Роль кабинета иностранного языка в образовательном процессе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Кафедра английского языка и МП
РОЛЬ КАБИНЕТА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
Выпускная
квалификационная работа
по педагогике
и методике преподавания английского языка
2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Кабинет иностранного языка. Требования к
оборудованию
современного
кабинета иностранного языка
1.1.
Кабинетная
система в образовательном процессе. Оборудование кабинета иностранного языка
1.2. Интерьер
кабинета иностранного языка
1.3. Оснащение
и оборудование рабочего места учителя
1.4. Размещение
и способы хранения средств обучения в
кабинете
иностранного языка
1.5. Гигиеническая
оценка кабинета иностранного языка
Глава II. Роль кабинета иностранного языка
в образовательном
процессе
2.1. Роль кабинета
иностранных языков в создании языковой
среды
2.2.
Роль кабинета
иностранных языков в реализации индивидуально-личностного подхода
2.3.
Роль кабинета
иностранных языков в повышении мотивации учащихся к изучению иностранного языка
2.4.
Роль кабинета
иностранных языков в организации
самостоятельной
работы учащихся
Заключение
Библиография
Введение
С изменением
общественно-политической обстановки, с поднятием «железного занавеса» в России
произошло усиление интереса к изучению иностранных языков. С переходом
государства к рыночной экономике увеличились экономические контакты с
зарубежными государствами, и потребность в специалистах, владеющих иностранными
языками, резко возросла, отсюда возникла необходимость в улучшении качества
преподавания иностранных языков в средней школе.
Уже во второй половине XX века в общеобразовательных школах
стали внедряться технические средства обучения: сначала – электропроигрыватели,
кинопроекторы, позже - магнитофоны, компьютерная техника и т.п. Использование
аудиовизуальных средств повлияло на организацию учебного процесса в целом и на
обучение иностранным языкам, в частности. Во многих школах начали создаваться
кабинеты иностранных языков.
До недавнего времени не
существовало единого подхода к определению требований к оснащению кабинетов
иностранных языков в школе. В 1994 году были опубликованы «Перечни учебного
оборудования для общеобразовательных учреждений России», утвержденные
Министерством образования России. «Перечни» были составлены в соответствии с
действующей программой и новой концепцией обучения иностранным языкам,
отражающей реальное состояние преподавания языков, тенденцию в развитии
учебного оборудования по организации обучения иностранным языкам, как в нашей
стране, так и за рубежом.
В ряде источников даются
рекомендации по созданию кабинета иностранного языка и приводится описание
типичного кабинета, оснащенного электронно-акустической и оптико-проекционной
аппаратурой. В других дается описание современного, на европейском уровне
помещения с ватманом вместо доски и фломастерами вместо мела, оснащенного
современным оборудованием. Это демонстрирует, насколько важен вопрос оснащения кабинета
иностранного языка для эффективной организации образовательного процесса, кабинета,
который способствовал бы формированию у школьников познавательного интереса к
изучению иностранного языка.
Изменения в преподавании
иностранных языков, нашедшие отражения в программе, предполагали усиление
внимания к культуре стран изучаемого языка, к традициям, жизни народов, их
населяющих, лингвострановедческую направленность обучения, реализацию
деятельностного подхода, необходимость дальнейшего внедрения активных форм и
методов преподавания, формирования навыков самообразовательной деятельности,
гуманизацию и гуманитаризацию обучения. Реализация этих тенденций, а также качественное
обучение иностранным языкам в свете изменившихся подходов к процессу
преподавания в принципе невозможно без создания специализированных кабинетов,
оснащенных современным оборудованием. Именно поэтому тема данной выпускной
квалификационной работы «Роль кабинета иностранного языка в образовательном
процессе» актуальна.
Цель исследования – выявить роль кабинета иностранного
языка в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1) выявить существующие
требования к оборудованию современного кабинета иностранного языка;
2) определить направления
деятельности учителя и учащихся в рамках образовательного процесса, в
реализации которых значительную роль играет кабинет иностранных языков.
Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографии.
Глава I. Кабинет иностранного языка. Требования к
оборудованию
современного
кабинета иностранного языка.
1.1.
Кабинетная
система в образовательном процессе.
Оборудование
кабинета иностранного языка.
При обучении иностранному
языку в школе главной целью является неподготовленная устная речь. Школьников
нужно научить использовать усвоенный языковой материал для выражения своих
мыслей в соответствии с речевой ситуацией.
В методике обучения
устной речи значительное место занимает проблема отбора и организации языкового
материала, в этом смысле исключительно велика роль дидактических средств урока.
Дидактические средства специфичны для каждого предмета, что и послужило в свое
время одной из главных причин развития кабинетной системы. Кабинет – это
помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого
оборудованием. Современные кабинеты в школах, в том числе и кабинеты
иностранных языков, оснащены разнообразным специальным оборудованием и
различными дидактическими пособиями.
Оборудование и создание
современного кабинета – задача не одного дня, дело трудоемкое и требующее
специальных знаний.
Опыт создания предметных
кабинетов показал необходимость составления продуманного плана работы по
комплектованию приборов, дидактических средств и изготовления своими силами
некоторого необходимого оборудования, хотя при достаточном финансировании
большую часть оборудования можно было бы изготовить на заказ. [1]
Требования к оборудованию
современного кабинета иностранного языка приведены в «Методических материалах
по оформлению и содержанию кабинетов образовательных учреждений».
Кабинет иностранного
языка обычно рассчитан на 10-15 рабочих мест с учетом деления класса на группы.
В перечень оборудования входят:
ü стол преподавателя;
ü тумба для проекционных аппаратов;
ü подставка под магнитофон и
проигрыватель;
ü секционные шкафы для хранения
наглядных пособий и ТСО;
ü лингафонные установки. [23]
Кроме перечисленного
оборудования, кабинет иностранного языка должен быть оснащен: [15]
ü учебно-методическими комплектами и
другими средствами обучения в соответствии с «Типовыми перечнями…» учебного
оборудования по всем классам, темами устной речи и чтения». При наличии в школе
двух и более кабинетов иностранного языка каждый из них оснащается полным
комплектом учебно-наглядных пособий для организации качественного
учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями программы;
ü комплектом аппаратуры, необходимой
для включения в учебный процесс учебно-наглядных пособий Языковые лаборатории
оснащаются лингафонным устройством аудиоактивного типа и комплектом
учебно-наглядных пособий для организации самостоятельных видов работ учащихся с
лингафонным оборудованием:
а) лингафонным
практикумом,
б) магнитными записями,
в) дидактическим
материалом для работы в парах,
г) комплектом
индивидуальных заданий;
ü комплектом учебно-методических
пособий для учителя и учащихся, словарями и справочниками;
ü фондом самодельных пособий;
ü картотеками, в том числе картотекой
подготовки учителя к уроку, картотекой учебного оборудования и учебно-наглядных
пособий, картотекой индивидуальных заданий для осуществления индивидуализации
обучения, организации самостоятельной работы учащихся, контрольных работ и пр.;
ü инструментами и материалами для
ремонта и изготовления пособий;
ü специальной оргтехникой для хранения,
демонстрации и экспонирования экспозиционных материалов и учебно-наглядных
пособий;
ü тщательно подобранным книжным фондом,
включающим литературу для учащихся и учителя.
