Качество продукции и ее роль

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,82 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Качество продукции и ее роль

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра экономики и организации производства








Курсовая работа

По дисциплине «экономика организации»

На тему: Качество продукции и его роль в повышении конкурентоспособности предприятия.

Выполнила:

Студентка _2_ курса

 2у-48 группы

                 заочного отделения

               Пономарева А.М.

 







г. Гатчина

2005

Содержание:

Введение                                                                                                           3

Глава 1. Качество продукции

1.1 Качество продукции и факторы, влияющие на него                      5      

1.2 Показатели качества и методы их оценки                                      10

1.3 Управление качеством                                                                     15

Глава 2. Роль качества продукции в повышении конкурентоспособности предприятия

         2.1. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и                     20

методы определения.

2.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность. Пути ее повышения с помощью улучшения качества продукции                               25

Заключение                                                                                                     33                                                                                                             

Список использованной литературы                                                                      35                                                                                                             

Введение.

При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы. В то же время ключевым понятием, относящимся к объекту рынка (продукция, услуга), является его конкурентоспособность.

Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер. Она не относилась к разряду простых во все времена и особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями; сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны. А ключом, которым, как показывает опыт многих стран, открывающим двери выхода из кризиса, является именно качество.

От того, насколько успешно решается проблема качества, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

 Качество – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов.

Я делаю данную курсовую работу, чтобы наглядно увидеть и убедиться в том, какое влияние оказывает качества на конкурентоспособность товара, и как повышение качества товара влияет на повышение конкурентоспособности предприятия. Всё это и будет являться целью моей курсовой работы.

1. Качество продукции

1.1 Качество продукции и факторы, влияющие на него.

         В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки сущности качества продукции, но есть и стандартная.

         Качество продукции – это совокупность свойств и характеристик продукции, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

         Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» под качеством изделия или услуги понимает: «Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических, и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации»

         Далее автор подчеркивает, что качество определяется не инженером, не с помощью методов общего управления, а потребителем. В основу качества заложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использовании услуги.

         Некоторые отечественные специалисты качества продукции называют зеркалом научно – технического прогресса. Можно сказать и так, что качество продукции – это зеркало работы предприятия и в этом зеркале Объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

         Качество продукции не только техническая, товароведческая, но и важнейшая экономическая категория. Как экономическая категория оно тесно связано с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость – это полезность товара вообще, то качество продукции – это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Качество не только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но и неотделимо от нее, однако не тождественно ей. Качество характеризует одно или одновременно несколько свойств потребительной стоимости, связанных с удовлетворением общественной потребности. Потребительная же стоимость является более широким понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных с удовлетворением той или иной потребности. Качество характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности дл удовлетворения конкретной потребности.

         Качество продукции как экономическая категория тесно связана и в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и др. 

         Значение повышения качества продукции необходимо рассматривать как на макро-, так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.

         Повышение качества на макроуровне позволяет:

·   Увеличить экспорт товаров и услуг

·   Улучшить структуру экспорта

·   Осуществлять на практике ускорение НТП

·   Повысить эффективность общественного производства, так как улучшение качества продукции в конечном итоге ведет к улучшению использования средств и предметов труда, рабочей силы и финансовых ресурсов

·   Повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества продукции увеличивается реальная заработная плата

·   Повысить престиж государства со всеми вытекающими отсюда последствиями

·   Воспитывать граждан в духе прекрасного и многое другое

Таким образом, высокий уровень   качества продукции для государства означает ускорение НТП, повышение эффективности общественного производства и экспорта, могущество и процветание. Поэтому государство должно проводить политику, направленную на повышение и поддержание высокого качества выпускаемо продукции, и для этого должны быть задействованы все государственные рычаги, в первую очередь правовые основы.

Качество продукции относится к числу наиважнейших показателей деятельности предприятий, любой формы собственности.

Для предприятия в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего формирование имиджа предприятия.

