Контроль качества продукции
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.................................................................................................... 2
1.
Структурно-функциональная модель системы контроля качества продукции.................................................................................................................... 3
2.
Сущность и основные виды технического контроля.................. 4
3.
Основные элементы системы контроля качества продукции.. 7
4.
Дополнительные элементы системы контроля качества продукции. 9
5.
Роль и задачи служб контроля качества продукции на предприятиях. 10
Заключение............................................................................................. 13
Список
литературы:............................................................................... 14
Тема
представленной работы – «Контроль качества продукции».
Эффективно
управлять качеством продукции — значит активно использовать экономические и
организационные рычаги воздействия на разработку, производство и эксплуатацию
изделий. Для того чтобы выпускать продукцию высокого технического уровня и качества,
необходимо эффективно управлять процессами формирования этих комплексных и
обобщающих характеристик изделий.
Особое
место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно
контроль, как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и
важнейшая функция управления, способствует правильному использованию объективно
существующих, а также созданных человеком предпосылок условий выпуска
продукции высокого качества.
Многие
специалисты отводят техническому контролю заслуженно большую роль в современном
производстве и управлении качеством продукции. От степени совершенства
контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит
эффективность производства в целом.
Контроль является одной из важнейших функций
действующей на предприятии системы управления качеством. Именно в процессе
контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов
функционирования системы с запланированными. Современные методы контроля
качества продукции, позволяющие при минимальных затратах достичь высокой
стабильности показателей качества, приобретают все большее значение.
Система
контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных
объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки
качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла
продукции и уровнях управления качеством.
Эффективная
система контроля позволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и
целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции,
предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их
оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов.
Положительные
результаты действенного контроля качества можно выделить (и в большинстве
случаев определить количественно) на стадиях разработки, производства,
обращения, эксплуатации (потребления) и восстановления (ремонта) продукции.
Техническим контролем
называется проверка соблюдения технических требований, предъявляемых к
качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, а также производственных
условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество. Объектами технического
контроля являются материалы и полуфабрикаты, поступающие на предприятие со
стороны, продукция предприятия как в готовом виде, так и на всех стадиях ее
производства, технологические процессы, орудия труда, технологическая
дисциплина и общая культура производства. Технический контроль призван обеспечивать
выпуск продукции, соответствующей требованиям конструкторско-технологической
документации, способствовать изготовлению продукции с наименьшими затратами
времени и средств, предоставлять исходные данные и материалы, которые могут
быть использованы в целях разработки мероприятий по повышению качества
продукции и сокращению издержек.
Технический контроль представляет собой
комплекс взаимосвязанных и проводимых в соответствии с установленным порядком
контрольных операций. Подавляющее большинство контрольных операций является
неотъемлемой и обязательной частью производственного процесса и поэтому
возлагается на рабочих, выполняющих соответствующую производственную операцию.
Вместе с тем в целях обеспечения выпуска продукции надлежащего качества и
предупреждения потерь в производстве ряд контрольных операций выполняется
бригадирами, мастерами и специальным персоналом — работниками заводского отдела
технического контроля (ОТК).
Общие принципы рациональной организации
технического контроля сводятся к следующим:
• технический контроль должен охватывать все
элементы и стадии производственного процесса;
• техника, методы и организационные формы
контроля должны полностью соответствовать особенностям техники, технологии и
организации производства;
• эффективность рациональной организации
технического контроля в целом и отдельных ее элементов должна быть обоснована
надлежащими экономическими расчетами;
• система контроля должна обеспечивать четкое
и обоснованное распределение обязанностей и ответственности между отдельными
исполнителями и различными подразделениями предприятия;
• система контроля должна использовать
эффективные методы статистического контроля мотивации.
Укрупненная
классификация основных видов технического контроля может быть проведена по
следующим признакам:
•
объекты контроля;
•
субъекты контроля;
•
контролируемые этапы жизненного цикла продукции;
•
иерархические уровни контроля;
•
место контроля качества в процессе производства;
•
характер контролируемых свойств и параметров продукции;
•
способ определения контролируемых свойств и параметров продукции;
•
степень охвата контролируемой продукции;
•
уровень использования технических средств контроля;
•
техническая оснащенность процессов контроля;
•
характер воздействия на контролируемую продукцию;
•
характер воздействия на процесс формирования качества продукции и возникновение
дефектов.