Все пособия, учебное оборудование
в кабинете иностранного языка должны быть систематизированы и храниться в
соответствии с требованиями педагогической эргономики. [23]
Исходя из официального
перечня необходимого оборудования и наличия приборов в кабинете, составляется
список недостающего оборудования, технических средств обучения и дидактических
средств. Затем определяется очередность их приобретения с учетом финансовых
возможностей школы и помощи шефствующей организации, хотя в последние годы
таких организаций немного. Аналогичный план-перечень составляется и на
изготовление самодельного оборудования, например, раздвижных штор, вращающихся
досок и т.п.
Процесс оформления
кабинета и его внешний вид играет большую роль в эстетическом воспитании
школьников.
Особую роль в создании
хорошо оснащенного предметного кабинета играет подбор и изготовление
необходимого количества раздаточного дидактического материала, без которого
трудно организовать эффективную индивидуальную работу с учениками. Собрать,
систематизировать и размножить нужное количество материала (задач, вопросов,
упражнений и примеров) учитель может в любой школе, особенно при наличии
современной множительной техники. [10]
Для удобства пользования
собранный материал систематизируют и составляют каталог. Карточки целесообразно
пометить удобным для учителя шифром:
ü контрольные;
ü проблемные и т.д.
Карточки располагают по
разделам и темам. При большом выборе дидактического материала учитель легко
может подобрать оптимальные индивидуальные задания каждому ученику для
самостоятельной работы на уроке.
Наличие в кабинете необходимых
технических средств, диафильмов, плакатов, фильмов, пособий, первоисточников
позволяет сделать урок динамичным и интересным. Например, на уроке иностранного
языка школьники с увлечением работают с материалами о стране изучаемого языка.
[4]
В кабинетах рекомендуется
иметь специальную предметную библиотечку, в которую обычно входят подписные
издания по предмету, научно-популярная литература, учебники, справочники,
хорошо оформленные доклады и рефераты учащихся и т.п. Такая библиотечка полезна
как на уроке, так и на внеклассных занятиях, т.к. она помогает раздвинуть рамки
урока, сделать учение более эффективным, самоподдерживающимся процессом.
Сейчас уже нельзя
представить себе кабинет без современных технических средств обучения, которые
в значительной мере расширяют возможности учителя. Так, с помощью проектора
можно быстро проанализировать типичную ошибку, с помощью магнитофона можно
ознакомить учащихся с особенностями устной речи страны изучаемого языка,
видеозаписи позволяют наглядно ознакомиться с культурой, историей,
особенностями быта обычаями Британии, Германии, Франции некоторых других,
например, англоязычных стран. Подобная аппаратура, как свидетельствуют
экспериментальные исследования, обеспечивает коллективную и индивидуальную
работу с большой группой учащихся и контроль за каждым из них. [10]
Благодаря наличию
обратной связи возможна запись речи учащихся. Внедрение кабинетов иностранных
языков в практику работы школ значительно изменило организацию занятий. При
отсутствии аппаратуры в кабинетах возможно проведение на уроках работы трех
видов: индивидуальной, фронтальной и парной, причем последняя имеет
определенные недостатки. [24]
При индивидуальной работе
возможен настоящий контроль за речью учащегося, но неизбежна пассивность
остальной части класса.
При двух других формах
работы очень трудно обеспечить контроль за работой каждого ученика.
Использование на уроке
современной аппаратуры обеспечивает большую самостоятельность учащихся,
повышает роль индивидуальной работы и обеспечивает возможность практически
постоянного контроля за работой каждого из учащихся. Все это реально
увеличивает возможность личной активной речевой практики для каждого ученика,
что, в свою очередь, позволяет в значительно большей степени связать такие
способы работы, как показ, объяснения, с одной стороны, так и тренировку с
другой. [21]
Отсутствие хорошо
оснащенных современными ТСО кабинетов иностранных языков долгое время не
позволяло в достаточной мере учитывать индивидуальные способности учащихся, их
рост в овладении разговорной речью на изучаемом языке. Современные технические
средства позволяют давать отдельным учащимся индивидуальные дополнительные,
более сложные упражнения, в то время как основная масса учащихся выполняет
более простые. [17]
Переход школ на
кабинетную систему обучения иностранным языкам побудил разработчиков методики
обучения иностранным языкам к созданию дополнительных заданий и упражнений как
для отстающих, так и для более продвинутых учеников. Кабинет иностранного
языка, оснащенный микрофонами и телефонами с пультом управления за столом
учителя, позволяет преподавателю вести работу со всем классом одновременно и с
каждым учеником в отдельности. Например, классу предлагается сделать сообщение
по какой-либо теме. Все учащиеся надевают наушники и говорят в микрофон.
Учитель подключается к любому из учеников и делает ему необходимые замечания,
отмечая у себя в тетради ошибки, которые он допустил в своей речи, затем
подключается к следующему ученику и т.д. Речь учеников в это время можно
записать на аудиокассету. Такая форма работы является прекрасным способом
обучения, т.к. ученики получают обильную практику в устной речи. [19]
Наличие в школе кабинета
иностранных языков, оборудованного современными техническими средствами,
позволило поставить вопрос о новой форме занятий в школе – лабораторных
занятиях.
Как известно, для
формирования первичных умений и особенно навыков пользования определенным
языковым материалом от учащегося требуется самостоятельное индивидуальное
выполнение определенного ряда упражнений. При отсутствии технической
оснащенности кабинета такие упражнения могут выполняться только применительно к
письменной форме речи. Для выполнения ряда устных упражнений необходимо прослушивание
звучащей речи. Наличие аппаратуры позволяет вынести выполнение некоторых
упражнений за рамки занятий в классе. [7] По мере внедрения современной техники
в организацию школьных занятий стала разрешаться задача разработки лабораторных
заданий, которые школьники могут выполнять самостоятельно в кабинете
иностранных языков. Это привело к изменению содержания системы уроков, что
позволило сократить число комбинированных речевых уроков и тем самым увеличить
количество речевых уроков. Изменилось и само понятие «система уроков». Наличие
лабораторных работ привело к созданию единой системы лабораторных занятий и
занятий в классе. [1]
Нельзя не отметить еще
одной важной функции кабинета иностранных языков в школе – функции
консультационного пункта по предмету. В кабинете в определенные дни и часы
ученики имеют возможность подготовиться к уроку, прочитать имеющиеся книги, в
журналах интересующие их статьи, выполнить лабораторные работы, получить у
педагогов индивидуальные консультации и т.п. При правильной организации работы
учителю не потребуется тратить на это много времени дополнительно. В эти часы
он сам может подготовиться к урокам, проверить тетради, выполнить другую весьма
разнообразную внеурочную работу. Школьники, пришедшие получить консультацию,
получат ее или приготовят здесь же домашнее задание. Ребенку необходимо знать,
что в любой момент он может получить нужную помощь и поддержку учителя. Опыт
показывает, что в течение тех двух часов, пока открыт кабинет, учитель работает
с детьми около 20- 30 минут. Затраченное время окупается тем, что возрастает
эффективность индивидуальной работы, повышается качество знаний и, как
следствие, успеваемость учащихся, учитель начинает глубже понимать своих
учеников, успешнее проводится воспитательная работа в классе. Предметный
кабинет становится центром самоподготовки к уроку. [32]
В условиях кабинетной
системы увеличиваются возможности для организации и проведения дидактических
игр – соревнований с применением технических средств обучения, а также других
форм внеурочной работы, что заметно расширяет и углубляет эффективность и
действенность процесса обучения. [10]
Таким образом,
организация кабинетов иностранных языков, внедрение в них современных
технических средств обучения повышает самостоятельность учащихся, делает более
активным их участие в речевой деятельности, открывает новые возможности для
стимуляции индивидуальных способностей каждого школьника, влияет на развитие
самой системы уроков иностранного языка, стимулирует педагогическую мысль в
области методических исследований.
