Гос и муниципальные унитарные предприятия
Государственные
и муниципальные унитарные предприятия
Содержание
стр
Введение................................................................................................2
1.
Развитие
правового регулирования организации и
деятельности
государственных и муниципальных
унитарных
предприятий.....................................................................4
2.
Правовое
регулирование деятельности государственных и
муниципальных унитарных
предприятий:
2.1.
Понятие и
виды..........................................................................9
2.2.
Правоспособность
унитарного предприятия.........................12
2.3.
Учреждение
унитарного предприятия....................................18
2.4 Имущество и уставной
фонд....................................................21
2.4.
Управлением
унитарным предприятием.................................25
2.5.
Реорганизация и
ликвидация унитарных предприятий.........26
3. Практическое задание.....................................................................
29
Заключение............................................................................................38
Библиография........................................................................................40
Введение
В любой промышленно развитой
стране предприятие занимает центральное место в хозяйственном комплексе,
создавая основную массу национального дохода.
От успеха деятельности
предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта,
социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворения в
материальных и духовных благах население страны.
Развитие
частноправовых начал в регулировании экономических отношений не только не привело
к «отмиранию» государственных и муниципальных унитарных предприятий, но
подтвердило обоснованность и перспективность сохранения указанных
организационно-правовых форм коммерческих организаций. Юридическая конструкция
хозяйственного ведения как вещного права востребована и воспринята
предпринимательским оборотом.
Сравнимое с правом собственности право хозяйственного ведения, соединенное с
коммерческой организацией (унитарным предприятием) - полноправным участником
имущественных отношений, становится центральным, базовым звеном не только в
отношениях унитарного предприятия с собственником имущества, но и в положении
унитарного предприятия среди иных субъектов гражданского права.
Унитарные предприятия, таким образом, продолжат участие в гражданском обороте в
качестве «полноценных» юридических лиц.
В
составе имущества Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования выделяются вещи, имущественные права и т.п., которые
в составе единого объекта - предприятия как имущественного комплекса
закрепляются за унитарным предприятием и становятся отдельным самостоятельным
объектом хозяйственного ведения.
Начало перестроечных процессов в
России конца XX века, легализация и защита всех форм
собственности, либерализация рынка привнесли насущную необходимость в правовом
регулировании оборота предприятий.
Говоря об актуальности этой
проблемы, нельзя не отметить явное невнимание к государственным предприятиям в
юридической литературе. Ученые - цивилисты рассматривают правовые вопросы их
организации и деятельности весьма сдержанно и односторонне. Чаще всего об этом
упоминают разве что «при характеристике видов юридических лиц»1.
Авторы книг по
предпринимательскому праву также ограничиваются этими краткими характеристиками
(Жилинский С.Э. Предпринимательское право. М., 1999. С. 94 - 98; Курс
предпринимательства / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. М., 1997. С. 128
– 131).
Другие ученые выделяют в данной
проблеме преимущественно публично - правовые аспекты ( Котелевская И.В.,
Тихомиров Ю.А. Государственная собственность: юридические режимы и управление
// Право и экономика. 1998. N 12).
Тем не менее, проводимый курс
руководства страны на усиление государственности в экономике страны, видимо,
приведет к повышению внимания, которое будет оказываться государственным
предприятиям, когда государство осознает необходимость полноценного
присутствия данных предприятий в промышленном и оборонном комплексе страны.
Это не случайно, когда прошла
стихийная волна разгосударственности предприятий страны в период приватизации.
В связи с этим, целью работы
является рассмотрение понятия и правового статуса государственных и
муниципальных унитарных предприятий и их значение народно-хозяйственном
комплексе страны.
1.Развитие правового регулирования
организации
и деятельности государственных
предприятий
В нашей стране многократно
менялись концепции государственных предприятий и, соответственно, их правовое
положение. С первых дней возникновения Советского государства был взят курс на
национализацию заводов и фабрик, создание государственных предприятий в
промышленности, строительстве, а позже - в сельском хозяйстве и торговле.
« Постепенно удельный вес
государственного сектора в экономике превысил 90 процентов. Государственное
предприятие во всех отраслях экономики заняло доминирующее положение»1. В условиях централизованного
планирования и управления действовали предприятия различной подчиненности -
союзные, союзно - республиканские, республиканские, областные, городские,
районные.
В дальнейшем предпринимались меры по перестройке
управления промышленностью, строительством и сельским хозяйством. Но лишь в
конце 60-х годов более четко наметились подходы к повышению роли предприятий
как ключевого звена экономики.
Выражением этого курса, правда, очень
непоследовательного и противоречивого, явилось принятие ряда правовых актов -
Положения о производственном предприятии (1968 г.), Общего положения о
всесоюзном и республиканском промышленных объединениях (1973 г.), Положения о
производственном объединении (комбинате) (1974 г.).
« В 1979 г. было принято решение «Об улучшении
планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение
эффективности производства и качества работы», а несколько раньше, в 1976 г., -
«О совершенствовании хозяйственного механизма в строительстве»1.
Принятый в 1987 г. Закон
СССР «О государственном предприятии (объединении)» расширил самостоятельность
предприятий в вопросах планирования, труда, управления и договорных отношений.
Эти и другие решения и практические меры по их реализации повлияли на
хозяйственную ситуацию, но лишь в какой-то мере. Сохранялись жесткие
административно - бюрократические методы руководства.
С изменением системы
экономических отношений и признанием равенства форм собственности меняется и
подход к государственным предприятиям.
Как отмечает Н.И. Косякова
«В развитии правового положения этих предприятий за последнее десятилетие можно
выделить три этапа.
Первый - условно охватывает 1990 -
1995 гг., когда коренным образом менялась их роль в экономике. Решению этой
задачи отвечали Законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
(1990 г.), «О приватизации предприятий» (1991 г.), открывшие простор главным
образом для формирования и развития субъектов предпринимательства.
