Занятость как форма реализации трудового потенциала
Занятость
как форма реализации трудового потенциала
Содержание
С.
Введение 3
Глава
1. Занятость населения в обществе 4
1.2.
Понятие трудовых ресурсов 4
1.2.
Понятие и виды занятости 8
1.3.
Показатели занятости 13
Глава
2. Безработица и ее виды 15
2.1.
Сущность безработицы 15
2.2.
Причины и виды безработицы 16
Глава
3. Состояние занятости в России 21
3.1.
Занятость и безработица в современной России 21
3.2.
Государственная политика занятости 26
Заключение 32
Список
литературы 35
Приложения 36
Введение
Каждая экономическая система стремится к увеличению общественного
продукта с целью более полного удовлетворения растущих потребностей населения.
Важнейшим фактором, способствующим достижению этого, является высокий уровень
занятости. При недостаточно полном использовании ресурсов рабочей силы, с одной
стороны, система может не достичь границ своих производственных возможностей, с
другой — безработица наносит серьезный урон людям, не имеющим возможности
приложения своих способностей и умения в наиболее близких им сферах
деятельности, лишает их источника доходов для поддержания жизнедеятельности.
Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России,
социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения
вынуждают государство обращаться к активной политике занятости.
Проблема занятости – одна из актуальнейших проблем экономического
развития. Большинство западных стран накопили достаточный опыт политики
занятости.
Для России – это относительно новые проблемы. Их актуальность требует
изучения накопленного опыта, учета страновой специфики.
Цель данной работы – выявить и решить проблемы занятости на современном
этапе развития российской экономики. Задачи работы: 1) рассмотреть
теоретические вопросы занятости – вопрос трудовых ресурсов, понятие, виды и
показатели занятости; 2) выявить сущность, причины и виды безработицы; 3)
проанализировать состояние занятости в современной России и рассмотреть
основные направления политики занятости.
Глава 1. Занятость населения в обществе
1.2. Понятие трудовых ресурсов
Источником рабочей силы является человек. Но не каждый человек может быть
работником. Трудовые ресурсы — это часть населения страны, обладающего
необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для
работы. Не входят в состав трудовых ресурсов дети и лица пожилого возраста.
Также не являются трудовыми ресурсами люди, потерявшие трудоспособность или не
обладающие ею, например инвалиды или больные, длительное время находящиеся на
лечении. Поэтому численность трудовых ресурсов в стране всегда меньше
численности населения. В России, например, трудовые ресурсы составляют около
58% населения страны.[1]
Для человека возможность трудиться обусловлена разными обстоятельствами.
Основное из них — рабочий возраст, который имеет определенные физиологические
границы. В России трудоспособный возраст для мужчин установлен от 16 до 60 лет,
для женщин — от 16 до 55 лет. На продолжительность трудоспособного возраста
может влиять специфика труда, которая снижает верхнюю его границу, например для
балерины, профессионального спортсмена или военного.
В состав трудовых ресурсов включаются часть лиц моложе 16 лет и лица
пенсионного возраста, которые практически работают по найму или самостоятельно.
В зависимости от возраста все население может быть
разделено на три неравные части:
1) лица моложе трудоспособного возраста (от рождения до 14 лет
включительно);
2) лица в трудоспособном возрасте: женщины от 15 до 54 лет, мужчины от 15
до 59 лет включительно;
3) лица старше трудоспособного возраста, т.е. пенсионеры: женщины с 55,
мужчины с 60 лет.
Во-вторых, в зависимости от способности к труду различаются лица
трудоспособные и нетрудоспособные (неработающие инвалиды). К трудовым ресурсам
относятся: население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих
инвалидов I и II групп и пенсионеров, получающих пенсии по возрасту на льготных
условиях; работающие лица пенсионного возраста; работающие подростки в
возрасте до 15 лет.
В таблице 1 показано
распределение населения России по возрастным
группам.
Таблица 1
Распределение
населения по основным возрастным группам, %
Год
|
Моложе трудоспособного возраста
|
Трудоспособный возраст
|
Старше трудоспособного возраста
|
1989
1993
1996
1999
2001 (прогноз)
|
24,5
24,0
22,5
20,8
20,1
|
57,0
56,0
57,0
58,4
59,6
|
18,5
20,0
20,5
20,8
20,3
|
Источники: Рофе А. И., Збышко
Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для
труда – М.: МИК, 1998, С. 16; Российский статистический ежегодник. М, 1999, С
53.
Главное изменение возрастной структуры населения состоит в том, что доля
детей и подростков неуклонно сокращается, а удельный вес пожилых людей растет.
В настоящее время в России наблюдается рост численности населения
трудоспособного возраста и старшей возрастной группы. Численность детей и
подростков снижается еще с конца 80-х годов в связи с низкой рождаемостью.
Число лиц, входящих в трудоспособный возраст, ежегодно увеличивается. Резко
снижается численность старшей возрастной группы в связи с выходом на пенсию
малочисленного поколения 40-х годов рождения.
Но после 2006 г. естественная убыль трудоспособного населения России
резко возрастет: на 3 млн чел. за 2005-2010 гг. и свыше 5 млн за 2010-2015 гг.[2]
Рост численности населения трудоспособного возраста ведет к увеличению
предложения рабочей силы. Одновременно уменьшается демографическая нагрузка на
работающее население (отношение населения моложе и старше трудоспособного
возраста к населению трудоспособного возраста).
Рост демографической нагрузки — как длительная тенденция — связан, в
частности, с проблемой старения населения. В демографическом смысле население
считается старым, если доля лиц в возрасте 60 лет и старше превышает 12%. В
России старение населения наступило довольно поздно — в 60—70-е годы как под
воздействием довольно резкого снижения рождаемости, так отчасти и под влиянием
снижавшейся смертности (доля населения старше 60 лет повысилась с 9% в 1959 г.
