Место банковской системы в условиях перехода к рынку
Министерство
общего и профессионального образования
Российской Федерации Академия налоговой
полиции ФСНП РФ
Уфимский филиал Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
Место банковской системы в условиях
перехода к рынку
Выполнил: слушатель 1 курса
группы
ОЭ-99-02
ГарееваК.Р
Научные
руководители:
Лузина И.А.
Короткое
А.Ю.
Уфа-2000
Содержание:
Введение 3
Принципы организации банковской системы 4
Проблемы и пути развития банковской системы Российской
Федерации 8
Центральный и коммерческие банки, их функции и характер взаимодействия в современных условиях 13
Денежно-кредитная политика в России. 18
Заключение 24
Список использованной литературы: 27
Введение
Переход к новым экономическим
отношениям в России определил необхо-димость разработки и применения
принципиально новых, рыночных, подходов к реа-лизации эффективной банковской
политики на уровне конкретного кредитного учреждения.
Демонополизация банковской системы и
децентрализация способствовали развитию банковской конкуренции и созданию
финансовых рынков, в частности, рын-ка депозитов и рынка ссудных капиталов. В
результате мероприятий, направленных на проведение экономической реформы, в
том числе реорганизации банковской системы страны на основе принятых законов о
банках и банковской деятельности право привлекать денежные средства населения в депозиты и
выполнять широкий спектр операций по обслуживанию частных клиентов получили
все коммерческие банки. Формирование рыночных отношений в России,
преобразование в связи с этим банковской системы коренным образом изменило
характер проведения процентной политики.
Банки стали самостоятельно определять уровень
процентных ставок, учитывая при этом влияние целого ряда
факторов: соотношение спроса и предложения на финансовых рынках,
государственное регулирование уровня процентных ставок, темпы инфляции, общий
уровень рентабельности хозяйства, конкуренцию в банковском деле, прибыльность
банка, срок и размер предоставляемых (привлекаемых) средств, степень
риска данной операции, платежеспособность клиен-та, его характер, вид ссуды,
тип банка, его размер и другие.
Мировая практика экономической жизни убедительно
свидетельствует о том, что без создания эффективной банковской системы
невозможно нормальное функцио-нирование и развитие экономики. Эффективность
функционирования банковской системы России - залог успешного
перехода к рыночные отношениям. Этим объясняется актуальность рассматриваемой в
данной работе темы.
Основное назначение
банка - посредничество в перемещении денежных средств от
кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками
переме-щение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и
кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании,
брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка
имеют два сущест-венных признака, отличающие их от всех других субъектов. [ 2,
с.24]
Во-первых, для банков характерен двойной
обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые
обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные
таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги,
выпущенные другими. Это отличает банки от финансо-вых брокеров и дилеров,
которые не выпускают своих собственных долго-вых обяза-тельств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных
обязательств с фикси-рованной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим
банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски,
связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет
среди своих акционеров.
В
Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков
основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В
соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие
широкий круг операций на финансовом рынке: предостав-ление различных по видам и срокам кредитов,
покупка-продажа и
хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов,
выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверитель-ные операции и
т.п.
В России банки могут создаваться на основе любой формы
собственности – частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается
возможность соз-
дания
банков, основанных исключительно на государственной форме собственнос-ти,
которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою
деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных
капи-талов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций.
Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями
откры-тия банков с участием иностранного капитала на территории
Российской Феде-рации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются:
- совместные банки, т.е. банки, уставной
капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;
- иностранные банки - банки, уставной капитал
которых формируется за счет нерезидентов;
- филиалы банков-нерезидентов.
В настоящее время Банковская система децентрализована,
создана двухуров-невая банковская структура. Двухуровневая структура (в
различных формах) суще-ствует длительный период в странах Западной
Европы и Америки и оправдала себя.
1. Верхний уровень занимает
государственный банк (Центральный банк Российской Федерации),
который диктует кредитную политику, но не вмешивается в дела
самостоятельных банков нижнего уровня. Центральный банк стремится к
стабилизации кредитной системы, избежанию кризисов и банкротств в банковской
сфере, то есть осуществляет в большей или меньшей степени государственное
регулирование кредитного сектора.
2. Нижний уровень занимают коммерческие
банки и иные небанковские финансово-кредитные институты (имеющие
лицензию на осуществление банковских операций).В Законе о банковской
деятельности они названы другими кредитными учреждения.