Имидж высокого уровня – это известность и популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля – товарному знаку, средствам рекламы и др. В условиях рынка и конкуренции, если фирма имеет товар высокого качества, пользующийся устойчивым спросом, она имеет все, и наоборот.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии – это высокий его имидж у покупателей, это выход не только на внутренний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивого финансового положения предприятия.

На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

         К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия, выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они  многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

        Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

         Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК и другими организационными предприятиями.

         Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

         Социально – психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально – психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе – все это важные составляющие для впуска конкурентоспособной продукции. Иногда, даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы – технические или социально – психологические.

         Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей и др.

        В основном все факторы, как внутренние, так и внешние тесно связаны между собой, и все они влияют на качество продукции.

         Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы предприятия должны их ранжировать по по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и наиболее эффективно управлять качеством продукции.

         Конкуренция в широком смысле означает соперничество в любой сфере деятельности. Если рассматривать конкуренцию с чисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческими организациями за наиболее выгодные условия производства и сбыта, за получение наиболее выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас или в будущем.

         Стандартизация и сертификация – это основа для выпуска в стране высококачественной продукции. Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п.

Система стандартизации должна базироваться на таких принципах:

·   соблюдение уровня развития науки и техники, экономической целостности и эффективности производства для производителя, пользы и безопасности для потребителя и общества в целом;

·   создание комплекса нормативно-технических документов, которые имеют общехозяйственный характер и касаются жизненного окружения, продукции;

·   взаимосвязь и соответствие документов всех уровней

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

1.2 Показатели качества и методы их оценки.

Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:

·   показатели назначения товара,

·   показатели надежности,

·   показатели технологичности,

·   показатели стандартизации и унификации,

·   эргономические показатели,

·   эстетические показатели,

·   показатели транспортабельности,

·   патентно-правовые показатели,

·   экологические показатели,

·   показатели безопасности.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности. Данный показатель позволяет определить, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

Надежность товара - сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости, свойств и долговечности товара. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из этих показателей.

Безотказность - свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов. К показателям безотказности относятся вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, гарантийная наработка.

Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Ремонтопригодность объекта оценивается коэффициентом готовности (технического использования), который определяется по формуле:

,

где То- средняя наработка на отказ восстанавливаемого объекта, час,

Тв- среднее время восстановления объекта после отказа, час.

В первое время использования товара показатели его качества не ухудшаются. А затем начинается ежегодное снижение (ухудшение) показателей качества и чем больше срок применения товара, тем больше доля его ежегодного снижения.

Долговечность-свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

К показателям долговечности объекта относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта.                   

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

К основным показателям технологичности конструкций относятся следующие:

o коэффициент  заимствования компонентов конструкций;

o коэффициент унификации компонентов технологических процессов;

o удельный вес деталей с механической обработкой;

o коэффициент прогрессивности технологических процессов.

Эти показатели оказывают непосредственное влияние на массу изделия, коэффициент использования материалов, трудоемкость технологической подготовки производства, собственного производства, подготовки к функционированию, технического обслуживания и восстановления объекта, затраты по стадиям жизненного цикла.

Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации.

 Все детали изделия делятся: на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше процент стандартных и унифицированных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

К показателям стандартизации и унификации относятся следующие:

- коэффициент стандартизации объекта;

- коэффициент повторяемости составных частей объекта.

Также рассчитываются и анализируются коэффициенты повторяемости и унификации по конструктивным элементам: размеры, радиусы, диаметры, резьбы, фаски, материалы, покрытия, термообработка, окраска, мощность и другие элементы.

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием. К таким показателям можно отнести, например, усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения, стабильность товарного вида изделия.

Конструирование современных изделий должно производиться с соблюдением ряда эстетических требований, которые предъявляются к ним в связи с растущими запросами потребителей, желающие принести в свой быт красоту окружающих его изделий, жить и работать в красивых, светлых, чистых помещениях, пользоваться удобным оборудованием, имеющим приятный внешний вид.

Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортировки.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать в изделиях новые технические решения, а также решения, защищенные патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели экологичности товара - одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества.

К  показателям экологичности товара относятся:

·   содержание вредных примесей (элементы, окислы, металлы) в продуктах сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов, комплексов.

·   выброс вредных веществ в воздух, воду, почву , химических, нефтехимических, горнодобывающих, металлургических, энергетических, деревообрабатывающих, пищевых и других производств,

·   радиоактивность функционирования объектов, связанных с исследованиями, «приручением» и использованием атомной энергии,

·   уровень шума, вибрации и энергетического воздействия транспортных средств различного назначения и других машин и агрегатов.

Все эти показатели по различным объектам регламентируются в соответствующих нормативных актах и документах (законах, стандартах, строительных нормах и правилах).

Показатели безопасности характеризуют особенности использования продукции с точки зрения безопасности для покупателя и обслуживающего персонала при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировки и потреблении продукции.

Количественное значение показателей качества продукции определяется методами:

-экспериментальным, который базируется на применении технических средств и дает возможность оценить наиболее объективно качество продукции,

-органолептическим, позволяющим определить качество продукции с помощью органов,

-социологическим, который основывается на использовании данных учета и анализа потребителей продукции,

-экспертных оценок, базирующихся на количественных оценках специалистами данных видов продукции.

Рассмотренная система показателей используется для определения уровня качества, представляющего собой относительную характеристику, основанную на сравнении совокупности показателей качества данной продукции с соответствующей совокупностью его базовых показателей. Уровень качества оценивается на всех стадиях инновационного процесса.

1.3 Управление качеством

Управление качеством продукции – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Универсальная схема управления качеством продукции предложена профессором А.В. Гличевым (рис.1).

 

                                       прямая связь

                                        обратная связь                                                Рис. 1

         Схема состоит из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество, относятся:

·   Станки, машины, другое производственное оборудование

·   Профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников

         Обрамляющие центральный прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:

·   Характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжитльность

·   Климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений

·   Характер материальных и моральных стимулов

·   Морально – психологический климат в производственном коллективе

·   Формы организации информационного обслуживания и уровень оснащения рабочих мест

·   Состояние социально – материальной среды работающих

         Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации, предусмотренных этими решениями, управляющих воздействий на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции. 

         Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.

         Основной задачей каждого предприятия или организации является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые:

·   Отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения

·   Удовлетворяют требованиям потребителя

·   Соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям

·   Отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества

·   Предлагаются потребителям по конкурентоспособным ценам

·   Направлены на получение прибыли

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Политика (Рис.2) в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:

·   Улучшение экономического положения предприятия

·   Расширение или завоевание новых рынков сбыта

·   Достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм

·   Ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей и регионов

·   Освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах

·   Улучшение важнейших показателей качества продукции

·   Снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции

·   Увеличение сроков гарантии на продукцию

·   Развитие сервиса

         Наряду с системами управления качеством продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам (группам качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества – это форма демократизации капитала, она создает заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии.

         Принципы организации кружков качества:

·   добровольность участия

·   стремление к коллективным формам поиска правильных решений и их оперативное рассмотрение, внедрение в производство принятых предложений

·   моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование результатов творческой деятельности

·   поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием

·   обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение опыта работы.

2. Роль качества продукции в повышении конкурентоспособности предприятия

         2.1. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения.

         Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции как более широкое понятие. Качество продукции может быть выражено математически через уровень качества.

         Уровень качества продукции – относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико – эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей. Базовыми значениями показателей качества обладает базовая модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества.

         Оценка уровня качества продукции – это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

         Технический уровень продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями.

Различают два понятия: «конкурентно способность предприятия» и  «конкурентно способность товара»

Под  «конкурентно способность предприятия» понимается способность предприятия производить конкурентно способную продукцию за счет его умения  эффективно использовать  финансовый, производственный и трудовой потенциал.

