по 16:30.
Визы выдаются в тот же день или днем позже, в зависимости от объема работы
Консульского Отдела. Минимальный сок действия туристической визы - 1 месяц с
возможностью посетить Кипр дважды. Максимальный срок действия визы - 1 год.
Мультивизы действительны до одного года и выписываются для VIP, официальных
лиц, бизнесменов, владельцев недвижимости на Кипре, владельцев временного или
постоянного разрешения на проживание, супругов граждан Кипра и других категорий
граждан по запросу.
Визовый
режим Кубы. Для
россиян и граждан Беларуси, Югославии, приезжающих на Кубу в целях туризма, на
срок менее 30 дней, при наличии туристического ваучера виза не требуется.
Паспорт должен быть действителен не менее 6 месяцев с момента выезда. При
вылете необходимо заплатить аэропортовый сбор в размере 20$.
Визовый
режим Непала.
Для посещения страны гражданам России необходима виза. Виза в Непал оформляется
либо через посольство Непала в Москве, либо по прибытию в аэропорт Трибуван в
Катманду. Для этого требуется фотография 3х4 см., действующий загранпаспорт и
30 долларов США. Минимальный срок оформления - два дня. Для оформления визы в
аэропорту заполняются соответствующие бумаги на английском языке. Находясь в
стране, можно продлить визу в Иммиграционном департаменте. При выезде из Непала
необходимо оплачивать аэропортовый сбор в размере 400 рупий.
Визовый
режим в ОАЭ. Для
поездки в ОАЭ гражданам России необходима виза. Ее оригинал выдается на
границе. Оформить ее необходимо заранее через турфирму, либо через «спонсора»
(гостиницу, компанию или частное лицо, имеющих право подачи заявки на
оформление виз). Причем спонсор помогает только в оформлении визы, но не
помогает деньгами. Проживание в отеле надо предварительно оплатить. Без
предоплаты ни один отель не вышлет подтверждения о бронировании, которое и
служит основанием для выдачи визы. Документы об этом должны заранее поступить
на паспортный контроль аэропорта и без них въезд в страну запрещен. В Дубай гостевая
виза выдается на 60 дней (с правом продления), туристическая на 30 и
специальное разрешение на въезд - на 14 дней. За каждый день пребывания в
стране сверх срока - штраф $28.
Виза или
другие отметки государства Израиль в паспорте могут послужить поводом для
отказа во въезде.
Визовый
режим Японии.
Для въезда в страну необходимо иметь загранпаспорт и визу. Стандартная схема
получения визы достаточно сложна и подразумевает необходимость иметь гаранта,
проживающего в Японии. Гарантом может быть только лицо или организация,
обладающие гражданством Японии или зарегистрированные на её территории, либо
иностранец со статусом «постоянного резидента», «резидента на длительный срок»
или «особого резидента». В качестве приглашающей стороны и гаранта может выступать
одно и то же лицо.
Для получения
визы необходимо представить в Посольство или Генконсульство Японии оригинал и
одну копию документов приглашающей стороны и гаранта, а также паспорт и 1 копию
первой страницы, фотографии паспортного формата (2 шт.) и 2 анкеты (каждый
документ должен быть представлен в течение 3 месяцев с момента его
составления). К документам необходимо приложить авиабилет или его бронь,
выданную туристической компанией, а также справку из туристической компании о
том, что заявитель купил тур в данной туристической компании и справку с места
работы, учебы или пенсионное удостоверение. В ряде случаев требуется предъявить
доказательства способности оплачивать свои расходы, а также билет в обе стороны
и документ, объясняющий, чем заявитель будет заниматься в Японии. Документы
необходимо готовить для каждого отдельного заявителя. Поданные заявления
рассматриваются в МИДе Японии, после чего Посольство Японии получает указание о
выдаче визы или отказе (кстати, если визовое прошение отклонено один раз, то
дальнейшие ходатайства бессмысленны). Сама виза бесплатна, взимается только
сбор в 5-10 USD на обработку и пересылку документов в МИД Японии.
Рассмотрев визовые режимы
некоторых стран, можно также уделить некоторое внимание странам и территориям с
безвизовым режимом въезда
Как правило, страны, не
требующие виз или выдающие их на границе, настаивают на наличии у туриста
достаточных средств и билета обратно домой или в третью страну (если эта третья
страна требует от граждан визы, должна быть и виза). Кроме того, паспорт
туриста должен быть действителен еще некоторое время после предполагаемого
выезда из страны (в случае Малайзии и многих островных государств - от 6
месяцев).
В приведенной ниже
таблице 1 перечислены страны с безвизовым режимом или упрощенной системой
паспортно-визовых формальностей.