Управление и контроль устойчивостью банковской системы.
Устойчивость
банковской системы является одной из гарантий бескризисного развития
экономики.
В связи с этим Центробанк РФ, отвечающий за
устойчивость Банковской системы, формирует следующие Резервные и Страховые
фонды:
1. Фонд обязательных резервов. Банки
перечисляют 20% от объема привлечен-ных ресурсов и перечисляют сверх того
средства, если уставной капитал оплачен не полностью, а также если они нарушают
установленные или экономические нормативы.
2. Фонд компенсации в % ставках. Норматив
отчислений в фонд компенсации разниц в % ставках устанавливается в размере 1
процента от прибыли коммерческого банка. Из фонда банкам выплачиваются
компенсации если они теряют свои доходы при применении пониженных
ставок. В фонд изымаются также все доходы коммерческих банков, полученные
от применения ими процентных ставок по ссудам свыше предель-ных, установленных
Банком России и другие незаконно полученные доходы от опера-ций по
производству и торговле материальными ценностями.
3. Фонд страхования депозитов. Норматив
отчислений устанавливается в разме-ре 1% от прибыли коммерческого банка.
Формирование указанного фонда в случае неплатежеспособности банка дает
коммерческим банкам право компенсации вкладов и депозитов своим клиентам со
стороны Банка России в двадцатикратном размере от величины фонда страхования
депозитов.
4. Фонд страхования коммерческих банков от
банкротств. Норматив отчисле-ния составляет 1% от прибыли. Формирование
указанного фонда дает право коммер-ческим банкам получать ссуды Банка России на
восполнение временного, сезонного недостатка ликвидности в двадцатикратном
размере к оплаченной величине фонда.
Управление и контроль за устойчивостью банковской
системы заключается в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих
выполнение 12 основ-ных нормативов. [4, с.53]
Н1-минимальная
достаточность капитала - соотношение капитала банка и суммарного объема
активов, взвешенных с учетом риска.
Н2-минимальная текущая
ликвидность - отношение суммы активов к сумме обязательств банка по счетам до
востребования более половины ликвидных активов представлено остатками по счету
"Операции с государственными ценными бумагами".
Н3-норматив мгновенной ликвидности
банка-отношение суммы высоколиквид-ных активов к обязательствам банка до
востребования.
Н4-максимальный риск по
долгосрочным кредитам - отношение кредитов сроком свыше года к
капиталу и долгосрочным депозитам.
Н5-минимальное соотношение
ликвидных и суммарных активов. Соотноше-ние ликвидных активов и суммарных
активов. Суммарные активы рассматриваются как активы-нетто.
Н6-максимальный размер
риска на одного заемщика - отношение совокупной суммы кредитов
и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.
Н7-максимальный размер риска по
крупным кредитам - соотношение совокуп-ной величины крупных кредитов и 50%
гарантий к капиталу банка.
Н8-максимальный размер риска на
одного кредитора - соотношение величины вклада по счетам одного кредитора к
капиталу банка.
Н9-максимальный размер кредитов,
предоставленных одному акционеру –отно-шение совокупной суммы кредитов и
гарантий, выданных одному заемщику-акцио-неру, к капиталу банка.
Н10-максимальный размер кредитов,
гарантий и поручительств, предоставлен-ных инсайдеру. Отношение совокупной
суммы кредитов и гарантий, выданных инсай-дерам, к капиталу банка.
Н11 -
максимальный размер привлеченных вкладов населения. Соотношение общей
суммы вкладов граждан и капитала банка.
Н12-максимальное
использование собственных средств для приобретения акций одного
юридического лица. Процентное соотношение инвестируемых и собственных средств.
Известно, что в последние годы банковская
система испытывала серьезные трудности (кризис валютного рынка в 1994 г.,
кризис банковской ликвидности в 1995 г., крах фондового рынка 17
августа 1998 г.).
Решение проблем развития банковской системы России
усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются
социальные:
- постоянно меняется законодательная база;
- стремление большинства банкиров получить
сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления
деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и
кризисам банковской системы в целом..
Понятно, что недостаточно просто объявить о
создании новых кредитных институтов. Коренным образом должка измениться вся
система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений
банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира,
воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего,
инициативного и готового идти на обдуманный и взвешен-ный риск. На это
требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубеж-ной
практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования
кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на
многове-ковой опыт рыночных финансовых структур.
Рассмотрим причины и последствия банкротства
банков.