Под «конкурентно способность товара»понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик ,которая обеспечивает которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Абсолютно конкурентоспособными , исходя из этой посылки являются новые виды товаров ,не имеющих аналогов на рынке.

Практика определения конкурентоспособности товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами – конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления. Конкурентоспособность может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности.

Известно несколько способов определения этого важнейшего показателя. Остановимся на более распространенных.

Первый способ. Критерием для определения конкурентоспособности техники является цена потребления этого товара, которая определяется из выражения.

Цп = Цпр + Ип

Где Цп  -цена потребления

      Цпр  - цена продажная

      Ип  - издержки у потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы

Для покупателя все расходы делятся две основные категории. Во – первых, это переменные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. совокупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во – вторых, это переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

Величину переменных затрат (Ип)для юридических лиц можно определить по формуле:

                            Ип = (ЗП + Ирем + Имр + А + Ипр) * Т н

Где ЗП – годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды

       Ирем  - годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание

       Имр  - годовые расходы на топливо, энергию и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники

        А  -  годовая величина амортизации

       Ипр – прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией    техники

        Т н  - нормативный срок службы

 По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.

Таким образом, для покупателя цена потребления товара означает очень многое, в первую очередь как этот товар проявит себя во время эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособность.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид.

Второй способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способа учитываются два критерия: себестоимость производства и реализация товара и уровень его качества.

Явно более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высокий по сравнению с товаром – конкурентом. При одинаковом уровне качества товаров – конкурентов более конкурентоспособным является тот, у которого ниже себестоимость.

Третий способ. При этом методе уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом из технических параметров выбираются только такие, которые в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчитываются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы (Iтп) по каждому сравниваемому изделию:     

                                    n 

                            Iтп  = Σ Ij аi

                                                            i=1

где Ij  - индивидуальный индекс i-го технического параметра

          аi  - вес i-го параметра.

Создание весовой базы технических параметров – это наиболее ответственная  и сложная часть всего анализа конкурентоспособности. Основным источником данных для построения весовой базы являются рыночные исследования – спрос потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей оценку дают специалисты, связанные со сбытом товаров, в той или иной степени знакомые с требованиями потребителей.

Сводный индекс по экономическим параметрам (Iэп) определяется из выражения:

         Iэп = Цпi /Цпо

Где Цпi  и Цпо  - цена потребления соответственно сравниваемого и базового образца.

Если Iэп  < 1, то это означает, что сравниваемый образец является более конкурентоспособным по сравнению с базовыми по экономическим параметрам; если Iэп  > 1 – наоборот; если Iэп  =1 – изделия равнозначны.

Для определения уровня конкурентоспособности, как по техническим, так и по экономическим параметрам определяется интегральный показатель конкурентоспособности (Ки):

                                      Ки  = Iтп / Iэп

Где Iтп  - сводный индекс по техническим параметрам

       Iэп – сводный индекс по экономическим параметрам.

Данный метод позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации.

Четвертый способ. Этот способ основан на сопоставлении товаров – конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены.

Согласно этому методу вначале определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле:

  КП = КПэ  КПт  КПн   

где  КП – комплексный показатель уровня качества

 КПэ  - комплексный показатель эстетика – эргономического уровня

КПт   - комплексный показатель технического уровня

КПн  - комплексный показатель надежности

На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и  товара, принятого за базу сравнения:

Пкi = КП2i i ;    Пк2 б  =   КП2 б/ Цб

Где  Пкi, Пк б – показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара – эталона

          КПi, КПб - комплексный показатель уровня качества сравниваемого       образца и товара – эталона

           Цi,б – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца или товара – эталона

Если Пкi > Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если  Пкi < Пк б   - менее конкурентоспособным; если Пкi  = Пк б  - конкурентоспособность одинакова.

Наиболее наглядное представление дает относительный показатель конкурентоспособности (ОПк):

                                     ОПк = Пк/Пкб

         Если ОПк >1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового.

         Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации.

