Иррационализм в философии Шопенгауэра

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,02 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Иррационализм в философии Шопенгауэра


Министерство образования РФ

Институт Экономических Преобразований

Управления Рынком




Старцева Елена Алексеевна

 

«Иррационализм в философии А. Шопенгауэра»

реферат по философии


Специальность 060500 «Бухучет и аудит»

Проверил: Глушко Ирина Васильевна






2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение.. 3

Глава 1. Происхождение философии и её предмет.. 4

Глава 2. Основные этапы исторического развития философской мысли.. 6

Глава 3. Иррационализм в философии Артура Шопенгауэра   9

Заключение.. 13

Список литературы... 14

Введение


Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Философия – древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения.

Каждая эпоха в соответствии с достигнутым ею уровнем социально-исторической практики, уровнем господствующих в эту эпоху форм материального и духовного производства, уровнем развития научных знаний об окружающем мире по-новому решает вопросы о смысле и принципах человеческой жизни и исторической деятельности. Каждая эпоха, каждый общественный класс вырабатывают свою систему социальных ценностей, по-своему осмысливают границы своих возможностей.

Развитие философии включает в себя несколько исторических этапов – от античности до настоящего времени.

Философия XVII-XVIII вв. была преимущественно рационалистической.

Задачами данного реферата являются: отражение основных этапов биографии Артура Шопенгауэра, описание основных вех его жизнедеятельности, характеристика философского учения и его значение в истории философии.

В России произведения Артура Шопенгауэра приобрели популярность в трех последних десятилетиях XIX века, а в годы после поражения революции 1905 – 1907 гг. стали прямо-таки притягательными. Высоко ценили шопенгауэровскую критику тревоги земного существования Лев Толстой, философ Владимир Соловьев и поэт Вячеслав Ионов. В наши дни интерес к творчеству Шопенгауэра возродился вновь и в значительных размерах.

Мы не смотрим на будущее человечества так пессимистично и безнадежно, как смотрел Артур Шопенгауэр. Но изучение его творчества – это неплохое противоядие против глупого и безликого ура-оптимизма.

Глава 1. Происхождение философии и её предмет


Процесс возникновения и развитие философских идей составляет предмет особой науки — история философии. Эта наука рассматривает историко-философский процесс в широком контексте культуры, в соотношении со сложными явлениями общественной жизни. Уже Л. Фейербах показал, что человек, философствуя, выпускает от имени всего человеческого рода. Но это не значит, что всё страны и народы в равной мере были причастны к зарождению и развитию философии.

В западной (средиземноморской) культуре эту великую роль взяли на себя греки-граждане древних городов-полисов, населявших тогда бассейн Эгейского моря. Родина древневосточной философии – Индия и Китай. Интересно, что становление и западной, и восточной философии происходило практически в одно и тоже время и не зависимо друг от друга. И на Западе, и на Востоке философия стала складываться на той ступени истории, культуры, когда в связи с развитием общественных отношений начался не обратимый разложения сознания, господствовавшем в родовом и раннем классовом обществе.

Древние греки «изобрели» философию, но это изобретение стало возможным лишь потому, что ещё раньше они же «изобрели» демократию, радость от свободного икания истины.

Начиная с античных времён (в Европе — с VII — VI вв. до н. э.) философия как учение о бытии и условия его познания становится одним из видов профессиональной деятельности людей, посвятивших ей свою жизнь и творчество, — философов. Но профессиональная философия стала возможна лишь потому, что почти каждый человек в своей душе «немножко философ»(даже если он никогда не слышал этого слова).

Немецкий мыслитель И. Кант (1724 — 1804 г.) назвал философию естественной склонностью души. Ведь каждый сколько-нибудь мыслящий, культурный человек не может не задумываться над «вечными», вопросами: зачем я живу? что мне делать? на что я могу надеяться? есть ли судьба? полностью ли я волен в своих поступках и решениях? что будет с моим «Я» после моей физической смерти? Это и это есть вопросы философии. Именно философии, а не науки вообще. Потому что, во — первых, это как бы «запредельные» вопросы, ответы на которые нельзя найти экспериментальным путем или с помощью математических вычислений; во — вторых, философские вопросы (и это тоже отличает их от проблем науки) имеют особую ценностную, или смысложизненную окраску, они все ориентированы на человеческое присутствие, человеческий интерес и человеческую оценку.