Три
главных нежелательных обстоятельства могут послужить причиной банкротства
банка:
-
невозврат ссуды или потеря
стоимости других активов;
-
неликвидность;
-
убытки от основной
деятельности.
Каждое из этих обстоятельств ведет к
уменьшению собственного капитала банка. Когда собственный капитал банка падает
ниже нуля, банк становится неплатежеспособным: его пассивы (обязательства)
превосходят его активы. В этой ситуации ревизоры банков обычно настаивают на
том, чтобы банк прекратил свою деятельность.
С момента возникновения банковского
дела нестабильность, вызванная банкротствами отдельных банков, массовыми изъятиями
вкладов с проводимой политикой частичного резервного покрытия, объективно
подталкивала государство к расширению практики регулирования банковского дела.
С помощью регулирования государство пытается защитить вкладчиков от финансовых
потерь и избежать разрушительных для экономики последствий банкротств банков.
К числу трех важнейших типов
мероприятий, с помощью которых государство пытается обеспечить надежность и
стабильность банковской системы, относятся:
-
проведение банковских
ревизий;
-
проведение
централизованных банковских операций;
-
страхование депозитов.
Ключевым вопросом этой проблемы
является подрыв доверия со стороны вкладчиков к банку.
В условиях
перехода к рыночной экономике оптимальная кредитная политика коммерческого
банка во взаимоотношениях с клиентами должна строиться исходя из интересов
участников кредитных отношений.
Развитие рыночных отношений в России, нестабильное
законодательство, "частые изменения" фискальной политике
Правительства и другие внешние причины (наряду со стратегией развития и
тактикой действия) вынуждают российские банки периодически пересматривать
свои приоритеты в кредитовании реального сектора.
В качественно новых условиях перед национальной
банковской индустрией как
составной частью экономики России объективно стоят два
принципиальных вопроса:
- во-первых, какую роль ей предстоит сыграть
в осуществлении структурной перестройки экономики страны;
- во-вторых, как она должна развиваться в будущем.
Доминирующей тенденцией развития
российских банков становится активная концентрация капитала. Формируется
ядро крупнейших банков. На долю первых 30-ти по величине активов уже сейчас
приходится 66% совокупных активов банковской системы. Другим проявлением
тенденции концентрации банковского капитала стало сокращение количества
кредитных организаций под действием рыночных процессов конкуренции и
концентрации (их количество уменьшилось за два последних года в 1,5
раза — с 2600 до 1700).
Концентрация капитала и активов крупнейших
банков сопровождается их экспансией на международных рынках капитала. Некоторые
конкретные цифры пока-зывают масштабы проникновения отечественных кредитных учреждений на
междуна-родные финансовые рынки: на 1 января 1998 г. в общем объеме
привлеченных рос-сийскими банками межбанковских кредитов доля иностранных
банков составила 70,8%, за 1997 г. о на увеличилась примерно в 1,5 раза.
Такого результата удалось до-биться, несмотря на жесточайший кризис на мировых
фондовых рынках, существенно подорвавший доверие у инвесторов к кредитным
учреждениям развивающихся стран.
На фоне ускорения темпов сокращения, общего
количества действующих кредитных организаций достаточно устойчивую и
динамично развивающуюся подгруппу в банковской системе России составляют
банки с участием иностранного капитала. Удельный вес их количества возрос с
7,3% на 1 января 1998 г. до 8,4% на ту же дату 1999 г. Объем иностранных
инвестиций в капитал российских банков за прошлый год составил 4,13%
совокупного уставного капитала всей банковской системы. При этом лимит
привлечения иностранного капитала (12%) не исчерпан. За последние два
года наблюдался рост числа банков, контролируемых нерезидентами.
Большин-ство из них входит в группу 200 крупнейших банков. Необходимо отметить,
что со стороны таких банков усиливается конкуренция за лидирующие позиции
в банковс-
кой системе России. Это ставит
вопрос об уточнении принципов регулирования их деятельности, чтобы снизить
риск внезапной миграции иностранного капитала.
Следует особо подчеркнуть, что в условиях
финансового кризиса, разразив-шегося 17 августа, в стране сохранилось
достаточно много банков, которые не относятся к категории проблемных даже в
это непростое время. Свою устойчивость и возможность продолжения
нормального рабочего процесса показал целый ряд средних российских банков.