1.2. Интерьер кабинета
иностранного языка.
Проводимые в последние
годы проверки образовательных учреждений выявили отсутствие единой системы
оформления и оборудования школьных кабинетов, в том числе и кабинетов
иностранных языков.
Обычно подходя к кабинету
иностранного языка в любой школе и в любом городе можно заранее предположить,
как он выглядит. Стена напротив окон либо вся заставлена шкафами, либо на ней
изображены традиционные символы страны изучаемого языка: Эйфелева башня, Биг Бэн,
скульптура воина с девочкой на руках из Трептов парка, в лучшем случае
Кёльнский Собор. Другие стены пестрят яркими пятнами различных грамматических
схем, латинского алфавита, страноведческих уголков, портретов, плакатов и т.д.
[33]
Учителя, как правило,
сами делают ремонт в своих кабинетах, стремясь сделать их уютнее и красивее, с
этой целью стены обклеиваются обоями, развешиваются занавески на окна, парты
окрашиваются в светлые тона. При этом во внимание не принимается, что обилие
репродукций и схем, перегруженных информацией, пестрота красок рассеивают
внимание учащихся, отвлекают их от темы урока, забывается о самом
предназначении кабинета. Вместе с тем, необходимо помнить, что кабинет
иностранных языков прежде всего призван: [18]
ü создать очаг европейской культуры;
ü приятную, психологически комфортную
атмосферу, располагающую к общению, в которой ученики чувствуют себя в центре
заботы, внимания;
ü образовательное пространство,
отличающееся от других тем, что обучение здесь призвано проходить по правилам
общения и приобщения к другой культуре.
Как создать такое
образовательное пространство в обычной классной комнате? Учителя школ Нижнего
Новгорода, обсудив эту проблему на семинаре «Переподготовка преподавателей
иностранных языков общеобразовательных школ» при участии дизайнера Ж.Ледомской,
пришли к выводу о том, что ощущение простора, свободы в кабинете можно создать
благодаря верному цветовому решению при оформлении помещений. Например,
использовать оттенки одного цвета для окраски потолка, пола, стен и столов,
поскольку, как известно, сочетание светлых, часто чисто белых, стен с темными
проемами окон и дверей передают особенности европейского дома. [33]
В классной комнате можно
использовать оттенки любого светлого тона: кремового, желтого, серого, голубого
и т.п. Однако при этом должно быть соблюдено следующее условие: самым светлым
оттенком покрасить потолок, например, белым цветом, а самым темным должен быть
окрашен пол. Столы должны быть темнее потолка и стен, но светлее пола.
Если стены светлее столов,
то они должны быть обязательно темнее потолка, причем при окраске стен можно
использовать два оттенка: стене напротив окон придается оттенок чуть темнее, а
стене с окнами – чуть светлее. Занавески на окнах должны быть однотонными и
иметь тот же оттенок, что и стены. [30]
Цветовому оформлению
кабинета необходимо уделять достаточное внимание, т.к. известно, что
человеческий организм реагирует на цвет. Желтый цвет – светлый, как солнечный
день, вызывает веселое, радостное настроение. Фиолетовый и синий – цвета,
вызывающие неуверенность, сумрачность. Стены, окрашенные в темно-синий цвет,
вызывают грусть, голубой же воспринимается как легкий, небесный цвет. Зеленый
цвет успокаивает детей, вызывает желание помечтать и т.д.
По возможности следует
избегать окрашивания классной доски в черный цвет, предпочтительней
темно-зеленый или темно-синий цвет. На той стене, где висит доска, не следует
создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся. [3]
Возраст
|
Предпочитаемые цвета
|
Цвет, вызывающий отрицательное
отношение
|
Преобладающее психологическое
состояние
|
4-10
|
Красный, пурпурный, розовый,
бирюзовый
|
Черный, темно-коричневый, серый
|
Пребывание в мире сказок
|
11-12
|
Зеленый, желтый, красный
|
Оливковый, пастельно-зеленый,
лиловый
|
Преобладание чувственного
восприятия мира
|
13-14
|
Ультрамарин, оранжевый, зеленый
|
Фиолетовый, лиловый
|
Рациональный подход к восприятию
мира, развитие самосознания
|
17-19
|
Красно-оранжевый
|
Пурпурный, розовый
|
Инстинктивно-направленное
восприятие мира
|
Ощущению психологической
поддержки может способствовать видимость отсутствия углов в кабинете, которая
создается с помощью встроенных шкафов, размещенных в углах. При этом экономится
место, комната приобретает овальную или округлую форму, создающую более
располагающую к общению форму и снимающая агрессивность.
Для размещения наглядного
материала нужно как можно оптимальнее использовать стены кабинета, учитывая,
что задняя стена, расположенная напротив доски не подходит для размещения на
ней информации. На этой стене лучше всего разместить карту страны изучаемого
языка, картину или гравюру с ее пейзажем, либо повесить комнатные растения. [18]
Всю функциональную
информацию, необходимую на уроке, лучше всего располагать у доски. Эта
информация должна периодически обновляться, иначе она будет восприниматься
детьми как цветовое пятно.
Экономичную и удобную
форму расположения учебных материалов предложила Ж. Ледомская. Над доской
достаточно укрепить несколько рядов проволоки или лески и все схемы хранить в
висячем положении прижатыми к стене и вывешивать только те наглядные пособия,
которые необходимы для проведения конкретного урока. В этом случае
информативные материалы занимают самую выгодную позицию, их расположение и
цветовое решение способствует концентрации внимания учеников, кроме того,
хранить наглядные пособия в таком виде очень удобно, т.к. они не мнутся и
всегда под рукой. Остается только придумать систему крючков и планшетов,
позволяющих легко перемещать материалы. [30]
Классная доска в кабинете
иностранного языка должна обладать определенными свойствами, которые вытекают
из специфики обучения языкам, функциональных особенностей и роли различных
средств обучения при их комплексном использовании. Поэтому именно на доске для
демонстрации наглядных пособий должны быть предусмотрены соответствующие
приспособления. Для этой цели удобны доски с встроенным экраном – магнитной
доской, которая служит для размещения аппликационного материала на магнитной
основе, небольших картин, таблиц, которые крепятся с помощью магнитной резины,
а также для демонстрации диафильмов, диапозитивов, кинофрагментов. [24]
Кроме того, для создания
различных ситуаций общения хорошо иметь в своем кабинете ширму. Давно забытая,
но компактная, не требующая особых условий для хранения, ширма зачастую может
пригодиться на уроках.
Во-первых, прикрепляя к
ней различные атрибуты, картинки можно обозначить любую ситуацию: магазин,
поезд, маршрут путешествия, ресторан, дом и т.п.
Во-вторых, из-за ширмы
лучше всего разыгрывать ситуации с куклами и любыми предметами, организовывать
«телефонные разговоры», различные игровые ситуации.