до 16,3% в 1979 г. и 18,5% в 1989 г.). В то же время два фактора тормозят тенденцию
к старению российского населения: а) приток в страну иммигрантов, среди которых
преобладает молодежь и лица среднего возраста» и б) высокая смертность и крайне
низкая продолжительность жизни населения. В результате доля лиц 60 лет и старше
в населении России к 1996 г. сократилась до 16,8%. С точки зрения соотношения
трудоспособных и нетрудоспособных возрастов Россия на период 1996—2010 гг.
вошла в благоприятный период, который необходимо использовать для подготовки к
тем временам, когда старение неизбежно повлечет за собой сокращение трудовых
ресурсов, в частности для снижения смертности, особенно в младших и средних
возрастах (это несколько замедлит старение населения).
Начиная с 1993 г. в России осуществлен переход на международную систему
квалификации состава населения. В соответствии с данной квалификацией трудовые
ресурсы делятся на экономически активное и экономически неактивное население.
Экономически активное население включает занятых и безработных. Его
численность и состав показаны в табл. 2.
Численность и состав
экономически активного населения
России по годам
Показатель
|
1992 г.
|
1993 г.
|
1994 г.
|
1995 г.
|
1996 г.
|
Экономически
активное население, млн чел.
В том числе, %:
занятые
безработные
|
75,7
95,3
4,7
|
75,0
94,5
5,5
|
74,0
92,6
7,4
|
72,9
91,2
8,8
|
72,8
90,7
9,3
|
Источник:
Рофе А. И. и др. Указ. соч. С. 40.
Экономически неактивное население — та часть населения, которая не входит
в состав рабочей силы. Включает следующие категории: учащиеся, студенты,
слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях; лица,
получающие пенсию по старости и на льготных условиях; лица, получающие пенсию
по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми,
больными родственниками и т.п.; отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие
поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы
работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от
источника дохода.
Термин «экономически активное население» часто встречается в экономике
труда, так как он характеризует состояние трудовых ресурсов страны. Рассмотрим
его подробнее.
Экономически активное население может состоять из наемных работников и из
лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе работодателей.
Наемными работниками могут быть гражданское население и военнослужащие,
находящиеся на действительной военной службе по призыву или контракту. Кроме
того, экономически активное население делится на занятых и безработных.
Структура трудовых ресурсов по полу характеризуется преобладанием мужчин
(53,3%) над женщинами (46,7%). Это связано с тем, что трудоспособный возраст у
мужчин на 5 лет выше.
Однако такое соотношение меняется из-за возрастания смертности мужчин в
трудоспособном возрасте.
1.2. Понятие и виды занятости
Под занятостью можно понимать участие граждан в производственном или
непроизводственном процессе, связанном с использованием рабочей силы для
производства товаров (услуг), с целью получения заработка, трудового дохода.[3]
Занятость – это термин, характеризующий состояние человека, включенного в
общественно полезную деятельность, связанную с удовлетворением его личных и
общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и
приносящую, как правило, заработок (трудовой доход).[4]
В число занятых включаются лица обоего пола старше 16 лет, а также младших
возрастов, которые выполняют работу по найму за вознаграждение.
Различают понятия полной и эффективной занятости.
Полная занятость — это состояние, при котором обеспечены работой все
нуждающиеся в ней и желающие работать. При этом достижение полной занятости не
означает, что все трудоспособные члены общества имеют оплачиваемую работу.
Считается, что полная занятость дocтигается, когда работу могут найти все,
кто расположен работать.
Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения:
1) с экономической — предполагает наиболее эффективное использование
рабочей силы;
2) с социальной – наиболее полное соответствие работы интересам человека
труда.
Эффективная занятость означает способность общественной системы
обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства рабочей силы в
соответствии с критериями образа жизни, целями социально-экономического
развития, требованиями общественного прогресса.
Таким образом, если полная занятость характеризует использование
человеческого ресурса с количественной стороны, эффективная – с качественной.
Полная занятость обеспечивает равновесие между спросом и предложением
рабочей силы. Дисбаланс между ними означает отступление от условий полной и
эффективной занятости, обусловливает противоположный ей фактор – безработицу.
Эффективная экономическая система предполагает сбалансированность: 1)
численности трудоспособного населения и 2) количества необходимых для него рабочих
мест. Несоответствие между ними предполагает безработицу.
В экономике труда используется понятие «неполная занятость». Причинами
неполной занятости являются объективные факторы, например структурная
перестройка в стране или на предприятии, отсутствие заказов на производство,
технический прогресс. Под влиянием этих причин изменяется спрос на рабочую силу
и требуется меньшая численность работников. При переходе к рыночным отношениям
многие предприятия, не желая допускать массового увольнения, прибегают к
использованию неполной занятости и тем самым оказывают своим работникам
определенную социальную поддержку. Действие рыночного механизма таково, что
предприятие, чья продукция не пользуется спросом, должно закрыться. Однако
нынешние задачи обеспечения роста благосостояния населения часто достигаются
путем повышения занятости.
К числу занятого населения относят лиц, временно отсутствующих на работе
по болезни, из-за отпусков, отгулов, забастовок, выходных, работающих на
семейном подряде, и др. Занятым населением не считаются безработные,
выполняющие общественные работы, а также учащиеся и студенты, работающие на
сельхозработах по направлениям учебных заведений.
Занятое население может заниматься каким-либо делом самостоятельно или у
отдельных работодателей, может работать на основной или дополнительной работе.