В
зависимости от объектов контроля различают контроль качества: предметов
труда, средств труда, условий труда, труда и результатов труда.
В
зависимости от субъектов контроля качества выделяют контроль:
общегосударственный, ведомственный, межведомственный, общественный.
Признак
контролируемых этапов жизненного цикла продукции позволяет выделить контроль
качества: разработки новой продукции, в процессе производства продукции, в
сфере обращения продукции, в процессе эксплуатации (потребления) продукции,
ремонта (восстановления) продукции.
В
зависимости от иерархических уровней контроля различают контроль
качества: федеральными органами исполнительной власти, отраслевой, на
предприятиях и в организациях, в производственных единицах, цеховой, на
производственных участках, бригадный, индивидуальный.
По
занимаемому месту в процессе производства выделяют входной контроль
качества продукции, получаемой по кооперации, межоперационный контроль
деталей, узлов, заготовок и т. п., приемочный контроль готовой продукции,
инспекционный контроль.
В
зависимости от характера контролируемых свойств и параметров продукции
различают контроль физических свойств продукции, химических и механических
свойств, а также контроль геометрических и функциональных параметров.
Способ
определения контролируемых свойств и параметров продукции
позволяет выделить из общей совокупности различных видов технического контроля
такие его виды, как контактный, бесконтактный, непрерывный, периодический,
летучий, контроль качества при непосредственной оценке, контроль качества
методом сравнения.
По
такому признаку классификации, как степень охвата контролируемой продукции,
выделяют, как правило, контроль: сплошной, простой выборочный и статистический
выборочный.
По
уровню использования технических средств контроля различают контроль:
органолептический, регистрационный, измерительный, а также контроль качества по
образцу (эталону).
По
степени технической оснащенности процессов контроля различают контроль
качества продукции: немеханизированный, механизированный, автоматизированный,
активный.
По
характеру воздействия на контролируемую продукцию выделяют
неразрушающий и разрушающий контроль.
В
зависимости от характера воздействия контроля на процесс формирования
качества продукции и возникновение дефектов различают профилактический и
последующий (фиксирующий) контроль. Профилактический контроль имеет целью
предупреждение появления брака в процессе производства продукции. Фиксирующий
контроль осуществляется с целью выявления и изоляции брака.
Основные
элементы системы контроля качества продукции представлены рядом общих
подсистем, в число которых входят, прежде всего, подсистемы:
•
планирования;
•
инспекционного контроля;
•
стимулирования и ответственности.
Главная
цель подсистемы планирования — составление взаимоувязанных текущих и
перспективных планов работ по контролю качества продукции на разных уровнях
управления и стадиях жизненного цикла изделий, а также разработка основных
направлений и планов развития и совершенствования различных аспектов
деятельности функционирующих субъектов контроля. При этом необходимо
рационально распределить обязанности между контролирующими органами и
должностными лицами в соответствии с их фактическими возможностями,
компетенцией и полномочиями.
Главная
цель подсистемы инспекционного контроля — постоянные и целенаправленные
проверки состояния работ по оценке технического уровня и качества выпускаемой
продукции, совершенствованию организационных форм, методов и средств контроля
и испытаний изделий, а также определение истинной достоверности результатов
технического контроля и обнаружение в общей совокупности контролирующих
органов, подразделений и лиц конкретных виновников пропуска недоброкачественной
продукции.
В
настоящее время инспекционный контроль осуществляется:
•
контрольными мастерами отделов и управлений технического контроля предприятий —
за деятельностью основных производственных рабочих, переведенных на
самоконтроль качества;
•
представителями отделов и управлений технического контроля предприятий — за
работой бюро технического контроля цехов и участков;
•
представителями заказчика — за работой отделов и управлений технического
контроля предприятий-изготовителей;
•
органами государственного надзора — за деятельностью отделов и управлений
технического контроля предприятий, главных инспекций по качеству продукции
министерств и др.
Главная
цель подсистемы стимулирования и ответственности — обеспечение
необходимой материальной и моральной заинтересованности работников в
достижении высоких стабильных положительных результатов при контроле качества
продукции и осуществлении работ по комплексному совершенствованию различных
элементов системы контроля качества.