Государственные предприятия рассматривались скорее как объект для приватизации
и акционирования, чему был посвящен ряд указов Президента Российской Федерации.
Кульминацией стал Указ от
23 мая 1994 года «О реформе государственных предприятий». Впервые встал вопрос
о прекращении создания новых федеральных государственных предприятий с
закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного
ведения. Предполагалось на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных
государственных предприятий и хозяйствующих учреждений создавать казенные
заводы и фабрики и казенные хозяйства с закреплением за ними на праве
оперативного управления всего имущества бывших государственных предприятий.
Устанавливалось, что казенный завод самостоятельно реализует свою продукцию и
использует прибыль, если иное не установлено законодательством и его уставом»1.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года был утвержден
«Порядок планирования и финансирования, ответственности казенных заводов
(казенных фабрик, казенных хозяйств)».
Уменьшение роли
государственных предприятий в период приватизации и либеральных реформ в России
в начале девяностых годов XX века привело к
сужение правовой базы государственных предприятий и стало одним из факторов
падения их роли и уменьшения удельного веса в экономике.
Назрела очевидная поддержка
государственных предприятий.
Наступление второго этапа в
развитии правового положения государственных предприятий связано с вступлением
в действие в 1995 г. первой части Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 113 ГК РФ было введено
их новое нормативное понятие – «унитарное предприятие». Таковым признается
коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за
ним собственником имущество. Оно является неделимым, находится в
государственной собственности и принадлежит этому предприятию на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления. Статьи 114 и 115 ГК РФ определили
признаки унитарного предприятия, основанного соответственно на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления.
Курс на приватизацию,
который был закреплен и продолжен Федеральным законом «О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в
Российской Федерации» (июль 1997 года). Почти во всех его статьях
государственное и муниципальное унитарное предприятие рассматривается в
одинаковых режимах - при преобразовании их в открытое акционерное общество, 100
процентов акций которых находится в государственной или муниципальной
собственности (ст. 20), при продаже на коммерческом конкурсе и аукционе (ст.
21, 22), внесении имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных
обществ (ст. 23).
Между тем в течение 1996 -
1999 гг. довольно активно проводился курс на государственно - правовое
регулирование отдельных сторон организации и деятельности государственных
предприятий. Принят ряд решений Правительства Российской Федерации о передаче
федеральных государственных предприятий в собственность субъектов Российской
Федерации и муниципальную собственность, об организации учета федерального
имущества и ведении его реестра, об обеспечении эффективного его использования,
об утверждении уставов крупных государственных унитарных предприятий.
Концепция управления
государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, которая была
утверждена Правительством Российской Федерации 9 сентября 1999 года, определила
цели, задачи, принципы управления государственным имуществом.
Концепция стала основным
нормативно - программным документом в данной сфере, определив третий этап в
развитии государственных предприятий. В соответствии с ее положением
Правительство приняло в конце 1999 - начале 2000 гг. ряд важных решений. К их
числу относятся:
-
Постановление от
4 октября 1999 года «Об утверждении порядка отчетности руководителей
федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской
Федерации в органах управления открытых акционерных обществ»;
-
от 6 декабря 1999
года «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве
хозяйственного ведения»;
-
от 9 декабря 1999
года «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в
собственность субъектов Российской Федерации».
3 февраля 2000 года принято Постановление
Правительства «Об усилении контроля за деятельностью федеральных
государственных предприятий и управлением находящимися в федеральной
собственности акциями открытых акционерных обществ». В начале 2000 г.
Мингосимущество утвердило Типовой устав государственного унитарного предприятия
и типовой контракт с его руководителем.
Несомненно, что такое большое количество нормативных
актов не лучшим образом сказывалось на правовое регулирования деятельности государственных
предприятий.
Поэтому, третий этап ознаменовался принятием Федерального Закона «О
государственных и муниципальных предприятиях» от 14 ноября 2002г. №161-ФЗ,
который определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение
государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного
предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания,
реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
2.Правовое
регулирование деятельности государственных и
муниципальных унитарных предприятий
2.1 Понятие и виды
В
отличие от прежних советских конституций Конституция Российской Федерации 1993
г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и
общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной
или ведущей, равно как не предусматривает и ограничений для других форм.
Действующая
Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности
и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и
недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности
и равную их защиту.
В
ст. 8 Конституции РФ в целом признаются и равным образом, одинаково защищаются
разные формы хозяйствования, экономическая (хозяйственная) деятельность
различных субъектов: физических лиц (граждан) и юридических лиц (организаций и
общественных объединений), действующих на базе частного, государственного,
муниципального или какого-либо иного имущества, принадлежащего этим лицам
(закрепленного за ними) на законных основаниях. Содержание и значение
закрепленного в ст. 8 конституционного принципа состоит в установлении равного,
общего правового режима для всех законно существующих форм хозяйствования.
Гражданский
кодекс РФ регулирует деятельность государственных и муниципальных предприятий в
ст. 113-115.
Согласно
ч. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных
предприятий определяется ГК РФ и Законом о государственных и муниципальных
унитарных предприятиях.
Унитарным
предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом
собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
В
зависимости от объема правомочий различаются унитарные предприятия, основанные
на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве
оперативного управления. И право хозяйственного ведения, и право оперативного
управления носят вещный характер (ст. 126 ГК РФ).
Особенности
хозяйственного ведения и оперативного управления как вещных прав унитарного
предприятия, разграничения правомочий собственника и правомочий унитарного
предприятия, владеющего имуществом на иных вещных правах, предусмотрены ст.
114, 115, 294 - 300 ГК РФ.