Основная работа для работника — это та, где находится его трудовая книжка. Если
же у работника нет трудовой книжки, то основной работой считается та, которую
как таковую признает сам работник или где он отработал больше часов.
Дополнительная работа — это любое совместительство, случайная или
разовая работа.
Самостоятельным предметом дискуссий является вопрос о том, какие
категории населения становятся субъектами рынка труда. Основой разногласий
выступает положение населения, занятого работой по найму. Н. Волгин, В.
Буланов, С. Карташов, Л. Костин к субъектам рынка труда относят граждан, как
активно ищущих работу, так и занятых по найму[5],
то есть практически все экономически активное население за исключением
работающих на условиях самозанятости. А. Рофе, Б. Збышко, В. Ишин считают, что
на рынке труда лица, стабильно занятые, не представлены, так как их труд,
будучи купленным, реализуется в сфере производства.[6]
В работах А. Котляра обосновывается положение о том, что субъектом рынка труда
человек остается вплоть до заключения контракта о найме, оформляющего
куплю-продажу рабочей силы, при этом одним из главных аргументов становится
разграничение производства и обращения как специфических сфер деятельности.[7]
Содержание термина «занятость» включает в себя как
потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и
степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, полностью проблемы
занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо
учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп
населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов
и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение
роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с
потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры
производства, учет социально-демографических факторов.
Сформулированная в России в период становления рыночных отношений
концепция занятости базируется на следующих основных принципах:
1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к
производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду
не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
2. Ответственность государства за реализацию права
граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую
способен человек и которую он желает осуществлять.
Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости
при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется, при
условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест.[8]
При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной
пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта работы,
состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует отметить,
что в переходный период в России остро обозначилась проблема неформальной занятости,
вызванная наличием трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Наряду со
скрытой безработицей неформальная занятость легко может перейти в открытую
безработицу, кроме того, она вызывает ухудшение трудовой морали, деквалификацию
рабочей силы, расширение «теневой» экономики.
При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на
эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего
трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в
общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и
свободного выбора формы и вида занятости. Иначе говоря, правительство должно
гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать
место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней.
Свободно избранная занятость все еще воспринимается россиянами несколько
неадекватно, так как противоречит выработанным годами традициям и установкам
советской экономики. Необходим коренной поворот в экономическом мышлении и
социальных императивах. Новым законодательством о занятости населения
предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного
избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной
деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается
демократический принцип добровольности труда, согласно которому занятость
граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении. Запрещено
административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная
незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них
законных источников дохода.
Несмотря на то что принятие подобных положений имеет самостоятельное
значение, не находится в прямой, непосредственной связи с переходом крыночной
экономике, вне сомнения, что новая концепция занятости гораздо ближе к канонам
рыночного хозяйства, чем к принципам административно-государственной экономики.
Она легализует как совершенно законные, общественно признанные формы трудовой
деятельности работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за
престарелыми и инвалидами.
Подобная концепция занятости создает качественно новые представления о
труде как социально-экономической категории, выдвигает на первый план
социальные аспекты трудовой деятельности. Принятие новой доктрины занятости со
временем приведет к ощутимым переменам не только в воззрениях и в трудовой
психологии людей, но и в реальных трудовых отношениях, непосредственно в сфере
приложения трудовых усилий.
1.3. Показатели занятости
Выделяют два, в известной мере полярных показателей занятости:[9]
1) уровень экономически активного населения и 2) уровень безработицы.
1. Уровень экономически активного населения — доля численности
экономически активных людей в общей численности населения:
Уа
= Н / (Н – ЭН) х 100,
где Н – численность населения; Эн — экономически неактивное население.
2. Уровень безработицы – удельный вес безработных в численности
экономически активного населения.
УБ
= [(ЭА – З) / ЭА] х 100,
где ЭА – экономически активное население; 3 – занятое
население.
или с учетом преобразований:
УБ
= (Б / ЭА) х 100,
Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов
безработицы, вместе с тем не дает полного представления о ситуациях,
складывающихся в сфере занятости.
Он исчисляется, как правило, по показателю официально зарегистрированных
безработных. Вместе с тем в действительности помимо открытой безработицы
возникают проблемы, связанные с неполной занятостью, скрытой безработицей,
которые этот показатель не улавливает.
Для характеристики состояния на рынке труда в экономической теории
используются два показателя: 1) уровень безработицы и 2) продолжительность
безработицы.
Показатель «продолжительности» дает более точную оценку и развернутую
характеристику безработицы. При этом возможны различные модификации:
исследование продолжительности безработных по половозрастной структуре,
образовательному уровню и т.д.
Два показателя – уровень и продолжительность безработицы – могут корреспондировать
между собой. При этом необходим выбор наиболее предпочтительного
«интегрированного» варианта. Например, из двух вариантов: наличия
трехпроцентной безработицы при условии, что средний незанятый остается без
работы в течение года, или пятипроцентной – при условии, что средние сроки
безработицы измеряются одним месяцем, видимо, предпочтение целесообразно отдать
второму варианту, как более динамичному, имеющему меньшие издержки и
обеспечивающему более низкий уровень безработицы.
Глава 2. Безработица и ее виды
2.1. Сущность безработицы
Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного
общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы,
во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения
имеет очень низкие доходы. Экономически безработицу можно считать закономерным
явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: избыток
(как и недостаток) рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов
деятельности и к исчезновению предприятий-банкротов. Но с социальной точки
зрения безработица, несомненно, является злом: она ведет к обострению
социальных проблем и общественной напряженности, в том числе вызывает рост
преступности. Потеря работы воспринимается человеком как психическая травма,
которая сопровождается сильным стрессом. Человек без работы, не принося пользы
обществу, живет на средства вспоможения от государства, которые позволяют
поддерживать его существование на минимальном уровне. Поэтому безработица —
сложная и серьезная проблема даже для экономически развитых стран.