В
рамках данной подсистемы должна быть установлена жесткая прямая зависимость
форм и размеров материального и морального стимулирования:
•
контролируемых лиц от достижения и превышения установленного уровня параметров
контроля;
•
контролирующего персонала от изменения достоверности и эффективности проводимых
проверок, степени выполнения планов контроля, наличия ошибок в работе и
некоторых других критериев.
Кроме
того, формы и размеры материальной и моральной ответственности исполнителей и
контролеров должны зависеть от характера и последствий тех или иных нарушений в
работе, обусловленных ненадлежащим выполнением возложенных на них
обязанностей.
Соответствующие
субъекты контроля выполняют функции, предусмотренные общими подсистемами, на
различных этапах разработки, производства и эксплуатации изделий, на всех
существующих уровнях управления качеством продукции.
Планирование деятельности, контроль и
стимулирование персонала являются общей, наиболее важной и неотъемлемой частью
работы по реализации целей и задач всей системы контроля качества продукции.
Выделение общих подсистем в
структурно-функциональной модели системы контроля качества продукции позволяет
осуществить квалифицированный отбор проблем технического контроля, подлежащих
первоочередному решению, провести необходимую специализацию деятельности,
субъектов управления по совершенствованию различных аспектов контроля качества.
Состав специальных подсистем, выделяемых в
структурно-функциональной модели системы контроля качества продукции,
обусловлен следующими факторами:
•
особой важностью работ, составляющих сущность каждой подсистемы и определяющих
практическую направленность проводимых в ней мероприятий;
•
необходимостью улучшения методов, форм и результатов выполнения различных
функций, определяемых целевым назначением каждой подсистемы;
•
особенностями целей и задач отдельных подсистем, требующих для своей
реализации специальных методов планирования, организации, контроля, стимулирования
и т. п.;
•
относительной законченностью комплексов работ, выполняемых в рамках каждой из
подсистем.
В
соответствии с названными предпосылками в структурно-функциональной модели
системы контроля качества продукции необходимо выделять следующие специальные
подсистемы:
•
профилактики брака и низкого качества в процессе разработки и производства
продукции (включает виды и методы контроля качества на этапе разработки
изделий; входной контроль качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих
изделий, инструмента и другой продукции, получаемой по кооперации; контроль
соблюдения технологической дисциплины в цехах и на участках; активный контроль
качества в процессе обработки деталей и изделий и др.);
•
испытаний продукции;
•
сертификации продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
•
аттестации технологических процессов, рабочих мест и исполнителей
производственных операций;
•
государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов,
метрологическим обеспечением производства и другими условиями и факторами
выпуска продукции требуемого качества;
•
самоконтроля качества в производстве (основных и вспомогательных рабочих,
бригад, участков, цехов);
•
стандартизации методов и средств контроля качества продукции;
•
использования вневедомственных форм контроля качества (заказчиком, продавцами,
потребителями и др.).
Эффективность
системы контроля качества продукции во многом определяется эффективностью
функционирования подсистем, обеспечивающих правильное и своевременное решение
задач контроля качества на различных уровнях управления и стадиях жизненного
цикла изделий.
В
структурно-функциональной модели системы контроля качества продукции
необходимо выделять следующие обеспечивающие подсистемы.
•
методологического обеспечения;
•
материально-технического обеспечения;
•
технологического обеспечения;
•
кадрового обеспечения;
•
информационного обеспечения;
•
метрологического обеспечения;
•
математического обеспечения;
•
правового обеспечения;
•
финансового обеспечения;
•
организационного обеспечения.
Деятельность
различных субъектов контроля в рамках специальных и обеспечивающих подсистем
предусматривает не только осуществление ими некоторых общих функций управления
подсистемой (планирование, организация, стимулирование и др.), но и выполнение
работ, обусловленных спецификой решаемых в ней задач, а также местом данной
подсистемы в структурно-функциональной модели системы контроля качества
продукции.
В
рыночных условиях хозяйствования существенно возрастает роль служб контроля
качества продукции предприятий в обеспечении профилактики брака в
производстве, усиливается их ответственность за достоверность и объективность
результатов осуществляемых проверок, недопущение поставки потребителям
продукции низкого качества.