Причины надежности этих банков в условиях кризиса в том,
что они не вкладывали значительных средств в государственные ценные бумаги, не
брали под залог ГКО кредиты у банков-нерезидентов, не участвовали в доходном
«прокручи-вании» бюджетных средств, не увлекались игрой на рискованном
межбанковском рынке. Основным направлением их деятельности оставалось качественное
обслу-живание традиционной клиентуры, кредитование предприятий реального
сектора под высоколиквидные залоги. В результате случаи невозврата или
просрочки креди-тов у них относительно редки.
Проводимая сегодня реструктуризация
банковской системы вызывает необходимость продуманного адекватного ее
регулирования со стороны ЦБ РФ с учетом норм международного банковского
опыта.
Основными путями достижения банками цели
повышения прибыльности деятельности на современном этапе являются:
-
автоматизация банковских расчетов;
-
совершенствование существующих банковских продуктов и ввод новых услуг;
-
расширение сети банкоматов и электронных систем обслуживания;
-
развитие систем
автоматизации, в частности подсистемы «банк - клиент»;
-
расширение клиентской базы
за счет привлечения на обслуживание юридических лиц.
Основные
положения современных подходов к эффективному управ-
лению финансовыми ресурсами коммерческих
банков определяются рядом факторов:
-
меняется содержание
приоритетов банковской политики, которая рассматривается в широком смысле как с
позиций банка так и кредитора и заемщика;
-
развитие кредитных рынков
(национальных и международных) предполагает изменение сути банковской
деятельности с учетом требований рынка. Возникает необходимость в проведении
банковского менеджмента, маркетинга, внедрения новейших технологий, изучения и
покрытия экономических рисков с целью наиболее полного удовлетворения
потребностей клиентов банков с минимальными затратами;
-
социально- экономическая
роль банков в рыночном хозяйстве предполагает расширение сферы и повышение
качества банковских услуг. При этом, банкротства банков последних лет крайне
негативно сказались на отношении к банкам со стороны клиентов;
-
вступление отечественной
экономики на путь рыночных преобразований предопределяет ее развитие в русле
общемировых тенденций;
-
формируя современную
кредитную политику, коммерческие банки все в большей степени ориентируются на
знания и опыт, существующие в мире.
Однако, в нынешних условиях
достижения западной экономической теории не могут в полной мере отвечать
специфике российского банка и применимы лишь в той части, которая отвечает
национальным особенностям:
1.
Налогового законодательства;
2. Методов
бухгалтерской отчетности;
3.
Взаимоотношений хозяйствующих субъектов РФ.
Центральный и
коммерческие банки, их функции и характер взаимодействия
в современных условиях
Банк - (в соответствии с Законом о
банках и банковской деятельности в РФ) коммерческое учреждение, являющееся
юридическим лицом, которому на основании лицензии, выдаваемой Банком России,
предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических
лиц и от своего имени размещать их на условии возвратности, платности и
срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
По состоянию на 1 июля 1999 года
число коммерческих банков в России составило 1946 [ 5, с. 12]
Первым и основополагающим принципом
деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально
имеющихся ресурсов. [ 5, с.31] Работа в пределах реально имеющихся ресурсов
означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное
соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться
соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им
ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так если
банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их
преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под
угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным
риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем
объеме его ресурсов.
Вторым важнейшим принципом, на котором
базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая
самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка
за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает
свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными
ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.
Действующее законодательство предоставляет всем
коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами
и доходами. Прибыль
банка,
остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в
соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает
нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов
по акциям.
По своим обязательствам коммерческий
банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на
которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций
коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения
коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные
рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего
из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка
заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться
только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство
определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может
давать им приказов.
Функции коммерческого банка
Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество
в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств,
временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных
доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих
банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов
выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов
осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при
посредстве банков без участия промежуточных звеньев
в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и
полученные взаймы средства формируется
под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается
свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.
Значение посреднической функции коммерческих
банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей
деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в
экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к
заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски
потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие
издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о
платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных
средств не совпадает с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие
банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с
потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих
активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.
Вторая важнейшая функция коммерческих банков
- стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие
банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны
не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и
формировать достаточно эффективные стимулы к накоп-лению средств. Стимулы к
накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой
депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких про-центов,
выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности
помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит
формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в
коммерческих банках.