Безработица характеризует такое состояние общества, когда часть способных
и желающих трудиться по найму людей не могут найти себе работу по специальности
или вообще трудоустроиться.[10]
Безработица — это социально-экономическое
явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не
занята в производстве товаров и услуг.[11] Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу
страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение
предложения рабочей силы над спросом на нее.
К безработным в России относятся лица,
достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
не имели работы (доходного занятия);
занимались поисками работы, т. е. обращались в
государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали
объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия
(работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги
к организации собственного дела;
были готовы приступить к работе.
При отнесении к
безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.
К безработным,
зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица,
не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие
официальный статус безработного в органах государственной службы занятости.
Важно подчеркнуть, что к безработным обычно
относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно
оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы
по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы: потерявшие
работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на
рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих
категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.
2.2. Причины и виды безработицы
Существует несколько концепций, трактующих
феномен безработицы. В марксистской теории ее обычно связывают с процессом
накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном
капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале).
В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица
в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов,
подобно тому как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает
целесообразность и эффективность использования основного капитала.
Причины безработицы в определенной мере зависят от особенностей
национальной экономики. Вместе с тем можно выделить общие, характерные для всех
макроэкономических систем факторы.
Наиболее общей причиной безработицы является научно-технический прогресс,
приводящий к замене живого труда машинным. Его развитие обусловливает две
тенденции: 1) новые производства при своем возникновении и формировании на
новой технической основе притягивают относительно меньшее количество рабочих;
2) старые в период технического перевооружения выталкивают из производства
относительно или абсолютно «лишних» работников. Таким образом, развитие
научно-технического прогресса является важнейшей причиной безработицы.
Наряду с этой можно выделить ряд дополнительных причин, обусловливающих
безработицу: структурные и циклические кризисы, управленческо-правовые и
субъективно-психологические факторы.
Различают несколько видов безработицы:[12]
1) структурная —
характеризует невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса
и предложения рабочей силы. Ее причиной являются экономические процессы
функционирования рынка, когда в какие-то периоды в отдельных регионах
возникает спрос на некоторые профессии при отсутствии там соответствующего
предложения рабочей силы, и наоборот;
2) фрикционная — связана с постоянным естественным
движением населения, например в связи с изменением семейного положения
работника, рождением ребенка, учебой, болезнью родных или близких, переездом
на новое местожительство и др. Фрикционные причины мешают работнику быстро
трудоустроиться по своей профессии в соответствии, с квалификацией;
3) циклическая — связана с
фазами циклов воспроизводства, в частности фазами кризиса и депрессии. Разновидностью
этого вида безработицы является застойная безработица, которая имеет место в
странах и регионах, пораженных экономическим спадом, когда работодатели из-за
уменьшения спроса на свою продукцию вынуждены сокращать численность
работников;
4) скрытая — характеризуется ситуацией в
обществе, когда работник вынужден соглашаться на работу на условиях неполного
рабочего времени (дня, недели или месяца). Этот вид безработицы связан с
наличием незанятого населения в обществе по причине, как правило, экономической
нестабильности, когда спрос на рабочую силу меньше предложения. Скрытая
безработица иногда неверно трактуется как скрытая от регистрации безработица;
Рост масштабов скрытой безработицы в России
стал наиболее яркой формой проявления сокращения спроса на рабочую силу со
стороны предприятий и организаций в переходный период. Оценки величины скрытой
безработицы в России в конце 90-х годов колеблются от 10 до 12 млн. человек.
При этом 80% излишних работников сосредоточены в отраслях материального
производства, особенно в машиностроении, химической, нефтехимической, а также
текстильной промышленности.[13]
5) добровольная —
означает, что работник не желает трудиться за предлагаемую ему заработную плату
или по предлагаемой профессии на предприятии, ожидая более подходящей работы;
6) вынужденная — означает
любой вид безработицы, кроме добровольной. Но в отличие от других видов вынужденная
безработица характеризует такую ситуацию, когда на предприятии в соответствии с
отраслевым или коллективным соглашением установлена фиксированная на определенный
срок заработная плата, которая не; устраивает работников. В ожидании пересмотра
размера заработной платы может возникнуть вынужденная безработица.
Кроме указанных, различают
безработицу среди наиболее незащищенных слоев населения: женщин, молодежи,
лиц старшего возраста, инвалидов, мигрантов и др.
В зависимости от времени нахождения без работы
безработица может быть продолжительной, длительной и застойной.
Продолжительная безработица наблюдается при
отсутствии работы в течение 4—8 месяцев. Для продолжительной безработицы
характерны начало деквалификации работника, потеря (в определенной степени)
культуры труда, появление неуверенности в себе, нежелание искать работу
самостоятельно, привыкание к низкому уровню жизни.
Длительной считается безработица
продолжительностью 8—18 месяцев. В этих условиях начинаются общая
деквалификация работника, потеря трудовых навыков и способности интенсивно
работать в течение необходимого времени. Происходит утрата работником
психологической уверенности в себе.
Застойная безработица продолжается более 18
месяцев. В этих условиях наступает деградация трудового потенциала человека.
Общие меры трудовой реабилитации дают незначительные результаты. Считается, что
для восстановления у человека прежнего отношения к труду необходим
индивидуальный подход.