2.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность. Пути её повышения с помощью улучшения качества продукции.

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.

Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность  зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров.

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов.

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции. Общая схема оценки конкурентоспособности представлена на рис.3.


 Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:

· если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;

· если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

· рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;

· анализируются направления развития аналогичных разработок;

· рассматриваются сферы возможного использования продукции;

· анализируется круг постоянных покупателей.

Вышеизложенное подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.

При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров, и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

Однако факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности решения:

· изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов),  комплектующих изделий или конструкции продукции;

· изменение порядка проектирования продукции;

· изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

· изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;

· изменение порядка реализации продукции на рынке;

· изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;

· изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

· изменение системы стимулирования поставщиков;

· изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.

10 этапов для повышения качества по Джозефу М.Джурану

1. Сформируйте осознание потребности в качественной работе и создайте возможность для улучшения качества.

2. Установите цели для постоянного совершенствования деятельности.

3. Создайте организацию, которая будет работать над достижением целей, создав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов.

4. Предоставьте обучение всем сотрудникам организации.

5. Выполняйте проекты для решения проблем.

6. Информируйте сотрудников о достигнутых улучшениях.

7. Выражайте свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.

8. Сообщайте о результатах.

9. Регистрируйте успехи.

10.   Внедряйте достижения, которых Вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функционирующие в организации, тем самым, закрепляя их.

1.  фокус на потребителя;

2.  фокус на процесс и его результаты;

3.  управление участием/ответственностью;

4.  непрерывное улучшение;

5.  проблемы, зависящие от рабочих, должны составлять не более 20 %;

6.  проведение измерений;

7.  постоянно действующие сквозные функциональные Советы, представляющие собой постоянно действующие команды по улучшению качества.























Заключение.

Качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия. Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые обуславливают ее способность удовлетворять выявленные или предполагаемые потребности.

Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

С понятием качества тесно связано понятие технического уровня продукции, основанного на сопоставлении значений показателей технического совершенства оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями.

Выполнив курсовую работу, я действительно убедился, что качество продукции оказывает большое влияние на конкурентоспособность товара и эффективность производства. Качество является синтетическим показателем, отражающим совокупное проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции.

При разработке стратегии повышения качества товара следует учитывать изменчивость показателей качества в динамике. Важным элементом обратной связи в реализации стратегии повышения качества товаров является их сертификация. Необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламе сертифицированных товаров.

Управление качеством должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организованную структуру, четко определяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Из проделанной мною работы я выявила,что на качество товаров влияют такие группы факторов как внешние и внутренние. Внешние, так же как и внутренние факторы, самым существенным образом влияют на качество выпускаемой продукции и поэтому необходимо, чтобы показатели качества отвечали следующим основным требованиям:

−   способствовали планомерному повышению эффективности про­изводства;

−   учитывали современные достижения науки и техники и основ­ные направления технического прогресса в отраслях народного хозяйства;

−   были стабильными;

−   характеризовали все свойства продукции, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответ­ствии с ее назначением.

Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижением издержек производства.







Список использовано литературы:

1.   Розов Я.Д. Экономика предприятия: учебник.- Москва: изд-во Юристъ. 1998.

2.   Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учебное пособие.- Москва.: изд-во «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА». 1998.

3.   Горфинкел В.Я, Швандор В.А.. Экономика предприятия: учебник.- Москва изд. объединение «ЮНИТИ». 1998.

4.   Управление качеством / под ред. С. Д. Ильенковой. – Москва: ЮНИТИ, 1998

5. Ричард Кох, "Менеджмент и финансы от А до Я", Санкт-Петербург, "Питер", 1999 год.

6. Девид Бодди, "Основы управления качеством", Санкт-Петербург, "Питер", 1999 год.

7.   Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. “Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление”. – М: Внешторгиздат, 1993.

8.   Информационные Интернет сайты - www.standard.ru, www.marketingmix.ru, www.beermarket.ru

9.    

10.  

Похожие работы на - Качество продукции и ее роль

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!