Необходимость
первоочередного совершенствования деятельности служб технического контроля
предприятий объясняется их особым местом в производственном процессе. Так,
непосредственная близость к контролируемым объектам, процессам и явлениям (во
времени и пространстве) создает работникам контрольных служб наиболее
благоприятные условия для:
•
разработки оптимальных планов контроля, основанных на результатах длительного
наблюдения, анализа и обобщения информации о качестве исходных компонентов
готовой продукции, точное ш оборудования, качестве инструмента и оснастки,
стабильности технологических процессов, качестве труда исполнителей и других
факторах, непосредственно влияющих на качество продукции;
•
предупреждения брака и обеспечения активного профилактического воздействия
контроля на процессы возникновения отклонений от требований утвержденных
стандартов, технических условий, параметров действующих технологических
процессов и т. п.;
•
своевременного проведения в необходимом объеме всех предусмотренных
контрольных операций;
•
целенаправленного оперативного изменения условий функционирования объекта
контроля для устранения возникающих сбоев в работе и предотвращения
производства и поставки потребителям изделий ненадлежащего качества.
Необходимо
подчеркнуть, что контроль качества, осуществляемый соответствующими
подразделениями предприятий, является первичным (предшествующим во времени) по
отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством. Это
обстоятельство также свидетельствует о необходимости первоочередного
совершенствования деятельности отделов (управлений) технического контроля на
предприятиях.
Операции
контроля качества, осуществляемые персоналом ОТК предприятий, являются
неотъемлемой составной частью технологического процесса производства изделий, а
также их последующей упаковки, транспортировки, хранения и отгрузки
потребителям. Без проведения работниками контрольной службы предприятия (цеха,
участка) необходимых проверочных операций в процессе производства или по
завершении отдельных этапов обработки изделий последние не могут считаться
полностью изготовленными и поэтому не подлежат отгрузке покупателям. Именно
это обстоятельство определяет особую роль отделов технического контроля в
процессах реализации изготовленной продукции и формировании прибыли
предприятий.
Службы
технического контроля функционируют в настоящее время практически на всех
промышленных предприятиях. Именно отделы и управления контроля качества
обладают наиболее существенной материально-технической базой (испытательным
оборудованием, контрольно-измерительными приборами, оснасткой, помещениями и
т. п.) для проведения квалифицированной и всесторонней оценки качества
изделий. Тем не менее достоверность результатов контроля качества,
осуществляемого персоналом ОТК предприятий, нередко вызывает обоснованные
сомнения.
На
некоторых предприятиях требовательность и объективность работников технического
контроля при приемке изготовленной продукции остаются на низком уровне.
Ослабление работы по выявлению внутреннего брака практически повсеместно
сопровождается увеличением количества рекламаций на выпускаемую продукцию. На
многих предприятиях наблюдается превышение суммы убытков от претензий и
рекламаций на продукцию низкого качества над величиной потерь от брака в
производстве.
Обнаружение
многих дефектов изделий лишь потребителями продукции свидетельствует о
неудовлетворительной работе служб технического контроля предприятий и, в
частности, об отсутствии необходимой заинтересованности и ответственности
персонала контролирующих подразделений в полном выявлении брака на
обслуживаемых участках производства.
Итак, система контроля качества продукции
представляет собой совокупность методов и средств контроля и регулирования
внешней среды, определяющих уровень качества продукции на стадиях
стратегического маркетинга, научно-технической разработки и производства, а
также технического контроля на всех стадиях производственного процесса.
Службы технического контроля функционируют в
настоящее время практически на всех промышленных предприятиях. Отделы
управления контроля качества обладают наиболее существенной
материально-технической базой (испытательным оборудованием,
контрольно-измерительными приборами, оснасткой, помещениями и пр.) для
проведения квалифицированной и всесторонней оценки качества изделий. Тем не
менее достоверность результатов контроля качества, осуществляемого персоналом
ОТК предприятий, нередко вызывает обоснованные сомнения.
Одним из условий повышения эффективности
контроля промышленной продукции является ведение регулярного функционирования
системы менеджмента. Учет должен быть организован по выполнению всех планов и
программ, заданий по таким параметрам, как количество, качество, затраты,
исполнители и сроки.
1. Басовский
Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Варакута
С.А. Управление качеством продукции. – М.: ИНФРА-М, 2001.
3. Гличев
А.В. Качество продукции. Система управления. – М.: Прогресс,2002.
4. Ильенкова
С.Д. и др. Управление качеством. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2004.
5. Менеджмент
систем качества. /под ред. М.Г. Круглова, С.К. Серегеева, В.А. Таткашова. – М.:
Из-во стандартов,2003.