Наряду со страхованием депозитов
важное значение для вкладчиков
имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех
гарантиях,
которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора
средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка,
чтобы самому оценить риск будущих вложений.
Третья функция банков - посредничество в
платежах между отдельными самостоятельными субъектами.
Важнейшей функцией банков в условиях рыночной
экономики является
инвестиционная
деятельность..
Под инвестициями понимается
долгосрочное вложение средств в промышленность, сельское хозяйство и другие
отрасли экономики внутри страны и за границей в целях получения прибыли.
Прямые инвестиции представляют собой непосредственное вложение средств в
производство, приобретение реальных активов. Портфельные инвестиции
осуществляются в форме покупки ценных бумаг (портфель ценных бумаг) или
предоставления денежных средств в долгосрочную ссуду (портфель ссуд) в
национальной или иностранной валюте (валютный портфель).
Под инвестиционной политикой банков понимается
совокупность мероприятий, направленных на разработку и реализацию
стратегии по управлению портфелем инвестиций, достижение оптимального
сочетания прямых и портфельных инвестиций в целях обеспечения нормальной
деятельности, увеличения прибыльности операций, поддержания допустимого
уровня ?*х рискованности и ликвидности баланса. Она разрабатывается
руководством банка (возможно, совместно с консультирующим его по этим
вопросам учреждением). Важнейший элемент инвестиционной политики -
разработка стратегии и тактики управления валютно-финансовым портфелем банка,
включающим наряду с прочими его элементами портфель инвестиций.
Инвестиционный портфель (портфель инвестиций)
- совокупность средств, вложенных в ценные бумаги
сторонних юридических лиц и приобретенных банком, а также размещенных в виде
срочных вкладов иных банковских и кредитно-финансовых учреждений, включая
средства в иностранной валюте
и вложения в иностранные ценные бумаги. Критериями при определении структуры инвестиционного портфеля
выступают прибыльность и рискованность операций, необходимость регулирования ликвидности баланса и диверсификация активов. Возможны
различные принципы и подходы к управлению инвестиционным портфелем предприятий и банков. Наиболее
распространенным
является принцип ступенчатости погашения ценных бумаг, позволяющий поступающие от погашения (или
реализованных) ценных бумаг средства реинвестировать в ценные бумаги с максимальным сроком
погашения.
Так как под инвестициями банков обычно
понимаются вложения денежных средств на срок в целях получения доходов или
прибыли, то с этой точки зрения практически все активные операции банков
можно рассматривать в качестве инвестиций. В этой связи, чтобы избежать
путаницы в терминах, под инвестиционными банковскими операциями понимаются те
из них, в которых банки выступают в роли "инициаторов вложения
средств" (в отличие от кредитных операций, где инициатива в
получении средств исходит со стороны заемщика).
В более узком смысле под инвестиционными операциями
банков понимаются вложения средств в ценные бумаги. Таким образом,
при инвестиционных операциях банк является одним из множества
кредиторов, в то время как при кредитных операциях банк обычно, хотя
далеко и не всегда, выступаете роли единственного кредитора.
Основное содержание инвестиционной политики
банка составляет определение круга ценных бумаг, наиболее пригодных для
вложения средств, оптимизация структуры портфеля инвестиций на каждый
конкретный период времени.
Функции Центрального банка РФ
В соответствии со ст. 1 Закона о
Банке России это учреждение является главным банкеv РФ и
находится в ее собственности.
Правовой статус Банка России имеет
свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом (ст.2) и
может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками
и государством (бюджетом) (ст.16-18).С другой стороны он же наделен широкими властными
полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ (ст.5, 10 -14,19-33).
Таким образом, Банк России имеет
двойственную правовую природу. Функции Центрального банка РФ включают в себя:.[
7, с. 126]
- проведение эмиссии банкнот;
- хранение резервного фонда других кредитных
учреждений;
- денежно-кредитное регулирование экономики;
- кредитование коммерческих банков и осуществление
кассового обслуживания государственных учреждений;
- проведение расчетов и переводных операций;
- контроль за деятельностью кредитных учреждений.
Денежная и кредитная политика является
наряду с бюджетной, налоговой, ценовой и таможенной политикой составными
элементами финансовой
политики.