Таблица 1
Страны с безвизовым или упрощенным визовым режимом
Страна/территория
|
Комментарий
|
Безвизовывй режим
|
1. Азербайджан
|
до 90 дней
|
2. Антигуа
и Барбуда
|
до 28 дней
|
3. Армения
|
до 90 дней
|
4. Барбадос
|
до 28 дней
|
5. Беларусь
|
до 90 дней (требуется
медицинская страховка)
|
6. Босния
и Герцеговина
|
до 90 дней (требуется
подтверждение бронирования гостиницы или приглашение)
|
7. Вануату
|
до 30 дней
|
8. Гаити
|
до 3 месяцев
|
9. Гренада
|
до 3 месяцев
|
10. Доминика
|
до 21 дня
|
11. Доминиканская Республика
|
до 90 дней (Tourist Card
продается на въезде, $10)
|
12. Казахстан
|
до 90 дней
|
13. Киргизия
|
до 90 дней
|
14. Коста-Рика
|
до 30 дней
|
15. Малайзия
|
до 1 месяца
|
16. Мальдивские о-ва
|
до 30 дней
|
17. Микронезия
|
до 30 дней
|
18. Молдавия
|
до 90 дней
|
19. Намибия
|
до 3 месяцев
|
Продолжение таблицы 1
20. Никарагуа
|
до 90 дней (туристическая
карточка продается на въезде, $7)
|
21. Ниуэ
|
до 30 дней
|
22. Острова Кука
|
до 31 дня (требуется
подтверждение бронирования гостиницы)
|
23. Перу
|
до 90 дней
|
24. Румыния
|
до 90 дней (требуются
медицинская страховка, ваучер)
|
25. Самоа
|
до 30 дней
|
26. Сейшельские о-ва
|
до 1 месяца (подтверждение
бронирования гостиницы; Visitor's Permit продается на въезде)
|
27. Сент-Винсент и Гренадины
|
до 14 дней
|
28. Сент-Люсия
|
до 28 дней
|
29. Сербия и Черногория
(Косово)
|
въезд только через аэропорт
Приштины
|
30. Сербия и Черногория
|
до 30 дней
|
31. Таджикистан
|
до 90 дней
|
32. Тимор-Лешти
|
до 30 дней (разрешение на въезд
продается на границе, $25)
|
33. Тувалу
|
до 30 дней
|
34. Узбекистан
|
до 90 дней
|
35. Украина
|
до 90 дней
|
36. Фиджи
|
до 30 дней
|
37. Хорватия
|
до 90 дней (ваучер)
|
38. Шри-Ланка
|
до 30 дней
|
39. Эквадор
|
до 90 дней, разрешение на въезд
$25
|
Виза выдается в аэропорту по прибытию
|
1. Бахрейн
|
на 14 дней (для женщин - только
в сопровождении мужа)
|
2. Буркина-Фасо
|
до 3 месяцев
|
3. Замбия
|
до 30/60 дней
|
4. Иордания
|
до 3 месяцев
|
5. Камбоджа
|
до 1 месяца
|
6. Кения
|
до 90 дней (требуется
подтверждение бронирования гостиницы или приглашение)
|
7. Коморские
о-ва
|
до 2 месяцев
|
8. Лаос
|
до 15 дней, в аэропортах
Вьентьяна, Паксе и Луангпрабанга
|
9. Ливан
|
до 3 месяцев. Въезд в страну
запрещен, если в вашем паспорте есть отметки о посещении Израиля
|
10. Маврикий
|
до 15 дней (требуется
подтверждение бронирования гостиницы или приглашение)
|
11. Мадагаскар
|
до 30 дней
|
12. Макао
|
до 30 дней
|
13. Маршалловы о-ва
|
до 30 дней. Въезд в страну
запрещен обладателям визы Макао
|
14. Мозамбик
|
до 30 дней
|
15. Нигер
|
до 1 месяца (требуется
подтверждение бронирования гостиницы)
|
16. Оман
|
до 1 месяца/года (женщинам -
только в сопровождении мужа)
|
17. Палау
|
до 30 дней
|
18. Сирия
|
Виза выдается мужчинам во всех
аэропортах; женщинам требуется приглашение. Въезд в страну запрещен, если в
паспорте есть израильская виза, отметки о пересечении израильско-иорданской
границы
|
Продолжение таблицы 1
19. Таиланд
|
до 15 дней
|
20. Тонга
|
до 30 дней, можно продлить
|
21. Турция
|
до 2 месяцев
|
22. Уганда
|
до 30 дней
|
23. Эфиопия
|
до 3 месяцев, только в
аэропорту Аддис-Абебы
|
24. Ямайка
|
до 30 дней
|
Упрощенный визовый режим
|
1. Албания
|
виза на въезде при предъявлении
подтверждения от Албанского МВД
|
2. Гвинея-Бисау
|
виза в аэропорту, если за 14
дней до отъезда паспортные данные и две фотографии пересланы почтой в
Государственный комиссариат национальной безопасности и общественного порядка
|
3. Кабо-Верде
|
виза (до 30 дней) в аэропорту
(за 2-3 дня надо послать ксерокопию паспорта в МВД Кабо-Верде)
|
4. Камерун
|
виза на въезде при предъявлении
разрешения от Генерального уполномоченного по делам иммиграции
|
5. Катар
|
виза в аэропорту (14 дней),
если аккредитованный отель подал заявку хотя бы за 24 часа, можно продлить
|
6. Китай
|
без визы до 6 дней при въезде
из Гонконга или Макао в некоторые города провинции Гуандун в группах,
организованных через китайское турагентство
|
7. Кувейт
|
виза в аэропорту (приглашающая
сторона должна заранее подать все документы)
|
8. Мальта
|
виза на въезде (30 дней;
аккредитованное турагентство должно заранее подать все документы)
|
9. Остров
Норфолк
|
без визы до 30 дней обладателям
австралийской визы, действительной в течение не менее 30 дней с момента
предполагаемого выезда с острова
|
10. Словения
|
без визы до 15 дней для
обладателей шенгенской визы типа C, действительной более 15 дней
|
11. Сьерра-Леоне
|
без визы для бизнес-партнеров
правительства Сьерра-Леоне (разрешение на въезд от МИД Сьерра-Леоне должно
быть получено заранее)
|
12. Суринам
|
(1-2 месяца; надо заранее
переслать паспортные данные в консульский департамент МИД Суринама или в
посольство Суринама в Нидерландах или Бельгии)
|
13. Тунис
|
без визы (до 30 дней;
турагентство должно заранее переслать паспортные данные в Специальную службу
национальной полиции)
|
14. Южная Корея
|
без визы: а) до 30
дней для обладателей виз Австралии, Канады, Новой Зеландии, США или Японии,
следующих в эти страны или из них; б) до 90 дней для бывших до этого
в Южной Корее не менее 10 раз или хотя бы 4 раза в последние два года; в)
до 30 дней только на острова Чечжудо
|
Как можно видеть из
таблицы 1, подавляющее большинство государств с безвизовым или упрощенным
визовым режимом трудно отнести к часто посещаемым и пользующимся популярностью
среди туристов. Безвизовый или упрощенный визовый режим как раз и призван
повысить популярность этих стран с туристической точки зрения.