Унитарные
предприятия являются коммерческими организациями, т.е. юридическими лицами,
преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности
(ст. 50 ГК РФ). Основная цель унитарного предприятия как коммерческой
организации достигается имущественной обособленностью (право хозяйственного
ведения или оперативного управления), организационным единством, способностью
от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные
неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст.
48 ГК РФ).
В
основание классификации унитарных предприятий по уровню положено разграничение
ранее единой государственной собственности. Так, в соответствии с
Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О
разграничении государственной собственности в Российской Федерации на
федеральную собственность, собственность республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»1
объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, необходимые
для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и
решения общероссийских задач, объекты оборонного производства, объекты
отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и
развитие других отраслей народного хозяйства, составляют исключительную
собственность Российской Федерации. И существующие или созданные на базе этого
имущества унитарные предприятия соответственно относятся к ведению Российской
Федерации.
Аналогичным
образом указанное Постановление определяет имущество субъектов Федерации и
муниципальных образований.
В
Законе дается исчерпывающий перечень видов унитарных предприятий.
В
основу перечня положены:
-право,
на основании которого унитарному предприятию принадлежит переданное собственником
имущество, - хозяйственное ведение или оперативное управление;
-непосредственный
собственник имущества унитарного предприятия - Российская Федерация, субъект
Российской Федерации и муниципальное образование.
На
основании этого можно представить следующую схему унитарных предприятий:
-
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:
а)
федеральное государственное предприятие;
б)
государственное предприятие субъекта Российской Федерации, или государственное
предприятие;
в)
муниципальное предприятие;
-
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:
а)
федеральное казенное предприятие;
б)
казенное предприятие субъекта Российской Федерации, или казенное предприятие;
в)
муниципальное казенное предприятие.
Названные
шесть видов унитарных предприятий исчерпывают формы участия государства и
муниципальных образований в предпринимательской деятельности посредством
создания юридических лиц - коммерческих организаций.
Унитарное предприятие должно иметь круглую печать.
Неделимость имущества унитарного предприятия обусловила и прямой запрет
создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в
собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или
муниципальных образований.
2.2. Правоспособность унитарного предприятия
В
соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права,
соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных
документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Цели
деятельности юридического лица (в отличие от правоспособности граждан) по
общему правилу очерчивают пределы его правоспособности.
Изъятие
из этого общего правила ГК допускает только в отношении коммерческих
организаций, правоспособность которых не зависит от целей создания:
коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов
организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести
гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности,
не запрещенных законом.
Таким
образом, объем правоспособности унитарного предприятия, как и любого иного
юридического лица, может определяться только одним критерием - целями
деятельности, установленными уставом.
Согласно
ст. 113 ГК РФ (абз. 2 п. 1) унитарного предприятия должен содержать сведения
не только о целях, но и о предмете деятельности.
Кроме
того, п. 3 ст. 9 Закона предписывает уставу унитарного предприятия в
обязательном порядке содержать сведения не только о целях, предмете, но и о
видах деятельности.
Цели
деятельности в отдельных случаях могут совпадать с целями создания унитарных
предприятий (п. 4 ст. 8 ). Четко определенные цель и предмет деятельности
конкретного унитарного предприятия должны быть указаны в решении собственника
об учреждении унитарного предприятия (п. 5 ст. 8) и его уставе (п. 3 ст. 9).
Закон
содержит дополнительный ряд конкретных императивных запретительных норм.
Расположенные в различных статьях Закона, эти запреты еще более сужают
специальную правоспособность унитарного предприятия.
Авторский
коллектив во главе с научным руководителем С.С. Алексеевым научно-практического
комментария Закона, собрав в единый перечень ограничения представляет их
следующим образом:
1)
государственное или муниципальное предприятие до момента завершения
формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать
сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального
предприятия (ст. 3);
2)
унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных
организаций;
3)
решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой
организации может быть принято только с согласия собственника имущества
унитарного предприятия;
4)
распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного
общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию
акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника
его имущества;
5)
государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее
ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в
качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или
товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия
собственника имущества государственного или муниципального предприятия;
6)
движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие
распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять
деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого
предприятия;
7)
государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия
собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов,
поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой
требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества;
8)
уставом государственного или муниципального предприятия могут быть
предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может
осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (ст. 18);
9)
федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом
распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства
Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной
власти;
10)
казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным
способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия
уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
11)
муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом
распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного
органа местного самоуправления;
12)
уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных
сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника
имущества такого предприятия;
13)
казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том
числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих
его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены
уставом такого предприятия;
14)
деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой
доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия
(ст. 19);
15)
сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного
предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия
собственника имущества унитарного предприятия (ст. 22);
16)
решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника
имущества унитарного предприятия (ст. 23);
17)
унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию
с собственником имущества унитарного предприятия объема и направлений
использования привлекаемых средств (ст. 24)1.
Государственное
или муниципальное унитарное предприятие до момента завершения формирования
собственником его имущества уставного фонда (трех месяцев - ст. 13) не вправе
совершать сделки, не связанные с учреждением унитарного предприятия.
Унитарное предприятие обязано
осуществлять отдельные виды деятельности, указанные в Федеральном законе «О
лицензировании отдельных видов деятельности»1, только на основании лицензии.
Статья
54 Закона развивает положение ч.3 ст. 113 ГК РФ, согласно которой наименование
и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных
документах. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (в т.ч.
унитарное предприятие), должно иметь фирменное наименование. Унитарное
предприятие, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном
порядке, имеет исключительное право его использования.