Современный опыт России показал, что ошибки
в денежной политике обходятся стране очень дорого. К началу 1992 года
официальный курс доллара составлял около 0,6 рубля, а внутренний долг превышал
500 млрд. рублей, т.е. составлял более 300 млрд. долларов. Этот долг состоял из
остатков вкладов населения в Сберкассе и по внутренним облигационным займам
(без учета долга государства по товарным обязательствам). Первые шаги
реформаторов были направлены на уменьшение долга государства перед своим
народом через инфляционный механизм денежной политики. При ограниченной
товарной массе денежная эмиссия очень быстро привела к обесценению рубля
относительно валют других стран. Тем самым государство стимулировало рост
экспорта сырьевых ресурсов и продуктов сельскохозяйственного производства. Внутренний
рынок стал дополняться импортной продукцией, что еще более ухудшило
положение промышленности и сельского хозяйства.
Составными частями денежной политики
являются эмиссионная политика и стабильность
национальной валюты.
Эмиссионная политика, кроме определения необходимого
количества денег в обороте, имеет еще одно направление — увеличение доходов
бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при переходе определенных
количественных
границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов
бюджета (мы опускаем другие последствия инфляции). Если по каким-то причинам
государство не в состоянии регулировать свою денежную систему (как это
произошло в России), то нарушается экономическая безопасность страны, поскольку
национальная валюта не б состоянии
противостоять экспансии более сильных валют и национальные богатства могут
быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.).
Кредитная система и кредитная политика
обеспечивают функционирование внутрихозяйственных расчетов и
ссудного капитала. Ссудный капитал является важнейшим условием
осуществления воспроизводственного процесса, обеспечивая возможность
заимствований как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций.
Кредитный сектор экономики служит и для выравнивания средней
нормы прибыли. Величина процентной ставки может негативным образом сказаться
на экономической активности в обществе. Действительно, если
рентабельность производственного сектора в нормальных рыночных условиях
колеблется между 8 и 12%, что ненамного превышает ставки банков за предоставление
кредита (от 2,5% — в Японии, 6,3% — во Франции, 8,25% — в США, до Ю,6% — в
Италии), то Россия оригинальна и в размере банковского процента:
ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за
период реформирования достигала 100% в 1993 г. и даже 210% в 1994 г. С июля
1998 г. ставка рефинансирования (Ставка рефинансирования — это плата
за кредит, предоставляемый Центральным банком Российской Федерации
коммерческим банкам) стабилизировалась на уровне 60%. Действие такой
высокой ставки рефинансирования сказывается самым негативным образом, а
именно:
- невозврат кредитов;
- рост цен на продукцию производственного сектора и сектора
услуг; - уменьшение
рентабельности у заемщиков, вследствие чего сокращение нало-гооблагаемой
базы;
- свертывание производства;
- сужение внутреннего потребительского рынка
ввиду падения доходов субъектов воспроизводственного процесса.
Результатами
проведенного в 4 кв. 1999 г. обследования [4, с. 5] свидетельствуют о
наметившейся тенденции к нормализации ситуации в денежно- кредитной
сфере России.
Приоритетным направлением в IV квартале
1999 года по-прежнему оставалось краткосрочное кредитование: о его расширении
сообщили 60% опрошенных (в III квартале — 58%), а о сокращении — всего 6%,
Причем наибольшая активность по краткосрочному кредитованию, как и по
большинству других видов денежно-кредитной деятельности, была
характерна для крупных коммерческих банков с зарегистрированным уставным
капиталом свыше 100 млн. рублей. Чаще всего ссуды предприятиям промышленности,
торговли и общественного питания выдаются на срок до 3 до 6 месяцев, а
населению — от 6 месяцев до 1 года.
Несмотря на меньшую привлекательность для
коммерческих банков долгосрочных кредитов, здесь также наметились положительные
сдвиги. В наибольшей степени увеличили предоставление таких кредитов крупные банки
с уставным капиталом свыше 100 млн. рублей, располагающие значительными
финансо-выми ресурсами. Самыми распространенными были ссуды на срок от 1 до 3 лет
предприятиям промышленности (21% опрошенных) и населению (24%). Вместе с тем
коммерческие банки располагают значительными неиспользованными
возможностям» для расширения долгосрочного кредитования реального сектора
экономики: об этом заявил 91% респондентов.
Приоритет в кредитовании отдан
коммерческим структурам. О расширении подобных услуг, предоставленных этим
организациям, сообщили 65% принявших участие в опросе, об уменьшении —
всего 7 %.
Вместе с тем по-прежнему остается низкой
активность коммерческих банков в кредитовании инновационной
деятельности, что обусловлено во многом долговременным характером получения
эффекта от инвестиций.