Рабочие места учащихся
должны быть оснащены необходимыми приспособлениями, оборудованием для занятий
иностранным языком. Если кабинет оснащен лингафонным устройствам, то рабочее
место ученика должно быть оборудовано телефонно-микрофонной гарнитурой и
снабжено регулятором громкости.
Колорит иноязычной
культуры можно создать при помощи кукол в национальных костюмах, национальных
предметов, пейзажей и видов страны изучаемого языка на стене. [32]
Таким образом, кабинет
иностранного языка с колоритом иноязычной культуры можно создать без особых
материальных затрат. Главное – это создать благоприятные условия для творческой
работы учащихся и учителя, чтобы учитель чувствовал себя гостеприимным хозяином
дома, а ученики – долгожданными и окруженными заботой его обитателями.
1.3. Оснащение и
оборудование рабочего места учителя.
Учитель – полноправный
хозяин кабинета, поэтому комплектация кабинета учебным оборудованием в большей
мере его вкусы и склонности, его методические приемы, педагогические интересы.
Однако оборудование кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание
иностранного языка при всем разнообразии вкусов учителей должно отвечать
определенным требованиям не только к оснащению кабинета и организации рабочих
мест учащихся, но и к рабочему месту учителя.
Важнейшим фактором в
учебно-воспитательном процессе является то, как учитель обращается с детьми,
насколько квалифицированно он преподает иностранный язык. Благоприятной
психологической обстановки можно достичь, если сам учитель будет чувствовать
себя в кабинете удобно не только физически, но и психологически. [32]
Наукой доказано, что для
успешного протекания процесса педагогического труда необходимо определенное
психофизиологическое состояние организма учителя, которое определяется
единством внутренних психофизиологических условий и внешней среды, являющейся
внешним фактором. Одним из важнейших факторов внешней среды в педагогической
деятельности является рабочее место учителя. [18]
С физиологической точки
зрения правильно организованное рабочее место учителя – это наилучшая
возможность использовать свои физические данные в процессе труда без
перенапряжения.
С психологической точки
зрения хорошо организованное рабочее место – это один из факторов внешней
среды, который создает удовлетворение в процессе труда, повышает настроение и
работоспособность человека.
С педагогической точки
зрения хорошо организованное рабочее место, при прочих равных условиях,
является фактором воспитания и развития.
С точки зрения экономики
труда оптимальная организация рабочего места обеспечивает эффективное
использование не только рабочего времени, но также сил и средств.
В реальной
действительности все эти точки зрения взаимосвязаны. Поэтому можно с
уверенностью утверждать, что если рабочее место учителя четко организовано,
если оно органично вписалось в систему его работы или конкретный процесс
деятельности, то его трудовые функции реализуются наилучшим образом, успешнее
идет процесс самосовершенствования педагога, формирование таких ценных качеств
и черт его личности, как экономичность, бережливость, аккуратность, четкость,
точность и др.
Наоборот, если рабочее
место учителя организовано плохо, то это сдерживает, тормозит процесс труда,
вызывает неудовлетворение, снижает настроение, работоспособность, раньше
времени вызывает усталость и т.п.
Для наиболее
рационального размещения всех предметов и средств труда на рабочем месте
существуют определенные правила. Применительно к труду учителя они могут быть
сформулированы следующим образом:
1. каждый элемент на рабочем месте
должен иметь свое определенное место;
2. все наиболее необходимые предметы и
средства труда должны быть сосредоточены на столе, в столе или около стола – в
зоне наилучшей досягаемости;
3. каждый предмет или средство труда
должны иметь постоянное место, все мелкие предметы имеет смысл сгруппировать;
4. на рабочем месте не должно быть
ничего лишнего, чтобы не тратить время на поиски нужного;
5. все, что берется руками особенно
часто и необходимо для процесса труда, должно быть в зоне досягаемости рукой и
удобно расположено. Справа размещается то, что берется правой рукой, слева –
то, что берется левой.
Как сам педагогический
труд, так и рабочее место учителя должны непрерывно и планомерно
совершенствоваться.
1.4.
Размещение
и способы хранения средств обучения в
кабинете
иностранного языка.
Научно исследовательский
институт школьного оборудования и технических средств обучения выдвинул
требования к размещению и способам хранения средств обучения в кабинете
английского языка.
Такой кабинет должен быть
укомплектован всеми средствами обучения, необходимыми для организации учебного
процесса на уроках, внеклассных и факультативных занятиях, а также аппаратурой,
мебелью и приспособлениями, которые облегчают хранение и использование пособий.
[23]
Кроме средств обучения в
кабинете английского языка, как и в других кабинетах иностранного языка, должна
быть сконцентрирована учебная, учебно-методическая и справочная литература. Для
удобства работы с книгами необходимо их классифицировать на две группы:
1. литература для учащихся;
2. литература для учителя.
К первой группе
относятся:
1. словари;
2. справочники;
3. художественная адаптированная
литература для внеклассного чтения;
4. страноведческий материал;
Во вторую группу входят:
1. общеметодическая и психологическая
литература;
2. работы, связанные с отдельными
аспектами обучения английскому языку: аудированию, чтению, письму, устной речи;
3. книги по использованию средств
обучения;
4. книги для учителя, содержащие
пояснения к учебникам и факультативным курсам;
5. пособия по организации внеклассной
работы;
6. академические словари;
7. инструктивный материал: перечни
учебно-наглядных пособий, учебного оборудования и т.д.
Литературу для учащихся
нужно хранить так, чтобы школьники могли находить ее самостоятельно. Для того,
чтобы было легче найти необходимую книгу можно сделать указатели, например,
«Словари и справочники», «Литература для внеклассного чтения» и т.д.
Видеоматериалы удобно
хранить на полках шкафа, наклеив на каждую из них пометки, содержащие
информацию о том, какие именно материалы хранятся на данной полке. Эти средства
обучения должны храниться в коробках в вертикальном положении, а диафильмы в
специальных ящичках с ячейками.
Телевизор,
видеомагнитофон, компьютер устанавливаются на устойчивых подставках или
столиках в удобных местах. [26]
В кабинете английского
языка должны быть различные картотеки:
ü систематическая, которая включает в себя средства
обучения, имеющиеся в кабинете, книги, информативные и раздаточные печатные
пособия, экранные (видеозаписи), звуковые (аудиокассеты);
ü тематическая, в которую входят средства обучения,
подобранные по темам устной речи. Например, «Моя семья», «Наша страна» и т.д. с
выделением подтем в каждой теме;
ü поурочная, на карточках которой перечислены
средства обучения, необходимые для конкретного урока.
Учебные пособия и
оборудование размещаются и хранятся по разделам программы и по классам. Все
пособия нумеруются. Для каждого вида пособий составляется список, где указывается
название темы, класс, название пособия, его номер, чтобы учитель мог без труда
отыскать необходимое пособие.
1.5. Гигиеническая
оценка кабинета иностранного языка.
В классах и кабинетах
школы проходит большая часть времени школьников, поэтому создание в них
гигиенически полноценных условий является одним из факторов, влияющих на
работоспособность и функциональное состояние детского и подросткового
организма.
Учитель должен знать
гигиенические требования, предъявляемые к размерам, воздушной среде, освещению
и отоплению кабинета, школьной мебели, а также правила размещения учащихся в
кабинете. [15]
В учебных кабинетах
обычной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением
нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами столов и стенами. При
этом должны выдерживаться следующие расстояния:
ü от наружной стены до первого ряда
столов – не менее 0,5 м;
ü от внутренней стены до третьего ряда
– 0,5 м;
ü от задней стены до последних столов –
0,65 м;
ü от классной доски до первых столов – 2 м;
ü от классной доски до последнего стола
– не более 8 м;
ü между рядами – 0,6 м.