Место
нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной
регистрации. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации по месту
нахождения его исполнительного органа в уполномоченном государственном органе в
порядке, определяемом Федеральным Законом «О государственной регистрации
юридических лиц» от 8 августа 2001г. №129-ФЗ.2
Данные государственной регистрации включаются в Единый
государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления на
основании Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня
2002 г. N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»3.
Законом
предусмотрена обязанность унитарного предприятия иметь почтовый адрес, по
которому с ним осуществляется связь. Об изменении почтового адреса унитарное
предприятие должно уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию
юридических лиц.
Унитарное
предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать
филиалы и открывать представительства.
Филиалом
унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное
вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции
или их часть, в том числе функции представительства.
Представительством
унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное
вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного
предприятия и осуществляющее их защиту.
Представительства
и филиалы унитарных предприятий как территориально обособленные структурные
подразделения характеризуются аналогично филиалам и представительствам любого
юридического лица (ст. 55 ГК РФ).
Единственное,
но тем не менее существенное отличие в правовом положении филиалов и
представительств унитарных предприятий - необходимость согласования создания
указанных структурных подразделений с собственником имущества (Российской
Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием).
Принцип
полной имущественной ответственности юридического лица, предусмотренный в ГК
РФ, распространяется на унитарные предприятия, отвечающие по обязательствам
всем принадлежащим им на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления имуществом.
Собственник
имущества унитарных предприятий - Российская Федерация, субъект Российской
Федерации, муниципальное образование - по общему правилу не отвечает по
обязательствам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного
ведения. И ГК РФ, и Закон об унитарных предприятиях предусматривают возможную
субсидиарную ответственность собственника имущества унитарных предприятий
только в случае несостоятельности (банкротства), вызванной собственником их
имущества.
При
недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарная ответственность
собственника наступает по любому обязательству и независимо от
несостоятельности (банкротства) казенного предприятия.
2.3.
Учреждение унитарного предприятия
В
гражданско-правовых отношениях участвуют три категории публично-правовых
образований:
1)
Российская Федерация;
2)
субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального
значения, автономная область, автономные округа;
3)
муниципальные образования - городские, сельские поселения и др., указанные в
Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации»1
Решения
о создании федеральных унитарных предприятий принимаются Правительством РФ на
основании совместного представления Минимущества России, Министерства экономики
РФ и федерального органа исполнительной власти, на который в соответствии с
действующим законодательством возложены координация и регулирование
деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Кроме того, в
случаях, указанных в Законе, учреждение федеральных предприятий подлежит
согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории
которых будет размещаться производство этих предприятий.
Причиной
учреждения унитарных предприятий должна являться необходимость осуществления
деятельности в целях, закрепленных в п. 4 ст. 8 Закона, а во-вторых, унитарные
предприятия не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их
деятельности, определенным законом или иными правовыми актами.
На
это указывает п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N
6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации» 2, где говорится, что
при разрешении споров необходимо учитывать, что коммерческие организации, за
исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом,
наделены общей правоспособностью (статья 49) и могут осуществлять любые виды
предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных
документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий
(законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация
вправе заниматься.
Необходимо
отметить, что указанный в Законе перечень случаев создания как государственных
и муниципальных, так и казенных предприятий является исчерпывающим и
расширенному толкованию не подлежит.
Правовую
основу деятельности любого юридического лица составляет наличие учредительных
документов, в которых конкретизируются общие нормы права применительно к своим
интересам, закрепляются цели, задачи, а также структура юридического лица.
Учредительные
документы должны предусматривать наименование и место нахождения юридического
лица, порядок управления его деятельностью, а также иные сведения,
предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида (п. 2 ст. 52
ГК РФ).
Учредительным
документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является
его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или
органом местного самоуправления.
Устав
унитарного предприятия должен содержать:
полное
и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;
указание
на место нахождения унитарного предприятия;
цели,
предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
сведения
об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества
унитарного предприятия;
наименование
органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
порядок
назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок
заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с
трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права
нормативными правовыми актами;
перечень
фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и
использования этих фондов;
иные
предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Устав
государственного или муниципального предприятия, кроме того, должен содержать
сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его
формирования, а также о направлениях использования прибыли.
Устав
казенного предприятия должен содержать сведения о порядке распределения и
использования доходов казенного предприятия.
Унитарное
предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем
государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном
Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».
Органом,
осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является МНС и его
территориальные подразделения в соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной
власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц»1.
2.4.
Имущество и уставной фонд унитарного предприятия
В
Законе содержится открытый перечень источников, за счет которых может
формироваться имущество унитарного предприятия.
Во-первых,
это имущество, передаваемое унитарному предприятию собственником, закрепляемое
за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Во-вторых,
это доходы унитарного предприятия, полученные в процессе осуществления его
деятельности.
Кроме
того, имущество унитарного предприятия может формироваться и за счет иных, не
противоречащих законодательству источников. Например, к таким источникам могут
быть отнесены заемные средства, в т.ч. кредиты банков и иных кредитных
организаций и пр.
Следовательно,
имущество переходит к унитарному предприятию с момента вручения, т.е. с момента
его фактического поступления во владение унитарного предприятия. На практике
таким моментом считают дату утверждения баланса предприятия или поступления
имущества по смете.
Закон
впервые закрепил, что уставный фонд государственного или муниципального
предприятия, как и соответствующий капитал хозяйственных обществ, выполняет
гарантийную функцию, поскольку представляет собой минимальный размер имущества
государственного и муниципального предприятия, обеспечивающего интересы
кредиторов такого предприятия. Поэтому, образование уставного фонда в
унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, является
обязательным.
До
принятия комментируемого Закона было установлено, что размер уставного фонда
как государственного, так и муниципального предприятия не должен быть менее
суммы, равной 1000 МРОТ, установленных законодательством Российской Федерации
на дату представления учредительных документов для регистрации.