2.2. Особенности
паспортно-визовых формальностей в системе национального права России и
некоторых других государств
В
соответствии с действующим законодательством для участия в зарубежной поездке
граждане Российской Федерации должны иметь заграничный паспорт. Заграничные
паспорта подразделяются на общегражданские, дипломатические, служебные, паспорт
моряка. Выдача заграничных паспортов регулируется Законом «О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», вступившим в силу в
августе 1996 года, а также Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря
1997 года № 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина
Российской Федерации за пределами Российской Федерации».
При
приобретении заграничного тура ответственность за наличие и соответствие
заграничного паспорта действующему законодательству возлагается на клиента, о
чем указывается в договоре на предоставление туристских услуг.
Заграничный
паспорт можно оформить также через большинство туристских фирм.
Срок действия
любого загранпаспорта установлен в 5 лет. Однако в ряде стран при выдаче
въездной визы имеются ограничения, если до срока окончания действия паспорта
осталось менее двух месяцев, а в некоторых странах - менее шести. Если российский
гражданин выезжает в такие страны за несколько дней до окончания срока действия
паспорта, следует помнить, что в ходе паспортного контроля проверяется дата
окончания срока действия паспорта и наличие обратного билета. В случае если
дата возвращения оказывается позже даты окончания действия паспорта, турист
снимается с рейса. Для предупреждения таких случаев нормативными актами
устанавливается двойной контроль: турфирма - при оформлении туристских документов и авиаперевозчик - при оформлении авиабилетов.
Ребенок,
следующий с родителями, должен быть вписан в один (или оба) из паспортов
родителей. Начиная с 6 лет в данный паспорт родителя должна быть вклеена
фотография ребенка. Туристы, следующие с ребенком, которому на момент
пересечения границы исполнилось шесть лет, также могут быть сняты с рейса при
отсутствии фотографии ребенка в том паспорте родителя, в который он вписан.
Ребенок может иметь собственный загранпаспорт с самого рождения, при этом до
исполнения шести лет он может оформляться как с фотографией ребенка, так и без
нее, а с шестилетнего возраста должна быть обязательно вклеена фотография.
При
совершении туристских поездок в страны СНГ, а также при следовании в
Калининградскую область России, российским гражданам нет необходимости иметь
при себе заграничный паспорт. В данном случае достаточно общегражданского
российского паспорта.
Возможность
выдачи визы в каждом конкретном случае рассматривается индивидуально. В каждом
посольстве - свои
требования. Например, если приглашающая сторона не указывает, что берет на себя
расходы по оплате страхования, инопредставительства всех стран, за исключением
США и Финляндии, требуют представления документа о медицинском страховании,
оформленного на территории России.
Некоторые
страны требуют, чтобы приглашение было не только заверено печатью приглашающей
фирмы, но и печатью нотариуса (Германия, Италия).
Бланки
визовых анкет страны могут отличаться друг от друга в зависимости от цели и
продолжительности пребывания в ней. Бланки анкет некоторых стран (Германия)
можно ксерокопировать.
Кроме
основных документов для визового запроса посольства и консульства ряда стран
могут затребовать дополнительные справки и документы. Например, для оформления
многократной визы в некоторые страны (Эстония) необходимо представить в
консульство копию контракта с фирмой страны, для въезда в которую оформляется
виза, а также гарантийное письмо юридического лица с российской стороны,
содержащее просьбу об оформлении визы и гарантию того, что в случае увольнения
лица, получившего визу, или ликвидации предприятия консульство будет
информировано об этом для аннулирования визы. Еще одним из наиболее часто
встречающихся дополнительных документов, необходимых для представления в иностранное
посольство при визовых запросах, является справка о доходах (официальный
документ с места работы о заработной плате), подтверждающая финансовую
состоятельность оплатить расходы по поездке.
Некоторые
иностранные представительства (Франция, Испания) требуют представить авиабилет
с датой обратного вылета, ксерокопию внутреннего паспорта.