Микроклимат кабинета
обусловливается физическими свойствами и химическим составом воздуха. Полноценной
в гигиеническом отношении среда кабинета считается, когда температура воздуха
составляет 18-20 градусов для средних широт, 21-22 градуса для северных, 17
градусов для южных широт с перепадами ее по горизонтали и вертикали не более
2-3 градусов; относительной влажностью 30-60%, скоростью движения воздуха
0,2-0,4 м/сек, содержанием кислорода 21%, углекислого газа 0,004% в городских и
0,003 в загородных школах.
Учебный процесс связан не
только с умственным трудом, но и со значительной статической нагрузкой на
мышцы, удерживающие тело ученика в определенном положении. Длительно сохраняемая
постоянная поза оказывает существенное влияние на формирование осанки ребенка,
затрудняет работу центральной нервной системы, сердечно-сосудистой,
пищеварительной и дыхательной систем, слухового и зрительного анализаторов.
Поэтому весьма важным является правильный подбор мебели соответственно росту
ученика. [32]
Рассаживание учащихся
должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача
или медицинской сестры после измерения роста учащихся в обуви в начале каждого
учебного года.
Согласно гигиеническим
требованиям рабочие места в кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду
нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Школьники с пониженной остротой
зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. Дети, склонные к
простудным заболеваниям, страдающие ревматическими заболеваниями должны сидеть
за партами, стоящими возможно дальше от окна.
Не менее двух раз в год
учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствии
номера парты их росту.
Естественное освещение
кабинета считается достаточным, если коэффициент естественной освещенности на
наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% для средней полосы России.
[15]
Основной поток света
должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Световые проемы в
стене, на которой расположена доска, не допускаются, чтобы свет не слепил
глаза. Желательно оборудовать окна кабинета солнцезащитными устройствами типа
жалюзи либо тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и
мебели.
Искусственное освещение
имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России на первые
два урока первой смены необходимо включать искусственное освещение.
Классная доска должна освещаться
двумя зеркальными светильниками, которые устанавливаются параллельно ей.
Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
Объем учебной информации,
передаваемой аудиовизуальными средствами должен строго дозироваться.
Длительность непрерывного применения АВ ТСО в учебном процессе устанавливается
согласно таблице.
Классы
|
Длительность просмотра (мин.)
|
Воспроизведение звукозаписи (мин.)
|
Диафильмов, диапозитивов
|
Кино-, видеофильмов
|
Учебных телепередач
|
1-2
|
7-15
|
15-20
|
15
|
До 15
|
3-4
|
15-20
|
15-20
|
20
|
20-25
|
20-25
|
20-25
|
До 20
|
8-11
|
25-30
|
25-30
|
25-30
|
В кабинете должен помимо
всего соблюдаться воздушно-тепловой режим. Площадь исправно работающих фрамуг и
форточек в кабинете должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки
должны функционировать в любое время года. Учебный кабинет должен
проветриваться во время перемен. При температуре наружного воздуха более +10 градусов
целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Глава II. Роль кабинета иностранного языка
в образовательном
процессе.
2.1. Роль кабинета иностранных
языков в создании
языковой
среды.
Под языковой средой мы понимаем
комплекс естественных и искусственно создаваемых условий для погружения и укоренения
в культуре и приобретения посредством этого социальнозначимых качеств, а также
достижение поставленных целей. В нашем исследовании создаваемая языковая среда ограничивается
рамками кабинета иностранных языков. [3]
Важным элементом создания языковой
среды является фактор соответствия кабинета иностранного языка необходимым
стандартам, позволяющим усилить гуманитарный компонент содержания
образования. Приоритетное значение должно отдаваться изучению культуры и
человека как ее субъекта, формированию целостного образа культуры, с которым
связывается общая картина мира. Содержание образования характеризуется
тенденциями к энциклопедичности, интеграции знаний, гуманистической и
эстетической направленностью, которая распространяется и на области
естественнонаучного знания. [10]
Следует обратить внимание на то, что
для создания языковой среды недостаточно тех учебных часов, отведенных на
изучении дисциплины «иностранный язык». Именно поэтому заслуживают внимания
мнения ученых о необходимости представить культуру страны изучаемого языка в
школьном образовании целостно, а именно создавая как бы «кусочек
Великобритании» хотя бы в границах кабинета иностранных языков.
Таким образом, рассматривая роль
кабинета иностранного языка как средства создания языковой среды необходимо
обратить внимание на ряд требований:
1) эстетизация образовательного процесса
- создание условий для эстетизации оформления кабинета иностранного языка в
соответствии с бытом и досугом стран изучаемого языка;
2) обеспечение в кабинете иностранных
языков образцами фольклора, произведений народного творчества, произведений
искусства, художественной литературы, средств массовой информации и др.
2.2.
Роль
кабинета иностранных языков в реализации индивидуально-личностного подхода.
Анализ современных
воспитательных систем показывает, что только в той, где обеспечивается развитие
личностных качеств, ребенок рассматривается как общечеловеческая ценность, а
личность ребенка и личность педагога являются главным мерилом наличия и
развития гуманной образовательной системы.
Основными направлениями и
ориентирами в работе педагога должны стать: установление и развитие
межличностных контактов на уровне «учитель – ученик»; уважение самооценки
личности ученика; вовлечение детей во все виды деятельности для выявления их
способностей и качеств характера; создание психологической почвы и
стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством
реализации программ обучения и воспитания. [9]
Для успешного процесса
обучения учитель, как правило, должен привлекать своих учеников к оформлению
кабинета, учитывать индивидуальные пожелания и творческие предложения в
изменении имиджа класса. Можно устроить голосование или провести творческий
конкурс на тему: «Каким вы хотите видеть кабинет иностранного языка?».
Необходимо изучать и
учитывать основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые
проявляются в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик,
меланхолик, так как именно темперамент проявляется в индивидуальных
особенностях поведения ребенка, его основных чертах. Вряд ли холерика устроит в
кабинете иностранного языка тесное пространство, а меланхолика темные массивные
шторы на окнах. [2]
В отношении холерика учитель
вырабатывает программу, в которой основное внимание обращается на требования
доводить дело до конца, обучение приемам самоконтроля, саморегуляции.
Для сангвиника преподаватель
планирует задания с учетом его интересов, привлекает к активной деятельности,
поддерживает оптимистическое состояние духа. По отношению к ученикам с
флегматическим темпераментом педагог не должен делать поспешных выводов, должен
стараться направлять их действия во время выполнения задания.
Особое внимание следует
обратить на меланхоликов. Для таких учащихся следует создавать условия, которые
вызвали бы у них как можно больше положительных эмоций, способствующих
успешному процессу обучения.
В настоящее время у
педагогов не вызывает сомнения целесообразность подхода к личности обучаемого
как центральному звену учебного процесса. Такой подход предполагает
дифференциацию обучения, при которой уточнение основных компонентов учебного
процесса (содержания, организационных форм, средств обучения и др.)