В
каждой экономической системе имеется определенное число людей, не желающих
работать при установившейся ставке зарплаты, находящихся в состоянии выбора
наилучшего места работы или подготовки к трудоустройству. Они образуют
естественную безработицу, которая является неизбежным следствием свободного
выбора места и времени работы.
Естественным уровнем безработицы называют такой
уровень, при котором факторы, повышающие и понижающие зарплату и цены,
находятся в равновесии. Это наивысший уровень занятости, соответствующий потенциальному
ВНП. Согласно концепции естественного уровня потенциальный ВНП достигается при
полной загрузке основного капитала, под которой понимается ситуация, когда
индекс использования производственных мощностей обрабатывающей промышленности
равен примерно 86%. Естественный уровень безработицы выше нуля, так как она в
той или иной мере существует всегда в фрикционной или структурной формах.
Существование
естественного (устойчивого) уровня безработицы объясняется следующими
причинами:[14]
1. Увеличение времени поиска работы в условиях
системы страхования по безработице. Выплата пособий по безработице относительно
снижает стимулы к быстрому трудоустройству. В то же время увеличение пособий по
безработице и срока их выплаты способствует росту численности безработных и
повышению уровня безработицы.
2. Устойчивость (жесткость) заработной платы
порождает «безработицу ожидания», которая возникает в результате превышения
ставки заработной платы над ее равновесным значением (см. приложение 1).
«Жесткость» заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест:
работники становятся безработными потому, что при данном уровне заработной
платы (w0) величина
предложения труда (L2) превосходит величину спроса на труд (L1) и
люди просто «ожидают» возможности получить работу по фиксированной ставке
оплаты.
Глава 3. Состояние занятости в России
3.1.
Занятость и безработица в современной России
В нашей стране сформировалось и до сих пор
культивируется отношение к безработице как социально опасному, негативному и
даже недопустимому явлению. Слов нет, безработица нежелательна. Но с некоторым
ее реальным наличием мы уже вынуждены смириться, с тенденциями к возрастанию
тоже. Возможность поддержания постоянной полной сбалансированности между
спросом на работу и наличием рабочих мест и тем более превышения предложения
работы над спросом на нее достаточно иллюзорна и в нерыночной и в рыночной
экономике. К тому же насколько такой подход целесообразен и с экономических и с
социальных позиций?
Обычно обеспечение полной и тем более всеобщей,
поголовной занятости покупается ценой спада эффективности экономики. С другой
стороны, и безработица имеет высокую социальную цену, да и приносит
экономический ущерб. В этом свете безработицу следует воспринимать как социальное
зло, полностью избежать которого в силу несовершенства рыночного механизма
регулирования не представляется возможным. Практически речь идет о том, чтобы
принимать все возможные меры по снижению безработицы, обеспечению занятости.
Если же эти меры не приводят к успеху — пускать в ход систему социальной
поддержки и защиты безработных.
В первые годы перехода к
рыночной экономике России удалось избежать высокого уровня безработицы. В
1992—1993 годах, поданным статистики, безработица удерживалась на уровне 1%,
хотя, по оценкам отдельных экономистов, реальный уровень был существенно выше.
Существуют скрытые формы безработицы, когда при отсутствии работы и даже
рабочих мест работников не увольняют. К концу 90-х годов уровень безработицы в
России резко увеличился.
В России из 144,7 млн. населения 72,4 млн.
человек, или около 50% общей численности населения страны, составляют
экономически активное население, 18,8 млн. заняты в сфере так называемой теневой
занятости (уличная торговля, услуги населению по строительству, ремонту,
пошиву, частные услуги (уборка, приготовление пищи), репетиторство) (поэтому
официальная статистика определяет численность занятых на уровне 64 млн., или
88,2% экономически активного населения) и 1млн. (2,6%) — официально зарегистрированных
безработных. В соответствии с методологией оценки безработицы в Федеральном
законе «О занятости населения в Российской Федерации» официальный (по данным
Госкомстата) уровень безработицы составляет всего 10,2%, однако оценки,
например, английских транзитологов определяют его в границах 30%.[15]
Но если учесть скрытую
безработицу (вынужденные отпуска, неполный рабочий день, невыплаты заработной
платы), то, по оценкам экспертов, масштабы безработицы приближаются к 20%
экономически активного населения.
В процессе перехода к рыночным отношениям,
когда резко меняется отраслевая структура производства, обычно возникает
структурная безработица. В отдельных свертывающихся отраслях, к примеру, в
военно-промышленном комплексе, происходит сокращение численности и
высвобождение работников. Они могут быть нужны в других, расширяющихся
отраслях и производствах, но не готовы, не способны к этим видам деятельности.
Здесь можно отметить и
такое явление российской действительности, как затрудненная внутренняя миграция.
Это связано с неразвитым рынком жилья, транспортных услуг, а часто — и просто
с произволом местных чиновников.
На конец февраля 2003 г., по оценке Госкомстата РФ, общая численность
безработных в России сократилась на 0,5% по сравнению
с январем 2003 г. и составила 6,11 млн. чел.[16]
Уровень безработицы в стране составил в соответствии с методологией МОТ 8,5%
всего экономически активного населения страны. При этом число официально
зарегистрированных безработных в феврале выросло на 3,8% по сравнению с январем
и составило 1,621 млн. чел. (26,5% от общего количества безработных). По
сравнению с ситуацией на конец февраля 2002 г. общая численность безработных в
России за год возросла на 2,4%, в том числе официально зарегистрированных – на
12,2% .
Численность экономически активного
населения в России по состоянию на конец февраля 2003 г. оценивалась
Госкомстатом в 71,5 млн. чел., или около половины от общей численности
населения страны. Порядка 60,8% (39,8 млн. чел.) всех занятых в России в январе
2003 г. работали на крупных и средних предприятиях.