Для
несовершеннолетних граждан Российской Федерации, выезжающих за границу с одним
из родителей, кроме официального приглашения, требуется нотариально заверенное
разрешение на их выезд второго родителя. Если ребенок выезжает один, ему
необходимо иметь свой заграничный паспорт, в который ему проставляется виза, на
него необходимо заполнить отдельную анкету. В этом случае на выезд ребенка
требуется заверенное нотариусом разрешение обоих родителей.
Следует иметь
в виду, что заграничный паспорт должен быть действительным еще не менее 6
месяцев после истечения запрашиваемой визы.
Срок, на
который выдается виза, зависит от приглашения. При заполнении бланка
приглашения принимающая сторона указывает цель посещения, предполагаемый срок
пребывания и количество (кратность) посещений страны.
В
соответствии с этими данными посольство принимает решение о сроке выдаваемой
визы. В ряде случаев на визе может указываться пункт пересечения границы.
Консульский сбор за оформление визы в разных государствах различный, и его
размер постоянно меняется.
Для
туристских групп и делегаций, как правило, оформляется групповая виза, которая
ставится на списке туристов или членов делегации.
Для Шенгенском
пространства разработана унифицированная анкета с единым перечнем вопросов на
трех языках. Форма приглашения — оригинал или факс. Дополнительные документы
могут быть затребованы в отдельных, специально оговоренных случаях, аналогично
практике выдачи национальных виз.
Туристы из
126 стран (включая Россию) могут воспользоваться такой визой. Льготный
безвизовый порядок въезда в страны Шенгенского соглашения предоставлен Венгрии,
Польше, Словакии, Чехии, Литве, Латвии, Эстонии. Их граждане могут въезжать в
Шенгенское пространство без визы, только со своим национальным паспортом.
Необходимо
отметить, что если в одной из стран Шенгенского пространства турист нарушил
закон и был выслан из страны пребывания, то ему закрыт путь во все страны
пространства. В Страсбурге находится компьютерный центр, куда стекается вся
информация. Если турист попал в «черный список», то ни одно посольство не
выдаст ему визы до тех пор, пока страна, включившая его в этот список, не
снимет запрета.
2.3.
Совершенствование паспортно-визовых отношений России со странами мира
Одним из
наиболее актуальных вопросов в разрезе регулирования паспортно-визовых
формальностей является вопрос их совершенствования. При этом государствам с
различными визовыми режимами необходимо выбирать между удобством и
бо́льшим комфортом для граждан, прибывающих в данные страны (а как
следствие этого, повышается туристская привлекательность данного региона) и
обеспечением собственной безопасности.
Довольно продолжительное
Россия ведет переговоры с европейскими странами, рассчитывая в ближайшее время
с целым рядом государств Евросоюза выйти на договоренности, которые позволят
облегчить визовый режим. Ожидается, что эти договоренности позволят облегчить
контакты между туристическими кругами, представителями бизнеса, деятелями
культуры, спортсменами, молодежью. На политическом уровне есть решение между
Россией и Евросоюзом о постепенном движении к установлению безвизового режима.
В настоящее
время пока только ведутся переговоры на двустороннем уровне с отдельными
государствами-членами ЕС в интересах упрощения визового режима в рамках
Шенгенских норм.
В то же время
для России наиболее важными и стратегически необходимыми являются
паспортно-визовые отношения со странами СНГ - как со своими ближайшими
соседями.
По мнению
глав департаментов консульских службы МИДов Содружества необходимо серьезно
сократить перечень документов, по которым можно пересекать границы СНГ. Однако
этим не исключается, что в перспективе для любого выезда за пределы России,
хоть в Киев, хоть в Душанбе, понадобится заграничный паспорт.
В настоящее
время с паспортно-визовыми отношениями в СНГ довольно непростая ситуация: для
части стран (Грузия и Туркмения) нужны визы, что автоматически подразумевает
наличие заграничного паспорта, с другими (как, например, с Украиной) -
формальных ограничений нет, но лучше все-таки сразу брать заграничный паспорт -
на практике так на границе спокойнее и проще.
По итогам
взаимных согласований глав департаментов консульских служб ими сформулировано
предложение, носящее рекомендательный характер: из перечня документов,
позволяющих въезд из одного государства СНГ в другое, необходимо исключить,
во-первых, свидетельство о рождении ребенка, а во-вторых, удостоверения
личности, не являющиеся паспортами (например, военный билет). То есть на
границе с СНГ должен быть обязательным как минимум внутренний паспорт.
Окончательный
перечень документов, по которым можно пересекать границы СНГ, требует
проведения дополнительного анализа и новых серий переговоров. В пока еще не сокращенный
перечень, помимо военного билета и свидетельства о рождении, входят, например,
вид на жительство, разрешение на временное проживание и паспорт моряка.
Идеи
изменения правил въезда и выезда в рамках СНГ обсуждаются не в первый раз. Для
упрощения процедур паспортно-визового контроля между странами СНГ предлагалось,
например, минимизировать перечень документов до нескольких разновидностей
загранпаспортов: «красного» - общегражданского, «синего» - служебного,
«зеленого» - дипломатического.
Однако существуют
некоторые недостатки решения об упрощении паспортно-визовых процедур. Первый
минус радикального сокращения перечня документов - политический. Переход на
загранпаспорта - это фактическое признание развала Содружества. Второй минус -
технический. В Таджикистане, например, не у всех есть новые внутренние
паспорта, не говоря уж о заграничных, кроме того, не все пункты пропуска, в том
числе и российские, имеют оборудование, позволяющее достаточно быстро
определить криминальное или поддельно происхождение документов.