осуществляется прежде всего с учетом особенностей личности учащегося. И поэтому
вопрос выявления этих особенностей (или признаков, как они называются в ряде
психологических исследований) относятся к одним из самых главных. [31]
В процессе
дифференцированного обучения иностранному языку учитываются, как правило,
следующие признаки учащихся:
а) обучаемость, которую
определяет характер психических процессов (таких, как, память, восприятие,
мышление и т.д.);
б) обученность, т.е.
уровень знаний и умений;
в) работоспособность,
трудолюбие, здоровье;
г) уровень познавательной
самостоятельности и активности;
д) темп продвижения;
е) отношение к учению,
мотивация (познавательные интересы, потребности, эмоции и т.д.);
ж) характер волевого
развития;
з) темперамент;
и) возраст и др.
Важным, однако, является
не только вопрос, какие признаки учащихся необходимо учитывать, но и вопрос,
как, каким способом выбирать данные признаки, ибо это предопределяет
методическую позицию педагога и практическую реализацию дифференцированного
подхода к преподаванию иностранного языка.
Классификация указанных
способов выбора включает следующую градацию: [2]
1) Выбор совокупных
признаков. Под этими признаками понимается набор, непосредственно не
связанных между собой особенностей учащихся. Чтобы пояснить это утверждение,
можно привести несколько примеров таких наборов:
а) уровень языковых
знаний и индивидуальные особенности обучаемых;
б) интеллектуальность и
мотивация;
в) общеобразовательный
уровень, уровень языковых знаний, мотивации и эмоциональные особенности;
г) психологическая
комфортность в учебной группе и стремление использовать любую возможность для
говорения на изучаемом языке;
д) возраст, пол,
когнитивные стили и мотивации.
2) Выбор интегральных
признаков. В качестве таковых выступают когнитивные типы (или стили учебной
деятельности) учащихся. Как утверждают психологи, существуют два когнитивных
типа обучаемых:
а) поленезависимые люди,
которые легко освобождаются от поля, или фона, окружающего какую-либо фигуру,
восприятие которых носит целостный характер;
б) полезависимые люди, с
трудом отделяющие фигуру от фона, обладающие дробным восприятием.
Считается, что такому
делению аналогично по своей методической сути рассматриваемое в
нейтролингвистических исследованиях разграничение роли правого и левого
полушарий мозга в изучении иностранного языка. При этом разграничении
отличаются следующие характерные особенности учащихся: с доминированием правого
полушария – зрительная и слуховая память, решение интуитивных задач, освоение
оценочных, переносных значений лексических единиц и т.д.; с доминированием
левого полушария – вербальная память, решение логических задач, освоение
буквальных, прямых значений лексических единиц и т.д.
3) Выбор комплексных
признаков. Эти признаки связаны с психологической структурой личности, под
которой обычно понимают устойчивый набор (комплекс) систематизированных
психологических качеств (свойств) обучаемого.
4) Выбор иерархических
признаков. В качестве указанных признаков предлагается рассматривать
иерархию социально-педагогических, социально-психологических и биологических
признаков учащихся. Поскольку иерархические признаки являются нашим дополнением
к существующей градации выбора свойств учащихся, следует рассмотреть эти
признаки более подробно.
Представители социальной
теории, опираясь на работы Б. Скинера и других ученых, считают важным в
развитии человека только влияние социальной среды. Сторонники биологической
теории, идеи которой восходят к работам Ж.Пиаже, полагают что развитие человека
предопределено врожденными задатками, наследственностью, природными
особенностями нервной системы. Однако, по нашему мнению, именно сочетание
социальных, психологических и других особенностей обучаемого определяет успех в
овладении иностранным языком. [31]
Последовательное
рассмотрение социально-педагогических, социально-психологических,
индивидуально-психологических и биологических признаков учащихся позволяет, как
мы думаем, проводить поэтапную дифференциацию обучения иностранному языку. Это
значит, что преподаватель получает возможность учитывать признаки учащихся
постепенно – сначала наиболее общие свойства (тип обучаемых, их
профессиональную ориентацию, национальность и др.), а затем наиболее частные
свойства (индивидуальные особенности интересов обучаемых, специфические
характеристики их памяти; мышления и др.).
Мы считаем, что именно
выбор иерархических признаков является достаточно обоснованным теоретически в
силу полноты охвата свойств обучаемого и их системного представления. А
главное, выбор иерархических признаков оказывается достаточно легко реализуемым
на практике, ибо, как уже говорилось, он позволяет постепенно, поэтапно
учитывать признаки обучаемых.
5) Выбор отдельных
признаков. Примером такого выбора могут служить интеллектуальные тесты,
занимающие существенное место в зарубежной педагогике. С помощью этих тестов
определяют, как правило, коэффициент умственного развития и проводят
соответствующие разделение учащихся. Подобные тесты при разумном их применении
приносят определенную пользу. Иногда при дифференцированном обучении
иностранному языку учету подлежат и такие отдельные признаки учащихся, как
возрастной фактор, интересы обучаемых, мотивация, установки, образ «я» и др. [2]
2.3.
Роль
кабинета иностранных языков в повышении мотивации учащихся к изучению
иностранного языка.
Далеко не последнюю роль
в стимулировании интереса учащихся к изучению иностранного языка играет
оформление кабинета. Вопрос в том, как оформить кабинет так, чтобы у ребенка
возникло желание говорить на этом языке. Здесь хорошо работает принцип, который
можно было бы назвать «железным занавесом». Суть его заключается в том, что,
переступая порог класса, ученик должен оказаться в другом мире – мире
английского языка и культуры, где все, начиная от традиционных наглядных
пособий, кончая мелочами (цвет стен, иная расстановка парт – например, по
кругу, флаги Великобритании, США, Канады и т.д.) должно выглядеть непривычно,
не так как в любом другом кабинете школы. [5]
Обратим внимание на
различные способы оформления кабинета иностранного языка: [18]
- можно выкрасить кабинет в
нетрадиционный для школы цвет;
- повесить на стенах
упреждающие надписи, типа We speak English here. No Russian, sorry! You will be fined for every Russian word.
- приобрести и поставить на парты
маленькие настольные флажки – копии государственных флагов Великобритании, США
и т.д. (если их нет в продаже, их можно сделать самим из альбомных листков и
цветной бумаги);
- повесить карты
англоязычных стран, чтобы учащиеся отметили места, в которых они хотели бы
побывать, флажками;
- написать на альбомных
листках и повесить основные разговорные клише английского языка, причем
написать их разным цветом, с причудливыми буквами, на разноцветной бумаге;
- расставить парты
полукругом или кругом (если их форма позволит) – так действительно удобнее
проводить групповое общение;
- поставить ящик для
голосования (с надписью, например «TO VOTE OR NOT TO VOTE») у входа в кабинет, регулярно проводите голосования,
опросы, выборы (староста класса лучшее сочинение, хит-парад англоязычных
песен).
Помимо общей проблемы
мотивации к изучению иностранного языка, довольно часто преподаватели
сталкиваются с проблемой отсутствия интереса учащихся к чтению на иностранном
языке. Наблюдения за учащимися показали, что причинами этого могут быть
следующие факторы:
1) отсутствие интереса к чтению на
родном языке;
2) несформированность навыков техники
чтения на иностранном языке и возникновение трудностей в процессе чтения
(например, насыщенность текста незнакомой лексикой);
3) несоответствие содержания текстов
интересам, возрастным и индивидуально-личностным особенностям детей. [5]
Чтобы чтение на
иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся,
необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и
индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует
разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включить школьников в
активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения,
дать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; научить
преодолевать трудности в учебной деятельности.