Вопросы философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешать исчерпывающе, раз и навсегда, окончательно и однозначно, ибо с каждым шагом истории, прежде всего с новым, более высоким уровнем отношений, складываются иные ситуации, созревают иные противоречия. А для того, что поныть, осмыслить, оценить их, требуется напряженная, безостановочная работа философской мысли. И мысль эта находится в несколько иной полости, чем мысль учёного.

Учёный ищет ответы на вопросы: что? как? почему? Философ главным образом на другие вопросы: зачем? во имя чего? во имя каких высших ценностей и идеалов? По характеру своих вопросов (а главный из них — вопрос о смысле и назначении человеческой жизни) философия близка к религии. И философские, и религиозные учения ставят, в конечном счете, перед собой одну цель: вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Вопрос о смысле жизни каждый человек должен решать для себя сам. Если научная истина имеет весомый характер, истина философская, заключающая в себе определённый ценностный момент и императив поведения, предназначена все же для «индивидуального пользования».

Глава 2. Основные этапы исторического развития философской мысли

История философии – неотъемлемая часть истории культуры. Можно по-разному периодизировать путь, пройденный философией за две с половиной тысячи лет (от времен древних греков и древних римлян).

Но в самом общем плане крупные периоды, этапы исторического развития философии имеют под собой своим основанием общественно-экономические формации, способы социального и духовного производства.

Следуя такому взгляду, говорят об античной философии (философии рабовладельческого общества), средневековой философии (философии эпохи феодализма), философии Нового времени (философии буржуазной формации) и современной философии, имея в виду под ней философскую мысль XX века, идеологически и политически не однозначную. Нельзя недооценивать и национального своеобразия философских идей.

В этом контексте рассматривают как относительно самостоятельные духовные построения немецкую, французскую, русскую философию (что сопоставимо с национальным искусством).

Первый исторически крупный этап в развитии философии – античная философия (VI в. до н. э. – VI в. н. э.). Её творцы – древние греки и древние римляне (последние – в позднюю античность). Величайшим достижением этих философов была сама постановка вечных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свободе и необходимости, жизни и смерти, месте и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о прекрасном и возвышенном, о мудрости и человеческом достоинстве, о любви, дружбе, счастье и многом другом, что не может не волновать ум и душу человека. У древних мыслителей было одно «орудие» познания – созерцание, наблюдение, тонкая умозрительность.

Второй этап в развитии европейской философии – философия средневековья (V – XV вв. н. э.). По духу и содержанию своему это религиозная (христианская) философия, обосновывавшая и укреплявшая во всех странах Западной Европы христианскую (католическую) веру. На протяжении более тысячи лет ортодоксальная идеология христианства, опираясь на могущество церкви, вела упорную борьбу с «ересями», «вольнодумством», т. е. с малейшими отступлениями от догм и канонов Ватикана. Хотя и в этих условиях философия отстаивала права разума, но при условии признания господства над разумом веры.

Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века новой эры догмы христианской религии, в глазах своих продолжателей и последователей получили высшую меру признания – их стали почитать как «отцов» Церкви, а их творчество стали называть «патристикой». Одним из самых выдающихся «отцов церкви» был Августин Блаженный.

Третьим, переходным, этапом в истории западной философии является философия эпохи Возрождения. Различают Раннее Возрождение (XIII-XIV вв.) и Позднее Возрождение (XV-XVI вв.). Очень красноречиво само название эпохи: речь идет о возрождении (после тысячелетнего перерыва) культуры, искусства, философии античного мира, достижения которого признаются образцом для современности. Великие представители этой эпохи были людьми всесторонне развитыми (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сервантес, Шекспир).