Однако
существуют и положительные стороны возможного решения об упрощении
паспортно-визовых формальностей, среди них - общее для всех стран СНГ желание
противостоять незаконной миграции. Для России это еще и шаг в сторону
укрепления собственных границ, необходимого для нормальных отношений с ЕС и
каких-либо результатов переговоров о перспективах безвизового въезда в Европу.
В этом же заинтересована и Украина, которая, возможно, первой среди стран СНГ
изменит правила пересечения границ.
Между Россией
и Украиной действуют двухсторонние соглашения, регламентирующие перечень
документов для пересечения границы, а в настоящее время работает смешанная
российско-украинская комиссия, идут консультации, в результате которых,
возможно, будет принято решение об изменении этого перечня на двухстороннем
уровне.
Не исключено, что
на российско-украинской границе загранпаспорта станут необходимостью с начала
2006 года. Параллельно между Россией и Украиной идут переговоры по соглашению о
реадмиссии, то есть по обязательствам принимать обратно нелегальных мигрантов.
Таким образом, российско-украинская граница может стать хоть и безвизовой, но
достаточно жесткой.
Два самых сложных
для России района в области упрощения визовых формальностей - это государства
Центральной Азии и Закавказья. Сохранение безвизового режима с ними станет
возможным только в том случае, если руководство этих стран сможет убедить
российские власти в том, что будет делать все для препятствия экспорту
терроризма и наркотиков. Вообще же можно предполагать только то, что визы,
скорее всего, не введут с Белоруссией, учитывая близость отношений. Что
касается всех остальных государств СНГ - это вопрос переговоров.
По мнению
некоторых специалистов, введение Россией визового режима может коснуться прежде
всего Грузии и стран Центральной Азии. Решение России ввести визовый режим со
странами Содружества означает конец существования СНГ и всем предшествующим
усилиям России по интеграции постсоветского пространства. Преимущества, которые
рассчитывает получить Россия от введения виз, наверняка будут перекрыты
значительными политическими издержками. Специалисты также предполагают, что
отношения со странами СНГ будут строиться по схеме: безвизовый режим с тем, кто
готов тесно сотрудничать с Россией, и визовый - с теми, кто не готов. Однако в
этом вопросе будет очень сложно установить критерии, тем более что возникает
проблема неопределенности в отношениях с Белоруссией.
Таким
образом, в заключение вышесказанного можно сделать общий вывод о необходимости
в настоящее время регулирования отношений в аспекте паспортно-визовых отношений
как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья. Характер этого
регулирования с точки зрения туризма должен определяться с одной стороны
облегчением и упрощением паспортно-визовых процедур для стран ЕС (что особенно
актуально для делового туризма) и введением визового режима для стран Азии и
Закавказья, что диктуется соображениями как внутренней безопасности России, так
и безопасности самих туристов.
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТУРИСТИЧЕСКОГО
АГЕНТСТВА
«МАЙ-ТУР»
Предприятие, которое будет рассматриваться в данной работе и на основании
деятельности которой будет проводиться дальнейший анализ, является
туристическая фирма «Май-Тур».
Туристическая фирма «Май-Тур» была основана 29 февраля 1999 года. В
настоящий момент является членом Российской Ассоциации туристических агентств
(РАТА).
Туристическое агентство «Май - Тур» находится по адресу: г. Краснодар,
Привокзальная площадь (Дом Культуры Железнодорожников)
Тел. / факс фирмы: (861) 264-73-04, 272-46-53
Фирма сотрудничает с ведущими российскими туристическими организациями в
различных регионах России и ближнего зарубежья. В 1998 году фирма впервые
выступила в качестве туроператора в летней программе «От Черного моря к Красному».
В этом же году фирма награждена дипломом за профессиональную работу. В 2000
году впервые были предложены собственные туристические программы по
Краснодарскому краю и Адыгее, получившие признание кубанских, иногородних и
иностранных туристов - приключенческий конный тур по высокогорью Адыгеи «Верхом
по горам» и сплав на байдарках под названием «Тайны горной реки». Помимо
организации внутренних туров, «Май-Тур» активно работает в сфере приема в
Краснодаре иностранных граждан, предоставляя полный комплекс туристических
услуг. Фирма осуществляет обслуживание как туристических групп, так и индивидуальных
туристов, иностранных граждан, прибывающих в Краснодар, как с деловыми, так и с
частными целями.
У фирмы налажены контакты со всеми ведущими гостиницами города, а также
крупнейшими санаториями Краснодарского края. В офисе фирмы организована продажа
авиабилетов во все направления на рейсы российских и иностранных авиакомпаний.
Кроме
этого, »Май тур» предлагает все виды отдыха: семейный, корпоративный, групповой и
индивидуальный. В зависимости от предпочтений клиента фирма в состоянии
подобрать отель в России или за рубежом для семейного или активного отдыха,
соответствующий его финансовым возможностям.
Также
туристическое агентство предлагает своим клиентам наиболее популярные курорты
Средиземноморья, Эгейского и Адриатического морей, отдых на берегу
Атлантического океана.
Фирма
«Май-Тур» также предлагает ряд экскурсионных программ по России: туры в
Санкт-Петербург, туры по Золотому Кольцу, круизы по рекам на теплоходах и
специальные предложения - предложения по индивидуальному обслуживанию с охотой,
дайвингом, ВИП туры, детский отдых в молодежных центрах всего мира, специальные
праздничные программы.