Одной из проблем обучения
чтению на иностранном языке является содержание текстов на начальном этапе.
Содержание текстов для чтения, предлагаемых в некоторых учебниках, по нашему
мнению, не способствует развитию познавательного интереса школьников, и перед
учителем стоит задача: отбирать тексты для чтения на начальном этапе обучения
иностранному языку с учетом интересов детей.
Опрос, проведенный среди
200 учащихся 5-6 классов, показал, что наиболее привлекательными для них
являются сказки, занимательные рассказы, шутки, а также тексты о жизни в
странах изучаемого языка, об отношениях между подростками о природе. [22]
При отборе текстов для
чтения на иностранном языке необходимо также учитывать их методическую и
воспитательную ценность, доступность содержания и формы. Несомненно, что
главным критерием отбора текстов для чтения является их аутентичность.
На начальном этапе
обучения иностранному языку, когда учителю важно научить школьников читать
тексты и извлекать из них нужную информацию, необходима правильная организация
работы с текстом на уроке. [27]
2.4.
Роль
кабинета иностранных языков в организации
самостоятельной
работы учащихся.
Часто учителя жалуются на
то, что тратят огромное количество времени и энергетических усилий на
подготовку и проведение занятий, а результаты бывают неутешительны. Одно из
объяснений подобного явления – то, что в классе учитель является центральной
фигурой, а ученики, даже изначально мотивированные к учению, оказываются лишь
пассивными исполнителями его воли, подчиняются его логике, и, следовательно,
всю ответственность за процесс обучения и его результаты возлагают на самого
учителя. [17]
Очевидно, что если на
уровне заявлений мы будем говорить о «субъектно-субъектных» отношениях между
учителем и учащимися, а на деле единолично и жестко определять все параметры
учебной деятельности, то не сможем в полной мере выполнить социальный заказ
общества на подготовку учащихся к самостоятельной жизни. Очевидно и то, что
инициативность надо не просто поддерживать, но и целенаправленно,
последовательно формировать, поскольку самостоятельность и ответственность за
результат собственных действий – это звенья единой цепи и усилия школы и семьи
в этом направлении желательно координировать более тщательно. [22]
Усиление автономии
учащихся в процессе обучения предполагает определенную свободу выбора объема
материала, форм обучения, времени, частоты отчета о выполнении заданий;
осознание личной ответственности за принятые решения и результаты обучения. [17]
Такая модель обучения
накладывает и определенные обязательства на учителя, который
- делает содержание
учебных программ, форм и содержания контроля открытыми доступным для
учеников;
- отказывается от роли
единственного источника информации;
- выступает в роли
помощника и консультанта учебной деятельности;
- обеспечивает
необходимыми учебными материалами и технологиями работы с ними;
- стимулирует умения в
само/взаимоконтроле достигнутых результатов.
Для успешного обеспечения
вышеуказанных обязательств одним из наиболее важных факторов является
обустройство кабинета иностранных языков. Ведь от наличия в нем специального
сектора со вспомогательной литературой для учеников; от расположения парт,
обеспечивающего наибольшую самостоятельность каждого ученика и зависит
организация самостоятельной работы учащихся. [3]
Конечной целью
формирования учебной деятельности является становление школьника как ее
субъекта, достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в
силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для
решения задачи знания и способы деятельности; когда они могут планировать свои
действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с
поставленной целью, то есть самостоятельно осуществить учебную деятельность,
как дома, так и на занятии в кабинете. [17]
В начале обучения ученик
не владеет вышеуказанными умениями. В дальнейшем он должен достичь
определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего
возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения
учебных задач.
Бесспорным представляется
факт, что повышению степени самостоятельности школьников в учебной
деятельности, во-первых, способствует расширение области приложения формируемых
знаний, действий и отношений на уровне реализации межпредметных связей. Причем
существенно важно, чтобы усложнение содержания, способов деятельности
осуществлялось не только в процессе перехода от внутрипредметных связей к
межцикловым и наоборот, но и на каждом из названных этапов, приводящим ко все
более широким связям.
Во-вторых, повышение
степени самостоятельности достигается за счет такого построения обучения, в
процессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимость
использования определенных знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному
отысканию подобных знаний и действий.
В-третьих, формирование
учебной деятельности школьников должно предусматривать такую организацию
работы, при которой учащиеся переходят от формирования отдельных операций
выполняемых действий к формированию всего действия. Подобная работа должна
иметь место как по отношению к конкретным, так и общим учебным действиям, по
отношению к отдельным процессуальным компонентам учебной деятельности и к
процессу решения учебной задачи в целом.
В-четвертых, степень самостоятельности
учащихся будет возрастать и в том случае, если они будут переходить от
овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных
действий и их систем. Причем очень важно, чтобы и здесь предметом деятельности
учащихся были конкретные и общие действия, структура конкретной деятельности и
учебной деятельности в ее специфическом значении.
В-пятых, повышение
степени самостоятельности должно иметь в виду переход учащихся от осознания
необходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности
овладения целостной структурой учебной деятельности.
В-шестых, переход от
задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим использования
знаний и действий межпредметного характера.
Нетрудно заметить, что во
всех случаях речь идет о постепенном сокращении меры помощи учащимся в
осуществлении учебной деятельности, о превращении их в субъектов этой
деятельности. [22]
Очевидно, что данное
положение особенно значимо как в теоретическом, так и практическом плане
организации учебного процесса в школе, поскольку осознание школьником мотивов,
целей, способов, приемов учения, осознание себя как субъекта учебной
деятельности требует такого построения обучения, при котором развивается
активность, самостоятельность обучаемого, постепенное превращение его из
объекта педагогического воздействия в субъекта осуществляемой учебной
деятельности. Такой переход возможен, если правильно строятся взаимоотношения
учителя и ученика, в ходе развития которых активные функции постепенно передаются
обучаемому.
Формирование
самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой проявления
данного качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые ученик
включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем. В
связи с этим особое значение приобретает задача формирования у учащихся
творческих потенций.
Известно, что учебная
деятельность школьников по овладению системой знаний, умений и навыков
определяется двумя взаимосвязанными процессами: репродуктивным и творческим. [17]
Подчеркивая необходимость
формирования у школьников творческой деятельности, важно иметь в виду, что
продуктивные и репродуктивные элементы деятельности всегда тесно взаимосвязаны,
поскольку репродуктивные элементы составляют основу творческой деятельности,
выступая как ее строительный материал. Единство репродуктивного и продуктивного
характера учебной деятельности действительно является необходимым условием,
обеспечивающим последовательное формирование школьника как субъекта учебной
деятельности.
Формирование творческого
потенциала школьников несомненно способствует оптимизации самостоятельной
работы учащихся. В свою очередь, творческий потенциал достигается
целенаправленным изменением меры конкретного и общего в овладении школьниками
практическими и познавательными действиями. Это одно из важных условий этого
процесса. Особенностью этого условия является то, что оно выступает как
внутренняя сторона и совершенствования содержания образования. [22]
В то же время, необходимо
отметить, что не принесет пользы как слишком быстрый переход к обобщению без
достаточного количества конкретного материала, так и излишняя задержка на
конкретном материале.
Повышение степени
самостоятельности в процессе формирования учебной деятельности может идти по
разным направлениям, однако успех их реализации зависит от того, насколько
разумной будет мера конкретного и общего в организации деятельности школьников
по каждому из названных направлений.