Всего 11 % респондентов сообщили об
участии в инновационном процессе в качестве кредиторов. Сократились
«невозвраты» выданных коммерческими банками кредитов. Улучшение ситуации в
большей степени отмечено у коммерческих структур, а по государственным
предприятиям она изменилась незначительно. При этом трое из каждых четырех
опрошенных отметили в конце года, что положение с кредитными рисками не
ухудшилось.
Усиление конкуренции между коммерческими
организациями и низкие темпы инфляции способствовали снижению процентных ставок
по предоставленным кредитам.
Положительной является и тенденция снижения
процентных ставок по ссудам в реальный сектор экономики.
Сравнительный анализ результатов обследовании
деловой активности коммерческих банков по кварталам 1999 года
свидетельствует прежде всего о наличии двух основных тенденции кредитной
политики. С одной стороны, активизация
деятельности коммерческих банков по кредитованию экономики в связи с
улучшением их ресурсной базы, с другой — повышение спроса на кредиты как
следствие постепенного снижения процентных ставок, некоторого оживления
промышленного производства и улучшения финансового состояния клиентов банков.
Об определенной переориентации кредитной
политики коммерческих банков в сторону реального сектора свидетельствуют также
результаты проведенных в минувшем году обследований промышленных
предприятий. Так. на протяжении года наблюдалось постепенное увеличение доли
предприятий, обращавшихся в коммерческие банки за получением кредитных
средств (41% обследованных предприятий — в I квартале и
49% — в IV квартале
1999 года).
В начале 2000 года руководители
обследованных коммерческих банков предполагают расширить выдачу кредитов и
краткосрочных ссуд прежде всего коммерческим структурам. Они ожидают
дальнейшей стабилизации финансового рынка и сокращения в связи с этим
«невозвратов» по выданным кредитам.
Большинство (76%) респондентов определяют
предоставление льгот при кредитовании реального сектора экономики как основной
инструмент повышения эффективности деятельности банков.
По мнению 79% опрошенных, основным фактором,
отрицательно влияющим на деятельность банков, является общая
экономическая нестабильность в стране. На несовершенство налогового
законодательства и нормативно-правового регулирования банковской
деятельности указали 68% руководителей обследованных банков.
Ниже приводятся еще
некоторые цифры дополняющие характеристику современного
состояния кредитно-финансовой системы страны.[13, с.З]
На 1 января 2000 г.
суммарная задолженность по обязательствам предприятий
и организаций составила 3609,4 млрд. руб, из нее просроченная -1445,3 млрд. руб, т.е. 40% от общей суммы задолженности.
Кредиторская задолженность
в целом по стране на 1 января 2000 т. достигла 2900,8 млрд.руб,
просроченная - 46,7 % от этой суммы.
Задолженность по полученным кредитам банков и займам в целом по России на 1 января 2000 г. составила 708,6 млрд.руб, в
том числе просроченная ~90,8млр
Таблица 1
Состояние
кредиторской задолженности
Вид задолженности
|
Январь, 2000 г.,
млрд.руб
|
В%к
|
|
|
январю
1999г.
|
декабрю
1999
г.
|
Просроченная
кредиторская задолженность:
|
1452,6
|
117,0
|
107,2
|
в том числе:
|
|
|
|
-промышленность
|
782,1
|
110,6
|
101,8
|
-строительство
|
102,5
|
112,5
|
97,7
|
сельское хозяйство
|
118,2
|
122,8
|
100,2
|
транспорт
|
121,8
|
71,0
|
96,7
|
связь
|
3,8
|
104,4
|
90,3
|
торговля
и общественное питание
|
143,1
|
в 5 раз
|
оптовая
торговля продукцией производственно-технического
назначения
|
9,6
|
100,9
|
85,4
|
жилищно-коммунальное
хозяйство
|
133,7
|
126,9
|
97,5
|
Дебиторская задолженность на 1 января 2000 г. составила 1999,1
млрд.руб, просроченная - 40,7% от
указанной суммы.
В вексельной форме находилось 7,1% всей
задолженности поставщикам и 3,6% задолженности покупателей.
Формирующаяся в нашей стране банковская
система представляет собой двухуровневую систему. Банк России вместе с
центральными банками республик, областей, краев и т.п. и их
учреждениями образуют единую систему центральных банков, основанную на
общей денежной единице и выполняющую функцию резервной системы. Второй уровень
кредитной системы составляют коммерческие банки.