Пункт
3 ст. 12 Закона устанавливает, что минимальный размер уставного фонда
государственного предприятия должен составлять не менее 5000 МРОТ,
установленных федеральным законом на дату государственной регистрации
государственного предприятия, а муниципального предприятия - не менее 1000
МРОТ.
Уставный
фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за
счет денег, ценных бумаги, других вещей кроме изъятых из оборота, имущественных
права и иных прав, имеющие денежную оценку, к которым, в частности, относятся
права пользования объектами интеллектуальной собственности.
В
казенном предприятии уставный фонд не формируется. Поскольку собственник
имущества казенного предприятия несет субсидиарную (дополнительную)
ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его
имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ и п. 3 ст. 7 Закона), то в создании уставного
фонда, выполняющего гарантийную функцию - функцию гарантирования интересов кредиторов,
в казенном предприятии нет необходимости.
Закон
устанавливает иной срок от ГК РФ для формирования уставного фонда: три месяца с
момента государственной регистрации предприятия. При этом государственное или
унитарное предприятие до момента завершения формирования уставного фонда не
вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или
муниципального предприятия.
В
законе впервые предусмотрено правило о возможности увеличения уставного фонда
государственного и муниципального предприятия.
Увеличение
уставного фонда происходит по решению собственника, определяющего имущество, за
счет которого будет производиться увеличение: или за счет дополнительно
передаваемого собственником имущества, или за счет доходов, полученных
предприятием в результате осуществления его деятельности.
Собственник
имущества государственного или муниципального предприятия вправе, а в случаях,
указанных в Законе, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия.
По
общему правилу, установленному ст. 294 ГК РФ, государственное или муниципальное
унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного
ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах,
определяемых в соответствии с ГК РФ.
Порядок
распоряжения имуществом государственного или муниципального предприятия
строится в зависимости от деления имущества предприятия на движимое и
недвижимое.
Движимым
имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения,
последнее распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных
Законом или иными правовыми актами.
Что
касается недвижимого имущества, то государственное или муниципальное
предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать
его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный
(складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом
распоряжаться таким имуществом без согласия собственника (абз. 1 п. 2 ст. 295
ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона).
Право
распоряжения (а также владения и пользования) закрепленным за ним имуществом
казенное предприятие осуществляет:
1)
в пределах, установленных законом (п. 1 ст. 296 ГК РФ);
2)
в соответствии с целями своей деятельности (п. 1 ст. 296 ГК РФ, п. 2 ст. 19
Закона об унитарных предприятиях);
3)
в соответствии с заданиями собственника (п. 1 ст. 296 ГК РФ);
4)
в соответствии с назначением имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
На
совершение всех сделок, связанных с отчуждением имущества, как движимого, так и
недвижимого, казенное предприятие должно получить согласие собственника, чем
существенно ограничивается принцип свободы договора в гражданском праве.
Как
справедливо замечает В.А Дозорцев « право оперативного управления - это способ
осуществления права собственности, но не самостоятельное вещное право»1.
Нельзя
не согласиться и с другой точкой зрения И.В Ершовой « казенные предприятия
создаются не столько для извлечения прибыли, сколько для удовлетворения
публичных интересов государства, обеспечения государственных нужд»2.
2.5.
Управление унитарным предприятием
В
п. 17 ст. 20 Закона содержится 17 оснований для реализации собственником своих
прав в отношении унитарных предприятий (государственных и муниципальных
унитарных предприятий и казенных унитарных предприятий).
«Основания
для реализации собственником своих прав в отношении унитарных предприятий в
соответствии с п. 1 комментируемой статьи могут быть подразделены на несколько
групп:
1)
касающиеся определения самого существования унитарного предприятия; его
руководство (подп. 1, 4 - 8, 13, 14);
2)
касающиеся определения содержания хозяйственной деятельности унитарного
предприятия (подп. 2, 3, 12);
3)
касающиеся участия в хозяйственной деятельности предприятия (подп. 10, 13, 15);
4)
общий контроль (подп. 9, 11, 16)»1.
Законом
установлено жесткое структурное построение в управлении унитарным предприятием:
оно возглавляется руководителем - единственным органом управления и единоличным
исполнительным органом (директором, генеральным директором). В соответствии со
ст. 20 комментируемого Закона собственник имущества, переданного в
хозяйственное ведение, назначает на должность руководителя унитарного
предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в
соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового
права нормативными правовыми актами.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке
заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных
государственных унитарных предприятий»2 определило, что
назначение (а в дальнейшем и заключение трудового договора) руководителей
унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе.
Полномочие
собственника имущества на назначение руководителя унитарного предприятия влечет
и подотчетность директора (генерального директора) собственнику.
В
Законе установлены правоограничения (запреты), обусловленные особенностями
должности руководителя унитарного предприятия и характером отношений между
учредителем - собственником имущества и единоличным исполнительным органом,
которые носят абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением
руководителем унитарного предприятия своих служебных обязанностей. Закон дает
исключительный перечень таких ограничений.
Руководитель
унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за
убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями
(бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.
Собственник
имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков,
причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного
предприятия.
2.6.
Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий
Реорганизация
унитарного предприятия может быть произведена только на основании решения
собственника его имущества.
Согласно
общему правилу ст. 125 ГК РФ п. 1 ст. 2 Закона предусматривает, что от имени
Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника
имущества унитарного предприятия осуществляют соответствующие федеральные
органы или органы субъектов Российской Федерации в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как
исключение п. 5 ст. 20 Закона специально определяет, что правомочия
собственника имущества федерального казенного предприятия по реорганизации
федерального казенного предприятия осуществляются Правительством РФ.