По данным
Госкомстата, преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и
средних организациях. В январе 2003 г. на них работало 39,8 млн. чел., или
60,8% общей численности занятых, а в январе 2002 г. в крупных и средних
организациях работало 40,7 млн. чел., или 63% общей численности занятых.
С января 1998 г. темп сокращения уровня общей безработицы по методологии
МОТ практически идентичен сокращению уровня безработицы в соответствии с
регистрацией безработных в государственных службах занятости (показатель общей
численности безработных к экономически активному населению сократился на 25,4%,
показатель численности безработных, зарегистрированных в государственных
службах занятости, к численности экономически активного населения сократился на
26,9%). Однако за последний год ситуация изменилась. Так, с конца февраля 2002
г. по конец февраля 2003 г. темп роста уровня общей безработицы уступает темпу
роста показателя зарегистрированной безработицы (1,7% против 13%
соответственно).
Также стоит отметить, что коэффициент напряженности
на рынке труда составил, по данным Минэкономразвития РФ, в конце февраля 2,2
ищущего работу на 1 вакантное место. На конец 2002 г. данный показатель
составлял 1,8.
С 1998 г. произошло значительное сокращение
нагрузки незанятого населения на 1 заявленную вакансию. Однако со II половины
2002 г. наблюдается ухудшение динамики. Стоит также отметить схожесть динамики
в течение истекшего года с 2000 г. (корелляция более 0,5) и влияние сезонного
фактора на показатель напряженности на рынке труда.
Несущественно изменилась за последние годы группа регионов с наиболее
высокими показателями уровня безработицы. По данным РЦЭР, наиболее высокие
показатели отмечены в Республике Ингушетия (в январе 2003 г. уровень
безработицы составил 11,9%) Корякском АО (11,4%), Республике Тыва (8,6%),
Агинском Бурятском АО (6,7%). К другим регионам с максимальными показателями
безработицы (более 5%) относятся также традиционно имеющие высокие показатели
Республика Дагестан (6,0%) и Таймырский АО (5,6%). Далее следуют 3 региона,
также традиционно входящие в число «аутсайдеров». К ним относятся Магаданская
область (4,4%), Читинская область, а также Ненецкий АО (по 4,3%). В январе 2002
г. 8 из 9 вышеперечисленных регионов (за исключением Ненецкого АО) входили в
«десятку» регионов с наиболее высокими показателями уровня безработицы.
Наименьший уровень безработицы в январе 2003 г. зафиксирован в Липецкой
области (0,7%). Еще в 3 субъектах РФ (Москва, Оренбургская и Тверская области)
уровень безработицы в январе 2003 г. составил 0,8%. После вышеперечисленных
регионов следуют Санкт-Петербург, Краснодарский край, Нижегородская и
Смоленская области, где показатель составил 0,9%. Группа регионов с самыми
низкими показателями, также как и с самыми высокими, остается в течение
последнего года практически без изменений.
Анализ изменения уровней занятости в основных секторах экономики
подтверждает предположение о деиндустриализации России.[17]
Уровень занятости в российской промышленности в последние годы очень
сильно упал по сравнению с началом переходного периода, а общая численность
работников сферы услуг выросла, в основном благодаря большому росту занятости в
секторе рыночных услуг. Сокращение занятости в промышленности сопровождалось
ростом занятости в сфере рыночных услуг, который, однако, был недостаточным для
того, чтобы компенсировать общее падение занятости. (Следует отметить, что,
согласно уточненным данным, в последние годы занятость в сфере нерыночных услуг
опять начала увеличиваться).
Ситуация на рынке труда России в последние годы оставалась относительно
стабильной, что безусловно вызвано общим экономическим ростом. Однако ожидаемая
активизация процессов высвобождения работников в связи со структурными
преобразованиями в отдельных отраслях экономики и реформирование Вооруженных
Сил вызовет приток граждан на рынок труда. Отмечавшаяся в 1999-2002 гг.
тенденция увеличения численности занятых в экономике и снижения общей
численности безработных сменилась в 2003 г. на противоположную. В среднем за
2003 г., по предварительной оценке Центра экономической конъюнктуры, в
экономике занято 65,4 млн. человек, что на 0,9% меньше, чем в предыдущем году.
Общая численность безработных (рассчитанная в соответствии с методологией МОТ) увеличится
до 6,2 млн. человек (8,6% численности экономически активного населения).[18]
В 2004 г. среднегодовая численность занятых может снизиться на 0,6% к
предыдущему году, а среднегодовая численность безработных (по МОТ) вырасти на
4,8-5%. Общий уровень безработицы может составить в 2004 г. 9-9,2% численности
экономически активного населения. На увеличение общей численности безработных
может оказать определенное влияние продолжающийся рост численности населения в
трудоспособном возрасте в 2004 г., а также недостаток инвестиций для создания
новых рабочих мест.
На регистрируемом рынке труда в 2004 г. следует также ожидать некоторого
увеличения официально зарегистрированных безработных. По оценке Центра
экономической конъюнктуры, численность официально зарегистрированных
безработных в 2004 г. (в среднем за год) составит примерно 1,6-1,8 млн. человек
(2,3-2,5% численности экономически активного населения). При этом доля
официально зарегистрированных безработных в общей численности безработных
увеличится с 25% в 2003 г. до 26-28% в 2004 г.
3.2. Государственная политика занятости
Основная цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и
в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически
это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия
структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.
Управление занятостью
является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта
политика осуществляется Министерством экономического развития и торговли,
Министерством труда и социального развития, Федеральной службой занятости,
Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.