Коммерческие банки - главные центры кредитной
системы. Современные коммерческие банки - это кредитно-финансовые
учреждения универсального характера. Он не только принимает вклады
населения, предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое
обслуживание клиентов.
Существование большого числа коммерческих
банков обусловлено экономической целесообразностью, потребностями
финансового обслуживания клиентов, особенностями законодательного регулирования
банковской системы. Следует отметить факт возрастания могущества
крупнейших банков страны, которое определяется не только концентрацией активов
и депозитов в их руках, но и тем, что они в замаскированной форме
включают мелкие и средние банки в сферу своего влияния. Это происходит через
систему корреспондентских связей , через создание холдингов, владеющих
контрольными пакетами акции банков.
Сегодня, в условиях развития товарного и становлении
финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые
виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов.
Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно
работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания
коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской
инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России.
Можно выделить два основных направления, по
которым должно происходить качественное совершенствование банковской сферы и
ее деятельности.
Первое - развитие процессов
концентрации в банковском деле. Это связано с тем, что банки должны сыграть
ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который в свою
очередь невозможен без существенного повышения инвестиционной активности.
Подобная их роль предопределена реальным состоянием различных финансовых
институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые
инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения
в подъеме инвестиционной активности: первые не набрали необходимой
финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок
ценных бумаг, особенно вторичный. Только крупные банки, имеющие традиционные
связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в различных регионов страны,
способны сегодня удовлетворять инвестиционные потребности
производственных структур через долгосрочные кредиты.
Учитывая, что в условиях высокой инфляции
желание банков сохранить инвестиционную направленность деятельности
наталкивается на ее экономическую невыгодность, государство должно
подкрепить его соответствующими стимулами. Арсенал их известен: прежде всего
это снижение размера резервных требований для таких банков и освобождение
от налогообложения доходов банков, получаемых от долгосрочных
кредитов. Создание условий для активизации инвестиционной
деятельности отвечает государственным интересам России, поэтому общественность
вправе ждать здесь от высших органов власти решительных действий.
Второе направление совершенствования
банковской деятельности, имеющее перспективный характер, - расширение
круга услуг, оказываемых банками их клиентам, то есть диверсификация
банковской деятельности в са-
мом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской
деятельности в этом направлении связана с тем, что в рыночной
экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых
услугах постоянно развиваются. Безусловно, диверсификация банковской
деятельности станет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем.
Следует отметить, что уже и сейчас
наиболее дальновидные банки готовятся к
тому, чтобы необходимость широкой диверсификации
банковской деятельности не застала их в врасплох и начинают активно
разрабатывать новые банковские продукты. Сравнивая ассортимент банковских услуг,
которые сегодня предлагаются клиентам российскими банками, с тем,
который характерен для банков в странах с развитой рыночной экономикой, где
по разным оценкам клиенты получают от нескольких сотен до нескольких тысяч
услуг, можно представить сколь масштабную работу предстоит
развертывать банкам по совершенствованию их деятельности по мере
становления развитого рынка.
1. Закон РСФСР «О банках и банковской
деятельности в РСФСР» от 02.12.90 (с последующими изменениями и дополнениями),
Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
2. Байбурин Р.Л. Финансовая система России. -М.:ФИН.1997
-402 с.
3. Глушенко В.В., Глушенко И.И. Финансы. - М.:НПЦ
«Крылья», 1998-412 с.
4. Кризис уже проехали? Результаты
исследования Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ //Экономика
и жизнь, №13-2000 г.
5. Российская банковская энциклопедия
/ Гл. ред. О. И. Лаврушин. - Москва, 1995-415 с.
6. Носков И.Я. Проблемы
реформирования банковской системы России //Финансы, №11-1998.
7. Финансы./Под ред. Ковалевой A.M. М.:Финансы и статистика. 1999.-379 с.
8. Финансы. Денежное обращение. Кредит //Под
ред. Л.А. Дробозиной М.:Финансы.1999. -477 с.
9. Финансы /Под ред. Романовского М.В. - М.: Юрайт, 2000. - 520 с.
10 Федоров Н.Г. Проблемы развития банковской
системы.//Финансы, 1999 -
№3.
11. Ханин Г. Состояние банковской системы. //Новая газета, 1998-№18
12. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт.М.: Биржи и
банка, 1997.
13. Экономика и жизнь №15-2000 г. с.З