В
отношении остальных федеральных унитарных предприятий решение принимают
уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Решение
о реорганизации принимает собственник имущества унитарного предприятия, а
точнее, его уполномоченный государственный или муниципальный орган.
Реорганизация происходит независимо от воли самого предприятия.
В
качестве примера можно привести, например, такую форму реорганизации как
слияние, при котором происходит создание нового унитарного предприятия на базе
прекращающих свою деятельность двух или нескольких унитарных предприятий, при
этом их права и обязанности переходят к вновь возникающему.
Отличительной
чертой слияния и является то, что оно направлено на консолидацию
(объединение) имущественной основы предприятий.
В
соответствии с п. 3 ст. 29 Закона в форме слияния могут быть реорганизованы
только унитарные предприятия, имущество которых принадлежит одному и тому же
собственнику.
Для
реализации инициативы собственника по слиянию унитарных предприятий в
определенных законом случаях требуется согласие уполномоченных государственных
органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ).
Так,
ст. 17 Закона о конкуренции закреплено, что слияние и присоединение
коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по
последнему балансу превышает 200 тыс. МРОТ, осуществляются с предварительного
согласия антимонопольного органа.
Передаточные
акты являются главными документами в вопросах правопреемства созданного при
слиянии предприятия по всем правам и обязанностям предприятий, участвовавших в
слиянии.
Ликвидация
унитарного предприятия, как и всякого юридического лица, представляет собой
длительную процедуру его прекращения, завершением которой является внесение
соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Ликвидация
унитарного предприятия может осуществляться по решению уполномоченного
государственного органа или органа местного самоуправления (добровольная
ликвидация).
Вместе
с тем законодательством допускается принудительная ликвидация унитарного
предприятия по решению суда. Основаниями такой ликвидации являются грубые
нарушения закона или иных правовых актов, если они носят неустранимый характер,
в т.ч. допущенные при создании унитарного предприятия, а также осуществление
деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности,
запрещенной законом.
Требование
о принудительной ликвидации унитарного предприятия может быть предъявлено в суд
государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на
предъявление такого требования предоставлено законом (п. 2 ст. 61 ГК РФ).
Порядок
ликвидации унитарного предприятия определенный ст. 61-66 ГК РФ.
В
качестве практического задания в работе будет дана правовая оценка реально
действующего Общества с ограниченной ответственностью (далее ООО).
Общие требования к учредительным
документам юридического лица содержатся в ст. 52 ГК РФ, в которой дается
перечень необходимых требований, которые должны содержаться в учредительных
документах.
Согласно ст. 89 ГК РФ учредительными документами общества с ограниченной
ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями,
и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его
учредительным документом является устав.
В этой же статье содержится перечень требований к учредительным документам
общества с ограниченной ответственностью, которые они должны содержать помимо
ст. 52 ГК РФ.
Правовое положение ООО, кроме
ГК РФ, определяется Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной
ответственностью» о 8 февраля 1998г. №14 – ФЗ.
В п.2 ст. 12 данного Закон перечислены
требования, которые должен содержать устав ООО.
Исходя из требований, которые предъявляются к
уставу ГК РФ и данным Законом и будет проведена правовая оценка представленного
устава на предмет его соответствия указанным нормативным актам.
По понятным причинам в данном практическом
задании не будут даваться конкретные Фамилии, цифры, название ООО и т.д.
Разделе 1. «Общие положения»
Общество с ограниченной
ответственностью «ККК» создано в соответствии с действующим законодательством
РФ, а именно – Гражданским Кодексом РФ (далее по тексту – ГК РФ) и Федеральным
Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью (далее по тексту ФЗ
РФ), а также на основании решения учредителей Общества (Протокол №1 общего
собрания учредителей от «01» амарта 2004года).
Полное наименование Общества на
русском языке:
Общество с ограниченной
ответственностью «ККК»
Сокращенное наименование Общества
на русском языке: ООО «ППП».
Местонахождение Общества
(юридический адрес): Россия, Вологодская область, город Череповец, Проспект
Победы, дом 14, офис 1111.
Учредители общества являются два
физических лица с указанием их паспортных данных и места регистрации.
Общество создано для осуществления
предпринимательской деятельности и извлечения прибыли. Срок деятельности
Общества не ограничен.
Общество обладает общей
гражданской правоспособностью, вправе иметь гражданские права и нести
обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не
запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям
деятельности Общества.
Раздел 2. Финансово-хозяйственная
деятельность общества.
Ощество
вправе совершать все действия, не запрещеные действующим законодательством.
Сделки,
выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие закону,
признаются действительными.
Общество реализует свою продукцию.
Работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на
договорной основе. А в случаях, предусмотренных законодательством – по
государственным ценам.
Общество ведет бухгалтерский
учет и представляет финансовую отчетность в порядке, установленном действующим
законодательством.
3.
Цели
и виды деятельности
Общество создано с целью
реализации экономических интересов его учредителей на основе полученных доходов
путем удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в продукции,
работах услугах, предоставляемых обществом.
Основными видами деятельности
общества являются:
-
торгово-закупочная
деятельность, оптовая и розничная торговля продукцией, сырьем и материалами;
-
операции
с ценными бумагами;
-
маркетинговая
деятельность;
-
иная
производственная и коммерческая деятельность, не запрещенная действующим
законодательством РФ.
4.
Права
и обязанности участников
В разделе говорится о том, чсто участниками Общества
могут быть российские и иностранные юридические и физические лица на правах и
порядке, определяемом законодательством и Уставом.