Социальные мыслители этого времени – Макиавелли, Мор, Кампанелла – создавали проекты идеального государства, выражавшие прежде всего интересы нового общественного класса – буржуазии.

Философия XVII-XVIII вв. была преимущественно рационалистической. В XVIII в. сначала во Франции, потом и в других странах Западной Европы широко и мощно заявило о себе социально-философское движение Просвещение, сыгравшее выдающуюся роль в идеологической подготовке Французской революции 1789-1793 гг.

С последней четверти XVIII в. и до середины XIX в. на передний край в области философского творчества выходит Германия. Будучи отсталой в то время в экономическом и политическом отношениях, эта страна стала родиной великих художников и мыслителей: Канта, Гёте, Гегеля, Бетховена, Шиллера, Шеллинга, Гейне, Фейербаха. Выдающейся теоретической заслугой классической немецкой философии были преодоление созерцательного, натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта, углубленная разработка общей концепции развития – диалектики.

Исследование классов, формаций, исторических эпох выдвигалось на передний план, тогда как проблемы единичного – внутренней организации личности – оставались в тени (в тени оставался и феномен бессознательного). Но реальный опыт жизни убеждал, что разум не единственная сила. Управляющая поведением человека и общества. На этой основе в XIX в. возникает иррационалистическая философия (Артур Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше), которая ведущую роль в жизни и судьбах людей стала отводить не разуму, а страсти, воле, инстинктам. Философы-иррационалисты увидели и с большой силой выразили теневую сторону жизни, прогресса.









Глава 3. Иррационализм в философии Артура Шопенгауэра


Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1786 г. В Данциге, в семье коммерсанта. В юношеские годы он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к революционным движениям.

Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего разлада между собой, что тяжело сказывалось на духовном самочувствии ребенка. Затем отец Артура совсем разошелся с женой, а спустя два года, в 1805 г., покончил жизнь самоубийством. Его вдова, мать Артура, Иоганна Шопенгауэр, была жизнерадостной и веселой особой, привыкшей к жизни в обществе и занятой преимущественно собой У Артура началось с ней расхождение, а в 1814 г. произошел полный разрыв. Но она была талантливой писательницей, вращалась в литературно-художественных кругах. Благодаря ей Артур смог освободиться от занятий коммерцией и обратился к основательному изучению древних языков в гимназиях Готы и Веймара. Артур был обязан матери, что в Веймаре он познакомился с Гете, Виландом, Фридрихом Шлегелем и др. Общению с Гете Шопенгауэр был в свою очередь обязан тем, что углубился в естественнонаучные изыскания и даже написал свой собственный трактат «О зрении и цветах» (опубликовал в 1816 г.).

В 1809 г. Шопенгауэр поступил в Геттингенский, а спустя два года перешел в столичный, Берлинский университет. Предметами его занятий стали сперва медицина, а затем философия. В эти годы и потом всю жизнь Шопенгауэр следит за успехом естественных наук. Написанную в Берлине докторскую диссертацию о законе достаточного основания он осенью 1813 г. защитил в Йенском университете. Затем в течение 4-х лет пишет в Дрездене свой главный философский труд «Мир как воля и представление».

Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра тавил в себе всегдашний разлад между обуревавшими его страстями, житейской расчетливостью и увлеченностью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, а многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он дает своим соперникам или тем, кого он своими соперниками считал. Наиболее яростно он стал нападать на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления. В 1813 г. Шопенгауэр публикует диссертацию «О четвертом корне достаточного основания». В этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечаются его мировоззренческие установки. По сути дела, его философская система в его голове в общих чертах уже сложилась, а в 1813 г. он завершает ее полное изложение в книге «Мир как воля и представление».

Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1819 г. Неуспех книги стал чувствительным ударом по честолюбивым замыслам молодого философа.

В 1819 г. Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского университета, и в марте следующего года прочитал первую пробную лекцию. Успеха она также не принесла. Спустя пять лет, автор новой философской системы снова попробовал в Берлине свои силы как лектор. И снова успеха не было.