Дидактические условия,
кратко описанные выше, составляют основу технологии обучения учащихся умениям
учиться. Так, говоря о целенаправленном изменении меры конкретного и общего в
учебной деятельности школьников, предполагается, что набор заданий и
методические приемы, предлагаемые учащимся, непосредственно повлекут за собой
изменение позиции ученика, превращения его из пассивного исполнителя чужой воли
в активного созидателя, творца этого процесса. Именно в такой позиции
расширяется область применения учащимися ранее усвоенных знаний и умений,
проявляется самостоятельность в выборе способа решения задачи и его переноса из
одной дисциплины в другую, что позволяет ученику овладевать метаспособами,
эвристиками – опытом, умениями учиться. [12]
Самообучение – это
самостоятельная учебная деятельность. Она возникает и направляется
учебно-познавательной мотивацией. Овладение иностранным языком в основном
мотивируется внешними факторами. Но эффективность самообучения зависит от
сформированности внутренней мотивации, которая подразделяется Г.В. Роговой на
коммуникативную, лингвопознавательную и инструментальную. Активизация
внутренней мотивации должна осуществляться посредством одновременного
формирования всех трех ее разновидностей в их единстве и взаимосвязи.
Чтобы научиться
осуществлять самоконтроль, школьникам следует осознать контроль учителя и
взаимоконтроль как объективные явления педагогического процесса. М.Е. Брейгина
предлагает такие этапы формирования самоконтроля: [4]
1) научиться понимать и принимать
контроль учителя;
2) научиться наблюдать и анализировать
учебную деятельность своих товарищей;
3) научиться осуществлять самонаблюдение
своей учебной деятельности, анализ, корректировку и оценку.
Заключение
Социальный заказ общества
в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы
учащихся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную
реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного
предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Стратегия обучения
иностранным языкам в современных условиях нацелена на более последовательную
взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодействие практических,
образовательных и воспитательно-развивающих задач и путей их реализации на
каждом этапе обучения.
Вся совокупность данного
процесса неразрывно связана и происходит в языковой среде и культурологическом
воспитательном пространстве, территорией которого в школе является кабинет
иностранного языка.
Подводя итог, можно с
уверенностью заявить, что оборудование и создание современного кабинета
иностранного языка – задача не одного дня, дело трудоемкое и требующее
специальных знаний.
Опыт создания подобных
кабинетов показал необходимость составления продуманного плана работы по
комплектованию приборов, дидактических средств и изготовления своими силами
некоторого необходимого оборудования.
Важным элементом
создания языковой среды является фактор соответствия кабинета иностранного
языка необходимым стандартам, позволяющим усилить гуманитарный компонент
содержания образования.
Следует отметить, что
переход школ на кабинетную систему обучения иностранным языкам не только
способствует повышению мотивации учеников к изучению иностранного языка и
созданию приближенной ситуации настоящей языковой среды, но, в свою очередь, побудил
разработчиков методики обучения иностранным языкам к созданию дополнительных
заданий и упражнений как для отстающих, так и для более продвинутых учеников.
Таким образом,
организация кабинетов иностранных языков, внедрение в них современных
технических средств обучения повышает самостоятельность учащихся, делает более
активным их участие в речевой деятельности, открывает новые возможности для
стимуляции индивидуальных способностей каждого школьника, влияет на развитие
самой системы уроков иностранного языка и стимулирует педагогическую мысль в области
методических исследований.
Следует помнить, что главное
– это создать благоприятные условия для творческой работы учащихся и учителя,
чтобы учитель чувствовал себя гостеприимным хозяином дома, а ученики –
долгожданными и окруженными заботой его обитателями.
В результате проведенной
работы мы утвердились в мнении, что кабинет иностранного языка играет одну из
главенствующих ролей в процессе изучения английского и других языков. Мы утверждаем,
что в эффективности и качестве обучения фактор кабинета стоит наравне с такими
неотъемлемыми составляющими воспитательно-педагогического процесса как методика
преподавания, квалифицированность педагога и пр.
Библиография
1. Актуальные проблемы лингвистики:
Материалы ежегодной региональной научной конференции. - Екатеринбург, 1997.
2. Алиев Н.Н. Выбор особенностей
учащихся при дифференцированном обучении иностранному языку. // Иностранные
языки в школе. - 1992, №5.
3. Бабаянц А.В. Технология стимуляции
реального общения на иностранном языке. // Иностранные языки в школе. - 2004,
№3.
4. Брейгина М.Е. О контроле базового
уровня обученности. // Иностранные языки в школе. 1991, №2
5. Вишневский Е.И. Деятельность учащихся
на уроке иностранного языка. – К., 1989.
6. Воронов В.В. , Журавлев В.И.,
Краевский В.В. Педагогика. – М., 2000.
7. Воробьев Г.Г. Школа будущего
начинается сегодня. – М., 1998.
8. Гез Н.И., Ляховицкий Н.В., Миролюбов
А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1982.
9. Голубев Я.В. Вопросы психологии
начального изучения иностранного языка. – Л., 1955.
10. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников
средствами искусства и действительности. – М., 1986.
11. Грачева Н.П. Как используется кабинет иностранного
языка. // Иностранные языки в школе. - 1976, № 9.
12. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. –
М, 1991
13. Ежова К.П. Кружок английского языка. // Иностранные
языки в школе. – 1985, №2
14. Иващенко Г.П. Мебель для кабинета иностранного языка.
// Иностранные языки в школе. - 1976, № 9.
15. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая
методика обучению иностранному языку. – М., 2001.
16. Коптюг Н.М. Интеренет-уроки как вспомогательный
материал для учителя английского языка. // Иностранные языки в школе. – 2000,
№4
17. Красильникова В.С. Методические рекомендации по
организации самостоятельной работы по английскому языку в школе продленного
дня. // Иностранные языки в школе. – 1984, №1
18. Кушнир А.Б. Как заманить ученика на урок иностранного.
// Народное образование. - 2000, №8.
19. Макарова Т.Н. Методические материалы по оформлению и
содержанию кабинетов образовательных учреждений. - М., 2002.
21. Медведева О.И. Активные формы работы в старших
классах. // Иностранные языки в школе. – 1987, №6
22. Модорова Н.Л. Развиваем интерес к изучению
иностранного языка. // Урок и подготовка домашних заданий. – М., 1962
23. Перечни учебного оборудования для общеобразовательных
учреждений России. – М., 1994.
24. Поршнева Е.Л. Каким быть школьному кабинету иностранных
языков? // Иностранные языки в школе. - 2001, №3. - С. 33-34.
25. Программы общеобразовательных учреждений. Иностранные
языки. – М., 1994.
26. Пшеничнова С.Н. Другая форма общения. //
Коммуникативная методика. – 2004, №5
27. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения
английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. –М.,
2000.
28. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика. –
М., 1998.
29. Соловова Е.Н. Оптимизация самостоятельной работы
учащихся. // Иностранные языки в школе. - 2004, №3.
30. Стефанов И.С. Эстетическое воспитание личности. //
Идеологический процесс и воспитание личности. – М., 1980.
31. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1982.
32. Файдюк В.М., Лепендин В.М., Щербак Ю.И. Кабинет
иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 1963, №4.
33. Харьковский З.С. Типовое оборудование школьного кабинета
иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 1963, №2.