Непосредственное
управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Опыт
развитых стран показывает, что в центральном аппарате службы занятости должно
работать около 5% общей численности службы.[19]Основной
объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные
(городские и районные) службы занятости.
Служба занятости,
регулируя рынок труда, призвана содействовать найму, подготовке и
переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.
Основными принципами в
работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность;
демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных
связей.
1) учет свободных мест и граждан, нуждающихся в
трудоустройстве;
2) информирование о возможностях
трудоустройства;
3) содействие гражданам в выборе подходящей
работы и работодателям в подборе необходимых работников;
4) сохранение и организация новых рабочих мест
путем прямого инвестирования и кредитования;
5) организация общественных работ;
6) организация профессионального обучения и
профессионального консультирования незанятых граждан;
7) оплата обучения, включая содержание (аренду)
помещений и выплату стипендий;
8) регистрация безработных;
9) выплата пособий по безработице и других
видов материальной помощи;
10) оформление досрочного выхода на
пенсию;
11) разработка программ занятости;
12) мероприятия по социальной защите различных
групп населения.
Для решения перечисленных
выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и
частные, присущие только ему функции.
Общими функциями служб
занятости всех уровней являются:
анализ и прогнозирование
спроса и предложения на рабочую силу;
оказание помощи в выборе
работы;
организация подготовки и
переподготовки кадров.
Для федеральной службы
частными являются функции:
разработка целевых
программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
поиск и разработка
механизма финансирования этих программ;
определение основных
направлений профессионального обучения;
создание правовой и
нормативной базы функционирования;
координация работы региональных и местных служб
занятости.
Основная цель систем управления занятостью
состоит в стимулировании спроса на
рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на
труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по
обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих
мест.
Управление занятостью
является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта
политика осуществляется Министерством экономического развития и торговли,
Министерством труда и социального развития, Федеральной службой занятости,
Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.
Непосредственное
управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Опыт
развитых стран показывает, что в центральном аппарате службы занятости должно
работать около 5% общей численности службы.[20]Основной
объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские
и районные) службы занятости.
Служба занятости,
регулируя рынок труда, призвана содействовать найму, подготовке и
переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.
Основными принципами в
работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность;
демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных
связей.
Перед службой занятости поставлены
следующие задачи:
1) учет свободных мест и граждан, нуждающихся в
трудоустройстве;
2) информирование о возможностях
трудоустройства;
3) содействие гражданам в выборе подходящей
работы и работодателям в подборе необходимых работников;
4) сохранение и организация новых рабочих мест
путем прямого инвестирования и кредитования;
5) организация общественных работ;
6) организация профессионального обучения и
профессионального консультирования незанятых граждан;
7) оплата обучения, включая содержание (аренду)
помещений и выплату стипендий;
8) регистрация безработных;
9) выплата пособий по безработице и других
видов материальной помощи;
10) оформление досрочного выхода на
пенсию;
11) разработка программ занятости;
12) мероприятия по социальной защите различных
групп населения.
Для решения перечисленных
выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и
частные, присущие только ему функции.
Общими функциями служб
занятости всех уровней являются:
анализ и прогнозирование
спроса и предложения на рабочую силу;
оказание помощи в выборе
работы;
организация подготовки и
переподготовки кадров.
Для федеральной службы
частными являются функции:
разработка целевых
программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
поиск и разработка
механизма финансирования этих программ;
определение основных
направлений профессионального обучения;
создание правовой и
нормативной базы функционирования;
координация работы
региональных и местных служб занятости.
Для местных организаций службы занятости
частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами:
регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление
актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ.
Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения.
Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов,
адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого
бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального
консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в
решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за
рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц,
освобожденных из мест заключения, и др.
Государственные меры, воздействующие на
величину и структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих мест
за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.
Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима
работы и отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как
правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина
непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной
продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих
мест.
Среди общих экономических мер государственного
регулирования выделим помощь в открытии предприятий, государственные субсидии
на расширение производства, открытие новых государственных предприятий,
предоставление государственных заказов промышленности в период спадов,
организацию общественных работ.
Содействие
в организации собственного дела, оказываемое службами занятости, включает как
оказание консультативной и материальной помощи, так и помощь в отборе и
подготовке работников для вновь создаваемой фирмы.
Организация общественных работ — способ создания
временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда.
Эта мера направлена на защиту безработных и не относится к тем, кто имеет
работу.
Государство обладает экономическими средствами
регулирования величины и структуры предложения рабочей силы. Налоговые
рычаги, позволяющие стимулировать или ограничивать предложение рабочей силы.
К экономическим мерам, регулирующим структуру
предложения, относится организация переподготовки населения. Основной системой
является организация переподготовки за счет фонда занятости, которая
охватывает официально зарегистрированных безработных.
Проведение активной политики на рынке труда не только активизирует
незанятых на поиск работы, но и способствует снижению материальных и
нервно-психологических затрат, связанных с поиском работы. Следовательно,
активная политика на рынке труда способствует росту эффективности общественного
труда и снижению социальной напряженности.
Заключение
Итак,
занятость – это участие граждан в производственном или непроизводственном
процессе, связанном с использованием рабочей силы для производства товаров
(услуг), с целью получения заработка, трудового дохода.
Выделяют понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость — это
состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие
работать. Эффективная занятость означает способность общественной системы
обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства рабочей силы в
соответствии с критериями образа жизни, целями социально-экономического
развития, требованиями общественного прогресса. Таким образом, если полная
занятость характеризует использование человеческого ресурса с количественной
стороны, эффективная – с качественной.
Показателями занятости являются уровень экономически активного населения
и уровень безработицы.