Сотрудники фирмы могут помочь оформить загранпаспорт и визу, приобрести билеты,
посоветовать, как выгоднее обменять деньги, подсказать, какой сезон подходит
для поездки на какой-либо курорт и оказать прочие услуги.
По итогам сезона 2004 года туристическая фирма «Май-Тур» входит в десятку
лидирующих туристических фирм города Краснодара.
На
сегодняшний день штат сотрудников фирмы составляет 10 человек.
Штатное
расписание и описание обязанностей работников приведены в таблице 2 и ниже.
Как можно видеть из
таблицы 2, штатное расписание фирмы предусматривает 5 должностей. Ниже все они
будут рассмотрены более подробно.
Директор. В обязанности
директора туристического агентства «Май-Тур» входит оперативное и
стратегическое руководство фирмой.
Таблица 2
Штатное
расписание туристического агентства «Май-Тур»
№ п/п
|
Должность
|
Количество
человек
|
Заработная
плата
|
Дополнительные
выплаты
|
Итого
|
1
|
Директор
|
19000
|
-
|
19000
|
2
|
Бухгалтер
|
1
|
9000
|
-
|
9000
|
3
|
Агенты
|
4
|
7500
|
1670*
|
9170
|
4
|
Водители
|
3
|
8000
|
2000
|
10000
|
5
|
Уборщица
|
1
|
2200
|
450
|
2650
|
6
|
Итого
|
10
|
45700
|
4120
|
49820
|
* - среднемесячный размер процентных выплат за совершение
сделки
Ответственность за
принятие управленческих решений относительно финансовых, кадровых и прочих
вопросов, связанных с текущей деятельностью фирмы также лежит на директоре.
Бухгалтер. Бухгалтер
фирмы осуществляет бухгалтерский учет хозяйственных операций туристического
агентства «Май-Тур», принимает участие в организации управления движением
финансовых ресурсов предприятия. Помимо этого в прямые обязанности бухгалтера
входит:
1) обеспечение своевременного перечисления
налогов и сборов в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды, выплаты
заработной платы рабочим и служащим;
2) учет движения финансовых средств и
предоставление отчетности;
3) ведение документации.
Туристические агенты (менеджеры). Эта штатная единица
выполняет основной массив работы, входящей в сферу профессиональной
деятельности туристического агентства «Май-Тур». Данные сотрудники
задействованы в следующих операциях фирмы:
1) поиск новых и обслуживание
существующих клиентов фирмы;
2) сбор и обновление информации и
составление информационной базы туристических объектов Краснодарского края для
предоставления клиентам;
3) заключение договоров с гостиницами и
санаториями;
4) организация сотрудничества с
иногородними и иностранными туристическими фирмами по приему и размещению
туристов;
5) сопровождение туристических групп.
Водители. Основная
обязанность водителей - перевозка туристических групп Краснодарского края и
других регионов в основном по направлению к Черноморскому побережью. Также
водители туристического агентства «Май-Тур» перевозят экскурсантов в рамках
экскурсионной программы «Мой Краснодар» и организуют заброску туристических
групп в туристические районы края и Адыгеи.
Уборщица. В обязанности
уборщицы входит санитарная обработка офисного помещения фирмы, поддержание
чистоты автобусов фирмы.
Для дальнейшего анализа
деятельности туристического агентства «Май-Тур» необходимо провести SWOT – анализ.
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых
сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего
окружения (внешней среды).
SWOT-анализ
позволит вам выбрать оптимальный путь развития вашего бизнеса, избежать
опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в вашем распоряжении
ресурсы.
Процедура
проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой
отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны вашего предприятия и
возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет вам определить, какие
шаги могут быть предприняты для развития вашего предприятия, а также какие
проблемы вам необходимо срочно решить.
Данная матрица
представлена ниже в таблице 3.
Таблица 3
SWOT – анализ туристического агентства «Май-Тур»
|
Opportunities
(возможности)
1. Расширение
направлений организации туров
2. Открытие филиала
в другом регионе России
3. Охват новых
сегментов рынка - туры для молодежи и шоп-туры.
|
Threat ( угрозы)
1. Снижение
интереса туристов к турам массового спроса
2. Обострение
конкуренции
3. Снижение
реальных доходов населения
|
Strong (преимущества фирмы)
1.
Устоявшийся, постоянный круг клиентов
2. Прочный
авторитет
3. Налаженные
связи с большим количеством гостиниц и отелей
|
1. Попытаться
охватить новые сегменты местного рынка, используя сложившуюся репутацию
надежного поставщика туруслуг
2. Попытаться
закрепиться на новых потенциальных рынках Центральной России, используя связи
с санаториями и гостиницами Черноморского побережья
|
1.
Стимулировать спроса на массовые туристические направления, предоставляя новые
туристические маршруты и туристические объекты в этих направлениях
2.
Адаптировать некоторые туры для низкодоходных групп населения путем упрощения
туристической программы
|
Weak (недостатки фирмы)
1. Недостаточный
опыт работы по сравнению с основными конкурентами
2.
Недостаточная материально-техническая база
3. Большая текучесть
кадров
|
1.