Участники Общества имеют
следующие основные права:
-
принимать участие
в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений на общем
собрании участников Общества;
-
участвовать в
управлении делами Общества;
-
получать
информацию о деятельности Общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и
иной документацией в установленном учредительными Уставом порядке;
-
продать или иным
образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо часть ее одному
или нескольким участникам данного Общества или самому обществу;
-
в любое время
выйти из Общества независимо от согласия других его участников;
-
принимать участие
в распределении прибыли;
-
получать
причитающуюся састь прибыли от хозяйственной деятельности Общества;
-
избирать
органы управления Общества.
Участники общества несут
следующие основные обязанности:
-
вносить вклады в
порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены действующим
законодательством и учредительными документами Общества;
-
соблюдать
положения Устава, учредительного договора, решений общего собрания участников;
-
исполнять
принятые на себя в установленном порядке обязательства по отношению к обществу.
Право на участие в общем
собрании участников осуществляется как лично, так и через своего представителя.
5.
Филиалы
и представительства общества
В разделе
говорится о том. Что Общество вправе согласно решения общего собрания
участников, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа
голосов участников Общества, создавать филиалы и открывать представительства на
территории Российской федерации и за ее пределами.
6.
Имущество
общества
Имущество
общества составляют основные фонды, оборотные средства, материальные и
нематериальные ценности и финансовые ресурсы.
Источниками формирования
имущества Общества являются:
-
вклады
участников;
-
доходы от
финансово-хозяйственной деятельности;
-
кредиты банков и
других кредиторов;
-
добровольные
взносы различных организаций и граждан;
-
доходы
от ценных бумаг;
Прибыль, остающаяся у Общества
после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистая прибыль) поступает
в полное распоряжение Общества. Часть прибыли, предназначенная для
распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в
уставном капитале Общества.
Общество отвечает по своим
обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Участники Общества не отвечают
по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества,
в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Участники
Общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по
обязательствам Общества в пределах стоимости не оплаченной части вклада каждого
его участника.
7.
Уставной
капитал общества
Уставной капитал Общества определяет
минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы кредиторов.
Размер уставного капитала
Общества составляет 10 000=00 (Десять тысяч рублей 00 копеек), что
составляет 100% от уставного капитала.
Уставной капитал Общества
состоит из номинальной стоимости долей его участников.
Номинальная стоимость и размер
долей участников по данному уставу распределяется – доля номинальной
стоимостью 4 000, 00 (Четыре тысячи рублей 00 копеек), что состовляет
по 40% от уставного капитала между одному учредителю, – доля номинальной
стоимостью 6 000,00 (Шесть тысяч рублей 00 копеек), что составляет 60
% от уставного капитала общества.
Вкладом в уставной капитал
общества могут быть денежные средства в рублях и валюте, объекты недвижимости,
ценные бумаги и другие материальные ценности, а также имущественные права либо
иные права, имеющие денежную оценку.
Увеличение уставного капитала
Общества может осуществляться за счет имущества Общества, и (или) за счет
дополнительных вкладов участников Общества, и (или) за счет вкладов третьих
лиц, принимаемых в Общество.
Общество вправе, а в случаях,
предусмотренных законом. Обязано уменьшить свой уствной капитал.
Уменьшение уставного капитала
может осуществляться путем уменьшения номинальной стоимости долей участников
Общества в уставном капитале и (или) погашения долей, принадлежащих Обществу.
8.
Переход
доли (части доли)
Согласно
данного раздела Устава участник Общества может продать или иным образом
уступить свою долю (часть доли) в уставном капитале Общества одному или
нескольким участникам Общества только с согласия остальных участников общества.
Участники общества имеют право
продать или уступить иным образом свою долю (части доли) третьим лицам. При
этом участники Общества пользуются преимущественным правом покупки доли (части
доли) участника Общества по цене предложения третьему лицу пропорционально
размерам своих долей.
9.
Выход
участника из общества
Участник Общества вправе в любое время выйти из
Общества независимо от согласия других его участников или Общества.
Общество обязано выплатить
участнику Общества действительную стоимость его доли на основании данных
бухгалтерской отчетности Общества за год.
10. Управление в обществе
Органами
управления Общества являются:
-
общее
собрание участников Общества;
-
директор
Общества.
Общее
собрание участников Общества является высшим органом управления Общества.
Вопросы, отнесенные к
исключительной компетенции общего собрания Общества не могут быть переданы им
на решение исполнительному органу общества.
Каждый участник Общества имеет на
общем собрании участников Общества число голосов, пропорционально его доле в
уставном капитале Общества.
Исполнительным отганом общества
является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Общества.
Основными
полномочиями, директора Общества являются:
-
решение вопросов
финансово-хозяйственной деятельности Общества;
-
оперативное
распоряжение имуществом Общества, заключение договоров с контрагентами;
-
издание
приказов и распоряжений;
-
прием и
увольнение работников Общества;
-
разработка
организационной структуры Общества;
-
организация
ведения бухгалтерского учета Общества.
Право
подписи всех документов от лица Общества имеют директор либо лица, специально
уполномоченные им.
11. Ревизионная и аудиторская
проверка общества
Контроль и проверка
финансовой и хозяйственной деятельности Общества осуществляется
государственными органами в пределал их компетенции, ревизионной комиссией; а
также аудитом.
12. Документы общества
В данном разделе определяется перечень документов, который Общество
обязано хранить по месту нахождения его единоличного исполнительного органа.
13. Прекращение
деятельности общества
Деятельность Общества прекращается:
-
в результате
реорганизации Общества, что влечет переход прав и обязанностей, принадлежащих
Обществу, к третьим лицам (лицу) в порядке правопреемства;
-
в результате
ликвидации общества (прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей,
принадлежащих Обществу, к третьим лицам (лицу) в порядке правопреемства).
Реорганизация Общества может
быть осуществлена в формах: слияния, присоединения, разделения, выделения,
преобразования.