Безработица — это социально-экономическое
явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не
занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни
безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на
нее.
Принято различать следующие основные формы безработицы. Фрикционная
безработица связана с изменением места работы, в том числе из-за изменения
места жительства. Сезонная безработица обусловлена
сезонными колебаниями спроса на рабочую силу. Структурная безработица вызвана
изменениями в структуре спроса на труд в связи с технологическими изменениями
в экономике. Этот вид безработицы является следствием различий в структуре,
как рабочей силы, так и рабочих мест. Циклическая безработица вызвана спадом
производства в связи с фазой экономического цикла. Безработицу в России 1990-х
годов можно считать циклической, так как ВВП страны в этот период сократился
более чем наполовину. Скрытая безработица определяется численностью работников,
которые формально считаются занятыми, но не выполняют сколько-нибудь значимого
объема работы.
В последние годы состояние рынка труда оставалась относительно
стабильным, что безусловно вызвано общим экономическим ростом. Отмечавшаяся в
1999-2002 гг. тенденция увеличения численности занятых в экономике и снижения
общей численности безработных сменилась в 2003 г. на противоположную. В среднем
за 2003 г. в экономике России занято 65,4 млн. человек, что на 0,9% меньше, чем
в 2002 г. Общая численность безработных увеличилась до 6,2 млн. человек (8,6%
численности экономически активного населения).
Анализ показывает, что на российском рынке труда по-прежнему остается
огромным разрыв (в 4 раза) в показателях общей безработицы в стране и официально
зарегистрированной безработицы, что свидетельствует о слабой вере граждан
страны в способность государственных служб занятости обеспечить их достойной
работой и соответственно низких стимулах к регистрации в данных органах. По
этому вопросу отметим, что за рубежом данные показатели в основном различаются
незначительно, а в некоторых странах идентичны.
Также нельзя положительно оценить и высокую долю преобладающей части
экономически активного населения на крупных и средних предприятиях и низкую динамику
уменьшения данного показателя, что подтверждает низкий уровень развития и роль
малого бизнеса в стране. Здесь опять же ситуация обратная сложившейся во многих
экономически развитых странах.
На основе проведенного анализа видно, что нет прогресса и в выравнивании
уровня безработицы по территории страны. Высокая степень дифференциации
регионов по уровню безработицы, сложившаяся еще с советских времен в результате
неравномерного и «очагового» развития экономики, за период с января 2002 г. по
январь 2003 г. продолжает увеличиваться.
Также необходим более целевой подход к проведению
государственной политики в области занятости, а не распыление средств и усилий,
как это происходит в настоящее время. Следовательно, должны создаваться и
получать большее распространение узконаправленные на определенную группу
населения институты занятости. В этом же ключе должна проводиться и
региональная политика в области занятости, а именно необходим более системный
подход к распределению средств и усилий на уменьшение безработицы в регионах.
Не стоит забывать и о политике косвенного воздействия на рынок труда через
создание институциональной среды, благоприятно влияющей на уровень безработицы
в стране. Например, проведение эффективной политики по развитию малого бизнеса,
которой в настоящее время не наблюдается.
Список литературы
1.
Анализ ситуации на рынке труда России в 2002 – начале 2003 гг. // Вестник Русского экономического общества,
№81, 05 апреля 2003 г.
[1]
Владимирова Л. П. Экономика труда. – М.: «Дашков и Ко», 2000, С. 25.
[2]
Виноградов В. В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002, С. 36.
[3]
Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: «Дашков и Ко», 2003, С.
374.
[4]
Владимирова Л. П. Экономика труда. – М.: «Дашков и Ко», 2000, С. 26.
[5]
Волгин Н. Усиление социальной направленности экономики России. М.: РАГС, 1998,
С. 13; Карташов С., Одегов Ю. Рынок труда: проблемы формирования и управления
(на примере г. Москвы). – М.: Финстатинформ, 1998, С. 8-10; Костин Л. По поводу
некоторых понятий теории рынка труда // Человек и труд, 1998, № 12, С. 35.
[6]
Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения,
экономика ресурсов для труда. – М.: МИК, 1998, С. 54.
[7]
Котляр А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики, 1998, № 1, С. 34 – 36, 40
– 41.
[8]
Райзберг Б. А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 2001, С. 140.
[9]
Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: «Дашков и Ко», 2003, С.
377.
[10]
Владимирова Л. П. Экономика труда. – М.: «Дашков и Ко», 2000, С. 28.
[11]
Экономика / Под ред. Булатова А. С. – М.: Издательство БЕК, 1997, С. 242.
[12]
Владимирова Л. П. Экономика труда. – М.: «Дашков и К0», 2000, С. 29.
[13]
Курс экономики / Под ред. Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001, С. 145.
[14]
Экономическая теория / Под ред. Сумцовой Н. В., Орловой Л. Г. – М.: ЮНИТИ,
2000, С.434.
[15]
Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2002, С. 138-139.
[16] Анализ ситуации на рынке труда
России в 2002 – начале 2003 гг. // Вестник Русского экономического общества, №81, 05 апреля 2003 г. [17] Доклад об экономике России /
Всемирный банк, 2004 /#"#_ftnref18"
name="_ftn18" title="">[18]
Безруков В., Сафронов Б., Мельников Б. Социально-экономическое развитие
Российской Федерации в 2003 году и прогноз на 2004 год // Экономист, 2004, № 1,
С. 19.
[19]
Генкин Б. М. Экономика и социология труда. – М.:
Экономика и социология труда. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2000, с.
368.
[20]
Генкин Б. М. Экономика и социология труда. – М.:
Экономика и социология труда. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2000, С.
368.