Недостаточный опыт фирмы повышает риск неудачи в реализации новых возможностей
2. Открытие
нового филиала и одновременное освоение новых рынков может потребовать
большего количества ресурсов, чем оценивается руководством
|
1. У фирмы
может не хватить квалифицированного персонала для освоения новых рынков и
рыночных сегментов
2. Отсутствие
опыта выхода на внешние рынки и продолжение снижения спроса на популярные
зарубежные курорты может привести к большим финансовым потерям и банкротству
фирмы
|
Итак, после
предварительного анализа деятельности туристического агентства «Май-Тур», можно
сделать вывод о том, что фирма является достаточно преуспевающим предприятием
на рынке туруслуг. Фирма входит в десятку лидирующих туристических фирм города
Краснодара и пользуется достаточно стабильным спросом среди клиентов.
После
проведения SWOT-анализа можно более четко представить преимущества и недостатки
фирмы «Май-Тур», а также ситуацию на рынке. Это позволит фирме выбрать оптимальный
путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать
имеющиеся ресурсы, пользуясь предоставленными рынком возможностями.
4. Разработка международного тура в Италию
В Италии сосредоточено около 60% культурных ценностей Европы; практически
каждый итальянский город представляет собой настоящий музей под открытым небом.
Кроме бесчисленных памятников культуры и древнеримской цивилизации, страна
обладает прекрасными природными условиями - белоснежными склонами альпийских
гор, прекрасными пляжами Адриатического и Средиземного морей побережий и
очаровательными озерами севера.
1.
Романтическая
Италия. 6 дней/5 ночей
2.
Москва - Венеция
- Флоренция - Милан - Кьянти - Москва
3.
Цель 1:
Познакомиться с историей городов
Цель 2:
Оценить конкурентоспособность тура в реальных условиях
4.
Задача 1: Изучить
спрос на предлагаемый тур
Задача 2:
Изучить ценовую политику тура
5.
Классификация
тура:
По типу -
международный
По категории -
выездной
По содержанию -
тематический
по построению
трассы - кольцевой
По формированию -
инклюзив
По организации -
плановый
Транспорт -
арендованный
Вид транспорта -
авиатранспорт
Размещение -
гостиница «Регина Хотель Багмоне» *****
Питание -
полупансион «а’ля карт»
По сезонности -
межсезонье
По
продолжительности - недельный
6.
Основные услуги
Вылет из Москвы в 7:00.
Размещение в гостинице
«Регина Хотель Багмоне», пять звезд. Это один из самых элегантных отелей
«вечного» города, расположен на знаменитой улице Венето, которая известна как
центр «сладкой» жизни. Отель принадлежит гостиничной сети Багмоне.
В отеле 150 номеров,
ресторан «Леокрайзия», бутик, залы для конференций, встреч и банкетов, гараж.
По заказу - обслуживание в номере, химчистка и услуги по уходу за детьми.
В номерах кондиционер,
ванная комната, фен, телефон, радио, спутниковое ТВ, минибар.
7.
Экскурсионная программа
Входит в стоимость
|
За дополнительную плату
|
1.
Экскурсия в
Венецию: посещение Дворца дожей, посещение дворца Сан-Марко, прогулка на
катере
2.
Экскурсия в
Ватикан: посещение собора святого Петра
3.
Экскурсия во
Флоренцию: посещение площади Синьории, прогулка по соборной площади с
посещением собора Санта-Мария
4.
Поездка в
Милан: экскурсиии в готический собор Санта-Мария Каменте, посещение
Пинакотеки Амбразиана
5.
Дегустация
тосканских вин в области Кьянти
|
1.
Посещение
Сикстинской Капеллы
2.
Национальный
парк Гранд Парадицио
3.
Парк Стельвио
4.
Региональный
парк Оробне-Вальтеллинези
|
Развлекательная программа
Входит в стоимость
|
За дополнительную плату
|
1.
Национальная
галерея современного искусства
2.
Экскурсия
галерею Уффици
3.
Оперный театр
«Ла Скала»
4.
Музей Польди
Пеццони
|
5.
Национальная
галерея античного искусства
6.
Посещение
«машины времени» - виртуальное путешествие в прошлое Ватикана
|
8.
Описание
программы тура
1-ый день
7:00 - вылет из Москвы
11:00 - прибытие в Италию
12:00 - размещение в
гостинице «Регина Хотель Багмоне» *****
12:30-13:00 - обед
13:00-15:00 - знакомство
с городом
15:00-18:00 - поездка в
Кьянти (с дегустацией вин, ужин на маршруте)
22:00 - возвращение в
гостиницу
2-ой день
9:00-9:30 - завтрак
10:00-14:00 - экскурсия в
Венецию
15:00-16:00 - посещение
Дворца дожей
17:00-18:00 - посещение
площади Сан-Марко
18:30-19:00 - ужин на
маршруте
20:00-21:00 - прогулка на
катере в Венеции
00:00 - прибытие в
гостиницу
3-ий день
9:00-10:00 - завтрак
10:30-13:00 - поездка во
Флоренцию
13:30-15:00 - посещение
площади Синьории
16:00-18:00 - прогулка по
соборной площади с посещением собора Санта-Мария
19:00-20:00 - ужин (на
маршруте)
22:00 - возвращение в
гостиницу
4-ый день
9:00-10:00 - завтрак
10:30-14:00 - поездка в
Ватикан
14:30-16:00 - посещение
собора святого Петра
16:30-18:30 - посещение
Сикстинской Капеллы (по желанию)
19:00-20:00 - ужин (на
маршруте)
23:00 - возвращение в
гостиницу
5-ый день
9:00-10:00 - завтрак
10:30-13:30 - поездка в
Милан
14:00-15:00 - шопинг
15:30-17:00 - экскурсия в
готический собор Санта-Мария Каменте
17:30-19:30 - посещение
Пинакотеки Амброзиана (ужин на маршруте)
21:30 - возвращение в
гостиницу
22:00-23:00 - прогулка по
парку Стельвио (по желанию)
6-ой день
9:00-10:00 - завтрак
10:30-15:00 - прогулка по
парку Гранд Парадицио
17:00 - выезд из Италии
20:00 - прибытие в Москву
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной
работы можно сделать несколько общих выводов.