Общество может быть
ликвидировано по решению общего собрания участников Общества в добровольном
порядке в случаях, установленных ГК РФ и ФЗ РФ; а также по решению суда
Ликвидация Общества производится
назначенной общим собранием участников Общества ликвидационной комиссией, а в
случаях прекращения деятельности Общества по решению суда – ликвидационной
комиссией, назначаемой судом.
14.Заключительные положения
Споры
Общества с юридическими лицами и гражданами рассматриваются в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации, внутренними документами
Общества.
Во всех других вопросах,
неурегулированных настоящим Уставом, Общество руководствуется действующим
законодательством Российской Федерации.
Исходя из краткого анализа
данного устава ООО, можно сделать вывод о его соответствии тем необходимым
требованиям, которые предъявляются к уставу ГК РФ и ФЗ РФ «Об обществах с
ограниченной ответственностью».
Заключение
В начале работы была показана
значимость исследования данной темы, что в первую очередь связано с
возрастающим вниманием к государственным и муниципальным унитарным предприятиям
со стороны государства в последнее время.
Видимо, пришло осознание того, что
данная форма хозяйственных субъектов имеет право на жизнь в условиях
становления в стране рыночной экономики.
В первой главе показано развитие
правового регулирования организации
и деятельности
государственных предприятий. Значимость ее определяется необходимостью
рассмотрения разнообразных концепций государственных предприятий в разные
периоды государственности, соответственно, их правового положения.
При этом
делается акцент на выделение нескольких этапов в правовом регулировании
государственных предприятий.
Конечно, особенно отмечается важность и необходимость принятия Федерального
Закона «О государственных и муниципальных предприятиях» от 14 ноября 2002г.
№161-ФЗ, который определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое
положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного
предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания,
реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Главное место в работе уделяется правовому регулированию деятельности
государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В первую очередь дается понятие и раскрываются виды государственных и
муниципальных унитарных предприятий.
Отдельное
место в работе посвящено исследованию объема правоспособности унитарного
предприятия, который может определяться только одним критерием - целями
деятельности, установленными уставом.
Достаточно
подробно на основании действующего Закона раскрывается порядок учреждения
государственных и муниципальных унитарных предприятий, правовой статус
имущества и уставного фонда.
В
отдельных главах исследуется порядок управления, а также реорганизации и
ликвидации, рассматриваемых предприятий.
В
практическом задании была дана правовая оценка устава общества с ограниченной
ответственностью (ООО), показана структура устава,
его основные положения.
Библиография
I.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция российской Федерации. Официальный текст,
ИНФРА-Н, 2000г.
2.
Гражданский
Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11. 1994г. № 51-ФЗ, принят ГД
РФ 30.11.1994г.
3.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации». СЗ РФ. 1995.№ 34. Ст.3506.
3.
Федеральный
Закон «о лицензировании отдельных видов деятельности. СЗ РФ. 20001. №33 (ч.1).
ст.3440.
5.
Федеральный законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8
августа 2001г. №129-ФЗ. СЗ РФ. 20001.№33. ст. 3431
6. ФЗ РФ «О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002года № 161-ФЗ.
7. Указ Президента Российской
Федерации от 2 июня 1994 г. N 1114 «О продаже государственных предприятий –
должников» СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 592.
8. Постановление Правительства
Российской Федерации от 6 октября 1994 года был утвержден «Порядок планирования
и финансирования, ответственности казенных заводов (казенных фабрик, казенных
хозяйств)».
9. Постановление Правительства
Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых
договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных
предприятий». СЗ РФ. 2000. №13. Ст.1373.
10.
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном
федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную
регистрацию юридических лиц». Российская газета от 22 мая 2002г.
11. Постановления Правительства Российской Федерации от 19
июня 2002 г. N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц». СЗ РФ,
20002.№ 26. Ст.2585.
II.
Научная и
иная литература:
12. Венедиктов А.В. Государственная собственность в СССР.
М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
13 Дозорцев В.А.
Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский
кодекс России: Проблемы, теория, практика. М., 1998. С. 243.
14.Ершова И.В.
Казенное предприятие - коммерческая организация? // Хозяйство и право. 2001. N
7. С. 32 - 35.
15. Косякова Н.И. Правовое положение государственных
предприятий. Журнал россиского права, №5, 2000г.
16. Научно-практический комментарий к ФЗ «О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях». Статут, 2003.
17. Правовые проблемы руководства и
управления отраслью промышленности в СССР. М.: Наука, 1973.
III.
Материалы
судебной практики:
19. Постановление Пленумов ВС РФ
и ВАС РФ N 6/8 - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8
"О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации" (Вестник ВАС РФ. 1996. N 9).
1
Гражданское право России. Курс лекций. Ч. 1 / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.:
Изд-во Юрид. лит-ра, 1996. С. 60 - 62
1 Венедиктов А.В. Государственная
собственность в СССР. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
1 Правовые проблемы руководства и
управления отраслью промышленности в СССР. М.: Наука, 1973.
1
Косякова Н.И. Правовое положение государственных предприятий. Журнал россиского
права, №5, 2000г.
1
Ведомости РСФСР. 1992. N 3.
Ст. 89.
1
Научно-практический комментарий к ФЗ «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях». Статут, 2003.
1
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.
2
СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431.
3
СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585
1
СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506
2 Вестник
ВАС РФ. 1996. N 9).
1
Российская газета от 22 мая 2002г.
1
Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе //
Гражданский кодекс России: Проблемы, теория, практика. М., 1998. С. 243.
2 Ершова
И.В. Казенное предприятие - коммерческая организация? // Хозяйство и право.
2001. N 7. С. 32 - 35.
1
Алексеев С.С. указ. соч.
2 СЗ
РФ. 2000. N 13. Ст. 1373.