Шопенгауэр покинул университет и к преподавательской деятельности больше не возвращался.

Вывод, который он сделал для себя, был им выражен в следующих написанных в 1814 г. словах: «А чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно, чтобы наступили совершенно иные времена». Слова эти оказались пророческими.

А пока события жизни Шопенгауэра шли своим чередом. С лета 1833 г. отставной приват-доцент окончательно поселился во Франкфурте-на-Майне и провел жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца.

В 1836 г. Норвежское королевское научное общество в Дронтгейме объявило конкурс на философскую работу. Шопенгауэр послал свое сочинение о свободе воли и получил премию. Это был первый проблеск грядущей известности, но участие в 1839 г. в аналогичном конкурсе Датского научного общества оказалось безуспешным.

В следующем году Шопенгауэр напечатал обе конкурсные работы под общим названием «Две основные проблемы этики».

Публика середины XIX в. проявляла интерес к младогегельянству и к сочинениям Фейербаха, но никак к шопенгауэровской философии пессимизма. Все это только усиливало негодующее отношение непризнанного мыслителя к университетским философам вообще и специально к учениям Гегеля и его последователей – младогегельянцев. С большой враждебностью он относился к революции 1848-1849 гг., о чем свидетельств сохранилось немало. И только после того, как в 1851 г. Шопенгауэр опубликовал двухтомное собрание очерков под названием: “Parerga und Paralipomena”, что на русский язык может быть переведено примерно как «Дополнительные и ранее не изданные сочинения», с включенными в первый том «Афоризмами житейской мудрости», отношение читателей к автору стало меняться все более заметно. Сыграло свою роль то, что в «Афоризмах» мировоззрение Шопенгауэра  получило преломление через тематику повседневных жизненных проблем современников (это привело и к тому, что далеко не все советы философа, как в этом может убедиться и современный читатель, соответствовали его эстетическому кредо). Но главное заключалось в ином: основные идеи Шопенгауэра упали теперь, в обстановке послереволюционной политической реакции в Германии, на вполне благоприятную почву. «Иные времена», о которых мечтал философ, настали. Последнее десятилетие жизни Шопенгауэра было отмечено возрастающей изваестностью, появилось несколько восторженных учеников. В 1854 г. Рихард Вагнер прислал ему с посвящением экземпляр своей тетралогии «Кольцо Нибелунгов», в немецком университете стали читать лекции о его философской системе, его дом стал объектом паломничества.

Шопенгауэр с полным правом мог сказать: «Закат моей жизни стал зарей моей славы». В 1859 г. появилось третье издание «Мира как воли и представления», а в следующем году – третье издание «Двух основных проблем этики». Но 21 сентября 1861 автора этих сочинений не стало. Шопенгауэр скончался от пневмонии.

Из многоцветия различных нитей историко-философского ковра сплелась философия Шопенгауэра, и из разнородных элементов возникло весьма серьезное целое. Его звеньями стали романтический интуитивизм в духе позднего Шпенглера и ромнтиков Фридриха Шлегеля и Новалиса, крайне пессимистический взгляд на окружающую действительность как на мрачную «юдоль плача и воздыханий» (формула Шопенгауэра: «наш мир – худший из всех возможных миров») и своеобразная теория бытия, проникнутая некоторой раздвоенностью, тяготеющей к мировоззренческому дуализму. Здесь сыграли свою роль рассуждения Фихте о том, что мировой субъект, я, действует и зовет к действию всех людей. Сыграло свою роль и  учение о слепом волнении «безосновного начала», о чем шла речь в работах Шеллинга о сущности человеческой свободы и в философии Джордано Бруно. Близкий образец божественного первоначала был и у пантеиста Я. Беме. Это первоначало оказалось у него, между прочим, причастным и к злу, совершающемуся в мире. Но главную роль в становлении шопенгауэровской системы сыграли воздействия со стороны трех философских традиций – кантовской, платоновской и древнеиндийской брахманистской и буддистской.

Разуму Шопенгауэр придал собственно рассудочные функции, отбросив его антиномичность, внутреннюю противоречивость.