Паспортно-визовые
формальности – это формальности, связанные с соблюдением правил пересечения
границ государств и пребывания на их территории.
Для въезда в другое
государство при наличии действительного заграничного паспорта, если с этим
государством нет соглашения о безвизовых поездках, требуется соответствующее
разрешение страны въезда -
виза. Для получения визы российские граждане обращаются в посольства
соответствующих государств в Москве или в консульское учреждение страны въезда
при условии, что место жительства выезжающего входит в консульский округ этого
консульства.
Туристская
виза - это отметка в паспорте
дипломатическими представительствами иностранных государств, дающая право его
владельцу на временный въезд на территорию государства, выдавшего ему визу, с
целью туризма и отдыха.
В зависимости от
приглашения различаются также следующие виды виз: деловая, частная, туристская,
рабочая.
Туристская
виза выдается на время, указанное в турпутевке, ваучере, приглашении на участие
в семинаре, спортивном мероприятии и т.д.
Для получения визы, как
правило, заполняются визовые анкеты (с фотографией) и платятся консульские
сборы. В некоторых случаях (например, при поездке в Англию, США) заявитель
может быть приглашен в консульство на собеседование.
Существуют
межгосударственные соглашения, касающиеся визовых режимов пребывания туристов в
какой-либо стране. Наиболее известным и широко распространенным из них является
Шенгенское соглашение, подписанное большинством европейских стран.
Соглашение
предусматривает беспрепятственное перемещение туриста по всей территории
шенгенского пространства при условии правильно и своевременно оформленной
шенгенской визы и отсутствия ранее нарушаемых паспортно-визовых режимов стран,
входящих в шенгенское пространство.
Помимо жестких визовых
режимов некоторых стран, существуют также и государства с безвизовым режимом
въезда и пребывания туристов, а также страны с упрощенной паспортно-визовой
системой.
Обычно страны, не
требующие виз или выдающие их на границе, требуют наличия у туриста достаточных
средств и билета обратно или в третью страну (если эта третья страна требует от
граждан визы, должна быть и виза). Кроме того, паспорт туриста должен быть
действителен еще некоторое время после предполагаемого выезда из страны.
В
практической части данной работы произведен анализ деятельности туристического
агентства «Май-Тур», произведен SWOT-анализ,
сделаны выводы о некоторых особенностях деятельности фирмы.
В
заключительной части работы разработан тур по одной из европейских стран -
Италии, рассчитанный на массовое обслуживание туристов и занимающий 6 дней.
Отличительной особенностью тура является то, что он проводится в межсезонье,
что с одной стороны, позволяет туристическому агентству получать некоторую
выгоду в период наименьшего спроса на туруслуги, а с другой стороны -
обслуживать категорию туристов с более низким доходом, так как в межсезонье
стоимость всех услуг в туристической сфере снижается. Программа тура достаточно
насыщена и позволяет довольно полно познакомиться с культурой и искусством
посещаемой страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08 1996. № 114-ФЗ.
2. Закон РФ «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» от 14.11 1996. № 132-ФЗ.
3. Бгатов А. П., Бойко Т. В., Зубрева М.
В. Туристские
формальности. Учебное пособие. - М.: Издательство
«Академия», 2004 г.
4. Глобалистика: Энциклопедия. – М.:
Наука, 2003.
5. Гуляев В. Г. Организация туристской
деятельности: Учебное пособие. - М.: Новый мир, 1996.
6. Зорин И.В, Ирисова Т.А., Нелюбин В.В.
и др. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. - М.: Финансы и
статистика, 2001.
7. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О.
Шенгенские соглашения. М.: Профобразование, 2000.
8. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. -
М.: Финансы и статистика, 2000.
9.
Маринин М.М. Туристские
формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и
статистика, 2002
10. Организационно-правовые основы туристского и
гостиничного бизнеса: Нормативно-правовые документы/Под ред. В.Н. Акишина, И.В.
Гончаровой, А.И. Клебанова, Н.Д. Малахаткиной. - М.: Финстатинформ, 1998.
11. Сенин В.С. Организация международного туризма.– М.:
Финансы и Статистика, 1999.
12. Сергеев Т.А. Организация туризма. - М.: Издательство «Новое знание», 2003
13. Туристские фирмы и гостиницы: нормативное
регулирование деятельности. - М.: Современная экономика и право, 2001
14. Чеботарь
Ю. М. Туристический бизнес. - М.: Мир деловой книги, 1997.
15. Алексеева
Н.Г. Паспортно-безвизовый
контроль//Ведомости. - 2000. - №33