Жизнь людей в обществе полна нужды, страха, горя и страданий. Они готовы пресмыкаться перед государством и церковью. Тревоги чередуются с разочарованиями, а отделяющие их друг от друга моменты удовлетворения своих желаний мимолетны и приносят затем скуку и новые страдания. Люди портят друг другу жизнь и Шопенгауэр повторяет слова древнеримского драматурга Плавта: «Человек человеку волк». Франкфуртский затворник очень метко обрисовал современную ему буржуазную действительность, а заодно и темные стороны всей промышленной цивилизации вообще. Чужды ему и гегелевская вера в общечеловеческий разум, и прекраснодушная надежда многих позитивистов XIX в. на то, что счастье людям принесут успехи естественных наук. Не верит Шопенгауэр и в спасительные последствия длительного гражданского мира. Вопреки распространенным иллюзиям о скором повсеместном торжестве воплощенных в жизнь идей прогресса, Шопенгауэр напоминает о том, что новые поколения людей то и дело повторяют ошибки прошлых поколений, научное познание то и дело заходит в тупик, а в руках морально-ущербных людей достижения наук приносят зло.

Шопенгауэр считал, что Мировой воле присуща «нелепость», она лишена смысла и ведет себя совершенно абсурдным образом. Вечное беспокойство и постоянная неуверенность пронизывают все сущее. Неудовлетворенность и тревога никогда не оставляют людей в их суетных желаниях, надеждах и разочарованиях.

Наиболее известные произведения Артура Шопенгауэра:

1) Понятие воли.

2) О ничтожестве и горестях жизни.

3) Смерть и ее отношение к неразумности нашего существа.

4) Идеи этики.

5) Афоризмы житейской мудрости.

6) Метафизика половой любви.

7) Основные идеи эстетики и др.

Заключение

Итак, Шопенгауэр – философ мировой скорби, но это не унылая скорбь Кьеркегора, которая сродни словам Екклезиаста: наш мир – это «суета сует – все суета». Это скорее своего рода героический пессимизм, близкий к стоицизму, присущему философии Хайдеггера. Шопенгауэр обосновывает свои пессимистические взгляды и определенным пониманием времени и пространства.

Шопенгауэр не делает того вывода, что в жизни все абсолютно безнадежно. Но какие же надежды он хочет возродить в сердцах людей? Характер этих надежд определяется прежде всего апелляцией к чувству человеческого достоинства.

Философ мировой скорби считает, что людям надлежит направить присущую им жизненную энергию и против самой этой энергии, а через посредство этого и против её источника – Мировой воли.

Значительной школы учеников Шопенгауэр не создал. Но к числу его ближайших сподвижников могут быть отнесены Ю. Фрауэнштедт и П. Дейсен. Под его влияние попал философ Ю. Банзен. Фридрих Ницше, который в годы молодости считал Шопенгауэра своим наставником: третий раздел его «Несвоевременных размышлений» (1874) так прямо и называется: «Шопенгауэр – воспитатель».

Непреходящей является всегда поучительная критика Шопенгауэром пороков и недостатков современного человека индустриального общества, полезная для всех тех, кто искренне стремиться к их преодолению и исправлению в новых поколениях, используя уроки ушедших в прошлое столетий и созданного ими культурного наследия.

Список литературы


1. Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов. / Под редакцией Несмеянова Е. Е. — М. 1999.

2. Кахановский В. П. Учебное пособие для вузов. Философия — Ростов н/Д, «Феникс»,1999.

3. Философская энциклапедия. Внт.

4. Философия: Конспект лекций. В. П. Кахановской. Ростов н/Д; 2002.

5. Алексеев П. В. Панин А. В. Философия. М. 2001.

6. Канке В. А. Философия. М.2001.

7. Мешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. М. 1998.

9. Степин В. С. Теоретическое знание. М. 2002.

10. Ильин В. В. Философия. М. 1999.

11. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. ч2. М. 1999.







Похожие работы на - Иррационализм в философии Шопенгауэра

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!